Что такое саттва гуна
Саттва-гуна
Содержание
Саттва в философии индуизма
Саттва-гуна в «Бхагавад-гите»
В «Бхагавад-гите», Кришна описывает саттва-гуну как один из уровней материальной привязанности, или обусловленности:
Саттва-гуна, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья. [1] |
Согласно воздействию трёх гун материальной природы, живые существа можно подразделить на три категории: счастливых, деятельных и беспомощных. Эти три психологических состояния определяют положение обусловленного живого существа в царстве материальной природы. Саттва наделяет человека мудростью, отличающей его от тех, кто обусловлен иначе. Человек в саттва-гуне гораздо меньше подвержен материальным желаниям, и ему свойственна привязанность к материальным знаниям. Примером таких людей являются брахманы, про которых говорят, что они находятся под влиянием саттва-гуны. Говорится, что саттва-гуна, в отличие от других гун, приносит людям глубокие познания и делает их счастливыми. На уровне саттва-гуны индивид испытывает счастье по причине осознания частичной свободы от бремени кармических реакций.
Саттвические элементы
Считается, что только чистые и не осквернённые элементы и пищевые продукты обладают качеством саттвы. Еда должна быть здоровой и полезной для здоровья. Саттвические элементы не должны выводить ум из равновесия. Следовательно, различные одурманивающие субстанции, такие как наркотики и алкоголь, не относятся к категории саттвических. К саттвическим также не относятся любые объекты или пища, для производства которых была причинена боль другим живым существам, так как в этом случае объект был получен с помощью насилия. Следовательно, к категории саттвы относится только вегетарианская пища, при условии, что она не является несвежей.
Некоторые объекты, которые рассматриваются как саттвические:
Саттвические личности
Считается, что индивида, находящегося под влиянием саттва-гуны, можно узнать по его поведению и образу жизни.
Действия индивида, находящегося под влиянием саттва-гуны, направлены на благо мира. Он постоянно занят благоприятной деятельностью, и живёт просто и целомудренно. Он мало ест, он решителен и правдив. Он никогда не использует нецензурную лексику и никого не оскорбляет. Он не чувствует зависти или ревности и свободен от алчности и эгоизма. Он никого не обманывает и не сбивает с толку. Он не допускает никакой скверны даже в своих мыслях. Он обладает хорошей памятью и способностью сосредотачиваться. Его основной интерес заключается в увеличении своих духовных знаний, он проводит большую часть своего времени в медитации и поклонении Богу. В особых случаях он совершает различные аскезы и длительную медитацию. Саттвического индивида можно также узнать по тому, что что его деятельность на умственном уровне, на физическом уровне и его речь не противоречат друг другу и находятся в гармонии. На санскрите используются три слова для описания этого состояния — манаса, вача, кармана.
Личности, которые считаются в индуизме саттвическими:
Некоторые растения и цветы, такие как лотос, олицетворяют чистоту и считаются сатвическими. Среди животных, корова, олицетворяющая мать, считается саттвической.
В буддизме
В буддизме — понятие, характеризующие существа, объекты или явления, обладающие чистотой, не распространяющие зло. Кроме того, понятие саттва характеризует существ, обладающих сознанием и, следовательно, способностью испытвать страдания, в следствие чего им присуща природа будды и они обладают возможностью достичь просветления.
Саттва. Раджас. Тамас.
Продолжаем разбирать Три Гуны поподробней (пока – в приложении к человеку):
Люди Сатвического плана обычно разумны, с хорошей памятью. У них природный инстинкт сохранять все в чистоте – тело, здоровье, мысли. Они всем удовлетворены, спокойны, мягки, с хорошими манерами. Обычно – это люди, находящиеся в духовном поиске, и уже достаточно продвинутые. Они хорошо фокусируются на выполнении работы, повышении своего интелектуального и духовного уровня. По натуре они позитивны, великодушны и всепрощаюшие. Если они помогают кому-то, то не ожидают ничего взамен, делая это от души. Они никогда не выражают недовольства происходящим, разумно понимая, что все, что случается с ними, происходит для прохождения ими Кармических уроков.
Когда доминирует Саттва-гуна, человек испытывает умиротворение и внутреннюю радость, легко контролирует свои чувства, удовлетворяется малым; ясно видит и понимает окружающий мир, стремится к познанию и духовной самореализации. Находясь под влиянием этой гуны, человек может легко поддерживать равновесие трёх Дош, а, следовательно, и здоровье.
Сатвическому типу нужен короткий ночной сон, так как они постоянно чувствуют себя расслаблеными и хорошо отдохнувшими. Пищу предпочитают свежую, в небольших количествах.
Люди в состоянии Раджас любят все контролировать и главенствовать. Для них очень важен престиж, статус, известность, богатство. Для достижения этого они прилагают бешенные усилия, носясь по жизни, как будто их кто ужалил. Но все эти достижения не приносят им удовлетворения, потому что у кого-то рядом дом окажется больше и машина дороже. Это приносит им невероятные муки. Чуть отдышавшись, они вновь кидаются “улучшать” свои достижения, пока ближе к старости их вдруг не “стукнет” – а зачем я всю жизнь гнался? В зрелом возрасте – это самые несчастные люди. Понимание к ним приходит позже, чем к другим. Всю жизнь они стремятся к постоянному наслаждению от секса, еды. Им постоянно нужно возбуждение всех органов чувств – музыкой, цветом, запахом. Они постоянно ищут себе развлечений – им все время нужно что-то делать, бывать на вечеринках, куда-то бежать. Про таких в деревнях говорили “…голова ногам покоя не дает”. Но эта активность не приносит им длительного удовлетворения, им быстро все надоедает и становится скучно. И тогда они с новой силой принимаются за новое дело – опять носиться, как наскипидаренные. В жизни они требовательны, храбры и отважны, ревнивы, часто зловредны, грубы, циничны, с эгоистическими наклонностями, любят всех провоцировать и манипулировать окружающими. Обычно они не так разумны, как Саттвический тип и имеют не такую хорошую память.
Духовный путь развития обычно не для них, так как они все подвергают сомнениям и подозрениям. Из-под своих рассуждений они могут просто не выбраться. С ними лучше не только не спорить, а даже говорить на такие темы не надо, в целях сохранения своего спокойствия. Лучше спокойно кивать головой и соглашаться “Да, конечно, вы правы”. Тип Раджас не может отдохнуть даже во сне, сон его прерывист, с бурными сновидениями. Любят употреблять сильные специи, все соленое, острое, постоянно “стимулируют” себя кофе или чаем, любят выпить алкоголь, покурить. Ничего не делают просто так. Всегда ищут выгоду. Все делают напоказ, а не от чистого сердца. Все отношения строятся только на нуждах Раджас типа, без обоюдных интересов, не учитывая ничьих эмоций.
Когда доминирует Раджас, человек подвергается воздействию всевозможных страстей. Он испытывает жажду наживы, стремится удовлетворять свои чувства, не задумываясь о способах и последствиях. Он завидует положению других людей. Ему кажется, что другие удачливее, чем он.
Такой человек склонен к гневу и раздражению, если он не получает ожидаемых результатов или что-то теряет. Он всегда обвиняет в своих несчастьях других. Он склонен к насилию.
Раджас заставляет думать о себе, как об очень великом и значительном. Непомерная гордыня и эгоцентризм прочно входят в сознание, рождая склонность к проявлению невероятной активности в достижении материальных целей.
Однако действия такого человека не очень эффективны. Он подобен стрелку, который хочет в полной темноте попасть в цель: выпускает наугад сотни стрел, надеясь, что хоть какая-то из них достигнет цели.
Раджас лишает человека знания, счастья и здоровья. Ум и чувства такого человека находятся в столь сильном беспокойстве, что они могут легко вывести из равновесия Вату, Питту и Капху.
Люди в состоянии Тамаса пугливы, ленивы, апатичны, равнодушны, малосведущие из-за своей нелюбознательности. Иногда можно перепутать состояния Саттвы и Тамаса. Саттва отличается чистым сознанием, а Тамас – замутненным, хотя с виду смотрятся одинаково спокойно. У Тамасического человека обычно плохая память. Им совершенно наплевать на окружающих, да и на себя тоже, они никого искренне не уважают (и в первую очередь – себя). Они упрямы, строптивы, грубы, нахальны, неучтивы, с искаженным мировозрением, часто безнравственны. Им также наплевать на свое здоровье и тем более на духовное совершенствование. Если они и позволят вам изливать душу на тему ваших духовных поисков, то только потому, что им лень даже возражать. Зевнут только и опять впадут в свое полусонное состояние. Энергии у них мало, вот и не хочется тратить последнюю. Они стараются не напрягать себя какими-либо задачами и их выполнением. Избегают любой работы. Работают только, чтобы не помереть от голода. Если и работают в приличном месте, то все время жалуются, что их незаслуженно притесняют и не ценят, хотя, сами пальцем не пошевельнут, чтобы сделать работу получше. Хорошо они умеют делать только одно дело – жаловаться. Голова их забита только мыслями о еде, выпивке, сексе и безделье. По возможности, они бы вообще не вылезали из своего логова, нечесанные и немытые – лень, да и зачем? Тамасик тип по натуре лжив, нечист на руку.
Едят они в непомерных количествах, и даже наслаждаются, если пища перевареная-пережаренная-прокисшая. Свежие и красивые фрукты и овощи их не прельщают. Зато все банки, чипсы, макдональсы – это их “диета”. Спят они очень много, тяжело просыпаются и сон не приносит им отдыха. Они часто находятся в подавленном, депресивном состоянии. Радость на их улицу не забредает. Любовь – тоже термин для них непонятный. Они могут демонстрировать признаки любви для получения собственного удовлетворения. После этого любовь заканчивается до следущего раза.
Ой, описала такое, аж самой нехорошо стало – почему-то напомнило всем известное животное, которого из грязной жижи не вытащишь – ему и так там хорошо!
Вы конечно понимаете, что это описание специально доведено до абсурда, чтобы человек, признавший в себе похожесть на это описание, ужаснулся. Но, скорее всего, такие Тамасик люди не читают эти сайты о здоровом образе жизни.
Когда доминирует Тамас, человек погружается в глубочайшее невежество. Он просто плывёт по течению, не осознавая смысла своей жизни. Он поступает чисто механически, по инерции. Такому человеку безразлична личная жизнь, он начинает принимать различные одурманивающие средства (алкоголь, табак, наркотики). Он разрушает своё тело дурными привычками и нечистой пищей. Из-за своего невежества он не понимает разницы между добром и злом, между ложью и истиной.
Tамас вроде бы энергия разрушения, но ее не стоит оценивать негативно. Это такая же логичная часть процессов, как Саттва и Раджас. Если бы не было смерти, не было бы рождения, если бы не было увядания, не выросла бы новая трава, деревья бы не принесли плодов. Чтобы принести плод, семя должно умереть, говорится в книгах. Чтобы начать что-то новое, ты должен закончить предыдущее занятие и потерять к нему интерес. Иначе ты, влекомый Раджасом, будешь заниматься чем-то одним бесконечно, постоянно достигая результата, но не удовлетворяясь им.
В мире на самом деле нет ничего плохого, есть только твоя оценка тех или иных вещей.
Учись мудрости, чтобы понять – созидание и разрушение – два равноправных процесса, а созидатель и разрушитель – два равноправных существа.
Вот коротко и все описание Трех Гун, применимое к психологическим типам. Поскольку Три Гуны – созидающая часть Макрокосмоса, а наш мозг – это Микрокосмос, то Гуны – Саттва, Раджас и Тамас создают или гармонию в нашей жизни или разрушают ее:
Саттва, конечно, самое гармоничное состояние. Во Вселенной Саттва отвечает за Созидание. А внутри человека – за гармонию, баланс, возможность воспринимать все правильно с точки зрения Создателя.
Раджас – это двигатель. В терминах Макрокосмоса Раджас отвечает за поддержку роста того, что было создано Саттвой. В человеческой жизни Раджас скрепляет наши желания, является стимулом к действию. Но если Раджаса у человека много – бедный этот человек, покоя нет ни ему самому, ни окружающим. Он просто загонит сам себя и своих близких своей взвинчиностью. Особенно страдает его мозг – он не может ни на минуту остановиться от скачущих мыслей.
Тамас – это разрушение в терминах Вселенной. В жизни же Тамас помогает нам закончить то, что было создано Саттвой и поддержано Раджасом. С первого взгляда, кажется, что Тамас является негативной Гуной, но восточные мудрецы говорят, что Тамас выполняет свою роль в этом спектакле, в котором мы все участвуем помимо нашей воли. “Разрушения”, производимые Тамасом разрушают старое и толкают нас двигаться к новому.
У гармоничного человека все Три Гуны находятся в балансе. Высокодуховные люди находятся в Саттве. А вокруг нас можно найти Саттвического человека? Крайне тяжело! Этот круговорот жизни мало кому дает расслабиться. Но почти у каждого бывали эти “просветления” Саттвы, хоть на мгновения. Наверное, многие из вас слушали всякие диски с релаксацией и медитацией – там всегда есть слова “Вспомните, где вам было хорошо – в лесу, на море, с ребенком на прогулке… – и попробуйте поймать это состояние”. Примерно это и будет состояние Саттвы – полная расслабленость при чистом сознании.
В дальнейшем мы будем разбирать “Питание по Гунам”.
А чтобы ориентироваться, продукты какой Гуны нам нужно употреблять (в сочетании с продуктами, понижающими вашу Дошу), существует полезная таблица: в каком процентном отношении находятся Гуны в каждой Доше:
Вата – 75% Раджас; 20% Саттва; 5% Тамас
Питта – 50% Раджас; 45% Саттва; 5% Тамас
Капха 5% Раджас; 20% Саттва; 75%Тамас
Вот на нее мы и будем ориентироваться, когда будем составлять себе меню.
О гунах из работы Вато «Суть Бхагавад Гиты»:
«Гуны — качества, которые никогда не существуют отдельно друг от друга, а лишь составляют единое целое, с преобладанием одной из них.
Саттва, раджас и тамас, — название трех гун. Все, что светлое, одухотворенное, насыщенное смыслом, имеет больше саттвы.
Все, что эгоистично, энергично, имеет больше раджаса. Тамас присутствует как масса, сила инерции. Все эти гуны не существуют отдельно, они лишь ипостаси единой пракрити, материи.
Например, смысл вещи — это саттва.
Энергия, потенциальная или кинетическая, — это раджас.
Масса, материальность — тамас.
Тамас и раджас, масса и энергия сочетаются в некой ОСМЫСЛЕННОСТИ (саттва) и дают тот или иной феномен».
Что такое саттва гуна
• Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо.
• Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается.
• Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости.
• Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в гуне благости.
• Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости.
• Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости.
• Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости.
• Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.
• Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.
• Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания.
• Гуна страсти разжигает алчность.
• Чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти. Такая пища является источником горя, страданий и болезней.
• Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.
• Пожертвование, сделанное в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти.
• Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти.
• Если человек привязан к деятельности и к ее результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под вилянием гуны страсти.
• Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти.
• Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии. Такие люди делают все как им заблагорассудится, без ориентиров и цели. Хотя они способны трудиться, они не любят прилагать усилия. Это называется иллюзией. Их сознание продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии.
• Деятельность в гуне невежества лишает человека разума.
• Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.
• Пища, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы.
• Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.
• Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества.
• Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии – эта решимость, лишенная рассудительности, порождена гуной тьмы.
Три гуны материальной природы
Слово «Гуна» с санскрита переводится как «стихия» или «веревка». Тремя гунами материальной природы являются три энергии: страсть, невежество и благость. В нашем мире всё выражается этими энергиями, ими пронизывается вся природа вещей. Они влияют на всё: людей, общение, еду, работу, учебу, религию, воспитание детей, науку и прочее.
Тамас (гуна невежества) – обозначает тьму, развал. Деятельность, связанная с Тамас, служит источником гнева, насилия, скорби. Счастье в этой гуне понимается как хорошо для меня и плохо для других. В этой гуне совсем нет счастья, и не будет.
Раджас (гуна страсти) – обозначает энергическую деятельность для достижения результатов, соревнование. Счастье в этой гуне есть только тогда, когда мне и моему окружению хорошо, а всё, что творится в мире – не имеет значения. Счастье здесь только временное явление, а дальше нужно уже что-то новое.
Саттва (гуна благости) – значит чистоту, прозрение. Здесь есть счастье, люди счастливы, и желают его всем существам на земле.
Если гуны страсти и невежества сопровождают нашу жизнь, то саттву (гуну благости) надо вырабатывать и прибавлять в своей жизни.
По Аюрведе все трудности в психологическом и ментальном плане случаются из-за того, что Раджас и Тамас очень активны. Если выбрать гуну благости, то это даст возможность преуспеть во всем, и быть счастливым.
Взаимодействие и влияние гун
Гуны действуют только вместе, обычно они находятся в той или иной вещи, событии или человеке. Главным при этом является преобладание той или другой гуны, что циклично меняется.
Современные люди, которые стремятся жить гармонично, должны сбалансировать Саттву, Раджас и Тамас, потому что если это не случится, они будут чувствовать себя угнетёнными, обессиленными и слишком возбужденными. Со временем это возможно приведет к болезням и депрессиям.
Многое значит наш образ жизни и окружающие нас люди. Каждый человек может определить, какая гуна у него преобладает. Для этого нужно прислушаться к себе, понаблюдать за поведением и реакцией на жизнь.
В материальном мире преобладают три гунны материальной природы, а в духовном мире Вайкунтхе, есть лишь вишуддха-саттва – гуна благости, в которой нет страсти и невежества. В материальном мире те, кто пребывают в гуне благости, иногда могут чувствовать действия гун страсти и невежества. Но в мире Вайкунтхи, саттва имеет чистый вид.
Продукты трех гун
Направлять действия гун может не только физическая активность и направление мыслей, но ещё очень важен выбор вашей пищи.
Продукты гуны благости, такие как: злаковые, бобовые, орехи, мед, крупы, фрукты, молочные продукты – это саттвическая еда. Она способствует легкому и творческому состоянию, по этой причине ее нужно употреблять при занятии йогой, медитациями или умственной деятельностью.
Пища Раджаса – это всё горькое, соленое, кислое, острое или приторное, что кушается без меры, также кофе, чай, мясо, соль, сахар и большинство специй. Эта пища дает уверенность в себе, поэтому ее можно включить в свой рацион, если нужно ярче показать себя.
Пища Тамаса очень вредная. Это пища жирная, несвежая, плохо усвояемая организмом, в частности, алкоголь, табак, кондитерские изделия, лекарства. Это пища вызывает лень и вялость, способствует увеличению массы тела и нереализованной физической энергии. Аюрведа советует отказаться от этой пищи активным и целеустремленным людям.
Три гуны — саттва, раджас и тамас.
Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги.
Конечно никакое, даже краткое, описание самого главного, что имеется в багаже йогических знаний нельзя представить без рассмотрения темы о трёх качествах Природы — трёх гунах: саттве, раджасе и тамасе.
Вот их-то в этой статье и рассмотрим.
Всех, подверженных ограничениям формы, сбивают с толку модусы Природы: саттва (чистота), раджас (страсть) и тамас (инертность). Отразившись в неспокойных водах человеческой жизни, возмущенных качествами Космической Пракрити (благим, активизирующим и дурным), совершенная душа принимает вид искаженного эго.
Пракрити (Космическая Природа) состоит из трёх гун. Поэтому даже высшая гуна (саттва) является частью майи — сил иллюзии мира.
Бхагавад Гита с Комментариями Парамахансы Йогананды
Зачем существуют гуны Природы.
Дух, чтобы создать вселенную, должен был сохранить стремящуюся во вне силу проявления. Эта сила была сбалансирована другой, противоположной силой, стягивающей всё обратно к Себе.
Так как двойственность должна существовать для того, чтобы Дух смог проявить себя, то должны иметься обе эти силы двигающая вовне и внутрь, они уравновешивают друг друга.
Три качества, описывают часть этого процесса движущейся во вне силы. В состоянии единства с Высшим Духом, эти качества, или гуны исчезают. Как говориться на санскрите, те, кто достигают этого состояния становятся тригуна рахитам – поднимается над всеми тремя гунами.
Гуны также присутствуют всюду; всё в этом мире – смесь трёх гун. Без этой реальности, Творение не смогло бы существовать.
Парамаханса Йогананда сравнивал гуны с волнами на поверхности океана. Дуальность объясняет их подъем и падение. Но волны сами, толкающие себя вверх из океанской глубины, проходят три стадии: стадия ближайшая к океану (саттва); энергия толкающая волны вверх и представляющая среднюю часть (раджас); и гребень волны, самая дальняя стадия от основания океана, и сильнее всего скрывающий просторы океана (тамас).
Влияние гун Природы (саттвы, раджаса и тамаса) на людей
Все действия людей, их характер, мировозрение, эмоции, чувства мышления так же в очень большой степени находятся под влиянием трёх гун Природы. Вот что на эту тему написал Свами Криянанда:
Так, люди, которые отдаляются в своем сознании от их собственного центра в Духе, становятся ленивыми, вялыми и глупыми. Они полностью отождествляются с чувствами, и такое качество, называемое тамас; они сами становятся тамасичными.
Те, кто возбуждают себя активной деятельностью, находятся под властью раджаса. Такие люди беспокойны, вовлечены во внешнюю деятельность и постоянно активны.
И те, чья энергия направляется вверх, к духовному, проявляют саттва гуну; они сами становятся сатвичными.
Беспокойная активность раджасичных людей может быть направлена как на понижающее, так и на возвышающее. Когда энергия движется вниз, то становится смешенной из раджаса и тамаса. Когда раджасичныая энергия движется вверх она становится раджасично-саттвичной. Активность направленная ни на что, является просто раджа гуной.
Люди, которые использую их побуждения к активности, осуществляя месть; вредя другим; желая стать богаче, не думая о других; желая помыкать другими, безразличные к их интересам и благополучию: такие люди проявляют раджасично-тамасичную энергию.
Люди, которые активны только для осуществления активности, выражают чистый раджас.
И наконец, те кто активен, служа другим или Богу; кто использует свои деньги помогая другим; те кто стараются исцелить боль других; кто дает другим в долг ради их благополучия; кто смеется с другими, а не над другими: все эти люди проявляют раджасично-саттвичную энергию.
Те, кто всюду ищут Бога; кто излучает Божественную любовь и радость для других; кто естественно добр; естественно скромен и во всём что делает, видит Бога как деятеля; кто сонастраивается со страданиями других, и делает то, что может сделать, чтобы помочь им найти решение всех их проблем в Боге: такой человек проявляет саттва гуну.
Процесс духовного роста похож на очищение лука. Кожица представляет различные уровни приверженности эго-сознанию, внешние составляющие толстые и тяжелые, когда последний внутренний уровень пройден, ничего не остается, весь лук состоит только из долек кожицы!
Как освободиться от трёх гун.
Очевидно, что тамасичное состояние является самым далёким от нашей же истинной природы блаженного духа, а саттвичное состояние — самым приближенным к нему. Поэтому самый верный и быстрый способ выйти из состояния тамаса (лени, депрессии, ненависти) — это начать трудиться — телом, чувствами, умом — это уже кто к чему склонен, главное — не бездельничать и не погружаться в тамасичное состояние ещё глубже.
Как гласит английская пословица:
Праздный ум — мастерская дьявола.
Если человек потакает дарованной Богом свободой воли, отказывается заниматься нормальной конструктивной деятельностью, то он деградирует, потому что ведёт безбожный образ жизни, потакая своей чувственности, лени, гордости и сонливости. Постоянная внутренняя и внешняя праздность, поиск забвения в алкоголе и наркотиках низводят его до уровня животного.
Жизнь дана людям для восхождения к Богу, а не для того, чтобы спуститься по лестнице эволюции в животное царство. Стремящемуся к освобождению следует избегать излишеств любого рода и исполнять свои мирские обязанности (например, обеспечивать потребности семьи), будучи непривязанным к ним и не забывая о своем высшем долге — обрести свободу и помочь освободиться другим.
Преобразуя свои эгоистичные действия в благородные альтруистические поступки, ученик становится саттвичным существом, привязанность к благу обращает ум к Богу. Так заканчивается стадия очищения и начинается процесс освобождения.
То есть выход из колеса перерождений в любом случае идёт через саттвичную деятельность. Как говорил Парамаханса Йогананда:
Вы должны стать очень деятельными, прежде чем сможете оставить всякую деятельность.
И всегда следует помнить, что:
Хотя оковы саттвы сияют они не перестают от этого быть оковами. Золотой проволокой можно связать человека не менее прочно, чем серебряной или стальной. Подобно тамасу (неведению) и раджасу (эгоистичной активности), саттва привязывает душу к телу и земному миру.
Будучи атрибутом не души, а Природы саттва не в силах освободить человека от коренной причины перевоплощений — эгоизма. Сами по себе качества саттвы чисты, не осквернены иллюзией. Однако, когда человек ставит своё счастье и мудрость в зависимость от физического тела и ума, душа отождествляется с человеческим эго. Эмоции даже почтенных людей, рассматривающих счастье и знание в связи со своим «я» («я счастлив; я мудр»), скорее эгоистичны, чем бескорыстны.
Блаженство и мудрость принадлежат душе, но из-за иллюзии эго связывает их с плотскими удовольствиями и интеллектуальными знаниями. Считая счастье и знание своими качествами, эго по невежеству приковывает душу к телу и круговороту сансары. В результате оно получает ничтожно кратковременные удовольствия и скудные знания — вместо того, чтобы обрести беспримерное бесконечное блаженство и мудрость души.
Благотворительная деятельность не должна мотивироваться обретением славы, известности или удовлетворения эго. Наоборот, все действия нужно совершать, лишь чтобы порадовать Бога.
Бхагавад Гита с Комментариями Парамахансы Йогананды
На тему трёх гун я очень советую почитать 14-ю главу Бхагавад Гиты с комментариями Йогананды, здесь я привела только маленькую часть информарции из неё, а для истинных йогов она незаменима.
И ещё есть довольно интересная и практичная книга ведического психолога Рами Блекта «Три энергии».
Тема трёх гун очень тесно связана с темой перевоплощений, о написано здесь — Реинкарнация — временные перерождения вечной души.
А пока что, мои дорогие читатели, ради своего собственного и ради блага всех окружающих, давайте все наши действия, слова и мысли сделаем, как можно более саттвичными.
- Что такое накопительный вклад в сбербанке
- Что такое перекос фаз в электрике