Что такое самореализация человека 8 класс общество кратко
Самореализация личности
Самореализация важна для человека. Добиться вершин жизни люди стремятся с раннего возраста. Качество помогает достичь поставленных целей в профессии, реализовать творческий потенциал, переступить через трудности, стать гармонично развитой личностью.
Определение
Понятие «самореализация» означает воплощение талантов, задатков и умений человека в жизнь путем конкретной деятельности. Для этого сначала осознают наличие таких задатков, понимают сильные стороны, чтобы претворять в жизнь потенциал.
Возможности людей велики, не все это понимают. И способность к саморазвитию безгранична. У нас есть пути для движения вперед.
Самореализация не ограничена, у нее нет строгих рамок. Достигнув одного уровня, переходите к следующему.
Потребность человека в самореализации
Самореализация в индивидууме заложена с рождения. Она основа всех достижений личности.
Психологи советуют начинать самопрограммирование с анализа возможностей. Люди, которые добились в жизни и карьере высот, достигли этого благодаря раскрытию творческого потенциала.
Психологи выделяют «пирамиду потребностей»:
Не нужно быть одаренным и с нестандартным мышлением. Путь к самовыражению – умение обучаться новому, анализировать себя, поведение и не бояться делать ошибки.
В человеке всегда есть как положительные черты, так и отрицательные. Последние могут мешать самореализации личности. Подробнее об этих чертах и как с ними справляться в нашей статье отрицательные черты характера →
Виды самореализации
С момента выделения этого понятия в психологии провели немало исследований, тестов, что помогли определить ее виды и формы.
Личностная
Это определение собственных возможностей и стремлений. Личностная реализация актуальна в подростковом возрасте. Подросткам тяжело понять, кто они на самом деле.
Воспитание накладывает отпечаток. Общаясь с семьей, дети перенимают взгляды, поведение, отношение взрослых. Это неправильно. Важно осознание и развитие себя как личности, выявление собственных сильных качеств, постановка целей для достижения результатов.
Родители делают ошибки при воспитании самостоятельной личности.
Поэтому более 60% людей среднего возраста не могут определить жизненные цели и подобрать занятие по душе. Даже получение высшего образования не способствует достижению высот в дальнейшем.
Причина – гиперопека с детского возраста. Препятствовать развитию проблемы можно:
На самостоятельных решениях и ошибках происходит процесс становления личности, формирование характера и собственного мнения.
Спокойствие — то качество личности, которое никогда не бывает лишним. Читайте статью как стать спокойнее →
Творческая
Это способность реализовать себя в профессии. Процесс запускается, когда подросток получает образование, выбирает профессиональное направление. В каждой деятельности есть место творчеству, развитию способностей. Человек должен иметь стремление к достижению целей.
Основа творческой реализации – свобода. Она помогает стимулировать:
Эти факторы обеспечивают успех мероприятия, заставляют обратить внимание на индивида, прислушаться к нему.
Профессиональная
Это становление на профессиональном поприще. Самореализация в профессии гарантирует получение удовольствия от работы.
Признаки осознанного выбора профессии:
Основная особенность – работа приносит удовольствие.
Социальная
Для социальной реализации человек должен провести самооценку, понять свою роль для общества:
Это умение находить подход в общении с людьми также поможет реализовать себя.
Основные факторы развития личностной самореализации
Основными факторами считают:
Для каждого индивидуума осуществление становления личности проходит по особой программе. Это подтверждает уникальность каждого из нас.
Способы самореализации для женщины могут иметь отличия от методов, которые выбирают мужчины. Имеет значение возраст, страна обитания, генетика. Но на основании характеристик факторов можно оценить уровень самореализации человека, стремление к этому.
Проблемы самореализации
Проблемы с самореализацией начинаются с детства.
Ошибки можно найти на любом этапе:
Общественное мнение заметно тормозит самореализацию современного индивидуума.
Психологи давно отмечают эту проблему (в частности буллинга), ради чего проводят специальные тренинги, ведут частные приемы для помощи людям, которые оказались заложниками такого отношений в обществе.
Движущие силы самореализации
Реализовать себя поможет грамотный план действий.
Начинать нужно с шагов:
Нужно слушать себя, не подражать другим и не бояться ошибаться. Люди, которые критикуют себя за малейших промах, рискуют остаться на задворках жизни.
Для самореализации необходимо и такое качество как самоконтроль. Подробнее о самоконтроле и контроле личности →
Стратегии самореализации личности
Современная жизнь влияет на выбор стратегии – спроектированных планов личности на ближайшее будущее, которые сформированы на жизненных ценностях и стремлениях.
Прогрессивная
Стратегия предполагает активацию внутренних факторов реализации. Индивидуум адекватно воспринимает окружающий мир и свою роль в нем.
Это помогает ему добиться высокой оценки общества, признания своих творческих способностей, реализоваться в профессии.
Рецептивная
Рецептивная – задействует внешние факторы для достижения социальных успехов и получения благ в обществе. Целостного восприятия, планов себя в мире нет. Индивидуум потребляет успехи окружающих, социальные блага общества.
8 способов развития самореализации
Современные книги по эффективной самореализации в обществе дают рекомендации для развития этого ценного качества.
Существует 8 основных способов ее развития:
Жизнь без цели теряет смысл. И нужно ставить себе новые цели, начинать к ним идти. Важно, чтобы они были достижимыми, имели реальные сроки выполнения. Недостижимые цели губительно сказываются на самореализации. Человек перегорает, теряет веру в успех и начинает воспринимать самореализацию как нечто недостижимое.
Александр Горбунов
Я главный редактор сайта турбо-суслик.орг. Спасибо за Ваше время! Надеюсь, публикация была Вам полезна.
Читайте также
Самоконтроль и контроль личности
Самооценка личности
Ананкастное расстройство личности: педантизм, упрямство, мнительность
«Я не Я» или деперсонализация личности
2 Комментариев
Нашла вашу книгу «Турбо-суслик» лет 7 назад, она мне очень помогла в работе над собой, потому что это был тяжелый этап в моей жизни, надо было собирать себя по кусочкам и перестраивать систему ценностей. Всегда хотела сказать вам за это СПАСИБО!
Мы тоже лишь благодарные пользователи, не авторы 🙂 Так что присоединяемся к Вашим благодарностям)
Личность – социальная сущность человека
Всего получено оценок: 1020.
Всего получено оценок: 1020.
Проблема изучения человеческой личности всегда интересовала ученых, философов, писателей. Есть разные точки зрения по этому вопросу. Разберемся, что такое человек и что его отличает от животных, и изучим тему по обществознанию «Личность – социальная сущность человека».
Человек – биосоциальное существо
Человек сочетает в себе природные и социальные черты. Именно это сочетание обеспечивает ему возможность не только существовать, удовлетворяя свои естественные потребности, но и выстраивать отношения с другими людьми, реализовывать себя в той или иной сфере.
К биологическим относят:
К социальным относят:
Существуют разные точки зрения о сочетании природного и социального начал в человеке:
которые читают вместе с этой
Сейчас все больше исследователей приходят к выводу, что для нормального существования человека необходимы и биологические, и социальные свойства, и только их сочетание формирует человека как личность.
Называя человека личностью, как правило, подразумевают его социальные качества. Социальная сущность человека проявляется во взаимоотношениях с другими людьми и наличии у него особых ролей, которые он активно реализует, участвуя в общественной жизни.
Первый подход – рассматривать личность как активного участника отношений, стремящегося познавать мир и себя.
Второй подход – рассматривать личность посредством набора ролей.
К таким ролям относятся:
Выполнение тех или иных ролей невозможно без связи с другими людьми. То, как они выполняются, зависит не только от особенностей характера человека, но и от исторической эпохи, в которую он жил. Процесс становления личности называется социализация. Агенты социализации – это люди, институты общества, учреждения, которые влияют на процесс развития личности. Стоит отметить, что на разных этапах развития общества, а также и развития самой личности влияют определенные агенты. Роль агентов социализации может усиливаться или уменьшаться: например, роль и влияние семьи (родителей) у многих с годами сходит на “нет”.
В России отношения в семье в XIX и в XXI веках сильно отличаются: в дореволюционный период главным принципом было беспрекословное подчинение главе семьи, повсеместно использовались телесные наказания для детей, строго соблюдались традиции. Сейчас на первый план вышло взаимопонимание, сотрудничество в семейных отношениях, любовь, поддержка, равные возможности каждого члена на самореализацию.
Также изменилась роль женщины: если в прошлом она занималась ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, то в современных условиях целью многих женщин стала карьера, то есть профессиональное становление.
Самореализация и самосознание
Данные понятия обозначают важные для личности процессы.
Самосознание – это понимание человека своей роли, себя как личности, способности принимать самостоятельные решения, вступать в отношения и быть ответственным за свои действия.
Самореализация – достижение человеком поставленных целей, воплощение идей, максимальное приложение способностей, которое помогает быть успешным в выбранной деятельности, получить желаемый статус.
Что мы узнали?
Биологические и социальные качества человека неразделимы. Тело, здоровье, инстинкты позволяют человеку жить, быть биологическим существом. Социальные черты, такие как потребность в общении, получение новых знаний, признание общества, делают человека личностью. Быть личностью – значит участвовать в общественной жизни, выполняя особые роли, реализуя свои способности, соблюдая установленные нормы и правила. Выполнение особых функций в обществе всегда было присуще человеку, но со временем роли и их особенности менялись.
Человек и его самореализация в современном обществе
Человек и его самореализация в современном обществе
НФ НАЧОУ СГА, преподаватель
Термин «самореализация» впервые был предложен К. Марксом в работах Экономическо-философские рукописи (1844) и Немецкая идеология (1846) и означал развитие родовой сущности человека и его сущностных сил в ходе деятельного присвоения мира и преодоления отчуждения. Термин самореализация (self-realisation) затем был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году.
В исторической ретроспективе наиболее продуктивный подход к самореализации был разработан Г. Гегелем и К. Марксом. Они основывались на диалектике деятельности и сущностных сил человека. Например, по К. Марксу, результатом деятельности человека является его отчуждение, но правильно организованная деятельность, становясь всеобщей (родовой) деятельностью общества (при социализме) позволяет преодолевать это отчуждение и способствует самореализации личности.
Не случайно, что в современных условиях немецкие ученые, например, В. Краус, Н. Энкельман[1] и др. продолжают активно обращаются к теме самореализации.
Однако, по нашему мнению, самореализацию личности следует определить как материальную и духовную деятельность отдельного человека в ходе личностного роста и активного воплощения в жизнь своих потребностей и идеалов.
Трактовка самореализации как субъектного уровня развития личности открывает плодотворные перспективы построения моделей личности, ее развития и жизненного мира в самых разнообразных сферах личностного функционирования с использованием понятий «роль», «ролевое взаимодействие», поэтому существуют теории личности, базирующиеся на ролевых, драматургических подходах[4]. При этом личность рассматривается как субъект жизненных ролей, а не как совокупность черт, несмотря на то, что парадигма черт является более традиционной в современной экспериментальной психологии личности. Самореализация это и осуществление индивидных и личностных возможностей «Я» посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми. Самореализация активизируется в отношении тех черт, свойств и качеств человека, которые рационально и морально приемлемы и поддерживаются обществом. Вместе с тем человек является таким, каким он сделает себя сам, насколько он сам себя ощущает. Самореализация является атрибутом самого существования человека, но в ходе нее осуществляется развитие и саморазвитие его личности в ходе поступательного движения (восхождения) от потенциального человека к яркой индивидуальности, а только уже затем – к личности[5]. Личность при этом понимается как всесторонне развитый и «вписанный» и «вписавший» в себя (как свою «самость») общество человек, который знает и умеет, как продвигая вперед свои дела, продвинуть вперед все общество. Индивидуальность же, например, яркая индивидуальность А. Гитлера, знает, как достичь собственных целей, используя общество, что способствует реализации, не личности, а индивидуальности и, разрушению общества.
В ходе становления личности и осуществления самореализации как цели и смысла человеческой жизни, социальная система, исторические обстоятельства, природно-экологические условия, социальное окружение и даже случай обусловливают проявление активности человека. Однако человек, повторимся, только тогда может реализовать свою «самость», поскольку способен сознавать свою ценность, возвыситься над обстоятельствами, иметь планы и цели деятельности, учитывать реальную ситуацию и отдаленные последствия. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями. Следовательно, эффективность самореализации будет зависеть не только от реальных внешних условий, но и от того, как человек понимает и оценивает их по отношению к себе. Это понимание и оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.
Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации. Образ мира также изменяется в течение всей жизни человека. Он должен становиться все более полным и адекватным. Однако условием успешной самореализации является динамическое функциональное единство, где образ мира и образ «Я» как бы уравновешены через адекватное понимание своего места в мире и использование адекватных социальных умений.
В принципе, проблема развития личности всегда стояла в центре внимания наук о человеке. Самые первые донаучные и более поздние натурфилософские концепции трактовали развитие как развертывание врожденных качеств и свойств. Несмотря на то, что еще в античной психологии выдвигаются идеи о зависимости развития личности от образа жизни (Аристотель), тем не менее, очень долго развитие понималось как созревание. В ХХ веке одно из лучших объяснений социальной сущности личности осуществлено в рамках культурно-исторической теории [6], согласно которой личность не «созревает» из внутренних предпосылок, а «формируется», достраивается на биологическом фундаменте той системой общественных отношений, в которых развивается человек. Высшие психические функции не представлены в человеке от рождения, а даны лишь в виде потенциальной возможности. Переход из потенциального в актуальное происходит благодаря взаимодействию природных и социальных факторов в процессе социализации, важнейшим механизмом которой является интериоризация личностью культурного опыта человечества. Связь врожденных задатков и развившихся способностей неоднозначна и опосредована, уточнял автор теории деятельности [7] утверждал, что задатки «чисто человеческих» способностей не врожденны, а формируются при жизни, и их природа связана с так называемыми «функциональными органами». Это согласуется с данными дифференциальной психологии и психофизиологии, в частности с идеями [8] о наличии промежуточных звеньев между врожденными качествами и актуальными способностями.
В то же время, совершенно очевидно, что невозможно все индивидуальные проявления личности человека объяснить влиянием системы общественных отношений, а тем более нельзя вывести их из индивидных характеристик. Понятий «индивид» и «личность» оказывается недостаточно для описания, например, высших способностей человека и ярких проявлений его творческой активности. Это ограничение можно преодолеть, используя понятие «индивидуальность», рассматриваемое, согласно [9], как надличностное образование, высшее проявление человека, интегративно объединяющее понятия «индивид», «личность» и «субъект деятельности». Дополним, что самореализация личности всегда характеризуется ситуацией, когда личность становится субъектом собственного развития. Это хорошо подтверждается мнением Ф. Баррона[10], считающего способность проектировать себя главной функцией личности, осуществ-ляемой посредством творчества.
Ясно одно, что самореализуясь, личность (или несколько личностей) путем создания, как было исследовано выше, очага самореализации, творит историю.
Гегель великих людей называет героями, ибо они, по его мнению, появляются вовремя, когда созревают необходимые условия для принятия решительных действий, имеющих всемирно-историческое значение. Вместе с тем они обладают блестящим умом и понимают то, что нужно в данный момент обществу. Они делают своей целью то, что необходимо в настоящее время социуму, в чем давно нуждалась сама история. Они лучше постигают суть дела, чем все остальные люди. Таким образом, с точки зрения Гегеля, появление великих людей на исторической сцене необходимо и неизбежно, так как дальнейший прогресс общества становится невозможным из-за накопившихся противоречий между старым и новым. Великий человек разрешает эти противоречия и спасает всех от гибели. Гегель отмечает, что когда цель достигается, то великие люди «отпадают как пустая оболочка зерна. Они рано умирают, как Александр, их убивают, как Цезаря, или их ссылают, как Наполеона на остров св. Елены», однако ныне, с этим можно не согласиться, так как по мере развития общества, в результате постоянного совершенствования социальных и производственных отношений в ходе общественного прогресса у людей появляется все больше возможностей перейти к поступку как главному инструменту самореализации личности, отказавшись от категории преступления и не выходя на орбиту подвига, чаще всего сопровождающегося гибелью героя.
Уже в середине 60-х годов XX в. возможность самореализации в профессиональной деятельности преобладала в шкале ценностей американцев и европейцев, а величина заработной платы оказалась для них гораздо менее значимым фактором; на Западе сотни тысяч волонтеров объединяются в общественные организации, работают без материального вознаграждения; неизменно растет количество сотрудников, продолжающих работать после окончания рабочего дня в офисе или дома. Все это свидетельствует об уменьшении утилитарной заинтересованности человека в труде, замещении материальных ориентиров трудовой деятельности «постматериальными», о желании самореализации, поиска нового опыта и новых ощущений, личностного самосовершенствования, участия в процессе выработки решений. Итак, необходимо отметить, что в обществе формируется новая система ценностей и предпочтений, в результате чего материальное благосостояние, достижение которого было основной целью работника вплоть до начала 70-х гг., утрачивает доминирующее значение. Экономические факторы не могут заменить ни удовлетворения от выполняемой работы, ни ценностей коллективной деятельности, ни радостей общения с семьей, друзьями, коллегами, что подчеркивает нарастание постматериальных элементов в системе мотивов и ценностей современного работника.
Таким образом, творческие самореализующиеся личности были и являются необходимыми во все времена истории общества. Они были выдающимися военачальниками, совершали научные и технические открытия, являлись примерами «высокого жития» и «стояния» в вере, открывали новые земли и основывали новые города, создавая «очаги самореализации» все новых и новых личностей.
[1] Нигилизм и идеалы. М., 1994. Энкельман мотивации: Харизма, личность, успех. М, АО «Интерэксперт», 20с.
[5] Зеленов личности. Горький, 1989; Система философии. Н. Новг., 1991; Методология человековедения. Н. Новг., 1991; Антропономия (общая теория человека). Н. Новг., 1991;
[6] Выготский и речь. — М., 1999.; Диада Выготского и четвериада Рубинштейна (интервью с профессором Ласло Гараи) // Вопросы философии. — 2010. — № 12. — C. 36—43
[13] Althusser L Reponse a John Lewis. Paris., 1973. P. 19.
[16] Беллэш М, Французский правящий класс. М., 1981. С. 67.
[17] по философии истории. СПб., С. 81.
[19] по философии истории. СПб., С. 81.
[20] Пешков, И. В. : от философии поступка к риторике поступка.— М.: Лабиринт, 1996. — 176с. Гусейнов, и поступок (Аристотель, И. Кант, ) // Этическая мысль. — Вып. 2. — М.: ИФ РАН, 2001
[21] Иноземцев общественная формация: границы понятия и значение теории. 1992 № 1. МИР ТРУДА. Иноземцев творчества в современной экономической теории.
Самореализация личности – профессиональная, творческая, социальная
Что такое самореализация человека?
В психологии определение звучит так: самореализация – это реализация своих способностей, потенциала, желаний, талантов в какой-либо деятельности, не обязательно профессиональной.
Проще говоря, воплотить в жизнь свои задатки и мечты осуществляя деятельность – это и значит «самореализоваться».
Это – понятие крайне широкое, ведь реализоваться можно, как родитель, в спорте, в творчестве, как дочь или специалист, даже как друг или шахматист. К счастью, границ тут почти нет! Следовательно и путей осуществления задачи по самореализации личности огромное множество.
Причем можно параллельно проявлять себя и достигать целей (с большим или меньшим успехом) одновременно на нескольких поприщах.
Однако самореализация и самовыражение это не одно и тоже. Хотя самореализация всегда является самовыражением в самом положительном смысле этого слова. Но самовыражение не всегда является самореализацией.
Например, носить причудливую прическу или рваные джинсы — это самовыражение, но никак не самореализация. Для этого каких-то особых способностей не надо. А вот выступать публично — это и самовыражение и самореализация.
К сожалению некоторые путают эти понятия.
Кроме того, самореализация личности — это всегда какая-то конкретная польза и «нужность» окружающим нас людям.
Самореализация возможность или бремя?
Когда вы задаете себе этот серьезный вопрос, то ответ на него во многом зависит от вас. То есть, самореализация может быть возможностью и даже не одной! В то же время она может стать и тяжким бременем. Ведь если кто-то не умеет, не знает или не способен себя реализовать, то он, скорее всего, будет ощущать подавленность, не будет счастлив, и рано или поздно начнется процесс деградации.
Вот типичные проблемы этого процесса, с ними сталкивается почти каждый из нас, на протяжении жизни:
При наличии любой из этих проблем стремление самореализоваться может стать тяжким бременем, для каждого из нас. И далеко не каждый сможет преодолеть препятствия, выбрать для себя верные пути самореализации и начать действовать.
Признаки самореализации личности
Знаменитый на весь мир психолог из США Абрахам Маслоу поставил самореализацию на вершину своей пирамиды человеческих потребностей. И сделал ее практически залогом счастья и гармонии. Он же проанализировал много успешных личностей, и разработал перечень их признаков и характеристик. По его мнению, личности, которые себя реализовали:
Потребность человека в самореализации
Самореализация в индивидууме заложена с рождения. Она основа всех достижений личности.
Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.
Психологи советуют начинать самопрограммирование с анализа возможностей. Люди, которые добились в жизни и карьере высот, достигли этого благодаря раскрытию творческого потенциала.
Психологи выделяют «пирамиду потребностей»:
Не нужно быть одаренным и с нестандартным мышлением. Путь к самовыражению – умение обучаться новому, анализировать себя, поведение и не бояться делать ошибки.
Виды самореализации
Человек – социальное существо, поэтому он всегда актуализирует свои способности в обществе. По этой причине рассматривать проблему самореализации в отрыве от других людей неправильно. Можно выделить несколько основных видов самоактуализации:
Важно! Каждый из этих видов тесно связан с другими. Человеку нужно развиваться во всех направлениях. Во многом фундамент процесса роста закладывается в детстве, в более зрелом возрасте индивид сам способен определять свое поведение.
Личностная
Личность человека начинает формироваться еще в детстве. Как раз тогда впервые появляется вопрос о личностной реализации. Ребенку хочется, чтобы окружающие одобряли совершенные им поступки. С возрастом это желание становится еще сильнее, что приводит к достижению успеха или, наоборот, комплексам.
Все зависит от доминирующей мотивации: положительной или отрицательной. Если человек не боится потерять что-то или быть осужденным окружающими, то у него значительно больше шанс достичь успеха.
Если мотивация позитивная, человек может выбрать одну из следующих целевых тенденций, непосредственно связанную с личностью:
Важно! На практике одна из этих тенденций оказывается доминирующей, но каждая из них обуславливает другие. Например, хорошо развитые навыки увеличивают вероятность заработать, равно как и высокий социальный статус сопряжен с приличными доходами.
Пример личностной самореализации – это когда в педагогике ученик под действием учителя формирует необходимые качества.
Творческая
Желание создать что-то новое тесно связано с развитием человечества. Все шедевры, сотворенные людьми, достижения в науке обусловлены желанием созидать. В Библии говорится, что человек создан по образу и подобию Божьему. Можно не верить в Бога, но, если Он есть, то творчество – действительно то, что общее у человека с высшими силами.
Таким образом, творческая самореализация личности является важной внутренней составляющей жизни человека. По статистике, творческие люди добиваются большего успеха, чем те, кто действует стереотипно. Это особенно актуально в XXI веке – времени стремительного развития технологий.
Креативность – важнейшее качество для формирования широкого кругозора. Важно то, что творческие способности в той или иной мере имеются у любого человека. Изменяются лишь проявления творческого акта: это поэзия, проза, живопись, скульптура и многие другие способы реализовать себя. Каждый может найти занятие по душе.
Профессиональная
Профессиональная самореализация – это раскрытие своего потенциала на работе. Успех в построении карьеры также ценен для полноценной жизни. Здесь причина кроется не только в деньгах и повышении социального статуса. Гораздо важнее ощущать одобрение со стороны окружающих.
Важно! Работа – это лишь часть жизни, ею нельзя заменить другие виды реализации. Трудоголизм вредит человеку, потому что в погоне за деньгами и статусом он теряет все остальное.
Социальная
Это реализация своего потенциала в обществе, в котором состоит человек. Это как раз есть высшая ступень, как говорил Маслоу.
Этапы
Традиционно в данном процессе выделяют два последовательных этапа:
Первый этап самореализации — это борьба индивидуализации и социализации. Исход этого противостояния знаменуется становлением личности, формированием определенных способностей и навыков, появлением ценностных ориентиров. Окончание данного этапа совпадает с периодом, когда человек успел внести какой-либо вклад в социум и как-то реализовать себя в нем.
На втором этапе созданный механизм всячески совершенствуется, позволяет достигать новых целей, продолжать оттачивать избранные навыки, таланты и способности. Переход от первого ко второму этапу обычно происходит с окончанием школьного обучения, тогда как первая самореализация учащихся в обществе характерна для дошкольного и школьного периодов.
Стоит отметить, что некоторые индивиды так и не переходят на второй этап по причине отсутствия потребности в самореализации. Они следуют далее по инерции или, как говорится, «плывут по течению». Такие люди не достигают поставленных целей (или не ставят их вовсе) и живут исключительно в собственной зоне комфорта, не покидая ее пределов без крайней необходимости.
Способы
Пути реализации себя и своего потенциала, как правило, доступны человеку с самого момента рождения. Дети впервые открывают в себе новые навыки, применение которых делает их жизнь комфортнее, интереснее и счастливее. Первое зерно самореализации сеется еще в раннем детстве, когда личность только формируется и не так сильно подвержена влиянию общества.
В период взросления социум все теснее взаимодействует с индивидом, насыщая только формирующуюся картину его мира все большим количеством различных стереотипов. В последующем они становятся фундаментом для барьера в сознании, который всеми способами будет преграждать путь к самореализации личности и раскрытию ее талантов. Без преодоления общественных стереотипов и догм самореализация человека в любом виде становится невозможной.
Гармонично ли протекает твой процесс самореализации?
Критерии того насколько полно и гармонично протекает процесс реализации себя можешь определить только ты сам. И эти критерии определяются не умом, а сердцем. В этом тебе помогут несколько важных вопросов. Ответь на них искренне…
Удовлетворен ли я своей жизнью?
Насколько гармонично я себя ощущаю?
С радостью ли я встречаю новый день?
Засыпаю ли я спокойно?
Чувствую ли, что жизненный путь, по которому иду, именно твой?
Чувствую ли, что реализую свой потенциал на 100% каждый день?
Как найти себя
Чтобы найти себя, нужно понять себя, познакомится с собой на глубинном уровне. Если взглянуть на себя поверхностным взглядом, то увидишь в себе только программы социума (одеваешься так, как принято в обществе, твоё поведение строится на программах воспитания и общепринятых правилах людей, твои слова строятся на модели твоего окружения и т.д.). И даже мысли человеку не принадлежат. Мысли формируют общество, СМИ, знакомые и родственники.
Вся внешняя форма человека, это навязанные программы извне. Чтобы найти себя, нужно погрузиться в свой внутренний мир, почувствовать свою душу. Расслабьтесь и погрузитесь в свой внутренний мир. Что у вас там, какие чувства, какие желания? Как вы чувствуете свою душу?
Важный момент – если в обычном сознании попробовать почувствовать себя, то вы увидите только набор вложенных в себя программ, которые воспринимаете как свои. Но если погрузиться в глубинные чувства, там могут появиться совсем другие желания и чувства.
В этом состоянии вспомните своё детство. Какие в детстве у вас были желания? Чаще всего именно в этом возрасте проявляется цель жизни человека и его таланты. Ухватите детские чувства и мечты, запомните их. Конечно, запомните чувства и желания, которые у вас будут в изменённом состоянии сознания. Эти чувство и есть вы настоящий. Можно сказать, вы нашли себя в настоящих чувствах. Теперь идём дальше.
Как найти своё дело жизни
Следующий шаг, это поиск своего дела жизни, своего предназначения, цели в жизни. Сразу скажу, что предназначение, дело жизни может время от времени меняться, а может быть постоянным. Возможно, сейчас дело человека – осознанно приносить пользу предприятию, через год делом его жизни будет открыть свой бизнес, а через 10 лет, его предназначением станет служение людям, а бизнес необходимо будет закрыть. Иногда предназначение человека находится в одной сфере всю его жизнь.
Как найти своё дело жизни на текущий момент? Иногда это бывает просто, иногда нет. Возможно, человек погрузившись в свои настоящие или детские чувства, сразу поймёт своё предназначение и найдёт своё дело.
Но может быть и так, что чувства покажут только общее направление, в котором необходимо двигаться. Например, творчество. Но ведь живопись, быть парикмахером или искусство владеть бизнесом, это тоже всё творчество. Даже при мытье посуды можно применять творчество.
Здесь, исходя из чувств, нужно начинать новые направления в жизни, и пробовать разные варианты исходя из чувств души. Занялись одним делом, что-то не понравилось, в чувствах появилось смятение, бросили его. Начали другое дело, в чувствах пошло смятение – бросили. Сделав так несколько раз, ваша интуиция значительно возрастёт, и вы начнёте чувствовать дело жизни. Через ряд ошибок и неудач вы придёте к своему предназначению.
Конечно, такой метод под силу далеко не всем. Бросать то, чем сейчас занимаешься, в попытке выйти на своё дело и при этом нет никаких гарантий, для слабых людей конечно не подходит. Чтобы было легче пройти этот путь и с первых попыток найти своё дело, переходим к следующему шагу.
Как понять свои таланты
Чтобы найти своё предназначение, дело жизни, нужно понять свои таланты.
Часто люди думают, что таланты есть далеко не у всех, но это не так.
Абсолютно у каждого человека есть свои таланты заложенные Богом и задача человека найти и раскрыть их.
1 | Подумайте, чем вам нравится заниматься больше всего? |
2 | По какой теме вам нравится искать информацию в Интернете? |
3 | Чем вы готовы заниматься, даже если вам не будут платить деньги? |
Именно то, к чему вас тянет, что вам нравится, и в какой сфере вы ищите информацию для чувства удовлетворения, там и спрятаны ваши таланты, которые нужно раскрывать.
Всё гениальное просто. Ваши глубинные желания показывают вам ваши таланты. Найти себя, свою цель в жизни — это найти свои таланты. Теперь поняв, как искать таланты, можно найти своё дело и переходить к реализации себя.
Принятие себя
Сколько лет вы уже недовольны своей фигурой, горбинкой на носу, некрасивым смехом, да мало ли еще чем? Может, вместо того, чтобы винить матушку-природу в несправедливости, лучше полюбить свои “изъяны”. Окружающие даже не замечают, что ваши уши больше среднестатистических, пока вы сами об этом не расскажите. А даже если и заметят, от этого не станут вас меньше любить.
На пути принятия себя важным моментом становится забота о себе и собственном здоровье. В этом вам помогут следующие методы.
Все отговорки, что нет времени, денег на абонемент, удобных кроссовок свидетельствуют только о наличии лени. Не обманывайте себя. Начните заниматься дома. Почувствовали уверенность и добились первых результатов, записывайтесь тренажерный зал или секцию. Не бойтесь экспериментировать. Спорт — это не скучно. Танцы, коньки, плавание и многие другие направления доступны для освоения каждому.
Роль воли при самосовершенствовании
Порой некоторым не хватает личной независимости для совершения каких-либо поступков. Например, в детском возрасте проявляется жесткий родительский контроль, и право выбора переходит в руки старших. Что касается взрослой жизни, то и здесь нам преграждают дорогу саморазвития многие неприятные факторы. Это может быть отсутствие свободного времени, низкий заработок или же навязывание обществом своего мнения. Если перебороть всё это давление со стороны, то можно многого добиться в жизни, главное не бояться действовать!
Бывают случаи, когда помехой для личной вольности встают внутренние сомнения и переживания. Например, наиболее часто всплывают такие вопросы, как: “А вдруг у меня не получится?”, “Что скажут люди?” и так далее. Именно поэтому необходимо приложить все силы для работы над собой, чтобы разобраться со своими страхами и мыслями, найти таланты, способности и умения, а затем значительно улучшать их.
Ответственность за свой выбор
Свобода несёт за собой последствия, которые лягут на ваши плечи. Поэтому любой ваш выбор – большой груз ответственности за свои действия. В данном случае явление это – осознанная деятельность. Каждое слово, действие или даже реакция, всё это становится началом появления неизбежных последствий, к которым нужно быть готовым.
Пожиная плоды за совершение поступков, мы можем получить как положительные результаты, так и отрицательные. Говоря другими словами, последствия могут быть абсолютно разными. Например, мы решили стать лучше и твёрдо идём к этому, от такого решения, скорее всего, будет положительный результат. В меньшей степени возможен и обратный эффект. К примеру, мы не смогли сдержать обещания и не справились с поставленной задачей, тогда результат будет скорее неприятным.
ВАЖНО! Прежде чем совершить какое-либо действие, особенно в обществе, где стоят вольные рамки, стоит не раз обдумать последствия, которые оно принесёт. Только свободная личность, ответственная за свои поступки, может всецело развиться и эффективно раскрыть свой потенциал.
Безопасная жизнь
Самореализация женщины в жизни невозможна без правовой независимости и безопасности. Что это означает? В любой момент времени вы должны быть уверены, что будете способны решить сложную ситуацию. Понадобятся ли для этого деньги или знание своих прав и обязанностей, зависит от обстоятельств. Обеспечить собственную безопасность возможно при следующих условиях.
Создание финансовой подушки
Нет смысла говорить о плюсах наличия “резервного фонда”. Только представьте, какую уверенность вы приобретете, если больше не придется переживать о внезапном увольнении или необходимости отдать круглую сумму на операцию.
Другой вопрос, как создать “подушку безопасности”. Это потребует планомерных действий. Начните откладывать 10% от своих доходов на отдельный счет. Пусть деньги работают. Выясните условия для вкладов в разных банках. Не забудьте поинтересоваться возможностью вносить дополнительные средства.
Соблазн потратить эти “свободные” средства будет велик. Новое платье стоимостью в 2 ваши зарплаты не является причиной тратить эти средства. Весь путь к самореализации будет сопровождаться преодолением и противостояниям своим слабостям.
Повышение финансовой грамотности
Увидели рекламу супервыгодной скидке или нулевом проценте по кредиту? Финансово грамотный человек не будет верить на слово. А вы сможете самостоятельно прочитать договор и выявить в нем подвох.
Для начала попробуйте разобраться с элементарными понятиями, встречающиеся в повседневной жизни. Заумные термины не должны пугать вас. Даже если вы не планируете быть брокером или зарабатывать на курсе валют, не лишним будет знать, что это такое, хотя бы в общих чертах.
Грамотность в финансовой сфере поможет избежать ошибок и следующих за ними убытков.
Освобождение от токсичных людей
Таких особ очень много. Постоянное общение с ними не будет способствовать вашему развитию, как личности. Они недовольны собственной жизнью, любят посплетничать, подрываю вашу веру в себя, жалуются на несправедливость бытия и судьбы. Эти же принципы пытаются навязать и окружающим. Помните избитую пословицу “скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”. Точнее сказать трудно.
Окружайте себя интересными и оптимистичными людьми. Общение с ними заряжает энергией, открывает новые перспективы.
Рассмотрим теории потребностей
Существует несколько теорий потребностей.
Маслоу
Маслоу предполагал, что каждая потребность удовлетворяется в некоторой степени. Он предложил такой расклад:
Схема условна и при индивидуальном подходе меняется. Так, существуют люди, для которых потребность в самореализации и самоуважении более ценна, чем чувство любви.
Маслоу утверждал, что поступками людей не всегда управляет экономический интерес, но часто мотивы их действий обусловлены такими нуждами, которые невозможно удовлетворить деньгами.
Альдерфер
Альдерфер выделяет потребность в самореализации, необходимость социальных связей и желание роста. Согласно его идеям, чем меньше удовлетворены у индивида нужды существования, тем сильнее они проявляются. Применяя эти принципы, Альдерфер предлагал формировать мотивацию работников. При удовлетворении социальных потребностей следует поддержать потребностям роста. Если же они выражены слабо, стоит сделать наоборот.
Мак-Грегор выделил 2 подхода в управлении, условно назвав их «Теория X» и «Теория Y». Первый стиль руководства предполагает авторитарность руководителя, жесткий контроль работы сотрудников. В основе второго подхода лежит демократичность, ряд полномочий передается работникам, идет работа над улучшением отношений в коллективе, учитывается мотивация людей, их особенности.
Выбрать подход поможет изучение личности каждого человека. Только так возможно удовлетворение потребности в самореализации всех сотрудников.
Теория двух факторов Фредерика Герцберга
По теории Герцберга, на мотивацию сотрудников влияет гигиенический фактор или совокупность условий, при которых работник не получает удовлетворения. Часто это обусловлено политикой компании, отношениями с руководством, условиями труда и его оплатой.
Другой фактор был назван «мотиватором». Благодаря такому подходу у сотрудников повышается мотивация к труду, они получают удовлетворение потребности в самореализации. Это происходит вследствие возможности продвижения по службе, личностного роста, признания со стороны коллег и руководства, хорошей оплаты.
Теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера
Описать модель Портера-Лоулера можно следующим образом: чтобы получить результаты в работе и вознаграждение за них, нужно прилагать усилия. Последние определяются способностями, знаниями, опытом, уровнем квалификации. Чем выше оплата, тем больше приложено усилий. Значение имеет и осознание человеком своей роли в рабочем процессе.
Ученые пришли к выводу, что результативный труд утолит потребность в самореализации. Ранее считалось, что результат зависит от того, доволен ли человек изначально. Теория Портера и Лоулера помогла в исследовании мотивации человека.
Мак-Клелланд выделял потребности достижения, соучастия и желание в обретении власти. Сочетание этих желаний определяет мотивацию работника. Если знать, чем руководствуется сотрудник, можно эффективнее его использовать, предлагая задачи, решение которых ему подойдет. Так получится улучшить рабочий процесс. Сотрудники же получат возможность удовлетворения потребность в самореализации.
Что мешает саомреализации молодежи
Вот некоторые самые основные проблемы самореализации молодежи
Несоответствие социальным требования
Вряд ли кто-то в детстве мечтает стать успешным сантехником или грузчиком. Все хотят быть космонавтами и стюардессами, летчиками и балеринами. Но со временем человек осознает, что не всегда мечты возможно осуществить. Социуму не нужны миллионы танцоров и актрис, предпочтение отдается профессиям в сфере науки, физического или инженерного труда. Первой проблемой самореализации личности является несоответствие между желаемым и действительным.
Приходится делать выбор между мечтой детства и профессией, которая является более престижной и прибыльной. Но часто молодые люди не понимают, что реализовать себя можно не только в карьере. Самореализация – это совокупность всех сфер жизни, таких, как творчество, хобби, семья, окружение и тому подобное. Получается, что сейчас современная молодежь в большинстве предпочитает выбор профессии более прибыльной, но к которой совершенно не лежит душа. Конечно, поэтому возможность реализоваться на трудовом поприще в таком случае крайне невелика.
Отсутствие социальных требований
Молодежь современного мира в подавляющем большинстве нацелена на получение хорошего дохода. Но осваивание профессии и упорный труд не входят в планы молодых людей. Отсутствие трудового стимула прежде всего возникает из-за бесперспективности дальнейшей жизни, индивид не видит смысла прилагать усилия. Начинают преобладать такие качества, как лень, пассивность, безынициативность, возникает чувство безысходности, которое может привести к стрессу и личностным конфликтам индивидуума.
Отсутствие социальных ориентиров
Молодое поколение порой не успевает адаптироваться к столь быстро меняющемуся обществу. Опыт прошлого и модернизация социума порой настолько различны между собой, причем изменения эти происходят за короткий срок, что вносят в неокрепшее сознание молодого поколения определенный диссонанс
У юных людей отсутствуют социальные ориентиры, ведь то, что было важно для предыдущего поколения, стремительно теряет свою ценность в рамках урбанизации и модернизации современного мира. Поэтому дальнейший выбор цели и пути молодежи начинает определяться обстоятельствами и требованиями общества, а не способностями и желаниями самого индивида
Поэтому крайне важно сформировать способность адаптировать свои профессиональные и личностные цели к тенденциям развития современного общества, уметь адаптироваться, не нарушая при этом душевный баланс.
Сокращение социальных программ
Проблемы самореализации молодежинапрямую зависят от общественной деятельности. Чтобы в полной мере проявить свой потенциал, определить склонность к той, или иной отрасли деятельности, молодежи необходимо предоставить фундамент, так сказать арену для реализации. Сокращение различных молодежных программ, невозможность найти условия для активной самодеятельности, сложности в праве на непосредственное участие в образовательной, политической, трудовой деятельности. Молодому поколению абсолютно негде проявлять свой потенциал, так как социум не способен предоставить доступные досуговые площадки для реализации.
Социальная незащищенность
Для успешной самореализации молодое поколение должно чувствовать опору и поддержку со стороны окружающих. Речь идет не только о семье и общеобразовательной системе. Государство в полной мере должно создавать благоприятные условия для жизнеобеспечения юного поколения и формирования гармоничной личности. Если молодежь не чувствует гарантий, определенного залога в успешности своего будущего, то это способствует появлению чувства страха, неуверенности в завтрашнем дне. Что, как всякие негативные мысли и эмоции, создает препятствия для самореализации молодежи.
Нравственно-духовный хаос
Последний период развития современного общества замечает тенденцию к дегуманизации культуры, смысл искусства деморализован, образ человека становится приниженным, духовные и моральные ценности отходят на второй план. Эмпатия и альтруизм уступают место алчности и потребительству. Духовные ценности коллективизма заменены корыстно-индивидуальными целями. Все эти факторы, а также отсутствие у молодежи четкой национальной идеи тоже являются одними составляющими сути проблемы самореализации молодежи. Свое пагубное влияние на неокрепшую юную психику оказывают СМИ и социальные сети.
Не стоит преуменьшать ценность интернета и всех его благ (которые в условиях современного мира занимают не последнее место в самореализации личности), но тут опять-таки необходимо развивать у молодых людей способность к правильной фильтрации информации.
Свобода как основной двигатель
Вся наша жизнь состоит из постоянного выбора. Свобода как условие самореализации личности занимает ведущую позицию. Ведь если у человека не будет возможности всецело проявлять себя, он никогда не станет тем, кем должен являться. Безволие появляется всегда, как результат отказа принимать на себя ответственность за происходящее. Это все равно, что совершить предательство по отношению к самому близкому человеку, каким вы и являетесь.
Свобода как самореализация личности возникает в тот момент, когда человек начинает ярко осознавать свою принадлежность к чему-либо. Он чувствует в себе большой прилив сил и больше не хочет жить по-прежнему. В этот момент и важно, заручившись собственной поддержкой, начать делать первые шаги. Чем больше уверенности у вас будет, тем проще потом продолжать начатое дело.
Свобода как условие самореализации личности крайне необходима для успешного старта. Если человек привыкает жить в изматывающих, ограничивающих убеждениях, то начинает бояться любых перемен. Однообразие представляется ему синонимом стабильности. Он боится всяческого движения, поскольку любой эксперимент может закончиться неудачей. Не у всех имеются дополнительные силы для того, чтобы суметь пережить все «проверки» судьбы на прочность.
Когда приходит духовность
После 30 лет многие осознают тот факт, что все желания невозможно удовлетворить, всех денег не заработать. Люди начинают склоняться к оседлой жизни, ищут комфорта, уюта, безопасности. Подводится определенный итог предыдущего этапа жизни, пересматривается место денег в системе ценностей. При здоровом развитии ситуации значимость денег снижается и на первый план выходят такие ценности, как семья, дети, увлечения, хобби. В случае нездоровой тенденции деньги остаются сверхценностью или же задвигаются далеко на задний план. Этот период продолжается приблизительно до 35-37 лет.
В этом возрасте наступает так называемый сущностной кризис. На первый план выходят потребности души. У многих появляется смутная тоска по чему-то возвышенному, возникает потребность в высших ценностях и смыслах. То есть, согласно Маслоу, базовые и социальные потребности в той или иной мере уже реализованы, приходит черед душевных и духовных потребностей, происходит «включение» четвертой чакры – Анахаты. Если так и случается, то деньги становятся хорошей поддержкой в духовном развитии личности.
Определенная часть людей начинает участвовать в различных тренингах и практиках, выделяет на это статью расходов, что в итоге становится вложением в раскрытие своего человеческого потенциала. Большая же часть людей продолжает «гонку за счастьем и свободой», предполагая, что эти состояния напрямую связаны с деньгами. Некоторые из тех, кто так и не добился финансового и социального успеха, обесценивают значимость денег в своей жизни и тоже включаются в «духовную» жизнь. Но такая духовность становится бегством от самих себя, компенсацией неудач предыдущего этапа жизни.
Практические рекомендации
Самовыражение детей
Самовыражение в детском возрасте является основополагающей категорией, т.к. на самых ранних стадиях развития это помогает заявить о своих потребностях. Если маленький ребёнок не научится кричать, возмущаться, говорить или требовать пока не будут удовлетворены его желания, то он рискует умереть от голода, переохлаждения или другого не критичного момента. В дальнейшем правильное формирование внутренних личностных структур требует постоянного наличия свободы в выражении своих интересов и стремлений – психика и физическое развитие идут наиболее гармоничным путём и если на каком-то этапе ребёнку становится интересно заниматься какой-то деятельностью, то значит, именно она способствует формированию внутренних новообразований.
Всесторонняя личность – это тот, кого не ругали, а наоборот поощряли, высказывались с позиции любви и принятия, помощи в реализации любых идей. Чем больше родители следуют за активностью и проявлением внутреннего в ребёнке, только корректируя безопасность действий, тем выше креативность и возможность оперировать различными жизненными сферами у него в будущем.
Природный способ самовыражения для ребёнка часто проявляется в рисовании, для чего могут использоваться разные материалы (краски, косметика, еда, земля и т.д.) и поверхности (раскраски, обои, одежда, тело). Такие варианты помогают проследить родителям не только уровень развития когнитивных функций, но и эмоционального состояния, отражающегося в данном виде творчества.
В играх дети выражаются, примеряя различные социальные роли, представляя себя или директорами или артистами цирка. Спортивные игры дают возможность показать себя через умения и достижения, точно также как и любые виды деятельности, где необходимо выдать результат. Игрушечное строительство не задействует социальную сторону и вопрос достижений, но может демонстрировать склонность к преобразованию мира и реальные действия по его коррекции – новые халабуды или домик из конструкторов потом развиваются в изобретения технологического прогресса для мегаполисов.
Определенным итогом становится возраст 50 лет. Те люди, у кого потребности души так и не стали доминирующими, останавливаются в своем развитии, многие начинают болеть, в их душевной жизни возникает застой, еще больше усиливается эгоцентрическая позиция, жизнь идет на спад, несмотря ни на какие деньги. Уход из жизни после 50 многих богатых и известных личностей является тому подтверждением.
Те же, у кого потребности души возобладали, продолжают свое развитие, многие увлекаются тем или иным видом творчества, открывая таким образом пятую чакру – Вишудху. И деньги на этом этапе продолжают оставаться хорошим подспорьем и окончательно превращаются в средство для дальнейшего развития. Это движение продолжается до конца жизни