Что такое сакральные места казахстана
100 общенациональных сакральных объектов Казахстана
В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства Н.А.Назарбаев инициировал создании проекта «Духовные святыни Казахстана» («Сакральная география»), в рамках которого будет создан культурно-географический пояс святынь. Центр «Сакральный Казахстан» Национального музея РК определен список из 100 общенациональных сакральных объектов Казахстана.
Это особо почитаемые памятники природного и культурного наследия, имеющие непреходящую ценность в памяти казахского народа и выступающие в качестве символа национального единства и возрождения.
В качестве сакральных памятников выступают природно-ландшафтные объекты, такие как «священные» горы, пещеры, реки, урочища, древние городища, места необычных природных явлений, родовые святилища, курганы и захоронения, объекты религиозного культа, места памятных битв и подвигов, места жизни великих людей, святых, мавзолеи, храмы и иные памятники природного культурного и исторического наследия, где поклонение составляет одно из оснований духовных традиций нашего народа.
Редакция Iqap.kz предлагает своим читателям ознакомиться какие 100 общенациональных святыни вошли в Республиканскую карту сакральных объектов (обновленный список):
Особо почитаемые памятники природного наследия:
Фото с сайта titus.kz
Археологические и архитектурные памятники:
10. Городище Бозок.
11. Боралдайские сакские курганы.
12. Иссыкские сакские курганы.
13. Археологический комплекс Танбалы (Тамгалы).
14. Теректи аулие.
15. Археологический комплекс Бегазы.
16. Поселение Ботай.
17. Могильники Берель, Шиликтинские курганы.
18. Тюркские культовые памятники Мерке-Жайсан.
19. Памятники Косбатыр-Кумай, примерно VI-VIII вв.
20. Крепость Акыртас. VIII-IX вв.
Крупные средневековые городские центры и столицы Казахского ханства:
28. Городище Сауран, ХІІІ – ХҮІІІ вв.
29. Городище Отырар, І – ХҮІІІ вв.
30. Городище Созак, Х-ХҮІІІ вв.
31. Городище Сайрам (Исфиджаб), XIII-XVII вв.
32. Городище Аккол-Жайылма.
33. Городище (Теке) Жайык.
Религиозные и культовые объекты, являющиеся местами поклонения:
34. Мавзолей-комплекс Х.А. Яссави (мавзолей Рабии Султана Бегима, XV в., XVII в., Большой Кылует, XII в., Городище Култобе (Яссы), Мавзолей Гауhар ана, ХІІ-ХІV вв.).
35. Мавзолей Арыстан баб, ХII в.
Мавзолей Айша биби. Фото с сайта photorepru
64. Мечеть Кунанбая хаджи.
65. Храм Христа Спасителя, ХІХ в.
Сакральные места, связанные с историческими личностями:
69. Мемориальный комплекс «Хан моласы» (XVIII в. Абулхайр хан.)
70. Комплекс “Резиденция Абылай хана”.
71. Мавзолей-некрополь «Кабанбай батыра».
72. Мавзолей «Райымбек батыр».
73. Мавзолей Тама Есет Кокыұлы. ХҮІІІ в.
74. Мемориальный комплекс Карасай и Агынтай батыров.
75. Мазар Махамбета Утемисова.
76. Мавзолеи предводителей восстания 1916 г. (место погребения А. Иманова; Комплексы Абдыгаппар и Кейкы батыра).
77. Дом Ахмета Байтурсынова (г.Алматы).
78. Мемориальный комплекс Ч.Валиханова в Алтынемеле.
79. Мемориальный комплекс «Абай-Шакарим».
80. Мавзолей И.Алтынсарина.
81. Мавзолей Ж.Жабаева.
82. Литературно-мемориальный дом Ф.М. Достоевского (г. Семей).
83. Мавзолей Мыржакыпа Дулатова.
84. Мемориальный комплекс Т.Г.Шевченко (1847-1857 гг.)
85. Историко-культурный центр Первого Президента (г.Темиртау).
Сакральные места, связанные с историческими и политическими событиями:
86. Памятник «Танбалы тас».
87. Место Орбулакского сражения.
88. Место Булантинской битвы.
89. Место Анракайской битвы.
90. Монумент «Бірлік» (гора Ордабасы).
91. Исторический комплекс «Бокей Ордасы»
92. Монумент «Отан қорғаушылар» г.Астана.
93. Мемориальный комплекс жертв политических репрессий «АЛЖИР».
94. Площадь Республики г.Алматы (Монумент Независимости, «Тәуелсіздік таңы»).
95. Музей памяти жертв политических репрессий п.Долинка.
96. Дом «Алаш арыстары» (г. Семей).
97. Монумент «Ашаршылық құрбандарына ескерткіш» г.Астана.
98. Монумент, посвященный жертвам Семипалатинского полигона — «Сильнее смерти» (г. Семей).
99. Монумент «Астана-Байтерек» г.Астана.
100. Монумент «Қазақ елі» и Триумфальная арка «Мәңгілік ел» г.Астана.
Сакральные объекты Восточного Казахстана: подробности и детали поездок
На территории нашей области есть места, которые внесены в общенациональный реестр достопримечательностей. Это не просто уголки красивейшей природы или исторические объекты. Это сакральные территории, которые овеяны легендами и с которыми связаны реальные события. Одни называют их «местом силы», другие — «меккой» для паломников, третьи считают их визитной карточкой региона. Всё о сакральной географии ВКО — в нашем материале.
Несколько лет назад в РК утвердили список «Общенациональных сакральных объектов Казахстана». И в этот перечень вошли 185 самых разных наименований. Из них 13 объектов расположены на территории нашей области. Это памятники природного, исторического, религиозного и культового наследия. Перечислим их поименно согласно данным Восточно-Казахстанского областного краеведческого музея:
Последние три объекта, отнесенные к общенациональным сакральным местам, находятся в городе Семее.
Помимо общенациональных есть также 500 региональных сакральных объектов, 25 из них располагаются на территории Восточного Казахстана. Это такие уникальные природные уголки нашего края, как Киин Кериш, Ашутас, Пылающие Адыры, озера Зайсан, Маркаколь, Рахмановское. Также местами поклонения издавна стали мавзолей Енлик-Кебек, мавзолей аулие Бектурган, мавзолей Боранбай би и другие.
В сегодняшнем материале мы расскажем о нескольких общенациональных сакральных объектах ВКО. Возможно, вам захочется увидеть эти места своими глазами.
Древнейшая обсерватория «Ак-Бауыр»
Это одно из самых знаменитых и загадочных мест в Восточном Казахстане. Уникальный памятник культуры Рудного Алтая.
Центральная часть «Ак-Бауыра» имеет форму амфитеатра диаметром около 25 метров. Вокруг него расположены гранитные образования высотой до 4 метров. Видимо, внутри этой «подковы» и была обсерватория, с которой древние люди, предположительно, наблюдали за звездным небом.
Больше всего вопросов у ученых возникает по поводу небольшого грота в гранитной стене. Его можно найти в километре к югу от астрономического комплекса. В своде грота есть природное отверстие с метр в диаметре. На потолке и стенах пещеры изображены рисунки, которые до сих пор озадачивают исследователей. Эти древние картинки не похожи ни на какие другие, найденные ранее.
Теорий, что же хотели показать художники древности, множество. Некоторые из гипотез весьма необычны и удивительны.
Комплекс «Ак-Бауыр» напоминает многие другие неолитические храмы Англии, Кавказа и Азии. В «Ак-Бауыре» сохранилось около 80 наскальных рисунков.
Описание маршрута
«Ак-Бауыр» расположен примерно в 38 километрах от Усть-Каменогорска. Выехав из города, двигаемся по Самарскому шоссе. Проезжаем мимо села Самсоновка, поворота на Сибинские озера. За селом Сагыр (ранее — Ленинка), примерно в двух километрах от него, нужно повернуть возле указателя «Ак-Бауыр».
Срок поездки
За это время можно не только без спешки доехать туда и обратно, но и вдоволь насмотреться на наскальные рисунки.
Это нужно знать
Сейчас «Ак-Бауыр» охраняется и обнесён забором. Это памятник культуры, и вход на его территорию платный (около 400 тенге).
Ключевые точки экскурсии:
На территории комплекса установлены беседки, чтобы туристы могли спасаться от летней жары. Экскурсии на транспорте не проводятся, поэтому осматривать местность нужно пешком.
Если необходим перекус, питание следует взять с собой из города. Это должен быть сухой паёк. На территории «Ак-Баура» нельзя разжигать костры, жарить шашлыки, употреблять спиртные напитки. Под круглосуточной охраной находится вся территория комплекса, а это 63 гектара земли.
Пещера Коныр-Аулие
Считается священным местом и очень популярна среди паломников. Здесь можно встретить людей разного социального статуса, возраста и уровня здоровья — от тяжелобольных до совершенно здоровых и успешных. Все они приехали в пещеру Коныр-Аулие, внутри которой — подземное озеро с кристально чистой и холодной водой. Считается, что эта вода приносит исцеление от недугов и дарит новую жизнь всем, кто в ней искупался. Местные жители говорят, что предки казахов залечивали тут раны в перерывах между боями.
Вход в пещеру — расщелина, высота которой чуть более двух метров. Чтобы дойти до таинственного озера, нужно прошагать почти полторы сотни метров под каменными глыбами. По данным туристского информационного центра, приблизительные размеры пещерного водоема — 17-18 на 12-15 метров. Глубина — до пяти метров. Температура воды всего 4 градуса по шкале Цельсия.
Местоположение
Пещера Коныр-Аулие находится в Абайском районе, примерно в 200 километрах от Семея.
Описание мрашрута
Выезжаем рано утром из Усть-Каменогорска и направляемся в Семей. Эта дорога всем хорошо известна и не требует дополнительных комментариев. Далее после Семея мы едем в село Карауыл, проезжаем его и следуем до отметки «193 км». После этого идет сверток влево и от него — накатанная хорошая дорога (нужно проехать приблизительно 32 километра). После этого вы увидите домики, деревянную беседку, помосты, которые ведут ко входу в пещеру. Скорее всего, здесь будет большое количество машин (особенно в выходные дни).
Сотовая связь в районе пещеры Коныр-Аулие не берет. Поэтому не стоит рассчитывать, что вы сможете кому-нибудь позвонить, если заплутаете.
Срок поездки
В принципе одного дня достаточно для посещения пещеры с учетом дороги туда и обратно (выезжаете рано утром — возвращаетесь поздно вечером). Однако некоторые верующие люди считают, что на священном месте нужно переночевать. Поэтому можно остановиться в специальных домиках, сдающихся в аренду. В этом случае срок поездки составит два дня.
Это нужно знать
Магазина в районе священного места нет, поэтому продукты и особенно воду не купишь. Их нужно взять из дома.
Заходить в пещеру женщинам рекомендуется с покрытой головой. Купаться — ни в коем случае не в купальнике, а только в закрытой одежде (длинная сорочка или платье). После купания можно надеть длинный махровый халат.
Вблизи священной пещеры установлены туалеты, и здесь рекомендуется произвести омовение: умыть лицо, руки, ноги, интимные места и прополоскать рот, так как язык считается грязным местом. Воду для подобного омовения бывалые туристы советуют привезти с собой в бутылках.
Заходить в пещеру Коныр-Аулие рекомендуется только со светлыми, чистыми мыслями.
Берельские курганы
Тоже являются сакральным объектом. Это место имеет мировое научное значение. Его называют Долиной царей, здесь открыт музей-комплекс «Берель». Почти 15 лет назад ученые Института археологии имени Маргулана и Национального научно-исследовательского центра Франции сделали сенсационное открытие — обнаружили в долине реки Бухтармы курган с захоронением сакского вождя, датируемый III веком до нашей эры. Несколько лет назад также были сделаны важные открытия.
Местоположение
Историко-культурный заповедник-музей «Берель» расположен в Катон-Карагайском районе возле одноименного села Берель, в 450 километрах от Усть-Каменогорска.
Описание маршрута
Обозначим основные точки маршрута: Усть-Каменогорск — Алтай (бывший Зыряновск) — село Улкен Нарын (бывший Большенарым) — село Катон — село Урыль — село Берель. Последнее — это наш главный ориентир. Примерно на расстоянии 1,7 километра от села Берель находится одноименный музей-заповедник. Здесь можно воочию увидеть Берельские курганы, или Долину царей, посмотреть на те сенсационные находки, которые были тут обнаружены.
Срок поездки
Это время необходимо для того, чтобы без спешки доехать, отдохнуть, посмотреть музей-заповедник «Берель» и красоту окружающего края.
Это нужно знать
Переночевать можно в палатке, однако помните, что вы находитесь на территории Катон-Карагайского государственного национального природного парка. Поэтому опытные туристы советуют узнать у сотрудников парка, где именно вы можете поставить палатку. Всё расспросить можно по приезде на место.
Шиликтинская долина
Фото предоставлено ТОО «Amazing Zaisan Travel»
Представляет собой равнину длиной примерно 80 километров, окруженную горами Тарбагатай, Манрак и Сауыр-Сайхан. Эту историческую местность называют Царской долиной, которая действительно поражает большим количеством курганов, их более 200 — по данным туристского информационного центра ВКО.
Одной из главнейших находок считается обнаруженный здесь Золотой человек, третий в Казахстане. Раскопки на некрополе Шиликты относятся к числу выдающихся открытий последних лет. Считается, что именно в Шиликтинской долине зародилась великая культура саков и выработался так называемый звериный стиль.
Местоположение
Некрополь Шиликты находится в 510 километрах от Усть-Каменогорска, примерно в трех километрах к юго-западу от села Шиликты.
Описание маршрута
Выезжаем из Усть-Каменогорска и едем по Алматинской трассе в сторону села Калбатау. Основные точки маршрута выглядят так: Усть-Каменогорск — село Калбатау — село Кокпекты — село Тарбагатай — Зайсан — село Шиликты — Шиликтинская долина.
Предполагается, что в будущем здесь будет работать музей под открытым небом, подобный обустроенному в районе Берельских курганов или «Ак-Бауыра». Однако пока территория ничем не огорожена, тут вы не встретите экскурсоводов или охранников.
Срок поездки
Два — три дня с ночевкой в городе Зайсане.
Это нужно знать
Шиликтинская долина не особо отличается красотами природы. Главная достопримечательность — курганы, раскопки. Эти места буквально пропитаны историей.
Гора Белуха
Эта гора считается священной. У ее подножия ощущается особая энергетика. Словами передать это сложно: можно только почувствовать.
Описание маршрута
Обозначим ключевые точки путешествия к Белухе.
Конечная точка пути — водопад Кокколь. Неподалеку от него туристы обычно разбивают палаточный лагерь.
Поездка в Катон-Карагайский район требует предварительной подготовки. Понадобится надежный внедорожник. Это должна быть действительно высокопроходимая машина, которая сможет преодолеть крутые подъемы и размытую дорогу последних 20 километров до Язевого озера. В целом маршрут на автомобиле в одну сторону насчитывает около 450 километров пути, и в основном это асфальт. Далее 37 километров нужно преодолеть на лошадях.
Срок поездки
Это нужно знать
Потребуются разрешительные документы для нахождения в пограничной зоне (их лучше оформить заранее в Усть-Каменогорске) и на территории Катон-Карагайского национального парка (это уже на месте).
Помимо Белухи можно посмотреть:
Поход к Белухе очень непростой. Маршрут сложен не столько в физическом плане, сколько в психологическом. Старожилы и опытные походники говорят, что священная гора не пропускает тех, кто не готов к сложностям. А также тех людей, которые идут к горе как потребители. Приходить к Белухе можно только в качестве гостя. С чистыми мыслями и открытым сердцем.
10 сакральных мест Казахстана
10 уникальных мест Казахстана по данным научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан».
Улытау, пик Аулиетау (Акмешит)
Аулиетау (Акмешит) – вершина гор Улытау. «Улытау» с казахского языка переводится как «великая гора», «большая гора». Но поскольку сами эти горы фактически не очень высокие, это название скорее таит в себе именно сакральный смысл, поскольку эти горы «главные почитаемые горы», в которых с древнейших времен были сокрыты святыни кочевников. В Аулиетау находятся древние захоронения. По легенде, в этих горах родился пророк Заратустра, в средневековье здесь были похоронены Жошы хан, Алаша хан, Тохтамыш хан, бий Едиге и другие выдающиеся наши предки. История сохраняет память предков, а потомки всегда чтят ее. Эти священные горы – носители этнической памяти и величия. Народ, как и земля, старости не знает. В истории казахского народа и ранеедревних тюрков – эти горы сыграли немаловажную роль. С ними связана и древняя легенда о шести алашских племенах – предполагаемых предках казахов.
Историю сложения казахской народности и формирования единого казахского народа невозможно отделить от истории этих мест. Эти горы – свидетели и участники всех важнейших этапов истории казахов. Возможно, поэтому народ почтительно назвал их Улытау – «Великие горы». В радиусе 40–60 км от сакральной вершины массива Улытау – горы Аулиетау расположилось 9 ханских ставок, будто очерчивая круг заповедной территории, устное творчество местного населения доводит до нас, что горы Улытау являются не только наивысшей точкой Западной Сары-Арки, но также ее пупом, точкой, где творение имеет свое начало – корень, «центр мира». По поверью, вершина находится ближе всего к небу, именно там встречаются Небо и Земля, поэтому издревле гора считалась сакральным местом, обиталищем Бога и духов, местом постоянно действующих священных сил, местом ритуального поведения, связи человека с природой. Древние жители Улытау сакрализировали это место по определенным причинам, понятным им на уровне глубинного подсознательного мышления. Как правило, это место действовало по своим ритуальным законам уже с глубокой древности. Однажды избрав это место для поклонения, люди на протяжении многих веков приходили к нему для исполнения своих обрядов. Эта традиция продолжается и по сей день.
Пик Едыге расположен в 35 км западнее от села Улытау. На его вершине находится место захоронения знаменитого хана Золотой Орды Тохтамыша (Токтамыса). На вершине священного Улытау предан земле уважаемый би Едыге, чьим именем в последующем стала называться гора. Он являлся современником хана Тохтамыша, правившего в 1380–1395 годах Золотой Ордой, центральными городами считались города Сауран и Сыганак. Объединившись с Тохтамышем, они завоевали земли от Волги и Урала и стали основателями Ногайской Орды. С 1396 года они правили Золотой Ордой и укрепили Ногайскую Орду. В народных сказаниях казахов, каракалпаков и башкиров имя Едыге встречается как имя основателя Ногайской Орды. В «годы смуты» (1410–1412) в Золотой Орде Едыге лишился власти. Она вновь перешла к сыновьям Тохтамыша. В 1419 году под Сарайчиком Едыге был убит сыном Тохтамыша Кадырберды. Тело Едыге похоронили в Улытауских горах, установив над могилой надгробный камень. С тех пор здесь появились места «Гора Едыге», «Могила Едыге». Родина самого Едыге – местность Улытау, а именно Кишитау (Малая гора). Его предназначение быть предводителем и управленцем проявилось еще в юношеском возрасте. Из легенд, которые дошли до нас, можно понять и увидеть его смелость и отвагу, ум и прозорливость. Он не боялся говорить правду хану, являлся поистине вождем, оратором, мудрецом, поэтому о нем всегда говорили как о герое. В устном народном творчестве есть такие строки:
«Едіге деген ер екен, Елдің қамын жер екен.
Ел шетіне жау келсе, мен барайын дер екен»
– «Есть такой батыр Едыге, который всегда заботится о
своем народе. Если же придет враг, он первым
пойдет защищать свою родину».
Под сенью Улытау, много веков тому назад, разворачивались исторические события, ставшие поворотными в истории казахского народа, здесь на белой кошме поднимали, согласно традиции, провозглашенных ханов и здесь располагалась сама ханская ставка – Хан ордасы. В Улытау, согласно легенде, нашел землю мечты – Жеруйык –знаменитый сказитель Асан Кайгы. Навечно упокоились в горах Улытау мятежные души правителей Золотой Орды Тохтамыша и бия Едыге, имена и деяния которых упоминаются в эпосах народов Алтая, Урала, Северного Кавказа, Крыма, Узбекистана. Казахам хорошо известны эпические поэмы «Тохтамыш» и «Едиге», входящие в цикл-книгу выдающегося степного певца-сказителя Мурына-жырау (умер в 1949 году) «Сорок батыров Крыма». Русский ученый-этнограф Григорий Потанин, собиравший народные сказания о Едыге, отмечал, что в годы его правления народ жил в благополучии и достатке. По сведениям Алькея Маргулана, многое о Едыге можно узнать из трудов арабского писателя ибн Арабшаха. В частности, о том, что его потомки жили в Кумкенте.
Алтын шокы («Золотая пика») – название горы Улытауского хребта в Карагандинской области, историю которой связывают с Великим Тамерланом (1336–1405). Во время похода против хана Золотой Орды Тохтамыша Тамерлан приказал установить на пике Алтын шокы огромный каменный памятник. Легенда гласит: в апреле 1391 года во время похода на хана Золотой орды Тохтамыса Тамерлан с 200-тысячным войском остановился у подножия горы Улытау в самом сердце Сарыарки. Путь войска правителя Мавераннахра шел через пустыню Бетпак-Дала. А здесь, в поместье хана Жошы, явила взор совершенно другая природа: горный воздух и прохладные реки, сочные пастбища и поля. Понимая, что войску нужно набраться сил, на несколько дней остановились в этой местности. Восхищенный природой Улытауского края, Тамерлан в знак благодарности приказал установить каменный памятник, на котором отмечено, что здесь он останавливался со своим войском.
Сведения об этом историческом событии стали известны только шесть веков спустя. Камень, установленный великим правителем Тамерланом, обнаружил в 1935 году известный казахский ученый-геолог, первый академик АН КазССР Каныш Сатпаев во время экспедиции по Центральному Казахстану. Каменное изваяние, представлявшее собой обломок огромной скалы, найдено в местности Акшокы Улытауского района. В 1941 году Каныш Имантаевич опубликовал статью «Доисторические памятники в Джезказганском районе», в 1989 году вошедшую в сборник «Избранные статьи о науке и культуре» издательства «Наука». В ней отмечено: «По свидетельству Язди, Тимур «взошел на вершину Улутауских гор и долго наслаждался видом окружающей степи, которая была покрыта прекрасной зеленью от одного конца до другого». Тимур здесь провел целый день и «приказал войскам принести камни и соорудил здесь большую пирамиду, на которой искусные мастера высекли дату этого счастливого события, чтобы сохранить память о нем на долгие годы». Памятник находится на северо-западных склонах Улытауских гор, в 90 км западнее автомобильной дороги Жезказган – Аркалык и в 80 км западнее села Саят. Высота его – 50 м. Больше всего в Алтын шокы запоминается возвышающаяся на его вершине груда камней, собранных в форме срезанной пирамиды.
Тамерлан приказал 200-тысячному войску поднять на вершину горы по одному камню, соорудить плавильную печь, нарубить кустарни- ков у близлежащей реки, разжечь огонь и расплавить метеоритные камни. И все это для того, чтобы оставить памятную надпись, которая схожа с современным казахским языком: «Истории семьсот девяностый год Овцы. Летний месяц июль. Султан Турана Темирбек отправляется со своим 200-тысячным войском на войну с ханом Тохтамышем. Проезжая эту местность, оставил сию надпись как память: «Пусть благословит его Аллах! Иншалла, пусть с благословением Аллаха все люди помнят его».
Несмотря на обнаружение этого исторического факта, до сих пор не раскрыт состав материала сделанной надписи. Этот артефакт находится в Санкт-Петербургском музее. Ранее плита находилась над огромной ямой, где была печь для обжига кирпичей. На вершине Алтын шокы установлена точная копия камня с этой надписью эмира.
Петроглифы Теректы аулие
В 445 километрах от Караганды расположилось урочище Теректы. Со стороны Жезказгана ехать до него около 90 километров. Историко-археологический комплекс Теректы Аулие – Святой Тополь – состоит из галереи наскальных рисунков – петроглифов, неолитической стоянки, поселений древнего человека, некрополей-могильников эпохи бронзы, курганов раннего железного века, остатков горизонтальных и вертикальных штолен, в которых добывались руды и полудрагоценные минералы. Чаще других среди петроглифов Теректы Аулие встречаются изображения лошадей, а также двугорбых бактрианов, быков, козлов, оленей, змей, рысей и других хищников из породы диких кошек. Нарисованы и несколько пароконных колесниц. Особую категорию составляют изображения символичных знаков, геометрических фигур. Обнаруживаются выбитые в камнях лунки различной величины, чашевидные углубления, которые, скорее всего, служили местом жертвоприношений. С Теректы Аулие связано большое количество легенд. Одна из них рассказывает о происхождении наскальных рисунков следующее: в древности один мудрец нашел здесь спасительное пристанище. Скалы, напоминающие сложенные друг на друга блины, укрыли старца от ветра и изнуряющего зноя, а близлежащий родник утолил жажду. С тех пор это место стали считать святым, а воду из родника – целебной. Теректы Аулие – это крупный археологический комплекс, бесценный клад древних рисунков, артефактов изобразительного искусства древнего человека, дополнительными компонентами которого являются петроглифы, расположенные на вершине трех сопок в широтном направлении, а также стоянки неолита, энеолита, поселение эпохи бронзы, курганы ранне железного века, остатки горизонтальных и вертикальных штолен, из которых древние люди добывали металлические руды, драгоценные и полудрагоценные камни. Академик Алькей Хаканулы Маргулан, руководитель Центрально-Казахстанской археологической экспедиции, в 40-х годах ХХ в. осуществил первое научное описание Теректы Аулие. Занимался петроглифами Теректы Аулие академик А.Х. Маргулан и позднее, в пятидесятые годы. Позднее комплексные исследования петроглифов Теректы Аулие, поселения Талдысай и могильников эпохи бронзы Айбас Дарасы были осуществлены в 2000–2004 годах известными археологами Казахстана совместно с учеными Канады и Италии. Эта совместная работа с зарубежными коллегами позволила вывести научные исследования Теректы Аулие на мировой уровень. Комплексное исследование знаменитого археологического памятника проводилось в 1990 году экспедицией под руководством З.С. Самашева.
Мавзолей Жубан ана
Мавзолей Жубан ана (Жуан аулие), построенный в ХІ веке в Жанааркинском районе Карагандинской области, на правом берегу реки Сарысу, уникален тем, что мастер возводил его, используя сложные строительные приемы, решая в абсолютном виде точные инженерные задачи. Купольно-центрическое сооружение дает мавзолею внешнюю красоту, обеспечивает крепость строения. Все кирпичи имеют одинаковый размер и форму, что доказывает развитие культуры производства строительных материалов. Возведено строение из специального раствора, секрет его изготовления утерян, но однозначно – материал очень крепкий. Несмотря на сложные погодные условия, оно дошло до нашего времени и хорошо сохранилось.
Вход в мавзолей оформлен в виде стрельчатой арки и ориентирован на юго-восток. Основные несущие конструкции памятника выполнены из жженого и сырцового кирпича и имеют трехслойную систему. Мавзолей со средневековья почитали как «аулие мола». По легенде, в эпоху Алтын орды
вдоль реки Сарысу жил Талмас ата. Был у него верблюд Желмая. На ночлег он останавливался у Жубан ана, после вдоль реки Сарысу заехал к Болган ана, Белген ана. Желмая скакал как ветер по песку Жетыконыр, останавливаясь у святых мест. Здесь путники ночевали, женщины совер-шали паломничество. Эти четыре исторических мавзолея расположены вдоль реки Сарысу. Записи о памятнике Жубан ана опубликованы в 1762 году в произведении П. Рычкова «Оренбургская топография». Есть сведения, что первым в 1863 году снял проект и нарисовал памятник Ш. Валиханов. В 1946-м мавзолей исследовала археологическая экспедиция АН КазССР. В 1974 году мавзолей измерили и сделали рисуночную фиксацию. Мавзолей Жубан ана входит в перечень исторических и культурных памятников республиканского значения.
Мавзолей Айши биби
Мавзолей Айши биби – уникальный и интереснейший памятник архитектуры XII века, неимеющий аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и Средней Азии. Мавзолей декорирован великолепной по красоте сплошной облицовкой из терракотовых плит, украшенной орнаментами 60 видов.Мавзолей находится в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской области. Он является шедевром средневекового зодчества Караханидской эпохи, воздвигнутым у караванной тропы к югу от Акыртаса. Точных сведений о строительстве мавзолея не осталось, но он является памятником любви и скорби. Существует более 28 версий легенды о любви восточной красавицы Айши биби и отважного Карахана. По легенде, Айша была дочерью ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани, после его смерти она воспитывалась у шейха Айкожи. Айша полюбила молодого правителя Тараза Карахан Мухаммеда (в честь которого возведен мавзолей Карахана в Таразе). Однажды Карахан Мухаммед попросил руки Айши, однако ее воспитатель шейх Айкожа не дал согласие. Тогда девушка обманным путем, самовольно поехала в Тараз к возлюбленному. К несчастью, жениху не удалось увидеть ее больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. На месте ее гибели был воздвигнут мавзолей. По другой легенде, красавица Айша была женой Карахана и правитель, горюя после ее преждевременной кончины, нашел лучших мастеров, чтобы построить над ее могилой мавзолей невиданной красоты. Ныне мавзолей Айши биби – место паломничества женщин, мечтающих родить долгожданного ребенка. В письменных источниках сведений о личности Айши биби не имеется, захоронение в мавзолее археологами не исследовано. Мавзолей уже в XIX столетии имел значительные утраты, уцелели лишь остатки стен и угловых колонн, покрытые сплошным ковром резного декора. Но и в разрушенном виде этот памятник производил то глубокое и неизгладимое впечатление красоты и гармонии, которое позволяет безошибочно отличить среди множества прекрасных и достойных архитектурных произведений те, что называют шедеврами.
Мавзолей Бабаджи Хатун
Мавзолей Бабаджа Хатун (Х–ХІ вв.). Строительство этого памятника степного зодчества связано с легендами о возведении мавзолея для Айша биби. По легенде, после гибели Айши биби ее няня Бабаджа хатун становится его смотрителем, а после смерти ее хоронят в двадцати шагах от мавзолея девушки. Для преданной женщины построили специальный мавзолей и назвали ее именем – мавзолей Бабаджи хатун. Эти два строения являются величественными памятниками и святым местом для мусульман, которые совершают хадж. Сегодня к мавзолею приходят женщины просить о супружеском счастье и о потомстве. Самой яркой и отличительной чертой мавзолея Бабаджи хатун является 16-реберный шатер-купол, установленный на 16-реберном «звездчатом» барабане. По мнению Э. М. Байтенова, мавзолей Бабаджи хатун «один из самых ранних мавзолеев с шатровым куполом». Не исключено, что это первый в истории архитектуры мавзолей с ребристым шатром. Второй по времени известный мавзолей с 16-реберным шатром, «Кумбез Манаса», строительство которого относится к монгольскому периоду и датируется XV в. Он также находится в Таласской долине, но на территории Кыргызстана. Согласно мировоззрению мусульман, заповедям пророка Мухаммада, его хадисам, по которым повторяется три раза: «Рай под ногами матери», «Уважай мать, сначала делай добро своей матери», женщину уважали и статус ее был высоким во все времена.
Культовый памятник Домбауыл
Мавзолей Домбауыл примечателен тем, что является, по мнению многих ученых, одним из самых древних сооружений, которыми располагает Центральный Казахстан. Считается, что оно было построено еще во времена владычества гуннов и было предназначено для культовых обрядов. Мавзолей построен из камня-плитняка на глиняном растворе. Внутреннее помещение трапециевидной формы. Вход ориентирован на восток. Одно из крупнейших сооружений из камня в Казахстане, построенное в доисламский период, в VIII –IX вв. Располагается на левом берегу реки Каракенгир. Существуют различные легенды про Домбауыла. Одна из них гласит, что он был придворным музыкантом Чингисхана. Когда сын Чингисхана
Джучи (Жошы) хан погиб на охоте, придворные боялись сообщить весть Потрясателю Вселенной. Лишь Домбауыл (по другим легендам Кетбуга) согласился рассказать Чингисхану о смерти сына: он, не говоря ни слова, молча играл на домбре, грозный хан понял язык музыки и приказал залить домбру горячим свинцом. Но есть другая легенда: Домбауыл был тем самым джигитом, истребившим табун куланов, из-за которых погиб Джучи хан. А третья версия говорит о музыканте-кобызисте, чье имя упоминается в тюркском эпическом произведении «Огуз-наме». В монологе великого поэта-жырау Сыпыра Сургалтайулы, который прожил на свете 180 лет, в обращении к хану Тохтамышу говорится:
Повидал я белый свет,
Мне сто восемьдесят лет,
И душа жива во мне…
Видел даже Домбаула,
Сказочного мудреца,
Его знали все аулы,
Впереди он гнал гонца.
(Перевод О. Жанайдарова)
Следовательно, Домбаул – персонаж скорее сказочный, фольклорный, чем исторический. То обстоятельство, что у «сказочного мудреца» имеется не только место захоронения, но и мавзолей его имени, делает честь зодчим Великой степи и тем благородным людям, которые заботятся о том, чтобы имена народных героев и народная память о них жили в веках.