Что такое сальхов риттбергер тулуп
От акселя до флипа: история прыжков в фигурном катании
Фигурное катание на заре своего существования относилось к прыжкам совсем не с таким пиететом, как в наше время. Пионеры этого вида спорта считали, что его основу должны составлять вращения, спирали, различные связующие элементы, а также умение выписывать красивые фигуры на льду. Прыжки в XIX веке считались простым ребячеством и допускались только для того, чтобы избежать какого-то препятствия вроде ветки или трещины. Женщинам прыжки были противопоказаны, так как они выступали в длинных юбках, в которых прыгать было просто невозможно.
Со временем значимость элемента всё-таки возросла. Спортсмены пускались в эксперименты с ними и повышали таким образом зрелищность фигурного катания. Всё чаще при исполнении программ делалась ставка на физическую силу, выразить которую можно было именно через прыжки. Значительную роль в их продвижении сыграла трёхкратная олимпийская чемпионка Соня Хени, которая одной из первых стала выступать в короткой юбке и смогла демонстрировать элементы, на которые соперницы были не способны. С годами прыжки вышли на первый план и стали основой фигурного катания, а в наше время именно их чистое исполнение приносит больше всего баллов на соревнованиях.
Развитие прыжков потребовало их строгой классификации, которая сформировалась в начале XX века. Международный союз конькобежцев признаёт шесть видов прыжков: зубцовые — тулуп, флип и лутц, рёберные — риттбергер, аксель и сальхов. Особняком стоит ойлер, который является связующим прыжком в каскадах и до недавнего времени не имел собственного обозначения в протоколах.
Аксель
Базовые оценки за исполнение по правилам ISU: 1,1 (одинарный) — 3,3 (двойной) — 8,0 (тройной) — 12,5 (четверной).
Самым сложным прыжком в фигурном катании считается аксель. Он единственный исполняется при движении вперёд, и поэтому его легко отличить от всех остальных. При исполнении акселя фигурист совершает в воздухе дополнительные пол-оборота, что и делает его особенно трудным по сравнению с другими элементами.
Аксель назван в честь норвежца Акселя Паульсена, который впервые показал этот прыжок на публике. Произошло это в 1882 году на соревнованиях в Вене. Примечательно, что Паульсен тогда не одержал победу, хотя и был отмечен особым призом за новый элемент. Интересно и то, что норвежец был известен современникам больше как конькобежец и свой исторический прыжок исполнил на беговых коньках.
Хотя аксель и является старейшим прыжком, фигуристы добились в нём гораздо меньшего прогресса, чем во всех остальных. Успешные попытки акселя в 2,5 и 3,5 оборота произошли гораздо позже, чем были исполнены другие двойные и тройные прыжки. Первопроходцами были американец Дик Баттон в 1948 году и канадец Верн Тейлор в 1978-м. Четверной аксель по сей день остаётся непокорённым, хотя неудачные попытки на соревнованиях были у Артура Дмитриева, а Макс Аарон, Киган Мессинг, Брендан Керри и Юдзуру Ханю пробовали его на тренировках.
Девушкам аксель покорился только в 1920-х, когда прыжок в 1,5 оборота показала Соня Хени. Почти 30 лет спустя его усложнила американка Кэрол Хейсс. В 1988 году первой в клуб «трикселисток» вступила японка Мидори Ито. Тройной аксель у девушек по-прежнему является довольно редким явлением: за 32 года этот прыжок исполнили только 11 фигуристок, большинство из которых освоили его лишь за последние несколько лет. В их число без учёта Людмилы Нелидиной, сменившей гражданство в 1998-м, входят две россиянки — Елизавета Туктамышева и Алёна Косторная.
Сальхов
Базовые оценки за исполнение по правилам ISU: 0,4 (одинарный) — 1,3 (двойной) — 4,3 (тройной) — 9,7 (четверной).
Ещё одним именным прыжком является сальхов, названный в честь олимпийского чемпиона 1908 года Ульриха Сальхова. На следующий год после своего успеха в Лондоне шведский фигурист впервые показал прыжок с внутреннего ребра одной ноги с приземлением на другую. Сальхов можно отличить по характерному маху правой (у большинства фигуристов) ногой вокруг тела и долгому скольжению после исполнения.
Сальхов считается самым простым среди всех прыжков и имеет наименьшую ценность. Именно с него началась эра двойных прыжков, но при этом сальхов в три оборота появился чуть позже тройного риттбергера. Первопроходцем стал Рональд Робертсон, которому новый элемент принёс серебро на ЧМ-1955.
Автором четверного сальхова стал Тимоти Гейбл, показавший каскад с ним в финале юниорского Гран-при 1998 года. За это американского фигуриста в своё время называли королём четверных прыжков. Другим фигуристам и раньше удавалось исполнить сальхов в 1440 градусов, но рекорд не ратифицировали из-за приземления на две ноги — это распространённая ошибка для данного прыжка.
Первая женщина, исполнившая сальхов в один оборот, удостоилась за это немалой критики. Американка Тереза Велд показала его на Олимпийских играх в 1920 году, что не понравилось судьям, так как при выполнении прыжка её юбка задралась выше колен. Но со временем нравы изменились, и двойной сальхов Сесилии Колледж, показанный на ЧЕ-1936, стал огромным прорывом, тем более что прежде женщинам вообще не покорялись двойные прыжки.
По поводу первого автора тройного сальхова историки фигурного катания ведут споры: ISU признаёт им Петру Бурку, показавшую прыжок на чемпионате Канады 1962 года, но имеются свидетельства, что на год раньше это сделали чешка Яна Мразкова и австрийка Хелли Зенгстшмид.
С четверного сальхова началась эпоха четверных прыжков у женщин. Его ещё в 2002 году сделала в финале юниорского Гран-при японка Мики Андо. Повторить её достижение смогли пока только Александра Трусова и Элизабет Турсынбаева, хотя Рика Кихира и совершила несколько попыток исполнить этот элемент на соревнованиях.
Риттбергер
Базовые оценки за исполнение по правилам ISU: 0,5 (одинарный) — 1,7 (двойной) — 4,9 (тройной) — 10,5 (четверной).
Последним рёберным прыжком является риттбергер. В англоязычных странах его называют прыжком петлёй, или лупом, в то время как в русском языке устоялось название в честь немца Вернера Риттбергера, который продемонстрировал его в 1910 году. При исполнении петли фигурист отталкивается с ребра правой ноги и приземлятся на неё же. Благодаря этому элемент может использоваться в качестве второго прыжка в каскаде.
История не сохранила имя автора первого двойного риттбергера, но исполнитель тройного достоверно известен. Если в 1948 году Дик Баттон стал олимпийским чемпионом благодаря двойному акселю, то спустя четыре года он повторил свой успех с помощью первого в истории тройного прыжка, которым стал риттбергер. К слову, Баттон является единственным американцем, выигравшим чемпионат Европы, — до 1948 года первенство Старого Света было открытым.
Четверной риттбергер первым записал на свой счёт Юдзуру Ханю. Это произошло в 2016 году — после этого непокорённым у мужчин остаётся только четверной аксель. Довольно быстро по стопам Ханю пошли Сёма Уно, Нэйтан Чен и Даниэль Грассль.
Женщинам данный прыжок в четыре оборота не покорялся, хотя кореянка Ю Ён показывала удачную попытку на тренировке в феврале 2020 года — вполне возможно, что на отменённом чемпионате мира в Канаде могло бы произойти историческое событие. Пока же девушки исполняют только тройной риттбергер, и первым это удалось немке Габриэле Зайферт в 1968 году на ЧЕ.
Тулуп
Базовые оценки за исполнение по правилам ISU: 0,4 (одинарный) — 1,3 (двойной) — 4,2 (тройной) — 9,5 (четверной).
Самым простым зубцовым прыжком повсеместно признаётся тулуп, чьё название никак не связано с зимней одеждой, а означает в переводе с английского «петля на носке». Так что его принято считать «родственником» риттбергера. Разница между ними состоит только в том, что в тулупе толчок происходит не с ребра, а с зубца конька.
Тулуп является самым молодым прыжком — американец Брюс Мэйпс придумал его только в 1920 году. Примечательно, что его же иногда признают и создателем флипа, однако оба прыжка получили нарицательные названия, так как Мэйпс не достиг никаких успехов как спортсмен. Впрочем, в фигурном катании на роликовых коньках тулуп всё-таки называется в честь его создателя.
Дальнейшее развитие тулупа получилось противоречивым. В 1964 году американец Томас Литц впервые показал прыжок в три оборота — значительно позже всех других, за исключением акселя. Однако эпоха четверных прыжков началась как раз с тулупа, причём с фальстарта. На ЧЕ-1986 первопроходцем стал чех Йозеф Сабовчик, однако его прыжок вскоре был лишён ратификации из-за касания льда второй ногой. Понадобилось два года, прежде чем канадец Курт Браунинг всё-таки исполнил революционный элемент чисто.
Погоня женщин за тулупом в истории не отразилась — два и три оборота вошли в обиход слишком быстро, чтобы имя автора осталось зафиксированным. Зато первая исполнительница четверного тулупа является общепризнанной. Это Александра Трусова, показавшая прыжок на юниорском ЧМ-2018 одновременно с четверным сальховом. Кроме неё, исполнить четверной тулуп чисто пока что удавалось только Камиле Валиевой. А вот с недокрутом прыжок несколько раз демонстрировала француженка Сурия Бонали ещё в начале 1990-х.
Базовые оценки за исполнение по правилам ISU: 0,5 (одинарный) — 1,8 (двойной) — 5,5 (тройной) — 11,0 (четверной).
Более сложным прыжком является флип. При его исполнении необходимо оттолкнуться зубцом правой ноги в момент, когда фигурист едет назад на внутреннем ребре левого конька. Из-за этого удара ногой о лёд флип и получил своё название — в переводе с английского слово означает «щелчок».
Как уже было сказано, авторство флипа иногда приписывается Мэйпсу, однако ни дата, ни место исполнения первого прыжка не сохранились, а популярность он набрал уже в 1930-х.
Первый исполнитель тройного флипа тоже неизвестен, хотя на чемпионате мира его впервые явил миру американец Терри Кубичка в 1975 году. Ещё один оборот в своё время пытался прибавить японец Дайсукэ Такахаси, но получилось это только у его соотечественника Сёмы Уно. На командном Кубке вызова в 2016 году он исполнил четверной флип, после чего прыжок сразу вошёл в арсенал других фигуристов.
Авторство тройного флипа у женщин делят сразу две немецкие спортсменки — фигуристка из ГДР Катарина Витт и представительница ФРГ Мануэла Рубен. Они одновременно показали прыжок на ЧЕ 1981 года, однако обе тогда остались без медалей. Почти в одно время болельщики увидели и четверной флип. В финале Гран-при 2019 года Александра Трусова и Анна Щербакова исполнили этот прыжок, но чистым он оказался только у Трусовой. Щербакова, впрочем, быстро к ней присоединилась уже на следующем чемпионате России.
Базовые оценки за исполнение по правилам ISU: 0,6 (одинарный) — 2,1 (двойной) — 5,9 (тройной) — 11,5 (четверной).
Из прыжков с заходом назад лутц считается самым сложным. По условиям исполнения он напоминает флип, однако фигуристу нужно выполнять его с внешнего ребра, из-за чего сначала требуется описать на льду большую дугу. Довольно распространённой ошибкой является переход с внешнего ребра на внутреннее, и такой прыжок шутливо называют флутцем.
Лутц получил своё название в честь австрийца Алоиса Лутца, который показал новый прыжок в 1913 году в возрасте 14 или 15 лет. Увы, больших успехов как фигурист достичь он не успел, скончавшись в 19 лет от воспаления лёгких. Другие спортсмены быстро освоили лутц в два оборота, а тройной прыжок первым показал канадец Дональд Джексон на ЧМ-1962. Это принесло ему золото на последних в карьере соревнованиях.
Четверной лутц записал на свой счёт американец Брэндон Мроз. Этот прыжок он освоил в 2011 году уже на заре своей недолгой и не слишком успешной карьеры, которую реанимировать новым элементом так и не смог. Так же как и в случае с риттбергером и флипом, почти сразу же лутц стали исполнять лучшие фигуристы мира.
У женщин вся история развития лутца оказалась неплохо задокументирована. Двойной прыжок первой показала чешка Алена Врзанова на победном ЧМ-1949. Спустя 29 лет версию с тремя оборотами продемонстрировала швейцарка Дениз Бильман, в честь которой названо вращение с поднятой ногой. Авторство первого четверного лутца оспаривают всё те же Трусова и Щербакова. Трусова показала прыжок на этапе юниорского Гран-при, а Щербакова исполнила его на этапе Кубка России, но на несколько дней раньше.
Эволюция прыжков в фигурном катании: от спиралей и «бабочек» до многооборотных ультра-си
На первых турнирах по фигурному катанию в конце XIX века спортсмены соревновались в рисовании на льду петель, троек, восьмерок и других фигур, которые впоследствии стали называть «школой». Фокус в выступлениях был на чистоте и красоте исполнения элементов, а СМИ того времени называли этот спорт не иначе как «искусство катания на льду».
Фигуристы стали создавать целые дорожки шагов, придумывая все новые элементы, пробовать вращения и первые одинарные прыжки, которые сейчас считаются неудачными попытками и в народе называют «бабочками». Поначалу прыжки допускались как связующий элемент между рисованием фигур. Позднее все изменилось кардинально — шаги и даже твизлы стали заходами на прыжки, которые теперь являются важнейшими элементами в программе.
За более чем столетнюю историю фигурное катание спрогрессировало от простых перепрыжек к многооборотным прыжкам ультра-си. Сейчас на топ-уровне у мужчин редко кто обходится минимум одним квадом в короткой программе. В произвольной максимумом пока является 5-6 четверных в исполнении монстров мужской одиночки — Нейтана Чена и Юдзуру Ханю, а с недавних пор и 5 квадов от Александры Трусовой.
Евгений Семенов, Sport24
Расскажем, с чего все это началось и какой путь фигуристы прошли от рисования вензелей к настоящему фестивалю квадов.
Одинарные и двойные прыжки
Первыми прыжками на льду стали реберные аксель и сальхов. Перекидной в полтора оборота исполнил норвежец Аксель Паульсен в 1882 году, что стало настоящей сенсацией того времени. В начале XX века олимпийский чемпион Ульрих Сальхов продемонстрировал публике элемент, названный в его честь. Прыжок, который в английском варианте называют просто петлей (loop), впервые прыгнул немецкий фигурист Вернер Риттбергер в 1910 году.
С появлением коньков с зубцами спортсмены стали использовать их как опору и пробовать новые прыжки: лутц, тулуп и флип. Первым лутц исполнил в 1913 году 15-летний австриец Алоис Лутц. А вот авторство первого флипа остается загадкой: его приписывают американцу Брюсу Мейпсу, но где и в каком году это было, история умалчивает.
Как это ни странно, тулуп, который сейчас считается простым и самым дешевым прыжком, был придуман последним. Первым его исполнил все тот же Мэйпс, но, в отличие от флипа, здесь точно известно, что премьера состоялась в 1920 году. По иронии судьбы, фамилия создателя этих прыжков сохранилась только в фигурном катании на роликовых коньках, где тулуп называют «мэйпсом».
pinterest.ca
Несмотря на появление прыжков, в 1920-е годы они были скорее исключением, чем правилом. Даже самые выдающиеся спортсмены включали в свои программы максимум два-три одинарных лутца или флипа, тулуп и аксель в полтора оборота.
В 1930-е годы фигуристы уже прыгали все двойные, кроме акселя. Этот прыжок не поддавался спортсменам из-за отсутствия правильной техники. Лишь на первой послевоенной Олимпиаде аксель в 2,5 оборота сумел исполнить американец Дик Баттон под руководством Гюстава Люсси, который внес огромный вклад в современную технику прыжков. Аксель Баттона значительно отличался от предшественников по группировке.
Эра тройных
Тройные прыжки стали новым уровнем в развитии фигурного катания, который долгое время казался потолком. Дик Баттон продолжил революцию в прыжках. Выиграв одну Олимпиаду с помощью двойного акселя, на свои вторые Игры он приехал, вооружившись первым в истории тройным прыжком — риттбергером.
Прошло 10 лет, прежде чем следующий тройной прыжок был приземлен на соревнования. Им стал лутц в исполнении канадца Дональда Джексона — на чемпионате мира — 1962, где он выиграл золото. Вскоре был приземлен и тройной тулуп — его исполнил в 1964 году американец Томас Литц.
Флип, похоже, является самым таинственным элементом в истории фигурного катания, так как имя исполнителя тройного прыжка до наших дней тоже не дошло. Зато доподлинно известно, что в 1975 году на чемпионате мира его показал американец Терри Кубичка.
Getty Images
Аксель стоит особняком среди прыжков, его тройной вариант фигуристы смогли приземлить позже всех остальных. Три с половиной оборота впервые на соревнованиях в 1978 году выполнил канадец Верн Тейлор. Поначалу триксель пробовали единицы, лишь спустя почти 10 лет его стали исполнять массово.
Революция квадов
Не успел триксель стать привычным делом в мужском одиночном катании, как грянула очередная революция в прыжках. Первый успешный квад в истории (тулуп) показал канадец Курт Браунинг — в 1988 году.
Двумя годами ранее это пытался сделать чешский спортсмен Йозеф Сабовчик, но его попытку судьи не засчитали. Квад-сальхов был приземлен лишь спустя 10 лет — в 1998 году это сделал американский юниор Тимоти Гейбл.
Четверные тулуп и сальхов считаются наиболее простыми и дешевыми по оценкам среди квадов. Лутц, флип и риттбергер стоят дороже и более сложны в исполнении. Поэтому первое их успешное приземление затянулось. Квад-лутц покорился американцу Брэндону Мрозу в 2011 году.
В современной системе судейства именно лутц является самым дорогим прыжком. Его исполняют не так много фигуристов: Боян Цзинь, Юдзуру Ханю, Нейтан Чен, Винсент Чжоу, Дмитрий Алиев, Александр Самарин.
На чемпионате мира — 2010 четверной флип пытался исполнить японец Дайсуке Такахаси, но недокрутил его и приземлился на две ноги. Его дело продолжил Сема Уно, чисто выполнивший квад-флип в 2016 году. А осенью того же года статус японской мужской одиночки в качестве пионера в развитии прыжков закрепил Юдзуру Ханю, приземлив четверной риттбергер.
Аксель и риттбергер были первыми прыжками в фигурном катании, но в эпоху четверных они оказались самыми последними в очереди на приземление. Из-за своей сложности и коварности квад-риттбергер — до сих пор большая редкость на соревнованиях: кроме Юдзуру Ханю, его исполняли Даниэль Грассль, Макар Игнатов, Сема Уно, Сергей Воронов.
Квад-аксель пока остается непокоренной вершиной, хотя на московском этапе Гран-при-2018 его пробовал приземлить Артур Дмитриев.
На тренировках который год с ним бьется Ханю, а однажды исполнить квад-аксель на видео пробовал Нейтан Чен.
Среди женщин первой квадисткой стала японка Мики Андо — в 2002 году она исполнила сальхов. Но долгое время квады не приживались в женской одиночке. Революцию на этом поприще произвела Александра Трусова, которая еще юниором приземлила четверные тулуп и сальхов, а в свой первый взрослый сезон в 2019 году добавила к ним лутц и флип. На чемпионате мира — 2019 четверной сальхов чисто приземлила казахстанская фигуристка Элизабет Турсынбаева.
Четверной аксель, пятерные — что дальше?
Согласно аналитике NBCSN, за четыре последних Олимпиады количество попыток квадов выросло в разы: в Турине успешно приземленных четверных было 8, в Ванкувере — всего 4, но в Сочи — уже 17. В Пхенчхане ожидалось около 55 попыток квадов. В итоге прогноз оказался верным, попыток было более 55, но чистых из них — 53: 19 в короткой и 34 в произвольной.
На Олимпиаде-2022 в гонку за четвертыми ворвутся и российские квадистки. Количество попыток исполнить четверной у женщин будет зависеть от того, кто сумеет отобраться в олимпийскую сборную. Вероятно, будет и Рика Кихира со своим квад-сальховым, который мы видели на чемпионате Японии — 2021. Возможно, кто-то еще из иностранных фигуристок будет пытаться включить квады в свою программу.
Что касается возможности пятерных прыжков, специалисты и сами фигуристы признают, что на тех коньках, которые есть сейчас, это все же возможно, хоть и очень опасно. Известный факт, что некоторые фигуристы на тренировках на удочке пробуют и пятерные, чтобы докручивать квады. А на недавнем чемпионате мира в Стокгольме юный японский фигурист Юма Кагияма продемонстрировал настолько быструю крутку, что едва не перекрутил триксель и один из четверных.
Так что, вероятно, эра пятерных уже не за горами. Но, скорее всего, сначала будет приземлен аксель в 4,5 оборота, что станет логичным переходным этапом от четверных к пятерным. Юдзуру Ханю пытается его приземлить почти весь олимпийский цикл, самая первая попытка зафиксирована на шоу в Японии в 2015 году. Из тех кадров, что были опубликованы с тренировок финала Гран-при-2019 и с недавнего КЧМ, можно сделать вывод, что прогресс есть, недокрут уменьшился. Но если пару лет назад его попытки вызывали шок, то сейчас многие фигуристы согласны с тем, что это реально. К примеру, канадец Нам Нгуен в недавнем подкасте сказал, что уверен в успешном приземлении квад-акселя Ханю.
Удастся ли двукратному олимпийскому чемпиону еще раз вписать свое имя в историю фигурного катания — как исполнителя первого четверного акселя? Или это будет кто-то другой? Кто станет первопроходцем на поприще пятерных и напишет новую главу в развитии прыжков? История творится на наших глазах.
Теперь все смотрят фигурку: пора разобраться в акселях, тулупах и флипах
Доступно о прыжках.
В середине XIX века фигурное катание существовало без прыжков: спортсмены коньками рисовали узоры (или фигуры – отсюда и название), после проката судьи осматривали следы на льду и оценивали симметричность, геометрию рисунка и правильность начертания.
Программ, как и сейчас, было две – обязательная и произвольная. Обязательная включала четкий набор фигур (круг, параграф, тройка, двукратная тройка, петля etc), а вот в произвольной спортсмен рисовал все, что хотел.
Постепенно фигуры в произвольной становились сложнее, для некоторых нужно было прерывать линию рисунка – а значит, и прыгать. Для одних фигур хватало обычного подскока, а для других желательным было приземление, к примеру, под углом. Вот почему возникли новые виды прыжков, а коньки изменились – для удобства отталкивания на носок добавили зубцы. Прыжки развивались быстро: росли дальность (одно время она даже влияла на оценку) и высота, добавилось вращение.
Сложность и красоту прыжков уже оценивали отдельно – так все пришло к тому фигурному катанию, которое мы знаем сейчас.
В наше время прыжки – основа любой программы. Например, Алина Загитова в произвольной на ЧМ-2019 набрала 81,16 балла за технику и почти 58 из них – прыжками.
Прыжки в современном катании делятся на два типа: реберные (сальхов, аксель и риттбергер) и зубцовые (тулуп, флип и лутц).
В первом случае фигурист отталкивается от ребра опорного конька (другими словами – прыгает с той ноги, на которой скользит), во втором – носком (зубцами) свободной ноги, как бы ударяя коньком по льду. Все прыжки можно крутить как по часовой, так и против часовой стрелки (как и делает большинство фигуристов).
Важную роль в исполнении играют и ребра коньков: внутреннее и внешнее. Внутреннее – ближе к большому пальцу ноги, внешнее – к мизинцу.
Разберемся, чем же все эти прыжки различаются.
Сальхов (обозначается как S)
Реберный прыжок. Один из самых простых в фигурном катании. Выполняется с левой ноги с характерным махом правой вокруг тела, приземление – на внешнее ребро правой ноги.
Как распознать: из-за маха ногой, которым фигурист как бы описывает полукруг.
В 1909 году его впервые исполнил швед Ульрих Сальхов – первый олимпийский чемпион в мужском катании и десятикратный чемпион мира. На летней Олимпиаде-1908 в Лондоне (зимней тогда не было) он победил в индивидуальной программе, а в специальных фигурах уступил Николаю Панину-Коломенкину. Тот настолько убедительно катал программу, что Ульрих снялся с соревнований, прекрасно понимая, что шансов на успех нет.
Наше первое золото Игр – в фигурке. Это была летняя Олимпиада (да-да), во времена Российской империи
Интересно, что поначалу исполнение сальхова женщинами считалось плохим тоном. Впервые этот прыжок сделала американка Тереза Вельд на Играх-1920 (там у нее бронза), но судьи не оценили попытку. По их мнению, сальхов не подходил леди – ведь при исполнении юбка задиралась выше колен. Вельд, кстати, стеснялась своей юбки и без прыжков – по ее мнению, она была неприлично короткая, всего 15 сантиметров ниже колена!
Двойной сальхов впервые покорился шведу Йиллису Графстрему (1920 год) и англичанке Сесилии Колледж (1936), тройной – американцу Ронни Робертсу (1955) и фигуристке из Чехословакии Яне Мразковой (1959).
Четверной сальхов у мужчин первым исполнил американец Тимоти Гейбл в 1998-м (хотя судьи долго спорили о том, был ли прыжок докручен), у женщин – японка Мики Андо в 2001-м.
На ЧМ-2019 четверной сальхов сделала казашка Элизабет Турсынбаева. Она стала первой фигуристкой в истории, которая прыгнула четверной на взрослых международных соревнованиях.
Четверной сальхов есть в арсенале двукратной чемпионки мира среди юниоров Александры Трусовой.
Риттбергер (Lo)
Реберный прыжок. По-английски – loop (петля). Выполняется с правой ноги, приземление на нее же. При заходе на прыжок спортсмен едет спиной, левая нога чуть впереди.
Как распознать: фигурист скрещивает ноги перед прыжком.
Официально впервые выполнен немцем Вернером Риттбергером в 1910 году, хотя есть сведения, что такой прыжок исполняли еще в 1880-м.
Риттбергер 11 раз выигрывал чемпионат Германии (хотя в те времена участников иногда хватало только на тройку), трижды был серебряным призером ЧМ (причем дважды проигрывал Сальхову), но золото так и не взял, а в Олимпийских играх не участвовал.
Во время Первой мировой Вернер был пилотом воздушных сил Германии, но потом вновь вернулся в фигурное катание. После Второй мировой работал тренером и судьей на международных соревнованиях – например, на Олимпиаде-1956.
Из мужчин двойной риттбергер первым исполнил австриец Карл Шафер (1925), а вот имя первой женщины с таким прыжком в истории не сохранилось.
Тройной риттбергер впервые сделали американец Дик Баттон на Олимпиаде-1952 (это был первый тройной прыжок в истории) и немка Габриэле Зейферт на чемпионате Европы-1968.
Первый четверной у мужчин дожидались 64 года – в 2016-м он покорился Юдзуру Ханю. У женщин пока не сделал никто.
Аксель (A)
Реберный прыжок. Единственный, который исполняется из движения вперед. Спортсмен скользит спиной на правой ноге, разворачивается вперед, одновременно перенося вес на левую, затем прыгает и приземляется на правую.
Это самый сложный прыжок в фигурном катании. Дело в том, что из-за необычного захода и приземления спиной спортсмен делает на пол-оборота больше, чем в обычном прыжке. То есть, если это тройной аксель, то оборотов в нем 3,5, если четверной – 4,5.
Как распознать: только аксель исполняют лицом вперед, остальные прыжки делаются из захода спиной.
А еще это самый старый из всех прыжков – назван в честь норвежца Акселя Паульсена, который исполнил его еще в 1882 году. Паульсен одновременно выступал в фигурном катании и коньках. Его отец хотел, чтобы Аксель сделал ставку именно на карьеру фигуриста, но Паульсен-младший больше любил скорость. Первый аксель он сделал именно на беговых коньках – судьи соревнований в Вене отправили его только на второе место.
В то время чемпионаты мира по фигурному катанию не проводили, а на Олимпиаде вид еще не дебютировал, так что официальных титулов у Паульсена нет. Но за победы на разных турнирах в 1883-м и 1884-м он получил звание «любительского чемпиона мира по фигурному катанию».
Считается, что Аксель Паульсен не только изобрел прыжок, но и придумал новую по тем временам технику бега на коньках – пригнувшись с руками за спиной и с широкими размашистыми шагами. Сын Акселя Гарри тоже стал фигуристом и выиграл чемпионат Норвегии пять раз подряд.
Первой женщиной, исполнившей аксель, стала норвежка Соня Хени в 1920-х (точная дата неизвестна).
Двойной аксель первыми сделали американцы Дик Баттон на Олимпиаде-1948 и Кэрол Хейсс в 1953-м.
С тройным акселем ситуация сложная. Официально первым его сделал канадец Верн Тейлор (1978-й), но прыжок получился с ошибками – были недокрут и не слишком удачное приземление. Первый чистый тройной аксель вышел у Александра Фадеева на чемпионате Европы-1981.
У женщин первой прыжок исполнила Мидори Ито (1988-й), но за прошедший с того момента 31 год тройной аксель на международных соревнованиях сделали только 8 фигуристок. Одна из них – Елизавета Туктамышева.
Японка Рика Кихира на ЧМ-2019 делала три таких прыжка (один – в короткой программе, два – в произвольной), но чистым получился только один.
Четверной аксель – по сути, граница между прыжками в четыре и пять оборотов, и пока он не покорился никому. Попытки, впрочем, были – в сезоне-2018/19 Артур Дмитриев пробовал дважды, но падал.
Русский фигурист чуть не исполнил прыжок в 4,5 оборота. Мы поговорили с ним
Двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю тренирует четверной аксель и хочет стать первым фигуристом, исполнившим его на международном турнире.
Тулуп (T)
Зубцовый прыжок. По-английски toeloop (toe – носок конька, loop – петля). Фигурист скользит назад на внутреннем ребре правой ноги, затем резко отталкивается левой и приземляется на внешнее ребро правой ноги.
Как распознать: спортсмен прыгает после удара по льду одной ногой, а приземляется на другую.
В 1920-м тулуп изобрел американец Брюс Мэйпс: изначально прыжку присвоили имя автора – мэйпс, но название почему-то не прижилось. А вот в соревнованиях по фигурному катанию на роликах (да-да, есть и такие) тулуп до сих пор зовется именно мэйпсом. Брюс не добился ничего выдающегося, рано закончил, перешел на тренерскую работу, а потом и вовсе стал художником по свету на американском телеканале NBC.
Кто и когда впервые сделал двойной тулуп – неизвестно. Тройной первым исполнил американец Томас Литц на ЧМ-1964, четверной – канадец Курт Браунинг в 1988-м.
Тулуп Браунинга стал первым в истории четверным прыжком, исполненным на международных соревнованиях. Но Курт ошибся на приземлении, а первый чистый четверной тулуп удался Алексею Урманову в 1991-м.
В женском катании имена первых исполнительниц двойного и тройного тулупов не сохранились. А вот четверной сделала Александра Трусова на юниорском ЧМ-2018. На взрослых международных соревнованиях не справился пока никто.
Флип (F)
Зубцовый прыжок. Делается так же, как тулуп, разница только в том, что толкается спортсмен правой ногой (а не левой) и приземляется на ту же ногу.
Как распознать: все как с тулупом, только в толчке и приземлении участвует одна и та же нога.
Точно не известно, кто первым придумал флип. Самая распространенная теория – что изобретатель тулупа Брюс Мэйпс. Американец действительно делал флип (отчего прыжок тоже иногда называли мэйпсом), но был ли он первым – сказать сложно. Швейцарский тренер Гюстав Люсси, в 1920-е работавший в США, утверждал, что флип придумал именно он, а жена Мэйпса просто подсмотрела его тренировки и поделилась с Брюсом.
Дик Баттон, вошедший в историю как первый исполнитель двойного акселя и тройного риттбергера, был как раз учеником Люсси.
Флип получил название из-за характерного звука, с которым носок конька врезался в лед во время прыжка.
Исполнители двойного и тройного флипа неизвестны, хотя мужчины делали тройной уже в 1970-х. У женщин первыми стали немки: Катарина Витт и Мануэла Рубен (чемпионат Европы-1981).
Четверной флип впервые сделал японец Шома Уно на командном ЧМ-2016.
В апреле 2019-го Анна Щербакова прыгнула четверной флип на тренировке.
Лутц (Lz)
Зубцовый прыжок. Второй по сложности после акселя: спортсмен скользит на внешнем ребре левой ноги, отталкивается правой и приземляется тоже на правую.
Как распознать: главное отличие от флипа – заход на прыжок с внешнего ребра конька, а не с внутреннего. В этом его основная сложность, и вот почему фигуристы довольно часто делают флип вместо лутца – случайно переходят на внутреннее ребро конька. Такой случайный флип обычно называют флутцем.
Прыжок придумал австриец Алоиз Лутц в 1913 году. Он жил в Вене и выступал за местный клуб, никаких особых результатов не добился и умер в 19 лет от воспаления легких. В истории не осталось почти никаких сведений об Алоизе Лутце, кроме прыжка, названного в его честь.
Двойной лутц первыми сделали австриец Карл Шафер в 1925 году (с которым сам Алоиз пересекался на соревнованиях) и канадка Барбара Энн Скотт в 1942-м, тройной – канадец Дональд Джексон на ЧМ-1962 и швейцарка Дениз Бильман в 1978-м.
Четверной лутц прыгнуть пытались многие еще с 1998-го, но впервые его исполнил американец Брэндон Мроз в 2011 году.
Женщины на взрослых соревнованиях этот прыжок пока не делали, но в финале Гран-при среди юниоров-2018 он удался Александре Трусовой.
Базовая стоимость всех прыжков меняется год от года, но относительно друг друга они всегда на одной шкале: тулуп – самый дешевый, аксель – самый дорогой.
Нестандартные прыжки
Сейчас фигуристы исполняют только стандартные шесть видов прыжков на соревнованиях (не считая ойлера – одиночного прыжка, который оценивается как риттбергер в один оборот и используется в качестве связки в комбинациях), но так было не всегда.
Американский фигурист Терри Кубичка на Олимпиаде-1976 сделал полноценное сальто назад.
Правда, успеха это не принесло – Кубичка занял только 7-е место, да и сальто сразу запретили: потому что травмоопасно, а спортсмен приземлялся на две ноги – это против правил.
Но Кубичка спорил: «Многие элементы потенциально опасны. Но если ты много тренировался, чтобы хорошо сделать какой-то элемент, то никакой опасности не будет. Уж точно не больше, чем в том, что делают в парном катании. Как-то раз я упал с этого сальто на тренировке: ударился головой, но в целом все было в порядке.
Когда сальто запретили, я перестал его исполнять. Потому что не хотел запомниться как фигурист, из-за которого кто-то вдохновился опасным прыжком, а потом получил травму. Кстати, в том же году выступал русский, который тоже делал необычный прыжок, но его за это не штрафовали».
Русский с необычным прыжком – это бронзовый призер ЧМ Игорь Бобрин. Он делал фирменный Bobrin-jump – единственный из всех прыжков с горизонтальной осью вращения. Этот прыжок был полностью легален, в отличие от сальто Кубички, и Бобрина действительно не оштрафовали.
Несмотря на запрет сальто, Кубичка не был единственным экстремалом.
Пятикратная чемпионка Европы француженка Сюрия Бонали на Олимпиаде-1998 в Нагано пошла даже дальше Кубички – она сделала сальто назад с приземлением на одну ногу! Самодеятельность не понравилась судьям – они значительно снизили оценки: Бонали заняла 10-е место, но навсегда запомнилась рискованным трюком.
Визуально не всегда просто определить, какой именно прыжок делает фигурист – все происходит очень быстро. Но есть несколько способов отличать один прыжок от другого даже без замедленного повтора.
Несколько фактов о прыжках в фигурном катании
• во время многооборотного прыжка спортсмен испытывает нагрузки до 10g, что больше, чем переносит космонавт при спуске с орбиты. Но такие перегрузки длятся доли секунды, поэтому фигуристы их практически не чувствуют;
• средняя высота прыжка – 40-50 сантиметров, но некоторые отрывались ото льда на 80-85 см;
• фигуристы приземляются с силой, превышающей их вес в 5-8 раз;
• теоретически спортсмены способны делать прыжки в 5 оборотов (и уже делают на тренировках!), но это – вероятно, предел человеческих возможностей.