Что такое рынок информационных продуктов
Содержание:
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой товаров и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, которые имеют материальную форму, объектом продажи или обмена здесь являются информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инжиниринговые услуги, различные виды информации и другие виды информационных ресурсов.
Основным источником информационных услуг в современном обществе являются базы данных. Они объединяют поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и взаимоотношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть.
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие возникающие проблемы.
История развития рынка информационных услуг
В середине пятидесятых годов начал развиваться стабильный рынок информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг были информационные службы академических, профессиональных, научно-технических сообществ, государственных учреждений и учебных заведений. Основными заказчиками были ученые и специалисты в области науки и техники.
С начала 1960-х годов параллельно с рынком информационных услуг начал развиваться рынок электронных услуг по обработке и передаче информации.
С середины 1960-х до середины 1970-х годов, в результате широкого внедрения компьютерных технологий, базы данных, содержащие различные виды информации по всем видам областей знаний, стали основным видом информационных услуг.
С середины 1970-х годов, с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных, онлайновое извлечение информации из удаленных баз данных стало ведущим видом информационных услуг.
С 1980-х годов информационная индустрия приобретает все больший вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
Структура информационного рынка
Не вся информация является частью информационного рынка. Его экономическая ценность зависит от степени востребованности в той или иной области человеческой деятельности. Информационное пространство формируется такими типами информации:
Информационный рынок как фактор производства
Развитие современного производства невозможно без использования информации. Положительные изменения в бизнесе обеспечиваются с помощью информации. Рыночные операции основаны на информации, а сама информация стала товаром и продается. Это основа информационного рынка, на котором информация продается и покупается.
Информация является фактором производства, так как объединяет процесс производства, управления, снабжения, маркетинга и других видов деятельности, позволяет перейти от массового производства к индивидуальному созданию продукции с учетом развития потребностей и их дифференциации. С помощью информации сокращается время технической подготовки производства, так как в этом случае используются имеющийся опыт и знания. Информация позволяет менять систему управления, сокращать количество сотрудников, занятых выполнением рутинных задач, использовать наиболее популярные системы управленческой информации, изменять потребности предприятий в качестве и количестве персонала. В дополнение ко всему этому, информация вносит разнообразие в организационные формы компании, так как практикуются гибкий график работы, неполный рабочий день и удаленная работа.
Базы экономической информации позволяют сглаживать асимметричную информацию на рынке, что меняет характер конкурентного поведения компании, так как увеличивается способность прогнозировать как собственное экономическое поведение, так и поведение и возможности конкурентов.
Спрос на информационном рынке формируется потенциальными потребителями, т.е. владельцами бизнеса, руководителями различных предприятий, рядовыми работниками и т.д. Потребителям необходима рыночная информация: от вида продукта до тенденций рыночных отношений. Продавцам необходима информация о конкурентах, условиях рынка, потребностях потенциальных покупателей. Для принятия управленческих решений менеджерам необходима различного рода информация. Предпринимателям нужна информация, которая позволяет развивать бизнес, открывать новые производства, закрывать убыточные бизнес-единицы. Целью любого бизнесмена является снижение стоимости создания своего продукта, поэтому ему необходима маркетинговая, техническая и технологическая информация. Людям, занимающимся поиском работы, нужны данные о тенденциях экономического развития, перспективных отраслях бизнеса, наличии вакансий и т.д.
Поэтому каждому участнику рынка нужны надежные данные, которые он готов купить.
Виды деятельности на информационном рынке
В настоящее время основными конкурентами коммерческой информации на информационном рынке являются бесплатный контент в Интернете и пиратский контент. Чтобы информация была прибыльной, она должна обладать следующими характеристиками:
Области деятельности на информационном рынке:
В современном мире нет такой деятельности, которая каким-то образом не связана с информационным рынком. Информационный обмен является основой любой человеческой деятельности, и значение информационного рынка с каждым годом возрастает.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Электронная библиотека
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
· центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производятся постоянное накопление и редактирование информации;
· центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
· службы телекоммуникации и передачи данных;
· специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например: консалтинговые фирмы, банки, биржи;
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица.
История развития рынка информационных услуг
С середины 1950-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители – ученые и специалисты в области науки и техники.
С начала 1960-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.
С середины 1960-х до середины 1970-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.
Начиная с середины 1970-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
Начиная с 1980-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
Структура рынка информационных продуктов и услуг
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но и сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, имеющего несколько важнейших составляющих:
· техническую и технологическую составляющие – современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитую компьютерную сеть и соответствующие им технологии переработки информации;
· нормативно-правовую составляющую – юридические документы (законы, указы, постановления), которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке;
· информационную составляющую – справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию;
· организационную составляющую – элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
Россия последовательно продвигается вперед по пути формирования пакета государственных информационных услуг. Благодаря личному вкладу и интересу к данным вопросам Президента и Правительства России за последние десять лет в этой сфере произошли значительные изменения: органы власти практически всех субъектов Российской Федерации имеют свои представительства в Интернете на региональном уровне и большинство – на районном и муниципальном уровнях. Это обеспечивает возможность гражданам получать дополнительную информацию о работе властных структур, обращаться к органам государственного управления через Интернет, способствует формированию открытого информационного общества.
В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия:
инфраструктура информационного рынка – это совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
Инфраструктуру информационного рынка можно представить пятью секторами:
· научно-технической продукцией в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;
· объектами художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;
· услугами образования – всеми видами обучений;
· управленческими данными и сообщениями: политической и хозяйственной информацией, статистическими данными, данными о рыночной ситуации, рекламными сообщениями, оценками и рекомендациями по принятию решений;
· бытовой информацией: сообщениями общего характера, сведениями о потребительском рынке, сведениями о рынке труда.
В этой инфраструктуре отсутствуют три основных аспекта, характерные для информационного общества:
· технический – вся аппаратно-техническая база информатики;
· программный – все программные продукты информатики;
· коммуникационный – все виды компьютерных сетей и их инфраструктура передачи информации, все виды телефонной и факсимильной связи.
Кроме того, существует мнение относительно разделения на секторы рынка дистанционных информационных услуг:
· высокомонополизированный профессиональный рынок предоставляет пользователю информацию по его сфере деятельности;
· услуги поддержки управленческих решений позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;
· домашний рынок предоставляет услуги бытового характера, например, для электронных платежных операций и покупок.
Рис. 1.2. Секторы информационного рынка
Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг (рис. 1.2):
· 1-й сектор – деловая информация – состоит из следующих частей:
· биржевой и финансовой информации – котировок ценных бумаг, валютных курсов, учетных ставок, рынка товаров и капиталов, инвестиций, цен.
Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
· статистической информации – рядов динамики, прогнозных моделей и оценок по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
· коммерческой информации по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
· 2-й сектор – информация для специалистов – содержит следующие части:
· профессиональную информацию – специальные данные и информацию для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т. д.;
· научно-техническую информацию – документальную, библиографическую, реферативную, справочную информацию в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
· доступ к первоисточникам – организацию доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
· 3-й сектор – потребительская информация – состоит из следующих частей:
· новостей и литературы – информации служб новостей и агентств прессы, электронных журналов, справочников, энциклопедий;
· потребительской информации – расписаний транспорта, резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров и услуг, банковских операций и т. п.;
· развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.
· 4-й сектор – услуги образования – включает в себя все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
· 5-й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства – состоит из следующих частей:
· программных продуктов – программных комплексов с разной ориентацией – от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системного программного обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечения по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
· технических средств – компьютеров, телекоммуникационного оборудования, оргтехники, сопутствующих материалов и комплектующих;
· разработки и сопровождения информационных систем и технологий – обследования организации в целях выявления информационных потоков, разработки концептуальных информационных моделей, разработки структуры программного комплекса, создания и сопровождения баз данных;
· консультирования по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т. д.;
· подготовки источников информации – создания баз данных по заданной теме, области, явлению и т. п.
В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:
· непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;
· дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
Функциями информационного бизнеса являются:
· управление финансами и ведение учета;
· страхование имущества и информации;
· организация службы информационной безопасности;
Правовое регулирование на информационном рынке
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В Российской Федерации, как уже отмечалось, принят ряд указов, постановлений, законов:
· «Об информации, информатизации и защите информации»;
· «Об авторском праве и смежных правах»;
· «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
· «О правовой охране топологий интегральных схем».
Рассмотрим основные положения закона «Об информации, информатизации и защите информации», который является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов, нацеленных на успешное развитие информационного общества. С его помощью удалось частично решить ряд вопросов правового регулирования на информационном рынке, касающихся защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением «персональной» информации.
Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:
· Пользование информационными ресурсами;
· Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения;
· Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации.
Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов и правовые положения по их использованию, а также предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:
· как материальный продукт, который можно покупать и продавать;
· как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.
Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы – формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Кроме того, он обеспечивает защиту собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.
Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений должно гарантировать значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики и построения демократического общества в России.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Структура рынка информационных продуктов и услуг
Экономические науки
Похожие материалы
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг [3].
Информационный продукт — совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
Услуга—результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов. Информационная услуга—получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Существование информационных продуктов и услуг порождают появление рынка по обмену информацией.
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.
Не один рынок не может существовать без инфраструктуры. Рассмотрим внутренне строение информационного рынка более подробно.
Инфраструктура информационного рынка — совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
Инфраструктуру информационного рынка можно представить пятью секторами:
В зависимости от вида объекта купли-продажи рынок информации может быть представлен пятью секторами.
1-й сектор — деловая информация, состоит из следующих частей:
2-й сектор — информация для специалистов, содержит следующие части:
3-й сектор — потребительская информация, состоит из следующих частей:
4-й сектор — услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку.
Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
5-й сектор — обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
О важности и необходимости появления рынка информации свидетельствуют функции, которые выполняются информационным бизнесом:
Обмен информацией на коммерческой основе является молодой отраслью деятельности и требует тщательного изучения для его эффективного регулирования со стороны государственных органов власти [1,2].
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.