Что такое сатирический смех в литературе
Что такое сатирический смех в литературе
В нашем случае речь пойдёт о видах смеха вроде юмора, иронии, сатиры и т.п. Часто такие виды называют литературными, поскольку они произошли именно оттуда, но и в реальной жизни такие виды не исключены и пользуются огромной популярностью.
Виды смеха и их отличия описываются ниже каждый по отдельности, также к ним даются хорошие примеры, чтобы было понятно каждому. Представлены такие виды смеха, как: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск и др.
Юмор – весёлый, добрый смех, помогает человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. Юмор, в отличие от иронии, сатиры и прочих злых насмешек, конструктивен и идёт в пользу человеку однозначно. Хотя, в настоящее время под словом «юмор» подразумевается не только юмор в прямом смысле слова, но и всё, что вызывает смех. Юмор – это то, что смешно и не наводит на расстройство.
«Помогите, люди добрые, кто чем не шутит!»
«Не волнуйся, а то станешь волнистым!»
«Ой, не могу! Пошёл памперс менять…»
«Все мы над червями ходим.»
«Если счастье не в деньгах, отдай их соседу.»
Ирония – улыбка над сложностями или недостатками, но добрая и не унижающая. Иными словами, тонкая насмешка над какой-либо проблемой, вызывающая улыбку. Но всё-таки ирония – это не к добру, поскольку антипод иронии – это радость и восхищение. Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст. но всё же! Ирония – хоть это и злая насмешка, но всё-таки и она тоже конструктивна и мотивирует на успех.
«Ну ты храбрец!» – лёгкая насмешка над трусливым человеком.
«О! Пролетарий умственного труда! Работник метлы!»
Постирония – это состояние, при котором иронию трудно отличить от искренности. Иными словами, постирония – это отказ признавать, иронизирует автор или говорит серьёзно. Она совсем неоднозначна, у неё нет чётких границ между серьёзным высказыванием и ироничным. Собеседнику приходится напрягаться, пытаясь отличить одно от другого. Примером постиронии может послужить вопрос: «Ты это серьёзно или шутишь?» Тут сложно понять, в шутку это говорится или всерьёз.
Сатира – произведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Иными словами, злая насмешка в литературе, а также в виде карикатуры, обычно над пороком общества или же какого-либо явления, например насмешка над технической неисправностью в кинотеатре, из-за чего сеанс показа пришлось завершить раньше времени. В более жёсткой форме – насмешка над катастрофой, в которой пострадали люди. Иногда сатира проявляется даже над гибелью людей… А вообще сатира – это любое унизительное обличение явлений при помощи различных неблагоприятных насмешек вроде: иронии, сарказма, пародии, гротеска и др. То есть сатирой можно называть и сарказм, и иронию и всё, что не к добру.
В реке утонул пьяный. Милиционер пишет: «Акт о входе тела в воду и о невыходе тела из воды.»
Сарказм – это когда язвительно говорят одно, а подразумевают другое. Обычно нашмешка или замечание над недостатком одного только человека, предмета человека или какого-либо явления, не имеющая никаких обид или сочувствия, действующая кому-либо специально на зло. Злая ирония, короче говоря. Предмет бессовестного и бессердечного человека. Как и сатира, сарказм – это едкая и издевательская насмешка.
«Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.» © Фаина Раневская
«Россия будет справедливой и развитой страной! Растёт, растёт…»
«Ты такооой умный! Прям, герой тут нашёлся!» – насмешка гопника над интеллигентом.
Стоит человек на солнечной жаре уже 3 часа, а у него спрашивают, мол, не жарко ли тебе… – Нет, блин, замёрз!!
Кощунство – тот же самый сарказм, только в этом случае он идёт против церкви, божьей веры и всего святого. Вот, собственно, и всё. А примеры проводить не буду, иначе Бог меня накажет… 🙂
Гротеск – он, как и сатира, обычно является произведением искусства. Однако, в отличие от сатиры, гротеск – это нереалистичное преувеличение, смесь реального и фантастического, создающая абсурдные ситуации, комические несоответствия, противоречащие здравому смыслу. Другими словами, чистое нарушение правдоподобия. А вообще, гротеск, в отличие от видов смеха, перечисленных выше, отличается тем, что смешное в нём не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ. Гротеск – это совмещение реального и нереального, смешного и ужасного, прекрасного и безобразного… Хотя, глядя на вышеописанное, слово «гротеск» в реальной жизни практически не используется.
У Салтыкова-Щедрина в произведении «История одного города» градоначальник огурцом зарезался.
Кентавр – это тоже гротеск! 🙂
И напоследок насчёт иронии и сарказма. Есть у них общая черта: в обоих понятиях выражается антипод, но и отличия у них конечно же есть. Как обычно говорят, мол, сарказм – это злая ирония, а ирония – добрый сарказм! )))
Что такое сатира вообще и в литературе в частности
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современные писатели-сатирики часто выступают перед зрителями на экранах телевизоров. Сатирические произведения остаются в памяти надолго.
Но кто бы мог подумать, что философские очерки М. Задорнова или едкие юморески М. Жванецкого – отростки могучего древа, уходящего корнями в архаическую античность?
Сатиру считают одной из древнейших форм искусства. Каково значение и происхождение термина, что такое сатира в литературе – попробуем разобраться вместе.
Определение сатиры — что это такое
Сатира – это приём в искусстве, с помощью которого высмеивают недостатки человека и мира в целом.
Существует несколько значений термина:
Сатира в литературе – это жанр небольшого объёма, направленный на высмеивание конкретного, отдельно взятого недостатка. Оно относится к комическим жанрам, к которым также принадлежат юмор, ирония и сарказм.
Первое и второе определение понять просто, а о третьем необходимо сказать следующее: если сравнивать художественное произведение с кулинарным шедевром, то:
сатира может подаваться не только как основное блюдо, но и как приправа.
К примеру, древнеримский автор Ювенал «подавал к столу» сатиру как основное блюдо – язвительные поэтические зарисовки о пороках современников. В XVI-XVII веках эту традицию переняли «неоклассики» (например, Н. Буало).
Когда же сатира подаётся в виде приправы (в своём третьем значении), она может проникнуть и в лирическое, и в эпическое, и в драматическое произведение: например, в думу Рылеева, пьесу Островского или рассказ Чехова.
История зарождения сатиры
Литературоведы говорят, что природа сатиры исследована недостаточно. В школе принято рассуждать о том, кого высмеивает и кого защищает автор, как это связано с общественно-политической ситуацией и как отреагировало на сатирический выпад писателя правительство.
Без этого не проходит, к примеру, изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Между тем, история сатиры очень интересна.
Само слово происходит от латинского «satira» и связано с понятием «сатурналии».
Так назывались ритуальные уличные празднества, которые были связаны со сменой времён года. На сатурналиях осмеянию подвергался уходящий год и его события.
Его уход (смерть) воспринимался как что-то комическое, а потому не вызывал грусти, которая обычно сопровождает прощание. Зато наступление нового времени воспринималось спокойно.
Этот ритуал переживания смерти и возрождения был знаком ещё язычникам. На нём основывалось восприятие природных и жизненных циклов, аграрный культ с мифом о Деметре и Персефоне. Такие таинства назывались мистериями и имели множество разновидностей.
Сатира унаследовала от древних празднеств стремление к очищению через смех, позор. Она освобождает человека от порока, изображённого в самых ярких красках.
Представьте, что жители маленького греческого полиса побывали на представлении, герой которого, себялюбивый скряга, опозорился на сцене. Каждое словечко скряги на следующий день стало пословицей, а его поведение, типичное для каждого скупца, становится объектом насмешки.
Теперь, осознавая комичность своего положения, любитель наживы каждый раз вспоминает увиденное и остерегается разоблачения.
Получается, что сатира – это мощное оружие, необходимое для того, чтобы люди стремились к совершенству.
Жанры сатиры
Как мы выяснили, сатира может проникать в любой литературный жанр, украшая собой и классическую трагедию, и страницы реалистического романа.
Однако есть ряд разновидностей словесного творчества, которые невозможно представить без сатирической начинки.
Наиболее известные жанры сатиры:
Изначально жанр сатиры принадлежал лирической поэзии, позже появились его эпические образцы:
Сатирический роман возник в эпоху распада Римской империи. Его классический образец – «Сатирикон» Петрония. Можно назвать сатирическим великий роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также книгу С. Бранта «Корабль дураков».
В России жанр представлен романом М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».
Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы (Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов), безусловно, были сатириками.
Эпиграмма – это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки. В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве Жуковского, Пушкина, Языкова, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова.
В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения.
А вот пасквиль – не тот жанр, упражняться в котором стоит каждому. Так называется письменная клевета, созданная автором с неблаговидными намерениями. Обычно с помощью пасквилей сводят личные счёты с кем-либо, поэтому сим презренным именем называют сочинение дурного вкуса, созданное без разбора средств в сугубо личных целях.
Признаки сатирических произведений
В России сатиру принято противопоставлять юмору. Есть и другая традиция: юмористическое делят на сатирическое, ироническое и прочие разновидности смешного. Так или иначе, противопоставляя, мы лучше видим отличия.
Чтобы понять, что перед нами сатира, а не просто весёлый рассказ или забавное стихотворение, посмотрим, есть ли в произведении данные признаки:
Примеры сатиры в литературе
Найти образцы сатирического изображения можно как у русских, так и у зарубежных писателей. Помимо книг, уже названных в нашей статье, обратите внимание на следующие произведения:
В отечественной литературе стоит выделить следующие примеры:
Список можно продолжать бесконечно.
Краткое резюме
Сатира жила и будет жить вечно, пока писателей тревожат несовершенства нашего мира. В ней отразилась тоска по идеалу и понимание, что до конца исправить человеческую природу вряд ли возможно.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Высмеивая пороки других важно не забывать о том, что автор сатирического высказывания или произведения часто сам отнюдь не безупречен.
Я не думаю, что сатира борется с какими-то человеческими пороками, она просто выводит их на свет, но гоголевские персонажи всё не вымирают, они будут жить до тех пор, пока живёт само человечество.
Что говорят
Некоторые люди описывают сатирический смех как нечто очень гневное, содержащее злость и раздраженность, возмущение. Бытуют мнения, что сатирик, высмеивая все недостатки людей, предметов и явлений, испытывает к ним настоящее отвращение. Тем не менее об этом даже не стоит задумываться, поскольку конец сатирических произведений всегда хороший и наполняет сердца радостью. Поэтому, даже несмотря на грубоватость высмеивания, это проявление вызывает положительные эмоции у читателей, зрителей, слушателей и так далее.
Понятие
Среди классиков, которые творили свои шедевры, используя такой вид комического, можно назвать Вольтера, Лукиана, Д. Дидро, М. Сервантеса, Дж. Бокаччо, Дж. Оруэлла, Дж. Свифта, Ф. Рабле, Мольера, К. Чапека, Ф. Гойя, О. Домье, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя и многих других.
Сатира в России
Разумеется, этот жанр распространен по всему миру, как и было ранее, когда цивилизация только начинала своё развитие. На сегодня можно назвать тысячи авторов, использовавших и продолжающих использовать такой вид комичного в своих творениях.
Русская сатира сегодня представлена множеством произведений. Среди них можно назвать шедевры И. Альфа и Е. Петрова «Золотой телёнок», «Двенадцать стульев», книги величайшего М. Булгакова «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Записки на манжетах» и другие. Также достойны внимания такие произведения, как «Горе от ума» А. Грибоедова, «Ревизор» Н. Гоголя, «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и «Любовь к трём апельсинам» Л. Филатова, «Голубая книга» М. Зощенко, «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека и многие-многие другие. Список просто бесконечен, его не уместить на одной странице.
Особенности сатиры
Как правило, произведение, где используется такой вид комического, построено по принципу «от обратного». Обычно в нем положительные герои отсутствуют, зато представлены глуповатые персонажи, борющиеся за свои идеалы, которые совершенно не верны, что и заставляет людей смеяться.
Сатира сегодня. Как её применить?
Разница между сатирой и юмором
Связь сатиры и юмора очевидна. Она проявляется в способности отражать комическое как особую оценочную категорию, благодаря которой у человека складываются представления о смешных, нелепых или уродливых явлениях жизни. Любая ситуация, вызывающая смех, может утратить остроту или, наоборот, привести к общественному резонансу в зависимости от того, в юмористическом или сатирическом ключе она рассматривается.
Содержание сатиры и юмора отличается степенью оценки происходящего и вызывает разную реакцию широкой аудитории.
Юмор – это, прежде всего, личностное свойство, позволяющее парадоксально воспринимать действительность, то есть видеть в типичных обстоятельствах скрытые противоречия и реагировать на них со смехом. Однако он обладает и другой характеристикой – эстетической. Юмор, как и остроумие, гротеск, ирония, относится к видам комического, которые имеют особые средства для достижения смехового эффекта.
В литературе юмористическая трактовка каких-либо явлений действительности основана на приемах преувеличения или преуменьшения, игре слов, использовании фраз с двойным смыслом. Сценический юмор связан с комедийными ситуациями, знаково-смешными жестами и ситуациями абсурда.
С этой точки зрения юмор восходит к народной смеховой культуре, тесно связанной с представлениями об истинно значимых ценностях и архаическими карнавальными обрядами, в которых подвергалось осмеянию все, что не соответствовало таким представлениям.
Однако юмор не преследует цель осудить человеческие пороки. Его задача – продемонстрировать добродушо-насмешливое отношение к разного рода нелепостям, вызвать улыбку, доставить удовольствие.
Сатира относится к комедийным жанрам, резко обличающим и высмеивающим порочные поступки, низкие побуждения, безобразные проявления социальных конфликтов. В отличие от юмора, сатира активно использует смех как средство коллективной критики. Через ее призму острее воспринимаются проблемы общества и государственной системы. Комизм в сатирических произведениях приобретает новое значение: он вызывает смех-отрицание, смех-порицание и смех-наказание.
Выраженное критическое содержание сатиры определяет специфику жанров, в которых она используется. Обличительный мотив становится основным в малых сатирических формах современной публицистики: баснях, фельетонах и памфлетах. Особая роль отводится сатире в произведениях художественного стиля.
В русской литературе настоящая школа сатирической прозы создана М. Е. Салтыковым-Щедриным. «История одного города» и «Сказки для детей изрядного возраста» стали образцом виртуозного использования острых сатирических приемов с элементами гротеска, карикатурного изображения черт характера, иносказания и аллегории. Эти же приемы встречаются в произведениях И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, М. Зощенко, А. Аверченко.
Современная сатира находит выражение не только в литературе и публицистике, но и на театральной сцене, в эстрадных номерах разговорного жанра, в городском и студенческом фольклоре.
Сатирик
Сатира (лат. satira ) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое уничижительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Осмеиваются те явления жизни, которые представляются автору порочными. Сатирическими могут быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Несмотря на то, что сатира это литературный жанр, она может проявляться в изобразительном искусстве и исполнительном искусстве. В сатире социальные или индивидуальные сумасбродства, злоупотребления критикуются при помощи бурлески, ироничности или других методов для того, чтобы вызвать улучшение. Хотя сатира намеревается быть смешной, ее целью не является главным образом юмор, в действительности сатира — это нападение на какое-либо явление. Сходными с сатирой приёмами являются ирония, сарказм, пародийность, бурлеск, противопоставление, сравнение и аналогия. Впрочем, ирония и сарказм порою одобряют некоторые явления, в то время как сатира лишь атакует.
Термин «сатира» происходит от латинского lanx satura и означает «тарелка фруктов» (оно не имеет никакого отношения к греко-римским полубогам, полуживотным сатирам). Родоначальниками римской сатиры являются Энний и Луцилий, но наибольших успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил ее позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.
Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений. Юмор в определенных вопросах(политика, религия) не может считаться сатирой, так как направлен на сам предмет, а не на его социальные последствия.
Содержание
Литературное значение
В своем историческом происхождении, именно в древней римской литературе, сатира есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объема, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений. От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет — иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определенного лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная ее ценность в зависимости от соответствия между ее лирическим подъемом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления — с другой. Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям обычно лишает сатиру объективно художественного значения и зачастую придает ей мимолетный характер.
Греко-Римский мир
Арабская сатира
В арабской поэзии жанр сатирической поэзии был известен как хижа.Сатира была введена в литературу прозы афро-арабским автором Аль-Джахизом в 9-ом столетии. Имея дело с серьезными темами в том, что теперь известно как антропология, социология и психология, он вводил сатирический подход, «основанный на предпосылке, что, однако серьезный рассматриваемый предмет, это могло быть сделано более интересным и таким образом достигнуто большего эффекта, если бы только один активизировал глыбу торжественности вставкой нескольких забавных анекдотов или броском из некоторых остроумных или парадоксальных наблюдений». В 10-ом столетии, автор Tha’alibi сделал запись сатирической поэзии, хвалящий и высмеивающий двух знакомых поэтов.
Сроки «комедия» и «сатира» стали синонимичными после того, как поэзия Аристотеля была переведена на арабский язык в средневековом Исламском мире, где это было разработано на арабскими авторами и Исламскими философами, такими как Abu Bischr, его ученик Аль-Фараби,Авиценна, и Ибн-Рушд. Из-за культурных различий, они разъединили комедию от греческого драматического представления и вместо этого идентифицировали это с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа(сатирическая поэзия). Они рассмотрели комедию как просто «искусство осуждения», и не сделали ссылки, чтобы осветить и веселые события, или беспокойные начала и счастливые окончания, связанные с классической греческой комедией. После латинских переводов 12-ого столетия термин «комедия» таким образом получил новое значение в Средневековой литературе.
Персидская сатира
В Персии, возможно самый известный ранний персидский сатирик — Убейд Закани (14 век нашей эры).Его работа является известной своей сатирой и непристойными стихами, часто политической или похабной, и часто процитированная в дебатах, вовлекающих гомосексуальные методы. Он написал «Этику Аристократии» и известная юмористическую басню «Мышь и Кошка», которая была политической сатирой. Его несатирические серьезные классические стихи были также расценены как очень хорошо написанные, в союзе с другими большими работами персидской литературы.
Персидская Конституционная Революция совпала с появлением многочисленного легендарного сатирика и литераторов как Iraj Mirza,Деххода, Али Акбар и Bibi Khatoon Astarabadi. Большинство сатириков написало свои работы в форме поэзии. Кроме персидской сатиры, у сатиры азербайджанской было сильное присутствие во время революции. Легендарный иранско-азербайджанский сатирик,Джалил Мамедкулизаде издал свой известный еженедельный журнал «Молла Насреддин» в Тебризе во время этого периода. Он издал первые самые первые мультфильмы в истории иранского искусства мультипликации.
В конце 20 века персидская сатира подверглась революции работами en:Ebrahim_Nabavi Ebrahim Nabavi.Он предложил новую форму персидской сатиры в его работе, названной «Sotoon e panjom».Появление и развитие сатиры в Афганистане тесно связаны с политической историей.en:Mahmud_Tarzi Mahmud Tarzi, Abdul Sabur Ghafory, Muhamad Yusof, Shaeq Jamal были возможно самым известными сатириками во время периода 1873—1965. Период с 1965 до 1978 был самым производительным периодом, и различные типы сатиры появились и процветали в Афганистане. Кроме того, еще большее число того же самого вида работы было импортировано из Ирана.
Средневековая Европа
В раннее Средневековье примерами сатирическими были песни голиардов и вагантов, в наши дни более известные, как антология Кармина Бурана и ставшие известными благодаря произведениям композитора 20 века Карла Орфа. С приходом Позднего Средневековья и рождением современной народной литературы в 12 веке, она стала чаще использоваться, в особенности, Чосером. В эпоху просвещения жили два великих мастера сатиры: Джованни Боккаччо и Франсуа Рабле. Примерами сатиры этого периода являются «Приключения Уленьшпигеля» Шарля де Костера, «Утопия» Томаса Мора и др. произведения.
Английская сатира
Американская сатира
Ebenezer Cooke, автор «Фактора Сорняка алкоголика», был среди первых, кто принес сатиру в британские колонии; Бенджамин Франклин и другие следовали, используя сатиру, чтобы сформировать культуру молодого государства через формирование ее смысла смешного. Марк Твен был великим американским сатириком: его новый Финн Черники установлен на довоенном Юге, где моральные ценности, которые Твен желает продвинуть, полностью превращены на их головах. Его герой, Бедро, является довольно простым, но добросердечным парнем, который стыдится «греховного искушения», которое принуждает его помогать безудержному рабу. Фактически его совесть — исковерканный искаженным моральным миром, в котором он вырос, часто беспокоит его больше всего, когда он в своих лучших проявлениях. Как ни странно, он подготовлен сделать хороший, полагая, что это неправильно. Младший современник Твена, Амброз Бирс получил славу как циник, пессимист и черный юморист с его темными, горько ироническими историями, многие набор во время американской гражданской войны, которая высмеивала ограничения человеческого восприятия и причины. Самая известная работа Бирс сатиры — вероятно «Словарь Дьявола», в котором определения дразнят косяк, лицемерие и полученную мудрость.
Викторианская Англия
Романисты, такие как Чарльз Диккенс часто использовали сатиру, в их обработке социальных проблем. Несколько сатирических журналов конкурировали за внимание общественности в Викторианскую эру и Эдвардианский период, такой как Панч и Fun.
XX век
Современная сатира
Кольбер, Стивен высмеивает самоуверенный и убежденный в своей правоте телевизионный комментатор на своем шоу «The Colbert Report» поучительна в методах современной американской сатиры. Характер Кольбера — самоуверенный и убежденный в своей правоте, который, на телевизионных интервью, прерывает людей, указывает и грозит им пальцем, и «невольно» использует много логических ошибок. При этом, он демонстрирует принцип современной американской политической сатиры: насмешка действий политических деятелей и других общественных деятелей, беря все их утверждения и подразумеваемые верования к их самому далекому (возможно) логическому выводу, таким образом показывая их воспринятое лицемерие. Один из самых популярных сатириков в истории британской литературы — недавно посвященный в рыцари сэр Терри Прачетт, чей интернационально пользующийся спросом «Плоский мир» продал больше чем 55 000 000 копий. Мультипликаторы часто используют сатиру так же как прямой юмор. Как некоторые литературные предшественники, много недавней телевизионной «сатиры» содержат сильные элементы пародии и карикатуры; например популярный мультсериал «The Simpsons» и «Южный Парк», оба пародируют современную семью и общественную жизнь, беря их предположения до крайности; оба привели к созданию подобного ряда. Так же как просто юмористический эффект этого вида вещи, они часто настоятельно критикуют различные явления в политике, экономической жизни, религии и многих других аспектах общества, и таким образом готовятся как «сатирический». Из-за их оживляемой природы, эти показы могут легко использовать изображения общественных деятелей и вообще иметь большую свободу сделать так чем обычные показы, используя живых актеров. Поддельные новости — также очень популярная форма современной сатиры.
Критические моменты
Поскольку сатира — тайная критика, она часто избегает цензуры. Периодически, однако, это сталкивается с серьезной оппозицией. В 1599, Архиепископ Кентерберийский John Whitgift и Епископ Лондона George Abbot, у офисов которого была функция лицензирования книг для публикации в Англии, издали указ, запрещая сатирические стихи. Побуждения для запрета неясны, особенно так как некоторые из запрещенных книг лицензировались теми же самыми властями меньше чем годом ранее.
В Италии,Сильвио Берлускони обвинил ряд журналистов и каналов таких как RAI, Raiot, Daniele Luttazzi’s Satyricon,Энцо Бьяджи,Michele Santoro’s Sciuscià, непосредственно утверждая, что созданные ими сатиры были вульгарными и полными непочтительности к правительству. Он утверждал, что он предъявил бы иск RAI за 21 000 000 евро, если бы показ продолжался. RAI остановил показ. Sabina Guzzanti, создатель показа, обращалась в суд, чтобы возобновить показ и выигрывала дело. Однако, показ никогда не шел на телевидинии снова.
В 2005, Jyllands-Posten опубликовал карикатуры на пророка ислама Мухаммеда. Это событие вызвало шок на Ближнем Востоке. Это не был первый случай мусульманских протестов против критики в форме сатиры, но Западный мир был удивлен враждебностью реакции: флаг любой страны, в котором газета хотела издавать пародии, жегся в ближневосточной стране, тогда на посольства напали, убив 139 человек в главным образом четырех странах;многие политические деятели по Европе согласились, что эта сатира была аспектом свободы слова, и поэтому должна быть защищенным средством диалога. Иран угрожал начать Международное Соревнование Мультипликации Холокоста, на которое немедленно ответили евреи с израильским Антисемитским Соревнованием Мультфильмов. В 2006 году в мультсериле «Южный парк» была показан эпизод «Cartoon Wars», в котором режжисеры показали свою точку зрения на скандал. Сама серия также вызвала скандал:в ней изображалось как Иисус Христос и Джордж Буш-мл. испражняються друг на друга. Кстати, годом ранее в этом же мультсериале была показана серия «Bloody Mary» в которой изображалось как у статуи Девы Марии идет кровь из ануса. Лига католиков США выразила свой протест.
В 2001 британская телевизионная сеть Channel 4 передавала специальный выпуск сериала Brass Eye который был предназначен, чтобы дразнить и высмеять обаяние современной журналистики, с детскими хулиганами и педофилами. Телевизионная сеть получила огромное количество жалоб от членов общественности, которые были оскорблены, что показ будет дразнить предмет, который, как полагают многие, был «слишком серьезен», чтобы быть предметом юмора.
Сатира в Российской империи
Сатира в России расцвела в 18 в. Используются разнообразные жанры:эпиграмма, послание, басня, комедия, эпитафия, пародийнуя песня, публицистика. Сатира как произведение малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, рождаються из-под пера А. Д. Кантемира (восемь сатир в рукописном собрании 1743).В соответствии с европейскими классицистическими канонами действительность противопоставлялась здесь идеалу как варварское — просвещенному, бессмысленное — разумному. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии (обратный порядок слов) и переносы, стремился приблизить стих к «простому разговору», вводил просторечия, пословицы и поговорки. Новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе. Следующий шаг в развитии российской сатиры был сделан А. П. Сумароковым. Сатира на бездарных авторов становится важным средством литературной борьбы.
Во второй половине 18 в. стихотворная сатира в России утрачивает свою популярность. На ее место вступает место журнальная. В 1760—1790-е в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень», издаваемые И. С. Крыловым «Почта духов», «Зритель» и многие другие. Один из первых образцов сатиры — комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»(1782).Творчество Крылова высмеивает людские пороки.
В 19 в. журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона. Сатира интенсивно проникают в роман и драму и способствуют окончательному оформлению поэтики критического реализма. Наиболее яркие образы сатиры в русской литературе 19 в. представлены произведениями А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. В. Сухово-Кобылина, Н. А. Некрасова. В творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, воплотившего на русской почве традиции «высокого негодования», бичующего ювеналова смеха. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию. Спокойной и лаконичной является сатира Чехова.
Яркая страница в истории русской сатиры начала 20 в. связана с деятельностью журналов «Сатирикон» (1908—1914) и «Новый сатирикон» (1913—1918), в которых активно публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А.Аверченко, Саша Черный (А.Гликберг), Тэффи (Н.Бучинская) и др. Журналы не боялись политической сатиры, обращались к кругу стихов и прозы, привлекали в качестве иллюстраторов выдающихся художников (Б.Кустодиева, К.Коровина, А.Бенуа, М.Добужинского)
Сатира в СССР
Во время революции 1917 года солдаты Красной и Белой армии сочиняли друг про друга частушки, в которых острили в адрес друг-друга. Это народное творчество, авторы таких частушек неизвестны.
В этот период появляються сатирические стихи Маяковского в адрес буржуазии, в поддержку советской власти. В 1924 году выходит книга Ю.Олеши «Три толстяка» высмеивающий диктаторский образ правления. В 1928 году выходит роман И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев», высмеивающий новое советское общество и его продолжение-роман «Золотой теленок» в 1931 году. Однако с приходом Советской власти, цензура в стране ужесточилась. С приходом к власти Сталина, в СССР наступил режим диктатуры. За неосторожный шаг и слово, ссылали в лагеря, или расстреливали. Тем не менее в устном народном творчестве рождались подобные частушки:
Репрессии 1937 года погубили множество талантливых писателей-сатириков. Подвергся репрессиям Даниил Хармс(он умрет в советском концлагере в 1942 году).В народном творчестве сохранилась своя реакция на эти события:
Интересно, что Михаил Булгаков, писавший фельетоны, в которых чувствуется нашмешка в адрес советской власти, избежал репрессий, но при жизни часть его работ были у него отобраны органами НКВД,а некоторые произведения как сатирическая повесть «Собачье сердце» были опубликованы лишь посмертно.
В 1941 году с началом Великой Отечественной войны, советское творческое общество обьеденилось в направлении высмеивания фашизма, и поддержки духа советской армии. Необходимость мобилизовать вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий, обернулась расцветом в воюющих странах различных пропагандистских технологий, которые стали неотъемлемой частью самой войны. В ход пошли плакаты, звукозаписи, радиопрограммы, прямые пропагандистские аудиотрансляции на вражеские окопы. Творческое обьеденение художников Кукрыниксы, рисуют и острыми стихами подписывают карикатуры.Самуил Маршак пишет сатирические стихи в адрес фашизма.
В адрес руководства СССР тоже слышалась сатира. Так, например появились такие анекдоты:
«Сталин вызывает Жукова.
-Слушайте внимательно товарищ Жуков. Если немцы возьмут Ленинград-расстреляю. Возьмут Москву- расстреляю. Ввозьмут Сталинград-расстреляю.
На банкете в честь Дня Победы Сталин говорит:
-Я поднимаю тост за маршала Жукова. Во-первых он хороший полководец, и во вторых он понимает шутки…»
«В Германии. Поезд приходит минута-в-минуту. Иностранец удивляется, ему говорят: «А что вы хотели-ведь война!».В СССР поезд пришел с опозданием на сутки. Пассажиры ругаються, а им говорят: «А что вы хотели-ведь война!».
В период оттепели нажим государства на население ненадолго спадает, начинается так называемая «Оттепель».В 1961 году на экраны выходит телепередача «КВН» в которой кроме юмора, присутствовали элементы сатиры. В 1964 году выходит фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» высмеивающий многие недостатки хрущевской эпохи. На телевидинии работает сатирик Аркадий Райкин, к нему присоединяется писатель Михаил Жванецкий.В 1962 на экраны выходит сатирический киножурнал «Фитиль».В 1972 году выходит сатирический фильм «Необыкновенный концерт».
В адрес Хрущева, любившего произносить длинные, путанные речи появился анекдот:
«-Можно ли завернуть слона в газету?
-Можно, если в ней напечатана речь Хрущева.»
С приходом Брежнева свобода слова еще более была подавлена. Народ живет бедно, и поэтому рождаються подобные сарказмы:
«-Что такое черная икра?
-Вкусный и питательный продукт, которым народ питаеться устами своих руководителей»
Известно, что Брежнев любил ордена и медали(одних только звезд Героя у него было четыре).В насмешку над этим появляется такой анекдот:
«В Москве произошло землятрясение. Это случилось из-за того что со стула упал пиджак Брежнева с медалями.»