Что такое самопознание 6 класс
План урока по самопознанию 6 класс
Ценность Истина Качества поиск знаний, умение отличать хорошие поступки от плохих.
Педагог :Фасахутдинова Т.В. Класс 6 Кол-во уч-ся
Цель: расширять представление о ценности познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания.
Задачи: – раскрытие смысла и значения постоянного стремления человека к познанию;
– развитие умения понимать себя, анализировать свое состояние для принятия верного решения в любой ситуации;
– воспитание трудолюбия и целеустремленности.
Проверка домашнего задания.
Позитивное высказывание (цитата).
Знание, которое более всего необходимо для человеческой жизни, – это познание самого себя. Б. Фентенель
Рассказывание истории (беседа).
Учитель предлагает одному из учеников прочитать отрывок из романа английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», а всем остальным проанализировать ситуацию и ответить на вопросы.
Я принялся за изготовление самой необходимой мебели, прежде всего стола и стула; без них я не мог вполне наслаждаться даже теми скромными удовольствиями, какие были доступны мне теперь; не мог расположиться поудобнее, чтобы есть, читать или писать.
Кто увидал бы после этого мою пещеру, тот, наверно, принял бы её за склад предметов первой необходимости. Всё было у меня под руками, и мне доставляло огромное удовольствие заглядывать в этот склад: такой образцовый порядок царил там и столько там было всякого добра.
Что помогло Робинзону Крузо обустроить свой быт на необитаемом острове?
Какие открытия сделал он в окружающем мире?
Что он открыл в себе? Как?
Творческая деятельность, групповая работа.
Размышление над ситуацией
Учитель предлагает учащимся ознакомиться с ситуацией, описанной в письме ученика, и выполнить задание: В редакцию детского журнала пришло письмо. Прочитайте его, проанализируйте и ответьте автору.
Дорогая редакция!
Пишет вам ученик шестого класса алматинской средней школы Азамат. Мне трудно дается учение. По всем основным предметам у меня «тройки». Мне кажется, что мне не хватает способностей, но старший брат говорит, что я просто ленюсь. Я же не считаю себя ленивым. Мне нравится мастерить, придумывать модели машин, играть с маленькой сестренкой. Однако долго сидеть за уроками я не могу. Мне трудно даются математика, языки, физика. Только на уроке труда мне бывает интересно. Недавно мы с товарищем придумали интересную конструкцию рабочего стола школьника. В нем предусмотрены и полка для книг, и ящики для инструмента, и приспособление для канцелярских принадлежностей. Учитель нас похвалил и предложил осуществить задуманное. Сейчас мы подбираем материалы, инструменты для будущей конструкции. А вот задачу по алгебре, заданную на дом, я так и не решил. Скорее всего, получу плохую отметку. Мама будет сердиться. Что мне делать?
Азамат
Вопросы для анализа:
— Почему Азамат не считает себя ленивым?
— Какие, на ваш взгляд, причины вызывают трудности в усвоении основных предметов Азаматом?
— Какие советы вы дали бы Азамату, чтобы преодолеть эти трудности?
Наша школьная страна
Не крутите пёстрый глобус,
Не найдёте вы на нём,
Той страны, страны особой,
Наша старая планета
А страна большая эта –
Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда,
Приводят за ручку сюда.
В стране этой звонкой, весёлой
Встречают нас как новосёлов –
Страна эта в сердце всегда.
В новый класс, как в новый город,
Мы приходим каждый год,
Племя юных фантазёров,
Значит, вновь лететь и плыть нам
По бескрайней той стране
К неожиданным открытьям,
К выпускной своей весне.
Здесь нам слышится порою
В тихом шелесте страниц
Гул далёких новостроек,
Голоса цветов и птиц.
Ветер странствий крутит глобус,
Машет нам своим крылом
В той стране, стране особой,
Заключительная минута тишины.
Человек постоянно находится в процессе познания. В семье, школе, среди друзей и даже находясь с собой наедине, человек открывает что-то новое. Важно помнить, что эти открытия нужно использовать для самосовершенствования, служения людям
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 11. Познание человеком мира и себя
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
Знание – это результат познавательной деятельности.
Самосознание – осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей.
Самооценка – это способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Любое знание не появляется само по себе. Оно является результатом особого процесса – познания. Он может протекать непроизвольно или быть специально организованным, как на уроках в школе. Начинается познание в раннем детстве и не прекращается в течение всей жизни человека. Люди научились передавать знания из поколения в поколение, т.е. накапливать их. Независимо от места, цели, эпохи процесс познания всегда имеет субъект (кто познаёт?) и объект (что познаётся?).
Например, вам задали подготовить исследовательский проект по географии на тему «Экологические проблемы родного города». Вы будете выступать в качестве субъекта исследовательской деятельности, а экологические проблемы станут объектом. Итак, познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
Как же современный подросток может получить достоверные знания о себе и окружающем мире? Конечно же, основными каналами формирования знаний являются учёба в школе, общение со сверстниками и родителями.
Основы различных наук, таких как математика, география, биология, физика, химия и т.д., вы получаете на уроках в школе. Эта полезная информация, помогающая понять, как устроен мир вокруг вас. Общение с ровесниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Ты можешь обсудить с ними книги, новые фильмы, музыкальные предпочтения, события в стране, вашем городе или в мире.
Родители, обладающие неоценимым опытом, помогают вам найти выход в сложной ситуации, дают советы. Ребёнок уже в раннем детстве начинает познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Например, малыш, не желая, чтобы его кормили с ложечки, говорит: «Я сам!», тем самым он сообщает, что ему это сделать под силу.
Подросток уже стремится разобраться в себе и ответить на такие непростые вопросы, как «Кто я?», «Что я хочу?», «Что я могу?», «Чем отличаюсь от других?».
У каждого человека есть свои достоинства, которые нужно развивать, и недостатки, с которыми необходимо бороться. Желание узнать себя, раскрыть свои способности и таланты, разобраться в своих чувствах и переживаниях является естественным. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей учёные называют самосознанием.
Для развития самосознания немаловажную роль играет самооценка, под которой понимают способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
Вам под силу оценить свои физические качества («Я быстро бегаю»), практические умения («Я умею играть в футбол»), поступки («Я помогаю маме по дому»), моральные качества («Я всегда выполняю данное обещание»).
Психологи выделяют разные виды самооценки: правильная и ложная, завышенная и заниженная.
От самооценки зависит поведение человека в различных ситуациях. Так, человек с завышенной самооценкой склонен переоценивать свою значимость, в общении с другими он высокомерен и заносчив, не воспринимает критику, что часто ведёт к конфликтам.
Человек с заниженной самооценкой не уверен в себе, безынициативен, ему сложно сказать «нет» окружающим, он зависит от мнения других. Согласитесь, что добиться успеха в любой деятельности с ложной самооценкой нелегко.
Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
Невозможно найти двух совершенно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга интересами, предпочтениями, вкусами. Вы, например, хорошо рисуете или быстро считаете в уме. А ваш друг сочиняет стихи и играет на гитаре. У каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. От природы вы обладаете способностями, которыми, возможно, не всегда пользуетесь или не развиваете до уровня таланта. А зря, ведь от этих качеств зависит успешность в вашей деятельности. Наивысшим уровнем развития способностей и таланта является гениальность. Учёные считают, что гениальность зависит от мозга человека и память человека способна вместить примерно столько информации, сколько хранится во всех книгах Российской государственной библиотеки. Но способности человека ещё далеко не познаны и главная задача человека превратить свои потенциальные задатки в реальные способности путём развития силы воли, целеустремлённости, настойчивости и регулярности занятий и тренировок.
Чтобы познать себя и найти своё место в жизни, каждому из вас необходимо задуматься над вопросом: «В какой деятельности я смогу реализовать свой потенциал?». Не ждите, что ответить на этот вопрос будет легко. К сожалению, на поиск себя и своего дела могут уйти годы. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, «плыть по течению», а можно активно познавать себя, искать своё место в жизни. Помните, как говорил Марк Твен? «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите признаки самооценки.
Высокомерие. Человек ставит себя выше других.
Урок самопознания 6 класс
План урока самопознания
КГУ «Первомайский комплекс «Общеобразовательная средняя школа – детский сад им. Д. М. Карбышева»
Урок № 8 Дата: 23.10.2019 г.
Тема: «В стремлении к красоте».
Качества: быть честным с самим собой; видеть хорошее во всем; единство мысли, слова и дела, отличать хорошие поступки от плохих поступков.
Педагог: Вологодская Антонина Алексеевна
Цель: углубить представление учащихся о красоте души человека, через постижение общечеловеческой ценности «истина»,
— раскрытие значения понятия «красота души», через отличие хороших поступков от плохих поступков;
— развитие стремления стать красивым человеком в истинном смысле этого понятия;
— воспитание эстетического восприятия действительности
Ресурс ы : Волшебная композиция Хрустальная грусть для позитивного настроя.
фломастеры и бумаги для творческой работы.
Орг.момент. Позитивный настрой.
«Путешествие на облаке»
Закройте глаза. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги и спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овивает ваши лица. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы.
Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (пауза 30 сек.)
Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас в нашу школу. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Откройте глаза. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Поделитесь вашими ощущениями
Проверка домашнего задания. Домашним заданием было: Написать рассказ о красивом человеке, с которым вам повезло встретиться в жизни.
Вопрос: Объясните, почему вы считаете его красивым?
Позитивное высказывание (цитата).
— Что вы знаете о Денисе Ивановиче Фонвизине?
(русский писатель, драматург, перводчик, создатель национальной бытовой комедии, автор знаменитой комедии «Недоросль». Фонвизин продолжатель рыцарского рода. Белинский говорил: «Именно с Фонвизина началась русская комедия.» )
— Как вы понимаете смысл высказывания?
— Какое значение «красота души» занимает в вашей жизни?
Рассказывание притчи «Красота человека»
Было это в старину. На улице сидел слепой мальчик лет 12 и рисовал портреты прохожих, и люди были удивлены необычайным сходством лиц на портрете с оригиналом.
— Чудо, говорили они, как это слепой с такой точностью может передать характер человека, его внешность?
В это время по улице шел знатный боярин.
Когда работа была закончена, боярин заметил, что толпа в страхе притихла.
Люди молча расступились.
И он увидел страшную картину: на рисунке была изображена свинья с ослиными ушами и лошадиным хвостом. Разгневанный боярин приказал выпороть мальчика. И того забили бы батогами, если бы не появился нищий-странник.
— Твой портрет изменится, если сумеешь изменится ты сам.
С того времени боярина никто не мог узнать: он стал щедр, не наказывал слуг, и через год он снова нашел слепого художника и обратился к нему с той же просьбой нарисовать портрет. Но, увы, портрет не изменился. И он снова нашел странника и спросил:
— Почему так случилось? Ведь я стал совсем другим человеком.
— Да, но это только внешне.
Шли годы. Нищий умер. Боярин продолжал жить праведной жизнью. И вот однажды на улице его окликнул мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый художник, который вырос и возмужал:
— Этим я обязан тебе.
Вам понравилась притча?
Что значит красота души человека?
Как в вас проявляется красота души? В каких поступках?
Аудиозапись притчи «Красота человека»
Творческая деятельность, групповая работа.
Класс поделен на 3 группы.
Каждой группе нужно составить формулу красоты
Видеоролик «Будь ближе»
Звучит мелодия из альбома П.И.Чайковского «Времена года».
Ватман, цветные карандаши.
Глаза твои, твоя душа
Кому больно одному
Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом(2 раза)
Я накричусь досыта
Я расскажу все тайны дня
Я накричусь досыта
Я расскажу все тайны дня
Песня «Твори добро», Шура
Задание 4 стр 36. Подумайте, какой из поступков можно назвать красивым, а какой нет. Обоснуйте свой выбор.
Ребята, сядьте правильно, закройте глаза. Вспомните, о чем мы с вами говорили на уроке. Все это хорошее сохраните в сердце и возьмите с собой на следующий урок. Я желаю Вам быть добрыми, справедливыми и честными. Откройте глаза!
— Спасибо за урок.До свидания!
Самоанализ анализ урока самопознания
Тема: «В стремлении к красоте » входит в раздел «Радость познания».
Цель: углубить представление учащихся о красоте души человека, через постижение общечеловеческой ценности «истина»,
— раскрытие значения понятия «красота души», через отличие хороших поступков от плохих поступков;
— развитие стремления стать красивым человеком в истинном смысле этого понятия;
— воспитание эстетического восприятия действительности
Позитивный настрой «Путешествие на облаке», который проводился под тихую спокойную музыку, позволил учащимся эмоционально успокоиться и подготовится к работе на уроке.
Проверка домашнего задания показала хороший уровень подготовки учащихся. Учащиеся написали небольшие истории о встрече с красивым человеком, и чем эти встречи им запомнились.
При анализе цитаты к уроку методика запоминания цитаты была соблюдена. Применялось как поочередное повторение, так и хоровое. Впоследствии цитата: «Красота ума вызывает удивление, красота души – уважение» записывалась в тетрадь. Смысл цитаты раскрыли очень хорошо. Прозвучал ответ учащегося, что человека красит ум, а не его внешность.
Рассказывание притчи «Красота человека» происходило в аудио записи, что давало возможность учащимся во время прослушивания представить и то время и мальчика рисующего картину и изменения, происходившие с богачом. Поэтому беседа после прослушивания притчи получилась более эмоциональной и аргументированной. Учащиеся не боялись высказывать своё мнение.
Творческая работа в группе была поставлена следующим образом: под партами были вклеены стикеры трех цветов. Таким образом, учащиеся разделились на группы. Выполняли задание под спокойную музыку. Задание для всех групп было одинаковым «Составить формулу красоты». Учащиеся выполняли задание на ватмане с использованием карандашей и фломастеров.
Просмотр видео ролика «Будь ближе» определил еще одну грань душевной красоты, и поэтому на хоровое пение была выбрана песня «Твори добро».
В заключении учащиеся сделали вывод, что каждому по жизни нужно идти с истиной. Без правды жить никак нельзя. Каждый станет духом сильным, если будет придерживаться всех истин, определяющих внутреннюю красоту человека.
Домашнее задание учащиеся записали в дневник.
Заключительная минутка тишины помогла учащимся сохранить в памяти предложенный материал, успокоиться, сделать для себя какие-то выводы.
Методические приемы на уроке были реализованы. Ученики работали слаженно, активно, старались участвовать в обсуждениях, стремились выступить в защиту работы группы. Ответы были убедительны, материал восприняли хорошо.
Что такое самопознание 6 класс
Человек, в отличие от животных, – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Самопознание может быть опосредованным(совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным(выступает в форме самонаблюдения).
По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3–8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.
Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.
Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.
В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.
Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.
На формирование самооценки влияют следующие факторы:
– сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;
– оценка других людей;
– отношение личности к собственным успехам и неудачам.
Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:
1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).
Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить свое самоуважение.
Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.
• Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).
• Нереалистическая: завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).
Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности.
Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.
Самопознание путем самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.
Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.
Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.
Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.
Самопознание тесным образом связано с таким явлением, какрефлексия (лат. reflexio – обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.
Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т. д.
A1. Выберите правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется
2) формированием отношения к своей внешности
Классный час в 6 классе » Познай самого себя»
Содержимое публикации
Классный час в 6 классе
«Познай самого себя»
Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тема приобретает особую актуальность в младшем подростковом возрасте. Пятиклассники, выйдя за порог младшей школы, сталкиваются со многими проблемами социализации.
Цели: познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.
Подготовительная работа с детьми
Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).
На парту каждому ученику необходимо положить:
— альбомные листы для автопортретов;
— тетрадные листочки для тестов.
Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).
План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
3. Определение знаний детей о себе:
а) дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»
б) создание автопортретов;
в) игра в группах «Кто я? Какой я?»
4. Мини-лекция «Что такое самооценка?»
6. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово
II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
Классный руководитель. Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.
— Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?
— Что лучше: переоценить или недооценить себя?
— Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?
— Как вы думаете, знаете вы себя?
Дети высказывают свои предположения.
Классный руководитель. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.
Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):
Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.
III. Определение знаний детей о себе
Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»
Классный руководитель. Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.
Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.
Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?
Примерные ответы детей:
— Это яркий, талантливый, незаурядный человек.
— Это человек, который отличается от других людей.
— Это необычный, странный человек, чудак.
— Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.
Классный руководитель. Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.
Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.
У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»
Игра в группах «Кто я? Какой я?»
Классный руководитель. Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.
Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.
А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.
Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).
А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?
Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.
Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?
IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»
Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.
Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.
И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.
Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.
Классный руководитель. Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.
Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.
У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.
Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.
Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.
Быстро напишите букву «я» в любом кружке.
Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.
А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.
Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.
VI. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:
— Была ли вам интересна тема познания себя?
— Что вы узнали о различных вариантах самооценки?
— Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?
— Что нового узнали вы сегодня о себе?
— Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?
— Понравился ли вам наш классный час?
Примерные ответы детей:
— Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере.
— Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется.
— Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе.
— Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы.
— Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе.
Вербальная диагностика самооценки личности
А. Вы должны заготовить табличку из 5 столбиков.