Что такое сатирическая картина
Что такое сатира вообще и в литературе в частности
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современные писатели-сатирики часто выступают перед зрителями на экранах телевизоров. Сатирические произведения остаются в памяти надолго.
Но кто бы мог подумать, что философские очерки М. Задорнова или едкие юморески М. Жванецкого – отростки могучего древа, уходящего корнями в архаическую античность?
Сатиру считают одной из древнейших форм искусства. Каково значение и происхождение термина, что такое сатира в литературе – попробуем разобраться вместе.
Определение сатиры — что это такое
Сатира – это приём в искусстве, с помощью которого высмеивают недостатки человека и мира в целом.
Существует несколько значений термина:
Сатира в литературе – это жанр небольшого объёма, направленный на высмеивание конкретного, отдельно взятого недостатка. Оно относится к комическим жанрам, к которым также принадлежат юмор, ирония и сарказм.
Первое и второе определение понять просто, а о третьем необходимо сказать следующее: если сравнивать художественное произведение с кулинарным шедевром, то:
сатира может подаваться не только как основное блюдо, но и как приправа.
К примеру, древнеримский автор Ювенал «подавал к столу» сатиру как основное блюдо – язвительные поэтические зарисовки о пороках современников. В XVI-XVII веках эту традицию переняли «неоклассики» (например, Н. Буало).
Когда же сатира подаётся в виде приправы (в своём третьем значении), она может проникнуть и в лирическое, и в эпическое, и в драматическое произведение: например, в думу Рылеева, пьесу Островского или рассказ Чехова.
История зарождения сатиры
Литературоведы говорят, что природа сатиры исследована недостаточно. В школе принято рассуждать о том, кого высмеивает и кого защищает автор, как это связано с общественно-политической ситуацией и как отреагировало на сатирический выпад писателя правительство.
Без этого не проходит, к примеру, изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Между тем, история сатиры очень интересна.
Само слово происходит от латинского «satira» и связано с понятием «сатурналии».
Так назывались ритуальные уличные празднества, которые были связаны со сменой времён года. На сатурналиях осмеянию подвергался уходящий год и его события.
Его уход (смерть) воспринимался как что-то комическое, а потому не вызывал грусти, которая обычно сопровождает прощание. Зато наступление нового времени воспринималось спокойно.
Этот ритуал переживания смерти и возрождения был знаком ещё язычникам. На нём основывалось восприятие природных и жизненных циклов, аграрный культ с мифом о Деметре и Персефоне. Такие таинства назывались мистериями и имели множество разновидностей.
Сатира унаследовала от древних празднеств стремление к очищению через смех, позор. Она освобождает человека от порока, изображённого в самых ярких красках.
Представьте, что жители маленького греческого полиса побывали на представлении, герой которого, себялюбивый скряга, опозорился на сцене. Каждое словечко скряги на следующий день стало пословицей, а его поведение, типичное для каждого скупца, становится объектом насмешки.
Теперь, осознавая комичность своего положения, любитель наживы каждый раз вспоминает увиденное и остерегается разоблачения.
Получается, что сатира – это мощное оружие, необходимое для того, чтобы люди стремились к совершенству.
Жанры сатиры
Как мы выяснили, сатира может проникать в любой литературный жанр, украшая собой и классическую трагедию, и страницы реалистического романа.
Однако есть ряд разновидностей словесного творчества, которые невозможно представить без сатирической начинки.
Наиболее известные жанры сатиры:
Изначально жанр сатиры принадлежал лирической поэзии, позже появились его эпические образцы:
Сатирический роман возник в эпоху распада Римской империи. Его классический образец – «Сатирикон» Петрония. Можно назвать сатирическим великий роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также книгу С. Бранта «Корабль дураков».
В России жанр представлен романом М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».
Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы (Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов), безусловно, были сатириками.
Эпиграмма – это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки. В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве Жуковского, Пушкина, Языкова, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова.
В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения.
А вот пасквиль – не тот жанр, упражняться в котором стоит каждому. Так называется письменная клевета, созданная автором с неблаговидными намерениями. Обычно с помощью пасквилей сводят личные счёты с кем-либо, поэтому сим презренным именем называют сочинение дурного вкуса, созданное без разбора средств в сугубо личных целях.
Признаки сатирических произведений
В России сатиру принято противопоставлять юмору. Есть и другая традиция: юмористическое делят на сатирическое, ироническое и прочие разновидности смешного. Так или иначе, противопоставляя, мы лучше видим отличия.
Чтобы понять, что перед нами сатира, а не просто весёлый рассказ или забавное стихотворение, посмотрим, есть ли в произведении данные признаки:
Примеры сатиры в литературе
Найти образцы сатирического изображения можно как у русских, так и у зарубежных писателей. Помимо книг, уже названных в нашей статье, обратите внимание на следующие произведения:
В отечественной литературе стоит выделить следующие примеры:
Список можно продолжать бесконечно.
Краткое резюме
Сатира жила и будет жить вечно, пока писателей тревожат несовершенства нашего мира. В ней отразилась тоска по идеалу и понимание, что до конца исправить человеческую природу вряд ли возможно.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Высмеивая пороки других важно не забывать о том, что автор сатирического высказывания или произведения часто сам отнюдь не безупречен.
Я не думаю, что сатира борется с какими-то человеческими пороками, она просто выводит их на свет, но гоголевские персонажи всё не вымирают, они будут жить до тех пор, пока живёт само человечество.
Жанр карикатура в искусстве
Карикатура представляет собой рисунок реального человека, который искажает или преувеличивает некоторые черты, но сохраняет сходство. Другими словами карикатура – утрированная форма портретного искусства.
Гротеск – термин в искусстве портретной живописи, где лицо искажается в уродливую форму. Одним из лучших примеров работ в этом стиле является серия «гротескные головы» Леонардо да Винчи.
Карикатура в живописи
Гротеск
В то время художник вряд ли рисовал с юмором – просто попытался передать крайне неприятную форму лица. В 18 веке гротескные рисунки были переименованы в карикатуры. На практике гротескным искусством занимались И. Босх и П. Брейгель Старший.
Шаржи впервые стали популярным жанром изобразительного искусства в 16-17 веках. Рисунки создавались сатириками, чтобы высмеивать общественных деятелей и политиков — это работы с нравственным значением. Они по-прежнему остаются популярными сегодня, и используются в журналах и газетах, чтобы подшучивать над кинозвездами, политиками и другими знаменитостями.
Единственное, что изменилось – это художественные инструменты и материалы. Изначально карикатуристы делали рисунки углем, карандашом или пером при помощи чернил. Сегодня художник имеет доступ к графическим программам в ПК.
Карикатуристы обладали значительной властью над общественным мнением, благодаря доступности информации даже для неграмотных людей.
Одними из самых известных примеров графики в таком стиле являются сатирические офорты Наполеона Бонапарта от британского художника Джеймса Гилрея.
Он изобразил французского императора коротышкой в огромной шляпе. В результате до сегодняшнего дня эта тема интересует публику.
Шаржи являются популистской формой искусства. Это талантливые фигуративные рисунки, более действенные и эффектные, чем большинство портретов.
Классификация
В живописи современности карикатура представлена в виде юмористического или сатирического рисунка на социальные, личные, бытовые, политические темы или в виде иллюстрации к анекдотам.
Художники выполняют цветные или монохромные рисунки:
Этот жанр делят на юмористические, сатирические изображения и станковую карикатуру с философским подтекстом. Работы карикатуристов можно видеть не только в живописи, но и в любой полиграфической продукции в технике:
Разница между карикатурой и комиксом
Комиксы и лубок — это образы вымышленных персонажей. Впервые рассказы в картинках в этом стиле были опубликованы в 19 веке швейцарским писателем и художником Тепфером в попытке создать новый способ передачи литературного произведения. Его концепция была предвестником появления анимационного искусства и современных комиксов.
Первые связанные истории в живописи были предназначены для публикации в ежедневных газетах, поэтому быстро набросаны и не отличаются талантливостью.
В противоположность этому карикатуры и сатирические шаржи являются очень кропотливой работой – вручную подбирались и печатались цвета в глянцевых изданиях.
Даже сегодня эта дифференциация остается. Цветная карикатура, используемая для иллюстрации статей журнала или газеты, отличается более высоким художественным качеством, чем комический эскиз.
С появлением компьютерной техники, карикатуристы расширили жанр, создавая сложные, комические и мультипликационные изображения, особенно в области фантастики.
Британский художник Джайлс, известный по своей работе в «Дейли Экспресс», работал в жанре политической карикатуры.
Он создал фиктивную семью в комиксах, в которой доминирует загадочная «Бабушка», которая комментировала современных британских и мировых политиков, нет портретов или картин с реальными людьми. Несмотря на различия, слово «комический» используется как популярный синоним карикатуры.
Развитие жанра
В итальянском «caricare» и «carico» означает «преувеличить» и «загрузить» А.Карраччи сделал несколько портретных гротесковых зарисовок в 1590 году в Болонской академии для иллюстрации теории живописи, и назвал их этими словами. Так произошло название жанра – карикатура.
Процесс развития карикатуры продолжался веками, параллельно основным жанрам – от гротеска Босха до геометрических абстрактных форм в работах Мондриана:
Карикатура, как искусство, особенно востребованным было на рубеже 19-20 веков до появления телевидения. Самые известные художники-карикатуристы 20 века:
Жанр позволяет с юмором продемонстрировать социальные проблемы и отношение к ним деятелей искусства.
Искусство карикатуры
Карикатура — очень старый вид искусства, чаще всего использовавшийся не просто, чтобы повеселить народ, а как инструмент влияния на общественное мнение. Карикатуры не только забавляют, но и раздражают, задевают и злят — не даром многие известные личности, стоящие у власти, частенько устраивали карикатуристам «веселую жизнь» в ссылках и тюрьмах.
Есть и другое древнеегипетское изображение, которое можно считать прообразом карикатуры. На стене одного храма Хатшепсут изображена сцена, на которой царь и царица встречают египетскую делегацию.
Царица на барельефе обладает впечатляющими формами, в то время как ослик для перевозки жены царя, изображенный на соседней стене, поражает своей миниатюрностью.
Время создания этого барельефа примерно 1479-1458 годы до нашей эры, и, таким образом, это самое старое сатирическое изображение реального исторического лица.
Конечно, первые карикатуры мало походили на то, что можно увидеть сейчас — в основном, это были человечки с непропорционально большими головами на маленьких тельцах. К тому же в то время карикатура не была доступна широкой публике, а только ценителям искусства.
Широкое распространение карикатура получила после изобретения печатного станка и начала Реформации. В XVI веке чаще всего нападкам карикатуристов-протестантов подвергался Папа Римский.
В частности сравнивалось богатство Папы и бедность Иисуса Христа, как, например, в серии парных рисунков «Страсти Христовы и Антихристовы», среди которых были такие: «Иисус омывает ноги своим ученикам» — «Посетители целуют туфлю Папы», «Иисус носит терновый венец» — «У Папы на голове три золотые короны» и много других. Среди авторов подобных карикатур отметились и такие великие художники, как Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах-старший.
Во Франции карикатура переживала расцвет во время Французской революции, и направлена она была, в основном, против королевской власти. Так, например, король Людовик XVI изображался жирной свиньей, а Мария Антуанетта в виде волчицы или пантеры.
Но не все было так просто — из-за довольно злобного характера карикатуры, на художников начались гонения. Уже начиная с XVI века, несколько европейских стран публикуют разнообразные законы и указы, запрещающие распространение изображений клеветнического характера.
Франция не была исключением — там цензуру отменили только в 1789 году, правда, в 1791 появляется декрет, запрещающий публикацию материалов, носящий подстрекательский характер против власти, а еще через год распространение таких материалов начинает считаться серьезным преступлением.
В XIX веке свободнее всего себя чувствовали карикатуристы Англии, где власть оставляла практически без надзора «искусство низших слоев». Особенно сильно была распространена карикатура во время анти-наполеоновской пропаганды — тогда ее поддерживало правительство.
В это же время во Франции цензура нещадно резала неугодные изображения. Наполеон вообще весьма нервно реагировал на карикатуры англичан и русских и даже требовал от английского короля судить карикатуристов, как убийц.
Во время Отечественной войны 1812 года русские художники вволю поиздевались над многочисленными физическими недостатками французского императора, а Кутузов для такого дела даже организовал при своем штабе специальную типографию.
Вообще, в России карикатуры изначально представляли собой сатирически-нравственные изображения религиозного характера, мотивы церковных росписей, воздаяния за грехи. Только после того, как в XVIII веке в Россию завезли потешные немецкие листы, карикатура получила светское содержание.
В XVIII веке главной темой карикатур в России являлся неправильный суд, например «Шемякин суд», «Суд дворянина с крестьянином» и другие. Очень известна карикатура, высмеивающая обычаи, введенные Петром I, и его погребение — «Мыши кота погребают», политический смысл которой позднее был утрачен.
Во второй половине XVIII века большинство карикатур выходило с так называемой Ахметьевской фабрики в Москве, правда, были они качества невысокого и довольно грубы. Война 1812 года вызвала всплеск карикатурного искусства.
Позже, в советское время, а особенно в годы Великой Отечественной, карикатура стала мощным пропагандистским инструментом. В те времена появилось множество талантливых художников-карикатуристов, например группа Кукрыниксы, состоящая из Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова.
Первыми объектами их карикатур были литературные герои. Позднее из-под пера художников выходили гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни, агитационные и антифашистские плакаты и иллюстрации к художественным произведениям.
К слову, товарищ Сталин не очень любил карикатуру, как и любую другую двусмысленность, поэтому многим художникам довелось попробовать лагерной жизни.
Широкое распространение получила карикатура в США — там к началу XX века практически все газеты уже обзавелись своими собственными художниками-карикатуристами. Мало того, с 1922 года Пулицеровскую премию (одну из самых престижных наград в области журналистики) стали вручать и карикатуристам.
Правда, американская карикатура того времени отличалась от современной. Так, художники преувеличивали не только действия, но и активно издевались над физическими недостатками людей.
Кроме того, изображения были расистскими и подверженными стереотипам, приписывали разным группам людей определенные черты, в общем, все то, на чем в эпоху политкорректности нельзя заострять внимание.
В наше время политическая карикатура постепенно уходит в прошлое, становясь все больше просто юмористическими картинками на разные темы.
Хотя карикатура все еще способна встряхнуть мир, как это случилось недавно — наверняка все помнят скандал, вспыхнувший вокруг карикатур на Пророка Мухаммеда, опубликованных осенью 2005 года.
Термины и понятия в искусстве — Карикатура
Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания отрицательных сторон жизненных явлений или лиц; сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо определённым общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям.
В карикатуре, составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно- политических, бытовых явлений.
В широком смысле слова под карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления.
Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем. Истоки такой карикатуры восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековом искусстве, народном творчестве, особенно в лубке.
Методы карикатуры могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате, газетной или журнальной графике).
В более узком смысле карикатура — особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью.
Расцвет карикатуры связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил.
Зарождение жанра карикатуры связано с Крестьянской войной 1524-26 в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями XVI-XVIII вв. в Нидерландах, Англии, Франции.
В этот период отчётливо видна непосредственная связь карикатуры с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора, что характерно и для многих позднейших этапов развития карикатуры (русская карикатура 1812 года, мексиканская политическая графика 1910-х гг., китайская карикатура 1920-х гг.).
Важную роль в карикатуре играет текст, часто раскрывающий и расширяющий смысл изображений, усиливающий их сатирическую остроту. Активная общественная роль карикатуры сказывается в формах её бытования — одних из самых массовых в изобразительном искусстве.
Поставив себе на службу наиболее многотиражные виды графики — ксилографию, офорт, литографию, а также типографский станок, карикатура распространяется в виде «летучих листков», журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собственными социальными разоблачительными задачами и своей образной спецификой, карикатура несёт и художественно-стилевые черты своего времени.
Самостоятельная эстетическая значимость карикатуры была впервые теоретически осмыслена в начале XIX в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в первой половине XVIII в. картины и гравюры У.
Хогарта, высмеивающие нравы современного ему английского общества, положили начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного творчества. Вслед за Хогартом английские графики-карикатуристы второй половины XVIII — начала XIX вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж.
Крукшанк выработали свой тип карикатуры: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности.
Социально-обличительный пафос английской карикатуры не поднимался выше «парламентского оппозиционерства» и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приёмы европейской карикатуры.
Тогда же определились специфическая для карикатуры оперативность отклика на все крупные события общественной и государственной жизни, международной политики: таковы карикатуры-лубки Великой французской революции (1789-94), английские «антинаполеоновские листы» и русские сатирические «народные картинки» И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А.
Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании русского дворянства. Язвительные «портреты» его представителей создал А. О. Орловский. В сатирических офортах Ф.
Гойи, бичующих испанскую реакцию и мракобесие, зверства французских оккупантов, гротескный язык карикатуры приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия. В XIX-XX вв. развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой, с передовой журналистикой и её социально- политическими устремлениями.
Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности. Прогрессивная карикатура XIX в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла главной теме критического реализма — отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег.
Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье, со свойственным ему богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и карикатура Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях жёсткой цензуры острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой карикатуры, нравоописательных сцен, в которых осмеивались пороки политического строя и общественной жизни. Текст помогал угадывать скрытый сатирический смысл сцены.
Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирических журналов середине XIX в. — «Искры», «Гудка» и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмельков), нередко участвовавших в революционно-демократической борьбе против самодержавия и крепостничества.
Из лубка в карикатуру пришли иносказание, сатирические сцены-аллегории, в которых собирательные понятия — труд, капитал, свобода — представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ — «социальная маска» — то портрет-шарж, то собирательный образ, воплощавший типичные черты господствующих классов.
Таковы созданные французскими графиками — Ш. Филипоном, Ж. И. Гранвилем, Домье и др. — обличительные образы «короля-буржуа» Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирические портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в русской политической графике, ставшей важным фактом общественной жизни в годы Революции 1905-07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е.
Е. Лансере). Обострение социальной борьбы на рубеже XIX-XX вв. вызвало широкое развитие прогрессивной газетной и журнальной графики и карикатуры, а также появление профессиональных газетчиков- карикатуристов, в числе которых находились и многие крупные мастера (П. Синьяк, Т. Стейнлен во Франции, И. Изер в Румынии и др.). В выработке гротескного лаконичного графим.
языка карикатуры участвовали также художники немецкого журнала «Симплициссимус» (основан в 1896), русских журналов «Сатирикон» (1908-14) и «Новый Сатирикон» (1913-1918).
В XX в. карикатура отразила усложнившееся соотношение общественных сил. Так, в карикатуре Революции 1905-07 в России наряду с общедемократической борьбой за свободу получили выражение и социалистические идеи, позже развитые политической графикой дооктябрьской большевистской газеты «Правда».
Большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская карикатура, протестующая против захватнической политики империализма, несущей человечеству муки и страдания. Большое влияние на развитие европейской карикатуры оказала политическая графика бельгийца Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтической патетики.
В период резкого обострения классовой борьбы пролетариата в 1910-20-х гг. передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистической прессой (Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США, Ж. Грос, О. Дикс, Г. Цилле в Германии, М. Лингнер, Л. Лафорж, Р. Дюбоск, Р. Каброль во Франции, Н. Тоница в Румынии). С 30-х гг. важную роль играла антифашистская графика (И. Бешков в Болгарии, Ф. Бидло, И. Чапек в Чехословакии, А. Жикиди в Румынии, О. Постружник в Хорватии, Д. Ло в Великобритании). В послевоенные годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Ж. Эффель, Л. Миттельбер (Франция), Х. Бидструп (Дания).
В советском искусстве в первые годы Советской власти карикатура стала составной частью разных видов агитационно- массового искусства. В сатирическом плакате (в т. ч. в «Окнах РОСТА») (М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев) сложились идейно-художественные принципы и стилистика советской карикатуры — её политическая активность, обращение к широчайшим народным массам, социальная определённость критического пафоса, направленного против внешних и внутренних врагов революции. В 20-30-х гг.
в РСФСР и других республиках появились многочисленные сатирические журналы, ставшие центром развития профессиональной карикатуры. Среди её мастеров — И. А. Малютин, Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, А. М. Каневский, В. Н. Горяев, К. С. Елисеев, Б. И. Пророков, Л. В. Сойфертис, И. М. Семёнов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко.
Большое политическое значение приобрели регулярно публикуемые газетами карикатуры, обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 карикатура как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотическом воспитании народа, в борьбе с фашистской агрессией.
Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в т. ч. фронтовых), агитационных листовках, большое место заняла в плакате (в т. ч. в «Окнах ТАСС»). В 50-80-х гг. расширился круг тем карикатуры, обращающейся к различным сторонам международной и внутренней жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма.
Мастера советской карикатуры, как и карикатуристы социалистических стран (А. Байер-Ред, X. Зандберг в ГДР, И. Бешков, С. Венев в Болгарии, Ч. Дамадьян, Э. Тару в Румынии), активно борются за коммунистические идеалы.
КАРИКАТУРА
КАРИКАТУРА — жанр искусства, изображение, создающее комический эффект в целях осмеяния и критической оценки того или иного лица или общественного явления.
Карикатура использует средства сатиры и юмора, шаржа, гротеска и худож.
гиперболы; в ней соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, применяются неожиданные сопоставления, уподобления и метафоры.
Вследствие своей общественной значимости карикатура обычно бытует в массовых формах: используются наиболее многотиражные виды графики (первоначально — ксилография, офорт, затем литография, фотомеханические способы воспроизведения и др.).
Основные формы карикатура — «летучие листки», народные картинки, позднее газетно-журнальная графика, плакат, реже сатирическая живопись, скульптура (мелкая пластика).
Термин «карикатура» был, как считается, впервые использован Аннибале и Агостино Карраччи в конце XVI века применительно к изображениям откровенно гротескного характера.
Становление жанра карикатуры можно отнести к началу XVI века; её широкое распространение приходится на время Реформации и Крестьянской войны 1524-1526 годов в Германии.
В дальнейшем расцвет карикатуры также совпадает с периодами крупных общественно-политических потрясений — Тридцатилетней войной 1618-1648 годов, революциями XVI-XVIII века в Нидерландах, Англии, Франции.
В этот период прослеживается связь карикатуры с фольклором, лубком, возрождавшаяся и позднее, во времена военных конфликтов и революций. Существенная роль в карикатуре отведена тексту, расширяющему смысл изображения, усиливающему его сатирическую остроту.
Самостоятельная эстетическая значимость карикатуры была впервые осмыслена в начале XIX века романтиками, в эстетике которых ирония и гротеск занимали видное место, однако уже в XVII-XVIII веках к карикатуре обращались крупнейшие мастера — Дж.Л. Бернини (преимущественно карикатуры на отдельных лиц), Гверчино, Дж.Б. Тьеполо, Ж. Калло; первым из художников, почти целиком посвятивших себя этому жанру, был П.Л. Гецци.
В 1-й половине XVIII века картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы современного ему английского общества, положили начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного творчества.
Вслед за Хогартом английские графики-карикатуристы 2-й половины XVIII — начала XIX веков (Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк, У. Дент, Р.
Ньютон) выработали свой тип карикатуры: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности.
Социально-обличительный пафос английской карикатуры не поднимался выше «парламентского оппозиционерства» и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приёмы европейской карикатуры (этой линии карикатуры близки работы немецкого художника Д.Н. Ходовецкого).
Тогда же определилась специфическая для карикатуры оперативность отклика на крупные события общественной жизни (карикатуры-лубки Французской революции XVIII века, «антинаполеоновские» работы Дж. Гилрея и других в Великобритании и т. д.). В сатирических офортах Ф. Гойи гротескный язык карикатуры приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия.
С XIX века развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой и её социально-политическими устремлениями: постоянное сотрудничество художников с журналами и газетами стало обычной формой их творческой деятельности.
Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье и К. времён Парижской коммуны 1871 года (Ж. Пилотель и др.).
Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ («социальная маска» или портрет-шарж), воплощавший типичные черты различных общественных классов (у П. Гаварни, Ж.Ж. Гранвиля, Ш. Филипона, Домье, Г. Доре, В. Буша, Дж. Лича и др.).
На рубеже XIX-XX веков широкое развитие получила политическая карикатура, в жанре которой работали многие крупные мастера — П. Синьяк, Т. Стейнлен во Франции, художники немецкой живописи «Симплициссимус» (основан в 1896 году; А. Кубин, О. Гульбранссон, К. Кольвиц, Т.Т. Хейне, Г. Цилле и др.).
В 1-й половине XX века большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская карикатура (Ф. Мазерель, Г. Грос, О. Дикс, Дж. Хартфилд в Германии; Дж. Лоу в Великобритании; У. Гроппер в США; Ж. Эффель во Франции; Х. Бидструп в Дании; И. Бешков в Болгарии и др.).
На протяжении своей истории карикатура неоднократно подвергалась гонениям — листы конфисковывались властями, издания запрещались (например, «Журнал карикатур» А.Г. Венецианова в 1808 году), художников приговаривали к тюремному заключению и штрафам (О. Домье и др.).
О том, что карикатура не утратила значения и в наши дни, свидетельствуют, в частности, международные «карикатурные скандалы» середины 2000-х годов, спровоцированные обращением художников к религиозной тематике; актуальным остаётся искусство политической и антивоенной карикатуры.
В России к наиболее ранним образцам карикатуры следует отнести лубочные листы 1-й половины XVIII века (раскрашенные ксилографии), высмеивающие бытовые пороки, физические уродства или иноземные нравы; схематично-гротесковые изображения неизменно дополнены рифмованным текстом.
В карикатуре конца XVIII века получили распространение мотивы городского быта, преимущественно мещанского и купеческого, шаржированные образы русской знати. Отечественная война 1812 года дала новый импульс развитию сатирической графики («народные картинки» И.И. Теребенёва, А.Г. Венецианова, И.А.
Иванова, направленные против императора Наполеона I и галломании русского дворянства). В середине XIX века карикатура сближается с сатирической иллюстрацией (А.А. Агин, П.М. Боклевский, Е.И. Ковригин, Р.К. Жуковский и др.).
В условиях цензуры социальная сатира выступала часто в форме бытовой карикатуры, нравоописательных сцен, в которых осмеивались общественные пороки, в шаржированном виде представали современники (А.О. Орловский, П.А. Федотов).
Этот приём характерен и для карикатуристов русских сатирических журналов середины XIX — начала XX веков — «Искры», «Гудка», «Будильника», «Шута» и др. (Н.В. Иевлев, А.И. Лебедев, Н.А. Степанов, П.М. Шмельков, П.Е. Щербов).
Тесно связанное с общественно-политическими событиями, искусство карикатуры пережило подъём в годы русской Революции 1905-1907 годов, когда в сатирических журналах «Жупел», «Адская почта» и других, а также в появившихся позднее журналах «Сатирикон», «Новый сатирикон» публиковались работы крупнейших мастеров (в т. ч. И.Я. Билибина, М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, Е.Е. Лансере, А.А. Радакова, Н.В. Ремизова, В.А. Серова, А.А. Юнгера).
В годы Гражданской войны 1917-1922 годов основной формой сатирической графики стал плакат («Окна РОСТА»; художники В.Н. Дени, В.В. Маяковский, И.А. Малютин, В.В. Лебедев, М.М. Черемных). В 1920-х годах выходило множество сатирических журналов, с которыми сотрудничали мастера карикатуры, как известные с дореволюционного времени (Б.И.
Антоновский, Д.С. Моор, Радаков, Н.Э. Радлов и др.), так и художники нового поколения (Л.Г. Бродаты, Ю.А. Ганф, К.С. Елисеев, В.И. Козлинский, Б.Б. Малаховский, К.П. Ротов и др.).
Как составная часть идеологизированного советского искусства, карикатура стала действенным способом борьбы с внешними и внутренними «врагами революции»; большое значение уделялось обличению «сил мировой реакции», империализма и колониализма, борьбе с «пережитками капитализма», антирелигиозной пропаганде и т. п.
В годы Великой Отечественной войны антифашистская карикатура получила широкое распространение в журналах, газетах, агитационных листовках и в плакате (в т. ч. в «Окнах ТАСС», ленинградском «Боевом карандаше»).
Новая волна карикатуры и сатирического плаката на внутриполитические темы прокатилась в конце 1980-х годов; с жанром карикатуры сближаются многие произведения соц-арта. Среди крупнейших мастеров отечественной карикатуры XX века — В.Н. Горяев, Б.Е. Ефимов, А.М. Каневский, Кукрыниксы, Н.Е. Муратов, И.М. Семёнов, Л.В. Сойфертис.