Что такое саморазвитие в педагогике
Саморазвитие
Смотреть что такое «Саморазвитие» в других словарях:
саморазвитие — саморазвитие … Орфографический словарь-справочник
САМОРАЗВИТИЕ — см. в ст. Самодвижение. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. САМОРАЗВИТИЕ … Философская энциклопедия
САМОРАЗВИТИЕ — САМОРАЗВИТИЕ, саморазвития, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Развитие собственных сил, физических и умственных, на основе самодеятельности, самостоятельных занятий. Задача физкультурного кружка содействие физическому саморазвитию рабочих. 2. Развитие,… … Толковый словарь Ушакова
саморазвитие — сущ., кол во синонимов: 1 • развитие (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
САМОРАЗВИТИЕ — процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. Саморазвитие возможно на определенной ступени возрастного развития, когда сформировались механизмы… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
саморазвитие — savilava statusas T sritis švietimas apibrėžtis Niekieno nevadovaujamas, savarankiškas savo intelektinių galių (žinių, mokėjimų ir įgūdžių) vystymas, tobulinimas. Tai daroma ir lygiagrečiai su formaliuoju mokymu, ir vadovaujantis savo interesais … Enciklopedinis edukologijos žodynas
саморазвитие — savišvieta statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Savarankiškas protinis lavinimasis; savo intelekto plėtotė. atitikmenys: angl. self instruction vok. Selbstbildung, f rus. самообразование; саморазвитие … Sporto terminų žodynas
саморазвитие — saviugda statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Saviauklos, savirangos ir savišvietos darna. atitikmenys: angl. self development; self education vok. Selbstentwicklung, f rus. саморазвитие … Sporto terminų žodynas
Саморазвитие — см. Развитие и Самодвижение … Большая советская энциклопедия
Саморазвитие — (в смысле évolution spontanée) см. Эволюция … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Саморазвитие — ср. 1. Умственное или физическое развитие человека путем самостоятельных занятий, упражнений. 2. Развитие собственными силами, без содействия каких либо внешних сил. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Статья ЭССЕ «Саморазвитие педагога»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА
(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра педагогики детства
студент 415 группы
заочного отделения 4 курса
Никулова Татьяна Анатольевна
Введение
Проблема саморазвития педагога является всегда актуальной, так как речь идет о развитии личности человека, а личность всегда несет отпечаток той эпохи, того времени, того общества, в котором живет человек. Поэтому каждое изменение в обществе отражается на содержании саморазвития педагогов, расставляя каждый раз новые акценты и приоритеты. В то же время, саморазвитие педагогов, в силу их профессии, не проходит и для самого общества бесследно – так или иначе, его результаты отражаются на учениках, с которыми работают педагоги, и эти ученики уже потом, спустя некоторое время, начинают составлять новое современное общество, уже далее влияя на других людей.
Таким образом, можно говорить с полной уверенностью, что саморазвитие педагога – это даже не совсем личный процесс по своим результатам и последствиям, если он в отдаленной перспективе может влиять на само общество через развитие самого педагога. Этот процесс просто растянут во времени и не слишком очевиден для окружающих. Именно поэтому процесс саморазвития педагогов является важным феноменом, который подлежит изучению, хотя в настоящее время он не считается в научной мысли приоритетом. Само по себе саморазвитие, по своей природе, свойственно педагогам, если они по всей своей направленности личности являются энтузиастами своего дела, и саморазвитие и профессионализм – это для них две стороны одного процесса, хотя и не все педагоги могут идти по пути саморазвития всю жизнь.
Проблема: каковы характеристики процесса саморазвития педагогов.
Цель: охарактеризовать саморазвитие педагогов.
Выявить сущность понятия «саморазвитие».
Раскрыть характеристики саморазвития педагогов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, библиографического списка.
Сущность понятия «саморазвитие»
Понятие «саморазвитие» рассматривается множеством наук, изучающих развитие человека. Его употребляют, когда важно подчеркнуть самодетерминированный характер развития, роль персонального фактора в развитии. В современных теоретических концепциях саморазвитие предстает как особого рода деятельность (И.И. Чеснокова, Д.А. Леонтьев), режим жизни (Б.Д. Эльконин), способ деятельности (Л.Н. Куликова), жизненная ориентация (Е.Ю. Коржова) [2].
Качественное своеобразие саморазвития видится в его произвольном, сознательном, управляемом личностью характере. В процессе саморазвития личность предстает как управляющее, организующее начало, как субъект своих качественных преобразований. М.А. Щукина определяет саморазвитие как «качественное, необратимое, направленное изменение личности, осуществляемое под управлением самой личности как субъекта развития. Признается, что саморазвитие, сохраняя родовые признаки развития, отличается осознанным и активным участием личности в его осуществлении посредством управления направленной на саморазвитие деятельностью и образом жизни» [1, с. 44].
Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие – это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств [3].
В пространстве культуры саморазвитие трактуется как личностный рост, как самосовершенствование и провозглашается как сущностная стратегия жизненного пути. А.Г. Асеев трактует саморазвитие как деятельность, но деятельность «детерминированную стремлением человека развить в себе ту или иную черту личности» [2]. Он обозначил условия, которые необходимы, чтобы саморазвитие разворачивалось как деятельность: противоречие между нежелательным настоящим и желаемым будущим, которое обеспечит деятельность энергией; наличие функционального резерва, который обычно не используется и может быть актуализирован и включен в регулярный процесс деятельности.
К.А. Абульханова-Славская связывает саморазвитие с самосовершенствованием, которое включает процесс приобщения к культуре, постоянное повышение уровня своих знаний, процесс активной реализации себя в жизни. Таким образом, К.А. Абульханова-Славская выявляет структуру саморазвития, включая в него три вышеназванных компонента. В каком-то смысле к саморазвитию можно отнести идею А. Маслоу о самоактуализации [1].
Характеристики саморазвития педагогов
В качестве отличительных черт саморазвития называют активность, самостоятельность, ответственность, инициативность, сознательность, целеполагание, саморегуляцию, рефлексию (играет ключевую роль в обеспечении саморазвития), и др. По мнению Ю.В. Мокеровой, значимой является потребность человека в саморазвитии, которая является не насыщаемой потребностью. На основе этой точки зрения Ю.В. Мокерова предложила три условных модели становления и развертывания потребности саморазвития:
1. Спонтанная модель саморазвития, в которой главное – это поиск и реализация своих личных талантов и способностей.
2. Саморазвитие как вызов – рассматривается на базе потребности в обществаенном признании и стремлении к успеху.
3. Саморазвитие по типу самоконструирования, основанное на рефлексии [1].
В итоге можно сказать, что в основе саморазвития лежат специальные потребности. Перечень потребностей представлен у Г.К. Селевко:
потребность в самоутверждении;
потребность в самовыражении, эстетические потребности;
потребность в безопасности;
потребность в принадлежности к группе, в общении;
потребность в самоопределении;
потребность в самореализации;
потребность в самоактуализации [2].
По мнению Г.К. Селевко, все перечисленные потребности направлены на созидание, улучшение личностью самой себя, саморазвитие. В качестве структур саморазвития выступают самопринятие и самопрогнозирование. Считается, что «результатом развития способности к саморазвитию должны стать устойчивая мотивация к саморазвитию, готовность к саморазвитию и овладение субъектом способностью самоуправления, включающей в себя: способность ориентироваться в ситуации, умение видеть проблему и анализировать противоречия; прогнозирование; целеполагание; планирование; формирование критериев оценки качества; принятие решения к действию; самоконтроль; коррекцию» [2]. Процесс саморазвития педагога можно представить, как процесс изменений нескольких структурных элементов, компонентов, таких как мотивационно-целевой компонент, в который входят ценности, личностные смыслы, потребности, интересы, мотивы [2].
Когнитивный компонент содержит в себе знание методик самоанализа или самодиагностики, технологические знания [2].
Эмоционально-волевой компонент действует как эмоционально-положительное отношение к саморазвитию, к содержанию и процессу саморазвития, в форме позитивной рефлексии, направленной на свой образ «Я» как профессионала, и проявляется как эмоциональная устойчивость, способность контролировать процесс саморазвития и не допускать неоправданных отклонений от намеченного плана [2].
Конструктивно-деятельностный компонент предполагает интерпретацию условий творческого саморазвития, умение проектировать и доводить до стадии исполнения свое саморазвитие с помощью адекватного предпочтения форм и технологий реализации целей и задач своей саморазвивающей деятельности, одновременно отслеживая ход этого процесса [2].
Рефлексивный компонент направлен на способность к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности, рефлексивному анализу процесса творческой самореализации, на самоконтроль успешности личных действий, коррекции результата, стимулирует активность и мотивацию педагога к работе над собой [2].
Результативный компонент включает в себя новообразования профессиональных знаний и умений, личностно-значимых качеств, процессов «самости», результаты профессионально-педагогической деятельности. Основными содержательными характеристиками саморазвития выступают: ценностные ориентации, личностные смыслы, самооценка, мотивационно-волевые компоненты, целеполагание [2].
Саморазвитие педагога можно рассмотреть как систему уровневую, от низшего – к высшему:
первый уровень – остановившееся саморазвитие, когда есть положительное отношение к своей профессиональной деятельности и имеется понимание ее личностной значимости, но не имеется внутренней мотивации к саморазвитию;
второй уровень – достаточное саморазвитие, когда педагог личностно высоко оценивает значимость собственной педагогической деятельности и имеет сильные потребности в творческом саморазвитии.
третий уровень – активное саморазвитие, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную и глубоко осознанную ценность [3].
В.Г. Маралов определяет саморазвитие личности как сложный специфический процесс, разворачивающийся во времени и в пространстве жизнедеятельности личности, который может принимать следующие основные формы:
По мнению Т.В. Лучкиной, саморазвитие представляет собой совокупность следующих процессов:
2. Сознательная саморегуляция;
3. Самосовершенствование как обогащение своих сущностных сил;
4. Повышение собственной продуктивности;
5. Духовное самоукрепление;
Факторы саморазвития личности
Факторы саморазвития личности Согласно результатам исследования Ю.В. Мокеровой, наиболее значимыми факторами саморазвития личности являются: 1. особенности общества и ценность саморазвития личности; 2. ценностная направленность самого индивида; 3. биографический контекст, индивидуальные условия жизнедеятельности индивида [1].
Обобщая выше сказанное, можно отметить, что факторы саморазвития личности, по сути, делятся на две группы: внутренние факторы, связанные с психологическими особенностями самой личности, и внешние факторы, связанные с влияниями среды, способствующими либо препятствующими саморазвитию личности.
К внутренним факторам саморазвития относятся способность к рефлексии (самоанализу, самопознанию), самоуважение, положительная самооценка, самопринятие, способность к надситуативной активности, развитые волевые качества, интернальность личности, способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности и самого себя в ней, опыт активной творческо-преобразующей деятельности, разрешения проблемно-конфликтных ситуаций, отсутствие избыточной психологической защиты и паттернов непродуктивного поведения [1].
К внешним факторам саморазвития можно отнести условия жизнедеятельности, в которых удовлетворены потребности более низкого уровня (в питании, безопасности и т.п.), наличие возможности свободного выбора, отсутствие частых неразрешимых проблемно-конфликтных ситуаций, приводящих к развитию защитных механизмов, внешняя стимуляция активности и одобрение, приводящие к формированию положительной самооценки, отсутствие социального влияния и группового давления, отвергающего бытийные ценности и личностные цели субъекта [1].
Таким образом, внутренние факторы играют ведущую роль в процессе саморазвития личности.
Заключение
Решая первую задачу, мы выявили, что саморазвитие рассматривается как фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие – это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств.
В качестве отличительных черт саморазвития называют активность, самостоятельность, ответственность, инициативность, сознательность, целеполагание, саморегуляцию, рефлексию (играет ключевую роль в обеспечении саморазвития), и др. В качестве механизмов саморазвития выступают самопринятие и самопрогнозирование.
При решении второй задачи, мы раскрыли характеристики процесса саморазвития педагогов. Основными содержательными характеристиками саморазвития выступают: ценностные ориентации, личностные смыслы, самооценка, мотивационно-волевые компоненты, целеполагание. Именно они определяют направленность и динамику саморазвития, дают возможность человеку преобразовывать себя, организовывать самостоятельную деятельность по собственному самосовершенствованию.
Факторы саморазвития личности по сути делятся на две группы: внутренние факторы, и внешние факторы, связанные с влияниями среды, способствующими либо препятствующими саморазвитию личности, при этом, как показывает практика, внутренние факторы играют ведущую роль в процессе саморазвития личности.
Таким образом, можно отметить, что в результате проведенной теоретической работы цель исследования была достигнута, все поставленные задачи были решены.
Библиографический список
Мокерова Ю.В. Противоречия становления потребности саморазвития личности в современных условиях: социологический анализ: автореф. дисс. … канд. социол. наук. Екатеринбург, 2006. 172 с.
Саморазвитие
Смотреть что такое «Саморазвитие» в других словарях:
саморазвитие — саморазвитие … Орфографический словарь-справочник
САМОРАЗВИТИЕ — см. в ст. Самодвижение. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. САМОРАЗВИТИЕ … Философская энциклопедия
САМОРАЗВИТИЕ — САМОРАЗВИТИЕ, саморазвития, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Развитие собственных сил, физических и умственных, на основе самодеятельности, самостоятельных занятий. Задача физкультурного кружка содействие физическому саморазвитию рабочих. 2. Развитие,… … Толковый словарь Ушакова
саморазвитие — сущ., кол во синонимов: 1 • развитие (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
САМОРАЗВИТИЕ — процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. Саморазвитие возможно на определенной ступени возрастного развития, когда сформировались механизмы… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
саморазвитие — savilava statusas T sritis švietimas apibrėžtis Niekieno nevadovaujamas, savarankiškas savo intelektinių galių (žinių, mokėjimų ir įgūdžių) vystymas, tobulinimas. Tai daroma ir lygiagrečiai su formaliuoju mokymu, ir vadovaujantis savo interesais … Enciklopedinis edukologijos žodynas
саморазвитие — savišvieta statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Savarankiškas protinis lavinimasis; savo intelekto plėtotė. atitikmenys: angl. self instruction vok. Selbstbildung, f rus. самообразование; саморазвитие … Sporto terminų žodynas
саморазвитие — saviugda statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Saviauklos, savirangos ir savišvietos darna. atitikmenys: angl. self development; self education vok. Selbstentwicklung, f rus. саморазвитие … Sporto terminų žodynas
Саморазвитие — см. Развитие и Самодвижение … Большая советская энциклопедия
Саморазвитие — (в смысле évolution spontanée) см. Эволюция … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Саморазвитие — ср. 1. Умственное или физическое развитие человека путем самостоятельных занятий, упражнений. 2. Развитие собственными силами, без содействия каких либо внешних сил. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Учитель и саморазвитие: три кита педагогики и психология
Время чтения 8 минут
Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.
Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть
Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.
Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.
Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математику, естествоведение, русский язык, или любой дугой), повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий.
С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.
Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.
Развитие потенциала – залог профессионализма
Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.
Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.
Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.
Составление программы профессионального саморазвития для педагога
После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.
При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.
Для корректировки программы профессионального саморазвития педагога нужна «прокачка» самоконтроля. Самодисциплина – очень важный этап совершенствования мастерства. Учитель начинает осознанно подходить к решению вопросов, реально оценивает собственные действия и результаты работы.
В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.
В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.
Современность и саморазвитие профессиональных качеств
Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.
Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.
В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.
В понятие «самообразование» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то глубоко изучает конкретную область, другие стремятся получить разносторонние знания. С практической точки зрения, профессиональное саморазвитие педагога будет более эффективным, если сочетать широту кругозора с интересом к определенной сфере занятости.
Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.
Роль психологии в преподавательской деятельности
Любой учитель прежде всего должен быть психологом. Он имеет дело с группами людей, в которых каждый человек – индивидуальная личность, требующая особого подхода. Справиться с этим невозможно без знаний психологии. Поэтому профессиональное саморазвитие педагога включает обязательное условие: изучение новейших психологических достижений, связанных с обучением и воспитанием.
Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.
Большую роль в воспитании играет саморегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.
Истинный «асс» педагогики владеет искусством постановки и решения поставленных задач. Он панорамно воспринимает действительность, способен быстро сориентироваться в трудных ситуациях.
Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.
Учитель как творец
Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.
По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.
Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.
Подводим итоги: педагогические параллели
Напрашивается вывод, что творческий подход к делу является одним из качеств учителя-профессионала. Однако творчество – это не только преобразование опыта, но и стремление к развитию, поиски новизны, приводящие к новаторству. Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога можно рассматривать как процесс «творения» собственной личности.
Многие передовые педагоги составляют личный творческий план, включающий список мероприятий по основным направлениям самообразования. Этот документ является сугубо индивидуальным. Такие педагоги придерживаются собственной методичной системы, которую они постоянно совершенствуют. Это высочайший уровень педагогического искусства.
Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter