Что такое самостоятельная деятельность
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности. Если провести анализ требований стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, то мы увидим, что поддержка самостоятельности ребенка является одним из важнейших условий.
В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»:
1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей.
В настоящее время самостоятельная деятельность является одним из компонентов образовательного процесса в детском саду.
Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью.
Причем ребенок должен иметь возможность удовлетворить свои интересы и потребности в самостоятельной деятельности, а с другой стороны самостоятельную деятельность педагог организует также для решения образовательных задач программы. И здесь, важно придумать развивающую предметно-пространственную среду, которая будет активизировать, вызывать у ребенка интерес к деятельности. Найти такие дидактические материалы, которые с одной стороны мотивировали детей на деятельность, а с другой стороны позволяли бы решать задачи образовательного процесса.
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.
Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная.
Выделяют два вида самостоятельной деятельности детей в детском саду:
1.Игровая деятельность: режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами.
2.Продуктивная деятельность: конструирование, изобразительное творчество, ручной труд.
Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности воспитанников должно быть игровое поведение, способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события.
Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и досугов.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.
С целью развития игровой деятельности необходимо:
• создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
• определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
• наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;
• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей);
• знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость;
• устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности.
Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.
Именно эта деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.
Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.
Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Самостоятельная продуктивная деятельность возникает по инициативе ребенка для удовлетворения его индивидуальных потребностей (сделать подарок маме, смастерить игрушку и пр.) Задача взрослого развивать самостоятельность, не нарушая замысла ребенка, используя подсказки, привлекая внимание к объекту, задавая вопросы.
Признаками проявления самостоятельности являются внимание и заинтересованность ребенка в определенной деятельности и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность.
Самостоятельная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка:
Продуктивная деятельность в значительной мере связана с сюжетной игрой и несет в себе элементы практического экспериментирования с материалами. Столь же часто возникают действия по принципу, что получится, если. При этом, в арсенале детей старшего дошкольного возраста присутствуют различные типы продуктивной деятельности: работы по готовым образцам и графическим схемам и работы с незавершенными продуктами и по словесным описаниям.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна способствовать творческому движению в работе с выбранным материалом. Поэтому воспитатель предоставляет дошкольникам материалы, образцы возможной работы, заботиться о том, чтобы у детей был запас соответствующих материалов для всех желающих продолжить работу.
В самостоятельной музыкальной деятельности дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).
Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.
В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.
Организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.
Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2006
3. Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2007
4. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991, № 6.
Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.Такие мотивы как: мы можем научить малышей тому, что умеем; мы – помощники воспитателя; мы хотим узнать новое и многому научиться; мы готовимся к школе, – охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность.
Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.
В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуждаются воображение, инициатива. Развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников способствует участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр., в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. В данном возрасте происходит социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими (позиция в коллективе сверстников: друзья, объединения детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности). Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил, у них начинает развиваться чувство самоуважения и самостоятельность.
У детей развивается внимание и память, формируются навыки элементарного самоконтроля, способность к саморегуляции своих действий.
У дошкольниковпродолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Совершенствуется связная речь.
В самостоятельной деятельности дети широко вариативно применяют содержание, освоенное в организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности с воспитателем.
Активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка
Функция воспитателя — создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
Информированность среды. Этот показатель включает в себя разнообразную тематику, комплексность, многообразие материалов и игрушек. Ориентиры по подбору материала представлены по основным направлениям развития дошкольников, видам деятельности, областям знаний. Нужно стремиться к такому разумному оптимуму в насыщении среды, которая была бы информативна, сбалансирована, каждый элемент обладал педагогической ценностью. Многое в среде ДОУ создается руками педагогов, родителей и являются уникальными пособиями, несущими огромную образовательную и развивающую ценность. От мастерства педагога, его профессиональных умений,ответственности и желания зависит многое: специфика и уровень организации среды, успешность освоения содержания образовательной программы.
Например, для самостоятельных игр детей старшего возраста может быть оборудована игротека, в которой сосредоточены игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки», игры-головоломки, танграмы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы и др. Данный мини-центр должен занимать небольшую площадь в спокойном тихом уголке группы.
В центрах групп ДО могут располагаться разнообразные схемы, пиктограммы, пооперационные карты, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Для каждой возрастной группы должен иметься свой набор схематического материала. Подбор материалов, особенности его размещения должен носить научно-обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей каждого возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности. При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность. При действии с предметами у ребенка должна возникать проблемность, побуждающая к активному действию ради ее решения. Для этого педагог должен включать материал не только разной степени сложности, но и позволяющей выявить индивидуальную изобретательность ребенка к его содержанию, виду и форме, разным способам проработки, стимулирующей детей к творчеству (самовыражению) без боязни в чем-то ошибиться, сделать что-то не так «неправильно».
Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.
Сочетание новых и традиционных компонентов среды предполагает внесение или создание нового, неизвестного для стимулирования активности, творчества детей.
К вариантам новых компонентов среды можно отнести:
• тематические выставки (подлинных экспонатов, иллюстраций, книг, лэпбуки);
• мини-музеи (картин, игрушек, открыток);
• оформление по сезону;
• выставки детского творчества.
Они могут быть представлены в среде ДОУ:
• на свисающих нитях от потолка, заполняя работами воздушное пространство;
• в файлах на шкафчиках;
• в специально отдельном месте, легких полках, стенах творчества;
В создание среды надо активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими. Активизируя детей, привлекая их к созданию среды, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, предпочтения и склонности.
Дети старшего возраста с большим интересом готовят совместные работы с родителями по заданным темам рисунки, семейные газеты, фотовыставки. Такой материал вывешивается в группе, дети с удовольствием его рассматривают, делятся впечатлениями. Сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими. Такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, ответственность за общий успех дела, коммуникативность; создает микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.
• емкости для хранения атрибутов.
• маркеры игрового пространства.
• мебель для различных центров.
• площадки демонстрации детского творчества.
Ширмы, выкатные этажерки, контейнеры, цветные шнуры, складные заборчики помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.
Предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детейвсе материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям и этому же ребенку.
Самостоятельная деятельность детей организуется посредством создания развивающих центров разной направленности в каждой группе детского сада.
Познавательно-речевое направление работы с дошкольникамихарактеризуют следующие условия:
— создание в группе необходимого количества предметов, пособий, муляжей, мелких игрушек и дидактических игр для ознакомления детей с изучаемым предметом или явлением, а также большое количество речевых игр, пособий, предметных и сюжетных картин, схем, а также литературы по развитию речи детей; речевые уголки (газеты) способствуют закреплению правильных речевых навыков, полученных детьми в ходе разных занятий, а также наблюдений, экскурсий и т. д.
— разработаны уголки познавательной активности:
— стена интеллектуального развития, где дети могут рассмотреть в доступной форме карты, схемы, таблицы, фиксировать наблюдения, решать ребусы, кроссворды и т. д.
-мини-лаборатория, где созданы условия, имеются приборы и материалы для демонстрации и организации самостоятельного экспериментирования, проведения наблюдений за свойствами предметов и веществ, их сравнения, анализа
— разнообразие предметов по цвету, форме, размеру, материалу, весу,
-крупногабаритные модули, состоящие из отдельных сегментов, различных по форме, объему, цвету, которые можно соединять при помощи пуговиц, клепок, шнурков и использовать для развития сенсорных представлений, проведения подвижных игр, конструирования.
Самостоятельная деятельность в экологии
Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Эта опытно-исследовательская самостоятельная деятельность детей направлена на уточнение систематизацию всех свойств и признаков объектов и явлений неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости с объектами живой природы.
В «Детской лаборатории»выделяют:
• Место для постоянной выставки, где дети размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и др.).
• Место для приборов.
• Место для хранения материалов
• Место для проведения опытов.
• Место для неструктурированных материалов (стол «Песок- вода», емкости для мелких камней и др.)
У ребенка старшего дошкольного возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе. Основные показатели самостоятельной деятельности — интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей» Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания.
Консультация для воспитателей «Построение предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности дошкольников» Игра- важная неотъемлемая часть детской деятельности. Развивающая среда-это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально.
Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественной культуре и истории». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Магадана «Детский сад комбинированного вида №66» Консультация для воспитателей.
Консультация для воспитателей «Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста» Формирование правильной, грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Ребёнок с хорошо развитой, связной речью.
Консультация для воспитателей. Развитие самостоятельной активной речи детей раннего возраста (2–3 года) Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Речь является не только средством общения,.
Консультация для воспитателей «Развитие самостоятельной активной речи детей раннего возраста» (2–3 года). Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Речь является не только средством.
Организация самостоятельной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Приветствую Вас уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами примером организации самостоятельной деятельности у детей старшего дошкольного.
Консультация для воспитателей «Фольклор в двигательной деятельности детей дошкольного возраста» Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить.