Что такое самостоятельный ребенок
Самостоятельный ребенок: зачем нужна самостоятельность и как ее развить
Прежде чем говорить о воспитании у детей самостоятельности, стоит понять, что это за качество, зачем оно им нужно. Самостоятельность, как любое другое качество личности не существует само по себе, а должно служить определенным целям, стоящим перед малышом. Истоки самостоятельности проявляются у детей в самом раннем детстве.
Зачем детям нужна самостоятельность
Самостоятельность – это ведущее качество личности, выражающееся в умении человеком ставить цели и добиваться результата своими действиями, лично отвечать за свои поступки, в желании и умении самостоятельно мыслить, в способности действовать самостоятельно и инициативно не только в знакомой, но и в новой для себя обстановке. У человека с развитой самостоятельностью всегда адекватная самооценка, он всегда несет ответственность за то, что он делает.
Самостоятельность и ответственность закладываются постепенно, и начинать это делать нужно как можно раньше.
В сегодняшнем мире мы остро ощущаем те негативные последствия, когда родитель берет на себя всю заботу о ребенке до самых зрелых лет. Хорошо это или плохо, решает каждый сам для себя. Понятно, что нет ничего плохого, когда родители полностью обеспечивают ребенка вплоть до окончания института, и у ребенка имеется прекрасная возможность получать знания в комфортных для себя условиях.
Очень часто в современном мире мы сталкиваемся с инфантильностью уже подросшего «ребенка» и его неумения нести ответственность не то что бы за жизнь окружающих его близких людей (семью, родителей), но и за свою собственную. Очень часто встречается, когда парню уже 25 лет, а он еще не решил, кем работать, тянет средства с родителей, и они решают за него, когда ему спать, что кушать и на ком жениться. Такая картина является следствием того, что изменился образ жизни, и поменялось отношение к детям. И если раньше наши бабушки и дедушки становились самостоятельными и несли ответственность за свои поступки уже в младшем школьном возрасте, то сегодня, выйдя из-за парты института, многие так и не приобрели это полезное качество – самостоятельность и ответственность.
В современной городской жизни воспитать самостоятельного ребенка можно не с помощью жизненных реалий, а вопреки им. И только так!
Например, в далекие времена, когда наши бабушки и мамы еще сами были детьми, их с малых лет приучали к самостоятельности, потому что не было другого выхода и способа выжить. Так, родитель приучал старшего ребенка заботиться и следить за младшим не по своей прихоти, а по необходимости. Пока мать находилась на работе, кто-то в отсутствие ее должен был это делать. Родители были заняты тяжелым физическим трудом, и им необходима была помощь по дому, в огороде, с младшими детьми, со скотом. Волей неволей дети приобщались к труду, ответственности и самостоятельности. По сути, эта «необходимость» и делала детей самостоятельными и раскрывала потенциал ребенка, формировала его личность.
Вывод: ребенка нужно создать условия, где эта самостоятельность необходима. Просто развивать самостоятельность без определения потребности в ней – бессмыслица и пустая трата времени.
Для того, чтобы родителей в будущем не пугал подход ребенка к жизни, когда он будет считать, что ему все должны и будет полностью лишен чувства ответственности и самостоятельности, важно создать малышу условия («необходимость») для развития этих качеств. Это должно быть ни как наказание для малыша, а как вариант необходимого для каждого члена семьи вклада в уклад семьи.
Дети, которые получают в детстве все и лишены возможности проявить самостоятельность, вырастают неуверенными в себе, но требовательными к окружающим, малейшие трудности в жизни вызывают у них депрессивное состояние.
От многих родителей можно слышать мнение: «Ну уж нет, пока у меня есть возможность, я дам своему сыночку все самое лучшее и огражу его от любых забот. Пусть его детство будет безоблачным, пускай растет оптимистом!» По-мнению психологов, между безоблачным детством, уверенностью в себе и оптимизмом нет ничего общего. Представьте, как чувствует себя ребенок, которому все позволяли и от всего оберегали, когда он попадает в реалии школьной жизни и затем юношеской и взрослой. Оптимизм и уверенность будет связана только с опытом реального воздействия на мир, а не со словами, которые говорятся ребенку. Не давая ребенку возможности осваивать этот мир самостоятельно, не побуждая его к действиям, а только обслуживая его, вы растите неуверенного в своих силах человека.
«Куй железо, пока горячо!»
Развивать самостоятельность у ребенка важно не тогда, когда это стало удобно родителям, а в то время, когда она начинает формироваться у детей.
Первые признаки самостоятельности малыш проявляет уже в возрасте 2 лет. Когда родители слышат первые «Я сам!», «Я умею!», это говорит о желании малыша освободиться от опеки со стороны взрослых, реализовать самостоятельно свои идей и задачи. И тут важно не пресечь инициативу к самостоятельности, а направить ее в правильное русло, закрепить навыки самостоятельности, которые он проявляет пока только в детской деятельности, например, в игре.
Так, в возрасте двух лет, когда малыш пытается сам кушать, берет самостоятельно игрушки и прочее, поддерживайте его в этих начинаниях.
В 2-3-х летнем возрасте малыши стараются всячески подражать родителям, пытаясь пока что еще неумело произвести те действия, которые делает мама, например, складывать вещи, самостоятельно одеваться, собирать рюкзачок и т.д. Родителям важно в этот период не «обломать» тягу ребенка к самостоятельным действиям, не сделать малыша лишь пассивным объектом.
Пресекая ребенка в его самостоятельных действиях (например, в надевании колготок, кофточки) вы делаете грубейшую ошибку и формируете у малыша чувство неуверенности в себе и своих возможностях, у него пропадает желание к активным действиям, желание что-то делать самостоятельно, понижается самооценка, ребенок ощущает свою беспомощность.
В процессе развития малыш сталкивается со многими трудностями. Задача родителей, всегда оценивать сложившуюся ситуацию. Если малыш в силах самостоятельно справиться с задачей, не спешите ему помогать. Только его действия и влияния на этот мир разовьют в нем самостоятельность и желание к активным действиям в будущем, повысят его уверенность в своих силах. При сложной для ребенка ситуации, когда ему действительно трудно справиться с задачей в одиночку, предложите ему свою помощь. Именно помощь, а не полное свое присутствие, устраняя его от действий.
Не пытайтесь сделать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно!
При правильном отношении к детскому «Я сам!» к старшему дошкольному возрасту дети достигают высоких показателей инициативности и самостоятельности в решении поставленных ими или окружающими задач.
Этапы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста
Преимущества развития самостоятельности у детей
Основная задача родителей в этом направлении, приучить малыша самостоятельно принимать решения, ставить цели и идти к ним, беря на себя ответственность за свои действия. Родители должны уделить этому этапу развития ребенка достаточно внимания. Основные плюсы, которые получает ребенок, наученный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность это:
Почему родителям следует особенно внимательно отнестись к развитию у ребенка самостоятельной деятельности. Дело в том, что ребенок, который не развивает навыки самостоятельного принятия решений, склонен:
Итак, как же воспитать у ребенка самостоятельность, которая во многом определяет его успешность в жизни?
Воспитание у детей самостоятельности
Самостоятельный ребенок. Как не задавить детей любовью
Как связаны несамостоятельность, низкая самооценка и плохое поведение
Что такое методика Монтессори? В первую очередь вспоминаются специальные пособия, детские сады, где воспитатели не кричат на детей, и то, что даже самых маленьких здесь учат застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Действительно, самостоятельный ребенок — главная задача «воспитания по Монтессори». Педагоги, работающие по этому методу, убеждены: бытовая самостоятельность и самостоятельность в играх формирует характер и будущее ребенка. Вот как это происходит — или не происходит.
Ребенок, который задевает других
В первый день в детском саду Лилиана долго осматривается и ходит от стола к столу. Будто бы нечаянно она стирает рисунок Моники на полу. Потом берет мелок и проводит им прямо по рисунку, над которым Анна трудилась больше часа. Не прошло и трех минут, а дети уже остерегаются ее. Как только Лилиана приближается, они начинают защищать свои вещи грудью и локтями. Я подхожу к ней. У нее из носа течет.
— Где твой платок? — спрашиваю я.
Она улыбается мне и всем своим видом показывает: принеси!
Я беру ее за руку и веду в коридор, где висит ее одежда. После продолжительной паузы она нехотя достает платок из своей сумки и кидает его мне под ноги. Я не двигаюсь.
— Вытри мне нос! — приказывает она.
Я отхожу от нее. Она размазывает сопли по лицу и роняет грязный платок на пол.
— У нас есть специальная корзина для грязных бумажных платков, — говорю я уверенно.
Она сверлит меня взглядом, но все же наклоняется за платком и выкидывает его куда следует.
Я хочу чем-нибудь занять Лилиану, мы идем за ножницами и бумагой. И тут я с удивлением замечаю, что она не умеет пользоваться ножницами. Мама впервые отвела ее в детский сад почти в шесть лет, однако через две недели пришлось ее оттуда забрать, потому что воспитательница была слишком требовательной и явно недолюбливала Лилиану. Так ребенок лишился возможности овладеть элементарными навыками, необходимыми в повседневной жизни.
Я показываю Лилиане, как держать ножницы, и даю ей простое задание, но не вижу, чтобы она старалась. Через полминуты она встает и пытается порезать платьице, которое сшила Петра. К счастью, я успеваю вмешаться, однако Петра уже в ярости. Я решительно беру Лилиану за руку и сажаю ее за стол в сторонке.
— Лилиана, — говорю я, — ты будешь сидеть здесь, пока не прекратишь мешать своим товарищам.
Все утро я не могу расслабиться. Атмосфера в детском саду напряженная.
Наблюдая за Лилианой, я заметила, насколько она несамостоятельна, из-за этого она и пристает к новым товарищам. Более того, она стремится подчинить их.
В последующие недели мы пытаемся приучить Лилиану к самостоятельности и поражаемся тому, насколько быстро ребенок овладевает новыми навыками. Мы очень чутко следим за всеми ее выходками и реагируем последовательно.
Через месяц Лилиану уже не узнать. Она стала более уравновешенной и уверенной в себе, усидчивой. Иногда она все еще пытается провоцировать детей, мешать им. Однако и эти инциденты через какое-то время ушли в прошлое. Атмосфера вокруг нее стала более спокойной.
Мать Лилианы была поражена и, кажется, немного смущена. Женщина уволилась с любимой работы, чтобы посвятить себя семье. В этом теперь смысл ее жизни. Но ее дети не могут по достоинству оценить ее любовь и терпение и, по большому счету, не могут ответить матери так, как ей хотелось бы. Кроме того, ее удивляет и расстраивает, что дети ленивы, эгоистичны и высокомерны.
«Но они ведь еще дети», — разводит руками мама. Она хочет максимально облегчить им жизнь. Самостоятельность? Этому их научат в школе, уверена она. Жизнь, как известно, не сахар, она очень рано начинает испытывать на прочность. Поэтому мама хочет как можно дольше оберегать своих детей. Она очень любит за ними ухаживать, но признается мне, что уже и сама видит, насколько дети зависимы от нее.
«Помощь», которая не помогает
Итак, мы бесконечно любим наших детей и полностью себя посвящаем им, но этого недостаточно. Мы должны помочь им стать сильными и жизнеспособными людьми.
Многие родители стремятся сами расчищать дорогу для своих детей от любых препятствий. Они самоотверженно помогают детям, исполняют все без исключения их желания. Но многие при этом страдают от физического и душевного истощения. А дети все равно недовольны, придираются и требуют от родителей все больше и больше.
Некоторые мои молодые коллеги склонны слишком сильно баловать детей и опекать их сверх меры. В этом случае я даю им задание — описать, как чувствует себя несамостоятельный ребенок.
Естественно, не каждое из этих высказываний относится к ребенку, которого оберегают сверх меры. Но также естественно, что несамостоятельный, то есть зависимый, ребенок имеет заниженную самооценку. Он не уверен в себе, даже если пытается скрыть это под грубостью, подхалимством, нытьем или агрессией. На самом деле он застенчив и слаб духом, случись что — он сразу же бежит к взрослым.
Чем активнее мы убираем с пути нашего ребенка препятствия, чем бережнее мы за ним ухаживаем и чем больше его балуем, тем меньше мы оставляем ему шансов научиться преодолевать повседневные трудности. Любовью можно буквально задавить ребенка. Результатом будет неприспособленный к жизни человек. Более того, при его эгоистической жизненной позиции ему будет сложно выстраивать нормальные отношения, ведь едва ли найдется много желающих мириться с его избалованностью.
Уточню: я не говорю, что нужно позволять ребенку делать все, что вздумается. Мы конечно же знаем, что он еще не способен сам устанавливать границы своего поведения и своих поступков.
Самостоятельность в моем понимании — это противоположность зависимости от других. Это необходимость и способность делать все, что можно в самом раннем возрасте, без помощи взрослых.
«Помоги мне сделать это самому!»
Это один из важнейших постулатов методики Монтессори.
Я наблюдала за матерью и ее годовалой дочерью, которые шли по тротуару с низеньким бордюром (он был, может быть, чуть выше кофейной чашки). Машины по узкой улочке не ездили, никакой опасности не предвиделось. Девочка, смеясь, взбиралась на тротуар и спрыгивала с него, потом взбиралась обратно и опять спрыгивала. Из страха, что ребенок может покалечиться, мама схватила девочку за руку и уже, наверно, в двадцатый раз сказала:
— Прекрати, а то упадешь.
Девочка разозлилась и расплакалась. Пришлось ее успокаивать.
Какой шанс упустил в тот момент ребенок — совершить свое первое восхождение хоть на какую-то вершину! Неужели небольшая разведка была так опасна?
На лестничной площадке стоит Мари-Анна (15 месяцев). Она крепко держится за перила. Я стою в нескольких шагах от нее и наблюдаю.
Она с любопытством рассматривает меня, потом переводит взгляд на кошку, сидящую на ступеньке. Девочка пищит от удовольствия, аккуратно, шаг за шагом, поднимается выше и постоянно что-то лопочет. Мама приходит посмотреть, все ли в порядке, и в разговоре я упоминаю, как ее маленькая дочка самостоятельна.
— Знаете, как-то раз Мари-Анна споткнулась и пролетела две ступеньки, но не ушиблась. И я сделала для себя замечательные выводы. Несмотря на это происшествие, я буду спокойно пускать ее на лестницу. Дверь в дом заперта, значит, ничего страшного с ней не случится. С тех пор как она упала, она крепко держится за перила. Разве я имею право что-то запрещать ей из-за моего собственного страха? Не думаю.
До чего же мы иногда недооцениваем своих детей! Их возможности больше, чем мы можем себе представить. Как часто ко мне на курсы приходят восхищенные родители и говорят:
— Это невероятно! Мы и не знали, что наш малыш столько всего умеет. Он стал намного более уравновешенным, упорным и радостным, чем раньше, когда мы за ним ухаживали.
Да, приучать детей к самостоятельности не всегда удобно. Это требует от нас и времени, и отказа от привычного рабочего темпа. Но зато очень скоро вся семья сможет пожинать первые плоды нашего терпения.
Статья предоставлена издательством «Росмэн»
Консультация для родителей «Что такое самостоятельный ребенок»
Ильзира Нурхамитова
Консультация для родителей «Что такое самостоятельный ребенок»
Консультация для родителей
«Что такое самостоятельный ребенок»
Долгое время основным критерием самостоятельности считали отсутствие у ребенка ориентации на помощь и поддержку взрослого. Высказывания «Я сам», и автономность в действиях рассматривались как наиболее достоверные признаки сложившейся или складывающейся самостоятельности. Однако наблюдения показывают, что абсолютно надежными признаками самостоятельности эти данные не являются. Так тяга к самообслуживанию, к самостоятельности в некоторых действиях, ярко обнаруживающаяся у детей в три года, к пяти – шести годам может абсолютно бесследно исчезнуть, не оставив в личности необходимого отпечатка, не став насущной потребностью. Дело в том, что многие элементарные проявления самостоятельности в середине раннего возраста – это признак псевдосамостоятельности.
Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Первый из них – негативизм, т. е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать, наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.
Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Кроме того, наблюдается строптивость. Ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше. Его протест направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни. И наконец, своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.
В поведении ребенка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих. Ребенок постоянно ссорится с окружающими людьми, ведет себя очень агрессивно. Может обзывать взрослого бранными словами, которых раньше не употреблял. Или отказываться играть со своими игрушками, замахиваться на них, будто они живые.
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка. Дети стремятся к самостоятельности,но возникает вопрос: что, же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то что они еще малы? Такой ребенок уже способен включатся в различную полезную деятельность. Например, трехлетние дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользуясь ложкой и вилкой. Они очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребенок принимает участие в настоящей работе,выполняемой взрослыми: подает картошку, чтобы мама ее почистила, приносит и убирает со стола посуду, помогает накрывать на стол. Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков, постоянное и удобное место для полотенца и т. д. Но создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Консультация для родителей «Что такое гиперактивность» Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности.
Консультация для родителей «Что такое толерантность» Консультация для родителей «Что такое толерантность» Для начала нашего разговора о толерантности, я хочу рассказать Вам притчу: Жил в пустыне.
Консультация для родителей «Что такое ЗПР?» Если ребёнок плохо говорит. Не слушайте знакомых и даже врачей, которые говорят, что если ребёнок не заговорил до двух лет, то он сделает.
Консультация для родителей «Что такое фитнес?» «Что такое детский фитнес» Детский фитнес- это спортивные занятия, которые могут включать в себя элементы хореографии, гимнастики и аэробики.
Консультация для родителей «Что такое фольклор» Воспитатель: Клинкова Е. А. Опыт и знания жизни, приобретенные сотнями и тысячами людей в труде и общественной жизни, закреплялись в кратких.
Консультация для родителей «Что такое хореография» Что такое танец для ребенка? О том, что каждый ребенок – уникален, знает любая мама. И тем более, каждая мама уверена, что именно ее ребенок.
Консультация для родителей «Что такое лэпбук?» Лэпбук для дошкольников Лэпбук – это обучающая папка, посвященная какой-то одной теме. Изготавливается такое пособие в домашних условиях.
Консультация для родителей «Что такое осень» «Что такое осень?». Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро меняет. Сначала появляются яркие краски. Потом листва с деревьев.
Консультация для родителей «Что такое этикет» Этикет Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть?.
Консультация для родителей «Самостоятельный ребенок»
Виктория Кулешова
Консультация для родителей «Самостоятельный ребенок»
Необходимо правильное воспитание ребенка с первых лет жизни: ведь то,
что будет заложено в нем в этот период, станет прочным фундаментом для
формирования в дальнейшем многих важных качеств личности.
Каждая мать знает, что самой одеть ребенка намного проще, быстрее и
спокойнее, чем научить его одеваться. И, вообще, воспитать в ребенке те или
иные качества несравненно труднее, чем просто ухаживать за ним,
приговаривая при этом: он еще мал, вырастет – к нему это придет. И все-таки,
хотя воспитание самостоятельности стоит немало сил и терпения, это
необходимо, так как дает ребенку важные преимущества: уверенность в себе,
спокойствие, внутреннюю свободу. Ребенок, приученный к
самостоятельности, просто не замечает многих мелочей, которые выводят из
равновесия его избалованного сверстника.
Известно, что маленький ребенок всем делам учится с удовольствием,
если только взрослые не запрещают ему, не торопят, а, главное, терпят,
если у него что-то получается не так. Например, если ребенок складывает
выстиранное белье в таз для мытья пола. Таких мелочей бывает много, всю
детскую инициативу предугадать невозможно, поэтому нужно учесть все
мелочи, организовать все так, чтобы детям было как можно легче справиться с
заданием. И они очень быстро и легко выполняют, казалось бы, сложные для их возраста дела.
Чтобы ребенок мог сам убирать свою постель, нужно давать ему
маленькую простынку, которую нетрудно поправить, небольшое одеяло. Если
вы хотите, чтобы ребенок вешал свое пальто, шубу на место, крючок надо
если вы хотите, чтобы ребенок складывал кубики, приготовьте ему удобный
ящичек или коробку.
Если ребенок умеет и может выполнять посильное дело, нужно требовать
его выполнения, без скидок на разные причины и обстоятельства.
Есть дела, которые ребенок выполняет для самого себя, а есть дела,
которые направлены на пользу другим людям. Если ребенок только умеет
обслуживать себя, этого еще очень мало. Чтобы воспитать нравственного
человека, нужно научить его делать что-то для других. То, что результат труда
детей кому-то очень нужен, является одним из главных аргументов в трудовом
воспитании. Главное в трудовом воспитании не учить детей любви к
домашнему труду, а научить их не делать проблем из мелочей быта.
У ребенка должны быть постоянные обязанности по дому, их может быть
мало, они просты, а во всем остальном необходимом в быту, ребенок может
участвовать эпизодически, в основном по желанию.
Перечислим возможные постоянные обязанности детей: по
самообслуживанию – полностью одеваться и раздеваться с 3-4 лет, убирать
постели – с 4 лет; самостоятельно собирать необходимые вещи для детского
сада, класть сушить мокрые вещи после прогулки на батарею; возможно также
поручить ребенку убирать свою комнату или наводить порядок в игровом
уголке, что научит ребенка меньше разбрасывать свои вещи; поливать цветы,
старшим детям можно поручить мыть двери во время общей уборки квартиры,
стирку и глажение мелких вещей под присмотром взрослого.
Консультация для родителей «Активный ребенок» Ваш ребенок очень активно двигается,ему не усидеть на месте,как же направить эту активность и энергию на укрепление физического здоровья.
Консультация для родителей «Капризный ребенок» Уважаемые родители! Каждый из вас наверняка сталкивался с капризами ваших деток. Что же такое капризы детей и как их можно избежать?.
Консультация для родителей «Ребенок и гаджеты» Многих родителей волнует постоянное «общение «ребенка с телефоном,встает вопрос как влияет он на детскую психику,страх о том,что такое.