Что такое сдо в образовании
Что такое СДО
СДО расшифровывается как система дистанционного обучения.
В широком смысле это совокупность элементов, которые помогают передать знания человеку на расстоянии.
Например, Айзак Питман придумал обучать своих учеников стенографии при помощи почтовых карточек. Он отправляет задание и через какое-то время получает ответ. Чем не система? Система! И даже эффективно работающая.
Более привычно понимание СДО в узком смысле — как программный продукт для организации удаленного обучения.
Это могут быть интернет-сервисы и платформы, которые работают через браузер. Например, Учи.Про или Геткурс. Либо это могут быть закрытые интранет-системы для внутреннего доступа учащихся или сотрудников.
В современной LMS-системе, или по-простому «элэмэске», можно создавать курсы, тесты, проверочные задания, отслеживать прогресс ученика, выставлять оценки и пр. Курсы всё чаще создаются в форматах, которые позволяют экспортировать их в разные системы.
Дистанционная и традиционная система обучения
Дистанционное обучение иногда противопоставляют традиционному. Это не совсем корректно.
Традиционная система основана на объяснительно-иллюстративном обучении. Преподаватель передает знания. Задача ученика — верно эти знания воспроизвести.
Особенности традиционной системы:
Одна из альтернатив традиционной системе — развивающее обучение.
Особенности развивающей системы обучения:
Дистанционное обучение можно организовать как в рамках традиционного подхода, так и в рамках развивающего обучения. То есть, дистанционное обучение, строго говоря, является формой организации образовательного процесса, чем системой обучения.
Что входит в систему дистанционного обучения
Элементы СДО как платформы для обучения соответствуют компонентам современной дидактической системе.
Схема 1. Дидактическая система
Рассмотрим на примере СДО Учи.Про.
Учитель — учащийся
У нас есть участники образовательного процесса — учитель и учащийся.
В СДО «Преподаватель» и «Слушатель» — это роли пользователей. Им доступные разные функции системы. Например, преподаватель может создавать и редактировать курсы, а слушатель может только изучать курсы и делать задания.
Рис. 1. Роли пользователей в СДО — Преподаватель, Слушатель
Содержание
Отталкиваясь от целей обучения, учитель разрабатывает образовательную программу. Он определяет темы обучения, придумывает формы обучения, выбирает методы и средства обучения, расставляет количество часов, продумывает систему контроля и оценки результатов.
Когда программа готова, учитель на её основе собирает курс в СДО.
В курсе есть вкладка «Учебный план», где можно указать часы для каждого занятия.
Рис. 2. Учебный план курса в СДО
Формы, методы, средства
СДО само по себе является средством обучения. С его помощью можно проводить занятия в дистанционной форме.
Обучающий материал в СДО обычно представляет собой курс с разными видами контента:
Рис. 3. Интерактивное задание в СДО
Результат
Для оценки эффективности обучения в СДО чаще всего используют тестирование с вариантами вопроса. В зависимости от возможностей платформы можно, например, провести онлайн-экзамен в формате видеоконференции или сделать практическое задание по разработке собственного проекта.
Функции СДО
Основное назначение СДО — организация дистанционного обучения с помощью электронных средств.
У СДО могут быть и дополнительные функции:
Модули или расширения для СДО, как правило, приобретаются дополнительно. Разработчики некоторых СДО могут дорабатывать систему под цели клиента (например, сделать интеграцию СДО с 1С).
Таким образом, современная СДО — система дистанционного обучения — может быть намного функциональнее, чем просто интернет-платформа для создания курсов и организации удалённого обучения. Вы можете найти то решение, которое подходит под ваши задачи и цели обучения.
Если у вас есть вопросы по организации дистанционного обучения
в вашей образовательной организации или вы ищете СДО, обращайтесь!
Система дистанционного обучения: какую выбрать и как использовать
Мы рассмотрим все аспекты СДО. Её возможности и сферы применения, преимущества и особенности. Познакомимся с видами СДО и принципами выбора. Вам станет понятна необходимость использования системы обучения для себя и своего бизнеса.
В интернете сегодня так много знаний, что современный человек обременен необходимостью выбирать какие знания потреблять и из каких источников. Система дистанционного обучения позволяет собрать все необходимые знания в одном месте и обучать пользователей на расстоянии.
С помощью СДО обучаемые могут быть объединены в один виртуальный класс, находясь при этом в разных уголках мира. И это не просто бесконтрольная передача материала. С помощью встроенных инструментов тестирования и контроля знаний, функционал предоставляет пользователю полноценную обратную связь в обучении. Ниже представлен краткий обзор с описанием преимуществ и особенностей дистанционного обучения нового формата.
Кому подходит СДО
По целевой аудитории сервисы по дистанционному обучению можно разделить на три класса: для высших учебных заведений, для онлайн школ и для подготовки сотрудников. Каждая из этих систем позволяет управлять обучением: размещать учебные курсы, назначать пользователям обучающие программы, проверять знания, получать необходимую отчетность и полноценно управлять процессом обучения. Но есть и функциональные отличия, которые вытекают из различных целей использования платформы.
Так, например, ВУЗам сервис позволяет организовать удаленное образование студентов, заполнять семестровые ведомости и консолидировать информацию об успеваемости студентов в установленной государством форме.
Функционал систем для онлайн школ содержит дополнительные инструменты для управления маркетингом и продажами дистанционных курсов. Это всевозможные продающие лендинги, емейл рассылки, автоворонки и интеграции с платежными системами. В отдельной статьей мы рассказали как создать онлайн школу с нуля.
Бизнесу система корпоративного обучения позволяет достигать следующих целей — быстро вводить в должность новых сотрудников и поддерживать квалификацию существующих, полноценно управляя знаниями и ноу-хау в компании. Благодаря продуманному функционалу можно привести всех сотрудников к единым стандартам работы, сократить количество ошибок, повысить производительность труда и сэкономить на этом немалые средства.
13 главных преимуществ СДО
1 — Последовательное обучение
Платформа содержит учебные материалы в виде курсов, состоящих из статей, тестов, опросов, видеолекций и вебинаров, которые изучаются поэтапно. Следующий материал становится доступным только после прохождения предыдущего. Таким образом, мы формируем необходимый фундамент для управления обучением и улучшаем усвоение знаний на каждом этапе.
2 — Удобное планирование
Позволяет распланировать занятия и учебную нагрузку так, как это удобно и студенту, и преподавателю. И регулировать эту нагрузку по мере надобности и в зависимости от поставленной цели.
3 — Актуальная отчетность
Учебный портал дает возможность отследить успеваемость, посещаемость виртуальных занятий, прохождение онлайн курсов и результаты тестирования. Если учащийся не воспринимает информацию из каких-то источников, ему могут быть рекомендованы другие. Для анализа успеваемости используются автоматически формируемые отчеты с указанием ошибок каждого обучаемого.
4 — Гибкие учебные траектории
Чтобы организовать дистанционное обучение СДО, администратору необходимо пригласить тех, кто будет обучаться. Из них могут быть сформированы группы или классы, в которых учащиеся проходят программу в ходе совместной работы. Либо может быть составлена индивидуальная обучающая программа для каждого в зависимости от целей — знакомство с новым материалов, стажировка, переквалификация, введение в должность.
5 — Единый источник данных
История всех обучающихся хранится в одной базе, и вся информация об успехах/неудачах каждого доступна в любой момент времени.
6 — Доступность
Учащиеся могут получать знания в удобное для них время и в удобном месте. Помимо персональных компьютеров обучаться можно на планшетах и мобильных устройствах.
7 — Низкая стоимость владения
Удаленный формат электронного обучения исключает дополнительные расходы – на транспорт, аренду аудитории, командировки, проживание и тому подобное.
8 — Оперативная коммуникация с преподавателем
Формат предполагает общение учащихся с преподавателями. Это позволяет оперативно выявлять пробелы в понимании студента и своевременно их устранять. Так достигается высокое усвоение материала в каждом отдельном случае.
9 — Быстрая обратная связь
Мнения студентов о курсе в виде отзывов и оценок курса накапливаются в одном месте и позволяют авторам учебной программы регулярно анализировать учебный материал и улучшать его.
10 — Постоянное совершенствование
В ходе процесса разработки курса у автора есть возможность несколько раз все перепроверить, и таким образом разместить на корпоративный портал идеально структурированную информацию без лишней «воды».
11 — Индивидуальный темп обучения
Обучающиеся могут самостоятельно регулировать скорость изучения информации и в любой момент времени вернуться к уже пройденному материалу.
12 — Мгновенная проверка знаний
Такой формат дистанционного обучения дает возможность сразу после изучения очередного урока (блока знаний) удостовериться в том, что материал усвоен – через тест, эссе или экзамен.
13 — Всегда актуальные данные
Администратор СДО может отслеживать новые знания и обновлять учебные материалы. Система сразу уведомляет учащихся об изменениях в курсе, предоставляя таким образом всегда самую актуальную информацию.
Особенности использования СДО
При всех ее плюсах, дистанционная система подготовки имеет некоторые особенности. Так, СДО предполагает повышенную самодисциплину учащегося, поскольку в процессе самостоятельной работы с платформой обучения никто его физически не контролирует.
Также для полноценного обучения с помощью системы дистанционного обучения пользователь должен обладать хотя бы минимальными навыками обращения с компьютером.
И, наконец, такой формат не сможет полностью заменить очное обучение, т.к. для выработки некоторых коммуникативных или механических навыков необходимо очное взаимодействие с напарником или какой либо техникой или инструментом.
Структура системы дистанционного обучения
Стандартная система состоит из трех основных блоков: разработки учебных курсов, управления учебным процессом и непосредственно самого обучения.
Блок разработки учебных материалов
Специальный инструментарий, позволяющий создавать и редактировать текстово-графические материалы, создать тесты и упражнения, настраивать условия прохождения конкретного курса. Дополнять учебный курс видео, аудио и прочими типами файлов.
Бывает, как встроенный в саму платформу, так и поставляемый отдельно в виде самостоятельного решения.
Блок управления учебным процессом
Занимается преимущественно администрированием системы и обеспечивает следующие функции:
Блок обучения
Тот интерфейс учебного портала, с которым взаимодействует непосредственно обучаемый. Позволяет проходить учебные курсы, просматривать тексты и видео, отвечать на тесты, задания, взаимодействовать с куратором курса, а также просматривать личную статистику по обучению.
Виды систем дистанционного обучения СДО
По стоимости владения СДО можно разделить на бесплатные и коммерческие.
Бесплатные. Среди бесплатных СДО во всем мире, в том числе и в России, наиболее популярна система Moodle. Она обеспечена открытым исходным кодом, поэтому при должном усердии хорошо адаптируется для компании или учебного заведения. Однако из-за особенностей интерфейса этой системы и сложности ее настройки заказчику зачастую приходится привлекать опытного технического специалиста.
Коммерческие. Такие сервисы, как правило, отличаются простотой в использовании и настройке. Они регулярно обновляются в пользу обучаемых, так как постоянно учитывают их запросы. Служба техподдержки провайдера всегда доступна и помогает пользователю, если у того возникают вопросы.
По способу размещения системы делятся на облачные и коробочные.
Облачные. Размещаются в облаке провайдера СДО и предоставляются клиенту по подписке с регулярными небольшими платежами (обучающий SaaS сервис). Ответственность за работоспособность платформы в данном случае полностью лежит на провайдере.
Коробочные. Бывает, что требования безопасности компании не позволяют размещать учебные материалы онлайн. В таких случаях платформа устанавливается непосредственно на сервер клиента. Оплата, как правило, значительно превышает вариант с подпиской и производится один раз (за приобретение лицензии и установку). Ответственность за работу платформы в этом случае уже распределяется между провайдером и it-отделом компании. Провайдер отвечает за исправную работу самой программы, а внутренняя it служба за бесперебойную работу серверов и вспомогательного программного обеспечения.
Чек-лист для выбора сервиса дистанционного обучения
Компании-разработчики стараются учесть различные технические нюансы, новшества, и пожелания пользователей. Поэтому серьёзные системы отличаются высоким качеством, и удовлетворяют подавляющему большинству требований тех людей, для кого они предназначены. Тому, кто решил приобрести СДО, следует серьезно отнестись к выбору. Выбирая качественный продукт, обращайте внимание на наличие следующих опций и возможностей:
Этот список можно продолжать и дальше. Качественная СДО должна соответствовать всем этим пунктам. Их наличие позволит вам выстраивать учебный процесс по своему усмотрению, управлять обучением и получать желаемый результат.
Примеры успешного внедрения
Примеров успешного внедрения систем дистанционного обучения на рынке довольно много. Многие российские вузы и компании преуспели в онлайн обучении и это положительно отражается на их показателях. Только в портфеле Unicraft более 1000 компаний из различных отраслей: промышленность, здравоохранение, HoReCa, финансы, розничные сети, оптовые компании, сфера красоты, системные интеграторы и другие. Этим компаниям уже удалось:
Развитие систем дистанционного обучения
Платформы для обучения развиваются сегодня во многих странах. Это обусловлено как скоростью изменений окружающего мира, так и быстрым развитием интернет-технологий. Ежегодно количество компаний, которые перешли на дистанционный формат обучения, увеличивается на 20-30%.
Создание системы дистанционного обучения в российских вузах, организациях и предприятиях происходит очень быстро. Сегодня не только крупный, но и средний/малый бизнес заинтересован в быстрой адаптации новых сотрудников и повышении квалификации существующих кадров.
Система дистанционного обучения
В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:
Дистанционное обучение, как и любая другая система обучения, состоит из нескольких частей: содержательная и организационная. Таким образом система дистанционного обучения это набор программных продуктов и решений, который объединяет и автоматизирует все или большую часть процессов, связанных с обучением.
Чтобы грамотно организовать дистанционное обучение СДО должна автоматизировать актуальные задачи. К примеру, есть возможность предоставить учебные материалы, организовать взаимодействия пользователей, сформировать отчеты и многое другое.
СДО предоставляет следующие возможности:
У блока управления можно выделить следующие функциональные возможности:
Чтобы построить единую информационную среду, нужно интегрировать различные системы: управление персоналом, оценка деятельности, регулирование знаний и навыков пользователей. Если грамотно интегрировать данные компоненты, то есть возможность выстроить систему связи между участниками обучения.
Те, кто только начинает создавать онлайн-курсы, знают, что такое разработка системы дистанционного обучения. Ведь e-Learning – это неотъемлемая часть СДО. Можно перечислить восемь причин, почему эта система так важна:
Что такое электронная система дистанционного обучения (СДО)?
Электронная система дистанционного обучения (СДО) — это интернет-платформа, в которой можно дистанционно обучать сотрудников: назначать видеоуроки, книги и курсы, тестировать и следить за успеваемостью. Онлайн-формат в этом случае дает дополнительные возможности — быстро охватить обучением сотни сотрудников, хранить гигабайты учебных материалов, применять в обучении интерактивные игры и тесты. В этой статье разберем, как работает СДО, кому подходит и какие задачи решает.
Схема работы в Системе Дистанционного Обучения
Понять что такое СДО (SDO) вы можете на примере iSpring Learn. Для знакомства с платформой вам достаточно пары минут. Чтобы попасть в iSpring Learn, перейдите по ссылке→.
Примером самой популярной системы электронного обучения является Moodle.
Для чего нужна СДО
С помощью СДО удобно планировать учебную нагрузку и отслеживать, как студенты или сотрудники проходят онлайн-курсы и тесты, посещают виртуальные занятия или вебинары. Все материалы хранятся в одном месте, как и история обучения каждого студента: легко посмотреть, какие курсы он прошел, когда и сколько времени потратил на изучение материала. При этом учеба выходит за пределы привычной аудитории – студент может учиться в любом месте и в любое время. В СДО преподаватели и руководители управляют учебной нагрузкой, проводят курсы и онлайн-семинары, хранят результаты обучения и отслеживают успеваемость студентов.
Что такое система электронного обучения и чем она отличается от СДО
Система электронного обучения — это та же СДО, но без возможности удаленного обучения. Доступ к ней вы можете получить только в офисе компании или университете.
Немного истории
Первая система электронного обучения появилась в 1960 году в Университете Иллинойса (США). Изначально СДО использовались только внутри организации и устанавливались на сервер; сейчас типичная система – это веб-сервис, который помогает учиться и обучать 24 часа в сутки.
Год | Событие | Описание |
---|---|---|
1960 | Первая СДО | Первая дистанционная система обучения называлась PLATO (Programmed Logic for Automated Teaching Operations). Это была первая компьютерная система обучения с онлайн-сообществом. Сначала PLATO использовали только студенты университета Иллинойса, а позднее систему стали применять во всем мире. |
2002 | СДО Moodle | Появилась первая СДО с открытым исходным кодом — Moodle. Эта система получила мировую известность. Вузы и компании используют Moodle для онлайн-обучения студентов и сотрудников. |
2004 | Стандарт SCORM 2004 | SCORM (англ. Shareable Content Object Reference Model) – сборник стандартов для СДО, который обеспечивает совместимость компонентов курсов с разными системами. SCORM 2004 до сих пор используют многие современные СДО. |
2012 | Облачные СДО | Благодаря облачным технологиям вузы и компании загружают учебные курсы и тесты в интернет, не устанавливая дополнительные программы, а студенты и сотрудники получают знания в любой точке мира. |
Современные СДО могут в разы больше, чем их предшественники 20-летней давности. Сейчас при помощи платформ для обучения можно планировать учебную нагрузку и отслеживать, как сотрудники проходят онлайн-курсы и тесты, посещают виртуальные занятия или вебинары.
Все материалы хранятся в одном месте, как и история обучения каждого сотрудника: легко посмотреть, какие курсы он прошел, когда и сколько времени потратил на изучение материала. При этом учеба выходит за пределы привычной аудитории — учиться можно в любом месте, в любое время и с любого устройства.
Преимущества СДО перед офлайн-обучением
Системы дистанционного обучения используют преподаватели школ и университетов, репетиторы, бизнес-тренеры, специалисты по корпоративному обучению и HR-менеджеры. Формат быстро набрал популярность из-за того, что СДО предлагает возможности, которых нет у офлайн-обучения. Например:
Запуск обучения за один день. Большинство современных СДО работают через интернет. Вам не нужно устанавливать систему на сервер, достаточно зарегистрироваться на сайте, после чего вы сразу можете создать курс и назначить ученикам.
Автоматизация обучения. Система сделает за вас всю скучную часть работы: назначит курсы сотрудникам, напомнит о дедлайне, продлит срок обучения и составит отчет. В некоторых СДО вы можете автоматизировать ежегодное переобучение и аттестацию. К примеру, СДО iSpring Learn в назначенный срок автоматически назначит сотрудникам курс, проверит результаты и выдаст сертификат о подтверждении квалификации.
Обучение большого количества людей одновременно. Вы можете обучать целые отделы и филиалы. СДО сама проверит результаты тестов и покажет успеваемость каждого сотрудника.
Индивидуализация обучения. Вы можете разработать планы развития под каждую должность, чтобы качественно обучать команду. К примеру, это может быть вводное обучение для стажеров или план развития продавцов. Сроки, этапы и продолжительность траектории вы определяете сами.
Обучение на ходу и вне работы. Сотрудники не привязаны к компьютеру. Они могут проходить курсы из дома — с телефона или планшета. Некоторые СДО работают без доступа в интернет — курсы можно пройти в метро или на даче.
Создание единой базы данных. Документы, инструкции, видео, курсы и презентации доступны с любого гаджета 24/7. Ваши сотрудники могут зайти в систему в удобное для себя время, найти нужный документ и освежить знания.
Возможность сделать обучение интереснее. В СДО встроена геймификация: за пройденные курсы сотрудники получают звания и баллы, соревнуются друг с другом за первые места в турнирной таблице. Это помогает вовлечь в обучение и быстрее освоить новую тему.
Сокращение расходов на развитие команды. Не нужно оплачивать билеты на самолет, командировочные и гостиницу тренерам.
Кому подходит СДО
В России и за рубежом системы дистанционного обучения используют преподаватели школ и университетов, репетиторы, создатели онлайн-курсов и бизнес-тренеры, специалисты по корпоративному обучению, HR-эксперты.