Что такое семантика сайта
Семантическое ядро: что это такое и как его использовать
Если вы хотите привлечь на сайт органический трафик, почитайте о том, как работает семантика в SEO, и научитесь подбирать ключевые слова.
В языкознании «семантика» обозначает смысл слова или речевого оборота, а в интернет-маркетинге этим термином называют тематику и структуру сайта. По сути, это набор слов и фраз, которые лучше всего характеризуют ресурс и его назначение. Именно они приводят пользователей на ваш сайт.
Семантическое ядро нужно составлять для того, чтобы:
На первое место в выдаче попадает именно тот сайт, который поисковые системы посчитают наиболее подходящим под конкретный запрос. Такой ресурс будет привлекать большое количество органического трафика, наращивать аудиторию и увеличивать продажи.
Как составить семантическое ядро
Собирая семантическое ядро, нужно одновременно учесть собственные бизнес-цели и интересы аудитории. Работа начинается с подбора ключевых слов, которые приводят пользователей на ваш сайт. Чтобы систематизировать информацию и ничего не упустить, заносите ее в Excel или Google Sheets.
Чтобы сформировать максимально подробный список «ключей», используйте следующие три способа.
Устройте мозговой штурм
Первым делом подумайте, что за проблемы и потребности приводят посетителей на ваш ресурс, и представьте, какой запрос они вводят для этого в поисковик. Чтобы ничего не упустить, задайте несколько вопросов:
Посмотрите, что делают конкуренты
Зайдите в браузер в режиме инкогнито и изучите сайты компаний, которые работают с вами в одной сфере. Для начала почитайте тексты коллег и выпишите слова и выражения, которые можно считать ключевыми. Затем расширьте этот список при помощи специальных сервисов. SEMrush, Serpstat или «Букварикс» покажут, по каким запросам покупатели приходят на чужие сайты. Скорее всего, часть из них будет актуальна и для вашего ресурса.
Используйте специальные сервисы
Для автоматического подбора ключевых слов понадобятся Wordstat (он же «Подбор слов») от «Яндекса» или Keyword Planner — инструмент Google Ads. В основном владельцы российских сайтов, которым не нужно продвигать свой бизнес за рубежом, ограничиваются первым вариантом.
Работать с Wordstat можно бесплатно и без регистрации в рекламном кабинете, поэтому нет смысла использовать параллельно с ним платный Keyword Planner. В большинстве случаев наборы «ключей» в этих сервисах похожи, а если они окажутся разными, вам все равно придется выбирать между «Яндексом» и Google, ведь оптимизировать одну страницу под разные запросы не получится.
В Wordstat можно проверить, насколько популярны варианты, которые вы подобрали на предыдущих этапах. После ввода ключевого выражения система выдаст две таблицы. В той, что слева, показано, в каких вариациях пользователи набирают слово в поисковике. Таблица справа состоит из запросов, которые похожи на основной. То есть тех, кто ищет информацию про ремонт квартир, интересует еще и услуга по отделке ванной. Напротив каждого ключевого слова указано, сколько раз пользователи вводили его за последний месяц.
Если вы развиваете бизнес в одном или нескольких городах, а не по всей стране, — используйте региональный фильтр.
Сервис показывает статистику по разным устройствам: вы можете посмотреть, какими гаджетами чаще всего пользуются люди, которые ищут информацию о вашей услуге.
Как отфильтровать ключевые слова
Не все варианты, предложенные сервисами, подойдут именно вашему бизнесу, поэтому набор ключевых слов нужно внимательно просмотреть и почистить. Если у компании нет товара или услуги, указанной в таблице, — не включайте ее в семантику. Избавьтесь от запросов с упоминанием конкурентов и городов, в которых вы не работаете.
Обратите внимание на частоту запросов. Она бывает высокой, средней и низкой. Выразить это в цифрах невозможно, так как все зависит от тематики сайта. Фразу «купить телефон» за месяц вводят в поисковую строку почти два миллиона пользователей, а самый популярный запрос про UX-дизайн набирает чуть больше четырех тысяч. То есть ориентироваться нужно по обстоятельствам.
Запрос «пластиковые окна» считается высокочастотным. Пользователи регулярно и в больших количествах вводят его в поисковики, но это не означает, что все они хотят заказать окно. Среди них есть те, кто просто решил почитать информацию на будущее, изучает сайты конкурентов или просто ищет картинку.
Если человек набирает в «Яндексе» или Google средний по частоте запрос «пластиковые окна цена», его мотивация более понятна. Видимо, он изучает прайсы, а значит, хочет заказать услугу. Вариант с мониторингом конкурентов актуален и в этом случае.
Низкочастотный запрос состоит примерно из пяти слов, к примеру: «пластиковые окна купить недорого владивосток». Тот, кто вбивает в поиск что-то подобное, хорошо знает, чего хочет, а значит, готов к покупке.
Среднечастотные и низкочастотные запросы интересуют нас больше всего: они менее конкурентны и проще выводятся в топ поисковиков.
Что делать с семантическим ядром
После того как все запросы собраны, их нужно распределить по отдельным страницам сайта. Такой процесс называется кластеризацией. То есть вам нужно объединить похожие ключевые слова в группы и решить, куда именно их поместить. От этого будут зависеть структура сайта и ТЗ для будущих статей.
Кластеры могут выделяться по разным принципам. Допустим, вы открыли магазин вечерних платьев. Один из очевидных вариантов — сгруппировать запросы по двум группам: детские и взрослые. В первом случае нужно использовать фразы типа «платье для девочки», «платье для ребенка».
Коммерческие запросы со словами «купить», «заказать» или «цена» подойдут для карточек товаров, прайса, посадочных страниц — всех разделов, которые напрямую продают товар. Для блогов, статей, форума или раздела FAQ нужны ключевые слова, которые отвечают на вопросы «как?», «зачем?», «почему?».
Если вы запускаете небольшой сайт, можно сделать кластеризацию вручную. Для проекта со сложной структурой и тысячами ключевых слов придется использовать специальные сервисы, например, Rush Analytics или «Топвизор». Они анализируют ресурсы, занимающие первые десять позиций в поисковой выдаче, и автоматически формируют кластеры.
Заключение
Знания SEO пригодятся любому, кто запускает новый сайт или наполняет контентом действующий. К сожалению, хорошего дизайна и интересных статей недостаточно для продвижения. Если не обращать внимания на семантику и не разобраться в принципах ранжирования, есть риск остаться «невидимым» для поисковиков.
На практическом курсе «Интернет-маркетолог от Ingate» целый модуль посвящен SEO. Вы узнаете, как подбирать ключевые фразы, оптимизировать сайты и создавать при этом контент, который не попадает под санкции поисковых систем.
В этом случае анализ будет более достоверным, так как предыдущая история вашего поиска не повлияет на выдачу.
Пишет про дизайн и маркетинг в Skillbox. С 2011 по 2017 год писала про бизнес в деловые СМИ, соучредитель агентства копирайтинга «Абзац».
СловоЁБ и ручной метод, менее функциональные и нужно будет дольше самому искать все синонимы, и прочие слова.Нашел картинку сравнения:
Стоимость Key collector уже выросла и сейчас не актуальна.
Если собирать всю семантику руками, то что бы хоть как-то компенсировать функциональность КК, нужно воспользоваться большим количеством сторонних ресурсов, которые и синонимы собирают и поисковые подсказки и парсят конкурентов.
Каждый из сервисов по своему хорош, есть бесплатные, есть платные. В данном случае, нужно каждый проверить и выбрать для себя оптимальный вариант, так как практически каждый частично закрывает функционал соседа. Об это я более подробно описывал на своем сайте.
И опять КК выручает в этом плане и позволяет автоматически определить все неполные запросы, а также, дубли запросов и т.д. В ручном методе, нужно все методично по очереди проходить.
Ни один из методов не совершенен. В ручном варианте можно самостоятельно запутаться, в автоматическом, робот смотрит на пересечения конкурентов. То есть, если все сделали такое объединение, либо наоборот не сделали, то и Вам будет предложен такой вариант.
Все из-за конкуренции. Информационные сайты рассказывают об «Ремонт крыши на даче«, как это пошагово можно сделать самому и прочее и конечно же, стоимость тут не уместна. А вот в коммерческом сегменте, это должна быть 1 страница, так как после вашего УТП, должны поступить и цены, которые докажут что с Вами можно работать и оповестят потенциального клиента об открытости компании перед клиентом.
То есть, если брать за основу potolok24.biz.ua, у Вас будут группы ключей, которые можно будет разделить примерно так:
И казалось бы, создав все страницы, мы охватим всю нишу. Но как бы не так.
Чтобы расширить структуру и собрать даже самые микро частотные ключи, можно применить следующий прием. Перемножить страницы друг на друга и получим следующую структуру:
Если хорошо продумать и расширить структуру, то обнаружите, что получившихся страниц в вашей, собранной, семантике нет, но люди, заходят на страницу и делают заказы.
Процесс сбора семантического ядра слабо изменился за последние лет 10. Добавились только дополнительные методы и сервисы, но сам процесс остался прежним.
Плюс ко всему, отдельная страница всегда будет весомее, чем ключ, который упомянутый на странице. То есть, если вы создадите и оптимизируете отдельную страницу под ключ «Виды*Куда (Глянцевые натяжные потолки в квартире студии)», то для поисковых систем, это будет куда ценнее, чем если вы этот ключ просто упомяните на странице «Виды (Глянцевые натяжные потолки)».
Расширение структуры сайт не имеет никакого смысла, если вы работаете в очень маленькой нише в маленьком городке, где нет конкурентов. Как показывает практика, в отсутствии конкуренции, можно упоминать ключи на странице и этого для поисковых систем будет достаточно.
Что такое семантическое ядро и как его составить
В этой статье подробно разберем, как собрать семантику для молодого веб-сайта, как сделать семантическое ядро максимально эффективным и как не допустить ошибок на данном этапе SEO.
Что такое семантическое ядро сайта?
Семантическое ядро сайта (семантика) — это список ключевых слов и словосочетаний, приводящих на сайт целевых посетителей, используются для продвижения сайта в поисковых системах. Запросы в семантическом ядре (СЯ) разделяется по частотности, конкуренции и коммерческой составляющей, семантика позволяет понять распределение поискового спроса и сформировать правильную для продвижения структуру сайта.
Для чего нужно семантическое ядро?
Ключевые фразы в семантическом ядре сегментируются по частотности:
В семантическое ядро включаются запросы всех типов, которые в дальнейшем сегментируются по целям и задачам. Таким образом, сбор семантики — важный этап оптимизации сайта, без которого невозможно повысить видимость сайта в поисковых системах и получить стабильный органический трафик.
Как подобрать ключевые слова для семантического ядра
Сейчас подробно разберем, как правильно собрать семантику для молодого сайта. Опишем на что нужно обращать внимание при работе с ключами, чтобы получить максимальный прирост органического трафика из поисковых сетей Яндекс и Google.
Шаг 1. Проанализировать сайты конкурентов
Анализ конкурентов позволяет определить основные категории и направления при формировании семантического ядра.
Для понимания структуры и распределения будущего ядра ключевых слов, необходимо выбрать 2–3 лидеров тематики и проанализировать структуру их сайта.
Провести анализ структуры сайта-конкурента можно через профильные программы — Screaming Frog SEO Spider или Netpeak Spider, либо визуальным осмотром навигационного меню, категорий и карты сайта.
Пример анализа структуры сайта-конкурента в виде графа
Анализ конкурентов необходим для понимания объема семантики и сложности структуры сайтов-конкурентов.
На данном этапе необходимо определить крупные сайты-конкуренты и выявить специфику их семантики — примерный объем семантического ядра, количество высоко-, средне и низкочастотных ключевых слов, упор на коммерческий или информационный трафик, т. д.
Шаг 2. Собрать базовые ключевые слова для семантического ядра
Определив вектор SEO-продвижения, можно переходить к формированию костяка семантического ядра. Сбор базовых ключевых слов необходим для корректного проектирования структуры будущего сайта и не позволит увести сайт от основной тематики.
Обычно костяк собирается в формате списка или таблицы, в которые забиваются основные ключи, определяющую тематику сайта. В костяк входят все ключи, характеризующие специфику и направленность компании. Например, для сайта, продающего акустические колонки, в костяк войдут следующие ключи:
Сбор основных ключевых слов для категории “Акустические системы”
На данном этапе главное сформировать костяк, из которого дальше будут формироваться семантика сайта, его структура и контент-план.
Практически все ключи отличаются низкой специфичностью и высокой частотностью — продвижение сайта только по этим запросам получится дорогим и неэффективной. Поэтому требуется расширить и сегментировать собранное ядро.
Шаг 3. Сбор семантического ядра
Для сбора семантики сайта чаще всего используется Яндекс.Wordstat или Планировщик ключевых слов Google, обладающий схожим функционалом. Сначала разберем, как собрать семантическое ядро сайта с помощью сервиса от Яндекс.
Для этого переходим в Яндекс.Wordstat и поочередно проводим подбор слов по ранее собранному костяку ключевых слов. Таким образом из 20–150 ключевых запросов удастся собрать в районе 1000–1500 вхождений, что уже считается неплохой базой для структуры молодого сайта.
Например, вбиваем один из базовых ключевых слов — «колонки» в Wordstat. Сервис отобразит такой результат.
Сбор запросов и частотностей в «Яндекс.Вордстат» по ключевому слову “Колонки”
Ключи можно отсортировать по частотности или полностью скопировать в новую таблицу. Аналогичная ситуация проводится со всеми базовыми ключами, что позволяет бесплатно расширить семантику в несколько раз.
Важно! По коммерческим запросам нужно выбирать точный регион оказания услуг, поскольку поисковый спрос напрямую привязан к геолокации, по информационным — указать всю страну, так как такие запросы ранжируются без привязки к местоположению.
Шаг 4. Расширение семантического ядра
Для того, чтобы семантика вашего сайта была максимально полной, необходимо использовать все возможные инструменты для сбора.
Расширение семантического ядра с помощью поисковых подсказок
Также стоит добавить в таблицу поисковые подсказки. Преимуществом подсказок считается отображение релевантных запросов — поисковая система выводит подсказки, которые используют пользователи при поиске, что позволяет расширить семантическое ядро актуальными запросами.
Разберем популярные сервисы для сбора поисковых подсказок:
Указываем список наиболее релевантных ключевых слов, после чего выбираем и заполняем раздел стоп-слов, исключающий ненужные слова при парсинге.
Сбор поисковых подсказок с помощью сервиса Arsenkin.ru
Далее выбираем нужную поисковую систему для сбора подсказок, а также регион и глубину парсинга. При выборе 2 или более уровня глубины парсинга сервис дополнительно соберет поисковые подсказки, полученные на 1 уровне.
Настройка сбора поисковых подсказок
Сервис работает в фоновом режиме и после парсинга выведет все собранные подсказки в формате таблички. Количество нецелевых вхождений в таблице напрямую зависит от списка стоп-слов — важно максимально полно указать все ключи, которые не относятся к ядру собираемой семантики.
Результаты сбора поисковых подсказок
С помощью сервиса можно быстро собрать подсказки с сайтов из ТОП 10–50 выдачи и выгрузить таблицей CSV.
Расширение семантического ядра спецификаторами
Напоследок остается уделить внимание спецификаторам. Спецификаторы — слова-приставки, которые характеризуют потребность, цель пользователя, осуществляющего поиск в сети. По большей части спецификаторы определяются спецификой бизнеса и будут идентичны на нескольких тематических сайтах. К основным спецификаторам относят 3 группы приставок:
В ядро следует добавлять только целевые спецификаторы, например, “бесплатная доставка” и “купить в рассрочку”, если на вашем сайте предоставляются подобные услуги.
Добавление спецификаторов к запросам
Расширять семантическое ядро можно, добавляя к собранным ключам от 1 до 3 спецификаторов, что позволит более тонко оптимизировать страницы сайта под точные запросы пользователей. Продвижение по низкочастотным словам оказывается дешевле раскрутки по перегретым ключам и способно приносить релевантный целевой трафик.
Расширение семантического ядра с помощью конкурентов
Для расширения семантики с помощью конкурентных сайтов можно воспользоваться сервисами:
На примере сервиса SEMrush покажем, как определить и проанализировать конкурентов в нише.
Выбираем «Анализ по домену» и вставляем адрес сайта-конкурента и запускаем сервис.
Анализ сайта-конкурента с помощью сервиса Semrush
Сервис определит количество и геолокацию трафика, приходящего на сайт, а также покажет ключевые слова, по которым приходят посетители из поисковых систем. Кроме того, сервис отобразит других конкурентов вашего сайта, по которым также можно провести анализ и собрать ключи для семантического ядра.
Сводка данных сайта-конкурента
Используя данные о ключевых запросах конкурентов, можем добавить направления, которые мы могли упустить, или расширить уже имеющиеся.
Шаг 5. Удалить мусорные и нецелевые запросы из семантического ядра
Собрав обширное семантическое ядро, остается заняться его качеством. В первую очередь необходимо удалить все нецелевые вхождения, которые попали в ядро при парсинге.
Ручная фильтрация и чистка семантического ядра
Качественно проработать семантику на данном этапе позволяет только ручной труд. Необходимо просмотреть все ядро и удалить мусорные ключи. Смело можно удалять ключи, в которых:
Цель этапа : отсеять все мусорные вхождения. После чистки в семантике остаются только релевантные запросы, которые соответствуют костяку собранных ключевых слов и полностью отражают специфику самой компании. Теперь можно приступать к кластеризации ключевых слов.
Кластеризация семантического ядра
Кластеризация — это группировка нескольких запросов в один сегмент на основании их смысла, логики. Таким образом удается навести порядок в ядре и создать многоуровневую структуру, в которой ключи будут разделены на тематические кластеры. Количество сегментов в ядре зависит от обширности тематики и специфики бизнеса — для многостраничных интернет-магазинов с большой товарной матрицей ядро может быть разбито на более чем 10 000 кластеров.
Бесплатные сервисы для кластеризации ключевых слов:
Разбивка семантики на кластеры
Кластеризация ключевых слов — сложный процесс, который лучше доверить профильному ПО. Для этого воспользуемся любым из сервисов выше — вставим собранные ключи и получить группировку запросов по их логике, тематике. В качестве примера — сервис coolakov, который дополнительно отображает страницы конкурентов в поисковой выдаче, продвигаемых по данному кластеру запросов.
Порог кластеризации определяет наименьшее количество URL в поисковой выдаче, при которой будут создаваться кластеры семантического ядра. На примере сервиса coolakov порог кластеризации представляет минимальное количество URL, при котором ключевые фразы будут объединяться одну в группу, кластер. Чем выше порог кластеризации, тем меньше групп будет создано, однако ключи в одном кластере окажутся более связанными. Для коммерческих запросов оптимальным будет порог в 3 URL на топ-выдачу, для информационных — 2 порог.
Итог кластеризации : проработанное семантическое ядро, которое может использоваться для создания структуры страниц сайта и составления контент-плана. После дополнительной оптимизации и чистки от информационных запросов данное ядро может подойти и для запуска контекстной рекламы.
Проверка «коммерческости» запроса в семантическом ядре
Интент ключевого слова обозначает желание пользователя, который вбивает фразу в строку поисковых систем. Он позволяет определить к какому типу — информационному или коммерческому — относится поисковая фраза.
Интент ключа используется поисковыми системами для отображения релевантной выдачи пользовательскому запросу. Яндекс и Google опираются не только на смысл и тематику фразы, но и цель пользователя, таким образом — ключи с различным интентом нужно продвигать на разных страницах.
Интент может меняться в зависимости от спроса пользователей на товары — так один и тот же ключ может быть в разное время и коммерческим, и информационным. Разберем это на примере с помощью сервиса majento.ru — вбиваем ключевые слова и нажимаем проверить:
Определение «коммерческости» запросов
Таким образом ключ “купить акустическую колонку” должен не использоваться для продвижения информационной страницы, а смешанные ключи “заказать колонки” и “колонки с доставкой на дом” — могут. Наличие коммерческого ключа на информационной странице может привести к снижению страницы в поисковой выдаче, использование же смешанных запросов допускается.
Определение коммерческости запросов позволяет сегментировать семантическое ядро на информационную и коммерческую группу.
Как не допустить ошибок при сборе семантического ядра
Качество семантического ядра напрямую влияет на продажи сайта. Разберем все популярные ошибки при сборе семантики для сайта, которые негативно влияют на трафик и продажи.
Ошибочное мнение клиентов | Мнение эксперта |
«Мне не нужны низкоконкурентные ключи» |
Большой вклад в ранжирование сайта вносят внешние ссылки. Линкбилдинг с использованием НЧ-запросов стоит недорого, однако по мнению маркетологов, не обладает достаточным конверсионным эффектом.
Каждая ключевая фраза должна приносить профит веб-сайту — для этого требуется оптимизация одной страницы под отдельный запрос.
Конкуренты тратят тонну средств на анализ и аудит, и выходят в ТОП. Составление ядра по их примеру позволит сэкономить личный бюджет и сразу выйти в топ-выдачи, избежав собственных ошибок.
Зачем платить seo-специалисту или собирать семантику самому, если есть профильные сервисы? Можно же купить лицензию на Key Collector и получить семантику под ключ.
Продвижение в SEO и PPC по ВЧ-запросов обходиться довольно дорого, при этом не позволяет выйти в топ молодым сайтам из-за небольшого траст-фактора — здесь уже сказываются слабые коммерческие и поведенческие факторы.
Грамотное семантическое ядро представляет коктейль из релевантных ключевых слов, необходимый для продвижения в поиске, а также маркетинговых запросов, отражающих потребности и боли реальных клиентов.
Придерживаясь наших рекомендаций, можно собрать релевантное семантическое ядро, позволяющее улучшить ранжирование молодого сайта и привлечь органичный целевой трафик.