Что такое секционный изолятор
Секционный изолятор
Секционный изолятор предназначен для разделения контактной сети троллейбуса, трамвая или электрифицированных железных дорог на участки, т. н. секции. Каждая секция запитывается отдельным фидером, что позволяет ремонтировать отдельные участки не обесточивая всей контактной сети, запитывать эти участки от разных тяговых подстанций и т. д.
Основная задача секционного изолятора — обеспечить надежную изоляцию секций, не ограничивая при этом возможности проезда через него токосъемников. Основным препятствием в этом является электрическая дуга, возникающая при проходе токосъемника. Чтобы уменьшить воздействие дуги используется дугогасительное устройство из катушки и дугогасительной камеры. В случае образования дуги она увлекается магнитным полем дугогасительной катушки в дугогасительную камеру, где растягивается, охлаждается и гаснет. Несмотря на наличие дугогасящей камеры, при проходе секционного изолятора необходимо отключить двигатель.
Литература
ГОСТ 28041-89 Пересечения, изоляторы секционные, стрелки контактных сетей трамвая и троллейбуса. Общие технические требования
Полезное
Смотреть что такое «Секционный изолятор» в других словарях:
секционный изолятор — участковый изолятор — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия Синонимы участковый изолятор EN section insulator … Справочник технического переводчика
секционный изолятор контактной сети (железной дороги) — Изолятор, включаемый в контактный провод контактной подвески железной дороги, предназначенный для секционирования контактной сети железной дороги, обеспечивающий беспрепятственный проход токоприемников железнодорожного электроподвижного состава с … Справочник технического переводчика
Секционный изолятор контактной подвески — Секционный изолятор устройство, включаемое в провода контактной подвески (в пределах анкерного участка) для осуществления секционирования контактной сети и прохода токоприемников. Источник: Постановление Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 N 65… … Официальная терминология
ИЗОЛЯТОР СЕКЦИОННЫЙ — применяется, в контактной сети жел. дор. станций для разделения ее на секции. Состоит из изоляторов обычного типа, укрепляемых на контактном проводе (при помощи выгнутых отрезков) и подвешиваемых к несущему тросу. Выгнутые отрезки контактного… … Технический железнодорожный словарь
секционный — 1. СЕКЦИОННЫЙ, ая, ое. 1. Происходящий или производимый по секциям, в секциях (1 зн.). С. метод сборки машин. С ая штамповка деталей. С ые заседания, занятия. 2. Состоящий из секций (2 зн.). С. инкубатор. С. изолятор. С ые полки (составляющие… … Энциклопедический словарь
секционный — I ая, ое. 1) происходящий или производимый по секциям, в секциях 1) Секцио/нный метод сборки машин. С ая штамповка деталей. С ые заседания, занятия. 2) состоящий из секций 2) Секцио/нный инкубатор. Секцио/нный изолятор. С ые полки (соста … Словарь многих выражений
секцио́нный — 1) ая, ое. 1. Происходящий по секциям1 (в 1 знач.), в секциях. Секционные заседания. Секционные занятия. 2. спец. Состоящий из секций (во 2 знач.). Секционный инкубатор. Секционный изолятор. || Осуществляемый по секциям. Секционный метод сборки.… … Малый академический словарь
Троллейбусная стрелка — Троллейбусная стрелка, типичная для систем бывшего СССР Троллейбусная стрелка механизм, направляющий штанги троллейбуса в местах разветвления контактной сети. Особенность штангового токо … Википедия
Эскадренные миноносцы проекта 956 — ЭМ проекта 956 «Сарыч» … Википедия
Секционные изоляторы контактной сети
Секционные изоляторы предназначены для электрического разделения секций контактной сети электрифицированных железных дорог на переменном и постоянном токе и должны обеспечивать плавный проход (без ударов, отрывов, снижения контактного нажатия менее 40 кН и нарушений работы тяговых двигателей) полозов токоприемников электроподвижного состава. Допускается применение секционных изоляторов вместо изолирующих сопряжений анкерных участков, в исключительных случаях, по согласованию со службой электроснабжения железной дороги.
Тип секционного изолятора выбирается в зависимости от его назначения, номинального напряжения контактной сети и установленной скорости движения поездов в месте его применения.
Основные технические требования к секционным изоляторам изложены в указании ЦЭ МПС России от 6.02.98 г., в т.ч.:
1.Обеспечение надежной изоляции между секциями.
2.Обеспечение плавного прохода по ним полоза токоприемника.
Длина пути утечки тока при постоянном токе должна быть не менее:
5.Воздушные зазоры между разнопотенциальными элементами должны быть при переменном токе не менее 200 мм, при постоянном токе не менее 120 мм.
6.При полукомпенсированной подвеске скользящие струны применяются при установке секционного изолятора на расстоянии не менее 200 м от средней анкеровки или жесткой анкеровки контактного провода.
7.Допускается износ рабочей поверхности изолирующих скользунов не более 3 мм.
8.Допускается износ дугогасительных рогов в плоскости скольжения не более 5 мм.
9. Вес секционного изолятора не должен превышать 25-30 кг.
Паспортные данные секционных изоляторов приведены в табл. 3.2.1.
Конструкции и основные технические характеристики секционных изоляторов показаны на рис. 3.2.1 и в табл. 3.2.2.
Номер поз. на рис. 3.2.1 | Старое обозначение | Новое обозначение |
ВНИИЖТ2А(4,0) | ИС-27,5/27,5-3ПС-200 | |
ЦНИИ7МА* | ИС-27,5-РПГ-130 | |
ИС-3,3-РПГ-140 | ||
ИСМ-1М | ИС-27,5-РПГМ-160 | |
ИСМ-1-М-1 | ИС-3,3-РПГМ-160 | |
ЦНИИ-1-М-1 | ИС-27,5-3ПС-100 | |
СИ-О (Крапивина) | ИС-27,5/3,3-Ф-50 | |
СИ-2У | ИС-3,3-3ПГМ-70 | |
СИ-4 | ИС-3,3-23ПГ70 | |
СИ-7 | ИС-27,5-3ПС-160 | |
МСИ-11М-27,5 | ИС-27,5-РПГМ-140 | |
МСИ-11М-3,3 | ИС-3,3-РПГМ-120 |
Перечень паспортов секционных изоляторов
Примечание: *- снят с производства.
|
|
Рис. 3.2.1. Секционные изоляторы контактной сети
Рис. 3.2.2. Малогабаритный секционный изолятор постоянного тока СИ-2:
Основные технические характеристики изоляторов (рис 3.2.1)
Тип секционного изолятора | Ед. изм | ИС-27,5/27,5-3ПС-200 | ИС-27,5-РПГ-130 | ИС-3,3-РПГ-140 | ИС-27,5-РПГМ-160 | ИС-3,3-РПГМ-160 | ИС-27,5-ЗПС-100 |
Техническая эксплуатация | |||||||
Номинальное напряжение | кВ | 27,5 | 27,5 | 3,3 | 3,3 | 3,3 | 27,5 |
Допустимая скорость | км/ч | ||||||
Количество и рабочее натяжение контактных проводов | кН | 1×10 | 1×10 | 2×10 | 1×10 | 1×10 | 1×12 |
Срок службы | лет | ||||||
Количество роговых разрядников | шт. | _ | |||||
Количество дугоотводящих рогов (пар) | шт. | _ | _ | _ | _ | _ | |
Длина пути утечки изоляц. части | |||||||
Длина,а | мм | ||||||
Ширина,b | мм | ||||||
Высота,с | мм | ||||||
Воздушный зазор между разнопотенциальными частями,d | мм | _ | |||||
Воздушный зазор между дугогасительными рогами,е | мм | 4×50 | _ | ||||
Величины перекрытия встречных скользунов,f | мм | _ | |||||
Масса | кг | 27.8 | 27.8 | 34.7 | |||
Номер позиции на рисунке 3.2.1 |
Продолжение таблицы 3.2.2
Тип секционного изолятора | Ед. изм | ИС-27,5/3,3-Ф-50 | ИС-3,3-ЗПГМ-70 | ИС-3,3-23ПГ-70 | ИС-27,5-3ПС-160 | ИС-27,5-РПГМ-140 | ИС-3,3-РПГМ-120 |
Техническая эксплуатация | |||||||
Номинальное напряжение | кВ | 27,5 | 3,3 | 3,3 | 27,5 | 27,5 | 3,3 |
Допустимая скорость | км/ч | ||||||
Количество и рабочее натяжение контактных проводов | кН | 1×10 | 1×10 | 1×10 2×10 | 1×10 | 1×10 | 1×10 |
Срок службы | лет | ||||||
Количество роговых разрядников | шт. | _ | _ | ||||
Количество дугоотводящих рогов (пар) | шт. | _ | _ | _ | _ | _ | |
Длина пути утечки изоляц. части | |||||||
Длина,а | мм | ||||||
Ширина,b | мм | ||||||
Высота,с | мм | ||||||
Воздушный зазор между разнопотенциальными частями,d | мм | _ | |||||
Воздушный зазор между дугогасительными рогами,е | мм | ||||||
Величины перекрытия встречных скользунов,f | мм | _ | |||||
Масса | кг | _ | _ | _ | |||
Номер позиции на рисунке 3.2.1 |
Рис. 3.2.3. Секционный изолятор постоянного тока СИ-2у:
Рис. 3.2.4. Секционный изолятор постоянного тока СИ-4:
|
|
Техническая характеристика (рис.3.3.5)
Рис. 3.2.6. Секционный изолятор переменного тока СИ-7:
Рис. 3.2.7. Секционный изолятор ВНИИЖТ1 для образования нейтральных вставок контактной сети на напряжение до 50 кВ при скорости прохода токоприемников до 250 км/ч:
Рис. 3.2.8.а. Секционные изоляторы с нейтральным элементом типа ШИЖТ2Б (а), и СИ-9 (б) для переменного тока:
Рис. 3.2.8.6. Секционные изоляторы: СИ-8-2 (а), СИ-9Н (б)
Технические данные (рис. 3.2.4; 3.2.6; 3.2.8б)
Тип изолятора | ||||
Назначение | СИ-4 | СИ-7 | СИ8-2 | СИ-9Н |
Назначение | Разделение секции | Разделение фаз и Образование нейтральных вставок | ||
Нормальное напряжение, кВ | 3,0 | 3,0 | ||
Материал изолирующих элементов | Стекло- пластик, брусок АГ-4С | Стеклопластик, стержень с фторопластовой трубкой | ||
19,6 | 19,6 | 19,6 | 19,6 | |
1 пара | — | — | — | |
Питание ЭПС (прерывное, непрерывное) | прерывное | |||
Допускаемая скорость, км/ч | 70,0 | 160,0 | 80,0 | 140,0 |
Габаритные размеры, мм | 1020× 120×450 | 6000× 280×140 | 3825× 280×140 | 10570×280×140 |
Масса, кг, общая | 17,0 | 17,0 | 18,0 | 34,0 |
1 погонного метра | 16,7 | 2,83 | 4,7 | 3,7 |
Рис. 3.2.9. Секционный изолятор типа ЦНИИ-7МА:
Рис. 3.2.10. Секционный изолятор типа ЦНИИ-12 для переменного тока (а), он же модернизированный (б) и усиленный (в):
Рис. 3.2.11. Трехпроводный секционный изолятор для контактной сети постоянного тока (а), переменного тока (б):
Рис. 3.2.12. Малогабаритный секционный изолятор конструкции В.Г. Крапивина (а), он же модернизированный Московской ж.д. (б):
|
|
Рис. 3.2.13. Секционный изолятор типа ИСМ-1М для переменного и постоянного тока:
Секционированные изоляторы контактной сети ИСМ-1М (рис.3.2.13)
Рис. 3.2.14. Секционный изолятор типа МСИ-11М-27,5 для переменного и постоянного тока:
Секционные изоляторы контактной сети МСИ-11М-27,5 (рис. 3.2.14)
Параметр | Секционные изоляторы | |
МСИ-11М-27,5 | МСИ-11М-3,3 | |
Напряжение в контактной сети, кВ | ||
Изолирующий элемент | ИСП-25;НСФТ-70/1 | НСФТ-70/0,6 |
Мокроразрядное напряжение, кВ | ||
Допустимая скорость прохода токоприёмника, км/ч | ||
Расстояние между дугогасящими рогами,мм | 135-145 | 60-70 |
Масса, кг | ||
Габаритные размеры, мм | 1880×500×300 | 1440×500×300 |
В последнее время разработаны новые конструктивные решения секционных изоляторов и освоено их серийное производство на Московском энергомеханическом заводе ГП ЦЭ МПС России: секционный изолятор марки ИС-2-80-3 для участков постоянного тока (рис. 3.2.15); марки ИС-1-80-25 (рис. 3.2.16), ИС-0-80-25/3 для участков переменного тока и станций стыкования (рис. 3.2.17). Основные технические данные названных секционных изоляторов приведены в табл. 3.2.7.
Техническая характеристика секционных изоляторов
|
Рис. 3.2.15. Секционные изоляторы постоянного тока типа ИС-2-80-3:
Рис. 3.2.16. Секционный изолятор переменного тока типа ИС-1-80-25:
Рис. 3.2.17. Секционный изолятор переменного тока типа ИС-0-80-25/3:
Секционные изоляторы для станций стыкования по техническим характеристикам должны удовлетворять требованиям контактной сети постоянного и переменного тока, особенностям секционирования контактной подвески.
В настоящее время нашли применение секционные изоляторы типа ИСМ-1М МСИ-ИМ, СИ-7, ЦНИИ-7МА, ИС-О-80-25/3, малогабаритный секционный изолятор конструкции В.Г. Крапивина и др.
ЗАО «МедСил» освоило производство секционных изоляторов замкнутой конструкции 2А-200-25, 8А-200-3, 12А-200-25, разработанных ВНИИЖТом и превосходящие имеющиеся аналоги по эффективности дугогашения и плавности прохода токоприемников. Секционные изоляторы отвечают требованиям нормативной и конструкторской документации, выдержали механические и электрические испытания, приняты для применения на сети электрифицированных железных дорог.
Длина пути утечки изолирующих элементов (скользунов) в секционных
На изолирующих элементах (скользунах) установлены комбинированные дугогасящие устройства, состоящие из рогового разрядника и расположенного последовательно с ним воздушного промежутка с дугоотводящими рогами, обеспечивающие гашение электрической дуги менее чем за 1 сек.
Установленный срок службы изоляторов составляет 20 лет.
Что такое секционный изолятор
ИЗОЛЯТОРЫ СЕКЦИОННЫЕ ДЛЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Общие технические условия
Section insulators for overhead contact system. General specifications
Дата введения 2018-04-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) и Акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 июля 2017 г. N 101-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1232-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34205-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2018 г.
5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55649-2013
7 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 3-2019)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
— для секционирования контактных подвесок с одним и двумя контактными проводами на железнодорожном транспорте общего пользования, участках движения электроподвижного состава (ЭПС) со скоростью не более 250 км/ч;
— образования нейтральных вставок (25/25 и 25/3 кВ);
— разделения фаз контактной сети переменного тока.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.610 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов
ГОСТ 9.307 (ИСО 1461-89, СТ СЭВ 4663-84) Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля
ГОСТ 15.309 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 434 Проволока прямоугольного сечения и шины медные для электротехнических целей. Технические условия
ГОСТ 1516.2 Электрооборудование и электроустановки переменного тока на напряжение 3 кВ и выше. Общие методы испытаний электрической прочности изоляции
ГОСТ 1583 Сплавы алюминиевые литейные. Технические условия
ГОСТ 2991 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия
ГОСТ 5582 Прокат тонколистовой коррозионно-стойкий, жаростойкий и жаропрочный. Технические условия
ГОСТ 7350 Сталь толстолистовая коррозионно-стойкая, жаростойкая и жаропрочная. Технические условия
ГОСТ 10390 Электрооборудование на напряжение свыше 3 кв. Методы испытаний внешней изоляции в загрязненном состоянии
ГОСТ 12393 Арматура контактной сети железной дороги линейная. Общие технические условия
ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 18620 Изделия электротехнические. Маркировка
ГОСТ 23216 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний
ГОСТ 27744 Изоляторы. Термины и определения
ГОСТ 28157-89 Пластмассы. Методы определения стойкости к горению
ГОСТ 28856 Изоляторы линейные подвесные стержневые полимерные. Общие технические условия
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ 27744, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 воздушный зазор в устье дугогасительных устройств: Минимальное расстояние между дугогасительными рогами изолятора.
3.2 воздушный промежуток между разнопотенциальными элементами секционного изолятора в поперечном направлении: Минимальное расстояние между частями секционного изолятора в поперечном направлении, имеющими разный потенциал.
3.3 дугогасительное устройство секционного изолятора: Устройство, содержащее два электрода в виде рогов, расположенных в вертикальной плоскости или под углом не более 15° на расстоянии друг от друга в зависимости от рабочего напряжения, и предназначенное для гашения электрической дуги при ее возникновении.
3.4 дугогасительные рога секционного изолятора: Электроды в виде рогов, предназначенные для обеспечения движения образовавшейся электрической дуги в определенном направлении и ее гашения в дугогасительном устройстве изолятора.
3.5 дугоотводящие рога секционного изолятора: Электроды в виде укороченных рогов, предназначенные для отведения электрической дуги от оконцевателей изолирующих скользунов и растягивания дуги между ними и токоприемником при ее возникновении между секционным изолятором и токоприемником.
3.6 дугостойкость изолирующего элемента, изолирующего скользуна: Способность изолирующего элемента, изолирующего скользуна выдерживать воздействие электрической дуги без ухудшения свойств.
3.7 изолирующий скользун секционного изолятора: Изолирующий элемент, обеспечивающий скольжение (проход) по нему полозов токоприемника, с касанием его изоляционной части.
3.8 изолирующий элемент секционного изолятора: Элемент, состоящий из изоляционной части и металлических оконцевателей, воспринимающий натяжение контактного провода и не допускающий скольжение (проход) по нему полозов токоприемника.
3.9 износостойкость изолирующего скользуна секционного изолятора: Способность изолирующего скользуна противостоять износу его поверхности контактными вставками полозов токоприемников ЭПС.
3.10 изоляционная часть изолирующего элемента, изолирующего скользуна: Часть изолирующего элемента, изолирующего скользуна, состоящая из электроизоляционного материала.
3.11 комбинированное дугогасительное устройство секционного изолятора: Устройство, состоящее из изолирующего участка с дугогасительными рогами и расположенного последовательно за ним изолирующего участка с дугоотводящими рогами, например с двумя изолирующими участками 400 и 500 мм соответственно.
3.12 металлический скользун секционного изолятора: Токопроводящий элемент секционного изолятора, обеспечивающий скольжение (проход) по нему полозов токоприемников и непрерывность токосъема.
3.13 погонная масса секционного изолятора: Масса погонного метра изолятора, определяемая как отношение полной массы изолятора в килограммах к его длине в метрах.
секционный изолятор контактной (железнодорожной) сети: Устройство, предназначенное для изоляции двух смежных секций контактной сети, обеспечивающее проход токоприемников железнодорожного электроподвижного состава с одной секции контактной сети на другую.
3.15 секционный изолятор замкнутой конструкции: Изолятор, обеспечивающий непрерывное, прямолинейное скольжение полозов токоприемника без ударов и отрывов.
3.16 трекинг-эрозионная стойкость изолирующего элемента, изолирующего скользуна: Стойкость изолирующего элемента, изолирующего скользуна к воздействию поверхностных частичных разрядов, имитирующих разряды в условиях естественного загрязнения.
4 Классификация, основные параметры и размеры
4.1 Тип изолятора определен его назначением, конструктивным исполнением, максимальной скоростью прохода по нему токоприемников ЭПС, напряжением в контактной сети, количеством контактных проводов в подвеске и их сечением.
В конструктивном исполнении изоляторы могут быть малогабаритными (М), замкнутой конструкции (З) для разделения фаз, систем тока и образования нейтральных вставок (Н). Схемы изоляторов приведены в приложении А.
4.2 Класс изолятора соответствует значению максимальной скорости прохода токоприемников ЭПС, допустимой для данного секционного изолятора: 250, 200, 160, 120 и 80 км/ч.
Погонная масса изоляторов не должна превышать 3, 5, 6, 7 и 9 кг/м для изоляторов классов 250, 200, 160, 120 и 80 км/ч соответственно.
4.3 Длина пути утечки изолирующих элементов, изолирующих скользунов изоляторов в зависимости от номинального напряжения в контактной сети должна быть не менее: