Что такое рынок обществознание
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика. 3.6 Рынок и рыночный механизм.
3.6 Рынок и рыночный механизм.
План.
Рынок.
Рынок – это экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируется про, предложение и цена.
Рынок в узком смысле – это отношения продавца и покупателя по воду купли – продажи товара в конкретный момент в конкретном месте.
Рыночный механизм – это механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен и качества, объёма производства и его структуры.
Условия возникновения рынка
Признаки рынка.
Функции рынка.
Типы рынков
Т ипы рынков по отношению к закону
Причины появления нелегальных рынков
Типы рынков по степени регулируемости:
Типы рынков по предлагаемым товарам и услугам
Типы рынков по территориальному признаку
Типы рынков по конкуренции
Т ипы рынков по субъектам, вступающим в обмен
Типы рынков по степени насыщенности товаров
Основные законы рынка
Закон спроса
Спрос – это желание и возможности потребителя приобрести конкретный товар или получить услугу.
Закон спроса гласит: чем выше цена, тем ниже спрос, и чем ниже цена, тем выше спрос.
Величина спроса – это такое количество товаров и услуг, которое покупатель готов и способен приобрести по данной цене в данное время.
Спрос зависит
Закон предложения
Предложение – это желание и возможности производителя продать конкретный товар или услугу.
Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение.
Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое производитель может предложить по данной цене в данное время.
Предложение зависит
Цена
Цена – это денежное выражение стоимости товара на рынке.
Она может равняться стоимости товара, быть выше или ниже её.
Цена – это количество денег, которое покупатель готов заплатить, а продавец желает получить за определённый товар.
Цена спроса – максимальная цена, по которой покупатель может приобрести товар.
Цена предложения – минимальная цена, по которой предприниматель может продать товар.
Рыночная цена — (или её называют равновесная цена) – цена, при которой объём спроса равен объёму предложения.
Дефицит – спрос выше предложения.
Профицит товаров – спрос ниже предложения.
Прибыль – превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу.
Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно только товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену.
Цена, по которой заключается реальная сделка, — равновесная цена.
«Невидимая рука» рынка.
Положение, когда участники рынка стремятся обеспечить повышение благосостояния всех, по мере того как каждый продавец и каждый покупатель стремятся удовлетворить личный интерес в отношении своего благосостояния, известный английский экономист Адам Смит называл «невидимой рукой» рынка. Именно она заставляет каждого думать об интересах других, потому что иначе результат труда может оказаться ненужным и вместо выгоды принести убытки. «Невидимая рука» рынка направляет желание отдельных производителей на общее благо.
Так устроен рынок — каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества.
Конкуренция.
Конкуренция (от лат. сталкиваться, состязаться) – экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучших результатов.
Уровни конкуренции:
Типы конкуренции (типы рынков по конкуренции)
Свободная (совершенная, чистая ) – рынок, на котором независимые, свободно действующие производители продают идентичную (стандартизированную)продукцию, ни один из них не в состоянии контролировать розничную цену.
Условия для свободной конкуренции:
Несовершенная конкуренция.
Особенности несовершенной конкуренции:
Достоинства и недостатки рыночной экономики.
Достоинства.
Недостатки.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Виды рынков
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое рынок и рыночный механизм?
Рынок — это экономические отношения по типу купли-продажи, внутри которых возникают цена, спрос и предложение.
То, как продавцы и покупатели взаимодействуют друг с другом, чтобы назначить цену, качество и объем производства, а также распределение ресурсов на это, называют рыночным механизмом. Чтобы в экономике появился рынок, и этот механизм заработал, важно учесть 3 условия:
товарно-денежные отношения в обществе;
самостоятельные и экономически обособленные производители.
Разберем подробнее совокупность признаков, которая характерна для рынка, в таблице ниже.
Производители конкурируют между собой за то, чтобы повышать качество товаров, снижать затраты и увеличивать объемы производства.
Потребители конкурируют за то, чтобы купить товар или услугу лучшего качества по меньшей цене. Продавцы соревнуются с покупателями за цену товара или услуги: первые хотят продать дороже, вторые — купить дешевле.
Цену назначает рынок, а не государство. Она появляется из соотношения спроса и предложения.
Зачем нужен рынок и в каких формах он существует?
Теперь давайте разберемся, что полезного делает рынок для общества. Всего можно выделить 5 главных функций этого механизма:
стимулирующая — мотивировать производителей снижать расходы, искать выгоду, развивать производства;
посредническая — помочь производителям найти своего потребителя и наоборот;
информационная — рассказать людям об ассортименте товаров и услуг, их качестве и затратах на производство;
ценообразующая — установить справедливую цену;
санирующая — разгрузить экономику от неэффективных предприятий.
Все эти функции справедливы для каждой из 4 форм рынка в экономике. Их мы перечислили ниже.
Какие бывают виды рынков?
Всего есть 5 критериев, по которым можно разделить рынки на типы:
виды товаров и услуг;
Теперь рассмотрим все основные виды рынков в экономике и различия между ними внутри каждого из этих критериев.
Нерегулируемый — государство или любой другой экономический субъект не вмешивается в работу рынка.
Средств производства — участники продают и покупают орудия труда и природные ресурсы.
Интеллектуальных продуктов и информации — участники обмениваются высокими технологиями, знаниями, произведениями искусства и т.д.
Труда — рынок, где можно продавать свои трудовые способности.
Финансовый — рынок, на котором обменивают деньги, ценные бумаги и инвестиции — долгосрочные вложения.
Жилья и прочих сооружений — рынок, где продают и покупают недвижимость, кроме производств.
Межнациональный — обмен товарами и услугами между несколькими странами.
Национальный — обмен товарами и услугами в рамках государства.
Региональный — обмен товарами и услугами в конкретной части внутреннего рынка государства.
Монополистическая конкуренция — производители на рынке продают похожие, но не одинаковые товары.
Олигополия — товар продают несколько крупных фирм.
Чистая монополия — товар продает одна фирма.
Мелкооптовый — одинаковые товары продают и покупают в меньших объемах, чем оптовые, но тоже для перепродажи.
Розничный — товары продают и покупают поштучно, чтобы пользоваться, а не перепродать.
Преимущества и недостатки рыночной экономики
Рынок — часть экономической системы, которая тесно связана с жизнью общества. Разберемся, как этот механизм влияет на людей — и с позитивной, и с негативной сторон.
Что означает мем «рыночек порешал»?
Как и обещали, немного отойдем от серьезного и разберем популярный мем об экономике простыми словами.
Существует такое понятие — невидимая рука рынка. Это теория о том, что его участники в погоне за личной выгодой приносят больше пользы обществу, чем если бы рынок регулировало государство. Например, если потребителям нужен товар, т. е. вырос спрос, но на рынке его не так много, цена растет. А если товара наоборот выпустят слишком много, но его будут не так охотно покупать, то и цена снижается. Таким образом спрос и предложение сами себя отрегулировали. Или, как еще говорят в интернетах, «рыночек порешал». 😎
Проверь себя
Пришло время узнать, помогла ли вам эта статья разобраться, какие функции в рыночной экономике выполняет рынок, и в других его чертах. Для этого мы подготовили 2 задания на самопроверку.
Задание 1
Ниже перечислены критерии, по которым рынки делятся на виды и типы. Найдите среди них лишние.
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Теория ЕГЭ по обществознанию 2019.
Содержание:
Теория по кодификатору. Блок (раздел) ЭКОНОМИКА для подготовки к ЕГЭ по обществознанию 2019.
↑ Рынок. Рыночный механизм. Основные признаки и функции рынка.
Что такое рынок?
1) рынок определяется как форма товарно-денежного обмена (обращения), или как совокупность покупателей, или как группа людей, вступивших в деловые отношения и заключивших крупные сделки по поводу любого товара;
2) рынок — это совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме;
3) рынок — это общественная форма организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Рыночный механизм – это процесс взаимодействия спроса, предложения и цены в условиях конкуренции субъектов рыночных отношений.
Условия, необходимые для функционирования рынка: частная собственность, свобода выбора, личный интерес, выгода, конкуренция.
Признаки рынка:
1) Нерегулируемое предложение (производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить)
2) Нерегулируемый спрос (потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать)
3) Нерегулируемая цена (цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения)
Функции рынка:
1. Ценообразующая (в результате взаимодействия производителя и потребителя формируются рыночные цены);
2. Регулирующая (рынок посредством механизма цен и конкуренции влияет на объёмы и ассортимент производства, деятельность потребителя);
3. Стимулирующая (рынок побуждает производителей товаров к снижению затрат, повышению качества и потребительских свойств товаров);
4. Информационная (информирующая) (рынок даёт объективную информацию о том, какие товары пользуются спросом; каждая фирма может регулировать собственное производство).
5. Посредническая функция (рынок выступает посредником между производителем и потребителем)
6. Санирующая (оздоравливающая) функция). Очищает общественное производство от экономически слабых и нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных фирм
7. Распределительная (социальная) функция).(Доходы потребителей и производителей в рыночной экономике дифференцируются через цены, предопределяя социальное расслоение общества по доходам)
8. Интеграционная функция. Рынок объединяет субъектов экономической системы, способствуя формированию единого экономического пространства как в рамках конкретного региона, государства, так и в рамках мировой экономики
9. Инновационная функция (поиск новых товаров и способов их производства и продажи, внедрение в производство новейших научно-технических разработок)
↑ Система рынков
По действующему законодательству делятся на:
1) легальный (законный)
2) нелегальный (теневой, черный)
По товарам и услугам:
1) Потребительских товаров (товарный биржи, ярмарки, аукционы) и услуг
2) Средств производства
3) Рабочей силы
4) Инвестиций (то есть долгосрочных вложений)
5) Финансовых услуг (валюта, потребительские кредиты)
6) Ценных бумаг (например, приватизационный чек, депозитный сертификат)
7) Научно-технических разработок и инноваций
8) Информации
9) Интеллектуальной собственности
По пространственному признаку:
1) Мировой
2) Национальный
3) Региональный
4) Местный
По типу конкурентности:
1) Совершенной конкуренции (чистой)
2) Несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии
↑ Спрос и предложение.
Спрос — это потребность покупателя в необходимых ему товарах и услугах, за приобретение которых он готов (намерен) заплатить своими деньгами.
Спрос обычно представляют в форме кривой спроса, которая обозначается буквой D (Р — цена товара, Q — количество товара).
Закон спроса : повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен — к его увеличению.
Что влияет на формирование спроса:
Неценовые факторы спроса — факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса.
К неценовым факторам относят:
цены дополняющих товаров.
Предложение формируется на стороне продавца: продавец предлагает к продаже свой товар.
Предложение — это совокупность товаров, которые производители готовы продать по альтернативным ценам.
Предложение обычно представляют в форме кривой предложения, которую обозначают буквой S.
Закон предложения: как правило, рост цен вызывает увеличение количества выпускаемых/предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен — уменьшение этого количества.
Что влияет на формирование предложения?
Когда предложение товаров превышает спрос покупателей, то возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, и может возникнуть кризис перепроизводства. Определённым выходом из неблагоприятной ситуации может быть, в частности, снижение цен (уценка товаров, их сезонная распродажа).
Когда спрос превышает предложение, возникает товарный дефицит. Например, если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск изделий, пользующихся спросом. При дефиците товаров неудовлетворённый покупательский спрос, заставляющий людей искать приложения своим деньгам, образно называют «пастью акулы».
↑ Конкуренция. Виды конкурентных рынков.
Конкуренция — экономическое соперничество субъектов экономики за право получения большей доли определённого вида ограниченных ресурсов. Рыночная конкуренция служит для производителей мощнейшим стимулом к повышению эффективности их деятельности, поиску инновационных экономических решений с целью повышения прибыли.
Конкуренция — форма экономических отношений между производителями и потребителями, возникающие в связи с обменом товарами и услугами. Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки. Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.
Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки.
Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.
Виды конкурентных рынков.
1. Совершенная конкуренция
2. Несовершенная конкуренция (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция)
Примером подобного рынка может служить рынок сельскохозяйственной продукции.
Свободная конкуренция соответствовала периоду классического капитализма.
На нынешнем рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий.
Современное состояние рынка обычно называют несовершенная конкуренция, подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: монополистическую конкуренцию и олигополию.
Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.
Монополистическая конкуренция – это такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но неидентичные товары.
Таковы, например, рынки продуктов питания, одежды и обуви, косметических товаров.
Олигополия — это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трёх до пяти) крупных фирм. Олигополия — это конкуренция между немногими. (Например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции.
На рынке олигополии аналогичные или схожие товары/услуги производятся небольшим числом фирм, которые поделили рынок и конкурируют между собой, существенно влияя на цену, по которой продаются товары.
Примерами подобных рынков являются автомобильный рынок, рынок услуг мобильной связи, рынок авиаперевозок.
Монопсония — ситуация, когда на рынке есть несколько продавцов и один покупатель (градообразующее предприятие в небольшом городке, единолично устанавливающее размер зарплаты; министерство обороны, закупающее вооружение у нескольких фирм.
Монополия – это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.
Выделяются так называемые естественные монополии.
Естественная монополия — отрасль, в которой производство товаров (услуг) сосредоточено в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.
Например, природная монополия может быть установлена фирмой, открывшей месторождение уникальных полезных ископаемых; технические монополии — оказание услуг, связанных с водоснабжением, канализацией, электросетями, стационарной телефонией и т. п. — основаны на том, что нескольким конкурирующим фирмам нерационально проводить в одно здание две или более сети канализации или электричества.
↑ Антимонопольные меры государства. Роль государства в рыночной экономике.
Экономические функции государства весьма многообразны, среди них можно выделить: обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов);
Монополия с её высокими ценами противоречит интересам потребителей и ограничивает свободу предпринимательства, поэтому государство проводит политику защиты конкурентного рынка и антимонопольное регулирование.
ЕГЭ Экономика. Тема 12. Рынок
Рынок — это совокупность всех отношений, организация сотрудничества людей друг с другом по поводу купли-продажи товаров и услуг.
Рынок в узком смысле — это отношения продавца и покупателя по воду купли – продажи товара в конкретный момент в конкретном месте.
Условия возникновения рынка
Признаки рынка
Функции рынка
Типы рынков
Типы рынков по отношению к закону
Причины появления нелегальных рынков
Типы рынков по предлагаемым товарам и услугам
Типы рынков по территориальному признаку
Типы рынков по конкуренции
Типы рынков по субъектам, вступающим в обмен
Типы рынков по степени насыщенности товаров
Основные законы рынка
Закон спроса
Спрос — это такое количество товаров и услуг, которое покупатель готов и способен приобрести по данной цене в данное время.
Закон спроса гласит: чем выше цена, тем ниже спрос, и чем ниже цена, тем выше спрос.
Спрос зависит
Закон предложения
Предложение — это количество товаров и услуг, которое производитель может предложить по данной цене в данное время.
Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение.
Предложение зависит
Эластичность спроса и предложения.
Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся условиям рынка называется эластичностью.
Эластичность спроса – это реагирование спроса на изменение цен, насколько быстро или нет он изменяется. Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Эластичность предложения — это реагирование предложения на изменение цен, насколько быстро или нет оно изменяется – увеличивается или уменьшается. Эластичность предложения по цене, или ценовая эластичность предложения, показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина предложения на товар при изменении его цены на один процент.
Цена — это денежное выражение стоимости товара на рынке.
Она может равняться стоимости товара, быть выше или ниже её.
Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель может приобрести товар.
Цена предложения — минимальная цена, по которой предприниматель может продать товар.
Рыночная цена — (или её называют равновесная цена) – цена, при которой объём спроса равен объёму предложения.
Дефицит — спрос выше предложения.
Профицит товаров — спрос ниже предложения.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна