Что такое сельская школа
Сельские школы
Классификация сельских школ России
По числу учащихся начальные школы классифицируются следующим образом: [1]
По числу учащихся основные школы классифицируются следующим образом:
По числу учащихся основные (полные) школы классифицируются следующим образом:
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Сельские школы» в других словарях:
Сельские школы малокомплектные — Малокомплектными сельскими школами и рассматриваемыми в качестве таковых муниципальными общеобразовательными учреждениями считаются образовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, как правило … Официальная терминология
Школы сельскохозяйственные — I задаются целью снабдить сельскохозяйственное производство сведущими и сознательными руководителями. Потребность в подобной Ш. стала ощущаться с тех пор, как сложившиеся веками приемы хозяйства перестали удовлетворять запросам нового времени и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сельские институты — … Википедия
сельские поселения — 3.22 сельские поселения: Села, центры наслегов, производственные участки, заимки и т.д. Источник: ТСН 31 328 2004: Общеобразовательные школы. Республика Саха (Якутия) … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ТСН 31-328-2004: Общеобразовательные школы. Республика Саха (Якутия) — Терминология ТСН 31 328 2004: Общеобразовательные школы. Республика Саха (Якутия): 3.14 автономная школа: Школа с равным числом параллелей классов по всем возрастным группам. Определения термина из разных документов: автономная школа: Школа 3.18… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Киселёвские школы — («Киселёвские» школы,) сельские приходские училища в России, создававшиеся по инициативе министра государственных имуществ П. Д. Киселёва в селениях государственных крестьян. Улучшение крестьянского хозяйства Киселев неразрывно связывал с … Большая советская энциклопедия
Воскресные школы — в дореволюционной России общеобразовательные школы для взрослых (рабочих, крестьян, ремесленников, служащих), занятия в которых проводились по воскресным дням. Возникли в середине 19 в. по инициативе передовой интеллигенции, главным… … Большая советская энциклопедия
«Киселёвские школы» — КИСЕЛЁВСКИЕ ШКОЛЫ приходские уч ща, созд. по инициативе мин. гос. имущества П. Д. Киселева в селах гос. крестьян (1842). В школы поступали дети 8 лет (в т. ч. девочки). Школы открывались в центр. селе каждой волости и содержались за счет доп.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Начальное народное образование — I Содержание: I. Начальное народное образование вообще. II. Начальное народное образование за границей: Австро Венгрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Финляндия* — Содержание: I. Физический очерк. II. Население. III. Экономический обзор. IV. Финансы. V. Управление и судоустройство. VI. Финские войска и воинская повинность. VII. Образование. VIII. Наука, искусство, печать и общественная жизнь. IX. Церковь. X … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
О сельской школе замолвите слово
Сельские школы… Как много их было в России! Из них вышло не одно поколение людей, сделавших нашу страну красивой, богатой и сильной. Но школы эти буквально тают на наших глазах, безвозвратно унося свой неповторимый мир, свою историю, свою культуру, национальную народную культуру.
Старушка школа на пригорке
Ветха, сера, как все село.
Опять меня в её каморки
Попутным ветром занесло.
Она как будто стала ниже,
Ушла под лиственную сень,
Но те, же голуби на крыше
И та ж под окнами сирень.
Я помню, в лютые метели
Гуляли в школе ветерки,
И все мы в валенках сидели
Шарфы носили и платки.
Светил в потемках поначалу
Нам керосиновый огонь,
А в клубе песни распевала
Одна осипшая гармонь.
Но всё свои держало грани,
Всё совершалось под звонок.
Мы лишь в союзе дум и знаний
Давали каждый свой урок.
С трудом держа гнилую планку
Политехнических основ,
Детей мы звали спозаранку
К баранкам ржавых тракторов.
Учили их в степи привольной
С колхозной нивою дружить
И всех по книжной ниве школьной
Вели упорно сквозь межи.
Они ж внимали всем заветам
С доверьем сельской простаты
И до сих пор живым приветом
Приходят к нам из суеты.
Я вспомню эти были,
Чтоб ими душу отвести.
Мы хоть и в валенках ходили,
Но шли по верному пути.
Детства нашего храм.
Ты дорогу по жизни
Открывала всем нам.
Сколько лет над тобой пролетело,
И состарились стены твои.
Но всегда в твоих классах сияли
Детских глаз озорные огни.
И пусть ты не из камня,
Как в больших городах,
Но тепло не иссякнет
В твоих окнах – глазах.
Педагогов прекрасных и добрых
Сколько видели стены твои.
Жаль, что мы не всегда признавались
Им в ребяческой нашей любви.
Ты всё помнишь о каждом,
Кто учился в тебе.
Ты осталась навечно
В каждой нашей судьбе.
Никогда не забудем мы, школа,
Деревянные стены твои!
И за всё, чему нас научила,
Ты прими наш поклон до земли.
А. Криволапенко
Сельская школа
Сегодня в школе тишина,
Давно молчит звонок,
Не слышно шума из окна,
Не тянется урок.
Закрыты классы – мирно спят,
Пустует коридор,
А во дворе три ряда парт –
Дрова в большой костёр.
Скупой архив – три ряда парт
В потёках от чернил.
На этой Петька – Бонапарт
План боя начертил.
На той – учителя портрет
(Какой же был скандал),
А это вот от бритвы след –
Влад сердце вырезал.
На пятой парте снизу вверх:
Наташка плюс Барбос,
Чтоб та Наташка выше всех
Не задирала нос.
А ниже, там, где был пенал,
Из формул целый лес,
Я их неделю рисовал:
Про скорость, площадь, вес…
Закрыта школа. Поутру
Автобус ходит в центр.
Туда он возит детвору,
Мотает метр на метр.
А школа сельская, увы,
По пояс в ковыле,
Шныряют куры средь травы,
Копаются в золе.
Зияют окна пустотой,
В костре горит ответ,
Он очень сложный и простой:
Рентабельности нет.
Елена Тиллоева
9 причин, почему сельские школы могут быть даже лучше городских
Нередко родители в своём желании дать ребёнку хорошее образование переезжают в более крупный населённый пункт. Деревенские едут в райцентры, из райцентра — в областной город, из областных городов — в столицы. Людей, которые переезжают в мегаполисы ради хороших школ и кружков, чтобы больше работать и меньше спать, очень много. Но так ли много выигрывают их дети? Анастасия Миронова предлагает не спешить с переездом и оценить все плюсы и минусы школы в глуши.
1. В маленькой школе маленькие классы
Чем меньше населённый пункт, тем меньше школьные классы. В сёлах и маленьких городках встречаются старшие классы, в которых учатся от трёх до пяти человек, а то и один. С этими классами учителя работают, как с любыми другими.
Для сравнения: в мегаполисах, вопреки существующим СанПиНам, в классах может быть 35-38 человек
Да, в провинции, а тем более в деревне учителя не всегда современные, эрудированные и открытые новому. Чаще это полные женщины в блузке с пионами, с перманентной завивкой на голове и с разбитыми огородом руками. Но не факт, что такая учительница хуже научит математике своих двоих учеников, чем современная и прогрессивная молодая городская её коллега, у которой нагрузка — две параллели по шесть классов с 35 учениками в каждом.
2. На селе более гибкое обучение
Другой плюс такой школы — отдалённость от контролирующих органов. Звучит странно, ведь в XXI веке бюрократия стала электронной. Однако в России удалённость от центра всегда становится поводом расслабиться. Для школы в деревне или маленьком городке это означает, что учитель может больше экспериментировать. И что, в конце концов, он меньше загружен бумажной работой. Я живу в деревне и знаю, что в школах в округе дети смотрят кино, в том числе артхаус, сдают экзамены в форме спектакля, а на уроках биологии ходят в лес.
3. Дети много занимаются вне школы
В деревне или маленьком городе классы более мобильные. Если в Москве в парк нужно порой вывозить детей на автобусе, а на пикник ехать за 50 километров, то в деревне освоение окружающего пространства проходит проще. Я вижу, что в нашей школе в соседнем посёлке дети часто занимаются в парке, на лыжах катаются не только на пятачке возле школы, но и на окраине посёлка, где можно оборудовать хорошую лыжню. А на берегу реки устраивают школьные пленэры.
4. Деревенский школьник больше спит
Если дети городские и те, кто живёт на селе и ходит в местную школу, спят примерно одинаково, то те же деревенские школьники или дети из райцентров, которых возят на занятия в крупные населённые пункты, недосыпают. В нашей деревне есть такие примеры: ученики местной школы просыпаются в 7.45, из дома выходят в 8.15-8.20. Дети, которых возят в школу в райцентр за 40 километров, выезжают из дома в 7.20. То есть они спят на час меньше. И на час меньше играют (читают, рисуют, занимаются) — это время у них съедает обратная дорога.
5. На селе или в райцентре дорога до школы безопасней
Это вопрос важный. Ребёнок сельский по пути в школу порой не переходит вообще ни одной автомобильной дороги. Или идёт по грунтовке, где медленно ездят. То же самое в райцентрах — там нет широкополосных дорог. Шанс быть задавленным минимальный. Даже если ваш ребёнок живёт в деревне и пользуется развозкой до поселковой школы, едет автобус по просёлочным дорогам, а там совсем низкие скорости. А вот дети, которых возят в школы в райцентр, или городские школьники, чьи родители выбрали лучшую гимназию в центре, каждый день рискуют попасть в аварию. Безопасно на селе и с точки зрения криминала. Деревенский ребёнок ходит в школу, как правило, недалеко и среди знакомых ему соседей.
В деревнях и маленьких городах, где все друг друга знают, детям сложно стать жертвой случайного уличного преступления — структура преступности там другая
Кроме того, даже если с вашим ребёнком по дороге что-то случится (подвернёт ногу, например), вам тут же сообщат об этом соседи, а ребёнка заберут в первый же дом, где окажут помощь.
Самая большая опасность для сельского школьника — собаки. Но в деревнях и сёлах такого понятия, как бездомные псы, почти нет. Там есть собаки двух видов: цепные и сорвавшиеся с цепей. И эти собаки местных жителей более или менее хорошо знают. Стайных собак можно встретить только в крупных посёлках, а в деревнях, особенно малонаселённых, люди прекрасно с бродячими животными борются. А вот в городах за пределами Москвы и Петербурга настоящих бродящих собак очень много. Чем дольше идти ребёнку до школы, тем выше шанс быть покусанным.
6. В провинции учитель больше знает о проблемах учеников (в том числе семейных)
Преимущество, на первый взгляд, сомнительное. Зато в сельской школе невозможны ситуации, когда ребёнок возвращается с похорон, а учитель отчитывает за прогул. Когда мать сильно заболела, дети заняты работой по дому, а в школе их вызывают на ковёр и ставят двойку за не вовремя сданный гербарий. Бывает, что деревенские нрав и любопытство становятся даже у учителей бестактными, но поле для обидных и неуместных ситуаций узкое.
Учитель всегда знает, что происходит в семье ученика. Знает, когда чьи-то родители сидят без работы, знает, что дети не могут купить тетради и даже оплатить обеды
7. В сельской школе меньше травли
Когда все друг друга знают, обижать безнаказанно не получается. Чем меньше населённый пункт и меньше школа, тем меньше в школе травли. Потому что каждый в такой школе друг другу сосед, родственник или друг соседа. К тому же в деревнях детей мало, все они — партнёры по играм, поэтому до старших классов дети в каком-то смысле ценят приятелей, ведь выбор для общения у них не так велик.
Если в городе учитель может годами вообще не знать о конфликте в классе (ведь дети часто дерутся вне школы, вероятность встретиться там с учителем небольшая), то в деревне учитель всегда обо всем знает, потому что дети гуляют на виду. Даже если не увидел драку учитель — увидели соседи. В любом случае о каждом инциденте на следующее утро будет знать вся школа. И, конечно, родители — их учитель обязательно встретит у магазина или не поленится сходить домой, ведь идти два шага.
8. Переезд в мегаполис часто приводит к ухудшению жилищных условий ребёнка
Жил себе ребёнок в селе, в собственном, пусть даже и неказистом доме. А может, он жил в двухэтажном благоустроенном доме в райцентре или на окраине посёлка. У него, возможно, даже была своя комната, своё рабочее место. И вот семья переезжает в большой город или даже в Москву. Родители в первые годы много работают, с большой вероятностью — на не самых привлекательных позициях. Снимают 1-комнатную квартиру, а то и комнату. У ребёнка после переезда в город нет не только своей комнаты, но и своего стола. Уроки он делает на кухне, читает — в перерывах между телепередачами. Просыпается вместе с родителями, которые выходя из дома гораздо раньше, чтобы через полгорода добраться на работу. Даже если ребёнок пристроен в гимназию, его успехи может съесть одно лишь ухудшение жилищных условий.
9. В провинции у родителей больше свободного времени
Это хоть и последний, но, возможно, самый важный плюс для семьи, которая решает не переезжать в большой город из-за учёбы ребёнка. В селе или в райцентрах люди много не работают, там нет супержёсткой конкуренции за высококвалифицированные места, там нет многочасовых изматывающих дорог до работы и обратно. Сельский родитель дольше времени находится дома. И если у него действительно есть желание дать ребёнку хорошее образование и воспитание, он может это сделать.
Самым неожиданным открытием для семей, которые ради школы уезжают из глубинки в большой город, становится нехватка свободного времени. Например, попадая в чужую среду, да ещё, как правило, без собственного жилья, люди вынуждены много работать. Они рано встают, а с работы возвращаются поздно.
В итоге ребёнок, которого планировали готовить к поступлению в московский вуз, предоставлен сам себе. Каждый ли школьник сможет организовать своё время с пользой для учёбы? Вряд ли
Маленькую школу в глуши ценностью, конечно, едва ли назовёшь, и людей, которые переехали бы в село ради сельского образования, наверное, не существует. Но сельская школа в наши дни не настолько страшна, чтобы прятаться от неё в мегаполисах. Интернет сейчас есть во всех деревнях и абсолютно во всех школах. Мы не в 1990-х, когда в деревенской библиотеке из всех книг было только пять экземпляров «Гранатового браслета» и букварь. Доступ к информации у городских и сельских школьников равный. Если вы не можете уехать в Москву, Петербург или город-миллионник без радикальной потери в качестве жизни, если не можете не работать в городе допоздна, подумайте, стоит ли ехать туда только ради образования? А если вы мигрирует из-за своих интересов, подумайте о ребёнке — не факт, что в городе он не просядет в успеваемости. Ведь сама по себе городская школа гарантии качества не даёт. Скорее, наоборот: у ребёнка, который учится в классе из 35 человек, мало спит, дерётся с одноклассниками, почти не видится с родителями и у него нет в квартире отдельного места, шансов на успех немного.
Статья на тему «Сельская школа»
Сельская школа: проблемы и перспективы.
учитель физики и математики
первой квалификационной категории.
В настоящее время нет официального однозначного определения понятия «сельская школа»: в частности, оно отсутствует в СЭС, в словаре Ожегова С.И. и других справочниках.
Анализируя публикации по проблемам сельской школы, нам удалось установить, что смысловое значение понятия «сельская школа» является понятием собирательным. Наиболее точно, на мой взгляд, оно представлено доктором педагогических наук Н.Л. Селивановой: «Сельская школа – это совокупность различных видов и типов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, стремящихся удовлетворить образовательные потребности детей и выполняющих специфические задачи общеобразовательной и трудовой подготовки школьников, а также социально – педагогические функции». Других определений сельской школы, более точных и полных, мной не выявлено.
В связи с тем, что нет чёткого и однозначного определения понятия «сельская школа», оно не прописано в современной педагогической и справочной литературе, то данный термин мы будем использовать в следующем смысловом значении: «сельская школа – это общеобразовательная школа в сельской местности с полным комплектом классов, включая параллели, с малым количеством учащихся (менее 20 учащихся) во всех или отдельных классах».
В современном нам обществе сельская школа продолжает играть не менее важную роль в системе образования, в общественной и производственной жизни деревни. Следует отметить, что в настоящий момент школа, по-прежнему, не только играет роль селообразующего фактора ( «Нет школы- вскоре не будет села» ), но и становится социокультурным центром села.
Являясь динамичной образовательной структурой социальной среды, сельская школа обеспечивает обучение и воспитание, адекватное потребностям социума, а значит и потребностям сельскохозяйственного производства, социальной сферы, семьи, личности.
Кроме того, сельская школа компенсирует недостатки воспитания в дошкольный период, выполняя культурообразующую функцию, т.к сельские дети в большинстве своем не имеют дома условий, необходимых для успешного обучения. Сельские родители более уважительно относятся к школе, чем городские, понимая миссию сельского учителя в деле воспитания и развития ребенка, осознавая его превосходство как профессионала в своем деле.
Каждая школа- это определенное единство общего, особенного и единичного. По мнению М.П. Гурьяновой, «…не только общество в целом (его экономика, политика, социальная культура), но и своеобразие мезосреды( культурно-историческое наследие края, его природа, климат, традиции хозяйственной и социальной жизни), особенности микросреды( учитель, атмосфера, характер взаимоотношений, культ книги, стремление к творчеству, созиданию, познанию)- все это оказывает значительное влияние на развитие личности, формирование ее духовного мира». В гораздо больей мере, на мой взгляд это относится к сельской школе.
Таким образом, я могу заключить, что сельская школа играет большую роль в жизни индивида, семьи, сельского сообщества. Она выполняет не только образовательные, но и экономические, социальные, культурные и нравственные функции.
Качественными характеристиками сельской школы, определяющими ее устойчивость и уникальность, с одной стороны, а с другой- обусловливающими ее внутреннего противоречивость, трудность разрешение ее проблем, я считаю:
недоукомплектованность педагогическими кадрами
безальтернативное образовательное пространство
самобытность и самодостаточность.
Так недостаточное число учеников в классе, с одной стороны, порождает психологическую монотонность, которую необходимо избегать, а с другой стороны, малочисленность позволяет учителю сельской школы проектировать характер, поведение, развитие каждого ученика через обеспечение доверия, взаимопонимания, постоянное утверждение возможностей и достоинств ученика.
Учитель располагает возможностью установить, к какой психофизической группе по степени уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения относится каждый ученик. После изучения особенностей развития, уровня знаний, умений и навыков, своеобразных черт характера ученика, его интересов и склонностей учителю легче наметить главные направления индивидуальной работы с ним.
Поскольку в малом коллективе слабее выражены группового взаимодействия (подражания, внушения), учителю легче поддерживать учебную дисциплину, руководить образовательным процессом. В данном случае возникают доверительные отношения учителя с учащимися, что раскрепощает учеников, создаёт условия для самовыражения, помогает реализовать отношения партнёрства и заинтересованности.
Недоукомплектованность сельских школ кадрами, текучесть молодых специалистов всегда были самым уязвимым местом сельской школы.
С одной стороны, это свидетельствует о сложных условиях работы в сельской местности, с другой – указывает на интегративный характер деятельности педагога и требует разработки соответствующих образовательных программ. Я считаю, что в настоящий момент необходима профессиональная подготовка для сельской школы по смежным дисциплинам и психологический курс по работе в малых группах с интегративной наполняемостью (возраст, способности, физическое здоровье).
Специфичность сельской школы заключается и в том, что в деревне отношение к школьному обучению у жителей двойственное: с одной стороны, усвоение школьных знаний понимается как внешняя, полезная в социальных измерениях, необходимость, но с другой стороны – постоянно подчёркивается их неприменимость или даже бесполезность в реальной жизни.
Своеобразно и положение учителя в сельской местности. В зависимости от отношения родителей к учителю складываются и отношения меду учениками и учителем. Индивидуальный стиль жизни учителя на селе более значим, чем в городе.
Особенности образовательного процесса в сельской школе выделяют ряд психолого – педагогических требований к личности педагога сельской школы, которые определяют успех его деятельности. Мониторинг, проведённый среди учителей моей школы, показал, что ведущую роль играют коммуникативные свойства личности учителя, проявляющиеся в умении видеть, укреплять и развивать в ученике индивидуальные возможности и достоинства.
По мнению опрошенных, специфика педагогического труда учителя сельской школы складывается из:
отсутствия параллельных классов,
совмещения преподавания ряда предметов, по которым у педагога нередко отсутствуют достаточные профессиональные знания,
необходимости обладания достаточным уровнем компетентности в проблемах сельского образа жизни, включая знание региональных особенностей труда, быта, досуга, обычаев, традиций.
Стихийная интегративность – это, на мой взгляд, специфическая характеристика сельской школы, которая позволяет совместно обучаться и здоровым, нормально развитым детям, и тем, кто имеет отклонения в умственном и физическом развитии, и детям – инвалидам. Такое положение вещей в городских условиях обучения является спорным (как следствие – классы с углубленным изучением отдельных предметов и классы коррекции). В условиях сельской школы таких возможностей нет по причине малочисленности. Единственным выходом из данной ситуации, на мой взгляд, является организация обучения в сельской школе с учётом идей личностно – ориентированного обучения.
Школа на селе, является безальтернативным образовательным учреждением. Ученик привязан к конкретной школе, что обуславливает зависимость уровня развития ребёнка от существующих обстоятельств, а это, в свою очередь, зачастую лишает его возможностей дополнительного образования. В этом сейчас большую помощь оказывает дистанционное образования. Возможности интернета безграничны.
Сельская школа в современных условиях становится базовым институтом допрофессиональной сельскохозяйственной подготовки.
Всё множество проблем, определяющих развитие сельской школы на современном этапе, может быть сведено в четыре группы: экономические, демографические, структурные (социальные, социально – поселенческие, управленческие, организационные и т.д.) и педагогические. Каждое из выделенных направлений характеризуется своим набором показателей. Меня, в большей степени, интересует собственно педагогические проблемы.
Сельская школа, её педагогические проблемы, всегда были в центре внимания многих учёных, педагогов. Различные аспекты особенностей сельской школы и организации учебно – воспитательного процесса в ней раскрыты в работах многих современных авторов: Байбородовой Л.В., Броневщук С.Г., Величкиной В.М., Данилова Д.А., Зайкина М.И., Калашникова А.Г., Кондратенко А.Е. и др.
Нужно отметить, что практически все исследования в этом направлении рассматривают различные аспекты организации образовательного процесса сельской школы в русле тех моделей, которые предлагаются в Концепции реструктуризации сети сельских образовательных учреждений.
Основной целью реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в сельской местности является создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования обучающихся в сельских школах.
Качественное реформирование образовательной среды сельской школы происходит на основе гуманизации современного образования. Гуманистическая позиция заложена во всех документах, определяющих стратегические цели отечественной образовательной системы.
В сложившихся условиях проблема личностно – ориентированного обучения в сельской школе становится весьма актуальной, что обосновано не только малой накопляемостью классов, но и такими обстоятельствами, как:
разброс семей по социальному статусу влечёт за собой в образовательных уровнях и потребностях, как родителей учащихся, так и самих обучающихся;
необходимость объединения разновозрастных групп школьников для проведения учебных занятий в рамках одного или нескольких классов.
Следовательно, на современном этапе необходимы качественные преобразования образовательного процесса сельской школы с учётом его специфики.
- Что такое сложное предложение в английском языке
- Что такое мужские дни