Что такое сафари в исламе
Условия пути для объединения и сокращения намаза
Разрешается сокращать только четырехракаатный намаз, уменьшая количество ракаатов до двух. Нельзя сокращать трехракаатный вечерний намаз и двухракаатный утренний. Разрешается человеку, находящемуся в пути (при наличии ниже приведенных условий), сокращать только совершаемые своевременно намазы. Намазы, пропущенные вне пути, нельзя сокращать в пути, но намазы, пропущенные в пути, разрешается возмещать в пути в сокращенном виде.
Сафар человека прекращается или считается завершившимся при следующих обстоятельствах:
— если человек вернется в родной город;
— если он доедет до пункта назначения, в котором он намерен остаться на четыре дня, не считая дня приезда и дня отъезда;
— если человек остановится в каком-либо городе для исполнения своей нужды и имеет намерение уехать оттуда, как только исполнится его нужда, то сафар такого человека заканчивается через 18 суток, не считая дня прибытия и отъезда. Если же он будет знать, что его нужда продлится больше четырех дней, то его сафар заканчивается, и ему далее сокращать и объединять намазы не разрешается вообще.
— если человек сделал намерение остановиться в одном месте на четыре дня, то не имеет разницы, является это место населенным пунктом или просто пустым местом.
Выходя в путь, человек должен знать пункт назначения, чтобы ему дозволялось сокращать намазы с момента покидания места проживания. Если человек странствует и держит путь «куда глаза глядят», то ему не разрешается сокращать намазы, даже если его странствования продлятся достаточно долго и на длинные расстояния.
Если до пункта назначения два пути – один путь с малым расстоянием, а другой – с длинным и если человек поедет по длинному пути из-за благоразумной цели, например с целью посетить родственника, то ему сокращать намаз разрешается.
Сафар также должен иметь определенную цель, например посещение родственника, торговля и т.п. А если же человек вышел в путь только для того, чтобы увидеть разные города, то ему не разрешается сокращать намазы.
Если жена, выходя в путь, не знает, куда едет ее муж, или охрана не знает, куда идет их начальник, то до достижения указанного выше расстояния им не разрешается сокращать намазы, а если они достигнут этого расстояния, то в дальнейшем им это разрешается.
Если кто-либо выйдет в длинный путь, а потом решит вернуться, не дойдя до минимального расстояния, при котором разрешается сокращать намаз, то он не имеет права далее сокращать намаз. Если же он изменит свое решение и отправится дальше, то отсчет расстояния начинается заново, и если этот его новый сафар будет достаточно длинным (81 км.), то он имеет право и далее сокращать намазы.
Путь также должен быть дозволенным. Если человек отправляется за выпивкой или женщина вышла в путь без сопровождения махрама, то сокращать намаз им не разрешается, ибо их такое путешествие является запрещённым шариатом. Если же человек начал греховный путь, а потом покаялся в нем и продолжил путь, то намаз можно сокращать, если с момента его раскаяния расстояние пути будет достаточно длинным (81 км.).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Условия объединения и сокращения намаза в пути
Намаз путника
Для того чтобы человеку разрешалось сокращать и объединять намазы, первым делом необходим сафар, за исключением некоторых случаев для объединения намаза (например, объединение из-за дождя.
Также вдобавок к этому для сокращения намаза необходимы и следующие условия:
1. Намерение на сокращение при вступлении в данный намаз и наличие такого намерения на протяжении всего намаза (то есть в намазе намерение не должно меняться). Следовательно, если человек передумает сокращать намаз или будет колебаться в этом, то ему следует совершить этот намаз полностью в четыре ракаата;
2. Нельзя следовать хоть на миг за имамом, который совершает обычный несокращенный намаз. Если тот, кто совершает намаз сокращенно, последует в своем намазе за тем, кто совершает обычный, он тоже обязан совершать намаз, не сокращая его;
3. Путь должен продолжаться до тех пор, пока он не завершит свой намаз. Если корабль того, кто сокращает намаз, причалит к конечной остановке, то намаз ему следует совершить полноценно.
Путник, как и сокращать, имеет право совмещать парные намазы. Обеденный (зухр) намаз разрешается совместить с послеобеденным (аср) намазом. Также вечерний (магриб) намаз можно совместить с ночным (иша) намазом. Совмещение бывает двух видов – совмещение с переносом следующего намаза на своевременный (например, аср к зухру) и совмещение, при котором предыдущий намаз откладывался на время следующего (например, зухр к асру).
Так же, как и для сокращения, первое условие для обеих категорий – это сафар со своими условиями. Далее для каждого вида совмещения намаза имеются и свои условия;
Для совмещения намаза с перенесением следующего намаза к своевременному необходимо соблюдение следующих условий:
1. Намерение – переносить данный намаз при вступлении в первый намаз;
2. Совершение сначала своевременного намаза. Следовательно, если аср-намаз переносится к зухр-намазу, то сначала следует совершить зухр-намаз.
3. Оба намаза необходимо совершить подряд, без перерыва, однако короткая пауза между ними не вредит.
Одним словом, человек переносит послеобеденный намаз на время обеденного намаза. Когда наступает время обеденного намаза, он совершает намерение: «Я намереваюсь совершить фарз обеденного намаза, перенося к нему послеобеденный намаз, Аллаху акбар», после того как завершит этот намаз, он встает и совершает намерение послеобеденного намаза: «Я намереваюсь совершить фарз послеобеденного намаза, перенося его к обеденному намазу, Аллаху акбар». Так путник совершает и обеденный, и послеобеденный намаз во время обеденного намаза. Так же можно совершить вечерний и ночной намаз, перенося ночной на время вечернего намаза.
Если совершив таким образом намаз, человек завершит свой сафар, он не обязан переделать этот намаз, даже если он доедет до наступления времени второго намаза.
А для совмещения намаза с перенесением предыдущего на время последующего необходимы следующие условия:
1. Необходимо вознамериться перенести первый намаз на время следующего. Намерение должно быть во времени первого намаза. Например, когда наступает время вечернего намаза, путник намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. Такое намерение он должен сделать до тех пор, пока не наступит время ночного намаза.
2. Путь должен продолжаться до тех пор, пока не завершится второй намаз.
В итоге, когда наступает время вечернего намаза человек, намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. При наступлении времени ночного намаза, человек начинает вечерний намаз с намерением: «Я намереваюсь совершить фарз вечернего намаза, перенося его к ночному намазу, Аллаху акбар». После окончания вечернего он совершает ночной намаз с намерением: «Я намереваюсь совершить фарз ночного намаза [перенося к нему вечерний намаз], Аллагьу Акбар». Так он совершает и ночной, и вечерний намаз внутри времени ночного намаза. Впрочем, следует знать, что, перенося предыдущий намаз на следующий, можно сначала совершать любой из намазов, но желательно соблюдать порядок и совершить сначала вечерний или обеденный. Мы привели пример того, как сначала совершается вечерний намаз, а потом – ночной. А можно совершать сначала ночной, а потом вечерний.
Выше мы привели условия сокращения и совмещения намазов по отдельности. Важно знать, что разрешается отдельно сокращать намаз, и не обязательно при этом совмещать его, а также можно совмещать намазы, не сокращая их или один из них. Также разрешается совмещать и сокращать намазы одновременно. То есть совершать обеденный и послеобеденный намаз по два ракаата, совмещая их. Еще разрешается совершать вечерний намаз в три ракаата, совмещая с ним ночной намаз в два ракаата.
Находящийся пути (в сафаре) с перечисленными выше условиями человек также имеет право не соблюдать и обязательный пост. Но несмотря на то, что он имеет такое право, все же ему настоятельно рекомендуется соблюдать пост и в пути, чтобы пост был соблюден своевременно. Особенно это касается обязательного поста в месяце Рамазан.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что такое сафари в исламе
Каждому, кто вышел в дальний путь необходимо знать все, что связано с объединением намазов и их сокращением.
Допускается, человеку сокращать 4-х ракаатные намазы и совершать их по два ракаата. Например, обеденный, предвечерний и ночной намазы можно сократить на 2 ракаата. Но утренний и вечерний намазы не сокращаются, а делаются как обычно. Для того, чтобы допускалось такое сокращение, необходимо быть в наличие 9 – ти условий:
1) Расстояние должно быть не менее 85 км. Но некоторые алимы говорят, что необходимо 92 км. И не имеет разницы, за какой промежуток времени вы пройдете это расстояние.
2) Человек должен знать о дозволенности сокращения намаза. Если же он сократил или объединил, не зная о его дозволенности, то его намаз не считается.
3) Чтобы сафар его не был грешным. Если же на этот сафар, побудил его какой – либо грех, то уже не дозволяется сокращать намаз. Но если он в середине поездки искренне покается, то в таком случае ему можно сокращать, если до его цели осталось 85 км. В противном случае ему не разрешается сокращать.
4) Путешествие должно быть целевым. Если же человек бродит сам не зная куда, или к примеру, жена следит за мужем и не знает на какое расстояние они ини идут, то в таком случае намаз нельзя сокращать (т.е. этому бродячему и жене).
5) Намерение для сокращения намаза должно быть во время вступительного такбира.
6) Должен остерегаться от того, что портит намерение для сокращения. Например, если появились сомнения, делал ли он намерение для сокращения или нет, то необходимо полностью совершить 4 ракаата.
7) Чтобы не следовал за тем, кто совершает все 4 рааката.
8) Нахождение в пути во время совершения сокращенного намаза.
9) Чтобы он вышел из того населенного пункта, где он проживает. Если село ограждено чем-либо, то начало сафара будет с этих оград. Если же не ограждено, то рассматриваются строения и постройки. Т.е. в таком случае началом сафара будет оставление за собой этих построек.
Если будет отсутствовать хоть одно из выше перечисленных 9-ти условий, то намаз нельзя сокращать.
Если прибыл в какое-либо место, где намерены остаться на 4 дня (не учитывая дня прибытия и выезда оттуда) и более, то сокращать намаз в этом месте нельзя. А если вы не знаете, на сколько дней там останетесь и каждый раз думаете, что вот-вот решится проблема, по которой вы приехали, то вам можно сокращать намаз (?) дней.
Можно в сафаре объединить обеденный с предвечерним и вечерний с ночным намазами.
Для того, чтобы объединить, перенося предвечерний на обеденный и ночной на вечерний, необходимо 4 условия:
1) Обеденный намаз необходимо совершить раньше предвечернего, а вечерний раньше ночного.
2) Наличие намерения перенести в первом намазе.
3) Непрерывность меду этими намазами, т.е. после 1-го сразу совершить второй намаз. Если же удлинился промежуток времени между этими намазами (даже если по причине), то 2-й намаз необходимо совершить в свое установленное время.
4) Продолжительность сафара до вступления во 2-й намаз. Если же он прибыл до вступления во 2-й намаз, то его необходимо совершить в свое время.
Условий для переноса обеденного на предвечерний и вечернего на ночной намазы 2:
1) Наличие намерения на перенос до завершения времени первого намаза (и время должно быть таким, которое ему хватит для совершения этого первого намаза).
2) нахождение в пути, пока не завершится 2-й намаз. Если он прибудет к своей цели во время 2-го намаза, то первый будет считаться как возмещенный.
Этика сафара
Ни для кого не секрет, что Пророк Мухаммад ﷺ был неподражаемым примером для человечества на все века. Какие-то шестьдесят три года, прожитые Пророком ﷺ на этом свете, человечество растянуло на четырнадцать веков, и даже этого не хватило, чтобы понять мудрость, таящуюся в его словах и действиях.
«Шестьдесят три года» не перестают поражать человечество и давать жизненные советы на протяжении свыше тысячи четырёхсот лет. А иначе и быть не может, потому как Сам Всевышний Аллах посчитал его прекрасным примером и описал как обладателя самых высоких нравственных качеств.
И этикет сафара Посланник Аллаха ﷺ не обошёл стороной. Светило человечества дословно показало и описало для нас, что делать и как вести себя в сафаре.
Основой этики сафара, конечно же, является правильная цель. Прежде чем выйти из дома, следует в первую очередь запастись знаниями о совмещении, сокращении намаза, определении стороны киблы и прочем. Прежде чем выйти из дома, следует совершить двухракаатный суннат-намаз.
Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
ما خَلَّفَ أحدٌ عند أهلِهِ أفضَلَ مِنْ رَكعتَيْنِ يَرْكَعُهُمَا عندهم حِين يُرِيدُ السفرَ
«Никто не оставит ничего лучше для членов своей семьи, чем молитва в два ракаата, которую он совершит у них перед отправлением в путь». (Табарани, Ибн Абу Шайба)
В другом хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорится, что Пророк ﷺ сказал:
إِذَا خَرَجْتَ مِنْ مَنْزِلِكَ فَصَلِّ رَكْعَتَيْنِ تَمْنَعانِكَ مَخْرَجَ السُّوءِ وإذا دَخَلْتَ إلى مَنْزِلِكَ فَصَلِّ رَكْعَتَيْنِ تَمْنَعَانِكَ مَدْخَلَ السُّوءِ
«Когда выходишь из своего дома, соверши молитву в два ракаата, и это защитит тебя от всего плохого, что может постичь тебя после выхода. И когда вернёшься в свой дом, также соверши молитву в два ракаата, и это защитит тебя от того плохого, что может постичь тебя после того, как ты зайдёшь в свой дом». (Байхаки, «Шу’аб аль-Иман», 3078; Баззар, 81)
В книге «Итхаф ас-садат аль-муттакин» пишется, что если до выхода из дома совершить любой другой намаз, например, обязательный намаз или ратибат, то этого тоже достаточно, независимо от того, совершал человек для этого намерение или нет.
Имам Ан-Навави в книге «Аль-Азкар» пишет, что в первом ракаате этого намаза желательно прочесть после суры Аль-Фатиха суру Аль-Кафирун, а во втором ракаате – суру Аль-Ихляс.
Выходя в сафар, желательно вверить домочадцев Всевышнему Аллаху, прочитав мольбу, которая передаётся от Пророка:
أسْتَوْدِعُكَ الله الَّذِي لا تَضِيعُ وَدَائِعُهُ
«Астауди’ука-Ллаха ллязи ля тази’у вадаи’уху (Вверяю тебя Аллаху, у которого не пропадает отданное Ему на хранение)». (Ибн Маджах, 2825)
А Всевышний сохранит вверенное Ему на хранение, ибо Он лучший хранитель.
В книге «Рияз ас-салихин» пишется, что, выходя из своего дома, Пророк ﷺ обычно произносил следующие слова:
بسم اللَّهِ تَوَكَّلْتُ على اللَّهِ، اللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ أنْ أضِلَّ أَوْ أُضَلَّ، أوْ أزِلَّ، أَوْ أُزَلَّ، أَوْ أظْلِمَ أَوْ أُظْلَمَ، أوْ أجْهَلَ أَوْ يُجْهَلَ عليَّ
«Би-сми-Лляхи, таваккяльту ‘аля-Ллах! Аллахумма, инни а‘узу би-ка ан азылля ав узалля, ав азилля ав узалля, ав азлима ав узлима, ав аджхаля ав йуджхаля ‘аляййа».
«С именем Аллаха (выхожу из дома), уповаю на Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите, чтобы не сбиться с пути или не оказаться сбитым с него, чтобы не допустить ошибку самому, и чтобы меня не заставили ошибиться, чтобы не допустить несправедливость самому, и чтобы со мной не поступили несправедливо, чтобы не поступать подобно невежественным, и чтобы другие не поступали невежественно со мной».
Эту молитву также можно читать просто перед выходом из дома, перед походом к соседу, в мечеть, прогулкой во дворе… необязательно выходить именно в сафар.
Провожающему тоже желательно прочесть мольбу за уходящего.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:
Ещё одним забытым желательным действием при выходе в сафар является чтение азана за идущим в сафар. Давайте представим, как прекрасно будет, если, отправляясь в путь, муж прочтёт мольбу за жену и детей, за родителей и вверит их Всевышнему Аллаху, как прекрасно будет, если жена, дети, провожая мужа или родителей, обратятся к Аллаху с мольбой за него, и кто-то из них прочитает азан.
Конечно, и этикет, связанный с транспортным средством, Пророк ﷺ не обошёл стороной. В наше время это особенно важно, так как мы очень часто передвигаемся на транспортном средстве не только во время сафара, но и по всем нашим нуждам.
Сообщается, что Али бин Раби’а сказал: «Однажды я видел, как к Али бин Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) подвели верховное животное, чтобы он сел на него. Вставив ногу в стремя, он произнёс слова: «Бисми-Ллях«».
В нашем случае это надо говорить, когда мы садимся в автомобиль или другое транспортное средство.
От Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что когда Посланник Аллаха ﷺ садился верхом на своего верблюда, отправляясь в путь, он трижды произносил слова «Аллаху Акбар (Аллах велик)», а потом говорил:
«Субхана-ллязи саххара ля-на хаза ва ма кунна ля-ху мукринина, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибуна. Аллахумма, инна насъалю-кя фи сафари-на хаза-ль-бирра, ва-т-таква ва мин-аль-‘амали ма тарза. Аллахумма, хаввин ‘аляй-на сафара-на хаза, ва-тви ‘анна бу’да-ху. Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари ва-ль-халифату филь-ахли. Аллахумма, инни а’узу би-кя мин ва‘саи-с-сафари, ва каабати-ль-манзари ва суи-ль-мункаляби фи-ль-мали ва-ль-ахли (Пречист тот, кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и поистине, мы вернёмся к Господу нашему. О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии, а также о совершении таких дел, которыми Ты останешься доволен. О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность. О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и станешь преемником в семье, о Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от трудностей пути, от уныния, которое может навеять увиденное, и от всего дурного, что может случиться с имуществом и семьёй».
آيِبُونَ تَائِبُونَ عَابِدُونَ لِرَبِّنَا حَامِدُونَ
«Айибуна, таибуна, ‘абидуна ли-Рабби-на хамидун (Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему». (Муслим, 1342; Абу Дауд, 2599; Тирмизи, 3447; Ибн Хиббан, 2695, 2696)
Помимо этих, ещё есть и другие мольбы, которые желательно читать, садясь в транспортное средство, их нетрудно найти в соответствующих книгах. Некоторые учёные говорят, что, садясь в машину, желательно читать суру Аль-Кадр и 128 аят суры Ат-Тавба.
Ещё одно желательное действие в сафаре – произнесение выражения «Аллаху Акбар» при подъёме и выражения «Субхана-Лах» при спуске.
От Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
كان النبيّ صلى اللّه عليه وسلم وجيوشُه إذا عَلَوا الثنايا كبَّروا، وإذا هَبَطوا سبَّحُوا
«Поднимаясь в гору, Пророк ﷺ и его воины произносили слова «Аллаху Акбар», спускаясь же, они говорили: «Субхана-Ллах»». (Абу Дауд, 2599)
Выходить в сафар желательно в четверг. В сборнике хадисов имама Аль-Бухари передаётся хадис от Ка’ба бин Малика (да будет доволен им Аллах), согласно которому Пророк ﷺ любил выходить в сафар в четверг.
Не следует отправляться в сафар в пятничный день. Запрещается, отправляясь в путь в пятницу, пропускать пятничный намаз.
Следующей сунной сафара является назначение одного человека старшим, если в сафар вместе отправляются трое и более людей.
Передают со слов Абу Са`ида и Абу Хурайры (да будет доволен ими обоими Аллах), что посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا خَرَجَ ثَلاَثَةٌ في سَفَرٍ فَليُؤَمِّرُوا أحَدَهُمْ
«Если трое отправятся в путь, пусть назначат одного из их числа старшим. (Абу Дауд, 2608)
Нам тоже, следуя сунне, рекомендуется, не проявляя гордыни, назначить наиболее знающего человека старшим и слушаться его, ибо в этом есть благо для всей группы.
Например, сивак нам необходим практически всегда перед намазом для чистки ротовой полости и т. д., так как сиваком рекомендуется пользоваться очень часто. Так же обстоят дела с расчёской и остальными принадлежностями.
Мусульманин всегда должен выглядеть опрятно, поэтому расчёска – необходимый инструмент для путника, чтобы расчёсывать волосы и бороду и не выглядеть неухоженным, отталкивая людей от себя.
Достигнув своей цели и решив дела, следует поспешить вернуться к своей семье, ибо в хадисе, приведённом в сборнике имама Аль-Бухари, говорится:
السَّفَرُ قِطْعَةٌ مِنَ العَذَابِ، يَمْنَعُ أحَدَكُمْ طَعَامَهُ وَشَرابَهُ وَنَوْمَهُ، فَإذَا قَضَى أحَدُكُمْ نَهْمَتَهُ مِنْ سَفَرِهِ ، فَلْيُعَجِّلْ إِلَى أهْلِهِ
«Путешествие является частью мучений, ибо любого из вас оно лишает возможности наслаждаться едой, питьём и сном в полной мере, а поэтому пусть поспешит вернуться к своей семье тот из вас, кто достиг цели своей поездки». (Бухари, 3001; Муслим, 1927; Ибн Маджах, 2882; Ибн Хиббан, 2708)
Пророк также завещал, чтобы путник возвращался из сафара хотя бы с маленьким, но подарком, ведь для семьи, детей, родственников, друзей он будет важным знаком внимания.
Тому, кто находится в сафаре, не следует забывать помолиться за семью, близких, родственников, друзей и за всех мусульман, попросить, чтобы Аллах простил им грехи, направил на правильный путь и защитил их от смут и болезней, ведь путник входит в число тех, чьи мольбы принимаются Всевышним.
من أحيا سنتي فقد أحبني ، ومن أحبني كان معي في الجنة
«Тот, кто оживил мою Сунну, тот полюбил меня. А кто полюбил меня, тот будет со мной в Раю». (Тирмизи, 2678)
Да поможет нам Аллах следовать сунне Пророка и быть самыми приближёнными к нему людьми в Судный день.
Султан Алигаджиев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Намаз путника
Многие верующие мусульмане задают вопрос о том, как совершать намаз путника по Сунне, сокращая и совмещая молитву в пути, а также кого можно считать путешественником или мусафиром. В течение какого количества дней намазы можно сокращать, а также как совершать молитвы по Сунне, находясь в самолете, на корабле или в поезде. Профессии мусульман разнообразны, и они предполагают и поездки в командировки, и вахтовый метод работы. При таком образе жизни могут возникать проблемы с совершением намаза. Не следует переставать делать обязательные намазы, нужно только разобраться в вопросе правильного совершения намаза по Сунне.
В суре Ан-Ниса сказано, что не будет греха на том, кто, странствуя по земле, укоротит некоторые из молитв: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами.» (сура Ан-Ниса (Женщины), 101-й аят).
Чтобы облегчить положение путника, который и во время путешествия старается совершить намазы, следуя Сунне, Аллах приветствовал и дозволил два варианта облегчения. Это разрешение на сокращение намазов до двух ракаатов и возможность совмещения намазов во время их совершения, то есть объединение между двумя молитвами. Более подробную информацию о намазе путника по Сунне по шафиитскому мазхабу можно узнать в видео лекции выше.
Какие намазы сокращаются?
Намаз путника по Сунне может быть сокращен только если речь идет о фард-намазах, которые состоят из четырех ракаатов – Зухр (обеденный), Аср (послеобеденный) и Иша (ночной). Такие намазы следует сокращать до двух ракаатов. Полностью читают обязательно Витр, Магриб и Фаджр.
Как передал ибн Аббас, Пророк Мухаммад ﷺ приветствовал совершение молитвы, если мусульманин дома, из четырех ракаатов, а если в пути, то из двух ракаатов. Если же мусульманин находится в состоянии страха, то следует молиться в один ракаат. Анас приводил случай, когда вместе с Пророком Мухаммадом ﷺ он путешествовал в Мекку из Медины, и тогда Посланник Аллаха ﷺ совершал намазы по два ракаата до того времени, пока не вернулся в Медину. Этот случай приводится в хадисах, переданных Муслимом и Бухари.
По словам имама Абу Ханифы, сокращать намазы путника по Сунне следует обязательно, но имам Малик, имам Шафии и имам Ахмад говорили, что намаз путника можно сокращать, но все же лучше, если молитва будет совершаться без сокращения. Имам Абу Ханифа в качестве довода приводит случай, когда задали вопрос Умару ибн аль-Хаттабу по поводу того аята, в котором говорится, что греха в том, чтобы сократить намаз, не будет, если у мусульманина есть опасения со стороны неверующих, и уточнил, находятся ли сейчас они в безопасности. Умар ибн уль-Хаттаб ответил ему, что такой же вопрос задавал Пророку Мухаммаду ﷺ, и Пророк Аллаха ﷺ ответил ему, указывая на то, как Аллах благословил мусульман: «Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)».
При сокращении намазов следует соблюдать несколько условий по Сунне:
Совмещение намазов и перенос времени одного к другому
Многих верующих мусульман интересует вопрос, разрешено ли Сунной в пути мусафиру совмещать молитвы. Как следует делать намаз путника по Сунне, можно ли объединять молитвы – в этом вопросе среди ученых нет единого мнения. Часть ученых считает, что путник может объединить Аср и Зухр, Иша и Магриб. Они также считают, что можно передвигать к Аср намазу Зухр и наоборот, а также Магриб к Иша, но следует обязательно последовательность намазов соблюдать. В доказательство своей точки зрения они приводят хадис, в котором ибн Аббас говорит, что Пророк Мухаммад ﷺ, когда находился в пути, всегда объединял с послеполуденной полуденную и с вечерней молитвой закатную. Этот хадис был передан Муслимом и Бухари.
Среди ученых ханафитов распространено мнение, что объединять нельзя, но можно отложить намаз на конец времени, отведенного для него, а второй можно совершать в самом начале отведенного для него времени. В доказательство своего мнения они также приводят хадисы, один из хадисов гласит, что Пророк Мухаммад ﷺ, когда был в пути, объединял два намаза: «объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени».
Объединение может быть двух типов. При одном типе второй намаз переносят на время первого и объединяют их, а при другом типе первый намаз переносят на время второго и объединяют их. В хадисе сказано, что Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ, когда шел в поход на Табук, если выдвигался до того момента, как солнце поднимается к зениту, откладывал намаз обеденный, а потом объединял его с послеобеденным совершая их вместе один за другим. Если же Пророк Аллаха ﷺ выдвигался в путь после того, как солнце отклонялось от зенита, то он сначала совершал обеденный (зухр) вместе с послеобеденным (аср), а только затем выдвигался в путь. Если же Пророк Аллаха ﷺ выдвигался в путь до того, как зайдет солнце, то он вечерний откладывал, а затем совершал их вместе с ночным.
Дозволяется объединить обеденный зухр с послеобеденным и вечерний с ночным, но не дозволяется объединять утренний намаз с теми, которые совершаются до него или после него, также послеобеденный (Аср) нельзя объединять с вечерним (Магрибом). Важно придерживаться ряда условий Сунны для объединения: следует соблюдать очередность обязательных молитв, а намерение объединить намазы должно появиться у мусульманина до того, как будет закончен первый намаз.
Еще одно важное условие по Сунне заключается в том, что молитвы следует совершать друг за другом, то есть приступая ко второму сразу же, как только закончится первый. Разделять их зикром или другим желательным намазом нельзя. Объединение не будет действительным, если путник достигнет своего города до того, как начнет совершать второй намаз.
Расстояние пути для сокращения намаза
Намаз путника по Сунне сокращать разрешается тогда, когда его путь составляет больше, чем восемьдесят один километр, в этом случае расстояние уже будет считаться сафаром, а путник, который это расстояние преодолел, будет считаться мусафиром. Если же путь, который преодолел путник, будет составлять меньше, чем восемьдесят один километр, то молитвы сокращать нельзя.
В каком же случае путник, который задается вопросом, разрешено ли ему сокращать намазы по Сунне, может считаться мусафиром? Мусафиром будет считаться тот человек, который отправился в путь или по делам, покинул свой дом, и его путь до конечной точки следования составит расстояние, превышающее восемьдесят один километр. Если же путник отправился в город, который находится от его дома на расстоянии в пятьдесят километров, то считаться будет только расстояние в один конец, а не расстояние туда и обратно, и в этом случае путник не будет считаться мусафиром по Сунне.
С какого места считать начало сокращения молитв?
Намаз путника по Сунне можно сокращать с того момента, как он покинул свой населенный пункт. Ученые в большинстве поддерживают мнение, что границей населенного пункта, который покидает путник, можно считать соответствующий указатель. Но есть и те ученые, которые считают, что конец населенного пункта следует считать от того места, где заканчивается последнее строение этого населенного пункта.
Цели путешествия
Целью сафара (путешествия) не должны быть греховные деяния. Если же верующий отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать молитву. Например, если мусульманин выезжает в путь для торговли запретным, для ростовщичества, совершения прелюбодеяния или разбоя, так как сокращение намаза в Исламе является облегчением, которое не призвано облегчать грех.
Сколько можно делать намаз путника остановившись в определенном месте?
Намаз мусульман, чьи профессии связаны с путешествиями
Некоторые мусульмане имеют такие профессии, при которых необходимо постоянное нахождение в пути – летчики или машинисты, водители или проводники. Такие люди могут сокращать молитвы, но им стоит посоветоваться по этому вопросу с имамами в своей мечети, которые должны благословить их на это. Есть ученые, которые придерживаются мнения что мусульмане представители таких профессий не должны сокращать молитвы.
Молитва на корабле, в машине или самолете
Намаз путника может быть совершен во время нахождения на корабле, в самолете или в поезде. Когда Пророку Аллаха Мухаммаду ﷺ задали вопрос о том, как совершать молитву, если путник находится на корабле, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что на корабле следует молиться стоя «если не боитесь утонуть». Это сказано в хадисе, достоверность которого подтверждается аль-Хакимом и аз-Захаби. Если же вы путешествуете на собственной машине, то следует сделать остановку, чтобы молитву прочитать по всем правилам, выполнив все необходимые действия. Если же транспорт остановить не получится, например, находясь в автобусе или самолете, то следует делать намаз стоя, если такая возможность есть, или сидя, повернувшись в сторону Каабы.
Предписания Аллаха относительно того, как молиться в такой ситуации, учитывают, что человек может попасть в затруднительное положение во время путешествия, и в предписаниях Всевышнего Аллаха нет ничего такого, что может привести к затруднению или даже к изнурению человека – Аллах благословляет и облегчает для путника положения религии, и всегда предписания Всевышнего Аллаха относительно совершения молитвы являются переносимыми и приемлемыми.
Как совершать намаз за мусафиром не путнику и наоборот
Еще одно условие по Сунне: путник не должен при совершении молитвы в том городе или месте, в которое он направился, следовать за местным имамом или местным жителем в его качестве, который совершает молитву по полной форме.
Если же путник следует ему, то и совершать молитву он должен в полной форме, сокращение не дозволено.
По-другому рассматривается ситуация, когда путник сам выступать в качестве имама в городе, в который он прибыл, для местного жителя – в этом случае путник может совершить сокращение, а молящиеся за ним люди не находящиеся в пути, должны после таслима имама (салям в правую сторону символизирующий окончание намаза) встать и продолжить молитву завершив ее еще 2-мя ракаатами, таким образом завершив молитву Зухр, Аср и Иша полностью. Молитва Фаджр и Магриб читаются также как обычно.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)