Что такое сбор фактов
Система фактов. Фактология
ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Полезно задуматься:
2. Какую роль играют факты в проведении исследования?
3. Не тождественны ли понятия факта и информации?
4. Существует ли «критическая масса» фактов для поиска решения проблемы?
5. Как следует проводить систематизацию фактов и какие здесь могут возникнуть трудности?
Понятие факта и его роль в исследовании
Факт (сделанное, совершившееся, существующее) — это событие или явление действительное, реально существующее, все то, что произошло на самом деле и имеет тому убедительное подтверждение, это реальность, которая является очевидной и которую невозможно отрицать.
Факты в деятельности менеджера являются основанием для:
· распознавания ситуации и проблем,
· аргументами для доказательства или опровержения.
От наличия и достаточности фактов зависит качество управленческих решений, а следовательно, и эффективность управления.
Исследование управления также невозможно без фактов, на которых оно строится.
Роль фактов в исследовании заключается в том, что они:
· позволяют распознавать проблему,
· определяют саму необходимость исследования,
· создают мотивационное поле исследования.
· служат материалом его проведения,
· позволяют определить направление исследования,
· выступают средством доказательства и обоснования,
· материалом для обобщения.
Факты и информация
|
Факт – образ максимально соответствующий реальному событию, объективное восприятие действительности.
Факт — единица логики, первоначальная ступень мышления человека.
Факт —особый вид информации, характеризующийся определенным ее восприятием.
Факты в исследовательской деятельности:
· являются основой доказательства,
· помогают определить содержание проблемы,
· являются эмпирической основой исследования,
· предпосылка качества исследования.
Всю совокупность фактов по критериям отражения статики или динамики явления можно разделить на:
Можно также выделить:
В исследовании нередко важную роль играет количественное представление фактов или их содержательное описание.
Количественной формой легче оперировать, но не все факты имеют количественную форму.
Факты можно разделить по сферам деятельности, которые они отражают:
· психологическую и др.
Есть факты первичные и вторичные, которые подтверждают реальность первичных, степень их достоверности.
Большое значение в проведении исследования имеет отделение фактов научных, от ненаучных (обычных).
Научные факты — это факты:
· имеющие научную ценность,
· отражающие определенную методологию восприятия действительности,
· дающие новое знание или понимание явлений.
В исследовании, как правило, используется множество фактов и очень важно:
· определить их состав,
· провести отбор фактов,
Классификация фактов позволяет легче заметить:
· их подтасовку (специальную подмену одного факта другим),
· тенденциозный их подбор по заведомо или случайно ложным целям.
Система фактов. Фактология
Только система фактов позволяет:
· дать объяснение явлению,
· найти решение проблемы,
· построить научную концепцию.
Фактология — это способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать.
Фактология исследования определяется:
· методологией отбора и селекции фактов,
· организацией сбора фактов,
· уровнем познания (состоянием науки),
Фактологию можно представить в виде комплекса приемов, посредством которых осуществляется:
· интерпретация (объяснение или толкование),
Сбор фактов
В первую очередь нужно выбрать, где и как вы будете собирать факты. Можно записывать все в блокнот, но это не слишком удобно, потому что записи в блокноте трудно обрабатывать.
В современном мире нужно использовать компьютерные программы. Вы можете выбрать любую, но на данный момент идеальная программа такого рода – Evernote, которую я вам искренне рекомендую. Ее главное достоинство в том, что она доступна и на компьютере, и на смартфоне, поэтому информация всегда будет под рукой.
Особенность этой программы в том, что она дает возможность легкого сбора и поиска информации.
• набросать текст заметки;
• сделать фото;
• наговорить аудиозапись;
• вставить фрагмент из любого документа или сайта;
• распределить заметки по блокнотам;
• присвоить им теги.
А также сделать еще множество различных вещей. Поэтому устанавливайте Evernote на компьютер и смартфон, и она станет вашим верным помощником.
Как же собирать факты о своей жизни?
Возьмите себе за правило: где бы вы ни находились, внимательно присматривайтесь к тому, что вас окружает, и прислушивайтесь к своим чувствам по этому поводу.
Допустим, вы зашли в кафе. Задайте себе вопросы:
• Какой столик я выбрал? Почему?
• Как выглядит мое идеальное место в кафе?
• Мне приятнее быть в кафе одному или в компании? С кем именно?
• Нравится ли мне музыка?
• Уютно ли мне?
• Нравится ли мне, как со мной разговаривает официант? Почему?
В этом случае любой эпизод вашей жизни даст вам множество поводов для знакомства с собой.
Есть и более сложные вопросы. Допустим, вам указали на ошибку. Спросите себя:
• Какие чувства вызывает у меня критика?
• Я признаю ошибку или перевожу стрелки на других?
• Как я оправдываю свою ошибку?
• Зачем мне себя оправдывать?
Вообще-то объективно наблюдать за собой совсем не просто. Вам помогут ваши дневники, фото, видео и расспросы окружающих.
Заведите папку с названием «Я» и складывайте в эту папку всю информацию о себе, которую считаете важной. Причем одна папка будет реальной – чтобы складывать туда бумажные документы, а другая папка – электронной. Туда вы копируете компьютерные файлы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
СБОР И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ
СБОР И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ Тот, кто владеет информацией, владеет миром. Каждый человек уникален и неповторим, поэтому переменные и коэффициенты, составляющие формулу и указывающие на определенные влечения и потребности, имеют у всех людей различные приоритеты. Не
1 этап. Сбор информации о захватываемом предприятии
1 этап. Сбор информации о захватываемом предприятии Как всегда, в любом виде деятельности, сбор информации — самый важный подготовительный этап. На этом этапе собирается и анализируется вся информация о предприятии: финансовая ситуация на предприятии, список
Сбор информации и стратегическое планирование
Сбор информации и стратегическое планирование Чтобы повысить свои шансы на достижение каждой цели, нужно понять особенности людей или вещей, которые мы собираемся поставить под сомнение. Другими словами, необходимо собрать информацию о приоритетах и устремлениях
В полицейском участке: сбор фактов
В полицейском участке: сбор фактов В полицейском участке собирают факты, относящиеся к двум важнейшим типам: показания свидетелей и признания подозреваемых. В обоих случаях определяющую роль играет то, что сказали люди, и поэтому тактика и методы, применяемые для
СБОР ДАННЫХ
СБОР ДАННЫХ Творчество играет важную роль даже в самом процессе сбора информации. Как узнать мнение конкретного человека или социальной группы? Как получить самые точные сведения и при этом потратить как можно меньше средств и усилий? Ответ на эти вопросы требует
3. Сбор урожая и составление перечня
Глава 5. Сбор информации: собираем «разное»
Глава 5. Сбор информации: собираем «разное» Я уже говорил об основной процедуре сбора информации во второй главе. Эта глава более подробно повествует о том, как собрать все «разное», все незавершенные дела в одном месте. Это первый необходимый шаг на пути к «кристально
Постановка проблемы и сбор информации
Постановка проблемы и сбор информации Постановка задачи и сбор информации — главный и основной этап на пути к принятию решения.Для этого в каждой стране существуют службы разведки: внешней, экономической, политической, военной и др.Каждому человеку, независимо от
2.2. Сбор и анализ информации
2.2. Сбор и анализ информации Выбор стратегии переговоровВ процессе подготовки к переговорам необходимо досконально узнать все или почти все о Ваших партнерах.Кто Ваш партнер? Какое место на рынке он занимает, как обстоят дела в компании на момент переговоров
Сбор данных и анализ работы за год
Сбор данных и анализ работы за год Любой когда-либо работавший человек сталкивался с необходимостью анализа своей работы. Многих ужасает мысль о проведении такого анализа, потому что им крайне тяжело припомнить и описать все важные моменты за целый год. Не будучи
Начните с фактов
Начните с фактов Есть общее правило: рассказывая о том, к каким выводам вы пришли, начните с фактов – с того, что вы видели и слышали. Умолчите о своей истории. В противном случае собеседник начнет защищаться. Чтобы этого не случилось, просто опишите его
Сбор фактологической информации
Сбор фактологической информации Для более полного понимания клиента и его проблем психотерапевту, помимо информации о динамике его внутренней жизни, нужна и информация о фактах его жизни и биографии. Учреждение, в котором работает психотерапевт, также может по разным
Сбор дополнительной информации
Сбор дополнительной информации В определенных ситуациях и в отношении определенных клиентов уже на первой консультации возникает необходимость в получении дополнительной информации. Например, сотруднику службы социальной защиты нужно узнать, что подтолкнуло
Этап 3. Сбор фактов
Этап 4. Истолкование фактов.Так кратко можно назвать процесс изучения и обработки фактов с целью выжать из них все, что они значат. Этот этап включает оценку, классификацию, анализ и уяснение фактов.
Этап 5. Построение гипотезы.Рабочие гипотезы, выдвигаемые на этом этапе, обычно связаны с какими-либо конкретными вопросами, отвечая на которые можно проверить сами гипотезы. Многие считают построение гипотезы важнейшим моментом любого исследования как в области естественных или общественных наук, так и в области информационно-аналитической работы. По мере изучения данного этапа мы открываем все новые полезные стороны рабочей гипотезы.
Гипотезу можно рассматривать как положение. Обычно отмечают три полезные стороны гипотезы:
— во-первых, тем самым облегчается уяснение проблемы. Установленное положение — прекрасное подспорье для памяти. Мы можем располагать значительными знаниями, помня определенное научное положение и не перегружая себя отдельными фактами;
— во-вторых, научное положение является основой для уяснения отдельных фактов или явлений, так как вскрывает существующую между ними связь. Мы можем осмыслить суть новых явлений, если выразим ее в знакомых нам понятиях;
— в-третьих, приемлемое научное положение всегда содержит некоторые моменты, выходящие за его рамки и образующие разумное и плодотворное основание для предвидения новых фактов и явлений. Короче говоря, приемлемое положение (или теория) помогает мобилизовать наши знания для использования в сфере не только чистой, но и «прикладной науки».
Все сказанное можно суммировать следующим образом: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория».
Построение гипотезы, взятое в широком смысле, всегда присуще любой исследовательской работе. В самом начале исследования, когда вырабатывается общий план, мы исходим из определенных предположений (или гипотез) о том, какие факторы, возможно, играют важную роль и какие почти определенно не имеют отношения к делу. Аналогичными гипотезами мы руководствуемся при сборе и истолковании фактов, формулировании выводов и изложений.
Гипотеза — термин, прочно утвердившийся в научной литературе. Разведчики для обозначения рассматриваемого этапа чаще применяют термин «интеграция», хотя эти два термина имеют не совсем одинаковое значение.
Этап 6. Выводы.На этом этапе производятся исследования, необходимые для доказательства или опровержения рабочих гипотез, выдвинутых на этапе 5, и формулируются окончательные выводы, являющиеся душой почти любого информационного документа. («Выводы» — последний из девяти принципов информационной работы.)
Этап 7. Изложение.Составление документа, завершающее работу. Составитель информационного документа должен не только ясно представлять себе то, о чем он пишет, но и уметь выразить свои мысли в ясной форме.
Необходимо указывать степень достоверности каждого утверждения. Доклад о научных кадрах, вероятно, должен содержать таблицы и диаграммы. Правильно сравнить положение, существующее в различных странах, — дело трудное. Однако в рассматриваемом нами примере та часть информации, где сравнивается положение с научными кадрами, может оказаться самой ценной.
Описанные этапы метода научного исследования применительно к информационной работе весьма сходны с теми этапами, на которые обычно делят свою работу аналитики.
Основные различия между ними состоят в следующем:
1. Оценка необходима для информационной работы, имеющей дело в основном с непроверенными первичными данными.
2. Термин «построение гипотезы» особенно широко употребляется в научной литературе.
Поэтому лучше исходить из признания отмеченных различий и не пытаться искусственно втискивать два совершенно не схожих перечня этапов исследовательской работы в единые рамки.
Работа, проделанная на каждом этапе, считается предварительной, и могут быть внесены изменения в зависимости от новых данных, полученных по мере продолжения исследования на последующих этапах. Например, сбор фактов нельзя провести сразу и закончить в один прием.
После того как собрана часть фактов, их истолкование, несомненно, покажет, по каким вопросам требуется собрать дополнительные факты, и тем самым даст направление последующей исследовательской работе.
Точно так же дело обстоит и на других этапах. Например, общий план работы является в момент его разработки предварительным. Мы должны быть готовы принять его и в равной мере должны быть готовы возвращаться назад и вносить изменения в наш предварительный план каждый раз, когда в свете новых данных в этом возникнет необходимость.
Применяя метод обратной последовательности этапов, мы расширяем свои знания по изучаемому вопросу в соответствии с принципом сложных процентов, получая проценты на проценты.
Построение гипотезы. Наконец, следует отметить выдающееся место, занимаемое этапом «построения гипотезы» во всем процессе (или цикле) информационной работы.
Мы видели, что все предварительное планирование работы по выполнению поставленного перед нами задания подсознательно основывается на предположениях и догадках, которые имеют отношение к изучаемой проблеме.
Фактически без гипотез мы не можем даже думать об исследовании какого-либо вопроса. Иногда, составляя перечень этих гипотез и критически оценивая правильность каждой из них, мы обнаруживаем некоторые старые ошибки и находим более успешный метод решения стоящих перед нами задач. Большое количество предположений, выдвигаемых в процессе исследовательской работы, редко подтверждается или выясняется, что некоторые из них содержат серьезные ошибки.
Из всех этапов информационной работы построение гипотезы больше всех связано с процессом чистого мышления. Построение гипотезы практически можно рассматривать как важнейший этап исследовательского цикла, а все остальные основные этапы — как вспомогательные.
Сбор и анализ фактов
Отождествлять факт с эмпирическим содержанием протокола эксперимента или наблюдения не всегда правомерно. Получение протокола научного наблюдения — начальный, но весьма важный и ответственный этап в деятельности исследователя. Наблюдения и эксперимент широко применяются как в естествознании, так и в общественных науках, как методы достижения фактического знания. В каждой науке разработаны многочисленные конкретные способы наблюдения и эксперимента, учитывающие специфику изучаемых предметов и явлений действительности. Так, в статистике используются не сплошные наблюдения, которые состоят из анкетного корреспондентского, монографического и выборочного способов, а выборочные наблюдения. Кроме выборочного наблюдения существует множество других способов наблюдения: например, аналитические, типологические, балансовые группировки, метод относительных показателей структуры, прироста динамики, индексы динамических рядов и т.д. Чтобы содержание протокола стало научным фактом, оно, следовательно, должно быть упорядоченным, т.е. иметь определенную статистическую вероятность. Определение этой вероятности важно для исследователя не тогда, когда теория построена, а именно в процессе ее создания.
Научный протокол — это система описаний эмпирических наблюдений, содержащая определенные выводы. Факт в этом случае выступает единичным явлением, полученным в эксперименте или наблюдаемом в естественной среде. По своему характеру такой факт представляет фиксацию единичного наблюдения о состоянии объекта, которое может быть совершенно случайным. Исследователь ставит десятки и сотни экспериментов, применяя различные методики их постановки, и только путем обработки многочисленных протоколов наблюдений, содержащих описания эмпирических данных, выводит статистическое среднее, которое и входит в систему научных знаний в качестве факта.
Применение математически обоснованных и индуктивных методов при обработке протоколов научных наблюдений позволяет произвести, до построения теории, статистико-вероятностную оценку отдельных эмпирических данных. Статистико-вероятностная природа научного факта лишает единичный факт критерия подтверждаемости: истинность теоретического положения может быть проверена только с помощью усредненных результатов множеств экспертиз. Тем самым, факт становится логичным, т.е. факт – это такое знание, достоверность которого устанавливается вне создаваемой или созданной теории.
Ни один факт не является непосредственным результатом чувственно-эсприятия: факт всегда в какой-то мере абстрактное знание. Резулътатом достижения фактического знания является описание объекта в форме определенной системы высказываний о нем.
Понятие факта как высказывания о наблюдаемых величинах является частным, предельным случаем более широкого понимания научного факта как элемента научного знания.
Обоснованием теоретического знания выступают не факты как высказывания об эмпирически проверяемом и чувственно данном, не знание, сконцентрированное из «чистых» логических элементов, и даже не комби-наторская смесь того и другого, а нечто третье, составляющее основание всех научных построений, определяемое развитием практики и в такой же мере эмпирическое, как и абстрактное, — фактическое знание, как содержание определенных научных систем, жизненность которых установлена практикой. Инвариантность факта, в широком смысле слова, как основание научного знания является его существенным признаком. В этом признаке проявляется роль практики как критерия истины. Поэтому в само содержание факта, в широком смысле слова, практика включается как бы в трансформированном виде. Это придает фактическому знанию значение обосновывающего знания.
Предмет, обладающий бесконечным множеством свойств – внешних проявлений своей сущности, отражается неупорядоченным множеством фактов. Каждый факт отражает предмет односторонне. Научное познание не стремится развертывать бесконечные ряды фактов, а устанавливает между отдельными фактами, открытыми практикой, общие связи, которые их объединяют. Из этих связей выбираются наиболее существенные, которые характеризуют достаточно полно внутренние закономерности развития предметов.
Исследователю важно знать, в какой последовательности задавать вопросы, когда и где это делать и т.д. и т.п. — все эти ограничения помогают Основанному установлению единичных и сгруппированных фактов.
Выделение общих и специфических фактов зависит от следующих критериев:
¨ практическая или теоретическая цель исследования (для чего изучается объект?);
¨ предмет исследования (что именно в этом объекте нас интересует с точки зрения цели исследования?);
¨ состояние теоретических и практических знаний, позволяющее описать, обобщить и объяснить факты в данной ситуации.
Теория в этом случае аккумулирует предшествующую социальную практику. Вместе с тем исследователю нельзя не принимать во внимание, что одни и те же явления и социальные процессы могут быть рассмотрены в разных теоретических моделях. Однако есть еще одно очень существенное ограничение: выделение общих и специфических фактов в конкретной ситуации зависит не только от цели и предмета исследования, от состояния теории, но также от профессиональной подготовки и мировоззрения исследователя.
Первоначальный этап исследования — сбор фактов. Пока фактов мало, никакие обобщения невозможны. Однако излишне долгое собирание фактов не менее тормозит исследование, чем поспешные обобщения. Факты собираются не сами по себе и не сами для себя, а для решения некоторой проблемы. Поэтому количество собранных фактов должно быть в каком-то смысле оптимальным. Оптимальность знания связана с отбрасыванием избыточной информации. Из имеющихся фактов отбираются те, которые характеризуют наиболее существенные признаки объекта с точки зрения решаемой проблемы. Это связано с оценкой информации, которую несут факты. Знание, начиная восхождение от неупорядоченного множества фактов, по мере углубления в сущность отражаемого предмета сводится к исследованию ограниченного числа существенных связей, фиксируемых мышлением в содержании определенных принципов, идей, из которых логически выводимы все многочисленные проявления предмета в форме его внешних проявлений. Фактическое постепенно преобразуется в теоретическое.
Как правило, целеполагающая деятельность человека, осваивающего новые предметы (или новые свойства), в какой-то мере опирается на скудную, но все-таки некоторую предварительную (часто имеющую предсказательный или предугадывающий характер) информацию. Она входит составным элементом в научную проблему, на основе развития которой осуществляется практическое действие и достигается фактическое знание.
Как же происходят упорядочение фактов и оценка содержащейся в них информации?
Схематически можно представить два типа упорядочения фактов в некоторые подмножества: группировка и генерализация.
Группировка осуществляется путем отбора в пределах того или иного множества таких фактов, которые содержат наибольшее количество информации и поддаются вычислению без введения для этого каких-либо добавочных правил, кроме операции непосредственного связывания одних фактов с другими по их подобию или наличию аналогичных признаков.
Генерализацию как множество мыслительных операций схематически можно представить так. Пусть мы имеем неупорядоченное множество фактов М. Каждый из фактов формулируется в виде высказывания, при этом нет никакой логической связи между двумя фактами — высказываниями. Систематизация достигается выведением некоторых понятий и формулированием их посредством определенных теоретических положений, правил, при помощи которых эти положения могут быть логически связаны с определенным количеством фактов.
Теория в таком случае представляется системой описания совокупности фактов, объединенных с помощью понятий и логических операций. Образование эмпирического базиса, как основание теории, является необратимым процессом качественного преобразования фактов в процессе восхождения знаний от факта к теории.
Таким образом, качественное преобразование фактов в эмпирический оазис теории совершается двумя типами мыслительных операций:
¨ путем систематизации фактов;
¨ путем уплотнения фактов с помощью узловых пунктов познания.
При переходе от фактов к теории знания эмпирического уровня «поднимаются» на уровень знаний теоретических. Информация, содержащаяся в фактах, не теряется, а упоминается по мере развития знаний.
В процессе упорядочения множества фактов формулируется оптимальное отражение предмета. Факт как содержание несет в себе определенное количество информации о действительности. Эту информацию можно вычислить. Оптимальность знания всегда связана с отбрасыванием избыточной информации. Отработанные факты превращаются в эмпирический базис системы научного знания. Качественное преобразование фактов в эмпирический базис теории, осуществляемое путем упорядочивания множеств фактов, одновременно является процессом возникновения научных абст ракций, как элементов структуры теоретической системы, и функциони рованием фактов в ходе образования этой системы.
Теория опирается на множество фактов, но только незначительная часц их, соответствующим образом трансформированная, включается в структур теории. Остальная часть — весьма неопределенная область фактов, связанных с данной теорией тем или иным способом, является вне теоретической, так как она не входит в структуру теории, как замкнутой системы знаний.
Теоретическое мышление всегда опирается на огромное количество открытых практикой фактов. Но только некоторое число их превращается в эмпирический базис теории. Чтобы факты, открытые практикой, преобразовались в эмпирический базис системы получения знаний и стали ее основанием, они должны пройти путь своего качественного превращения посредством многих мыслительных операций.
В упорядоченном множестве фактов, объясняемых теорией, каждый факт является необходимым звеном, следствием теории. Это одно из важнейших в современной науке требований к теоретическим построениям, так как от того, насколько логическое соотношение элементов какой-либо системы субординировано в соответствии с объективной логикой явлений, отражаемой в этих элементах, зависит степень вероятности научного предвидения, прогнозов, которые делаются на основе этой системы. Факты, отражающие действительность во всем многообразии случайного, необходимого, существенного и несерьезного, связанные тесно с процессом практики, являются достоверным основанием теории.
Если определить систему как множество объектов с набором связей между ними и между их свойствами, объекты функционируют как единое целое. Каждый объект (подсистема, ячейка) работает для осуществления единой цели. В допустимых границах система управления объектом исследуется как единый организм, с учетом внутренних связей между отдельными элементами, внешних связей с другими системами и объектами, которая имеет свои особенности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет