Что такое салафизм в исламе
Салафиты и их особенности
Салафизм (от слова «саляф» – предшественники) представляет собой одно из направлений в исламе, представители которого заявляют о своём идейном и интеллектуальном наследовании первых поколений мусульман (сахабов, табиинов и таби ут-табиинов) и призывают других мусульман «вернуться» к временам ранней исламской общины.
Примечательно, что сам термин «салафизм» является самоназванием придерживающихся этого течения мусульман. Представители других течений внутри ислама называют салафитов часто ваххабитами – в честь одного из создателей течения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.
Происхождение
Корни учения салафизма уходят в XIII-XIV века (по Милади) – в период жизни богослова Ибн Теймии. Этот богослов и правовед многое сделал для оформления мировоззренческих рамок салафизма, который начал крепнуть и стремительно распространяться спустя пять веков благодаря союзу Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими с представителями династии Саудов на территории Аравийского полуострова. Появление в XX веке государства Саудовская Аравия стало одним из важнейших этапов распространения салафитской идеологии.
Суть учения
Ключевое понятие, вокруг которого строится всё учение салафизма, – единобожие. Салафиты различают несколько его видов – от трёх до четырёх. Первый, таухид уль-улюхийа, представляет собой поклонение Всевышнему. Второй, таухид ур-рубубийа, обозначает то, что Аллах является Творцом всего и вся. Третий вид, таухид уль-асма уас-сыйфат, подразумевает наличие у Всевышнего Творца атрибутов и имён. Четвёртый вид, таухид уль-хакимийа, означает принадлежность всей власти Создателю.
Представители других течений внутри ислама критикуют салафитов за указанное разделение, отмечая, что оно, с одной стороны, излишне, а с другой – может выступать в качестве политического инструмента. В первом случае речь идёт о бессмысленности разделения таухид уль-улюхийа и таухид ур-рубубийа. Критики отмечают, что вера в единство Творца и поклонение Ему невозможно без признания Его господства, а потому салафитское разделение неадекватно реальности. Более того, оппоненты салафитов отмечают, что предложенная Ибн Таймией и далее дополненная Саидом Кутбом типология является ничем иным как необоснованным нововведением (бид’а). Примечательно, что сами салафиты провозглашают борьбу с нововведениями в религии одной из своих главных задач.
Многие сегодняшние проблемы радикализма исследователи и богословы склонны выводить из выделения египетским публицистом Кутбом таухида аль-хакимийа, суть которого сводится к тому, что не следующий шариатским наставлениям правитель признаётся неверным, равно как и подвластные ему люди. В отношении них Саид Кутб признавал допустимость ведения боевых действий.
Другой отличительной чертой учения салафитов является придание Всевышнему антропологических черт – наличие лица, глаз, рук и ног, приписывание Ему места. Салафиты оговариваются, что не знают, как именно выглядят конечности и где именно находится Всевышний, однако сути в их антропоморфизме это не меняет. Суннитские учёные придерживаются иной позиции, рассматривая аяты Священного Корана, в которых говорится о руке, лице Бога и так далее, сквозь призму аллегорий. Мусульмане, не придерживающиеся салафитской акыды, отмечают, что Создателю миров не присуще нахождение где-либо и ограничение Себя какими-то физическими, пространственными границами. Постановка вопроса об этом и об органах тела в рамках традиционных мусульманских воззрений, в принципе, невозможна.
Салафизм и джихад
При толковании священных текстов салафиты предпочитают делать акцент на самом тексте, а не на его смысловых составляющих, трактуемых сквозь призму разума. Кроме того, они отрицают необходимость следовать иджме (общему мнению авторитетных мусульманских учёных) и использования кыяса (суждений по аналогии).
Салафиты часто подвергаются критике со стороны других мусульман из-за распространения конфликтов в разных уголках земного шара.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
саляфы это первое поколение мусульман,во главе с пророком Мухаммедом,Салалаху алейхи ва салям,если не они на сунне то кто тогда на сунне
«Суннитские учёные придерживаются иной позиции» как будто Саляфиты шииты написали, незнаю какого течения Я нету таких больших знаний но вот: 56:13 Многие из них – из первых поколений, 56:14 и немногие – из последних А так да много всяких течений есть даже в мечетях танцуют в транс входят не знаю сердце подсказывает это не правильно.
Короче слышал такую историю. Типа салафитское лобби в разных регионах России и Казахстана подкупает своих адептов. Типа их отправляют на обучение куда-то, человек там повышает свои связи и авторитет. Ему покупают машину, дают денег. Делают ему имидж успешного мелкого предпринимателя. Тот в итоге начинает вовлекать в салафизм других. И так далее.
Салафия и салафиты. Достоинство первых трех поколений Ислама
Что такое салафия и кто такие салафиты?
Салафиты — это мусульмане, которые берут себе за образец в исповедании Ислама религиозную практику праведных предшественников из первых трех поколений: сподвижников, табиинов и последователей табиинов.
Подобный манхадж берется из известного хадиса посланника Аллаха ﷺ:
خَيْرُكُمْ قَرْنِى ، ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ ، ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ
«Лучшими из вас (т.е. из мусульман) будут мои современники (сподвижники пророка), затем – следующие за ними (табиины), а затем – следующие за ними (последователи табиинов)» (Бухари 2651).
Является ли правильным этот манхадж и следует ли называть себя салафитами?
В действительности, приведенный выше хадис указывает на достоинство и высокую степень мусульман из первых трех поколений Ислама.
Это также подтверждают и аяты Кур’ана:
وَالسَّابِقُونَ السَّابِقُونَ
أُولَئِكَ الْمُقَرَّبُونَ
فِي جَنَّاتِ النَّعِيمِ
ثُلَّةٌ مِّنَ الْأَوَّلِينَ
وَقَلِيلٌ مِّنَ الْآخِرِينَ
«И будут опередившие их всех в добре, которые опередят их и в Раю. Это будут приближенные, которые пребудут в Садах блаженства. Многие из них — из первых поколений, и лишь немногие — из последних» (56:10-14)
Вместе с тем, важно понимать, что не все представители первых трех поколений мусульман являлись праведными и исповедовали Ислам в его первозданном виде.
Что касается сподвижников пророка, то относительно их праведности, правдивости и правильности исповедания ими Ислама существует единогласное мнение учёных (иджма). Мы уже говорили ранее, что сподвижники, как группа, правильно поняли и практиковали Ислам. Согласованное понимание сподвижников является эталоном понимания религии, а Своё довольство их иманом засвидетельствовал Сам Аллах.
Что же касается табиинов и их последователей, то, хотя, среди них было великое множество учёных Ислама, посредством которых эта религия сохранилась и дошла до нас, в этих двух поколениях мусульман уже начали появляться первые отклонения и нововведения.
Так, после смерти пророка, ещё при жизни сподвижников, появились такие заблудшие группы как хариджиты, кадариты и другие. Среди мусульман, которые попали в эти заблуждения, не было ни одного сподвижника, однако к ним примкнули некоторые из табиинов.
Так, в известном асаре, который повествует о том, как Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, ходил дискутировать с хариджитами, одним из его аргументов были слова:
أَتَيْتُكُمْ مِنْ عِنْدِ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْمُهَاجِرِينَ، وَالْأَنْصَارِ، وَمِنْ عِنْدِ ابْنِ عَمِّ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَصِهْرِهِ، وَعَلَيْهِمْ نُزِّلَ الْقُرْآنُ، فَهُمْ أَعْلَمُ بِتَأْوِيلِهِ مِنْكُمْ، وَلَيْسَ فِيكُمْ مِنْهُمْ أَحَدٌ
«Я пришел к вам от сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди (Али). Кур’ан был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них!» (Насаи 8522).
Тем самым Ибн Аббас указал на то, что хариджиты отклонились в своем понимании религии от понимания сподвижников, по причине чего и попали в заблуждение.
Таким образом становится понятно, что гарантия довольства Аллаха иманом распространяется исключительно на сподвижников пророка, в то время как религиозная практика мусульман, пришедших позже, должна соответствовать тому, на чём были сподвижники.
Именно иман и религиозная практика сподвижников пророка является эталоном исповедания Ислама как для нас, так и для всех учёных, включая табиинов и их последователей.
Да, первые три поколения мусульман обладают особым достоинством, на что указал посланник Аллаха ﷺ, однако эталоном имана обладают только сподвижники.
Что касается целесообразности называния себя салафитами, то относительно этого существует разногласие у учёных.
Из тех, кто считал это похвальным и полезным был шейх Альбани, в то время как шейх Усаймин был не согласен с этой точкой зрения.
Аллах приказывает Своему посланнику в Кур’ане:
قُلْ إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
لَا شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَا أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ
Господь Миров возвеличил имя мусульман, а поэтому более правильным видится мнение о том, что называть себя следует именно так.
Что касается утверждения о том, что среди тех, кто причисляет себя к Исламу, в наше время встречается много грешников, нововведенцев и даже мушриков, а поэтому нужно отделиться от них посредством особого названия, то такие же люди встречаются и среди тех, кто причисляет себя к салафитам.
В наше время, среди тех, кто называет себя салафитами, можно обнаружить группы мусульман, убеждения и понимание Ислама которых существенно рознятся. Поэтому и целесообразность подобного прозвища весьма сомнительна, поскольку оно само по себе не даёт исчерпывающего представления о религии человека.
Отличаться от остальных людей соблюдающим мусульманам следует не за счёт каких-то особых имён и названий, а посредством неукоснительного практического подчинения приказам Аллаха и правильных убеждений.
Саляфиты и cаляфизм
Саляфизм[1]. Если охарактеризовать данное мусульманское течение без радикальных примесей последних десятилетий, добавленных к нему в борьбе за нефть и власть, то это – пионер оздоровления мусульманского богословия, появившийся в тот период, когда мусульманское богословие в мировом масштабе пребывало в отсталом и «замороженном» состоянии.
Главным призывом этого течения было возвратиться к основам мусульманского богословия, к той чистоте, которая заложена в нем изначально. Акцент делался на устранении языческих наслоений именно в вопросах вероубеждения (акыды). Почему данное течение считается пионером оздоровительного процесса?! В период отсталости мусульманской богословской мысли и сухой теоретической его нежизнеспособности, когда люди перенимали опыт прошлых поколений и традиции, слепо копируя и не задумываясь об их сути, появилось это течение, призывающее вернуться к истокам. Первоначально в нем не было акцентов на внешние атрибуты и второстепенные вопросы «соответствия Сунне». Все внимание было сосредоточено на оживлении богословской мысли через осознанное и актуальное возвращение к первоисточникам, к Корану и достоверной Сунне, а также – на устранении языческих наслоений, которые «вплелись» в культуру и традицию арабских племен.
Также термин «саляфиты» последние десятилетия используется по отношению к последователям мусульманского течения, которые стараются строго копировать, точно подражать во внешнем виде (до мелочей), в стиле жизни, в убеждениях тому, что было во времена жизни пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и его сподвижников.
Основатель саляфизма Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб
Основателем саляфитского течения (в том первоначальном виде) считается Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (1703–1792). Еще с детства богословские знания (ханбалитский фикх, тафсир, хадисы) он получил от своего отца. Коран он выучил в десятилетнем возрасте. С юности он постоянно совершенствовал свои познания в мусульманском богословии, посещая разные города и обучаясь у разных ученых того времени. В итоге это дало ему хорошие фундаментальные познания. В то же время посещение городов и анализ обычаев, традиций разных арабских племен того времени привели его к выводу, что в арабском мире осталось мало от Ислама и появилось много от язычества. Постепенно, поэтапно, начиная с 1730 года, он начал проповедовать возвращение к истокам мусульманского вероубеждения и с переменным успехом получать поддержку у руководителей городов и областей.
Основные убеждения и принципы данного течения
Основатель саляфизма, обучаясь, изучал и практиковал именно ханбалитский мазхаб, но приобретя большой багаж знаний и начав давать фетвы (богословские заключения), мог согласиться с мнением другого мазхаба[2], если тот имел, на его взгляд, более сильный аргумент. В итоге данное направление мусульманской богословской мысли приобрело отличительную особенность: в основополагающих положениях Ислама они не придерживаются строго какого-либо из мазхабов, но в обычных второстепенных вопросах (например, в религиозной практике) они следуют ханбалитскому мазхабу.
Данное течение призвало открыть врата иджтихада[3], так как они оставались закрытыми со времен падения Багдада в 1258 году[4]. Акцент был сделан на необходимости вернуться к истокам, к Корану и Сунне. Не допускалось принимать то или иное положение, касающееся вероубеждения (акыды), пока не будет найден прямой и однозначный аргумент в его пользу. Главным являлось устранить элементы язычества, наслоившиеся с течением веков на мусульманские убеждения и ценности.
Также одним из важных принципов было устранение религиозных нововведений, предрассудков и суеверий, которые были сильно распространены в те времена по причине невежества и отсталости от прогрессивной богословской мысли. В значительной степени это касалось «паломничеств к святым местам», приписывания святости тому, что ее не имеет. Кладбища в итоге были приведены в порядок: устранены мавзолеи и помпезные сооружения. Они приобрели скромный и неприметный вид.
Конечно же, главным, что привнесло данное течение, является пробуждение и оживление мусульманской богословской мысли. Богословская ученая среда ожила, перестала слепо следовать словам и выводам прошлых поколений ученых, начала изучать суть, работать с первоисточниками в поиске прямых или косвенных аргументов в пользу того или иного. В общем, был сделан акцент на распространении знаний в обществе и подъем уровня культуры.
Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом было написано несколько книг, в основном все они касаются темы Единобожия (таухид).
Ученые и основные книги саляфизма
Корнями данного богословского направления мысли, начиная с самого основателя, являются следующие ученые и их научные труды:
1. Имам Ахмад ибн Ханбаль (780–855 гг. по григор.; 164–241 гг. по хиджре).
2. Ибн Таймия (1263–1328 гг. по григор.; 661–728 гг. по хиджре).
3. Мухаммад ибн Кайим аль-Джавзия (1292–1350 гг. по григор.; 691–751 гг. по хиджре).
Научная мысль Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба явилась отголоском (эхом) именно этих трудов, он дал их идеям научно-практическое применение. Ученые-богословы Ибн Таймия и Мухаммад ибн Кайим аль-Джавзия были муджтахидами (учеными-исследователями) именно ханбалитского мазхаба, которому, по сути, и последовали приверженцы саляфизма.
Саудиты и саляфизм
Что касается распространения данного течения среди арабских племен того времени, то ключевым в этом процессе является знакомство Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба с Мухаммадом ибн Саудом, бывшим одним из местных руководителей. В 1744 году между ними был заключен союз. В итоге их сотрудничество привело к объединению разрозненных племен Аравийского полуострова и образованию государства Саудовская Аравия. И по сей день эти два рода дружат и сотрудничают.
Мне понравилось, как Мухаммад ‘Абдул-Латыф Махмуд в своей книге «Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра» отдельным абзацем в теме саляфизма дал внешнее описание последователей саляфизма[5]: «В Египте легко отличить последователей саляфизма от приверженцев других религиозных течений: мужчины надевают джильбаб (мужское платье в виде длинной рубахи) и белый платок на голову. Тем самым они становятся похожи на жителей Персидского залива. Длинная рубаха почти до земли и из той же ткани штаны под нею. Основной причиной следования такому стилю в одежде считается отсутствие очертаний ‘аурата, тех частей тела, которые в обязательном порядке прикрываются перед другими людьми»[6].
Категории современных саляфитов
Современных саляфитов (конца XX — начала XXI вв.) можно разделить на три категории:
1. Ученые-факыхи (богословы), которые дают фетвы (богословские заключения), принимая во внимание мнения великих ученых прошлого и выбирая из них то, что имеет наиболее сильную, убедительную и достоверную аргументацию. Спрашивающего они обычно информируют о том, что есть и другие варианты ответа. Они не фанатичны в приверженности одному мнению и не вступают в споры, богословские полемики, а тем более не очерняют тех, кто считает другое мнение более верным, достоверным или правильным.
2. Те, кто не принимает аргументацию великих богословов прошлого, а призывает имеющих соответствующий ученый уровень работать непосредственно с первоисточниками, с Кораном и Сунной. При этом они уважительно относятся к мусульманскому богословскому наследию и великим ученым прошлого.
3. А это уже та часть саляфитов (обычно молодых, юных и малограмотных), кто «загрузил» себя и своих последователей постоянной работой над второстепенными вопросами, по которым всегда были разногласия. Книги и современный Интернет переполнены такими полемиками. Представители этой категории отдают все силы на поиск «единственно верного по Корану и Сунне», что в итоге превращается в бесконечные споры. Они призывают других отказаться от следования какому-либо мазхабу, настаивая, чтобы следовали только им, их «пути Корана и Сунны», а точнее – их новоявленному мазхабу. Обычно всех несогласных они быстро приписывают к кяфирам (безбожникам) либо мушрикам (язычникам).
Полагаю, разумный и просвещенный читатель сразу поймет, что первые две категории следуют здоровому научному подходу в вопросах изучения и практики Корана и Сунны, а вот у третьих — проблема фанатизма и противопоставления себя всем остальным.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] За основу мною взят материал из книги нашего современника Мухаммада ‘Абдул-Латыфа Махмуда «Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра».
См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра [Богословские разногласия между современными исламскими течениями]. Аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008.
[2] Мазхаб — дословно «путь»; богословско-правовая школа Ислама.
[3] Иджтихад — дословно «проявление усердия», «настойчивость», поиск богословом-факыхом аргументов, методов и приемов решения богословско-правовых вопросов.
[4] В 1258 году произошло взятие Багдада монголами. Монгольские войска под командованием Хулагу (родной брат Менгу, сын Тулуя, младшего сына Чингисхана) и их союзники осадили Багдад, столицу Аббасидского халифата. «Поскольку Багдад осмелился оказать монголам сопротивление, Хулагу, в полном согласии с заветами своего великого деда, обрек город на полное разграбление и уничтожение. Жители Багдада были по большей части перебиты; не избежал этой участи и сам халиф. 20 февраля 1258 года последний Аббасидский халиф Мустансир по приказу Хулагу был казнен – более чем шестисотлетняя история Арабского халифата завершилась. А Хулагу захватил в Багдаде поистине баснословные богатства: ведь ценности собирались Аббасидами полтысячелетия!» См.: https://military.wikireading.ru/21275.
«После вторжения Багдад был разграблен и сожжен, погибло от 100 000 до 1 000 000 жителей. Библиотеки Багдада, включая Дом Мудрости, были уничтожены монголами, книги кидали в реку, чтобы гатить Тигр. Багдад был разрушен и несколько столетий оставался грудой развалин, что означало конец Исламского Золотого Века.
Дом Мудрости, библиотека, содержащая рукописи по множеству отраслей науки, особенно по медицине и астрономии, была разрушена. Выжившие говорили, что Тигр был черным от смытых с рукописей чернил и красным от крови ученых и философов. Монголы сжигали дворцы, мечети, библиотеки, больницы. Прекрасные здания, стоявшие веками, были уничтожены.
«Ирак 1258 года существенно отличался от современного. Система каналов поддерживалась больше тысячи лет. Багдад был блестящим интеллектуальным центром мира. Падение Багдада было психологическим ударом, от которого исламский мир не оправился. Ислам замкнулся в себе, стал более консервативным, нетерпимым к конфликтам веры и разума. С разграбления Багдада угас интеллектуальный светоч Ислама. Масштаб потерь был сравним с разрушением Афин Перикла и Аристотеля. Монголы разрушили мелиорационные каналы и покинули Ирак, который уже не восстановился» (Стивен Датч)». См.: https://ru.wikipedia.org.
[5] Автор книги, которую я взял за основу при написании данного материала, является египтянином, а потому в темах о религиозных течениях дает также описание их последователей в современном Египте.
Хотя я заключил эти слова в кавычки как цитату, все же перевожу не подстрочно, а так, чтобы было понятно моему читателю.
Как распознать салафита
Исламские радикалы уже среди нас. Как, например, понять, что перед вами салафит?
Салафиты (от «салаф» — предки, предшественники) всегда выступали за образ жизни и веру ранней мусульманской общины, «праведных предков» (ас-салаф ас-салихун). Они еще в IX выдвинули идею очищения ислама от позднейших наслоений, отрицали любые нововведе-ния (бид»а) в области вероучения и права, не имеющих прямого обоснования в Коране и хадисах.
«Предками» же считаются первые три поколения мусульман, чье поведение следует изучать и следовать их примеру.
Наиболее радикальных салафитов можно считать «религиозными анархистами», при-знающих только Бога и отвергающих национальных государств и людские законы. Только шариат!
Среди последователей салафии немало людей состоятельных, преисполненных религиозно-политическими амбициями. Это основатели и спонсоры могущественных международных исламских организаций. Нередко они испытывают комплекс неполноценности по причине неудовлетворенного политического и мессианского честолюбия.
Для людей бедных-это форма (и норма) социального протеста.
В новое время идеи «обновления» ислама были возрождены ваххабитами, сторонниками
возникшего в Аравии в середине XVIII в. учения Ибн Абд ал-Ваххаба (1703-1792).
Сегодня он является господствующей исламской доктриной в Саудовской Аравии. Он пользуется влиянием среди мусульман Катара, Ку-вейта, ОАЭ и других стран.
Ваххабиты отрицают возможность посредничества между Всевышним Создателем и человеком, выступая против суфизма (учения о способах очищения сердца человека и ис-креннего соблюдения им религиозных заповедей с помощью учителя — духовного настав-ника).
Всех мусульман, которые не разделяют их убеждения, ваххабиты считают заблудшими, немусульманами, чьи жизнь и имущество теряют неприкосновенность (что приводит к экстремизму).
Важнейшим элементом этой доктрины является специфическое представление о джихаде как непримиримой борьбе не только против язычников, но и против мусульман, не разделяющих ваххабитские идеи. В подтверждение необходимости борьбы за создание «исламского государства» исламисты наиболее часто цитируют видного мусульманского идеолога Таки ад-Дин Ахмада Ибн Таймийю (1263-1328). В одной из своих фетв он на основании айята из Корана (5:49) подтверждал возможность «объявления джихада правителю — тирану, управляющему государством не в соответствии с шариатом».
Убеждение ваххабитов в том, что их противники, даже те, кто по вере формально являются мусульманами, есть «кафиры», дает им право на проявление нетерпимости и жестокости по отношению к «неверным».
За примерами далеко ходить не надо-Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан, Египет.
Следует признать, что Саудовская Аравия на протяжении ХХ века не только взрастила огромную армию салафитов, но и успешно экспортировала салафизм по всему миру.
В отличие от старшего поколения идейных салафитов, которые миролюбиво распро-страняли свои идеи в мечетях, в религиозных школах, медресе и университетах, молодые салафиты в социальных сайтах политизировались не только идейно, но и выработали свои агрессивные позиции в отношении других религиозных партий и организаций мусульманского мира.
Кстати, практически все салафиты в Средней Азии – это жители городов, средний возраст 30 лет. Они неплохо финансируют заграницей. Полуграмотных молодых, но талантливых людей, способных повести за собой других, приглашают и платят им по 300-400 долларов в месяц.
Первый признак салафита в жизни – это хроническая ненависть к шиитам и исмаилитам.
Другой признак — кроме строжайшего соблюдения таухида – безусловной веры в единого Бога, полное отрицают любые новшества в религии.
Салафит не признают светских законов, морально – нравственных норм и традиций современного общества.
Отсюда — полное отрицание светской власти и политической системы, что подразумевает под собой ее смену на религиозной, согласно идеям течении «Салафия».
Салафиты категорически отрицают доисламскую историю своего народа, категорически не воспринимают и воинственно выступают против героического советского периода нашей истории. Для них все те, кто не разделяет их мировоззрение, — «кафиры» и «мунофики» (лицемер, двуличный человек).
Салафиты выступают против русского языка и всегда разжигают межнациональную рознь между русским и другими народами Средней Азии.
Салафиты пренебрегают интересами и законами России, злостно нарушая светские нормы бытия, пытаются создать национально-религиозные анклавы на ее территории и жить по своим «салафитским» религиозным законам.
Приявязка к России-не случайна. После того, как салафиты были объявены вне закона в странах Средней Азии и в Казахстане, многие из них поспешили раствориться в России. Тамошний народ плохо разбирается в мусульманстве, а тем более в его течениях. Рсуские думают, что это нормально, если приезжий носит короткие штаны и бороду, не смотрит телевизор, запрещает детям рисовать, заводит несколько жен, но при этом не ходит в мечеть.
Опасность в том, что нмало молодых людей, поехавших в Россию на заработки, попадают под влияние салафитов, а затем уже прямиком направляются в Сирию на фронты «Исламского государства», чтобы пропасть без вести под бомбами ВКС и западной коалиции.
Как возразить салафиту в споре?
В исламской религии имеются два незыблемых и священных постулатов: «Иншаллах» и «А Аллах Всевышний знает лучше». C арабского переводится как «если на то есть воля Божья», «если Бог пожелает».
Выражение восходит к Корану, где в суре Аль-Кахф 23, 24 написано: «И никогда не говори: „Я сделаю это завтра», (а говори: „Если только этого не пожелает Аллах!»» (Ко-ран, сура Аль-Кахф 23,24).
Rритики салафизма приводят главный контаргумент: в Коране говорится неоднократно о том, что если бы Всевышний хотел, чтоб все были мусульманами, то все были бы мусульманами. Если есть другие люди, значит, так было угодно Аллаху.
Салафиты в своей пропаганде широко пользуются поездами, автомобилями, самолетами, айфонами, интернетом, телевидением. Но при этом полностью отрицают научные достижения, открывшие эти технологии и светские законы, которые позволили их производство в результате сложных общественных отношений.
Поэтому религиозные истины, также как и рациональные являются относительными и должны со временем диалектически обновляться и развиваться. По законам логики, если истина одна и она относительна, то идеи и основные догматы всех мировых религий также относительны и в какой-то мере ошибочны, поскольку Бог для всех един.
Только согласованное духовное и рациональное познание в гармоничном единстве, по принципу «золотого соотношения», способны постепенно приблизить человечество к единой безотносительной истине или к познанию Бога.
Опираясь только на непосредственное обоснование своих идей в Коране и хадисах, а также на образ жизни и веру ранней мусульманской общины они пытаются полностью законсервировать и сохранить их в неизменном виде.
Салафиты таким образом отнимают у Бога право на постулаты ислама «Иншаллах» и «А Аллах Всевышний знает лучше» и передают их представителям первой общины, возвышая их до уровня Аллаха. А на деле отрицают Бога и желают приватизировать Его ради своих политических интересов.
Это основное противоречие «Салафии» не имеет своего разрешения, всегда будет фактором раздора с остальной частью не только мусульманского, но и всего цивилизованного мира путем бесконечного и любыми способами джихада.
Нет сомнений, что навязывание всему человечеству идей и догматов «Салафии» означает объявление тотальной войны против всех остальных религий и конфессий, в том числе и других мазхабов и течений Ислама.
А потому такая деятельность крайне опасна и должна непременно пресекаться всем мировым сообществом.
Хоким Мухаббатов, автор книги «Воля к свободе»