Что такое секционные ворота
Как работают секционные ворота
В статье мы в подробностях расскажем, как работают секционные ворота. Прочитав до конца, вы узнаете обо всех конструктивных особенностях и нюансах, которыми сопровождается эксплуатация ручных и автоматических моделей. Информация также поможет вам купить ворота, которые оптимальны для использования в конкретных бытовых или промышленных условиях.
Фотография № 1: секционные ворота
Конструктивные особенности секционных ворот. Общие сведения
Секционные ворота — это сложная конструкция, состоящая из множества механизмов. Они служат для открывания, закрывания проема. Соответственно типу ворот их комплектация и конструкция могут существенно отличаться. Однако все модели работают по общему принципу.
В состав любых секционных ворот входят следующие детали.
Изображение № 1: конструкция сэндвич-панели
Какими бывают секционные ворота
По назначению
Предназначение секционных ворот в первую очередь оказывает влияние на устройство и конструктивные особенности механизмов. Производители предлагают бытовые и промышленные модели. Разница между ними — в габаритах.
Тяжелые промышленные секционные ворота состоят из усиленных конструкций и торсионных механизмов. Автоматические модели оснащаются приводами навального типа. Для перемещения особо тяжелых полотен устанавливают по два вала.
Бытовые и легкие промышленные конструкции комплектуются автоматикой (реечные приводы) или поставляются без нее. В последнем случае для перемещения створки предусматривается цепной механизм секционных ворот.
По типу подъема
Способ монтажа секционных ворот выбирают в зависимости от габаритов проема, высоты притолоки и глубины помещения. Основные варианты установки представлены на схеме ниже.
Изображение № 2: способы монтажа секционных ворот
Механизм секционных ворот
Механизм секционных ворот может быть укомплектован торсионными пружинами либо пружинами растяжения.
Торсионный механизм секционных ворот
Торсионный механизм секционных ворот — это классическое решение, предлагаемое всеми производителями бытовых и промышленных моделей. Вес створки при такой конструкции компенсируется скручиванием размещенных на валу пружин. Полотно крепится к валу при помощи тросов.
Изображение № 3: вал с пружинами
Преимущества ворот с торсионными пружинами — долговечность и удобство эксплуатации.
Торсионные механизмы идеально подходят для балансировки и перемещения крупногабаритных промышленных ворот. Установка навального привода расширяет размерный ряд конструкций далеко за 20 м2.
Изображение № 4: конструкция подъемно-секционных ворот с торсионными пружинами
Механизм подъема секционных ворот с пружинами растяжения
Механизм подъема секционных ворот с пружинами растяжения используется только в малогабаритных бытовых конструкциях. Пружины располагаются вертикально по обеим вертикальным сторонам проема. Главное преимущество технологии — сравнительно низкая цена.
Изображение № 5: устройство секционных ворот с пружинами растяжения
Принцип работы секционных ворот
Принцип работы секционных ворот основан на перемещении полотна по рельсовым профилям. По способу управления конструкции разделяются на ручные и автоматические.
Ознакомьтесь со стандартной комплектацией автоматических моделей.
Изображение № 6: автоматические секционные ворота (схема)
Секционные ворота для гаража: как выбрать
От типа ворот в гараже во многом зависит удобство его эксплуатации. Один из популярных вариантов — секционные гаражные ворота. Дешевыми их не назовешь, но они лучше всех других конструкций сохраняют тепло и, пожалуй, самые удобные в эксплуатации.
Устройство секционных ворот
В секционных воротах основное отличие в том, что полотно состоит не из единого полотна, а из набора подвижно соединенных между собой секций. Скрепляются секции между собой специальными петлями, обеспечивающими должную степень свободы. Петель обычно по три на каждое соединение — по краям и в середине (при большой ширине ворот может быть больше). По краям каждой секции установлены ролики. По бокам проема ворот установлены направляющие, которые плавно изогнувшись, переходят в потолочную направляющую. Направляющие имеют выемки, в которые заправляются ролики.
Устройство секционных ворот
При открывании секционных гаражных ворот, ролики створок движутся по канавкам в направляющих. Они поднимаются вверх, за счет подвижного сочленения проходят по плавному изгибу и, одна за другой, поднимаются под потолок. При закрытии все происходит в обратном направлении. Вот и все устройство и принцип работы, но вариантов и вариаций много, так что придется разбираться конкретно по каждому компоненту.
Полотно ворот: устройство, размеры, материалы
Секции для ворот этого типа бывают «холодными» и «теплыми». Холодный вариант используется очень редко, так как даже для неотапливаемых гаражей лучше, если есть хоть какая-то разница с наружной температурой. Эту разницу и обеспечивает утепление.
Секционные гаражные ворота: вид из помещения
Из чего делают и особенности конструкции
Теплые секционные ворота собираются из конструкций, которые принято называть «сандвич». Две наружные металлические стены разделены прослойкой утеплителя. Изготавливаются из стальной полосы. Сталь может быть черная оцинкованная или нержавеющая.
Так выглядит хорошая панель для гаражных ворот
Второй вариант обычно используется для дорогостоящих промышленных вариантов. Более широко используется оцинкованная сталь (гальванический метод оцинковки). Лицевую поверхность, для повышенной стойкости к коррозии, покрывают двумя слоями модифицированного полиуретана (после обработки грунтом для лучшей адгезии). Холодные одностенные секции изготавливаются тоже из стали с защитным покрытием. Минимальная толщина металла — 0,6 мм (но лучше более «толстые».
Немецкая кампания Херманн (Hörmann) делает еще секционные ворота из цельной древесины. Поставляются они только и исключительно под заказ.
У некоторых производителей (ALUTECH — Алютех) наружный контур сандвича замкнут при помощи замка сложной формы. Это повышает надежность конструкции и исключает разрывы при изменении температуры. Другие производители не замыкают контур, тем самым оставляя температурный разрыв, что улучшает теплоизоляционные характеристики, снижает вероятность промерзания. Кто их них прав, сказать однозначно сложно. Наверное, оба подхода имеют смысл, а что предпочтете вы — это решать вам.
Рекламные проспекты разных кампаний
Утеплитель — чаще всего пенополиуретан, но может использоваться и минеральная вата. Так как находится он в герметично закрытом контуре, тип утеплителя не важен, важны его характеристики. А по теплоизоляционным характеристикам полиуретан лучше минваты.
При нанесении полиуретана внутренняя поверхность сэндвича покрывается слоем защитного лака, который защищает от коррозии металл и улучшает адгезию цинкового слоя с утеплителем.
Размеры
Точно сказать про размеры секционных ворот сложно: разные производители разные технологии, разные габариты. Опишем стандартные варианты, которые обычно есть в наличии:
Из них набираются ворота высотой от 1,25 м до 4 м, длиной от 1,90 м до 6,40 м. Максимальная длина/высота зависит от типа секций которые вы выбрали.
Максимальная длина гаражных ворот — до 6 метров, если проем шире, смотреть надо в промышленных
В наличии обычно есть некоторое количество готовых подъемно-секционных ворот. Но это — не стандартные размеры, а наиболее «ходовые», те, которые пользуются частым спросом. Например, наиболее «спрашиваемая» высота начинается от 2400 мм, а ширина — от 2150 мм. Далее высота и ширина меняется с шагом 25 см. Плюс их в том, что ждать почти не надо — они есть или в точке продажи, или на складе производителя. Максимальный срок ожидания — пару дней. При заказе «своего» размера ждать придется дольше.
Есть несколько решений. Первый — подогнать проем под эти размеры, второй — заказать под требуемые размеры. Срок поставки зависит от производителя и вашего местоположения. Срок ожидания российских (Sedona, Sauber, Дорхан) составляет одну-три недели. Белорусские (Алютех) едут немного дольше — до полутора месяцев, немецкие или швейцарские (Tecsedo) — от двух месяцев.
Вот вам пример — это то, что есть на складе, промежуточные размеры — по заказу
Есть еще один вариант — получить нужные габариты, то есть обрезать «стандартные» до необходимой длины. Эту возможность надо согласовывать — чтобы не было проблем с гарантией.
Соединение секций
Как уже говорили, между собой сендвич-панели соединяются при помощи петель. Для того, чтобы в месте соединения не образовывалось щелей и не было продувания, края делают фигурными, в виде замка шип/паз, что уменьшает возможность продувания.
Для сохранения тепла в гараже важно чтобы секции соединялись герметично
Чтобы свести ее на нет окончательно, в соединении устанавливают эластичный уплотнитель. По опыту эксплуатации можно утверждать, что хорошие секционные гаражные ворота не пропускают ни пыль, ни снег, ни влагу, ни ветер. Они даже способны противостоять холоду. На тепловизоре они выглядят «теплее» чем окна.
Форма замка, способы усиления конструкции под петли, место установки уплотнителя у каждого производителя свои. Например, Херманн, разработал систему, которая предотвращает защемление пальцев, Алютех устанавливает крепеж в вальцовочный шов — где стальная полоса соединяется и превращается в замкнутый контур.
Тип подъема
Для секционных гаражных ворот тип подъема определяется высотой притолоки (расстоянием от верха проема до перекрытия). Он может быть:
Собственно, тип подъема определяет замерщик при заказе или консультант. Вам только надо тщательно все замерить. Если идете заказывать, нарисуйте имеющийся проем и проставьте все размеры. Так будет намного проще.
Фальшпанель — способ «подогнать» проем под требования стандартного подъема
При недостаточной высоте притолоки, но большой высоте проема можно искусственно увеличить притолоку. Для этого в верней части проема монтируется фальшапанель нужного размера. В дальнейшем расчет притолоки идет с ее учетом. Это простой и эффективный способ снизить затраты, так как нестандартные варианты стоят значительно больше.
Подъемный механизм
Секционные гаражные ворота поднимаются за счет силы натяжения пружин. Есть два типа механизмов:
Какой подъемный механизм для секционных гаражных ворот выбрать? Все зависит от того, отапливаемый гараж или нет. В торсионных механизмах больше регулировок, которые позволяют регулировать плотность прилегания полотна. Так что для отапливаемых гаражей больше подходит торсионный механизм.
Но торсионный механизм подъема требует наличия более высокой притолоки и стоит значительно дороже варианта комплектации на основе пружин растяжения. Зато является более надежным — рассчитан на более интенсивное использование может устанавливаться на гаражах с интенсивным движением.
Возможности автоматизации
Вручную открывать и закрывать ворота гаража под дождем или во время снегопада — то еще удовольствие. Это знает каждый автовладелец. Желание автоматизировать процесс вполне закономерно. Автоматический подъем ворот секционного типа может быть реализован двумя способами:
Как видите, выбор есть только при условии базовой комплектации со стандартным (средним) типом подъема. Во всех остальных случаях тип механизма определен параметрами проема.
Автоматическое открывание/закрывание секционных гаражных ворот может «стартовать» от различных устройств:
Из всех этих видов самый распространенный- брелки. Он относительно недорог, дает требуемую степень свободы.
Внешний вид
Секции этого вида подъемных ворот могут иметь различный внешний вид. Есть несколько основных типов наружной поверхности — S, L и M профиль, а также мелкая волна и филенка. В таком ассортименте есть сэндвичи у любого производителя. У некоторых есть еще и нестандартные — с различными декоративными элементами или прозрачными вставками (это обычно листовой поликарбонат). Но их цена значительно отличается от «базовых» моделей.
Оформление секционных гаражных ворот может быть разное
Добавляет вариаций оформления несколько типов поверхностей — гладкая, шероховатая, с имитацией поверхности древесины. Кроме того секционные гаражные ворота обычно окрашиваются защитными красками, которые придают полотну более привлекательный вид. Но основная функция окрашивания — защита от коррозии и воздействия климатических факторов.
Способы запирания
Секционные гаражные ворота имеют три различных способа запирания:
Как вы поняли, первые два способа подходят если полотно поднимается вручную, третий — для автоматизированного варианта. К ригельному замку или автоблокировке всегда можно попросить установить задвижку — на случай длительного отсутствия.
Дополнительные опции
Это еще не все возможности разнообразить конструкцию или ее внешний вид. Они качаются внешнего вида, повышения удобства эксплуатации ворот.
Еще при выборе надо обратить внимание на тип профиля
Остекление и вентиляционные решетки
Секционные гаражные ворота могут быть с окошками. Их располагают обычно в верхней трети створки, хотя можно и посередине и где-нибудь в другом месте. Если в гараже вы проводите много времени днем, имеет смысл заказать остекление большой площади, чтобы света было достаточно. Это позволит сэкономить на счетах ха электричество — в дневное время можно не использовать электрический свет.
Остекление может занимать небольшую площадь, а может быть на все плотно
В секции вставляется специальный профиль для закрепления листов прозрачного полиуретана или акрила. Акрил более дешев, но он быстро меняет цвет, теряет прозрачность. Так что это — не вариант. Дольше проживет листовой поликарбонат — он долго не мутнеет, но стоит дороже.
Решая, надо вам остекление или нет, примите во внимание воздействие солнечного света на краску — скорее всего, краска на авто будет выцветать.
Проблема вентиляции решается легко
С вентрешетками решить все просто. В гараже должна быть вентиляция. Если при строительстве, сделали отдушины для поступления/удаления воздуха в стенах, дополнительные вентиляционные решетки ни к чему. Если про вентиляцию забыли, проще установить решетки в полотне двери (но вряд ли дешевле), чем делать дырки в стенах.
Встроенная калитка (дверь)
Поднимать секционные ворота каждый раз как требуется зайти/выйти из гаража, очень неудобно. Хорошо, если есть двери где-то сбоку. Если нет, можно сделать калитку в плоскости полотна. Но стоит знать, что это сильно повлияет на стоимость: система сложная и дорогостоящая.
Двери в плоскости секционных ворот — удобно но дорого
Калитка может быть с порогом и без. Второй вариант более удобен: можно выкатить велосипед, садовую технику, не открывая ворот. Но предлагается он далеко не всегда и не всеми производителями.
Средства безопасности и автоматики
При установке автоматического привода в комплекте идет обычно один (иногда — два) пульта управления/брелка). Если вам нужны дополнительные, их можно заказать.
Автоматические секционные гаражные ворота имеют массу достоинств, но и недостатков у них немало и основной — их работоспособность зависит от наличия электропитания. Чтобы избавиться от этой проблемы, можно поставить аккумуляторную батарею или установить систему ручной разблокировки (описана выше).
Для повышения безопасности ставят датчики движения
Еще один момент: автоматические ворота несут в себе потенциальную угрозу. Чаще всего страдают животные и дети, иногда достается пожилым людям. Повысить безопасность можно установив фотоэлементы. Если в зоне их видимости появится движущийся объект, они отключат питание и движение полотна прекратиться.
Еще одна возможность — установить сигнальную лампу. Она включается и подает световые сигналы все время, пока работает электропривод.
Блок ручного подъема ворот
Если на большие секционные ворота для гаража не поставить электропривод, при открывании и закрывании приходится прилагать серьезные усилия. Чтобы усилия были меньше, ставят блок ручного подъема ворот (обычно — цепной редуктор).
Блок ручного подъема ворот облегчит работу при отсутствии электричества
Рекомендуется к установке на полотно высотой более 2 метров, максимальная площадь — 15 кв. м.
Производители
На рынке в основном представлены три крупных фирмы, которые выпускают секционные гаражные ворота:
Есть еще Garaga (Канада), Tecsedo (Швейцария). Есть и три российские фирмы:
Основные игроки на рынке
Пока это все производители, которые достойные внимания. Продукцию из Китая лучше не рассматривать — хоть дешево, но очень проблематично в плане эксплуатации. Какой же производитель лучше? Если брать из тройки лидеров, то по отзывам:
Неплохие отзывы у еще новосибирского Зайгера (Zaiger), но у них пока не очень развита дилерская сеть и мало представительств в других регионах. Для тех кто рядом — это неплохой выбор.
Конструкция, принцип работы секционных ворот для гаража их преимущества и недостатки
При строительстве гаража в частном доме каждый из хозяев сталкивается с выбором типов ворот. Среди отечественных автолюбителей наиболее популярными считаются распашные металлические ворота. Однако, проблема такой конструкции заключается в том, что для их открывания на участке должно быть достаточно места. Да и автоматизировать процесс открывания и закрывания створок практически нереально.
Другое дело – секционные ворота. Их изобрели сравнительно недавно – во второй половине прошлого столетия. И за этот короткий промежуток времени они завоевали достаточную популярность. В Европе и США такими воротами снабжены практически все гаражи, так как их использование очень удобно. Они занимают немного места, без проблем автоматизируются, хорошо сохраняют тепло. О том, как установить секционные ворота своими руками – далее в статье.
Конструкция и принцип работы секционных ворот для гаража
Принцип действия и характеристики секционных ворот довольно просты:
-Полотно, которое состоит из нескольких секций, движется по направляющим, установленным на раме и под потолком, а затем убирается вверх. Благодаря тому, что полотно ворот не цельное, а состоит из нескольких секций, оно легко убирается под потолок. Секции соединяются между собой при помощи шарнирных петель.
-Стандартные секционные ворота имеют 6-7 секций. Представляют они собой сэндвич панель. С наружной стороны она сделана из алюминия или оцинкованный стали, а с внутренней — может изготавливаться из пластика или стали.
-Внутренняя часть панели заполняется влагостойким утеплителем, таким как полиуретановая пена. Она не только заботится о сохранении тепла, но и несет звукоизоляционную функцию. «Ходят» панели благодаря роликам, которые установлены в боковых торцах каждой из них.
-Для отапливаемых гаражей толщина одной панели должна составлять 35-45 мм. Теплоизоляционные свойства таких секций сравнимы с кирпичной кладкой в 1,5 кирпича. Для холодных гаражей – достаточно толщины 20 мм. Толщина металла для секционных ворот 1,5 – 2 мм.
-На торцах панели устанавливается уплотнитель из пробки или резины. При закрытых воротах он заполняет пространство между панелями, препятствуя появлению мостиков холода.
-При установке секций максимальное значение зазора между ними принимается на уровне 4 мм.
-На торец самой нижней секции устанавливается эластичный материал, благодаря чему стальная секция не зимой не примерзает к полу.
-Привод секционных ворот крепится к потолку. Он может быт механическим или электрическим. Последний более предпочтительный, так как благодаря ему можно сделать автоматизированную систему.
Стандартные габаритные размеры секционных гаражных ворот, которые чаще всего устанавливаются в гаражах:
-Высота проема до 6 метров.
-Ширина проема до 7 метров.
-Ширина каждой панели не более 0,7 м.
Естественно, под заказ можно сделать ворота любого размера, однако, стоит помнить, что чем больше и тяжелее конструкция, тем больше вероятность её поломки или заклинивания. Если ворота заклинит, существует большая вероятность выхода из строя двигателя привода.
Преимущества и недостатки секционных ворот для гаража
В сравнении с цельнометаллическими распашными воротами, секционные имеют большое количество преимуществ:
-Они экономят место в гараже и во дворе. Чтобы открыть распашные ворота, необходимо большое количество свободного места. Распашные ворота невозможно открыть, если автомобиль припаркован вплотную к ним.
-Прекрасные эксплуатационные качества: теплоизоляция секционных гаражных ворот и их шумоизоляция. Благодаря применению технологии сэндвич панелей, секционные ворота отлично держат тепло и не пропускают звук. К тому же, несмотря на то, что они не цельные, а состоят из отдельных секций, они обеспечивают отличную гидроизоляцию.
-Универсальность. Секционные ворота можно с одинаковой эффективностью устанавливать на проем любой ширины.
-Противопожарная конструкция. При производстве панелей для секционных ворот используются только материалы, которые не поддерживают горение, что очень важно для локализации огня, а гараж – потенциально пожароопасное место.
-Красивый внешний вид.
-Длительный срок эксплуатации и простота ремонта. Если придерживаться рекомендаций по эксплуатации гаражных ворот, то срок их службы будет довольно долгим. Так, правильно установленные секционные ворота могут прослужить несколько десятков лет, а чаще всего ремонт их сводится к замене одной или нескольких панелей.
-Возможность автоматизации. Если массивные стальные ворота практически невозможно оснастить автоматической системой открывания, то более половины секционных ворот оснащаются автоматикой. Они могут открываться и закрываться при нажатии кнопки на брелке или реагировать на сигнал установленного в автомобиле треккера.
Установка секционных ворот для гаража своими руками
Основные моменты
Как правило, изготовлением деталей для монтажа секционных ворот занимаются специализированные компании. Изготовление секций и направляющих в домашних условиях – сложно выполнимая задача. Обычно такие изделия не долговечны за счет того, что подогнать направляющие с точностью до миллиметра, чтобы секции не заклинивало, без специального оборудования очень сложно. А вот монтаж этого механизма можно осуществить своими силами, тем самым сэкономив существенное количество средств.
Некоторые хозяева предпочитают покупать отдельные детали системы, которые уже были в эксплуатации, что снижает стоимость работ. Однако, это очень рискованно, так как может стать причиной разбалансированности всей системы. Лучше всего купить готовый комплект от одного производителя. Тогда процесс монтажа будет легче.
Комплект секционных ворот состоит из:
-Торсиона. Это устройство помогает возвращать полотно ворот в исходное положение.
-Механизмы открытия гаражных ворот.
Инструменты для сооружения секционных ворот:
-Перфоратор, дрель с набором сверл, в том числе для сверления бетона.
-Пистолет для установки заклепок.
-Рулетка, угольник, карандаш.
-Средства индивидуальной защиты.
Поэтапный порядок работ
Порядок подготовительных работ:
1.Перед началом установки следует выполнить комплекс подготовительных работ. Установка секционных ворот возможна только на ровные поверхности пристенков и притолоки, которые должны находиться в одной плоскости.
2.Далее проводятся замеры высоты и ширины проема. Делается это в трех точках. За рабочее принимается самое большое значение.
3.Длина полотна, и, соответственно, количество панелей определяется в зависимости от высоты проема с запасом 500 мм для механических ворот и 1000 мм для ворот с электрическим приводом. В зависимости от этих параметров и заказывается комплект ворот.
Основные правила установки секционных ворот:
-Главным правилом при монтаже секционных ворот является точное соблюдение вертикальности проема и надежное крепление всех элементов системы. Даже миллиметровые перекосы недопустимы.
-Размер и тип крепежа, который применяется для монтажа, должен соответствовать рекомендациям завода-изготовителя, если он не поставлялся в комплекте.
-Для выравнивания направляющих недопустимо применение монтажной пены или деревянных клиньев, стальные прокладки – без компромиссов.
Порядок установки секционных ворот:
1.Процесс монтажа обязательно начинается с выравнивания пола, притолоки и пристенков. Они должны быть расположены строго по уровню и в одной плоскости. Места, где будет установлен каркас ворот, нужно оштукатурить.
2.После того как проем выровнен, необходимо нанести на него схем установки, которая включает места крепления профилей и направляющих.
3.Далее можно приступать к монтажу короба, который состоит из направляющих и нащельника. Перед этим в направляющей монтируется крепление для пружины. Крепежные болты нельзя сильно затягивать, в противном случае ворота будут открываться очень сложно. Направляющие соединяются нащельником, который будет препятствовать проникновению внутрь гаража пыли и влаги.
4.Чтобы в процессе установки направляющие не сыграли, внизу устанавливается распорная планка. Крепить каркас ворот необходимо надежно, так как на него придется наибольшая нагрузка.
5.Далее начинается монтаж верхних направляющих и размерной планки. Направляющие крепятся к потолку при помощи верхних подвесов.
6.Теперь можно приступать к монтажу панелей. Первой монтируется нижняя панель, на которую надевается резиновый уплотнитель. Панель устанавливается в короб и прикручивается к роликам направляющих.
7.После монтажа первой панели устанавливаются остальные. Скрепляются они между собой при помощи шарнирных петель. После того как полотно будет смонтировано, его подымают на высоту 1 – 1,5 м для того, чтобы они вошли в горизонтальный участок направляющих под потолком. Если они вошли без перекосов, направляющие надежно крепятся к потолку. Если нет, проводятся корректирующие действия до тех пор, пока полотно не станет двигаться без заминок.
8.Последним штрихом устанавливаются торсионная пружина и тросы, которые обеспечивают закрывание и открывание ворот. Ворота в гараж для двух машин устанавливаются по аналогичной технологии.