Что такое самосознание план

Самосознание личности — что это, структура, определение

Самосознание личности – это осознание человеком самого себя как отличного от других людей и мира. Это восприятие собственной уникальности и независимости, цельности. Оно включает в себя следующие компоненты: понимание человеком своих потребностей, желаний, мыслей, эмоций и мотивов, а также понимание индивидом специфики его отношений с миром и самим собой. Основой знания о себе является самопознание.

Разберем подробнее, что такое самосознание кратко, понятно и простыми словами. А также определим, как оно связано с развитием личности, и затронем теорию самосознания из философии, определим его структуру, содержание, свойства, уровни и формы.

Что такое самосознание

Что такое самосознание план. Смотреть фото Что такое самосознание план. Смотреть картинку Что такое самосознание план. Картинка про Что такое самосознание план. Фото Что такое самосознание план

Что значит самосознание? Дословно это можно перевести как «знание себя» или «знания о себе». Термин пришел из философии. Уже нельзя сказать точно, кто ввел это понятие, но в психологии его связывают с именем Л.С. Выготского. Вот что автор называет знанием о себе: «осознание человеком себя как индивидуальности, направленность сознания человека на самого себя: на собственное тело, потребности, чувства, поведение».

Объясним простыми словами понятие самосознания, дадим определение из психологии, обозначим основные характеристики. В психологии знание личности о себе – это осознание субъектом себя как отдельной единицы, личности, участника общества и понимание своего места в мире.

Из каких частей состоит знание человека о себе? Из осознания и оценки человеком своих мыслей, поведения, желаний. Оно связано со многими другими «само»:

Знание о себе основано на принятии человеком себя и осознании своей уникальности. От этого, в свою очередь, зависит поиск предназначения и самоопределение в жизни, убеждения и ценности личности, мировоззрение. Знание о себе помогает человеку оценить перспективы дальнейшего развития в жизни.

Определения самосознания из других наук практически не отличаются:

Разберем особенности знания о себе. Восприятие человеком самого себя влияет на то, как складываются отношения субъекта с обществом. Но в то же время общество влияет на формирование самосознания личности.

Итак, в чем же проявляется социальная обусловленность самосознания? Разберем на примере. До 6-7 лет у ребенка еще не развито критическое мышление, поэтому вместо самооценки он ориентируется на оценку взрослых. С их слов ребенок определяет, какой он. Если родители убеждают его в том, что он плохой и недостойный, то ребенок вырастает с такой установкой. В будущем, выстраивая отношения с социумом, он придерживается именно этого убеждения, а потому ему попадаются плохие люди, манипуляторы, тираны.

Пример проявления самосознания из жизни: человек понимает, что для продвижения по карьерной лестнице ему не хватает усидчивости и мотивации. Он начинает анализировать, почему не хватает мотивации, сравнивает свои действия с моделями поведения успешных людей. В итоге он составляет план по развитию в себе нужных качеств и в скором времени добивается успеха.

Интересно! Иногда знание о себе называют способностью человека отделять и выделять себя из всего, что его окружает.

Уровни

Знание о себе предполагает формирование у человека Я-концепции – устойчивой системы представлений о себе. Это продукт самосознания. В Я-концепции можно выделить три уровня, их же называют уровнями самосознания:

Эти элементы можно считать структурой самосознания. Однако в психологии в качестве структуры принято рассматривать другую систему.

Структура самосознания

Что входит в структуру самосознания? В структуру самосознания личности входят следующие элементы:

Согласно другим источникам, главные компоненты самосознания выглядят так:

Формирование подструктуры связано с уровнем развития самосознания. Проанализируем структуру через схему:

Что такое самосознание план. Смотреть фото Что такое самосознание план. Смотреть картинку Что такое самосознание план. Картинка про Что такое самосознание план. Фото Что такое самосознание план

Функции самосознания

Что такое самосознание план. Смотреть фото Что такое самосознание план. Смотреть картинку Что такое самосознание план. Картинка про Что такое самосознание план. Фото Что такое самосознание план

Какие функции и роли выполняет знание человека о себе? В психологии принято выделять следующие функции самосознания:

Функции самосознания проявляются как по отдельности, так и вместе.

Какую роль играет система знаний о самом себе в жизни человека, становлении его личности? Главную. Чем лучше человек понимает и знает себя, тем эффективнее он выстраивает свою жизнь. Знание о себе дает возможность работать над собой, развиваться, самосовершенствоваться.

Формы

Знание личности о себе – это система представлений человека о самом себе, своих психических и физических состояниях. Существует несколько форм самосознания.

По типологии В.В. Миронова формами самосознания являются:

Иногда эти формы называют уровнями самосознания человека. Первая форма – низший уровень, третья – высший.

Кроме форм в психологии принято выделять виды или типы самосознания:

Все типы тесно связаны между собой.

Как формируется самосознание

Что такое самосознание план. Смотреть фото Что такое самосознание план. Смотреть картинку Что такое самосознание план. Картинка про Что такое самосознание план. Фото Что такое самосознание план

Проблема самосознания сложная. В психологии ее рассматривают с разных сторон. Например, изучают становление знания о себе соответственно возрастным изменениям человека.

Как формируется самосознание по мере взросления человека (этапы развития знания о себе):

В дальнейшем знание о себе не формируется, а видоизменяется. Таким образом, самосознание личности в основном складывается к 17 годам.

Что влияет на формирование самосознания? На формирование знания о себе влияет значимое окружение, общество в целом, оценка субъекта другими людьми, статус в группе сверстников, оценка человеком самого себя, соотношение образов Я-реального и Я-идеального.

А вот, в чем состоят предпосылки формирования самосознания:

Л.С. Выготский полагал, что развитие структуры самосознания происходит по схеме, близкой к развитию высших психических функций.

Развитие самосознания

Развитие самосознания человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Представим тезисно план развития самосознания:

В классификации отечественного психолога и философа С.Л. Рубинштейна выделены такие этапы развития самосознания человека:

Знание о себе формируется через самопознание и самоанализ. А также люди познают себя через общение с другими людьми. Причем это первый фактор, влияющий на становление самосознания. До трех лет дети не распознают себя как отдельного уникального человека. И только с трех лет человек начинает отстаивать свою уникальность, искать баланс между ней и схожестью с другими людьми. Пик поисков приходится на подростковый возраст.

Признаки развитого самосознания:

Эти же критерии помогают оценить развитость знания человека о самом себе.

Ошибки в развитии самосознания

Что такое самосознание план. Смотреть фото Что такое самосознание план. Смотреть картинку Что такое самосознание план. Картинка про Что такое самосознание план. Фото Что такое самосознание план

Процесс формирования самосознания можно определить как кризис идентичности – поиск человеком своего предназначения, места и роли в обществе. Если кризис разрешается неблагополучно, то есть, у человека не формируется здоровая Я-концепция, самооценка и другие элементы самосознания, то возникают следующие отклонения:

Кроме этого, ошибки в процессе формирования знания о себе приводят к зависимости от чужого мнения, искаженному восприятию человеком своей внешности или внутреннего мира. В особо запущенных случаях развиваются психические расстройства.

Заключение

Таким образом, под самосознанием понимают определение человеком самого себя как активной и отдельной единицы. В психологии знание о себе рассматривают и как процесс, и как результат. Если говорить о нем как о результате, то это понимание человеком своей уникальности, создание образа Я. Если рассматривать феномен как процесс, то речь идет об осознании человеком себя как активного участника социума, независимой и уникальной личности, но в то же время это осознание человеком своей идентичности с другими людьми, миром.

Знание о себе – это динамичная система. Каждый день в ней происходят изменения. И это продолжается всю жизнь. С каждым годом структура самосознания все больше усложняется. И в итоге у человека формируется все более глубокий, осознанный, собирательный образ Я. Для чего человеку необходимо знание о себе? Чтобы быть здоровым и успешным, гармонично выстраивать отношения с окружающими.

Источник

Класс: 10

Презентация к уроку

Предмет, класс Обществознание; 10 «А»класс.

Тип урока Изучение нового материала.

Место урока в курсе обществознания: урок завершает изучение темы «Познание как деятельность», что позволяет использовать знания, полученные в ходе предыдущих уроков.

Цель урока: изучение темы «Самосознание» в рамках темы «Самопознание».

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, раздаточный материал, бланки ЕГЭ, на доске термины, домашнее задание, презентация к уроку.

1. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.

II. Промежуточная диагностика (повторение изученного).

1. Самосознание. Этапы самосознания.

4. Компоненты самосознания.

5. Функции самосознания.

6. Значение самосознания

IV. Обобщение изученного (рефлексия):

Работа учителяРабота детей
Слайд 1Дети занимают свои места в классе.
Вводное слово учителя: (слайд 2)

Сегодня тема нашего урока «Самосознание и развитие личности»

Тема соответствует программе, входит в кодификатор ЕГЭ

В течение урока нам предстоит:

— поработать с тестами ЕГЭ;

— поговорить о самосознании и его составляющих

— в конце урока, закрепляя изученный материал, нам предстоит, опираясь на знания и сегодняшние записи, составить сложный план по теме «Самосознание и развитие личности».

II. Промежуточная диагностика (повторение изученного). (слайды 3-6) Приложение 2.

— Мы продолжаем работать с тестами А, В, С на бланках ЕГЭ с целью отработки навыков верного выполнения заданий. Не забывайте о правилах заполнения бланков.

— Время на выполнение задания истекло, возьмите цветную ручку и проверяем выполнение заданий.

III. Изучение нового материала.

1. Самосознание. Этапы самосознания.

— У вас на столах рабочие листы (Приложение 3) в которых, для экономии времени, вы будите заполнять пропущенные слова и определения, и в конце урока нам предстоит, опираясь на знания и сегодняшние записи, составить сложный план по теме «Самосознание и развитие личности».

— Прочитайте в рабочих листах определение понятия «Самосознание «.

— Сейчас изучением личности человека занимается психология. Мы с вами тоже уже обращались к понятию личности, давайте вспомним его определение. (Боголюбов «Обществознание»,Записывают тему урока и домашнее задание эссе::

Дети выполняют задания на бланках ЕГЭ

Поверка и исправление ошибок

Дают опр. самопознания

Дают опр. самосознания,делают вывод, что это понятие ширеЛичность-это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества).

Индивидом рождаются, а личностью становятся в процессе социализации, т.е.

Невозможно переоценить эти процессы, которые начинаются с момента рождения и продолжаются всю нашу сознательную жизнь.

В психологии самосознание понимается как, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я«.

Стадии (или этапы) развития самосознания: (слайды 7-9)

Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

На формирование самосознания влияют:

— Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

— Оценка результатов своей деятельности

Психологи выявили фазы (этапы, периоды) самопознания и самосознания (слайд 10)

— Как их можно охарактеризовать? Заполните пропуски в таблице.

Из данных таблицы можно определить, что в детстве человек меньше задумывается о своем Я, направляя активность на познание окружающего мира.

Активная фаза начинается в подростковом возрасте, и длится до преклонного возраста. Эту фазу можно разделить на два этапа, определив границу этапов возрастом в 20-30 лет. Необходимо учитывать, что формирование личности и характера происходит неодинаково, и в связи с этим продолжительность перехода от одного этапа к другому мы определили в10 лет.

К концу жизни ценностные ориентиры изменяются в сторону оценки пройденного пути и активность самопознания несколько падает.

С фазами мы определились, теперь рассмотрим особенности самопознания относительно других видов познания. Давайте сравним, вспомнив изученный ранее материал.

Самопознание в отличие от других видов познания:

— направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;

— в отличие от научного познания, в социальном познании присутствует субъективность;

— большое значение в познании собственного «Я» имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.

— в отличие от других видов познания присутствует творческое «Я» (стремление субъекта к самосовершенствованию).

Подобное деление «Я» на 4 равные сектора в реальной жизни невозможно. Наша индивидуальность непременно создаст неравные секторы.

Когнитивная (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.

Можно рассматривать «Я» концепцию:

— По временной отнесенности можно выделить (слайд 16)

— По содержанию можно выделить образы (слайд 17)

«Я» глазами родителей, друзей и т. п.

3. Идентичность. (Слайд 19)

Мы переходим к еще одному понятию: идентичность

Задание: откройте учебник на стр. 284 прочитайте 6 и 7 абзацы со слов «По мнению психологов:»и назовите 3 аспекта идентичности.

— Что такое «социальная » и «личностная» идентификация?

Три аспекта идентичности

Идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается делать в будущем.

Идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе.

Идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.

Анализ теста «Кто Я». (слайд 20) (тестирование проводится заранее)

Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»).

О низком уровне самооценки можно говорить, когда за несколько минут человек может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности).

О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос «Кто Я?».

Семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:

I. Рефлексивное «Я» включает 2 показателя:

Персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д. ), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, клевый);

глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

II. «Социальное Я« включает 7 показателей:

прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);

учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);

семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д. ) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);

групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

III. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:

дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);

общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);

IV. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);

самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

V. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:

субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);

фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);

пристрастия в еде, вредные привычки.

VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:

профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);

семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п. );

групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);

коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением;

оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

VII. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты: отсутствует

описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);

оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);

отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

Таким образом, обретение идентичности является главной линией развития самосознания каждого человека.

Варианты обретения идентичности у подростков. (Слайд 21)

Диффузная идентичность: характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора.

Предрешенная идентичность: характеризуется выбором подростка не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих.

Подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее.

Реализованная идентичность: подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно, на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности.

4. Компоненты самосознания.

сознание своей тождественности (тождество, идентичность, одинаковость; единство, общность, равенство, синонимичность, тожественность, сходность, тожество, совпадение, однозначность, адекватность)

сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

осознание своих психических свойств и качеств;

определенная система социально-нравственных самооценок.

Функции самосознания: (слайд 23)

Рассмотрев понятия самопознание, идентичность, самосознание логичным будет вопрос:

Получение информации о себе.

Эмоционально-ценностное отношение к себе.

6. Значение самосознания: (слайд 23)

Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

IV. Обобщение изученного (рефлексия):

беседа о значении самосознания, выполнение задания С8.

С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Самосознание и развитие личности«. Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему.

Вопросы по технологии составления сложного плана.

Работа с текстом. Выполнение задания С1-С4.

2. Обществознание: Сборник заданий. ФИПИ-М. : ЭКСМО 20111

3. Обществознание: Репетитор. ФИПИ-М. : ЭКСМО, 2008.

Источник

Человек – это не только физиология, но еще и личность. Именно осознанием своей сущности люди отличаются от других представителей животного мира.

Что такое самосознание план. Смотреть фото Что такое самосознание план. Смотреть картинку Что такое самосознание план. Картинка про Что такое самосознание план. Фото Что такое самосознание план

Что такое самосознание

Особенность самосознания состоит в том, что человек образно раздваивается:

При помощи самосознания мы видим свои эмоции, чувства и потребности, понимаем мотивацию совершаемых действий и то, какую роль играем в обществе. Мы осознаем себя как отдельную единицу, личность, но в то же время, встроенную в окружающий предметный мир.

Человек может сказать о себе: «Я Евгений Иванов, мне 47 лет, я слесарь. У меня есть родители, жена и двое детей. У меня удовлетворены потребности в крыше над головой, пище. У меня есть друзья, с которыми я провожу время на рыбалке и удовлетворяю свою нуждаемость в общении. Но еще я хочу иметь автомобиль и заниматься теннисом, сейчас я работаю, чтобы достичь этих целей».

Конечно, представленное описание очень примитивно, но оно отражает суть самосознания человека, который понимает свои характерные черты и особенности, отличающие его от остальных людей.

Самосознание личности в психологии

Понятие самосознания настолько сложно и многогранно, что в психологии до настоящего времени нет единой концепции его понимания. Синонимами слова являются: «Я самость», «Я-концепция», «самоидентичность».

Основы понятия сформулированы С.Л. Рубинштейном, который указал на возможность самосознания понимать себя, личное окружение и существующую структуру взаимоотношений с людьми.

По мнению С.В. Выготского, сознание себя оформляется у человека к концу подросткового возраста. Он связывает этот процесс с умением рефлексировать (размышлять, раздумывать), которое формируется к семи годам.

Согласно теории В.С. Мерлина понимание себя состоит из следующих составляющих:

В качестве критериев самосознания в психологи выделены:

Обособленность личности от окружающей среды (материальной и социальной).

Понимание возможности управления самим собой – поступками и мыслями.

Примерка на себя видимых качеств других людей.

Способность видеть свои потребности и глубинные мотивы поступков.

Осознание собственных черт характера и признаков личности, как имеющихся, так и желаемых.

Кроме того, в рамках самосознания в психологии выделяется такой фактор, как отношение к другим людям, оно тоже может быть различным.

Эгоцентрический слой предполагает, что индивид формирует отношение к окружающим сообразно их отношению к себе. То есть, если меня любят, то и я люблю, если уважают, то и я буду уважать.

Группоцентрическая стадия отношений базируется на принципе: «Если человек относится к определенной группе, то он правильный». Предполагается, что в эту же группу входит сама личность.

Просоциальным подходом обеспечивается понимание ценности любого человека, его принятие со всеми недостатками.

На высшем, эстохолическом уровне другие люди рассматриваются как часть духовного мира, позиционируется гуманность и терпение в отношении к любой личности.

Что такое самосознание план. Смотреть фото Что такое самосознание план. Смотреть картинку Что такое самосознание план. Картинка про Что такое самосознание план. Фото Что такое самосознание план

Структура и функции самосознания

Относительно структуры понятия в психологии также нет единого подхода, рассматривается несколько альтернатив.

Так, в работах В.С. Мухиной в составе самосознания просматриваются: идентификация человека с собственным имением и физическим телом, половая принадлежность, самооценка и притязания на оценку со стороны социума.

В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него:

В.В. Столин определяет следующие части самопонимания: самооценка, создаваемый образ самого себя (тело, эмоции, чувства), конфликтная сущность своего «Я».

Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом:

познавательная часть – осознание человеком всех сторон собственной личности;

самооценка – отношение человека к своим характеристикам, как физическим, так и духовным, эмоциональным;

саморегуляция – способность человека на основе знаний о себе, контролировать, регулировать и корректировать свое поведение и поступки.

Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят:

Все перечисленные компоненты самосознания связаны между собой и влияют друг на друга.

Функции

Самой важной функцией самосознания является саморегуляция. Поскольку мы себя полностью идентифицировали, осознали ресурсы (положительные и отрицательные характеристики, потенциал, возможности), понимаем потребности и желания, он может действовать в направлении к созданию своего идеального образа.

Когда личность заблуждается относительно собственных нужд или неадекватно оценивает имеющиеся возможности, то удовлетворения от своей деятельности она не получит. Либо устремится в неверном направлении, либо для исполнения желания не хватит сил и потенциала. В том и другом случае неизбежны разочарования и возникновение фрустраций (сильные переживания из-за несбывшихся надежд, ожиданий).

Саморегуляция убережет человека от бессмысленной траты сил и времени на ненужные цели.

Следующая функция самопонимание – это формирование индивидуальности. Личность всегда уникальна, каждый из нас неповторим. Только мы сами знаем, какие чувства проживаем, как реагируем на трудности и препятствия, наша боль – это только наша боль.

Мы имеем право на собственное восприятие жизни, личное мнение и хотим нести ответственность за поступки. Индивидуальность, уникальность приходится отстаивать в течение всей жизни.

Что такое самосознание план. Смотреть фото Что такое самосознание план. Смотреть картинку Что такое самосознание план. Картинка про Что такое самосознание план. Фото Что такое самосознание план

К примеру, если человек любит свое тело, он не станет гнаться за навязанными стандартами красоты, если считает аморальным делать подлости, не будет делать карьеру, «подставляя» коллег, даже если так принято в коллективе и т.д.

В психологии есть такой прием. Если вы уверенны в своей правоте, живете согласно выработанным принципам, то в случае нападок представьте себя резиновым шариком, который никто не сможет ущипнуть. Лучше потерять токсичное окружение, чем самого себя.

Формы и уровни самосознания человека

Самосознание проявляется в четырех формах, рассмотрим каждую из них.

Самопознание

Это понятие означает идентификацию себя среди других людей и окружающего мира, распознавание личных качества, физического тела, потенциала.

Самосознание приходит путем:

Итогом самопознания является формирование системы представлений о себе самом.

Самоконтроль

Человек имеет возможность после проведения анализа своей сущности и поведения, провести их корректировку. Любые действия и психологические состояния поддаются изменению, если по мнению самого человека они противоречат его установкам, не дают должных результатов или вступают в противодействие с внешним миром.

Самооценка

Самооценка выражает степень принятия человеком своих качеств, особенностей и характеристик. В самом восприятии проявляется уровень любви и уважения к себе.

Адекватная самооценка характеризует уверенного в себе человека, способного на принятие решения, целенаправленных действий. При низкой, мы наблюдаем человека, зависящего от мнения других, с выраженным чувством вины и массой комплексов. Завышенная оценка личностных качеств выдает человека самоуверенного, надменного, не принимающего никакой критики.

Для достижения жизненных целей самооценку следует развивать до нормального уровня, в психологии существует много упражнений для повышения степени любви к себе.

Самопринятие

Эта форма самосознания предполагает:

Самоуважение происходит в результате достижения поставленных целей и удовлетворения притязаний. Человек ставит рекорды в спорте, бросает курить, заканчивает писать роман – его самоуважение повышается, что хорошо влияет на самооценку.

Помимо форм, в психологии рассматривается 4 уровня самовосприятия:

Прохождение всех четырех уровней самосознания говорит о зрелости личности, застревание на одном их них требует дальнейшего развития.

Как формируется самосознание

Процесс становления самосознания точно описан в работах В.С. Мухиной в корреляции со становлением психики ребенка.

На первом этапе формируется представление человека о своем имени. Сначала он слышит его из уст родителей, начинает идентифицировать себя соответственно. Благодаря имени ребенок осознает себя как персону, личность. Затем происходит добавление фамилии и отчества, конкретизация усиливается.

Что такое самосознание план. Смотреть фото Что такое самосознание план. Смотреть картинку Что такое самосознание план. Картинка про Что такое самосознание план. Фото Что такое самосознание план

В раннем школьном периоде имя может видоизменяться, появляются другие его интерпретации, прозвища товарищей. В юношестве многие придумывают себе другие имена, ассоциируя свою личность именно с ними. В этот период есть случаи изменения своих паспортных данных.

Следующей потребностью самосознания являются представления о теле, формируемые сначала через отношение близкого окружения (родителей, бабушек и дедушек), а затем – с использованием бытующих в семье традиций и культурных ориентаций.

Нуждаемость в признании происходит также в раннем детстве. Малыш познает, что такое хорошо и плохо, дозволено и не дозволено. Поощрение добрых дел и хорошего поведения приводит к стремлению совершения одобряемых действий.

В пубертатный период у подростка появляется половая идентификация. Конечно принадлежность к мальчикам или девочкам определяется уже к трем годам, чуть позже появляются стереотипы мужского или женского поведения.

В процессе самопонимания у человека происходит представление о социальном пространстве, т.е. условиях, в который происходит рост и развитие:

В юношеском возрасте человек стремится овладеть как можно более широким социальным пространством (от группы товарищей во дворе до сферы политики). В этот же период углубляется рефлексия на внутренний мир для осознания своих потребностей и места в социуме.

Основными признаками становления самосознания являются: наличие целостного представления о себе, самоуважение, принятие себя, осознание любви, открытие внутреннего мира.

Развитие самосознания

Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.

Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.

Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям. К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться. С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.

Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.

И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *