Что такое сброс сточных вод

Что такое сброс сточных вод

Сброс сточных (дренажных) вод в пределах границ 2-го и 3-го поясов ЗСО хозяйственными и иными объектами, введенными в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до 01.01.2007, допускается с соблюдением санитарных норм и правил (ФЗ от 03.06.2006 N 73-ФЗ).

ВК РФ Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 44 Водного кодекса РФ

1. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты:

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) содержащие природные лечебные ресурсы;

2) отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

3. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах:

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

3) рыбоохранной зоны озера Байкал, рыбохозяйственных заповедных зон.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Сброс сточных, в том числе дренажных, вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

Источник

Прокурор разъясняет

Ставропольская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что согласно статье 3 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты (реки, ручьи, озера, болота и другие) являются важнейшей составной частью окружающей среды, а также средой обитания объектов животного и растительного мира, водных биологических ресурсов. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В целях реализации данных принципов пунктом 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации установлена обязанность водопользователей при использовании водных объектов не допускать причинения вреда окружающей среде.

Статьями 11, 22 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что пользование водными объектами для сброса сточных вод осуществляется на основании решений органов государственной власти о предоставлении водных объектов в пользование. Данные решения должны содержать сведения о месте сброса сточных вод, объёме допустимых сбросов, требования к качеству воды в водных объектах в местах такого сброса, а также условия использования водного объекта, позволяющие обеспечить его охрану.

При этом согласно статьям 35, 56 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путём установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Сброс сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Более того, в силу статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для источников воздействия на окружающую среду устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. При этом сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов таких сбросов допускаются лишь на основании разрешений, выданных уполномоченными органами государственной власти.

Исходя из вышеизложенного, осуществление сбросов сточных вод в водные объекты является законным лишь в случае получения водопользователем в установленном порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование, утверждённых нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водный объект, а также осуществления сбросов загрязняющих веществ в допустимых концентрациях.

За невыполнение указанных требований предусмотрена административная ответственность.

За нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты статьёй 8.14 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 500 рублей до 1 тысячи рублей, на должностных лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, на юридических лиц – от 80 тысяч до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Помощник Ставропольского межрайонного

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

16 марта 2021, 08:10

Ответственность за сброс сточных вод в водный объект

Ставропольская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что согласно статье 3 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты (реки, ручьи, озера, болота и другие) являются важнейшей составной частью окружающей среды, а также средой обитания объектов животного и растительного мира, водных биологических ресурсов. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В целях реализации данных принципов пунктом 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации установлена обязанность водопользователей при использовании водных объектов не допускать причинения вреда окружающей среде.

Статьями 11, 22 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что пользование водными объектами для сброса сточных вод осуществляется на основании решений органов государственной власти о предоставлении водных объектов в пользование. Данные решения должны содержать сведения о месте сброса сточных вод, объёме допустимых сбросов, требования к качеству воды в водных объектах в местах такого сброса, а также условия использования водного объекта, позволяющие обеспечить его охрану.

При этом согласно статьям 35, 56 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путём установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Сброс сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Более того, в силу статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для источников воздействия на окружающую среду устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. При этом сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов таких сбросов допускаются лишь на основании разрешений, выданных уполномоченными органами государственной власти.

Исходя из вышеизложенного, осуществление сбросов сточных вод в водные объекты является законным лишь в случае получения водопользователем в установленном порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование, утверждённых нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водный объект, а также осуществления сбросов загрязняющих веществ в допустимых концентрациях.

За невыполнение указанных требований предусмотрена административная ответственность.

За нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты статьёй 8.14 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 500 рублей до 1 тысячи рублей, на должностных лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, на юридических лиц – от 80 тысяч до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Источник

Сброс сточных вод

Что такое сброс сточных вод. Смотреть фото Что такое сброс сточных вод. Смотреть картинку Что такое сброс сточных вод. Картинка про Что такое сброс сточных вод. Фото Что такое сброс сточных вод

Ежегодно количество воды, используемое человеком в бытовой и хозяйственной деятельности, растет. Соответственно увеличивается и количество загрязненных стоков, которые должны быть отведены от места проживания и жизнедеятельности людей. Природоохранное законодательство Российской Федерации строго запрещает сброс сточных вод без разработки соответствующего проекта и получения разрешения от государственных органов. Эта мера обеспечивает защиту окружающей среды, а также жизни и здоровья населения от вредного воздействия загрязняющих веществ.

Что такое сброс сточных вод?

Сброс сточных вод – это отведение загрязненной в результате бытовой, хозяйственной или промышленной деятельности человека, воды от места деятельности людей. Сброс сточных вод может производиться в канализационные системы, в водоемы различного назначения и непосредственно на рельеф. При этом, естественно, страдает экология, что недопустимо в соответствии с природоохранным законодательством нашей страны.

В соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Водным кодексом РФ № 74-ФЗ, перед организацией сброса сточных вод в окружающую среду, должен быть проведен комплекс мер по их очищению и контролю химического состава. Законный сброс может проводиться только в том случае, если концентрация опасных химических веществ в воде не превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами государства. Для контроля этих показателей и недопущения загрязнения водоемов и рельефа, для официального сброса сточных вод необходимо обязательно получить соответствующее разрешение в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Кому необходимо получать разрешение на сброс сточных вод?

Оформление разрешения на сброс сточных вод – необходимая мера в процессе разработки проектной документации для любого объекта, деятельность которого связана с негативным воздействием на окружающую природную среду (промышленные предприятия, сельскохозяйственные организации и т.д.). Даже для объектов жилищного строительства предусмотрена необходимость согласования точки сброса с Росприроднадзором.

Для чего нужно оформлять разрешение на сброс сточных вод?

Меры по необходимости получения разрешительной документации на сброс сточных вод направлены на сохранение экологического благополучия региона и защиту жизни и здоровья населения. Достигается эта цель путем запрета на сброс неочищенных сточных вод и требований по установке и применению очистительных сооружений.

Для решения природоохранной задачи, все сточные воды делят на три группы:

Добиться полного устранения или снижения негативного воздействия сточных вод на окружающую среду, можно посредством механического и биологического очищения воды перед отводом. Меры очищения должны разрабатываться индивидуально, в зависимости от типа сточных вод, концентрации загрязняющих веществ и особенностей точки сброса.

Нормы законодательства, регламентирующие сброс сточных вод

Изначально, право граждан на проживание в благоприятной экологической среде, устанавливается Конституцией РФ. Конкретные нормы и правила по вопросам сохранения экологии определяются Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Сброс сточных вод регламентируется отдельным сводом законов — Водным кодексом РФ. Важнейшим нормативно-документальным актом, определяющим порядок получения разрешения на сброс сточных вод, является Приказ Минприроды России от 09.01.2013 № 2.

В соответствии с перечисленными выше законодательными актами, можно выделить ряд норм и правил, выполнение которых обязательно для законного сброса сточных вод в окружающую среду:

Способы сброса сточных вод

В соответствии с действующим законодательством сточные воды от жилых домовладений, коммерческих предприятий, промышленных и сельскохозяйственных объектов может отводиться либо в канализационную систему, либо непосредственно в окружающую среду.

Этапы получения разрешения на сброс сточных вод

Получение разрешения на сброс сточных вод предполагает последовательное проведение таких этапов:

Как мы работаем?

Специалисты компании «Экобезопасность» возьмут на себя все хлопоты по разработке и согласованию проекта отведения стоков, и получению разрешения на сброс сточных вод. Наши услуги предполагают проведение такого комплекса мероприятий.

МероприятияОписание
Анализ деятельности объекта сброса и инвентаризация документацииСвою работу наши сотрудники начинают с комплексного анализа процесса образования стоков и изучения всей имеющейся технологической документации. Это позволяет максимально грамотно составить документальные подтверждения безопасности сброса сточных вод для окружающей среды.
Организация лабораторных исследованийДалее наши сотрудники привлекут компетентных специалистов для забора и консервации образцов стоков, с дальнейшим проведением лабораторных исследований. Дальнейшие действия специалистов компании «Экобезопасность» полностью определяются полученными результатами лабораторных исследований образцов.
Разработка и реализация плана по снижению загрязненности стоковЕсли проведенные исследования показали, что концентрация вредных химических веществ в стоках превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами, специалисты разрабатывают план снижения токсичности. На этом этапе наши сотрудники предлагают заказчику варианты технологической модернизации или установки необходимых очистительных приборов. Это позволяет довести загрязненность сточных вод до приемлемой и безопасной границы.
Согласование точки сброса сточных водЕсли исследования показывают, что концентрация загрязнений в стоках соответствует предельно допустимой, сотрудники «Экобезопасность» грамотно оформят всю необходимую документацию, обратятся в территориальное отделение Росприроднадзора и согласуют точку сброса сточных вод.
Получение разрешения на сброс сточных вод в Федеральной службе по экологическому надзоруПо результатам согласования с территориальными органами Росприроднадзора наши специалисты оформят все необходимые документы для обращения в Федеральную службу по экологическому надзору и получения соответствующего разрешения на сброс сточных вод.

Стоимость

Стоимость услуги по согласованию точки сброса сточных вод в канализацию, водоем или непосредственно на рельеф и получения разрешения на сброс в нашей компании составляет _________ (нет данных). В эту цену входят следующие преимущества сотрудничества с нашей компанией:

Сроки

Подготовка документов для получения разрешения на сброс сточных вод в нашей компании занимает от 10 дней. При этом на рассмотрение и выдачу разрешения Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору законодательно предоставляется срок до 30 рабочих дней.

Необходимые для процедуры документы

При оформлении разрешения на сброс сточных вод в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору необходимо предоставить такой перечень документальных свидетельств:

Особенности процедуры

Отведение сточных вод от жилых домовладений – процесс несложный и обычно быстро решаемый. Значительно более сложная и длительная процедура – получение разрешения на сброс большого количества сточных вод, образующихся на промышленном предприятии. С целью предотвращения аварийных ситуаций и нарушения природоохранного законодательства, после получения разрешения на сброс сточных вод, надзорные органы обязаны проводить регулярные проверки. Такие проверки проводятся не чаще одного раза в три месяца и не реже одного раза в год.

Основанием для внеплановой проверки может служить аварийная ситуация на предприятии, выявление фактов сброса сточных вод в окружающую среду без предварительного очищения и наличие в составе стоков запрещенных веществ. Также особенное внимание надзорных служб привлекают предприятия, которые ранее получали рекомендации и предписания по изменению режима сброса стоков.

Штрафы и ответственность

Нарушение природоохранного законодательства в области сброса сточных вод, наказывается статьями 8.13 и 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях — «Нарушение правил охраны водных объектов». В соответствии с этими статьями нарушителю грозит штраф в размере от 500 рублей до 1 тысячи для граждан, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц и от 80 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

Компания «Экобезопасность» — ваш надежный помощник в сфере соблюдения норм природоохранного законодательства и грамотного оформления разрешения на сброс сточных вод.

Источник

Какие бывают сбросы загрязняющих веществ в водные источники?

С каждым годом возрастает количество используемых человеком водных ресурсов. Вода необходима нам в быту, а также для ведения хозяйственной деятельности. В связи с этим наблюдается стремительный рост объема загрязненных стоков, которые необходимо отводить от мест, где проживают люди.

Для обеспечения защиты окружающей среды и в заботе о здоровье населения власти страны строго контролируют процесс сброса стоков в водные объекты. Контроль над соблюдением природоохранного законодательства всеми субъектами хозяйственной деятельности в последнее время усилен.

Виды сбросов

Под сбросом сточных вод понимают процесс отведения загрязненной воды от места деятельности людей. Все сбросы можно разделить на три типа:

До недавнего времени разрешалось стоки (после тщательной очистки) сбрасывать на рельеф. Для этой цели некоторые предприятия использовали, например, овраги. Но сейчас такой вид сброса стоков запрещен – его приравняли к загрязнению почвы. Теперь отводить сточные воды можно только в водные объекты.

Снизить негативное влияние на окружающую среду позволяет тщательная очистка стоков. Способы очистки во многом зависят от типа сточных вод, их загрязненности, а также особенностей водного объекта, в которой планируется делать сброс.

Допустимые сбросы

В каждом регионе действуют собственные нормы по допустимым концентрациям загрязняющих веществ в стоках. Исходя из этого, устанавливаются допустимые сбросы для каждого из предприятий, ведущих деятельность в данной местности.

Допустимыми сбросами называют массу загрязняющего вещества, которую разрешается сбрасывать в водный объект в определенном месте и при определенных условиях в единицу времени.

На основании допустимых сбросов разрабатываются нормативы для предприятий, которые осуществляют стоки в природные водоемы.

Норматив сбросов загрязняющих веществ

Состав воды в водоеме, в который осуществляется сброс стоков, должен оставаться таким, каким он сформировался под воздействием природных факторов. Именно поэтому для всех субъектов хозяйственной деятельности устанавливаются нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в отводимых стоках. Такие нормативы позволяют контролировать вред, наносимый окружающей среде водопользователем.

Нормативы сбросов устанавливаются на основании расчетов. Предприятия должны подготовить проектную документацию, в которой будет представлено обоснование допустимых концентраций.

Такой проект нормативов предельно допустимых сбросов (проект нормативов ПДС) разрабатывается и согласовывается в отношении каждой из точек сброса.

Точка сброса

Отведение сточных вод осуществляется по специально обустроенным трубопроводам. Точкой сброса специалисты называют место непосредственного попадания стоков из труб в водный объект. Строятся такие трубопроводы за счет предприятий, которые планируют осуществлять сброс стоков в природные водоемы.

Но проложить трубы – это полдела. Понадобится также произвести расчеты обоснования точек сброса и согласовать их в надзорных органах. Только после этого можно будет пройти государственную экспертизу проекта очистных сооружений, позволяющую эксплуатировать точки сброса сточных вод.

Проект экологического обоснования, позволяющий судить о соответствии процесса организации точки сброса действующему природоохранному законодательству, включает в себя:

Кроме проекта, в пакет документов, направляемых на согласование, должны входить справки из ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». В них указываются фоновые концентрации водного объекта и атмосферного воздуха, а также гидрологическая характеристика водоема.

Необходимы также разрешительные документы от производителя очистных сооружений (техническая документация, сертификаты и т.д.) и рыбохозяйственная характеристика водного объекта.

Сбор данных, запрос справок и выписок, подготовка проекта занимает достаточно много времени. Поэтому многие организации процесс формирования пакета документов для согласования в Росприроднадзоре доверяют сторонним компаниям, специализирующимся в данной области.

Программа регулярных водных наблюдений

Все организации, претендующие на право пользования водным объектом, в обязательном порядке должны разработать программу регулярных водных наблюдений. Такая программа представляет собой комплекс мероприятий, которые должен выполнять водопользователь для оценки негативного влияния стоков на водоем. В точках, которые были предварительно согласованы, по установленному графику осуществляется забор проб. Результаты такого контроля фиксируются в журнале.

Таким образом, к основным задачам программы регулярных водных наблюдений можно отнести:

Результатом действия этой программы становится оценка качества сбрасываемых стоков, а также постоянное наблюдение за используемым водоемом.

Что такое сброс сточных вод. Смотреть фото Что такое сброс сточных вод. Смотреть картинку Что такое сброс сточных вод. Картинка про Что такое сброс сточных вод. Фото Что такое сброс сточных вод

Разрешение на пользование водным объектом

Получить возможность пользоваться водным объектом в ходе своей хозяйственной деятельности может любая организация или предприятие. Для этого необходимо выполнить ряд обязательных требований и получить соответствующее разрешение. Если водоем будет использоваться для отведения загрязненных стоков, то разрешение выдается только после принятия местными органами исполнительной власти соответствующего решения.

Для получения разрешения потребуется подготовить достаточно внушительный пакет документов:

Рассматривается запрос в течение 25 календарных дней. Если все документы оформлены правильно, характеристики водоема позволяют использоваться его для конкретной деятельности и при этом не создаются помехи другим водопользователям, то разрешение будет выдано.

Расчет сбросов загрязняющих веществ

Все расчеты в отношении планируемых сбросов загрязняющих веществ выполняются по утвержденным методикам. Существуют специальные формулы, которые позволяют рассчитать предельно допустимые концентрации для каждого из загрязняющих веществ.

Расчеты загрязняющих веществ позволяют определить:

Все расчеты ведутся на основании лабораторных исследований заборов воды в определенных точках. Выполнять такие работы могут только специалисты из аккредитованных лабораторий.

Рассчитать стоимость решения на пользование водным объектом?

Нормативные документы сбросов ЗВ

Основным нормативным документом в сфере использования водных ресурсов является Водный кодекс РФ, принятый 03.06.2006 года за номером 74-ФЗ.

При подготовке разрешительной документации и использовании водного объекта руководствуются и такими нормативными актами:

Кроме того, сферу пользования водными объектами регламентируют правительственные постановления, приказы Министерства Природы, Ростехнадзор и другие инстанции. Эти нормативные документы разъясняют правила оформления отчетной документации, проведения расчетов платы за негативное воздействие на ОС, требования к проведению заборов проб воды и т.д.

Согласование сбросов с надзорными органами

Прежде чем начать пользоваться водным объектом для вывода стоков, необходимо получить массу разрешений и пройти несколько процедур согласования.

Сегодня предприятия не подают отдельные проекты нормативов по допустимым сбросам, выбросам и отходам. Все эти данные разрабатываются в рамках Программы Экологического Контроля (ПЭК) или Декларации о воздействии на окружающую среду. По сути, эти документы являются едиными разрешительными документами на осуществление хозяйственной деятельности, приносящей вред ОС.

А вот точки сброса согласовывать придется. Но единого механизма этой процедуры на сегодняшний день нет. Дело в том, что получить разрешение на использование точки сброса можно только после того, как будут построены очистные сооружения. Но предприниматели не спешат вкладывать деньги в строительство без определенных гарантий. Эта проблема решается в регионах по-разному:

Процесс согласования точки сброса достаточно сложный. Отчасти потому, что в каждом регионе к этому вопросу подходят по-разному. Чтобы избежать лишних проволочек, лучше доверить решение этого вопроса профессионалам.

Штрафы за сброс загрязняющих веществ

Осуществление сброса загрязненных стоков в водоемы без соответствующих разрешений является серьезным правонарушением. Виновные лица будут привлечены к административной ответственности:

С недавних пор размер выплат для предприятий не зависит от формы собственности. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юр. лица будут нести одинаковую ответственность. Кроме административных штрафов нарушители также внесут плату за нанесенный окружающей среде вред.

Если в ходе незаконных выбросов был нанесен значительный ущерб окружающей среде или здоровью людей, проживающих в данной местности, то виновный может быть привлечен к уголовной ответственности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *