Что такое санитарная комната
Санитарно-бытовые помещения на предприятии
Создание санитарно-гигиенических условий для сотрудников промышленных предприятий – обязательное требование в системе обеспечения безопасности труда. Первостепенную значимость при этом имеет предоставление рабочим надлежащего числа санитарно-бытовых помещений на предприятии согласно нормам СанПиНа. Их обустраивают соответственно потребностям работников. Современные технологические производственные системы занимаются исследованием и решением вопросов организации безвредных условий работы, которые определяют степень здоровья персонала и производственную эффективность.
Что такое СБП на производстве
Санитарная комната на предприятии предназначена для личной гигиены и ухода за одеждой. Она является компонентом охраны труда работников. При планировании и постройке производственных сооружений специальные предписания и нормативы предусматривают выполнение гигиенических мер, сохраняющих состояние здоровья работников и экологию внешней среды. Налаживание правильных условий работы способствует сокращению бытовой и производственной подверженности заболеваниям и в результате – улучшению эффективности труда.
Важную роль в этом процессе играет организация обеспечения рабочих специально оснащенными помещениями. Они помогают защищать человеческий организм от негативного влияния промышленных факторов и освобождать его от губительного воздействия после завершения работы. Эти предписания формируют комплектование, подбор и структуру СБП и приспособлений в них.
Санитарные комнаты – это:
Рациональным является проектирование СБП в обособленных постройках или во флигелях основного здания, хотя это во многом обусловлено:
Обычно бытовые сооружения размещают между проходной и цехами, причем переход между ними должен быть крытым и отапливаемым. По открытому воздуху к СБП можно продвигаться не больше 0,5 км, а на севере – не более 300 м. Нельзя размещать гигиенические блоки над пищевыми модулями, административными и медицинскими кабинетами, чтобы избежать вероятной аварии.
Обустройство СБП — долг нанимателя
Предупредительные, оздоровительные и гигиенические мероприятия, обеспечивающие безопасность сотрудников в процессе работы при использовании производственных сооружений, регулируются законодательно (ч. 1 ст. 24 ФЗ № 52) и нормами СанПиН. Государственная политика в сфере охраны труда определяет регламент снабжения работников средствами безопасности (личными и коллективными). В соответствии со ст. 210 ТК РФ руководитель организации за счет предприятия должен предоставить работникам:
Согласно нормам охраны труда руководитель предприятия, кроме специализированных помещений, должен обустроить:
Состав подсобных и бытовых построек проектируется на стадии возведения промышленного комплекса.
Требования к вспомогательным помещениям
Пространство СБП и тип эксплуатации обусловлены общим числом сотрудников и условиями работы. Сумма мест должна совпадать с численностью сотрудников в расчете по половине кв. м на одного человека. Комнаты для переодевания на производстве с недостаточно серьезным загрязнением представляют собой гардеробные для содержания повседневной и рабочей одежды и умывальные комнаты с 1 краном на 7 человек. Для большей части промышленных организаций требуются обособленные раздевалки для домашней и спецодежды. Санитарные помещения – это не только души, умывальни и туалеты, в них входят склады для грязной и чистой формы.
На предприятиях также необходимо обустройство специальных бытовок для просушивания и избавления от пыли спецовок, приспособления для очистки рабочей обуви. Для трудящихся на объектах с сильным загрязнением устраивают кабинеты для оздоровительных физиотерапевтических процедур: светолечения, ингаляций.
Просушивание спецодежды обычно производится непосредственно в шкафах с помощью разогретого воздуха или устройства в них калориферов. Оптимальный вариант – подача тепла в нижнюю часть и удаление сверху.
Предписания для душевых помещений на предприятии
Количество душевых кабин на производстве определяется санитарными параметрами производства из соображений 3 кабинки на смену из 5-10 человек. По правилам не следует располагать души и раздевалки возле внешних стен построек, чтобы не возникал конденсат. Во всех санитарных помещениях необходима:
Требования к душевым помещениям на предприятии соотносятся с характером выпускаемой продукции и условиями работы.
Умывальники с холодной и горячей водой и ванны для мытья ног обычно организуют в обособленных помещениях, однако допустимо в гардеробных.
Дополнительная информация. При образовании в процессе работы сильного загрязнения предусматриваются приспособления для мойки рук спецсредствами в расчете 1 установка на 40 работников.
Туалеты на производстве проектируют согласно санитарным нормам в пределах 75 м от мест работы, на территории завода или фабрики – до 150 м. На 30 мужчин или 15 женщин должен быть 1 унитаз, на 100 человек положена персональная кабинка. Если в смене работает больше 15 женщин, рекомендуется рядом с уборными организовать для них в структуре бытовок гигиенический кабинет.
Санитарные нормативы при возведении и перестройке подсобных и служебных помещений
Требования к технологической разработке проектов промышленного предприятия определяются в п. 7.13 ГОСТ, установленным Росстандартом в 2015 г. В Постановлении Главного государственного санитарного врача (2010 г.) перечисляются виды вспомогательных помещений на вновь строящихся и реконструируемых объектах, предписания к их техническому переустройству. Нормы относятся к любой форме собственности и принадлежности к ведомству и указаны в приказе для управленческих и бытовых построек.
В этом же документе определены правила для складов, предназначенных для раздельного содержания чистой и загрязненной спецодежды. На предприятиях с сильным загрязнением предусматривают помещения:
Важно! Места для курения отгораживают от СБП в целях изоляции остальных людей от негативного воздействия дыма.
Санитарное содержание бытовых помещений
Все санитарно-бытовые комнаты необходимо убирать и вентилировать каждый день. Если невозможно это сделать естественно, должно быть устроено механическое проветривание.
Обратите внимание! Эксплуатация бытовок для других целей не разрешается.
Раздевалки, душевые и остальные СБП следует регулярно дезинфицировать. В зависимости от характера производства устанавливается специальный режим уборки. Сливные отверстия в туалетах и душах нужно систематически чистить и содержать в исправном состоянии, чтобы не образовывалось застоя жидкости на полу – он всегда должен быть сухим. Нельзя допускать неисправности механизмов смыва воды в унитазах. Качество влагостойкого покрытия поверхности стен и перегородок в душах и туалетах предполагает легкую очистку. Непременно должны соблюдаться нормы душевых кабин на общее количество рабочих.
В умывальниках и душах не допускается перебоев с горячей водой. Ее объема должно хватать на всех работающих. Чтобы избежать очередей, требуется организовать мытье по заранее составленному графику. Желательно контролировать постоянное наличие мыла и свежих полотенец, а также исправность фенов для сушки рук.
Столовые и буфеты должны соответствовать общим санитарно-гигиеническим правилам для пунктов общепита. Их оборудуют мебелью, холодильниками, умывальниками и мойками для посуды.
К сведению! Все СБП обязательно подлежат своевременному ремонту.
Ответственность
Организациям и ИП вменяется в обязанность выполнение законодательных указов и решений. За несоблюдение санитарных норм по использованию любых помещений в соответствии со ст. 6.4 КоАП РФ устанавливаются штрафные санкции:
Ответственным лицам следует подготовить план технического контроля, утвержденный руководством предприятия. В случае материального ущерба, причиненного в случае несоблюдения санитарных правил, виновный несет финансовую ответственность в соответствии с ТК РФ.
Проблема охраны труда занимает важное место в современной хозяйственной сфере. Несоблюдение правил организации и содержания СБП приводит к росту числа профзаболеваний, травматизму и даже смертельным случаям. Одна из важных областей государственной деятельности – исправление ситуации с условиями труда и контроль выполнения санитарных норм. Бытовое обеспечение сотрудников предприятия способствует созданию им комфорта в процессе работы.
*Суммы штрафов актуальны на июль 2019 года.
Санитарная комната: какой она должна быть
Жаль, но санитарная комната как правильно оснащенное место для инвалидов существует не во всех учреждениях. Но ведь среди сотрудников компаний, служащих государственных и учебных учреждений очень много людей, которым жить немного сложнее, чем другим. Поэтому добропорядочное руководство должно озаботиться об оборудовании отдельного помещения.
В санитарной комнате может быть установлено максимальное количество систем, помогающих людям с ограниченными возможностями чувствовать себя комфортно в санитарном узле. Правда, порой приходится делать по-настоящему капитальный ремонт в уже готовых туалетах. Ведь приходится устанавливать не просто дополнительные поручни, но монтировать раковины, сушильные аппараты и прочие важные гигиенические принадлежности.
Полная комплектация санитарной комнаты
Если санузел собирается под нужды людей с ограниченными физическими возможностями, в нем должны присутствовать следующие системы. Желательна установка кресла-туалета с регулируемой высотой сидения и складной спинкой. Также ставится унитаз для отдельной группы инвалидов. Делается насадка со съемными поручнями на унитазы. Желательно смонтировать двухопорный и неоткидной поручень.
В ванной желательно присутствие сидения с поручнем. Делаются поручни с двумя ступенями.
Раковины также монтируются под нужды инвалидов. Более того, и на раковинах должны быть опорные поручни и локтевые смесители с длинными ручками.
Зеркала устанавливаются поворотные. И даже зубные щетки помещаются звуковые. В любом случае в ванной ставится скамья, откидные стульчики. Невозможно представить санитарную комнату без противоскользящих ковриков. Должна быть обеспечена защита от воды.
Во многих комнатах устанавливаются опорные шесты, предлагаются щетки для душа и отдельные для мытья. В особенных случаях делаются подъемники для ванных.
Конечно, все это оборудование не обязательно монтировать в офисных и прочих коммерческих, производственных помещениях или в учебных учреждениях. Но сделать санузел максимально комфортным для всех своих сотрудников, студентов и посетителей обязаны все руководители.
Что такое санитарная комната
ПОМЕЩЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО И МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Rooms in establishments social and medical service
Дата введения 2013-07-01
Сведения о своде правил
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Управлением градостроительной политики
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных
Введение
Настоящий свод правил «Помещения в учреждениях социального и медицинского обслуживания. Правила проектирования» разработан в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений».
Разработанный в развитие положений СП 59.13330 настоящий свод правил в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года и ратифицированной 3 мая 2012 г. [3], содержит нормы и правила по проектированию среды, адаптированной для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В настоящем своде правил учтены опыт исследований в данной области отечественных и зарубежных специалистов, а также разработки различных авторов и творческих коллективов.
1 Область применения
1.2 Свод правил распространяется на стационарные и полустационарные учреждения медицинского, социального и медико-социального обслуживания, связанные с уходом за немощными и хронически больными людьми.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:
СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»
СП 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования»
ГОСТ 25809-96 Смесители и краны водоразборные. Типы и основные размеры
ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества»
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
3 Термины и определения
3.1 жилая группа: (здесь) Планировочная единица, объединяющая жилые ячейки на 15-30 чел. и общие помещения (дневное пребывание, прием пищи, пост медсестры и др.), обслуживающие эти помещения.
3.2 жилая ячейка: (здесь) Планировочная единица, объединяющая жилую комнату на одного-двух человек и подсобные помещения при ней.
3.3 безбарьерная среда: Обеспечение независимости человеку, имеющему проблемы со здоровьем, в виде отсутствия физических барьеров на пути (ровный пол, широкие двери, возможность перемещения между этажами на лифте, приближенные к комнатам проживания уборные, механизмы, обеспечивающие доступность) в совокупности с понятной навигацией в пространстве: (ориентацией доступа): цветовые решения, яркие знаки, наименования, картинки.
3.4 санитарный узел: (санузел) Помещение, в котором размещены душ (ванна), унитаз и раковина.
3.5 уборная: Помещение, в котором размещены унитаз и умывальник.
4 Общие требования к проектированию помещений социального и медицинского обслуживания
4.1 Общие правила оборудования помещений
4.1.1 Настоящий свод правил направлен на создание полноценной пространственной среды в учреждениях социального и медицинского обслуживания при помощи рациональных планировочных решений, применения современного оборудования и мебели, обеспечивающих требуемый уровень доступности и безопасности социальных услуг и медицинской помощи, а также комфортность пребывания и проживания маломобильных групп населения в специализированных зданиях.
Из помещений, предназначенных для непосредственного пребывания людей, рассмотрены, в основном, те, которые имеют многократную повторяемость в объектах проживания, медицинского и социального обслуживания. Примерный набор мебели и оборудования для этих помещений приведен в приложении А.
4.1.2 Проектные решения по оборудованию и оснащению специализированных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям и потребностям проживающих. Под этим подразумевается адаптация архитектурной среды для нужд людей по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности.
4.1.3 Архитектурные и инженерные решения по внутреннему обустройству зданий социальных и медико-социальных учреждений рекомендуется ориентировать на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы и психики.
4.1.4 Основные направления создания комфортности (удобства):
повышение качества среды через оптимальную организацию пространства здания, учитывающую состояние здоровья человека, и создание дополнительных условий, помогающих ему в получении необходимых услуг и самообслуживании;
создание условий для минимальных затрат и усилий человека на удовлетворение своих нужд путем использования необходимого и эргономичного оборудования;
обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, а также получения нужной информации.
4.1.5 На обустройство и оборудование помещений, посещаемых МГН во всех типах общественных и жилых зданий, в том числе и специально для них предназначенных, распространяются все требования, которые изложены в СП 59.13330.
4.1.6 Расстановка мебели и оборудования в помещениях, где находятся или обслуживаются МГН, производится с учетом их основных антропометрических габаритов (рисунки А.1-А.5).
4.1.8 В связи с ослабленным зрением и нарушением координации движений значительной части МГН предназначенные для них элементы оборудования (выключатели, розетки и др.), должны иметь контрастные цвета по отношению к фону, на котором они расположены, чтобы их можно было при необходимости легко обнаружить.
4.1.9 Следует подбирать такие типы мебельной фурнитуры (ручки, защелки и др.), пользование которыми не представляет затруднений ослабленным людям.
4.1.10 При проектировании учреждений с постоянным нахождением МГН следует:
применять фитодизайн помещений, основанный на использовании оздоровительных растений и трав;
создавать в холлах для ожидания и местах тихого отдыха аквариумы, фонтанчики, цветочные композиции и другие элементы природной среды;
создавать внутренние дворики с местами для отдыха, элементами зимнего сада, «живого уголка», пруда с декоративными рыбками;
применять камины, которые могут служить центрами общения и организации более маленьких пространств внутри больших.
4.2 Особенности оснащения и обустройства помещений с учетом подвижности МГН
4.2.1 Люди, проживающие в учреждениях социального обслуживания по степени подвижности, влияющей на характер оборудования помещений, в которых они живут, делятся на следующие три категории:
с ограниченным передвижением в пределах дома, квартиры, комнаты, этажа;
4.2.2 Планировочные габариты помещений для людей с ограниченной подвижностью должны учитывать возможность их перемещения с помощью различных вспомогательных средств (рисунки А.6, А.7).
4.2.3 Принципы организации внутреннего пространства следует изменять по мере потери подвижности человека:
для свободно передвигающихся людей основной акцент делается на обеспечение удобного и безопасного передвижения;
для людей с ограниченной подвижностью основной акцент делается на обеспечение удобного и безопасного места отдыха и коммуникационных путей к нему (рисунок А.8);
для людей с потерей подвижности уменьшается необходимое пространство жилой зоны и увеличиваются размеры вспомогательных помещений для гигиенических процедур.
САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ — гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные, места для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды и др. Обеспечение работников С.-б. п. и санитарно-бытовыми устройствами осуществляется в соответствии с СНиП 2.09.04—87 «Административные и бытовые здания». С.-б. п. проектируются либо в отдельных зданиях, что наиболее целесообразно, либо пристроенными к производственному корпусу. Размещение С.-б. п. на предприятиях зависит от масштаба и характера производства. Как правило, они располагаются на кратчайшем пути от проходной до рабочего места.
Отапливаемые производственные помещения должны соединяться с отдельными зданиями С.-б. п. теплыми переходами. Расстояние от С.-б. п. до рабочих мест на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях не должно превышать 500 м, а в северных широтах — 300 м. Бытовой корпус должен быть размещен на расстоянии не менее 25 м от объектов, выделяющих пыль, вредные газы и пары. Не допускается расположение душевых, умывальных, уборных и т. д. над пищевыми блоками, конторскими помещениями, здравпунктами и помещениями, проникновение воды в которые может вызвать аварию. В бытовом блоке следует предусматривать кладовые для хранения уборочного инвентаря площадью не менее 4 м 2 с подводкой водопровода и канализации.
Площадь С.-б. п. и характер обслуживания определяются с учетом заданной пропускной способности, которая зависит от общего количества работников и от условий их труда. При этом количество мест должно соответствовать списочному составу работников из расчета 0,5 м 2 площади на 1 человека.
На производствах, где имеет место небольшое загрязнение рук, гардеробные блоки могут состоять из гардеробных отделений для совместного хранения рабочей и домашней одежды и умывальных (из расчета 7 человек на 1 кран). Большинство производственных процессов требует устройства раздельных гардеробных для рабочей и домашней одежды. В состав гардеробного блока входят гардеробная для домашней и уличной одежды, гардеробная для рабочей одежды, душевые, умывальные, уборные, кладовые для хранения чистой одежды и сбора грязной одежды.
К специальным бытовым помещениям и устройствам относятся: помещения для сушки, обезвреживания, обеспыливания рабочей одежды; респираторные, фотарии, ингалятории; ножные ванны; устройства для мытья и чистки рабочей обуви и т. д. Подсушивание одежды может осуществляться либо специальной подачей нагретого воздуха непосредственно в шкафы, либо оборудованием в них отопительных регистров, нагревающих воздух. Для ускорения сушки одежды нагретый воздух рекомендуется подавать в нижнюю часть шкафа, а удаление осуществлять из верхней. Разработано специальное автоматическое устройство для отключения вентиляции индивидуальных шкафов при высыхании одежды.
Душевые оборудуются в зависимости от санитарной характеристики производственного процесса из расчета 1 рожок и 3 места в преддушевой на каждые 5—10 человек наибольшей смены. Не рекомендуется размещение душевых и преддушевых у наружных стен здания во избежание образования конденсата. Стены и перегородки душевых и преддушевых, а также помещения для сушки, обезвреживания и обеспыливания рабочей одежды должны быть облицованы влагостойкими материалами на всю высоту помещений (при высоте 4,2 м — на высоту 3 м), потолки окрашены влагостойкими красками, а полы выполнены из влагостойких материалов.
Умывальные устраивают, как правило, в отдельных помещениях или в гардеробных. Здесь же обычно располагают и ванны для ног. Ко всем умывальным раковинам подводится горячая и холодная вода. В тех случаях, когда в процессе работы происходит загрязнение трудносмываемыми веществами, должны предусматриваться устройства для мытья рук специальными жидкостями из расчета 1 устройство на 40 человек.
Уборные в производственных помещениях размещаются не далее 75 м от рабочего места; на территории предприятия — не далее 150 м. Они оборудуются шлюзом и умывальником, напольными чашами и унитазами из расчета 1 чаша (унитаз) на 15 женщин или 30 мужчин. Комната личной гигиены женщин оборудуется на тех предприятиях, где в наиболее многочисленную смену работает более 15 женщин. Эти комнаты целесообразно размещать смежно с женскими уборными или в составе бытовых помещений. На каждые 100 женщин устраивается 1 индивидуальная кабина размером 1,8×1,2 м.
Оборудование помещений для кормления грудных детей предусматривают на предприятиях IV и V классов санитарной классификации производств и только в тех случаях, когда максимальное число женщин в смену более 100.
Для приема молока выделяют помещения, оборудованные холодильником, умывальником и мойкой с подводкой горячей воды для мытья посуды. Питание рабочих организуется в зависимости от численности работников смены:
до 30 человек в смену — предусматривается комната для приема пищи из расчета 1 м 2 на каждого посетителя;
30—250 человек в смену — необходимо устраивать буфеты с наличием горячих блюд;
более 250 человек в смену — необходимы столовые.
Здравпункт размещается на 1-м этаже; расстояние от него до производственных помещений — не более 1000 м. Здравпункты организуют только на предприятиях, где работает более 500 человек:
на 500—1200 работников — фельдшерские;
более 1200 работников — врачебные.