Что такое семейный бюджет конспект
Конспект занятия «Семейный бюджет»
Нестандартная личность
Конспект занятия «Семейный бюджет»
Цель: познакомить детей с понятием «семейный бюджет».
Задачи урока:познакомить с терминами: доход, заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, расход, баланс, накопления, экономия, прибыль, гонорар, процент.
Развитие – познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
Воспитание – чувства ответственности и взаимовыручки, уважение друг к другу, умения работать в коллективе, бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.
Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте повторим то, что вы узнали на прошлом уроке, а именно, что такое государственный бюджет.
1) Кроссворд Слайд 3-7
1. План расходов и доходов-это… (бюджет)
2. Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (доходы)
3. Деньги, которые тратят из бюджета –это. (расходы)
4. Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? (налоги)
5. Плата за работу – это… (зарплата)
Молодцы! Давайте подведём итог. Что же такое государственный бюджет?
Государственный бюджет – план расходов и доходов государства. Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать и развивать экономику.
Ребята, а ведь у нас тоже есть свои государства. Они хоть и маленькие в этой огромной стране, но у каждого государство своё. Слайд 11
Может, кто уже догадался, о чём я говорю?
Давайте, подумаем, есть ли бюджет у каждой семьи?
А почему вы так думаете? (В каждой семье есть доходы и расходы)
У каждой семьи есть своя «Государственная Дума», которая разрабатывает план доходов и расходов. Вы хоть ещё и маленькие, но тоже можете поучаствовать в составлении бюджета.
С кем из вас родители советуются, как распределить доходы?
А для чего нужно планировать бюджет? (Для того, чтобы уметь экономно расходовать свои доходы)
А как вы думаете, эти знания пригодятся вам в будущем?
А так ли это на самом деле мы сейчас разберёмся.
Какие виды дохода были названы в домашнем разговоре? (Заработная плата, ПЕНСИЯ, СТИПЕНДИЯ). Слайд 12
Ребята, давайте подумаем, какие ещё могут быть доходы семейного бюджета?
Если в семье есть маленькие дети, то они получают от государства ПОСОБИЕ на детей.
Если у предпринимателя есть собственный бизнес, то он получает ПРИБЫЛЬ от работы фирмы (разница между ценой товара и затрат на его производства).
Писатели, художники, артисты получают за свою работу денежное вознаграждение – ГОНОРАР. (Обратить внимание детей на правописание этого нового слова).
С доходами мы разобрались, а что же с расходами? Слайд 13
На что каждая семья может потратить деньги?
расходы на транспорт
приобретение книг, игрушек и т. д.
занятия в кружках, секциях
Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? (Например, болезнь одного из членов семьи, которая требует серьезных затрат на лечение).
Как же быть в этом случае? Слайд 14
А если денег и тут не хватает, то накопления можно отнести в банк и положить деньги под ПРОЦЕНТЫ. (Например, если положить 1000 рублей, то через год можно получить плюсом 50 рублей).
Ребята, а знакомо ли вам такое понятие как ЭКОНОМИЯ?
Как это слово связано с нашей темой? На чём мы можем сэкономить?
на электроэнергии (выключать свет);
на воде (выключать, экономно расходовать);
бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила;
не тратить деньги на ненужные вещи.
Дорогие ребята, мы рассмотрели, из чего же состоит бюджет семьи и как правильно его расходовать. Вы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнём.
Работа в группах. Слайд 18
Из каждой группы подходит один представитель и выбирает задание.
Задание для 1 группы.
Выберите верные утверждения для экономии семейного бюджета.
Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов. Уходя из дома, не забывай выключать свет. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. Экономя семейный бюджет, откажись от экскурсии в музей. Сходил в магазин, оставь сдачу себе. Бережно относись к своим вещам. Напоминай родителям о своевременной оплате налогов. Чаще пользуйтесь услугами такси. Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы. Чаще разговаривайте по сотовому телефону с друзьями.
Задание для 2 группы.
Соедините линиями: член семьи – доход.
Ребёнок, посещ. дет. сад Выручка от продажи
Учащийся в институте Гонора
Задание для 3 группы
Объясните смысл пословиц.
Копейка рубль бережёт.
Деньги как птицы, то улетают, то прилетают.
Легче нажить деньги, чем сберечь.
Дополнительное задание по рабочей тетради стр. 42 задание №4.
Представьте, что вы получили на день рождения большую сумму денег. Составьте список своих возможных расходов.
Молодцы! Вы очень меня порадовали. И я надеюсь, что те знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам в будущем!
(Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).
— Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).
— Если один из членов семьи студент. (Cmunендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).
— Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. (То она будет получать пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).
— Что произойдёт, если…
Доходы Расходы (Экономия бюджета. Накопления).
Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).
— Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье?
Вывод: Чтобы расходы не превышали доходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.
— Что такое семейный бюджет?
— Из чего складывается семейный бюджет?
Для чего нужен семейный бюджет?
Вывод: Итак, для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.
Беседа с детьми старшей разновозрастной группы «Семейный бюджет» Задачи: 1) познакомить с понятием «бюджет», элементами семейного бюджета; 2) познакомить с понятием «расходы»; 3) воспитывать культуру поведения,.
Деловая игра по экономике для старших дошкольников «Семейный бюджет» Деловая игра для дошкольников «Семейный бюджет» Цель игры – формирование у дошкольников основ финансовой грамотности. Во время игры происходит.
Конспект открытого занятия: «У каждой семьи свой бюджет» Цель: раскрыть понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета. Задачи: Образовательные: 1. Сформировать общее представление.
Методическая разработка игрового занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет» «Методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста». Юницкая Евгения Актуальность.
Семейный клуб «Лучик» «Лучики все собраны, Дружно будем жить, Каждою минутою, Будем дорожить!» 24 ноября семейный клуб вновь собрал своих неутомимых и неравнодушных.
Семейный клуб «Лучик» 29 сентября семейный клуб «Лучик» начал свою работу, руководителем, которого является воспитатель Мухина Марина Владимировна. «Лучики все.
Семейный клуб «Мастерилка» Программа работы с родителями детей старшего дошкольного возраста «Мастерилка». Составители: воспитатель высшей квалификационной категории.
Конспект занятия «Семейный бюджет»
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида г. Чернушки»
Конспект занятия на тему:
Подготовила: Хасанова Т.Н.
Воспитатель 1 категории
Цель: Дать понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета.
Сформировать общее представление учащихся об экономике домашнего хозяйства.
Познакомить со статьями доходов и расходов.
Формирование умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики.
Корригировать зрительное восприятие в процессе просмотра мультимедийной презентации.
Развивать навыки диалогической речи учащихся при ответах на вопросы.
Расширять и активизировать словарь учащихся через усвоение новых терминов.
Развивать познавательную активность учащихся при постановке вопросов.
Тренировать вербальную и зрительную память через запоминание новых понятий.
Оборудование: мультимедийная презентация, школьная доска, письменные принадлежности.
Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину. Внимательно слушайте вопросы, потом вы должны будете ответить на вопрос: «О чем пойдет речь на нашем занятии?»
1. Кто хозяин банка? (банкир)
2. Сколько орехов в пустом стакане? (0)
3. Место покупки, где можно торговаться (рынок)
4. В какие ворота нельзя въехать? (закрытые)
5. В комнате 4 угла, в каждом углу по кошке. Сколько кошек (4)
6. Место, где деньги дают в долг, хранят и выплачивают (банк)
7. Сколько ушей у трех мышей? (6)
8. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата, пенсия)
9. Место, где продают товар по строго установленным ценам (магазин)
10. Почему нельзя торговаться в магазине, как на рынке (на рынке цены свободные)
Сообщение темы и задач урока.
— Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?
— Сколько стоит буханка хлеба? 1 кг сахара? Пачка соли? Мыло? Зубная паста?
— Вот сегодня мы откроем вам тайны семейного « финансирования», т.е. узнаем, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается.
— Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет.
— И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
— Часто именно неумение правильно вести семейный бюджет и грамотно распоряжаться теми средствами, которые у нас есть, приводит партнеров к взаимному разочарованию, обидам и недовольству, а некоторые семьи и к разводу.
Для счастливой семейной жизни, помимо всего прочего, необходимо ещё и финансовое благополучие, умение правильно вести семейный бюджет. Чтобы бюджет, как говорится, ломился от денег. Для этого не обязательно каждый месяц зарабатывать по миллиону долларов (хотя и это можно), необходимо всего лишь научиться правильно вести семейный бюджет и распоряжаться теми средствами, которыми располагает в данный момент ваша семья.
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.
С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.
Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.
Учитель: – Важно ли планировать бюджет семьи?
Дети: – Важно, чтобы расходы не превышали доходы.
При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.
Учитель: – А есть ли бюджет у нашего государства?
Учитель: – Кто его планирует?
Учитель: – Кто планирует бюджет в вашей семье?
Дети: – Мама, папа, бабушка, вся семья.
Учитель: – А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?
Дети. Несколько человек поднимают руку.
Учитель: – Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.
Ролевая игра «Источники доходов семьи».
На доске карточки прикреплены магнитами.
Учитель распределяет роли и раздает реквизит:
Бабушке – платок, очки.
Маме – фартук, куклу.
Старшему брату – студенческий билет.
— А вы должны проверить правильность выбора.
Дружная семья встаёт у доски. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.
Проверка. Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны верно.
(Дети читают хором источники доходов).
Учитель – Бабушка
Дети – Пенсия.
Учитель – Папа.
Дети – Зарплата.
Учитель – Старший брат.
Дети – Стипендия.
Учитель – Мама с маленькой дочкой.
Дети – Пособие.
— Что же такое доход семьи и с чего он складывается? Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? ( Зарплату ) Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день
— В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? ( Пенсию ). Словарная работа.
— Кому еще в нашем государстве платят пенсию?? (Инвалидам)
— Детям платят детское пособие
— Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает: Что? ( Стипендию ) Словарная работа.
— Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от приусадебного хозяйства и другие).
Доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи.
— Ребята, из чего складываются доходы вашей семьи?
— Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц, если известно, что мама за свой труд (повара) получает 12 тысяч рублей, папа работает на стройке плотником и получает 23 тысячи рублей, дочка за учебу в училище получает 1600 рублей. Какой же общий доход семьи за месяц?
Задание. Подсчет совокупного дохода семьи. (49100 рублей)
— В этом месяце дочь за не очень хорошую учебу не получила стипендию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? (Уменьшились). На сколько?
На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос.
(Дорого – прыгаем вверх, дёшево – прыгаем на корточках).
— Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.
Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.
На доске вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, квартплата, транспортные услуги, продукты.
Нужно их распределить в два столбика: Доходы, Расходы.
Пока звучит музыка, вы выполняете задание.
Проверка. На доске (за шторкой) правильно выполненное задание.
— На что расходуются деньги в семье? Какие бывают расходы? (Обязательные и текущие).
— Теперь рассмотрим необходимые семейные расходы.
Вопрос детям: «А бывают ли расходы, которые запланировать нельзя?» Подводим итог.
Вопрос детям: «Как вы думаете могут ли расходы превышать доходы?»
Вопрос детям: «Как можно сэкономить деньги в семейном бюджете?»
— На что расходуются деньги в вашей семье?
Давайте проведём такой опыт. Представьте, что вы должны распределить свои расходы. Обсудите в парах, на что вы потратите деньги в. (Работа в группах. Дети обсуждают, на что семье необходимо потратить деньги в первую очередь)
Основные статьи расходов семейного бюджета.
Основные статьи расходов семейного бюджета делятся на:
Как вы думаете, какие у семьи обязательные ежемесячные расходы?
(Расходы на питание, оплата за свет, газ, телефон, коммунальные услуги)
Какие текущие расходы?
(одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т.д.)
— Сейчас предлагаем вам выполнить задание на карточках парами. Посовещавшись друг с другом, распределите расходы семьи на две группы: обязательные и текущие.
Задание. Упражнение «Расходы семейного бюджета».
— Проверьте правильность выполнения задания.
— Прежде чем мы начнем подсчитывать расходы семьи, необходимо проверить ориентируетесь ли вы в ценах на продовольственные и промышленные товары.
— Предлагаю вам рассмотреть на экране изображение товаров с ценниками. Как вы думаете, нет ли там ошибок?
Задание. Упражнение «Товар и цена».
— Проверьте правильность выполнения задания.
Задание. Задача (расходы семейного бюджета).
Решают задачу, объясняют решение.
1) Из чего складывается бюджет:
д) из заработной платы, пенсии и стипендии;
б) из доходов и расходов;
2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:
3)Как называются деньги, которые получают пожилые люди?:
4) Деньги, которые тратятся из бюджета это:
5) Лучшим считается бюджет, в котором:
е) доходы больше расходов
и) доходы равны расходам
а) доходы меньше расходов.
6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:
1) Для исполнения желаний всех членов семьи должно быть больше….
2) Расходы не должны превышать….
Проверка. Дети читают вслух предложения. Учитель оценивает ответы.
Учитель: – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?
Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.
Что значит экономить?
Чем отличается экономный человек, от жадного?
На чём бы вы экономили?
Дети: – Игрушки, развлечения, сладости.
Учитель: – А на чём нельзя экономить?
Дети: – На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.
Воспитатель: А теперь давайте разгадаем кроссворд, все зашифрованные слова в нем по нашей теме – семейный бюджет. Если мы правильно разгадаем весь кроссворд, у нас получится слово.
1.Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за садик. (Основные)
2. Как называется доход студента. (Стипендия)
3. Как называется доход взрослого человека. (Зарплата)
4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать. (Расход)
5. Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)
6.Как называется доходы и расходы членов одной семьи. (Бюджет)
7.Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью. (Доход)
Воспитатель: Мы с вами правильно разгадали кроссворд, у нас получилось слово «спасибо». А это значит, что вы хорошо усвоили эту тему. Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.
– Что нужно для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство?
(Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет).
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник №1. Москва, «Владос», 2000.
2. М. Н.Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе». Москва, «Владос», 1999.
3. В. В. Эк Математика специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 8 класс. Москва, Просвещение, 2004.
4. Г.Н. Сычева «Устный счет 1-5 классы». Ростов-на-Дону. БРАВО/пресс. 2010.
5. А.Н. Щербакова Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителя. Москва, «Владос», 2003.
6. С.А. Львова Практический материал к урокам социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.5-9 классы: Пособие для учителя. Москва, «Владос», 2005.
Экономика. 10 класс
Конспект урока
Название предмета и класс: экономика, 10 класс
Номер урока и название темы: урок №17 «Семейный бюджет»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Глоссарий: бюджет, доходы, расходы, сбережения, потребительская корзина, закон Энгеля, индекс потребительских цен, кредит, страхование, рациональный потребитель, полезность благ, потребительский выбор, защита прав потребителей.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что же такое бюджет
В дословном переводе это кошелек, сумка или мешок с деньгами. В зависимости от того, кто составляет бюджет, он может быть: личным, семейным, предприятия или фирмы и государственным.
В современном понимании бюджет представляет собой финансовый план лица (субъекта), его составляющего на определенный период времени.
В рамках данной темы познакомимся поближе с семейным бюджетом. Представим его в виде двусторонней таблицы, в которой в левом столбце отображаются все доходы, в правом – все расходы, внизу по каждому столбцу подсчитываются итоговые суммы и выводится конечный результат – сальдо. Сальдо может получиться положительным, отрицательным или равным нулю.
При положительном сальдо доходы> расходов (наилучшая, но, к сожалению, редкая в реальной жизни ситуация), такой бюджет называется профицитным.
При отрицательном сальдо доходы n
где М – первоначальная сумма вклада; i – ставка банковского процента; n – временной период, за который начисляется процент; Mn – конечная сумма к получению.
Доходы семьи, их источники
Для начала разделим все возможные доходы семьи на две большие группы: факторные доходы и прочие.
К факторным относятся все доходы, приносимые производственными ресурсами, которые принадлежат семье.
Семья может владеть земельным участком и получать с него ренту в натуральном виде в качестве произведенных на нем продуктов или в денежном от сдачи его в аренду.
Принадлежащие семье трудовые ресурсы, то есть деятельность членов семьи в качестве наемных работников, приносят такой доход, как заработная плата.
Сдача в аренду имеющихся у семьи дома, квартиры или гаража, как физический капитал, приносят семье доход – процент.
Также процент приносят и финансовые инструменты, принадлежащие семье, – акции, облигации, банковские вклады и т.п.
И, наконец, семейный бизнес приносит семье доход в качестве части прибыли, тратящейся предпринимателем на личное потребление. Сюда же относятся авторские гонорары писателей, художников и других представителей творческих профессий.
Теперь перейдем к группе других факторов. В первую очередь это трансфертные платежи, иначе говоря, трансферты. К ним относятся доходы, за которые члены семьи ничего не должны давать взамен. Они могут предоставляться государством или негосударственными организациями, а также частными лицами. Это пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты; льготы, благотворительная помощь, подарки, алименты, наследство и другое.
Рассмотрим доходы семьи с еще одной стороны. Со временем, несмотря на неизменность доходов в денежном выражении, семья все меньше может приобрести на них товаров и услуг. С чем же это связано? А связано это с ростом потребительских цен. Поэтому экономисты делят еще доходы на номинальные и реальные. Итак, номинальные доходы – сумма денег, полученная семьей в целом за определенный период времени. А реальные доходы – количество товаров и услуг, которые семья может фактически приобрести за свои номинальные доходы. Иначе можно сказать, что реальные доходы учитывают изменение потребительских цен. Посмотрим, как это выглядит в масштабах страны. Из таблицы 1, составленной по данным ФСГС РФ, можно увидеть, что основным источником доходов семьи на протяжении многих лет в РФ остается заработная плата.
Таблица 1 – Структура денежных доходов населения по основным источникам формирования
доходы от предпринимательской деятельности
оплата труда наемных работников (вкл. выплаты социального характера)
доходы от собственности
прочие денежные поступления
Исходя из этого, рассмотрим изменения доходов семьи за этот же период на основании графика, отображающего изменения номинальной и реальной заработной платы. И мы видим, что прирост реальной заработной платы всегда ниже прироста номинальной.
Рисунок 1 – Динамика роста заработной платы
С понятием номинальной и реальной заработной платы тесно связан такой показатель, как индекс потребительских цен (ИПЦ). ИПЦ играет важную роль в экономике, т.к. является базовой величиной, служащей для перерасчета заработной платы, социальных выплат и иных платежей; тесно связан с показателями номинальных и реальных доходов населения. Рассчитывается по формуле:
где I – ИПЦ; Wn – номинальная зарплата; Wr – реальная зарплата
Расходы семьи, их статьи
Перейдем к правому столбцу бюджетной таблицы – Расходам семьи (Таблица 2). Ведь именно эта составляющая семейного бюджета требует особого внимания. Именно размер расходов является определяющим для наличия сбережений и их величины. По своей сути, прежде всего контроль над расходами является причиной составления семейного бюджета. Существует множество классификаций семейных расходов. В рамках данного урока мы познакомимся с одной из них, представленной в таблице 2.
Таблица 2 – Расходы семьи
Налоги, квартплата, страховка, по кредиту, образование
Текущие регулярные расходы
Стандартный для семьи набор продуктов питания, средства гигиены и бытовой химии, транспорт, связь
Текущие нерегулярные расходы
Одежда, обувь, досуг, семейные торжества
Мебель, крупная бытовая техника, отпуск
Лекарства, штрафы, ремонт автомобиля или крупной бытовой техники.
Расходы семьи в значительной степени характеризуют уровень жизни её членов. При оценке уровня жизни в качестве ориентира используется потребительская корзина. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов, товаров и услуг, необходимый для жизнедеятельности человека. Используется для расчета величины прожиточного минимума.
Структура корзины состоит из трех частей: продукты питания (50%), непродовольственные товары (25%) и услуги (25%). Объем потребления рассчитывается в среднем на одного человека для каждой из основных социально-демографических групп населения: трудоспособное население, пенсионеры и дети.
Например, согласно утвержденной на данный период потребкорзине, в среднем на одного взрослого трудоспособного человека (от 16 лет) из продуктов питания в год полагается 18,5 кг рыбы, 58,6 кг мяса, 60 кг фруктов, 114,6 кг овощей, 126,5 кг хлебных продуктов (хлеб, макароны, мука, крупы, бобовые).
Из непродовольственных товаров положено: шесть пар обуви на 3,2 года, верхней одежды (пальтовая группа) три штуки на 7,6 года, два комплекта постельного белья на год, школьно-письменных товаров три штуки на год и т. д.
Набор услуг включает в себя нормативы жилья, потребления электричества, воды, газа, затраты на общественный транспорт и пр. Так, на одного взрослого человека полагается 18 кв. м общей жилой площади, 285 литров холодной и горячей воды в день, 10 кубометров газа в месяц, 50 кВт-ч электроэнергии в месяц, 619 поездок на транспорте в год и др.
Потребительская корзина устанавливается в целом по России и по субъектам РФ. По закону она пересчитывается не реже одного раза в пять лет.
Структура расходов семьи зависит от ряда факторов: размера доходов, состава членов семьи, их вкусов и предпочтений, культурного уровня и экономической ситуации в стране. Об уровне благосостояния населения можно судить по доле расходов на питание: чем меньше удельный вес расходов на питание в общей структуре расходов, тем выше уровень благосостояния граждан данной страны.
Закономерности, отражающие изменения структуры расходов домашних хозяйств и отдельных личностей, исходя из динамики роста получаемого ими дохода, были открыты прусским статистиком и экономистом XIX в. Э. Энгелем. Данные законы также называют «качественными схемами поведения». Согласно открытым законам, по мере увеличения дохода экономических агентов, общее потребление всех имеющихся благ будет расти, но в неодинаковых пропорциях. Например, по мере увеличения дохода, расходы на продовольственные товары будут возрастать, но с параллельным переходом от менее качественных к более качественным продуктам питания. В общем объеме расходов доля продовольственных товаров будет уменьшаться при возрастании расходов на такие общественные блага, как путешествия, отдых, сбережения.
Из вышесказанного следует, что при прочих равных условиях, доля дохода, расходуемая на пищу, может служить показателем уровня благосостояния данной группы населения. Многие последующие проверки выдвинутых Э. Энгелем положений показали их ограниченность. Так, советский ученый, академик С. Г. Струмилин (1877-1974) на материалах пензенских бюджетов установил, что процент расходов на питание находится в более тесной связи не с уровнем благосостояния, а с размером семьи и возрастом ее членов. Несмотря на это, некоторые зарубежные экономисты широко используют показатель доли расходов на питание для характеристики роста благосостояния населения в динамике.
По данным Министерства сельского хозяйства США, в 2014 году доля данных затрат (без учета питания в общепите) в бюджете американца составила 6,5%, в Германии – 10,6%, во Франции – 13,6%, в Бразилии – 15,6%, в Турции – 21,6%, в Китае 25,5%, в России – 29,4%, в Пакистане – 41,4%, в Нигерии – 56,6%.
И снова хочется отметить, что при сравнении уровня жизни в разных странах с помощью данного показателя необходимо учитывать природные условия и особенности потребительского поведения. Тот факт, что в России доля расходов на продукты питания выше, чем в Китае, возможно, объясняется более суровым климатом (нужно больше есть, овощи и фрукты стоят дороже) и привычкой питаться дома.
Кредит, виды кредитов. Потребительский кредит
Когда семье не хватает сбережений на крупные приобретения или страховая сумма не покрывает непредвиденные расходы, она вынуждена обращаться за заемными средствами – кредитом. Кредит есть предоставление товаров или денег в долг на условиях возвратности, срочности и платности. Наиболее распространенными видами кредитов по назначению являются потребительские, автокредиты, ипотечные кредиты.
Потребительский кредит предоставляется непосредственно гражданам на потребительские цели, не связанные с предпринимательской деятельностью. По своей сути позволяет людям пользоваться товарами и услугами, на которые они еще не заработали. Может быть представлен в форме продажи товаров с отсрочкой платежа или в форме предоставления банковской ссуды на потребительские цели, в том числе через кредитные карты. За пользование потребительским кредитом взимается довольно высокий реальный процент, т.к. оформляется этот кредит достаточно быстро и очень часто с минимальным пакетом документов. Обычно срок кредитования по данному виду кредитов не превышает более 3-5 лет. За прошедшее десятилетие потребительские кредиты стали пользоваться огромной популярностью у россиян.
Однако, каждое преимущество потребительского кредита стимулирует рост негативных последствий для заемщика. Например:
Таблица 3 – Преимущества и недостатки потребительского кредита
Возможность немедленной покупки товара
Поощряет склонность к перерасходу средств
Удобство совершения покупки, даже если в данный момент потребитель не располагает нужной суммой денег
Высокий процент. Обычно покупки в кредит обходятся дороже, чем при оплате наличными.
Помощь в экстренных случаях (например, оплатить ремонт автомобиля после аварии)
Стимулирует неэкономичные покупки
Стимулирует потребительские расходы
Рост задолженности потребителей
Выявляет честность и аккуратность потребителя.
Невозврат кредитов может спровоцировать цепь банкротств.
Таким образом, прежде чем воспользоваться услугами кредитных организаций, хорошо обдумайте свое решение, взвесьте все за и против. Потому что, как гласит народная мудрость, «Берешь чужие деньги, а отдаешь свои».
Попробуем оставить индивидуальный бюджет подростка.
Вспомним, что бюджет представляет из себя двустороннюю таблицу, в которой слева записываются доходы, а справа – расходы. Переходим к заполнению статьей доходов для подростка.
Таблица 4 – Индивидуальный бюджет подростка
карманные деньги; деньги, подаренные родителями или родственниками на день рождения или по случаю какого-либо праздника; самостоятельно заработанные деньги на разовой, сезонной или регулярной посильной работе (подработке); другие источники, которые возможны, но менее распространены (банковский процент, стипендии и прочее)
посещение фастфудов; покупка сладостей; покупка одежды, обуви и аксессуаров; расходы на развлечения; транспорт; мобильный телефон и Интернет; хобби; подарки друзьям и родственникам и прочие.
Хочется отметить, что подростковый бюджет отличается от семейного высоким процентом положительного сальдо. Так как больше половины подростков склонны к сбережению и копят на какую-либо важную для них, но дорогую вещь
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
В случае правильного решения в кроссворде должны автоматически появиться следующие слова:
Основная и дополнительная литература по теме урока: