Что такое сечки в фольклоре
Сечки, молчанки и голосянки
Сечки, молчанки и голосянки
Основные понятия. Сечки: механизм действия, различие между сечкой и считалкой, классификация (основные точки зрения), происхождение, содержание, особенности (ритм, мелодика, образная система, простота построения, специфика словаря, синтаксис).
Молчанки: методика организации игры, особенности, функциональное предназначение.
Голосянки: особенности, связь с игрой и потешным фольклором.
Сечки. Сечки представляют собой «стишки, сопровождаемые ударами по дереву каким-либо твердым или острым предметом.
На дереве остаются зарубки – сечки. В текстах сечек содержится зашифрованный счет. Данная особенность характерна и для считалки.
Термин введен Г.С. Виноградовым, до сих пор остающимся автором единственной работы, посвященной изучению сечки[137]. Название зависит от характера исполнения данных произведений. Сечками нередко сопровождали посильный детский труд в доме.
Само слово сечка обозначает мелко нарезанную солому с добавлением муки и отрубей, подготовленную на корм скоту. Поэтому можно согласиться с исследователем, что сечки – такой же древний жанр фольклора, как трудовые песни. Ритм помогал облегчать труд. Об этом говорит и название формы, и начальные слова «секу, секу сечку». Из взрослой среды они некогда перешли к детям и стали увлекательной игрой. В сечки начинали играть в первые весенние дни, когда таял снег, но из-за грязи еще нельзя еще было играть в подвижные игры. В сечки играют преимущественно мальчики. По форме сечки можно отнести к словесным играм. В них присутствуют все элементы игры: завязка, ход и концовка.
Происхождение сечек. Поскольку в сечках элементы словесных игр разработаны менее, чем в других формах, Г.С. Виноградов относил их к переходным формам. Он выводил происхождение сечек от заговоров. Однако ни один источник (записи В.И. Даля, А. Можаровского, А. Кудрявцева и самого Г.С. Виноградова) не показывает полного соответствия текстов сечек и заговорных формул. М.Н. Мельников даже высказал сомнение в правомерности подобного сближения.
По-видимому, сечки так давно бытуют в русском фольклоре, что их связь с первоисточниками уже практически неощутима. Действительно, наблюдения этнографов, сделанные в некоторых странах Африки выявили существование подобных произведений, входивших в ритуалы инициации. Постоянным компонентом данных обрядов являются различные испытания, которым подвергаются кандидаты. Одним из них и служат словесные игры. А. Хоуитт приводит английский эквивалент, в котором легко угадывается ритм сечки:
Timothy Titus took two ties
To tie two taps to two tall trees
To terrify the terrible Thomas a Tullamees[138]
В настоящее время уже невозможно установить, являются ли подобные стихи творчеством самих детей или перешли к ним от взрослых. Ссылаясь на бытование аналогичных игр у плотников, лесорубов Урала и Алтая, Г.С. Виноградов разделяет второе предположение. Английские исследователи отметили бытование аналогичных текстов у индийских рубщиков сахарного тростника, а итальянский ученый – у резальщиков табачных листьев[139].
Предшественниками сечек можно считать и трудовые припевки, адаптированные к определенным профессиональным условиям. В сечках имитируются движения – резка листьев или перерубание стеблей растений.
Строение сечек традиционно: в них есть завязка, ход игры и концовка. Обычно они строятся в виде четверостиший, реже встречаются шестистишия, восьмистишия и более крупные формы. Каждая сечка имеет счетное число, зашифрованное в количестве ударений. Самым распространенным является 15 ударений. Известны тексты, в которых содержится счет на 22, 23, 26, 31, 41. Четные числа встречаются редко. Видимо, здесь также проявляются следы древних представлений о том, что четные числа приносят несчастье.
Принципиальное различие между сечками и считалками заключается в том, что в считалке счет является вспомогательной частью игры, своеобразной прелюдией к ней. Сечка же составляет саму игру. В считалке результат не известен, он зависит от количества участников игры, а в сечке он предопределен ее текстом.
Изменение повседневного труда крестьян привело к постепенному исчезновению сечек из детского фольклора. М.Н. Мельников приводит тексты, использовавшиеся в качестве забавы школьников, но не выполняющие прежних задач. В них традиционный рефрен «секу, секу…» заменен новым «пишу»:
Пятнадцать палок напишу,
Возьмите и проверьте.
Молчанки. Название объясняется порядком действий во время самой игры: один из детей начинает читать текст, чаще всего комического содержания:
Кошку за уши ведет.
Обычно во время игры ведущий старается задеть участников определениями, добиваясь, чтобы один из них не выдержал и заговорил или рассмеялся. Сигналом к молчанию становятся следующие формулы: «Кто промолвит», «Кто скажет», «С этих пор молчать», «С этих пор говорить бросим» и др.
Особенности. Рифма усиливает или эмоционально окрашивает значение слов. Наиболее распространена парная рифма, хотя постоянная ритмическая основа встречается не всегда.
В отличие от считалок молчанки не содержат зауми, все тексты имеют ясное и логически построенное содержание. С помощью молчанки вырабатывается умение владеть своими эмоциями, сдерживать желания. Уговор сохранять молчание используется для установления тишины и порядка.
Голосянка, или волосянка также сочетает в себе свойства игры и потешного фольклора. Участники соревнуются в том, кто дольше протянет тот или иной звук, не переводя дыхания. Обычно они повторяют рифмованный текст вслед за водящим:
Станем ли мы, братцы
Если кто-то остановится и не сможет протянуть дольше последний звук о, он и считается проигравшим. Игра способствовала формированию навыков правильного дыхания, но со временем практически забылась.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Детский фольклор
Рассмотрим различные жанры народного детского фольклора. Голосянки и молчанки для детей. Сечки для детей. Игровые приговоры. Приговоры-мирилки. Скороговорки для детей.
Голосянки и молчанки
Еще одну и, пожалуй, самую большую группу составляют игровые жанры детского фольклора. Часть из них перешла из взрослого фольклора в детский, часть родилась непосредственно в процессе игры, но сегодня все они от игры неотделимы и имеют прежде всего прикладное значение.
Молчанки и голосянки связаны, вероятно, с одноименными святочными играми. На святки в голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим.
Голосянки для детей
Соберемся на полянке
И затянем голосянки!
Тот безголосым станет!
На дворе уж месяц май!
Сеять в поле помогай, помогай!
Голосяночка вам нравится?!
Того за косы-ы-ы-ы-ы-ы-ы.
Голосим за прянички,
Тянем-тянем до черты,
У того, кто не дотянет,
Животы будут пусты-ы-ы-ы-ы-ы-ы!.
Дождик, лей, лей, лей,
Ты водицы не жалей,
Землю нашу поливай,
Будет славным урожай!
Голосим и я, и ты-ы-ы-ы-ы-ы-ы.
Молчанки для детей
Играя в молчанку, нужно было, наоборот, как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: валялся в снегу, обливался водой.
Позже молчанки и голосянки перешли в детский фольклор, с их помощью взрослые учили детей кричать и молчать. Голосянки (от «голосить» — говорить, орать, петь громко, кричать нараспев) считались даже полезным физическим упражнением — развивали легкие.
Кто начнет говорить,
Первый скажет и молчит,
Съест лягушек целый таз!
Рты закрыты на крючок,
Кто проговорится, тому щелчок!
Рот закрой на крючок!
Кто не сможет замолчать,
С тем не будем мы играть!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы с тобой играть
Не три ночи, а три дня.
Заколдуй, колдун, меня!
Ты рыбак, и я рыбак.
Ловись, рыбка! Ловись, рак!
Тихо! Тишина! Молчок!
Сечки
Один из самых редких и древних жанров детского фольклора — сечки. У сечек очень интересное происхождение: они связаны с процессом обучения счету. Первоначально люди считали при помощи пальцев, затем стали использовать небольшие предметы (горошины, палочки), а потом появился новый способ счета — нанесение зарубок, меток. Вот тут-то и возникли сечки. Это своеобразные словесные игры, которыми сопровождался процесс нанесения зарубок, или «сечек», — отсюда и название. Суть игры такова: кто-нибудь из детей бросает другим вызов — не считая, высечь определенное количество таких зарубок. Тот, кто знает решение, начинает декламировать стих, сопровождая чтение ритмичными ударами ножа по дереву. Единицами счета при этом становятся ритмические единицы, их количество строго зафиксировано в каждом таком стихе. Поэтому, если ребенок случайно не ошибется, у него получится требуемое количество меток. Таким образом, сечки — это пример своеобразной переходной формы счета, предметно-словесной. Они были не просто детской забавой, а способом обучения словесному счету. Но сейчас эта форма вытеснена другими педагогическими приемами, и сечки встречаются всё реже, а возможно, вскоре и вовсе выйдут из употребления.
15 «сечек»
нА пустОм местЕч-кЕ,
16 «сечек»
тЫ шестнАдцать мОжешь взЯть!
17 «сечек»
всЕ семнАдцать спОл-нА!
18 «сечек»
19 «сечек»
20 «сечек»
звЁзды нА небЕ считАть:
20 «сечек»
22 «сечки»
25 «сечек»
вОт и всЕ двАдцать пЯть!
30 «сечек»
Игровые приговоры
Если считалки открывали детские игры, то игровые приговоры сопровождали другие стадии или события игры.
Например, если в игре кто-то обманывал, ему можно адресовать следующие стишки.
Не всегда ты правая!
Ты не можешь правой быть,
Всегда правду говорить!
Слушай, слушай, а не ври,
Только правду говори!
Не берем в игру врунов,
Переигрывать не станем!
Коль захочешь поменять,
Не возьмем с собой играть!
Как и считалки, приговоры организуют процесс игры, регулируют все ее моменты. На случай ссоры придуманы приговоры-мирилки.
Больше с другом не дерись!
Будем вместе мы опять!
Не ругайся, не дерись!
Пойдем в магазинчик,
Чтоб не ругались детки!
Чтоб мириться пять на пять,
Нужно руки крепко сжать.
Пять на пять! Пять на пять!
Мы друзья с тобой опять!
Больше не дразнитесь,
Не деритесь, не ругайтесь,
На друзей не обзывайтесь!
И тогда на белом свете
Дружно будут жить все дети!
Улыбайся, не дерись!
Руку дай! Мирись, мирись!
Больше с другом не дерись!
Это наш с тобой завет!
Эй, мирись, мирись, мирись!
Ну-ка, пальчик, покажись!
Друга, пальчик, обними!
И ругаться вам нельзя!
Мы дрались и обзывались,
Обижались и ругались,
Но решили помириться,
Нам не трудно извиниться!
Руку дай, мирись, мирись,
Друг, прости и улыбнись!
Помирить нас обещай!
Мизинчик с мизинчиком, обнимитесь!
Девочки с мальчиками, помиритесь!
Скороговорки
Бытуют в детском фольклоре и собственно словесные игры, например, скороговорки — словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет ее произнесение и делает ее незаменимым упражнением для развития речи. Как правило, скороговорка обыгрывает один или несколько звуков, она целиком построена на аллитерации, так рождается ее неповторимый звуковой облик. В. И. Даль дает такое определение скороговорки: это «род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения, например: «В один, Клим, клин колоти. У быка тупы губы, бык тупогуб. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком» и пр.».
Детский фольклор
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР — область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. История происхождения и развития детского фольклора не вполне изучена, но многие исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в которую ребёнок органично включён. Глубинные и многоуровневые связи с фольклором взрослых особым образом отразились на самой структуре детского фольклора, его сюжетно-тематической основе, роли и функциях в жизни ребёнка, системе поэтических средств. Как сфера народной культуры детский фольклор относительно самостоятелен. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Каждый жанр детского фольклора по-своему способствует сохранению душевного и физического здоровья
ребёнка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей. Очевидно, именно ориентация детского фольклора на общие закономерности возрастного развития детей, чёткое функциональное назначение каждого жанра обусловливают глубокое типологическое сходство разных его национальных форм. При этом, каждая из них обладает самобытными особенностями, незаменимым источником сохранения и наследия народного менталитета.
Еще одну и, пожалуй, самую большую группу составляют игровые жанры детского фольклора. Часть из них перешла из взрослого фольклора в детский, часть родилась непосредственно в процессе игры, но сегодня все они от игры неотделимы и имеют прежде всего
прикладное значение.
Молчанки и голосянки связаны, вероятно, с одноименными святочными играми. На святки в голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим.
Соберемся на полянке
И затянем голосянки!
Тот безголосым станет!
На дворе уж месяц май!
Сеять в поле помогай, помогай!
* * *
Голосяночка вам нравится?!
Того за косы-ы-ы-ы-ы-ы-ы.
Дождик, лей, лей, лей,
Ты водицы не жалей,
Землю нашу поливай,
Будет славным урожай!
Голосим и я, и ты-ы-ы-ы-ы-ы-ы.
Играя в молчанку , нужно было, наоборот, как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: валялся в снегу, обливался водой.
Позже молчанки и голосянки перешли в детский фольклор, с их помощью взрослые учили детей кричать и молчать. Голосянки (от «голосить» — говорить, орать, петь громко, кричать нараспев) считались даже полезным физическим упражнением — развивали легкие.
Мы бежим,
Кто начнет говорить,
Первый скажет и молчит,
Съест лягушек целый таз!
Рты закрыты на крючок,
Кто проговорится, тому щелчок!
Один из самых редких и древних жанров детского фольклора — сечки. У сечек очень интересное происхождение: они связаны с процессом обучения счету. Первоначально люди считали при помощи пальцев, затем стали использовать небольшие предметы (горошины, палочки), а потом появился новый способ счета — нанесение зарубок, меток. Вот тут-то и возникли сечки. Это своеобразные словесные игры, которыми сопровождался процесс нанесения зарубок, или «сечек», — отсюда и название. Суть игры такова: кто-нибудь из детей бросает другим вызов — не считая, высечь определенное количество таких зарубок. Тот, кто знает решение, начинает декламировать стих, сопровождая чтение ритмичными ударами ножа по дереву. Единицами счета при этом становятся ритмические единицы, их количество строго зафиксировано в каждом таком стихе. Поэтому, если ребенок случайно не ошибется, у него получится требуемое количество меток. Таким образом, сечки — это пример своеобразной переходной формы счета, предметно-словесной. Они были не просто детской забавой, а способом обучения словесному счету. Но сейчас эта форма вытеснена другими педагогическими приемами, и сечки встречаются всё реже, а возможно, вскоре и вовсе выйдут из употребления.
15 «сечек»
нА пустОм местЕч-кЕ,
тЫ шестнАдцать мОжешь взЯть!
всЕ семнАдцать спОл-нА!
Если считалки открывали детские игры, то игровые приговоры сопровождали другие стадии или события игры. Например, если в игре кто-то обманывал, ему можно адресовать следующие стишки.
Не всегда ты правая!
Ты не можешь правой быть,
Всегда правду говорить!
Слушай, слушай, а не ври,
Только правду говори!
Не берем в игру врунов,
Переигрывать не станем!
Как и считалки, приговоры организуют процесс игры, регулируют все ее моменты. На случай ссоры придуманы приговоры-мирилки.
Больше с другом не дерись!
Будем вместе мы опять!
Не ругайся, не дерись!
Пойдем в магазинчик,
Чтоб не ругались детки!
Чтоб мириться пять на пять,
Нужно руки крепко сжать.
Пять на пять! Пять на пять!
Мы друзья с тобой опять!
Больше не дразнитесь,
Не деритесь, не ругайтесь,
На друзей не обзывайтесь!
И тогда на белом свете
Дружно будут жить все дети!
Мы дрались и обзывались,
Обижались и ругались,
Но решили помириться,
Нам не трудно извиниться!
Руку дай, мирись, мирись,
Друг, прости и улыбнись!
Бытуют в детском фольклоре и собственно словесные игры, например, скороговорки — словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет ее произнесение и делает ее незаменимым упражнением для развития речи. Как правило, скороговорка обыгрывает один или несколько звуков, она целиком построена на аллитерации, так рождается ее неповторимый звуковой облик. дает такое определение скороговорки: это «род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения, например: «В один, Клим, клин колоти. У быка тупы губы, бык тупогуб. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком» и пр.».
* * *
Шла мышка, нашла шишку,
высушила, вышелушила, скушала!
Мыла Мила мылом пол,
Половину не домыла,
Мила вымыла без мыла!
Это лирические четырехстрочные (реже двухстрочные) рифмованные песенки с отчетливо выраженной установкой на публичное исполнение. Частушки – песенные миниатюры. Частушка злободневна. Она отражает мельчайшие социальные изменения и события частной жизни.
Первые упоминания о частушках относятся к шестидесятым годам 19 века. На частушки сначала смотрели как на временное явление, как на порождение переходной эпохи, видели в ней продукт распада старинной поэтической культуры, но шли десятилетия – частушка обнаружила необычайную жизнеспособность и сформировала собственные оригинальные традиции.
Основные жанровые разновидности частушек (по определению ).
особенной структурой, соответствующей ритму пляски.
Смысл плясовых частушек почти исключительно юмористический.
двустишия особой интимно-лирической насыщенности, более сильной,
чем в остальных частушках. В них встречаются и общественно-
частого обыгрывания имени лирической героини. У «Семеновны» особый
напев, и ее склад заметно отличается от других типов частушек.
и самоубийства на почве личных драм и тому подобные бытовые трагедии.
злободневной тематикой. Структурно они совпадают с типом плясовых
припевок, но с характерной интонацией и особым выкриком под пляску.
Разновидностью лирических попевок являются нескладухи или
нескладицы – пародии на неумелое пение и просто частушки с нарочитой
утратой смысла, допускаемой в юмористических целях.
Частушка – песня деревенских гуляний. Этим и определяется тематика жанра. Способность частушки откликаться на все события жизни, преломляя их через призму личного восприятия, превратила ее в своеобразную газету, в летопись. В ней мы видим отражение всех сторон бытия. В частушке передается не только личная, бытовая жизнь, но и вся история страны.
Таким образом, фольклор можно считать устной народной летописью.
Календарно – обрядовый фольклор
Колядование – хождение молодёжи по избами, с особыми песнями,
которые имеют три названия по припеву, выкликаемому колядовщиками:
колядки («Ой, Коляда!»), овсени («Ой, Овсень, Таусень!») и виноградья
(«Виноградье, красно-зелено мое!»). Колядки очень архаичны по
содержанию, которое определялось их назначением. Основной целью
колядовщиков было пожелание хозяевам добра, богатства, благополучия.
Некоторые колядки имеют вид величания, в них идеализированно
описываются богатство и благополучие крестьянской семьи.
Отличительная черта колядок величального типа – их обобщённый характер. Другая, обязательная тема, связанная с назначением колядок – просьба об угощении или вознаграждении. Во многих колядках просьба или требование угощения составляет единственное её содержание. Ещё одна тема колядок – описание хождения, поисков Коляды, магических действий колядовщиков, обрядовой еды, т. е. элементов самого обряда.
Первый весенний праздник – встреча весны – приходится на март. В эти дни в деревнях пекли из теста фигурки птиц (жаворонков или куликов) и раздавали их девушкам или детям. Веснянки – обрядовые лирические песни заклинательного жанра. Обряд «заклинания» весны был проникнут стремлением воздействовать на природу с целью получения хорошего урожая. Имитация полёта птиц (подкидывание жаворонков из теста) должна была вызвать прилёт настоящих птиц, дружное наступление весны. Образы весны и птиц господствуют в веснянках. Веснянкам свойственна форма диалога или обращения в повелительном наклонении. В отличии от заговора, веснянки, как и колядки. исполняются коллективно, что выражается в обращениях от имени группы людей. Весенние гуляния и игры молодёжи продолжались начиная с красной горки, в течении апреля, мая и июня, несмотря на тяжёлые полевые и огородные работы. На этих гуляниях исполнялись протяжный игровые и хороводные песни, не имеющие обрядового значения.
Троицко-семитская неделя : семик – седьмой четверг после пасхи, троица – седьмое воскресенье, носящая ещё название «русальной» недели или «зелёных святок». Это девичий праздник, протекающий а окружении цветущей природы – в поле за околицей, в роще. Характер этого праздника определяется его основным образом – берёзки. Девушки, нарядно одевшись и захватив с собой угощения, шли «завивать» берёзки. Девичий праздник сопровождался ещё и гаданием. Девушки, плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к берегу, остановившемуся или потонувшему венку судили об ожидавшей их участи. Гадание по венкам широко отразилось в песнях, исполнявшихся как во время гадания, так и безотносительно к нему.
. Праздник летнего солнцеворота отмечался в ночь на Ивана Купалу (с 23 на 24 июня) Это праздник «полного расцвета растительности». В купальские праздники земле не помогают, а, наоборот, стараются взять от неё всё. В эту ночь собирают целебные травы. Кто найдёт папоротник, тому, как считалось, удастся найти клад.