Что такое саентология простыми словами
Саентология — что это: культ, наука или религия
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На территории России гармонично уживается огромное количество верований. Какие-то из них имеют тысячелетнюю историю, другие стали известны совсем недавно.
Так, в 90-х годах в Россию пришло новое религиозное «поветрие» с не очень понятным названием – саентология.
Что это за идеология, какова ее история, чем отличаются основные принципы саентологии от догматов традиционных религий?
Саентология — что это простыми словами
Когда приверженцев этого течения спрашивают, что такое саентология, они просто говорят, что это своеобразная квинтэссенция знаний (что это?) о жизни. Под этим подразумевается все, что окружает человека, включая то, что он видит, и то, что не способен замечать.
Примечательно, что это звучащее по-научному слово произошло от слияния двух древних основ – латинского «scio», что переводится как «знать, знание», и древнегреческого «λόγος» («учение»).
По сути получается, что саентологи исповедуют определенный комплекс знаний о человеке и человечестве, о Земле и вселенной, о науке и Боге, да и вообще абсолютно обо всем.
Саентология как верование появилась сравнительно недавно, но уже привлекла в свои ряды множество адептов (кто это?) из самых разных слоев и сфер современного общества.
Это новое религиозное течение относится к гностическому типу, когда основные доктрины базируются не только на элементах христианства, но и на мифологии, и на других верованиях, проповедующих дуалистические представления о силах зла и добра.
Интересные факты о том, как возникла саентология
История показывает, что становление и дальнейший путь той или иной идеологии во многом зависит от того, кто именно является ее духовным лидером.
В нашем случае основателем этой неоднозначной организации считается писатель-популист Лафайет Рональд Хаббард, сделавший себе имя в 30-40-е годы прошлого века.
В Америке это было пиковое время «золотого века научной фантастики», когда общество с особым аппетитом поглощало все, что имело хоть какое-то отношение к мистике, эзотерике (что это такое?) и прочим псевдонаучным практикам и идеям.
В 1950-м, будучи автором шести сотен произведений (как научно-фантастических, так и философско-религиозных), Рон Хаббард издает, наконец, свой главный труд, ставший своеобразным руководством по дианетике. В нем он обобщил результаты собственных исследований в области разума и духа, которыми он занимался с 1923 года.
Вскоре «Дианетика» стала теоретической частью более обширного и углубленного предмета – саентологии, представлявшей собой условную психотерапию, доступную для применения самыми обычными людьми.
Методики этого учения, согласно Хаббарду, призваны нивелировать (как это?) негативное влияние эмоций и ощущений, испытанных человеком в прошлом. Это все, как уверял автор, – «издержки» реактивного разума, который является скрытым источником ночных кошмаров, некоторых необъяснимых расстройств и нерационального поведения.
Но если убрать последствия психосоматических заболеваний, неуверенности, необоснованных страхов, нежелательных чувств и прочих болезненных моментов, которые Рон называл инграммами, разум человека «очистится» от отрицательной энергии пережитых травм и «перезапустится» в оздоровленном виде.
Это состояние, как говорил Хаббард, будет называться clear, а человек, достигший подобной чистоты, станет свободным.
Возможно, даже сам основоположник этого нового учения не ожидал, что использование дианетических методик обретет столь широкое распространение, но именно так все и случилось, что и побудило Хаббарда к дальнейшим исследованиям.
В ходе более целенаправленных и углубленных изысканий было подтверждено, что люди, практиковавшие дианетические техники (одитинг), смогли достичь особого состояния, когда дух отделяется от разума и тела – это состояние экстериоризации.
Эти сенсационные результаты и стали фундаментом для зарождения саентологии как религии.
Развитие движения саентологов
Люди, далекие от идей Хаббарда, считали саентологию не то культом духа или разума, не то сектантской ересью (что это?), но только не религией.
Тем не менее, если трактовать церковь как объединение приверженцев какого-либо религиозного учения, то церковь саентологов имеет право на существование так же, как и любая другая, будь она христианской, мусульманской или иудейской.
И саентология – это определенно религия, поскольку ее последователей объединяет определенная система верований и философско-религиозных практик, призванных помогать верующим в преодолении личностных и жизненных проблем.
При этом для самих саентологов было очевидно, что техники Хаббарда действительно способствуют освобождению человеческого разума, очищению духа и в итоге – повышению уровня и качества духовного сознания.
Так, в целях лучшего удовлетворения духовных нужд верующих в феврале 1954-го была создана первая в мире саентологическая церковь, расположенная в Лос-Анджелесе, а спустя год – Учредительная церковь саентологии в Вашингтоне, исполнительным директором которой стал Рон Хаббард.
Сейчас это религиозное направление разделено на два течения, которые появились после реорганизации саентологии в начале 80-х годах прошлого века:
Сейчас саентология официально признается как религиозная организация не только в США и Мексике, но и в Великобритании, Португалии, Швеции, Швейцарии, Италии, Испании, а также в Австралии, Новой Зеландии и некоторых других странах.
В России тоже есть религиозные группы саентологов, которые официально функционируют, но статуса церкви они не имеют.
Основные положения и принципы
Саентологи ничего не проповедуют и ничего не обожествляют, они просто работают над собой, чтобы улучшить собственную жизнь и помогать в этом же другим людям.
В одном из своих трудов – «Саентология: основы жизни» – Хаббард сказал, что главная цель его учения – сделать человека и его жизнь лучше.
Ключевое понятие саентологии – знание.
Человек должен получать полезную информацию и пользоваться ею. В этом же заключается и главная идея: знания – это и руководство по улучшению жизни, и средство для достижения успеха.
Получается, что в саентологии все верования основаны на знаниях и здравом смысле.
Согласно идеологии Хаббарда, человек должен всю свою жизнь собирать знания и заниматься изучением мира. Приобретенные знания должны быть применены на практике, причем с пользой не только для себя, но и для общества.
Сама саентология представляет собой специфический пласт знаний, базирующихся на фундаментальных истинах. Один из краеугольных постулатов (что это?) звучит просто и понятно:
человек – существо духовное, и наделено оно гораздо более обширными способностями, чем само о себе представляет.
Каждый из нас в состоянии не только решать любые свои проблемы, но и достигать наивысшего состояния сознания, гарантирующего постоянное счастье (то есть духовную свободу).
Именно надежда на духовную свободу формирует определенную стратегию, которая неизбежно приведет к успеху. Путь этот долгий и требует не только целеустремленности и упорства, но и кропотливой работы с применением на практике основополагающих истин жизни.
Главный саентологический символ – восьмиконечный крест с лепесткообразными оконечностями, символизирующими жизненные составляющие.
Это так называемые «восемь динамик», олицетворяющих собой степени выживания, через которые проходит каждое духовное существо на пути к бессмертию:
Итак, каждый человек по мере взросления проходит все эти ступени, чтобы прийти к цели, которая сделает и его жизнь, и жизнь общества лучше.
Интересен и тот факт, что в саентологии помимо духовных практик существует несколько психологических тренингов, с которыми связаны довольно необычные термины:
Примечательно, что саентологи признают и понятие «душа», традиционно характерное для христианства и воспринимаемое как нечто бессмертное. Однако в основах дианетики говорится, что человек не «имеет душу», а является ею, поэтому он так же, как и она, бессмертен.
Краткое резюме
Рон Хаббард говорил, что его учение только в одном схоже с христианством – в стремлении к спасению души.
В отношении к жизни саентологи весьма оптимистичны и верят, что все люди на земле хорошие. Все они стремятся лишь выжить, но сделать это можно только обретая гармонию с собой, окружающими и миром.
О том, во что еще верят саентологи, каких моральных кодексов придерживаются и как достигают успеха, можно узнать из этого видео:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Не знаком с учением саентологов, потому не могу сказать о них ни хорошего, ни плохого, в средствах массовой информации, если и упоминаются саентологи, то только в отрицательном ключе, хотя, на тоталитарную секту они не похожи.
Вроде бы, они призывают не платить налоги, что конечно является вызовом государству, потому, в нашей стране саентологи находятся не совсем на легальном положении, вроде даже суд запретил их деятельность на территории Российской Федерации.
Вообще, с учётом того, что они исповедуют свою религию и численность саентологов невелика, то их всё же нужно отнести в разряд сект, но в слове секта нет ничего плохого, когда-то и христиане начинали с секты.
Про саентологию чего только не пишут, как хорошего, так и плохого. Слышала, что на западе, особенно в США, саентология имеет много последователей, среди которых немало знаменитостей, включая Тома Круза. Есть версия, что это секта мирового масштаба, своего рода финансовая пирамида.
Я рад что наконец-то есть знание о жизни и именно в саентологии есть все ответы!
ЖизньКак устроена
Церковь сайентологии
и почему из нее
сложно выбраться
Разбираем самую загадочную религию современности
Сайентология оказалась в некотором роде «религией года». В 2015-м она неизменно привлекала к себе внимание: поначалу вышла разгромная документалка на HBO «Going Clear», вызвавшая очередную волну откровений со стороны звезд, а совсем недавно была опубликована книга американской актрисы Лиа Ремини «Troublemaker», сумевшей вырваться из церкви спустя тридцать лет после вступления. В качестве финального аккорда недавно Мосгорсуд запретил деятельность московской ветви церкви.
Кто такие сайентологи, чего они хотят и почему от них почти невозможно сбежать — ответы на все эти вопросы куда сложнее, чем могло бы показаться. Мы попросили религиоведа Леонида Мойжеса объяснить, как оперирует самая загадочная религиозная организация современности и почему она сумела завербовать такое количество знаменитых людей.
Текст: Леонид Мойжес
Иллюстрации: Катя Дорохина
Что такое сайентология и откуда она взялась?
Cайентология, появившаяся не так давно, уже успела обосноваться на всех континентах. За шестьдесят лет, прошедших с ее создания, она охватила десятки тысяч последователей, став одним из самых коммерчески успешных и узнаваемых новых религиозных движений. Несмотря на это достоверной информации о ней катастрофически мало. Куда сильнее, чем весьма своеобразные воззрения и практики, на нее обращают внимание громкие скандалы, которые сайентологи безуспешно пытаются заминать.
Сайентология — это настоящая «религия-новодел», созданная в 50-е годы в США одним конкретным человеком по имени Рон Хаббард. Официально создатель не пытался опереться на какое-либо древнее учение, вместо этого сайентология обращается к авторитету самой популярной «религии» XX века — науке. Хаббард, конечно, держал в голове мировое культурное наследие, когда придумывал свое учение. Даже беглое знакомство с сайентологией оставляет чувство, что перед тобой настоящее мистическое попурри: вот небольшая щепотка теософии Блаватской, вот привет от древнего гностицизма, тут немного оккультизма, а там, глядишь, торчит американское христианство. Однако центральное место в сайентологии всё равно занимают именно популярные научные концепции 50-х годов, а также сам образ «Науки». Это не удивительно, если учесть, что у истоков этой религии стоит писатель-фантаст.
Кто такой Рон Хаббард?
Рон Хаббард, по мнению сайентологов, был человеком разнообразных талантов. Родившись в штате Небраска в 1911 году, до того как создать свою религию, он успел послужить во флоте, объездив немало стран, в том числе и в достаточно тяжелых условиях, а самое главное — стал популярным писателем-фантастом, близко знакомым со многими корифеями жанра. Именно это увлечение стало решающим. Хаббард сначала создал собственную «науку», дианетику, призванную помочь страдающим от проблем и психических недугов, а позже, по мере того как она набирала популярность, превратил ее в религию — сайентологию.
Для сайентологов же Хаббард в первую очередь главный духовный наставник. Последователи относятся к нему с пиететом и нежностью, ласково называя «Рон» или LRH (аббревиатура его имени). Иллюстрацией тому служит и «кабинет Рона Хаббарда», обязательно присутствующий во всех сайентологических центрах; сегодня, правда, это чисто символический жест. Трепетное отношение к Хаббарду заставляет многих видеть в Церкви сайентологии секту, построенную вокруг культа личности, однако в своем почитании Хаббарда сайентологи не заходят дальше, чем последователи других религий. Другое дело, что оно достаточно забавно смотрится на фоне открытого стремления сайентологов к рациональности и прагматизму.
Во что верят сайентологи?
В основе сайентологии лежит учение под названием «дианетика» — псевдонаучная дисциплина, которую придумал Хаббард и которую сами сайентологи определяют как «первую точную науку о разуме». Основная концепция появилась во второй половине 40-х и основывалась на буквальном понимании популярных идей полного контроля разума над телом, а бессознательного — над сознательным.
Согласно Хаббарду, неудачи, страхи, проблемы и даже физическое недомогание являются результатом действия так называемого реактивного ума, то есть суммы всех негативных переживаний, которые мы не осознаём полностью, но которые продолжают управлять нашими действиями. Например, на человека в детстве напала собака, благодаря чему он продолжает бояться всех встреченных им собак. Легко заметить, что речь идет о буквальном прочтении фрейдистской концепции подавленной травмы, из которой были выкинуты сложные рассуждения о сексуальном опыте и другие открытия психоаналитиков в пользу основной мысли: прошлое управляет настоящим.
Хаббард называл каждое подобное переживание «энграмм», и предполагал, что с помощью дианетики человек может бороться с ними, ликвидируя «реактивный ум». Со временем это дает возможность избавиться от проблем, мешающих достигнуть успеха, зажить полной жизнью, а затем, используя ресурсы своего мозга, распрощаться и с физическими недугами. Символом достижения успеха для самого Хаббарда стало то, что одна из посвященных дианетике книг с подзаголовком «Современная наука о разуме» почти месяц держалась в топе бестселлеров The New York Times, значительно обогнав все его предыдущие литературные труды.
Самым характерным предметом, связанным с дианетикой (а позже и сайентологией), является Е-метр — прибор, состоящий из шкалы и пары электродов. Согласно учению Хаббарда, Е-метр считывает электрический потенциал с человеческой кожи, который, в свою очередь, изменяется, когда разум затрагивает какой-то энграмм. Таким образом, энграммы можно выявлять с помощью прибора и подробной беседы о жизни. Затем негативное воспоминание требуется прожить заново в воображении, на этот раз сделав правильный выбор, ликвидирующий травму. Процедура, в ходе которой человек под руководством специально подготовленного человека с Е-метром борется с грузом собственного прошлого, получила название одитинга и до сих пор является самым важным и частым ритуалом сайентологии.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ «GOING CLEAR» Алекса Гибни долго не брала ни одна телекомпания, опасаясь реакции со стороны церкви и гипотетических страшных последствий — пока его не подхватили HBO.
На первый взгляд одитинг больше напоминает сеанс у психоаналитика, нежели религиозный ритуал. Любопытно отметить, что дианетика при этом радикально противопоставлялась психиатрии — устоявшейся науке о разуме. Это противостояние прижилось настолько, что сайентологи до сих пор тратят немалые силы и средства на кампании по борьбе с психиатрами.
Хотя сейчас многие относятся к этому как к противостоянию сумасшедших с их естественными врагами, надо признать, что институт американской психиатрии середины века был устроен весьма негуманно и в плане качества лечения, и в плане отношения к пациентам (хорошим примером работы клиники того периода является «Пролетая над гнездом кукушки»). Требования реформ в этой области звучали в разных слоях общества, пока, наконец, не были услышаны уже в 70-е. Вне зависимости от мотивов нельзя отрицать, что Хаббард в данном случае выступал с правильными начинаниями.
Однако Л. Рон Хаббард не стал бы известен как новый пророк, если бы остановился на дианетике. Согласно утверждению самого Хаббарда, после того как человек полностью преодолевает свой реактивный разум, он способен пойти еще дальше, постепенно ликвидируя самые базовые энграммы и устанавливая связь с тем, что в традиционных религиях называется душой. Для этого он должен продолжать заниматься одитингом, преодолевая травмы предыдущих жизней. Это откровение и заставило Хаббарда перейти от науки к религии и основать сайентологию.
В основе сайентологии лежит представление о тэтане — той самой «душе», контакт с которой Хаббард смог установить. Тэтаны бессмертны, присутствуют в каждом человеке, перерождаются и существуют с древнейших времен. Интереснее всего история их возникновения: согласно учению Хаббарда, это несколько миллиардов душ представителей загадочной космической расы, которых диктатор Галактической Конфедерации Ксену из-за перенаселения в своем государстве запер в человеческих телах, удалив память. После того как все его человеческие проблемы ликвидированы, сайентолог получает возможность помочь скрывающемуся в нем тэтану восстановить собственную идентичность. Это дает возможность обрести сверхспособности, а в перспективе — вознестись на принципиально иной уровень существования.
Согласно учению Хаббарда, диктатор Галактической Конфедерации Ксену запер несколько миллиардов душ космической расы
в человеческих телах, удалив память
Весь этот набор представлений известен как «космическая опера». Он содержит немало и других красочных историй, описывающих судьбу тэтанов, обстоятельства прихода Ксену к власти и многое другое, но именно этот сюжет является центральным. Исследователи находят в нем параллели с целым рядом мистических учений, но гораздо интереснее выглядит сравнение «космической оперы» с сюжетами фантастики того времени, ярче всего представленной сериалами вроде «Сумеречная зона» или «Звездный путь». Очевидно, что учение Хаббарда просто продукт своего времени.
Оценить, насколько он сам верил в то, что говорил, сейчас практически невозможно. Критики сайентологии любят вспоминать фразу Хаббарда, видя в ней подтверждение того, что он был простым мошенником: «Нельзя разбогатеть, придумывая научную фантастику. Чтобы разбогатеть, нужно придумать религию». Даже если поначалу так и было, со временем он явно уверовал в собственное послание, затрачивая значительные ресурсы на следование собственным советам. Но окончательный ответ на вопрос о том, насколько искренне Хаббард проповедовал сайентологию, мы вряд ли узнаем.
Чем занимаются сайентологи?
Несмотря на экзотическую мифологию, на практике сайентологические общины больше похожи на группы современных американских протестантов. Это тесные, но открытые сообщества, состоящие из чрезвычайно позитивных людей, в идеале — семейных, ведущих здоровый образ жизни и стремящихся к материальном успеху — в строгом соответствии с доктриной Хаббарда. Кроме одитинга у сайентологов существуют собственные воскресные службы, свадебные и похоронные практики, а также наречение, некое подобие крестин для новорожденного.
На более крупном уровне Церковь организована по квазикорпоративному принципу во главе с председателем Центра религиозных технологий. Сейчас это Дэвид Мискевидж, вокруг которого за последний десяток лет разразился не один скандал, связанный с обвинениями в разного рода насилии над членами церкви. Существует сложная иерархия, основывающаяся на степени продвижения человека по пути к тэтану: от простого практика до посвященного в самые сокровенные секреты. Ходят слухи, что вторым по важности человеком церкви недавно стал не кто иной, как Том Круз.
Люди приходят в Церковь по различным причинам, но фокус на прагматических ценностях объединяет сайентологов по всему миру. В какие бы эзотерические вещи ни верили представители высших эшелонов, большинство рядовых членов — это обычные люди. Многие из них присоединились к сайентологии, потому что она сулит преуспевание в обществе, помощь в борьбе с зависимостями, а также решение бытовых, психологических и семейных проблем.
Обещание этих простых радостей, подкрепленное одновременно авторитетом науки и религии, и приводит людей в сайентологию. Научная и техническая составляющая, символом которой является Е-метр, придает заявлениям сайентологов убедительности, а тот факт, что сайентология позиционируется как религия, позволяет придать деятельности организации особый смысл, возвысить ее над обычными психологическими тренингами и группами поддержки.
НАШУМЕВШАЯ ДОКУМЕНТАЛКА ОСНОВАНА НА НЕ МЕНЕЕ ГРОМКОЙ одноименной книге. Как и в случае
с фильмом, ее издание не было гладким. Например, в Великобритании она просто не вышла из-за угрозы судебного иска со стороны Церкви.
Сайентология снимает не только противоречие между религией и наукой, но и конфликт между тем, чтобы «быть современными» (в частности, «верить в науку»), и жизнью в соответствии с привлекательной для многих консервативной моралью: семья, умеренность, честная стабильная работа. В результате люди, страдающие от каких-то проблем, остаются в Церкви несмотря на аргументы против. Фактически именно это привело в ряды сайентологов и самого знаменитого члена Церкви — актера Тома Круза, утверждающего, что методики Хаббарда, среди прочего, помогают ему справляться с тяжелой дислексией.
Однако сайентология продолжает порождать множество слухов и обвинений в том, что Церковь пытается всеми силами контролировать жизни своих членов, по крайней мере самых публичных из них. Например, популярно мнение, что Церковь прямо влияет на то, какие роли выбирают актеры-последователи, опасаясь всего, что может негативно повлиять на их репутацию. С консервативным мнением Хаббарда по многим вопросам продолжают считаться: основатель приравнивал супружеские измены фактически к психическим расстройствам, осуждал аборты и негативно относился к гомосексуальности. Представителей сайентологии часто обвиняют в том, что они пытаются «вылечить» своих последователей-геев.
Почему знаменитости часто становятся сайентологами?
Круз — далеко не единственная голливудская звезда, примкнувшая к сайентологии. Другие известные члены Церкви — супружеская чета Джона Траволты и Келли Престон, а также актеры и актрисы Джейсон Ли («Меня зовут Эрл»), Элизабет Мосс («Безумцы»), Джульетт Льюис («Прирожденные убийцы), Джованни Рибизи («Аватар»), певец Бек и многие другие. Пример Рибизи особенно занятен тем, что актер принадлежит к сайентологам с раннего детства, которое он провел в среде кинематографистов Калифорнии. Это позволяет оценить, насколько глубоко это организация укоренилась в Голливуде.
Сайентологи добились такого результата, потому что осознанно шли к нему. Сам Рон Хаббард, плоть от плоти своей эпохи и своей страны, хорошо понимал, насколько поддержка знаменитостей может продвинуть молодую религию. Он даже открыл специальный «центр для знаменитостей» в Голливуде, прообраз подобных центров по всему миру. Самих же актеров в сайентологии привлекают те же вещи, что и обычных людей: возможность сочетать наукообразность и духовность, умеренно консервативные ценности и отсутствие экзальтированного аскетизма, прагматизм и внимание к состоянию общества.
К тому же, в отличие от других модных учений, распространившихся среди богемы начиная с 50–60-х годов, сайентология является организованной религией с ясными критериями членства и агрессивными стратегиями пиара. В то время как увлечение йогой не делает человека индуистом или буддистом, сайентологи с готовностью записывают в членов Церкви любого, кто посетил хотя бы пару их курсов и не выразил открытого неприятия их идей.
В то же время звезд, которые из сайентологии ушли, едва ли не больше, чем тех, кто остался в ее рядах. Это, например, актриса Лиа Ремини («Король Квинса»), принадлежавшая к Церкви с девяти лет, но ставшая последовательным критиком этого учения после неудачной попытки выяснить, почему жена Дэвида Мискевиджа, Шелли, перестала появляться на публике. А для режиссера Пола Хаггиса («Малышка на миллион», «Столкновение»), бывшего сайентологом 35 лет, поворотным моментом стало то, что отделение Церкви в Сан-Диего поддержало так называемое Предложение 8 — запрет на гомосексуальные браки в штате Калифорния.
Хаббард понимал, насколько поддержка знаменитостей может продвинуть религию, и даже открыл специальный «центр для знаменитостей»
в Голливуде
Бывшие сайентологи также включают актера Кристофера Рива («Супермен») и всех трех жен Круза: Мими Роджерс, Николь Кидман и Кэти Холмс, — для каждой из которых уход из Церкви совпал с разводом. Помимо того, что бывшие жены обвиняли Круза в слежке по приказу Церкви за собой и своими детьми, в последнее время ходит упорный слух, что сайентологи запрещают видеться Крузу со своей дочерью Сури, а новую жену актер буквально подбирает из соображений хорошего пиара для организации.
Стоит подчеркнуть, что многие экс-сайентологи, как знаменитые, так и не очень, становились ярыми оппонентами Церкви. Лучшая иллюстрация тому — интервью бывших членов в документалке «Going Clear», но ими бесчисленные признания не ограничиваются. Здесь нельзя не отметить и «заслуги» самих сайентологов, которые так или иначе вращаются вокруг подхода под названием «fair game». Согласно этой концепции, Церковь имеет право жестко противостоять любым нападкам на нее. Эта доктрина находит множество проявлений, и одно из них — это бескомпромиссная и порой неадекватная борьба с людьми, которые превращаются из сайентологов в критиков учения Хаббарда.
Почему от сайентологов так тяжело уйти?
Самым ярким примером «fair game» является операция «Snow White», организованная американской Церковью сайентологии. В ходе нее последователи этой религии смогли проникнуть в качестве клерков, секретарей и других сотрудников в целый ряд правительственных организаций с целью похищения и уничтожения «ложной информации» об их Церкви. Грандиозный скандал и расследование, последовавшие за их обнаружением, закончился вполне реальными сроками для целого ряда участников операции.
Другой известный случай — форменная травля, которую сайентологи организовали в отношении Полетт Купер, американской писательницы, автора ряда статей и книг, в которых она резко критикует деятельность Церкви. Сайентологам удалось добиться того, что Купер были предъявлены обвинения в рассылке угроз, которые, впрочем, позже были опровергнуты.
Не менее жесткая реакция последовала за недавним выходом документального фильма «Going Clear». В качестве ответной меры сайентологи выкупали целые развороты в Los Angeles Times, где помещали своеобразную антирекламу фильма, а также связались со всеми кинокритиками, посмотревшими фильм, пытаясь повлиять на их мнение. Одновременно с этим Церковь записала собственную серию короткометражек, посвященных своим бывшим членам, участвовавшим в создании фильма, с такими красноречивыми названиями, как «Марк Ратбан: опасный психопат» или «Майк Райндер: избивающий жену». Эти люди получили десятки писем с угрозами, а также неоднократно сообщали о том, что за ними следят.
Однако наиболее скандальное обвинение, которое преследует Церковь на протяжении всей истории, связано не с громкими акциями, а с их каждодневной практикой. Это представление о том, что сайентологи собирают информацию обо всех членах Церкви. Обстоятельства, при которых такие обвинения выдвигаются, всегда разные, но общая идея достаточно очевидна: в ходе одитинга человек рассказывает фактически всю свою жизнь, причем делает акцент на наиболее болезненном, в том числе постыдном, опыте. В полном соответствии с наукообразным стилем Церкви эти рассказы записываются, что выглядит как идеальный способ собрать информацию для потенциального последующего шантажа.
В ЭТОМ ГОДУ ВЫШЛА НОВАЯ ОБЛИЧАЮЩАЯ КНИГА «TROUBLEMAKER». Помимо прочего она рассказывает о звездных членах церкви: Томе Крузе и Кэти Холмс; о том, как Круз пытался завербовать четы Смит и Бекхэм, а также
об отце Дженнифер Лопес.
Сами сайентологи утверждают, что записанные данные являются конфиденциальной информацией, которая никогда не будет использована в интересах их организации. Но на заре своей короткой истории Церковь уже попадалась на использовании этих данных в целях «внутренней безопасности». Тогда соответствующая директива была отменена как «не основанная на учении Хаббарда», но тем не менее обвинения в том, что Церковь удерживает своих последователей с помощью шантажа, регулярно возникают в медиапространстве, как и предположения, что в процессе одитинга сайентологи применяют гипноз.
Очевидно, что Церковь не способна применять такие методы против всех людей, которые пытаются уйти, — известно немало случаев вполне «корректного развода» с сайентологией, например уход из состава Церкви Николь Кидман. Однако обвинения продолжают всплывать, отчасти потому что разумным аргументом представляется то, что только шантаж или гипноз могут удержать людей в составе Церкви после всех известных скандалов и утечек информации.
Конечно, уйти из Церкви сайентологии, как и из любой подобной религиозной организации, действительно сложно, но эта сложность совершенно иного свойства. Люди, пришедшие в сайентологию, в основном новообращенные, то есть те, кто уже находился в поиске и зачастую не в ладах с окружающим миром. Сайентологи активно и, видимо, не совсем безуспешно борются с вредными привычками, они позволяют одинокому человеку найти место, где его готовы принять и постараться помочь, они выстраивают перед человеком ясную и достаточно простую картину мира. Отказаться от всего этого чрезвычайно непросто, и для многих людей это гораздо более серьезное испытание, чем скандал. Это, разумеется, не опровергает никакие отдельные обвинения, но ставит под вопрос саму идею того, что где-то в США стоит огромное здание, из которого Главный Сайентолог управляет целой армией запуганных и зазомбированных людей по всему миру. Реальность, как и всегда, гораздо сложнее.
Кто и как борется
с сайентологией?
Критика сайентологии позволяет найти общий язык и христианским фундаменталистам, и «анонимусам» — постоянным посетителям имиджбордов. Последние стали в 2000-е годы настоящим локомотивом борьбы с Церковью. Они организовали многочисленные DDoS-атаки, телефонные розыгрыши и марши, призванные обратить внимание государства на те или иные преступления сайентологов.
Другая заметная группа — уже упоминавшиеся бывшие члены Церкви, которые часто превращающиеся в ее самых горячих противников. Люди вроде Майка Риндера, некогда занимавшего достаточно высокое положение в Церкви, но позже разочаровавшегося в ней, тратят немало сил и времени на то, чтобы другие люди не повторили их путь. Они дают интервью, где обличают сайентологию, участвуют в создании документальных фильмов (кроме уже упоминавшегося «Going Clear» можно назвать фильмы «Сайентология и я» и «Секреты сайентологии» режиссера Джона Суини), проводят собственные расследования, организуют группы помощи для тех, кто хочет покинуть движение, и пытаются по возможности привлечь сайентологов к суду.
При этом судиться с сайентологами — непростое занятие. В то время как в публичном пространстве сайентологов преследуют многочисленные скандалы, в суде они чувствуют себя гораздо увереннее, чем многие их оппоненты. В свое время им удалось довести до разорения с помощью штрафов Cult Awareness Network — организацию, которая ставила своей целью борьбу с «деструктивными культами». Уже в 2000 году Церковь смогла опровергнуть достаточно серьезные обвинения в «убийстве по неосторожности», последовавшие за смертью девушки по имени Лиза Макферсон, сайентолога, которая была передана под церковную опеку после дорожной катастрофы. А в 2007 году Европейский суд по правам человека удовлетворил иск Московского отделения Церкви, который сайентологи подали после отказа властей столицы в регистрации их как религиозной организации.
Уйти из Церкви сайентологии действительно сложно: она позволяет одинокому человеку найти место и выстраивает ясную картину мира
Любопытно, что уже в ноябре 2015-го в России предприняли еще одну попытку борьбы с сайентологами, на этот раз напирая на то, что Церковь является одновременно религиозной и коммерческой организацией. Например, сайентологи пользуются «религиозными» налоговыми поблажками, но при этом применяют законодательство об авторских правах в отношении своих книг, которые распространяются коммерчески. Такая практика «двойного позиционирования» использовалась еще самим Хаббардом в США и часто позволяла выигрывать судебные процессы в прошлом, но в России обернулась боком: суд принял решение о том, что Церковь должна быть ликвидирована в ближайшие полгода.