Что такое самостоятельные и служебные части речи 2 класс
Русский язык. 1- 4 классы. Части речи.
Части речи – это группы слов, имеющих общее лексическое значение, одинаковые морфологические признаки; они выполняют одинаковые синтаксические функции в предложениях.
Части речи бывают самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Самостоятельные части речи.
Грамматические признаки частей речи.
Части речи | Общее грамматическое значение | Вопросы | Примеры |
---|---|---|---|
Имя существительное | предмет | кто? что? | юноша, день |
Имя прилагательное | признак предмета | какой? чей? | храбрый, соловьиный |
Имя числительное | количество или порядок предметов при счёте | сколько? который? | семь, двое второй, восьмой |
Местоимение | указывает на предмет, признак или количество | кто? что? какой? сколько? | я, ты, он, они каждый, несколько |
Глагол | действие или состояние предмета | что делать? что сделать? | гладить, думать решить, придумать |
Наречие | признак действия, состояния или другого признака | как? где? когда? почему? зачем? | вдвоем, вверху, навсегда, сгоряча |
Категория состояния | состояние живых существ, среды | о чём говорится? | пасмурно, душно |
Глагол имеет особые формы:
1. причастие, которое обозначает признак действия:
2. деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженным глаголом:
Служебные части речи
Служебные части речи — это группы слов, которые не имеют лексического значения. Они не обозначают предметы, признаки, количества или действия, а служат для связи слов, словосочетаний и частей сложных предложений или выражают отношения между ними.
К служебным частям речи принадлежат:
Предлоги
Предлоги связывают слова друг с другом и выражают зависимость имени существительного, прилагательного, числительного или местоимения от других слов в словосочетании и предложении:
Союзы
Союз служит для связи однородных членов предложения, простых предложений в составе сложного и фрагментов текста.
Весной возвращаются в родные места скворцы. грачи и зяблики.
Сизая туча раскинула свои крылья по всему небу, но тонкий золотой луч пробился сквозь нее.
Частицы
Частица придает дополнительные смысловые оттенки словам или предложениям и служит для образования некоторых форм слов.
Лес как будто бы притаился и замер, прислушиваясь к шагам охотников.
Не прочтешь ли нам свои стихи?
Пусть светятся твои глаза радостью!
К словам служебных частей речи нельзя задать вопрос. Служебные части речи самостоятельно не являются членами предложения, однако входят в состав тех слов, с которыми употребляются в высказывании.
Чтобы понять отличие служебных частей речи от самостоятельных, рассмотрим таблицу.
Таблица «Отличие самостоятельных и служебных частей речи»
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
---|---|
1. имеют лексическое значение | нет лексического значения |
2. можно задать вопрос | нельзя задать вопрос |
3. имеют грамматические признаки | не изменяются |
4. делятся на морфемы | не имеют морфемного состава |
5. самостоятельный член предложения | член предложения только с другим словом |
Междометие
Междометие не принадлежит ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Слова этой части речи непосредственно выражают чувства говорящего или его волеизъявление, не называя их:
Из-за этой специфичности междометия выделяются в отдельную группу слов, которую невозможно отнести ни к одной самостоятельной или служебной части речи.
Междометия — это неизменяемые слова. От служебных частей речи они отличаются тем, что не выражают отношений между словами и частями предложений и не вносят в высказывание дополнительных смысловых оттенков. В составе предложения междометия синтаксически не связаны с другими словами и не являются членами предложения.
Тьфу, что за глупости он говорит!
Видеоурок (5 класс)
Части речи Самостоятельные и служебные 2-4 классы
Самостоятельные и служебные
Имя существительное ( сущ. ) 1.Предлоги ( п.)
Имя прилагательное ( прил. ) а, и, но,
он, она, оно, они, я, ты, нее, ей
один, двадцать пять, ноль
Главные члены предложения:
Подлежащее (кто? что?)
2. Сказуемое (что делать? что сделать?)
Второстепенные члены предложения :
Дополнение (падежные вопросы имени существительного)
Определение (вопросы имени прилагательного)
Обстоятельство (вопросы наречия)
Простые предложения с однородными членами предложения
Однородные подлежащие при одном сказуемом.
Запестрели цветами поля, пригорки, долины.
Однородные сказуемые при одном подлежащем.
Однородные второстепенные члены предложения.
Чудесные сережки свисают с веток осины, орешника и ольхи.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-413488
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Открытый урок по русскому языку «Самостоятельные и служебные части речи»
Открытый урок по русскому языку 2 класс 22.10.2015 г
Тема урока: « Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».
Тип урока: урок закрепления знаний.
формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные;
упражнять в умении писать слова с парными звонкими и глухими согласными;
развивать фонематическое восприятие на основе специальных упражнений на выделение заданных звуков и соотнесение их с буквами;
воспитывать любовь к природе, повышать мотивацию к урокам русского языка.
учебник « Русский язык» 2 класс
елочные игрушки с буквами
конверты с заданиями
I. Организационный момент
–Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им, а теперь улыбнулись друг другу. Настроение у всех хорошее, все будут внимательно слушать меня и активно работать, тогда у нас все получится.
– Урок у нас необычный. К нам на урок придет еще один гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.
Слепили зимой во дворе ребятишки,
Не горку слепили, не мишку.
Слепили из снега зимою парнишку. Не нос, а морковка, не шляпа- ведро. (Снеговик)
-Он пришел с волшебным сундучком. В сундучке конверты с заданиями. Для тех, кто будет стараться на уроке, Снеговик приготовил сюрприз.
II. Сообщение темы и целей урока
-Скажем Снеговику, о каких согласных мы говорили на прошлых уроках.(О парных звонких и глухих согласных). Сегодня на уроке мы повторим о парных звонких и глухих согласных. Будем писать слова и предложения с этими согласными. Снеговик уже знает тему нашего урока и приготовил задания. «Человечек» он зимний, и задания у него зимние.
^ III. Закрепление изученного
2. ^ Минутка чистописания.
-Снеговик хочет посмотреть, как вы умеете красиво и правильно писать буквы. Достаем 2-ой конверт. Задание: «Пиши красиво». Открываем тетради.
Я тетрадочку открою, уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. (Пишут по образцу).
– Открываем 3-ий конверт «Загадки Снеговика». Задание: отгадки пишем на доске и в тетрадях, подчеркнуть звонкие и глухие согласные.
Снег на полях, Какой это мастер
Лед на реках, На стекла нанес
Иней сверкает. И листья, и травы,
Когда это бывает? (Зимой) И заросли звезд. (Мороз)
Что зимой в трубе гудит? (Ветер)
Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. (Лыжи)
4. Развитие фонематического восприятия.
Достаем 4-ый конверт. Задание «Игра с мячом». (Учитель называет звонкий согласный, ученики – глухой).
5. Достаем 5-ый конверт «Пропала буква». Задание: вставить нужную букву, списать.
6. ^ Работа с деформированным предложением.
Достаем 6-ой конверт Задание: составь из слов предложение .
узоры, на, Мороз, окне, рисует
(Ученик записывает на доске, учащиеся пишут в тетрадях, подчеркивают звонкие и глухие согласные).)
^ Мороз рисует узоры на окне.
Достаем следующий конверт «Отдохни». Задание: хлопнуть в ладоши, если слово начинается на звонкий согласный, присесть, если слово начинается на глухой согласный.
^ Зима, горка, санки, ветер, шапка, каток, шуба, фуфайка.
8. Составление предложений по картине «Зима».
Достаем следующий конверт. Снеговик, оказывается, отличный фотограф. Он принес картинки зимы. Посмотрите на них. Можно сказать, что зима-красавица? Какого цвета больше зимой? (Белого) Белый цвет- цвет чистоты. Воздух зимой чистый, холодный, свежий. Земля, деревья, дома укрылись пушистым снегом. Снег блестит, как серебро.
Дети составляют предложения по картине..
IV. Домашнее задание.
В следующем конверте задание Снеговика: открыть книги на стр.75, найти упр.148 (ученики читают, разбирают)
– Наш урок подошел к концу. Давайте посмотрим, остались ли конверты у Снеговика. Остался последний. Что же в нем?
Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями. Всем вам дарю снежинки.
-О каких согласных говорили?
-Что больше всего понравилось?
Части речи – что это такое и в чем разница между самостоятельными и служебными частями речи
Морфологические классы слов.
Чтобы в языке не было путаницы, все его слова надо было упорядочить. Поэтому было введено такое понятие как часть речи. Это группа «одинаковых» слов, то есть таких, у которых абсолютно одинаковые морфологические признаки: один вопрос, схожее значение, часто похожая роль в предложении.
Самостоятельные и служебные части речи – в чем разница
Все части речи в языках делятся на два типа: самостоятельные и служебные.
«Самостоятельные» – то есть они могут употребляться сами по себе, им не нужно какое-то еще слово. Например, мы можем по отдельности употреблять существительные: дом, машина, совесть; прилагательные: красивый, быстрый, чистый; глаголы: читать, танцевать, грустить.
А вот предлоги сами по себе употребляться не могут. Вы не будете просто так говорить «на», «около», «вдоль» – рядом с ними обязательно будет какое-то другое слово: на колокольню, около пруда, вдоль берега. То же касается частиц (не, же, ли), союзов (и, да, вследствие). Эти части речи – «служебные».
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
У самостоятельных слов есть три признака, которых нет у служебных, вот они:
Сравните со служебными словами:
8 самостоятельных частей речи
Я их перечислю и кратко охарактеризую.
Начнем с имен. Их три:
Есть часть речи, которая употребляется «вместо имени», чтобы постоянно не повторять одни и те же имена. Это местоимение. Оно отвечает на те же вопросы, что и три имени, например: (кто?) я, он, они, (какой?) такой, тот, этот, (сколько?) столько.
Чтобы назвать действия, которые выполняют предметы, или которые выполняются сами по себе, нужны глаголы. Они отвечают на два основных вопроса: (что делать?) писать, редактировать, учить, хихикать; (что сделать?) написать, отредактировать, выучить, похихикать. Недавно я опубликовал несколько статей про вид, времена, наклонения глагола, а также про инфинитив – его неопределенную форму. Читайте.
От глагола произошли две другие части речи:
Чтобы сказать, как происходит действие, нужны наречия. Они обозначают признаки, но не предметов, как прилагательные, а именно действий. Поэтому в предложении всегда зависят от глаголов: рисовать (как?) красиво, смотреть (куда?) наверх, гулять (когда?) вечером.
На наречие похожа еще одна часть речи – категория состояния. Это, по сути, наречие, но в таком предложении, где нет подлежащего (то есть в безличном): «Холодно. Одиноко. Грустно» – вроде бы наречие, отвечает на вопрос «как?», но глагола рядом нет. Поэтому обозначает не признак действия, а состояние природы или человека.
3 служебные части речи
Предлоги нужны для того, чтобы поставить существительное в какой-то падеж. Например: иду в школу – винительный падеж, иду из школы – родительный.
Вот моя статья про косвенные падежи. Я в ней рассказываю, как легко и быстро их запомнить: как запомнить порядок, вопросы, не путать именительный падеж с винительным. Наслаждайтесь.
Союзы связывают самые разные части речи: читаю и пишу, медленно, но без перерывов, грамотный, а считать не умеет.
Частицы нужны для более тонкой передачи смыслов. Сравните: «Я сказал» – «Я же сказал!» – «Лебедей и уток нет» – «Нет ни лебедей, ни уток».
Слова, которые не являются частями речи
Они как бы вне всей этой классификации. Их три:
Я постепенно постараюсь написать статьи про все эти части речи, поставлю сюда недостающие ссылочки.
Если у вас есть вопросы, пожелания, сомнения в чем-то – не стесняйтесь, спрашивайте в комментариях, я обязательно отвечу.
- Что такое вейджер х50
- Что такое рублевый счет сбербанк