Что такое секуляризация чтения

Значение слова «секуляризация»

Что такое секуляризация чтения. Смотреть фото Что такое секуляризация чтения. Смотреть картинку Что такое секуляризация чтения. Картинка про Что такое секуляризация чтения. Фото Что такое секуляризация чтения

1. Обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация монастырских земель. Секуляризация церковного имущества.

2. Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. Секуляризация школьного преподавания.

3. Освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии. Секуляризация общественной жизни.

[От лат. saecularis — светский]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Секуляризация (история) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе секуляризация проводилась в XVI—XVII веках во время Реформации. Ещё более масштабная секуляризация в западной Европе (особенно во Франции, Италии и Германии) произошла после Французской буржуазной революции. В России в основном закончилась в XVIII веке.

Секуляризация (социология) — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).

СЕКУЛЯРИЗА’ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [от латин. secularis — светский] (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). С. школьного преподавания. || Конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., право). 2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. С. мысли, литературы.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

секуляриза́ция

1. обращение церковной или монастырской собственности в светскую ◆ Екатерина II провела обширную секуляризацию монастырских имений.

2. изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению ◆ С начала XIX века происходила секуляризация европейской системы образования.

3. истор. в Западной Европе — осуществляемый с разрешения церкви переход духовного лица в светское состояние с освобождением от церковной должности и утратой соответствующих прав

4. истор. освобождение от религиозного влияния в общественной деятельности, культуре, искусстве ◆ Секуляризация культурной жизни в городах Италии была связана с возродившимся интересом к античности.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое секуляризация чтения. Смотреть фото Что такое секуляризация чтения. Смотреть картинку Что такое секуляризация чтения. Картинка про Что такое секуляризация чтения. Фото Что такое секуляризация чтенияПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова библиограф (существительное):

Источник

Секуляризация — что это такое, суть и смысл процесса.

Секуляризация (Secularization) – это процесс перехода культуры от религиозных ценностей, к светским (нерелигиозным) взаимоотношениям. В социологии, данный термин используют для описания тех обществ, которые постоянно модернизируются и начинают отходить от религии как руководящего принципа. Сам термин «СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ» происходит от латинского слова «saecularis», что буквально переводится как: светский или мирской.

Что такое Секуляризация – определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Секуляризация – это процесс при котором общество в процессе своей жизнедеятельности руководствуется светскими нормами и законами, а не религиозными взглядами и догматами. При этом, различные религиозные деятели и церкви как таковые, теряют свое влияние на общество.

Что такое секуляризация чтения. Смотреть фото Что такое секуляризация чтения. Смотреть картинку Что такое секуляризация чтения. Картинка про Что такое секуляризация чтения. Фото Что такое секуляризация чтения

Следует отметить, что термин «Секуляризация», не имеет четкого и однозначного определения, так как с течением времени оно довольно часто видоизменялось и приобретало новые смыслы. Тем не менее сейчас чаще всего термин используют в следующих контекстах:

Процесс и политика секуляризации.

Говоря о политике секуляризации, в первую очередь следует отметить, что это достаточно горячая тема для обсуждения во всем мире. Дело в том, что даже несмотря на весомую убедительность социологической теории секуляризации, далеко не все страны готовы внедрять или содействовать данному процессу.

Теория секуляризации гласит, что с развитием человеческого интеллекта, науки и технологий, религии становятся устаревшими и пустыми. По сути, они теряют свое социальное значение и не должны влиять на жизнь светского общества.

Так к примеру, многие мусульманские страны полностью отказываются от политики секуляризации, и выстраивают исключительно религиозные общества. Стоит отметить, что это не всегда вредит развитию самого государства. В качестве примера, можно привести Саудовскую Аравию, которая показывает довольно высокий уровень жизни и развития в целом. Тем не менее подобных государств с развитой экономикой не так уж и много, что по сути подтверждает смысл теории.

Что касается немусульманского мира, то тут процесс секуляризации развивается достаточно стремительно. Влияние религии во многих странах постепенно снижается, уступая место науке, светской морали, и установленным в обществе законам. Естественно, что прямого давления или искоренения религиозных институтов не происходит, но идет четкое разграничение между духовной и общественной жизнью.

Что такое секуляризация чтения. Смотреть фото Что такое секуляризация чтения. Смотреть картинку Что такое секуляризация чтения. Картинка про Что такое секуляризация чтения. Фото Что такое секуляризация чтения

Процесс секуляризации выражается в следующих действиях:

Что такое секуляризация чтения. Смотреть фото Что такое секуляризация чтения. Смотреть картинку Что такое секуляризация чтения. Картинка про Что такое секуляризация чтения. Фото Что такое секуляризация чтения

В итоге можно сказать, что секуляризация – это достаточно полезный процесс для современного общества. Особенно, это заметно в тех государствах, где присутствует множество религиозных течений. Дело в том, что если государство и религия не соприкасаются, а общество живет исключительно по светским законам, то и конфликтов на религиозной почве становится гораздо меньше. В свою очередь, это положительно сказывается на всех аспектах жизнедеятельности и развития государства в целом.

Источник

Секуляризация

За последние несколько столетий, и особенно несколько десятилетий, европейское общество стало все более секуляризованным, что означает, что религия играет менее заметную роль. Этот сдвиг представляет собой драматическое культурное изменение, последствия которого до сих пор широко обсуждаются.

Секуляризация (позднелат. saecularis — мирской, светский, от лат. saeculum — век) — это культурный переход, при котором религиозные ценности постепенно заменяются нерелигиозными. В процессе этого церковные лидеры теряют свой авторитет и влияние на общество. В области социологии этот термин используется для описания обществ, которые стали или становятся модернизированными — это означает, что особенности общества, такие как правительство, экономика и школы, более отчетливы или менее подвержены влиянию религии.

Отдельные люди все еще могут исповедовать религию, но на индивидуальной основе. Решения по духовным вопросам имеют личную, семейную или культурную основу, но сама религия не оказывает большого влияния на общество в целом.

Что такое секуляризация чтения. Смотреть фото Что такое секуляризация чтения. Смотреть картинку Что такое секуляризация чтения. Картинка про Что такое секуляризация чтения. Фото Что такое секуляризация чтения

В Соединенных Штатах, например, существуют движения, направленные на исключение религии из повседневной жизни, финансируемой правительством, такие как школьная молитва и религиозные мероприятия в государственных школах. Еще одно свидетельство секуляризации можно увидеть в законах, отменяющих запреты на однополые браки. В то время как остальная Европа приняла секуляризацию относительно рано, Великобритания была одной из последних, кто адаптировался. В 1960-е годы страна пережила культурную революцию, которая изменила взгляды людей на женские проблемы, гражданские права и религию.

В отличие от США, Великобритании и большей части Европы, Саудовская Аравия является примером страны, которая не пережила секуляризации. Почти все саудовцы идентифицируют себя как мусульмане. Хотя есть некоторые христиане, они в основном иностранцы, и им не разрешается открыто исповедовать свою веру. Атеизм и агностицизм запрещены, и такое отступничество карается смертью.

Из-за строгого отношения к религии законы, обычаи и нормы Саудовской Аравии тесно связаны с исламским правом и учениями. В стране есть религиозная полиция, известная как мутауин, которая бродит по улицам, соблюдая религиозные законы, касающиеся дресс-кода, молитвы и разделения мужчин и женщин. Повседневная жизнь в Саудовской Аравии строится вокруг религиозных ритуалов. Предприятия закрываются несколько раз в день на 30 минут и более, чтобы можно было помолиться. В школах около половины учебного дня посвящено преподаванию религиозного материала. Почти все книги, изданные в стране, являются религиозными.

Секуляризация становится все более актуальной темой по мере того, как все больше стран модернизируются и переходят от религиозных ценностей к светским. В то время как многие страны по-прежнему сосредоточены на религии и религиозном праве, со всего мира, особенно со стороны Соединенных Штатов и их союзников, усиливается давление на страны с целью секуляризации. Тем не менее, некоторые регионы действительно стали более религиозными, включая некоторые части Африки и Азии.

Источник

Транслит

секуляризация литературы

« previous entry | next entry »
Mar. 25th, 2013 | 03:02 pm

«Почему история литературы характеризуется невозможностью ее научного определения?». В книге «Немая речь» Рансьер пытается пересмотреть историю литературы, стремясь понять, почему мы больше не можем ставить вопрос как раньше.

Нарратив модернизма внушает нам, что литература органически развивалась из «изящной словесности», постепенно становясь все более значимой, но при этом не изменяя основополагающим принципам своей поэтики. Другой нарратив модернизма противопоставляет ограниченность классически нормативной репрезентации автономии модернистской поэтики. В таком изложении современность представляет собой разрыв с классическим искусством, освобождение выразительных средств и самого языка (внутри которого творится и политическое освобождение).

Рансьер исследует переход от «изящной словесности» к «литературе» в эпоху Французской революции. Он объясняет, что именно в это бурное время произошла революция в эстетике, «достаточно медленная, чтобы быть замеченной». Если большинство исследователей литературы просто указывают на то, что выражение «изящная словесность» было вытеснено словом «литература», Рансьер настаивает на том, что радикально поменялось все. Писатели и философы того времени не просто отстаивали критерии, по которым нужно оценивать произведения словесности, они «перевернули отношения между искусством, языком и обществом, вдоль которых и выстраивался литературный универсум».

деятели модернизма заявляли, что литература — радикальный опыт мышления и языка, «обращались (…) к традиции негативной теологии, заставляя литературу свидетельствовать о своей собственной невозможности, точно так же как негативная теология занята тем, что указывает на неизъяснимость божественных свойств». Другие считали, что искусство — продукт общества в данный исторический момент, и по значимости оно мало чем отличается от идеологических явлений (таких, как религия с традиционной марксистской точки зрения). Рансьер не вмешивается в эту дискуссию: с его точки зрения, противопоставление хранителей искусства и его разоблачителей — мнимое. «Совсем не стоит противопоставлять иллюзию тех, кто верил в абсолютность искусства, мудрости тех, кто понимал социальные предпосылки его производства». Поэтому вместо того, чтобы взвешивать аргументы, должна или нет литература быть секулярной формой священного, нужно исследовать, почему вообще мы ставим вопрос о литературе в этих терминах.

Что такое секуляризация чтения. Смотреть фото Что такое секуляризация чтения. Смотреть картинку Что такое секуляризация чтения. Картинка про Что такое секуляризация чтения. Фото Что такое секуляризация чтения

Вольтер понимал литературу как форму знания (или же работы вкуса, истории или критики): можно быть «знатоком» изящной словесности. Бланшо, напротив, утверждал, что литературное произведение — «обширное место пребывания тишины». Вольтер говорит о форме языка, а Бланшо имеет в виду «радикальный опыт языка, обреченного на производство тишины». Зазор между этими двумя пониманиями литературы и языка может быть преодолен только при тщательном рассмотрении тех сдвигов в поэтике, которые и породили столь разные понимания литературы.

Поэтика репрезентации, свойственная «изящной словесности», требовала, чтобы каждому персонажу соответствовала подходящая ему речь («принцип уместности», decorum) и чтобы каждой теме соответствовал характерный жанр. Новая поэтика выразительности перевернула эти принципы и объявила, что а) поэзия — специфическая форма существования языка, и потому язык ничего не говорит о персонаже, и б) форма может стать оболочкой для любого предмета, и потому тема и жанр никак не связаны.

Роман противопоставляет не только два принципа поэтики, но и два взгляда на письмо. «Один взгляд на письмо — что Слово свидетельствует о силе воплощения, присутствующей в поэзии, людях и камне; другой взгляд — что письмо есть буква, лишенная тела, простая расписка в получении истины, и потому доступна любому употреблению и любому говорящему».

Искусство, в отличие от философии, необходимо имеет чувственную форму: истина становится плотью. Второе видение восходит к Платону, письмо, как говорится в «Федре», «забывает о своем происхождении и безразлично к своим слушателям», это «речь, говорящая сама по себе». Противоречие проходит здесь между радикальной ситуативностью письма как события воплощения и его грубейшей дислокацией как сиротливой бесприютности.

«Литература — система возможностей, увязывающая необходимость языка с безразличием к тому, о чем говорит язык, равно как увязывающая величие порожденного живым умом письма с демократией голой буквы».

Источник

Петровский секуляризм и зарождение светской культуры

Лекция седьмая

2. Программа Петра I. Петр I делает все, чтобы отделиться от прошлого, разорвать путы старомосковских отношений и утвердить новые формы жизни, новое светское культуротворчество. Его программа созрела в основных чертах еще во время Великого посольства на Запад (1697-1698), когда он побывал в Германии, Голландии, Англии, встречался с видными европейскими учеными и философами, в числе которых были Лейбниц и Ньютон.

3. Секуляристские реформы. Петр I и сам верил в великое предназначение России и всячески заботился о ее возвышении. В первую очередь он взялся за расцерковление гражданской жизни. Хотя Петр I понимал, насколько важна религия в общении с массами, его бесконечно возмущало засилье духовенства в общественной и государственной жизни. Секуляризационная деятельность Петра I разворачивалась в разных направлениях. Первой открытой демонстрацией разрыва со стариной явился перенос по указу от 20 декабря 1699 г. начала года с 1 сентября на 1 января.

Зная несколько европейских языков, царь сам следил за качеством переводов: «Книгу о фортификации, которую вы перевели, мы прочли: разговоры зело хорошо и внятно переведены; но как фортификацию делать, то зело темно и непонятно переведено, также в табели мера не именована, который лист, переправя, вклеили в книгу, а старый, вырезав, при том же посылаем, где сами увидите погрешение или невнятность.

Все это приводит к быстрой перемене образа дворянства,
отходу его от традиций православия и церковности.

Вот перечень табельных праздников на 1724 г.:

«Табельные дни» отмечались торжественными церковными богослужениями, что приучало общество к мысли о превосходстве монархии.

7. Философские взгляды Татищева. Культурно-историческим обоснованием идеологии русского европеизма стала теория «всемирного умопросвящения» В. Н. Татищева (1686-1750), одного из видных сподвижников Петра I.

Татищев выделял три этапа в развитии человеческой духовности и познания:

В древности, на его взгляд, все народы пребывали в глубочайшей темноте и невежестве. Но вот, «около или прежде Авраамовых лет», явились люди, которые изобрели письмена и создали законы, дабы усовершенствовать обычаи своих соплеменников: «на Востоке, в Персии и Индии Зароастер был первейший, в Египте Осирис, в Греции Минус, в Риме Янус, или Нумо Помпилиус». Им позднее подражали многие философы и богословы.

На втором этапе, с пришествием Христа, начинает распространяться «просвещение не токмо духовное. но и моральное». Однако скоро «многия от Христианских учитилей» отступают от евангельской истины, «чрез что и в просвящении ума такое препятствие явилось и от страстей в христианех науки стали оскудевать, что едва не повсюду науки нуждные человеку погибли».

Открытие книгопечатания привело к повсеместному утверждению грамотности и возродило интерес к наукам и философии. На первый взгляд, замечает Татищев, это расходится с учением Христа. Всем известно, что «Господь наш Иисус Христос, его ученики и апостоли и от них святые отцы противо премудрости и филозофии говорили». Но тут «надобно разуметь, о какой премудрости и филозофии они говорили, а не просто за слова хвататься». Ведь, скажем, не пища сама по себе вредна, а объедение, и не вино греховно, а пьянство.

«Истинная» философия, согласно Татищеву, движет науками и просвещением. Сами науки он разделял на пять групп:

К нужным относятся «речение» (т. е., собственно, знание языков), «домоводство» (экономика), медицина, этика, право, логика и богословие. От них зависит покой и благополучие человека.

Полезные науки суть грамматика, риторика, история, ботаника, физика, химия.

К ним примыкают щегольские, или увеселяющие науки: поэзия, музыка, танцы, вольтежирование (конная езда), живопись.

Что касается любопытных, но совершенно тщетных наук, то это астрология, физиогномика, алхимия; людям следует воздерживаться от их изучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *