Что такое рынок в средневековье
Рыночная площадь в средневековом городе
Рыночная площадь в средневековом городе
В средневековой Западной Европе город обязательно окружали стены, на которых строились дозорные башни. Стены имели въездные и выездные ворота, которые охраняли и закрывали в определенное время суток. Часто город был защищен также рвами.
Дома, в большинстве своем двухэтажные, были деревянные или фахверковые (нем. Fachwerk, от Fach – панель, секция и Werk – дело, сооружение). Такие дома имели деревянный каркас, а промежутки между балками были заполнены камнями, кирпичом и другим строительным материалом. Деревянные стойки, ригели и раскосы, расчленяя стену, придавали зданию декоративно-выразительный облик (1).
Город рос не в ширину, а вверх, часто верхние этажи далеко выступали над нижними. Улицы городов были узкими и зловонными, поскольку помои выплескивались прямо из окон. Отсутствующую канализацию заменяли открытые канавы (2), где застаивалась вода и скапливался мусор.
Центром средневекового города была, как правило, рыночная площадь, недалеко от которой располагался собор, а в городах с самоуправлением — площадь, на которой находилась ратуша. В базарные дни и период ярмарок на площади собирались местные торговцы и приезжие купцы, предлагая горожанам разнообразные товары (3). Здесь же можно было встретить жонглеров, человека на ходулях (4) и других потешников.
В Средние века город был основным местом развития ремесла. Ремесленники одной или сходных специальностей объединялись в цех. Каждый цех имел своего святого-покровителя, общую казну и отличительные цеховые знаки, которые вывешивались перед магазинами (например, подкова означала кузницу, а зеленый куст – харчевню).
По своему происхождению западноевропейские средневековые города делятся на два типа: одни из них ведут свою историю с глубокой древности, от античных городов и поселений (например, Кельн, Вена, Аугсбург, Париж, Лондон, Йорк), другие возникли сравнительно поздно — уже в эпоху средневековья.
Бывшие античные города в раннем средневековье переживают полосу упадка, но все же остаются, как правило, административными центрами небольшой округи, резиденциями епископов и светских правителей; через них продолжают поддерживаться торговые связи, прежде всего в районе Средиземноморья.
В 8—10 вв. в связи с оживлением торговли на Севере Европы появляются протогородские поселения на Балтике (Хедебю в Шлезвиге, Бирка в Швеции, славянский Волин и др.).
Однако период массового возникновения и роста средневековых городов приходится на 10—11 вв. Раньше всего сформировались города, имевшие античную основу, в Северной и Средней Италии, в Южной Франции, а также по Рейну. Но очень быстро сетью городов и городков покрылась вся Европа севернее Альп.
Новые города возникали у замков и крепостей, на пересечениях торговых путей, у переправ через реки. Их появление стало возможным благодаря подъему сельского хозяйства: крестьяне оказались в состоянии прокормить значительные группы населения, не занятые непосредственно в аграрном секторе.
К тому же хозяйственная специализация вела ко все более интенсивному отделению ремесла от сельского хозяйства. Население городов росло за счет притока деревенских жителей, которых привлекала возможность получить в городе личную свободу и воспользоваться привилегиями, имевшимися у горожан.
Большинство пришедших в город включались в ремесленное производство, но многие не бросали окончательно и сельскохозяйственных занятий. У горожан были участки пахотной земли, виноградники и даже пастбища. Состав населения был весьма пестрым: ремесленники, купцы, ростовщики, представители духовенства, светские сеньоры, наемные солдаты, школяры, чиновники, артисты, художники и музыканты, бродяги, нищие.
Такое многообразие связано с тем, что сам город играл множество важнейших ролей в социальной жизни феодальной Европы. Он был центром ремесла и торговли, культуры и религиозной жизни.
Здесь концентрировались органы государственной власти и строились резиденции сильных мира сего.
На первых порах горожанам приходилось платить многие поборы сеньору города, подчиняться его суду, находиться от него в личной зависимости, иногда даже работать на барщине. Сеньоры часто покровительствовали городам, так как получали от них немалые выгоды, но плата за это покровительство со временем стала казаться окрепшим и разбогатевшим горожанам слишком обременительной.
По всей Европе прокатилась волна столкновений, подчас вооруженных, горожан с сеньорами. В результате так называемого коммунального движения многие западноевропейские города получили право самоуправления и личную свободу для своих граждан. В Северной и Средней Италии крупнейшие города — Венеция, Генуя, Милан, Флоренция, Пиза, Сиена, Болонья — добились полной независимости и подчинили себе большие территории за пределами городских стен. Там крестьянам приходилось работать на городские республики точно так же, как раньше на сеньоров.
Большой самостоятельностью пользовались и крупные города Германии, хотя они, как правило, признавали на словах власть императора или герцога, графа или епископа.
Немецкие города нередко объединялись в союзы с политическими или торговыми целями. Самым знаменитым из них был союз северогерманских купеческих городов — Ганза. Расцвет Ганзы приходится на 14 в., когда она держала в своих руках всю торговлю на Балтике и в Северном море.
В свободном городе власть чаще всего принадлежала выборному совету — магистрату, все места в котором делились между патрициями — членами богатейших семейств землевладельцев и купцов.
Горожане объединялись в товарищества: купцы — в гильдии, ремесленники — в цехи. Цехи следили за качеством продукции, защищали своих членов от конкуренции. Не только работа, но и вся жизнь ремесленника была связана с цехом.
Цехи устраивали для своих членов праздники и пирушки, они помогали «своим» беднякам, сиротам и старикам, а в случае необходимости выставляли военные отряды.
В центре типичного западноевропейского города обычно располагалась рыночная площадь, а на ней или же неподалеку от нее стояли здания городского магистрата (ратуша) и главной городской церкви (в епископских городах — собора).
Город окружали стены, причем считалось, что внутри их кольца (а иногда еще и снаружи на расстоянии 1 мили от стены) действует особое городское право — здесь судятся по своим законам, отличным от принятых в округе. Мощные стены, величественные соборы, богатые монастыри, пышные ратуши не просто отражали богатство обитателей города, но и свидетельствовали о всевозрастающем мастерстве средневековых художников и строителей.
Жизнь членов городской общины (в Германии их называли бюргерами, во Франции — буржуа, в Италии — пополанами) резко отличалась от жизни крестьян и феодалов. Бюргеры, как правило, были мелкими свободными собственниками, они славились своей расчетливостью, деловой смекалкой. Рационализм, укреплявшийся в городах, способствовал критическому взгляду на мир, свободомыслию, порой сомнению в церковных догмах.
Поэтому городская среда с самого начала стала благоприятной для распространения еретических идей. Городские школы, а затем и университеты лишили церковь исключительного права на подготовку образованных людей.
Купцы отправлялись в далекие странствования, открывали пути в неизвестные страны, к чужим народам, с которыми налаживали торговые обмены. Чем дальше, тем больше города превращались в мощную силу, которая способствовала росту в обществе интенсивных товарных связей, рационалистического осмысления мира и места в нем человека.
Освобождение от власти сеньоров (его удалось добиться далеко не всем городам) не устранило почву для внутригородских конфликтов.
Рынок и торговля в средневековом городе
В 14—15 вв. в городах Европы произошли так называемые цеховые революции, когда ремесленные цехи вступили в борьбу с патрициатом. В 14—16 вв. городские низы — подмастерья, наемные работники, бедняки — восставали против власти цеховой верхушки.
Плебейские движения стали одной из важнейших составляющих Реформации и раннебуржуазных революций 16—17 вв. (см. Нидерландская буржуазная революция 16 е., Английская буржуазная революция 17 в.).
Первые ростки раннекапиталистических отношений в городах появились еще в 14—15 вв. в Италии; в 15—16 вв. — в Германии, Нидерландах, Англии и некоторых других районах заальпийской Европы.
Там появились мануфактуры, возникла постоянная прослойка наемных рабочих, стали складываться крупные банкирские дома (см. Капитализм). Теперь мелочная цеховая регламентация все чаще начинает препятствовать капиталистическому предпринимательству. Организаторы мануфактур в Англии, Нидерландах, Южной Германии были вынуждены переносить свою деятельность в деревню или в маленькие городки, где цеховые правила не были так сильны. К концу средневековья, в эпоху кризиса европейского феодализма, в городах начинают происходить трения между нарождающейся буржуазией и традиционным бюргерством, в результате чего последнее все больше оттесняется от источников богатства и власти.
Существенна роль городов и в развитии государства. Еще в период коммунального движения в ряде стран (прежде всего, во Франции) начинает оформляться союз между городами и королевской властью, сыгравший важную роль в укреплении королевской власти. Позднее, когда в Европе возникают сословно-представительные монархии, города не только оказываются широко йредставленными в средневековых парламентах, но своими денежными средствами в значительной степени способствуют укреплению центральной власти.
Постепенно усиливающаяся монархия в Англии и Франции подчиняет себе города и упраздняет многие их привилегии и права. В Германии наступление на вольности городов активно вели князья. Итальянские города-государства эволюционировали к тираническим формам правления.
Средневековые города сделали решающий вклад в формирование новой европейской культуры эпохи Возрождения и Реформации, новых экономических отношений.
В городах окрепли первые ростки демократических институтов власти (выборность, представительство), здесь сформировался новый тип человеческой личности, исполненной чувства собственного достоинства и уверенной в своих творческих силах.
Формирование площадей средневековых городов Европы
История развития средневековых городских площадей уходит своими корнями в далекое прошлое. В некоторых городах средневековой Италии, основанных римлянами, но не подвергшихся впоследствии полному разорению, функции городских площадей продолжали выполнять античные форумы.С течением времени архитектурное убранство форумов сильно изменилось: на месте мраморных колоннад, некогда окружавших форумы со всех сторон, выросли высокие романские и готические дворцы муниципальных советов, громадные арочные лоджии и жилые дома с мастерскими ремесленников и торговыми помещениями в нижних этажах.
Вместе с возникновением средневековой застройки стали изменяться и планы форумов. Но поскольку в таких городах жизнь не прерывалась со времени падения Римской империи, постольку эти видоизменившиеся форумы продолжали служить местами торговли и гражданских народных собраний и в средние века. Площади подобного рода мы находим в Вероне (пьяцца Эрбе), в Болонье (пьяцца дель Неттуно и Витторио Эмануеле), во Флоренции (меркато Веккио) и в ряде других городов.
В раннем средневековье, когда город представлял собой группу обособ- ленных феодальных поселений, городская площадь сопутствовала бюргерскому поселению, располагаясь либо в центре его, либо за его пределами.
Иногда, помимо рыночной площади, возникала вторая площадь у въезда в замок или у подножия холма, на котором возвышался замок. К числу интереснейших площадей такого рода относится Соборная площадь в Эр-Фурте.В небольших городах, еще не изживших типичную для сел линейную планировку, роль площади выполняли так называемые «длинные рынки», представлявшие собой широкую улицу, являвшуюся продолжением большой междугородной торговой дороги.
В XII и XIII вв., когда рост городов привел к слиянию обособленных по- селений и образованию территориально целостного, а иногда и компактного города, установилась традиция сооружать в каждом городе две площади—торговую и соборную.
Одновременное возникновение соборных и рыночных площадей происходило не только в Германии, но и во Франции, в Италии, Чехии, Словакии и в ряде других стран средневековой Европы.
В отличие от раннефеодальных городов, в которых рынки возникали не столько в центрах поселений, сколько на окраинах и даже за пределами городских стен, в XII и XIII вв. устанавливается правило располагать их по возможности в самой середине городской территории. Центральным расположением рынка достигалось удобство обслуживания городского населения, так как рынок становился одинаково доступным для жителей всех городских кварталов.
Города с центрально расположенными четырех- угольными рыночными площадями настолько многочисленны, что нет необходимости обращаться к примерам. Следует отметить, что соборные площади по преимуществу также размещали в центре города исходя из тех же практических соображений.
Но если и та и другая площади располагались в центральном районе города, то их взаимное местоположение и планировочные связи были различными. Изучая взаимное местоположение соборной и рыночной площадей, мы установили три характерных приема: во-первых, когда соборная |и рыночная площади располагались отдельно на значительном расстоянии одна от другой; во-вторых, когда та и другая площади возникали на общей территории, формируясь вокруг ратуши и собора, и лишь впоследствии отделялись одна от другой сравнительно небольшим барьером из жилых домов или торговых помещений; в-третьих, когда соборная и рыночная площади смыкались между собой в одной общей угловой точке.
Раздельное расположение соборной и рыночной площадей, встречающееся довольно часто, почти всегда приводило к образованию двух обособленных центров города- гражданского и церковного. В результате архитектурные сокровища города не концентрировались, а разобщались, образуя нередко два центра композиции, оспаривавших один у другого художественное превосходство.
Базар в средневековье
– Ради Аллаха, путник, что у вас творится здесь в Бухаре?
– Базар, – кратко ответил Ходжа Насреддин.
Ослепительно яркие краски, веселая сутолока, разноязыкий гомон, бесконечные ряды, где торгуют, кажется, всем, что есть на свете, — таков был всегда базар на Востоке, но из множества исторических свидетельств о нем мы узнаем еще и о какой-то особенной неповторимой атмосфере рынков, о возникающем здесь своеобразном ощущении времени и пространства. В чем тут дело? Оказавшись на восточном рынке, человек сталкивался с целым миром вещей, слов и значений. Перед ним как бы расстилался цветастый ковер с изображением не только разных стран и народов, но и разных времен — здесь покупаются и продаются вещи новые и самые древние. Купив что-то; скажем, в Бухаре, человек мог мысленно очутиться и в Китае, и в Индии, и в Византии, и на Руси, и в далекой Эфиопии.
Покупка расширяла кругозор, она уводила в далекие пространства и стародавние времена, связывала его с иными мирами и народами, многое она могла рассказать любопытному и вдумчивому покупателю. Но не только купленные вещи уносили человека в неведомые ему пространства и времена. В базарных чайных собирались странники, исходившие полмира. От них можно было услышать слова понятные и веселые. Но произносились также речи загадочные — когда на базарах появлялись дервиши, члены тайных религиозных братств, носители скрытого знания.
Не только вещи и слова привлекали на базар городской и сельский люд. Здесь происходили различные поединки, здесь мог появиться монарх или его первый визирь, чтобы усевшись в центре рыночной площади, объявить высочайшую волю. Прямо на площади в торжественных случаях происходили богослужения, казни, карнавалы, ритуальные действа, вершился суд.
Особое положение базара в жизни Востока подтверждается и всей средневековой литературой — именно на базаре случаются самые интересные происшествия, начинаются интриги (вспомним библейскую, а потом уже и кораническую историю Иосифа Прекрасного, которого продают на рынке; этот сюжет — один из самых популярных у средневековых писателей и поэтов). В таких историях базар служит как бы точкой отсчета последующих событий.
С чем же было связано особое положение базаров? Почему рыночная площадь обладала какой-то притягательной силой? Почему именно здесь начинались карнавалы, происходили казни, воздвигались в древности статуи языческих богов и храмы, почему с описания базара начинали свои повествования писатели и рассказчики? Конечно, прежде всего, потому, что базар был скоплением множества людей и посему самым удобным местом для свершения важных дел. Но этого объяснения еще недостаточно. Чтобы понять роль рынка в жизни средневекового восточного города, надо знать, какое место занимал базар в миропредставлениях средневекового человека.
Во всех без исключения древних и средневековых городах Востока базар был средоточием их социальной, политической и культурной жизни. Он располагался на центральной городской площади рядом с дворцом правителя и главным культовым сооружением. Согласно традиционным представлениям, город был аналогом космоса, он олицетворял конструктивное, положительное начало, а то, что находилось за пределами городских стен, связано было с хаосом, с началом деструктивным и отрицательным. Жители окрестных сел во время нашествия неприятеля искали убежище в пределах городских стен и стен храмов, здесь был порядок, организованное пространство, противостоящее тому, откуда надвигался враг, который всегда был и остается символом хаоса и разрушения.
В соответствии с этими представлениями различные компоненты города наделялись особым смыслом — и городские ворота, и храмы, и дворцы правителей, и мемориальные сооружения, и, конечно, базары. Базарная площадь как бы символизировала центр мира, была его сакральной точкой. Знаменательно, что когда умирал правитель страны, распадались и базары: по вековой традиции, торговля здесь не возобновлялась до тех пор, пока на престол не всходил новый монарх. Базар был понятием, вмещающим в себя нечто большее, чем просто место для торга.
Вот что пишет в известной «Истории Бухары» Мухаммед Наршахи (899—959): «Там, где теперь находится мечеть Моха, была равнина на берегу реки, где было очень много деревьев, так что торговля происходила в их тени. Царь выходил на базар и садился на трон на том месте, где теперь находится мечеть Моха, чтобы поощрять людей к покупке идолов… Впоследствии на этом месте было капище огнепоклонников: в дни, назначенные для торга, люди собирались сюда, все входили в капище и поклонялись огню. Это капище существовало до водворения здесь ислама, когда мусульмане, усилившись, построили на этом месте свою мечеть, и теперь это одна из главных мечетей Бухары».
Что примечательного видим мы в этом отрывке? Трон царя устанавливался на рыночной площади, в ее пространство вписывался и зороастрийский храм огня, а потом и мусульманская мечеть. Рынок, таким образом, мог быть и местом проведения богослужений.
Традиция расположения храмов на территории рынков известна с очень далеких времен. Так, например, в античности рыночные площади считались священным местом, которое находилось под покровительством различных божеств. Зевс, Гермес, Афина имели у древних греков прозвище «рыночных». На рынках устанавливались их алтари. У древних хеттов существовал миф, согласно которому бог Луны падал на рыночную площадь. На Ближнем Востоке в древности была распространена храмовая торговля.
Вспомним: «И вошел Иисус в храм божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей» (Евангелие от Матфея, гл. 21, ст. 12). Очевидно, что этот эпизод связан с древней традицией уничтожения рынков в критические для общества моменты; запрещение и разрушение торга в данном случае означало, что рушились одни религиозно-этические устои и провозглашались другие.
Итак, базар как центр мира вмещал в себя обширный комплекс противоположностей, которые отражали самые разные аспекты бытия — от космического до личного и бытового. Обратимся, например, к такому феномену, как базарный смех. Смех этот не был однозначным, часто за ним скрывался другой мир, отнюдь не смешной и забавный, каким он часто представлялся «базарными людьми». Юродивые в русских городах и дервиши — в мусульманских были сходным явлением. Чаще и ярче всего они проявляли себя на рыночных площадях, когда за внешним шутовством, чудным, а порою и просто оскорбительным для окружающих поведением скрывались мысли мудрые и глубокие. Юродивые и дервиши своим смехом, потешными рассказами, странной повадкой придавали рынкам особую карнавальную атмосферу, таившую в себе мир иных, серьезных чувств, от наплыва которых шатался и трон монарха на площади, дрожали и стены храмов.
На любом восточном рынке было множество хитрецов, насмешников, острословов. Сама карнавальная атмосфера рынков способствовала хитрым проделкам и уловкам. Эта характерная черта базарной площади нашла отражение в средневековой литературе. В арабской и иранской литературе есть несколько героев-плутов, которые действуют на рынках. И когда они появляются в романе — жди какой-либо смешной хитрости, необычного поворота дел, поскольку все происходит на рынке — месте, где обязательно должно случиться что-то неожиданное, авантюрное, чудесное, само рыночное пространство диктует правила поведения в нем. А образ базара был частью мифологической, религиозной, социальной, литературной мысли. Купленная на базаре вещь для покупателя превращалась в реальную частичку мира, символизировала его качества, связывала его с ним…
Автор: Шариф Шукуров..
P. S. Старинные летописи рассказывают: А еще помимо всего прочего именно на восточных базарах формировалась история развития рекламы, базарные зазывали были великими знатоками человеческой психологии и с большой тонкостью постигали особенности рекламных текстов, технологии манипуляции и продаж.
Торговля в средние века
Торговые пути
Торговля в средние века являлась делом очень трудным и опасным. Крупные партии товаров можно было перевозить только по воде или по разбитым, ухабистым грунтовым дорогам. За проезд через владения каждого феодала купец должен был платить пошлину. Пользование мостами и переправами также было платным. Например, чтобы провезти товары по всему течению французской реки Луары, нужно было 74 раза платить пошлину. И когда купец довозил товар до места продажи, нередко оказывалось, что он заплатил пошлин больше, чем стоил самый товар. К тому же феодалы часто грабили купцов на проезжей дороге. А если ломалась телега и товары падали на землю, они переходили в собственность сеньора данной земли. Отсюда и пошла поговорка: «Что с воза упало, то пропало».
Второй морской торговый путь проходил через Северное и Балтийское моря и связывал Англию, Францию, Северную Германию, Фландрию, скандинавские страны, Польшу, Прибалтику, Русь. Заметное место принадлежало здесь русским городам — Новгороду и Пскову. По этому пути перевозились ткани и другие ремесленные изделия на Русь, в Швецию и Польшу, а отсюда на запад шли хлеб, корабельный лес, лён, воск и кожи.
Кроме того, существовало два главных речных пути. Один из них вёл из Адриатического моря по реке По через альпийские горные перевалы к реке Рейн и в Севернее море. Этой дорогой южные и восточные товары попадали в Северную Европу. Другой по реке Неман или по рекам Неве, Волхову и Ловати вёл из Балтийского (Варяжского) моря через Днепр в Чёрное (Русское) море и Византию. На Руси эту дорогу называли путём «из варяг в греки».
Ярмарки и банки
Купцы со всей Европы несколько раз в год съезжались в определённые города на ярмарки. Сеньор той области, где устраивались ярмарки, давал клятвенное обещание, что обеспечит безопасность купцов и сохранность их товаров. За это купцы платили ему пошлины. Особенно известными были ярмарки во французском графстве Шампань. Здесь можно было приобрести индийский перец и скандинавскую сельдь, английскую шерсть и русский лён, шампанское вино и арабские клинки.
Денежные расчёты на ярмарках были очень сложны. Почти каждое крупное феодальное владение или большой город имели свою монету. Поэтому возле ярмарок жили менялы, которые за плату производили купцам обмен различной монеты. Самые богатые менялы имели в больших городах своих представителей. К ним обращались чужеземцы, боявшиеся везти с собой мешки с монетой (бумажных денег тогда ещё не было). Поэтому менялы не только обменивали деньги, но и ссужали ими приехавших издалека купцов и даже феодалов под высокие проценты. Такие менялы получили название ростовщиков. У многих ростовщиков-паразитов находились в долгу тысячи людей.
Этим же менялам отдавали деньги на хранение. Так появились банкиры (от итальянского слова «банка» — скамья, на которой они сидели во время ярмарок). Банкиры — владельцы банков, то есть хранилищ денег, быстро превратились в очень богатых людей, перед которыми заискивали даже короли и князья.
Товарно-денежное хозяйство
Развитие ремесла, торговли, банков подрывало господство натурального хозяйства. Если раньше крестьяне производили продукты только для собственного потребления и для уплаты оброка, то теперь они производили их и для продажи в городе. Феодалы тоже начали посылать в город для продажи продукты из своих поместий. А ремесленники вообще производили свою продукцию только для продажи. Продукция, предназначенная для продажи, называется товаром.
И ремесленники, и крестьяне, и феодалы за проданные товары получали деньги. Натуральное хозяйство стало уступать место товарно-денежному.
С развитием товарно-денежного хозяйства в жизни феодальной Европы произошли большие перемены. Установились торговые связи между различными областями. Например, Южная Франция производила теперь оливковое масло не только для себя, но и для продажи на Севере страны. Север Франции снабжал южные области своими сукнами, а из Восточной Франции привозили в другие районы железо. Юг, Север и Восток Франции уже не могли существовать друг без друга и стремились к объединению в едином государстве.
Усилились торговые связи и между отдельными странами. Жители разных стран лучше узнавали друг друга, обменивались ремесленными изделиями, передавали друг другу свои познания. Значит, с развитием товарно-денежного хозяйства двинулось вперёд и развитие культуры.
Развитие товарно-денежного хозяйства вело к усилению классовой борьбы между крестьянами и феодалами.