Что такое самоанализ урока
Методические рекомендации «Анализ и самоанализ урока»
Анализ и самоанализ урока
В основе творческого труда учителя лежит умение планировать и анализировать свою педагогическую деятельность. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.
В ходе многолетних изысканий в построении урока, пришли к выводу, что урок в процессе планирования и организации должен обязательно отвечать на вопросы:
-«какие данные внутри классной диагностики (ВКД) имею, подходя к планированию урока?;
-«какие результаты предполагаю получить, исходя из результативности предыдущего урока и психолого-педагогической диагностики класса?»,
-«что могу сделать для коррекции знаний учащихся?»,
-«как помочь детям успешно усвоить новый материал?»,
-«почему?», «зачем?», «с какой целью?» использую те или иные виды дифференцированных упражнений, заданий, методы, формы, приемы, помогающие решить поставленные цели и задачи;
-«какие результаты получились и почему?» (исходя из результативности данного урока и психолого-педагогической диагностики класса),
-«какие ближайшие задачи, цели поставил урок по усвоению новых знаний и коррекции имеющихся?».
Имея на вооружении эту диагностику, учитель подойдет к планированию и самоанализу урока осознанно, а самоанализ не превратиться в хаотичное перечисление видов упражнений, форм, методов, приемов работы на уроке, а станет логически выстроенной моделью. Наконец, диагностика поможет педагогу осуществить коррекцию своих действий и действий обучающихся.
Типы анализа урока
1 ) краткий (оценочный) анализ;
2) структурный (поэтапный) анализ;
3) системный анализ;
5) структурно-временной анализ;
6) комбинированный анализ;
7) психологический анализ;
9) Комплексный анализ;
10) аспектный анализ.
1 – полный – проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;
2 – краткий – отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
3 – комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.
Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
4 – аспектный – используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
Научный руководитель проекта «Перспективная начальная школа» Р.Г. Чуракова считает целесообразным проведение аспектного анализа урока как единого целого под определенным углом зрения, зависящим от концептуальных основ системы учебников. При этом имеется возможность полного анализа урока, когда рассматривается несколько аспектов, включающих задачи, содержание, технологию, санитарно-гигиенические условия и результативность урока.
По мнению Р.Г. Чураковой, аспектами анализа урока в начальной школе могут быть цели (задачи) урока, основное содержание, формы обучения, самостоятельная работа учащихся, практическая направленность урока, его структура, результативность с точки зрения внедрения в учебный процесс ФГОС.
Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
Уровни самоанализа урока
Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
4. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.
Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса.
Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.
Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.
Выявление системы работы учителя и др
Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).
Цели самоанализа урока:
Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества:
Без самоанализа невозможно:
построить целостную систему обучения;
повысить мастерство, развить творческие способности;
обобщить передовой педагогический опыт;
сократить затраты времени на техническую работу;
обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.
Формы разбора урока могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, такая схема:
а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;
б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;
в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;
г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;
д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.
Основные требования к анализу урока учителем:
цель и задача анализа темы;
знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
выполнение намеченных задач урока;
оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
намечаемые меры по устранению недостатков.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при анализе урока:
а) особенности темы;
б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков;
в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников;
г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
Правила проведения анализа.
Дружественность, доброжелательность. ( Правильно ли я вас понял, коллега?)
Ищите в уроке лучшее, а не худшее.
Говорите кратко и логично, не придирайтесь к мелочам.
Слушайте других, не повторяйтесь. Помните о разнообразии умов.
Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог.
Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.
Не поучайте учителя, а учитесь и слушайте рекомендации по совершенствованию урока.
Памятка для самоанализа урока
A. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1 Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2 Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3 Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4 Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?
1.5 В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?
1.6 Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?
• решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
• избежать перегрузки и переутомления учащихся;
• сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Урок анализируется с позиций деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. позиций. Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока, в том числе и авторских методик обучения.
Варианты самоанализа урока
Сам по себе самоанализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства
В помощь учителю «Схема самоанализа урока»
«Каждый урок должен быть для наставника задачей,
которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:
на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,
сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»
При переходе на новые стандарты, учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.
Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональный действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
1) правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
2) развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
3) формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
4) формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Учитель может использовать следующие критерии самоанализа урока.
Схема самоанализа урока по ФГОС
(Вывод о степени её соответствия стандарту, учебной программе и учебно-тематическому планированию)
Методический материал «Самоанализ урока»
Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.
Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.
Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т. е. необходимых и определенных качеств и свойств. Он необходим для:
повышения качества обучения;
улучшения процесса преподавания;
осмысления учителем совокупности собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками;
для оценки своих слабых и сильных сторон;
определения нереализуемых резервов, уточнения индивидуального стиля деятельности.
Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения.
Самоанализ урока, как один из инструментов самоусовершенствования учителя, формирования и развития его профессионального качества, дает возможность:
1. формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;
2. развить умения устанавливать связи между условиями педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
3. формировать умение четко планировать предвидеть результаты своего педагогического труда;
4. сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.
Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества:
Без самоанализа невозможно:
построить целостную систему обучения;
повысить мастерство, развить творческие способности;
обобщить передовой педагогический опыт;
сократить затраты времени на техническую работу;
обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.
1 – полный – проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;
2 – краткий – отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
3 – комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.
Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
4 – аспектный – используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).
Уровни самоанализа урока
Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
Основные требования к анализу урока учителем:
1. цель и задача анализа темы;
2. знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
3. умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
4. характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
5. обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
6. обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
7. психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
8. оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
9. выполнение намеченных задач урока;
10. оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
11. умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
12. удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
13. намечаемые меры по устранению недостатков.
Уроки именно этого типа в большей мере соответствуют моему педагогическому кредо: «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».
На уроке решались следующие задачи:
1. Закреплять умение выстраивать цепь событий в произведении большого объёма;
2. Совершенствование навыков выразительного чтения;
3. Совершенствовать умение анализировать произведение;
4. Продолжение знакомства с понятием «повесть-сказка».
1. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми;
2. Воспитывать интерес к чтению произведений большого объёма;
3. Воспитание положительного отношения к окружающему миру, людям;
4. Учить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей.
1. Развивать умение видеть в положительном герое недостатки и объяснять их;
2. Развитие эмоционального восприятия и выражения его в мини-сценках.
Использовалось следующее оборудование:
2. Таблички для плана урока
3. Мультимедийный проектор
4. Интерактивная доска
5. Листы с отпечатанным текстом отрывков из глав на каждого ученика
6. Буквы к словам трактор, станция, изобретатель
7. Таблички с именами персонажей сказки.
8. Элементы костюмов дяди Фёдора, Матроскина, Шарика.
9. Тетради на печатной основе у учащихся.
10. Книги Э. Успенского
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
1. Этап самоопределения. Цель: привлечь внимание учащихся, определиться, для чего нам нужны уроки литературного чтения.
2. Подготовка к активной познавательной деятельности.
Цель: постановка проблемы и сообщение цели урока.
3.Основной этап урока
Выстраивание последовательности событий.
Выразительное чтение и анализ эпизодов
Инсценировка эпизода (проверка Д.З.)
Распределение персонажей на мир добра и зла.
Работа над понятием «повесть – сказка»
4. Подведение итогов урока.
На уроке были использованы методы по виду источника информации :
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к акт. познав. деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии, когда делали выводы, чему учит нас сказка.)
практические (складывание слов, работа по выделению в тексте слов автора)
по виду учебной деятельности:
самостоятельная работа (работа с эпизодами, распределение героев на мир добра и зла, работа в тетради на печатной основе над сказочными приметами)
был использован проблемно-поисковый метод ( при выстраивании отрывков по порядку, распределении персонажей на мир добра и зла)
С целью формирования интереса к учению использована познавательная игра, эмоциональное стимулирование (инсценировка). Были включены методы логические, метод аналогий (определение двух миров). Использовался метод контроля (при самопроверке) и самоконтроля (при сопоставлении своих сказочных примет с доской).
Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), общеклассная, индивидуальная.
Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Были использованы задания, направленные на детей разного уровня подготовки
Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация и использовалась интерактивная доска.
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к чтению произведений большого объёма, положительному отношению к людям и окружающему миру.
Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.
Правила проведения анализа урока.
1.Дружелюбность, доброжелательность. (Правильно ли я вас поняла, коллега?).
2.Ищите в уроке лучшее, а не худшее.
3.Говорите кратко и логично. Не придирайтесь к мелочам.
4.Слушайте других, не повторяйтесь.
5.Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог.
6.Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.
7. Не поучайте учителя, а учитесь и слушайте рекомендации по совершенствованию урока.
В зависимости от момента анализ может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных.
Самоанализ – это уже начало подготовки учителя к следующему уроку
Вопросы для самоконтроля
Для чего необходим учителю самоанализ урока?
Назовите основные требования к современному уроку.
По каким аспектам можно проводить анализ урока?
Назовите основные критерии оценки эффективности урока.
1. Оценка общей структуры урока.
К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
2. Реализация основной дидактической цели урока.
Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных «блоков” нового материала?
Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?
Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?
3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?
4. Воспитание в процессе урока.
Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
5. Соблюдение основных принципов дидактики.
Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?
6. Выбор методов обучения.
Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?
7. Работа учителя на уроке.
Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.
8. Работа учащихся на уроке.
Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?
9. Гигиенические условия урока.
Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?