Что такое сбор отходов определение
Что такое сбор отходов определение
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
Что такое сбор отходов: требования, организация, этапы
Переработка любого мусора начинается именно с его сбора.
Качество выполнения этого этапа определяет дальнейшую судьбу отходов.
Чтобы появилась возможность отправить их на утилизацию, а не на захоронение, необходимо выполнять правила, установленные законодательством, а также санитарными нормами.
В данной статье мы расскажем, что понимается под термином «сбор», как происходит организация и порядок сбора, утилизации и сортировки твердых коммунальных, опасных и неопасных отходов.
Определение термина
Для начала дадим определение, что такое сбор отходов. Действующее его понятие введено законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ. Начиная с 2018 года, этим термином называется прием или поступление от предприятий и граждан отходов с целью их дальнейшей переработки.
Различают 2 варианта сбора:
Работа по сбору относится к деятельности, регулируемой государством. Для ее выполнения требуется лицензия.
Это условие относится к ликвидируемым веществам 1-4 классов опасности.
Приемом мусора 5 класса можно заниматься без получения разрешительного документа. Но на практике сложно представить хозяйствующий объект или многоквартирный дом, вырабатывающий только безопасные отходы. К тому же заниматься одним видом мусора нерентабельно для оператора. Поэтому лицензию получают все организации и ИП, собирающие отходы.
Требования к сбору твердого бытового мусора
Остатки жизнедеятельности граждан, образующиеся в квартирах, домах, иных жилых помещениях, называются твердыми бытовыми (коммунальными) отходами.
Работа с ними регламентируется основными документами:
Сбор ТКО с объектов их образования, накопления обеспечивается региональными операторами.
Деятельность таких организаций осуществляется по территориальным программам, схемам обращения с мусором.
Зона деятельности оператора может охватывать всю территорию региона РФ или его часть.
На своем участке оператор принимает ТКО при соблюдении условий:
Мусорные контейнеры и их виды
Бытовые отходы собираются в специально установленные для них контейнеры — мусоросборники, под которые выделяются площадки.
Количество устанавливаемых мусорных контейнеров, их вместимость определяются исходя из:
На одном участке допускается устанавливать до 10 контейнеров для мусора, включая емкости для раздельного сбора. При эксплуатации контейнеров должно быть минимизировано попадание компонентов на площадку или за ее пределы.
В мусоросборники для ТКО нельзя складировать:
Емкости для мусора изготавливают из двух видов сырья:
Для сбора крупногабаритных отходов предназначаются мусорные бункера-накопители. Их количество на площадке рассчитывается аналогично контейнерам.
Порядок обустройства контейнерных площадок
Участки сбора, временного накопления ТКО называются контейнерными площадками, они оборудуются согласно санэпидемиологическим нормам и требованиям.
Независимо от вида размещаемых контейнеров и бункеров, площадки должны иметь:
На объекте сбора ТКО, крупногабаритных вещей ответственным оператором размещается информация о его собственнике и обслуживающей компании. Расположение участков зависит от планировки населенных пунктов.
Расстояние до ближайших домов, спортивных площадок, детских садов, школ, парков, скверов должно быть не менее 20 м, до медицинских организаций — 25 м.
Максимальное расстояние от источника бытовых отходов до ближайшей площадки — 100 м.
Если невозможно соблюдать установленные расстояния, то по решению регионального главного санитарного врача допускается их изменение при условиях:
Графики сбора и вывоза ТБО согласовываются с учреждениями СЭС соответствующих населенных пунктов.
Дезинфекция баков
В обязанности регионального «мусорного» оператора входит регулярный контроль и обработка баков, прилежащих зон. Обеззараживание производится по СП 3.5.1378-03.
Для поддержания мусоросборников в рабочем состоянии проводятся:
Мероприятия выполняются с периодичностью, не противоречащей санитарным требованиям, но учитывающей фактическую потребность и целесообразность. Максимальные интервалы обработки составляют 10 суток в теплое время года, 1 месяц — в холодное.
Внеплановая или профилактическая обработка осуществляется индивидуально, когда снижается доступность к баку, например, из-за резкого запаха, грязных крышек.
На контейнерных площадках выполняются такие действия:
Запрещено проводить промывочно-дезинфицирующие работы с мусоросборниками непосредственно на контейнерной площадке.
Правила сбора жидких отходов
Жидкие бытовые отходы — это загрязненные стоки воды из ванн, туалетов, душевых, не сбрасываемые в водные объекты и канализационные системы. К ним также относятся хозяйственно-бытовые жидкости, накапливаемые при нецентрализованной канализации.
ЖБО образуются в жилых многоквартирных и индивидуальных фондах. Их сбор происходит в специальные резервуары, не подключенные к общей системе водоотведения — выгребные ямы, различные септики.
При размещении традиционного выгреба с трубами необходимо соблюдать условия:
Количество выгребов рассчитывается исходя из фактического образования сточных вод.
Септик представляет собой устройство из бетонной или пластиковой емкости и фильтрами, изготавливается промышленным способом, работает на принципе биоочистки и устанавливается в любом удобном месте.
Сбор ЖБО, транспортирование для дальнейшей очистки сточных вод производится ассенизационным транспортом. У отдельных строений допускается отведение отходов в локальные очистные сооружения.
Прием и утилизация промышленного вторсырья
Промотходы образуются на предприятиях при производстве продукции.
Согласно внутренним правилам, инструкциям они сортируются отдельно по:
Раздельный сбор обусловлен финансовой выгодой, экономией времени, применением вторсырья в технологическом цикле, улучшением экологической обстановки.
Сбор, временное хранение происходит на территории предприятия–производителя отходов централизованно или по цеховому признаку. Собранные вещества могут силами предприятия брикетироваться, прессоваться, измельчаться, пакетироваться.
Максимальное количество отходов, собираемых и хранимых на площадках предприятия, устанавливается предприятием на основе:
При этом выделение вредных элементов из собранных отходов не должно превышать 30% ПДК, установленной для воздуха рабочей зоны предприятия, а общее загрязнение окружающей среды — параметров санитарных норм.
Организация сбора опасных отходов
К опасным относятся отходы, негативно влияющие на биосферу и самостоятельно не разлагающиеся. По ФККО они относятся к первым трем классам.
Такие химические, токсические, радиоактивные ликвидируемые компоненты получаются, в основном, при промышленном производстве.
Персонал, занимающийся сбором промотходов, обязан знать, какие вещества на производстве относятся к опасным.
Это могут быть:
Полный перечень компонентов, порядок обращения с ними указываются в утвержденных руководством документах. Опасные остатки выделяются из общей массы, учитываются, изолируются по отдельным герметичным тарам.
Если этого не сделать, то вся мусорная партия считается токсичной и подвергается нейтрализации, что нерационально для собственника и приносит дополнительный вред природе.
Во время сбора необходимо следить за ПДК опасной пыли, испарений. Для защиты сотрудников от вредного воздействия отходов обязательно применение СИЗ кожи, дыхательных путей или глаз. Исходя из особенностей производства, применяются спецодежда, респираторы, очки, специальные кремы.
Среди коммунального и приравненного к нему мусора опасные элементы бывают в составе ламп, батареек, градусников, отдельных бытовых приборах. Для сбора таких предметов устанавливаются отдельные герметичные контейнеры.
Система приема неопасного мусора
Сложность обращения со малоопасным и неопасным мусором 4, 5 классов заключается в его большом количестве и разнообразном составе.
Начальный этап работы с такими отходами состоит из сбора:
Устройства для сбора устанавливаются на отдельных площадках. Освобождение их от отходов происходит по утвержденному графику или по мере наполнения.
Прием мусора производится посредством:
Для сбора повседневного неопасного мусора на одной площадке устанавливаются несколько контейнеров. Как правило, отдельно собираются:
Дальнейшие этапы работы
Собранные отходы перевозятся специальным транспортом на объекты их переработки. Несортированные компоненты проходят этап обработки, на котором их разделяют на отдельные фракции.
Опасный мусор подвергается обезвреживанию, изменению физико-химических свойств, после этого этапа уменьшается их масса, класс опасности.
Следующий этап — утилизация. Возвращение использованных предметов или ценных деталей в производство является одной из целей обращения с отходами. От того, насколько большая часть мусора станет вторичным сырьем, зависит количество новых веществ, предназначенных для полигонов.
Если отходы могут пригодиться для повторного применения, но имеющимися технологиями это невозможно сделать, то они подлежат накоплению.
В эту стадию переходят и промышленные отходы предприятий, подготовленные для реализации или использовании на собственном производстве.
Цепочку обращения с отходами завершает захоронение на полигонах.
Ему подвергаются остатки, непригодные для вторичного использования, а также опасные компоненты после нейтрализации.
Занимаются «мусорной» деятельностью организации и ИП, получившие соответствующие лицензии в Росприроднадзоре.
Заключение
Сбор — первая и очень ответственная стадия в обращении промышленных, бытовых отходов. Качественным считается мусор, собранный по отдельным фракциям. Но для получения максимальной пользы от раздельного сбора и утилизации необходимо развивать инфраструктуру дальнейшей переработки по правилам, повышать экологическую культуру граждан, внедрять больше экономических стимулов для использования вторсырья.
Обращение
Обращение с отходами представляет собой область из экологии.
В России вопрос регулируется федеральными законами, постановлениями Правительства, приказами Минприроды, Росприроднадзора и т. д.
Вместе это составляет комплекс правовых мер, направленных на предотвращение или минимизацию вреда природе и здоровью человека.
Значение термина «обращение с отходами»
Что входит в понятие «обращение с отходами»? Российское право дает собственное юридическое определение термину «обращение с отходами». Так, согласно закону, который регулирует правовое обращение с отходами, а именно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», под данный термин подпадает все действия, связанные с накоплением отходов, сбором, их транспортированием и дальнейшей утилизацией и обезвреживанием, а также размещением.
Содержание термина
В этом же законе раскрывается содержание каждого из видов действий, направленных к обращению с отходами. С течением времени и внесением все новых поправок в нормативно-правовой акт их формулировка менялась.
Существуют также понятия:
Их содержание раскрывается в статье 1 «Основные понятия» вышеназванного Федерального закона.
Правовая база, регулирующая этот процесс
Что касается законодательства в сфере обращения с отходами, основным нормативным актом, регулирующим данную сферу, является ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления». Документ включает в себя 8 глав и 31 статью и регулирует разные вопросы – от общих требований к предприятиям до правил обращения с мусором на собственности муниципальных образований.
Под ответственность закона подпадают следующие аспекты:
Порядок обращения с отходами разных классов опасности
Данный вопрос регулируется статьей 14 ФЗ-89.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, если в ходе их деятельности возникают отходы, должны отнести их к определенному классу опасности.
Отнесение подтверждается специально уполномоченным на то органом и регулируется Приказом Минприроды.
Решение об отнесении тех или иных отходов к классу опасности (от I класса до IV) принимается на основе степени отрицательного влияния на природу и данных об их составе.
Правила обращения с опасными отходами устанавливаются федеральным органом, ответственным за охрану окружающей среды. Выдвигаются и отдельные требования к лицам, допущенным к обращению с отходами I-IV классов.
Так, они должны пройти профессиональное или дополнительное профессиональное образование, по результатам которого могут быть получены соответствующие документы о квалификации. Ответственность за допущение тех или иных лиц к работе с отходами I-IV возлагается на должностное лицо, в обязательства которого и входило решение о допущении или недопущении.
При этом существуют свои особенности обращения с конкретно первыми двумя классами. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель самостоятельно реализуют обращение с отходами при имении необходимого оборудования или сооружений, то есть объектов обезвреживания или размещения мусора. Если же подобных необходимых условий нет, этим занимаются федеральные или региональные операторы.
Существуют правила заключения договоров услуг обращения с отходами. Их формы утверждает Правительство.
В части 7 статьи 14.4 ФЗ-89 приводится перечень видов деятельности в сфере обращения с отходами, подлежащих обязательному регулированию:
Законом предусмотрен и порядок соотнесения отходов к V классу. Несмотря на неопасность данного вида, эта процедура носит в себе цель устранить риски, при которых отходы IV класса могут быть ошибочно отнесены к V классу. Поэтому некоторые отходы в соответствии с Приказом Минприроды проходят подтверждение неопасности через определение компонентного состава и химического анализа — биотестирование.
На предприятии
У организаций, деятельность которых сопровождается возникновением тех или иных отходов, имеется обязанность разработать и утвердить порядок, регулирующий обращение с отходами на предприятии.
Данный порядок согласуется с соответствующим государственным органом субъекта, на территории которого осуществляется деятельность предприятия. Как правило, это Минприроды или Росприроднадзор.
Также подсчитывается количество выработанных отходов на одного человека (в единицах веса или объема). Инструменты подсчета определяются Правительством.
Достигнуть точных подсчетов сложно, но необходимость зафиксировать норму существует. Знать объемы вырабатываемых отходов нужно для повышения эффективности сбора и вывоза мусора из городов.
Для разного вида организаций и предприятий имеются свои нормы. К примеру, в случае с киосками или палатками эта норма составляет 5,09 кубометров на один квадратный метр торговой площади. В продовольственных рынках и магазинах хозяйственных товаров – 1,21 и 1,29 кубометров соответственно. В целом, это от 1,2 до 5,4 кубометров мусора для тех или иных предприятий торгового типа.
Существуют свои нормы и для заведений общественного питания.
В барах, ресторанах и кафе на одно место утверждена норма в 1,13 кубометра, а для предприятий, занятых ремонтом электронной техники – 0,7 кубометра на 1 квадратный метр.
Одни из самых низких норм установлены для образовательных учреждений. В ВУЗах 0,11 кубометра на студента, а в яслях и детских садах 0,4 кубометра на одного ребенка. Такие цифры оправданы тем, что деятельность образовательных учреждений и не предусматривает выработки большого количества мусора.
После того, как в местах хранения мусора его накапливается слишком много и он достигает установленных лимитов, предприятие должно осуществить его сбор и дальнейшее транспортирование.
Лицо, ответственное за обращение с отходами на предприятии, назначается самим предприятием. Наличие такого сотрудника является обязательным. Он занимается организацией сбора, хранения, работы и инвентаризации мусора.
Условия обращения с отходами (их утилизации) на предприятии зависят от свойств, физического состояния и исходного состояния мусора.
Таким же образом производится классификация по отрасли промышленности:
Органы санитарного контроля предусмотрели для организаций и предприятий соблюдение некоторых правил:
Но законом предусмотрены исключения, при которых размещение веществ на полигонах не допускается:
Если организация имеет дело с одним из вышеназванных видов отходов, то применяются специальные места захоронения.
Из ныне существующих способов утилизации наиболее эффективным считается сжигание. Оно бывает следующих типов:
Полигоны
Современные полигоны обращения с отходами подразумевают наличие мест захоронения мусора, сортировочных линий, складов и очистного оборудования. Без полигона нарушается сама цепочка обращения с отходами.
Основной задачей полигона является изоляция мусора от внешней среды, его сортировка, обезвреживание, предотвращения вреда, который может быть нанесен окружающей среде.
Лицензирование деятельности
Для осуществления деятельности по обращению с отходами I-IV класса необходимо лицензирование. Оно осуществляется согласно требованиям ФЗ-99 от 2011 года и с учетом положений ФЗ-99.
Так, если на конкретном объекте обращение с отходами первых четырех классов опасности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию, то иные юридические лица или индивидуальные предприниматели лишаются такого права (часть 2 статьи 9 ФЗ-89).
Перспективы и возможные изменения в действующем законодательстве РФ
В России уже действует Стратегия экологической безопасности – до 2025 года. В Стратегии закреплены основные принципы дальнейшей законодательной активности в области экологии и обращения с отходами в частности. Ежегодно в России вырабатывается около 4 миллиардов тонн отходов. Не все регионы справляются с поставленными перед ними задачами по осуществлению обращения с отходами.
В 2019 году были введены изменения в закон и осуществлена так называемая «мусорная» реформа. Согласно изменениям в праве обращение с твердыми коммунальными отходами теперь осуществляют региональные операторы – это коло 50-60 миллионов тонн отходов в год на всю Россию.
В целях исправить сложившуюся ситуацию, Министерством финансов уже разработан проект о внесении новых неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ. Речь идет о введении экологического налога, который заменил бы собой уже существующие платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Вероятно и продвижение работ с инфраструктурой. Неосуществление мусорной реформы во многом обязано отсутствию безопасных полигонов и мест хранения мусора. Будет невозможно долго игнорировать эту проблему. Одного лишь взимания налогов с граждан, направленных на работы с ТКО, оказалось недостаточным.
Национальным проектом «Экология» уже сейчас предусмотрено выделение 17 миллиардов рублей для решения проблем с инфраструктурой, необходимой для обращения мусором I-II класса опасности. Еще 18 миллиардов планируется привлечь из внебюджетных источников. Общее количество бюджетных вливаний должно по итогу достигнуть 107 миллиардов, из которых 6 предоставят субъекты.
Заключение
Таким образом, законы Российской Федерации по части обращения с отходами направлены в основном на снижение вреда, наносимого природе и человеку. Они регулируют вопросы от сбора мусора до их конечного захоронения, сжигания или повторного применения в производстве.
Помимо этого ФЗ-89 занят разрешением проблем финансирования данных работ, разграничения полномочий между разными ветвями и уровнями власти, определения конечного полезного применения отходов.
Новое понятие “сбора отходов”. Что это значит для транспортных компаний
Публикуем материал третьего обучающего видео-урока из цикла «Введение в экологию за 30 дней», который компания «Экологические услуги» размещает на канале YouTube.
С нового 2018 года вновь обновлены некоторые пункты Федерального закона №89 “Об отходах производства и потребления”. Множество дополнений касается экологического сбора и обращения твердо-коммунальных отходов, однако в этой заметке поговорим о радикальном изменении определения сбора отходов.
Итак, законодательство зачем-то изменило определение сбора отходов. Если в предыдущей редакции сбором считался “прием и поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.”
То новое определение сбора отходов звучит как “прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.” Из прежнего определения убрали слово “транспортирования” и уточнение по поводу приема от физических и юридических лиц.
Позднее на официальном сайте Росприроднадзора появились пояснения по поводу последствий изменения формулировки сбора отходов. Оказывается, для компаний с лицензией на обращение с отходами это значит, во-первых, что сбором отходов могут заниматься лишь те компании, у кого есть лицензии на обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов. Во-вторых, компании, у кого в лицензии указана только деятельность по сбору и транспортированию отходов, обязаны исключить слово “сбор отходов” из лицензии путем ее переоформления.
Основанием для переоформления лицензии Росприроднадзор указывает статью 18 часть 1 закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, где говорится о том, что при изменении перечня выполняемых работы или услуг лицензию необходимо переоформлять.