Что такое семья философия

СЕМЬЯ

Полезное

Смотреть что такое «СЕМЬЯ» в других словарях:

семья — семья, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких то иных отношениях (например, неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах. Семья характеризуется обязательной… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Семья — Семья ♦ Famille Совокупность индивидов, связанных узами крови, брака или любви. Где заканчивается семья? Это зависит от эпохи, региона, конкретных условий. В наши дни и в наших странах различают понятие семьи в узком (отец, мать, дети) и в… … Философский словарь Спонвиля

СЕМЬЯ — СЕМЬЯ, основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя мн. социальные функции, С. играет важную роль в … Демографический энциклопедический словарь

СЕМЬЯ — Счастье это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая, любящая семья в другом городе. Джордж Берне Семья это группа людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы. Этьен Рей Трудно кормить одновременно свою семью и свое… … Сводная энциклопедия афоризмов

семья — и; семьи, семей, семьям; ж. 1. Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Обеспеченная, малоимущая с. Многодетная с. Интеллигентная, дружная, большая с. Рабочая, крестьянская с. Зажить своей… … Энциклопедический словарь

семья — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? семьи, чему? семье, (вижу) что? семью, чем? семьёй, о чём? о семье; мн. что? семьи, (нет) чего? семей, чему? семьям, (вижу) что? семьи, чем? семьями, о чём? о семьях общество 1. Семьёй… … Толковый словарь Дмитриева

СЕМЬЯ — СЕМЬЯ, семьи, вин. семью и (прост.) семью, мн. семьи, семей, семьям, жен. 1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. Советская семья. «У нас была хорошая, непьющая… … Толковый словарь Ушакова

семья — См … Словарь синонимов

семья — СЕМЬЯ1, и, мн семьи, род. семей, дат. семьям, ж Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и др. близких родственников, живущих вместе. Многодетная семья. Создать семью. Отмечать праздник в кругу семьи. СЕМЬЯ2, и, мн семьи, семей, семьям, ж,… … Толковый словарь русских существительных

Источник

Философское учение о семье. Проблема брака и пола в философии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Семья – это группа из двух и более лиц, объединенных кровнородственными либо брачными отношениями, общей хозяйственно-бытовой деятельностью, духовно-психологическими связями.

Подходы к пониманию семьи, их развитие

Семья – это один из древнейших способов организации социального бытия человека, функциональная единица структуры общества, которая реализуется в качестве основной с момента преобразования родоплеменной общины в соседскую. Семья выполняет важнейшие функции, благодаря которым становится возможным функционирование общества – репродуктивную, экономическую, регулятивную, воспитательную, образовательную и т.д. По этой причине семья с древнейших времен является одним из объектов философского осмысления. Вместе с тем, являясь многогранным феноменом, семья осмысляется одновременно с различных позиций. Основными из них выступают:

Реалистически-правовая позиция рассматривает семью как часть общества, необходимую для функционирования общества, решающую определенные задачи, а потому нуждающуюся в правовом обеспечении и поддержке ее целостности и стабильности. С древнейших времен в традициях, а затем и законах закреплялись права и обязанности семьи перед обществом, нормы взаимоотношения между супругами, процедура передачи и разделения наследства. Традиционно эти нормы направлены на укрепление брака, препятствуют его распаду, оставлению партнерами друг друга, которое становится возможным лишь в исключительных случаях, например, бесплодности женщины, когда выполнение основной функции семьи является невозможным.

Хотя укрепление семьи со стороны общества, государства, религии является достаточно традиционным, существуют и альтернативные подходы. Так, например, в племенах Океании, часто семья в социальной структуре противостоит общине, и последняя стремится напротив, всячески ослабить семью. В частности, мужчины живут отдельно от собственных матерей, жен и детей в мужском доме, куда забирают и всех мальчиков по достижению определенного возраста. Мужчины всегда остаются в общине и делают работу совместно, в то время как девушек выдают замуж в соседние общины, где они ведут самостоятельное семейное хозяйство. Но в тоже время, община строго следит за сохранностью брака, пресекает измены и делает невозможным его расторжение.

Готовые работы на аналогичную тему

Морально-идеалистические концепции брака рассматривают его не как социальную реальность, объединение людей с целью решения экономических вопросов и для продолжения рода, но как духовный союз двух родственных душ. Еще Платон, объяснял стремление мужчины и женщины к браку стремлением к воссоединению двух половинок некогда единого существа – андрогина. В христианском учении параллели этому мифу можно найти в истории сотворения Евы из ребра Адама, где присутствуют те же мотивы некогда целостного, но позже разделенного существа, которое вновь стремится обрести единство.

Брак, как духовная реальность претендует на связывание людей не только юридическими и социальными обязательствами, но духовными скрепами, при этом предполагается некая предначертанность партнеров друг для друга, их объединение не только в этой жизни, но и посмертном существовании, либо череде перерождений. При этом брачные отношения рассматриваются как гармония между супругами, их взаимная приязнь, доверие, преданность, стремление духовному и этическому росту.

Повседневно-бытовая позиция отражает массовые взгляды на брак и представляет собой срединное течение, объединяющее черты реалистического и идеалистического понимания семьи.

Проблема пола, межполовых отличий в философии

Проблема пола и межполовых отличий является для социальной философии столь же традиционной, как и проблема барака. При этом на протяжении веков именно мужчина оставался субъектом, действующим лицом философии, равно как и любой сознательной деятельности, а женщина рассматривалась исключительно с мужской позиции, что неизбежно влекло за собой установление превосходства мужчин над женщинами.

Так уже у Платона можно найти рассуждения о том, что любовь к женщинам есть любовь низкая, животная, обусловленная потребностями тела, в то время как любовь к мужчине есть любовь духовная, интеллектуальная, связанная в первую очередь духовными потребностями в собеседнике, друге, верном соратнике.

В период средневековья под догматом церкви отношение к женщине выстраивается более чем двойственное. С одной стороны, женщина – это мать, материнство, воспитание детей являются ее священной функцией, отсылкой к Богородице, однако вместе с тем материнство фактически единственное что оправдывает существование женщины вообще. Женщина рассматривается как виновница грехопадения, источник искушения, первая пособница нечистой силы, средневековые мыслители пишут о женщине, что притягательность ее заключается «в одной лишь коже, снимите ее и там вы обнаружите лишь мерзость».

В период Нового времени сравнение мужчин и женщин происходит уже по физиологическим и психологическим параметрам. Философами признается, что мужчины и женщины обладают общими задатками в плане половых органов, однако последние у мужчины выражены в большей степени. С психологическими различиями философы усматривают еще больше поводов для возвышения мужчины и подчинения женщины. Последним приписывается эмоциональная природа, неспособность абстрактно, независимо от собственного состояния оценивать мир, скупость, импульсивность, алогичность.

Проблема брака и пола в современное время

На протяжении веков брак оставался относительно неподвижной, крайне консервативной формой социальной реальности. Однако являясь в действительности союзом двух людей, брак чутко реагирует на изменения в каждом из них и подстраивается под эти изменения, поскольку брак в существует не ради самого брака, но ради личности, ибо без взаимоотношений супругов брак как таковой несостоятелен.

Феминистическое движение, эмансипация, научно-технический прогресс, рост благополучия общества, замещения части семейных функций рынком и государством, повлекли за собой изменение гендерной, социальной и супружеской роли женщины, ее активное включение в экономическую деятельность, политическую жизнь, все сферы общества.

Как следствие мужская гендерная идентичность не могла оставаться неизменной, она была вынуждена реагировать на изменение женских ролей, поведения, психологических особенностей. Смещение аспектов мужского и женского неизбежно влечет за собой и изменение самого брака, как точки их наиболее тесного соприкосновения.

Место традиционного, патриархального брака, занимает партнерский брак с равноправным распределением ролей, попыткой установления равновесия между супругами, которая не редко оборачивается борьбой за власть, конкуренцией и распадом брачных отношений.

Источник

Семья в социально-философском измерении

Исторические предпосылки создания семьи, ее основные функции. Анализ взглядов Ф. Энгельса на особенности развития семейных отношений в различных общественно-экономических формациях. Социально-психологические проблемы молодоженов в современной России.

РубрикаСоциология и обществознание
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления28.11.2014
Размер файла38,5 K

Что такое семья философия. Смотреть фото Что такое семья философия. Смотреть картинку Что такое семья философия. Картинка про Что такое семья философия. Фото Что такое семья философия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Размещено на http://allbest.ru

1.Семья как кровно-родовая ячейка общества

2. Взгляды Фридриха Энгельса в его трудах

3. Социальные проблемы семьи в современной России

Список использованной литературы

Цель работы: изучить проблему и вопрос «Семья в социально-философском измерении».

Задачи: проанализировать социальные проблемы семьи в современной России.

Актуальность темы исследования.

Все этапы жизненного пути индивида, равно как и все самые острые проблемы человечества в том или ином виде представлены во внутрисемейных взаимоотношениях.

На протяжении всей истории человечества семья всегда воспринималась не только как непреложная жизненная реальность, но и как проблема:

Каковы ее основания?

Нуклеарной или расширенной?

Добровольной или принудительной?

Каково соотношение наслаждения, обязанностей и страдания внутри самой семейной действительности?

Является ли сущность семьи постиндустриального общества универсальной, инвариантной и обусловленной логикой экономического развития или же она в значительной степени определяется культурными, этническими, религиозными и нравственными параметрами общественных организмов?

В социально-философском измерении семья выступает как социальная общность и форма бытия, микросистема социальных связей и отношений, элемент социальной структуры общества.

Семья является важнейшим институтом социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей.

1. Семья как кровно-родовая ячейка общества

Огромное влияние на функционирование семьи оказывает культура и социально-психологическое устройство общества. Каждое общество благодаря культурным традициям имеет свое представление о сущности семьи.

Важнейшей функцией семьи как социального института является воспроизводство и воспитание молодого поколения. Главными факторами, скрепляющими семью и противодействующими ее распаду, выступают разнообразные формы взаимодействия и взаимоотношений в различных сферах совместной жизни: хозяйственно-бытовой, интимной, нравственно-воспитательной. При отсутствии совместной деятельности или при ее ослаблении семейные отношения деформируются.

Специфика современной семьи состоит в том, что большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения характеризуются с правовой точки зрения как равноправные. Однако, как замечает В.Н. Дружинин, подкрепляя свои взгляды высказываниями Н.Я. Бердяева, нет другого такого института общества более не свободного, в смысле навязывания определенных правил жизни человека, более жесткого, чем семья. семья моральный психологический

Для более глубокого понимания сущности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями нас интересует реальная нормальная или аномальная семья, имеющая детей и занимающаяся их воспитанием.

Основными первоначальными мотивами создания семьи в большинстве своем выступает стремление молодых людей к обеспечению личного счастья, к удовлетворению потребности в психологической и физической близости к человеку другого пола. В то же время цели создания семьи выходят далеко за рамки личных взаимоотношений и выступают как социально заданные и социально ценные.

Развитие семейных отношений во многом подчиняется общим закономерностям возникновения семьи. В начале супружеской жизни на первое место выступают чувственные влечения, а моральные и психологические несоответствия зачастую недооценивается. Но проходит время, и на первый план выдвигаются более долговременные цели, встает вопрос о ценностях и средствах их достижения. Если супруги находятся на разных стадиях морального развития и эстетического восприятия действительности, то они начинают раздражать друг друга, создавая конфликтные ситуации. В таких семьях неудовлетворенность в браке, психическая и физическая несовместимость приводят к дисгармонии супружеских отношений, разводам, неврозам и т. д.

Выбирая тот или иной вариант поведения, каждый из супругов руководствуется сформировавшимися у него моральными принципами и установками. Их возникновение во многом обусловлено спецификой той семьи, в которой они воспитывались.

В ходе изучения проблем семьи обнаружена важнейшая закономерность: существует неосознанная тенденция повторять модель отношений своих собственных родителей в собственной семье. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом и наблюдения за его поведением по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу. Если, например, муж грубо обращался с женой, оскорблял ее, унижая личное достоинство, то не исключено, что сын в своей семье будет поступать аналогичным образом. По такой же схеме будет вести себя по отношению к мужу и дочь.

Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера, который осуществляется или по сходству, или по противоположности, Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги. В противоположном случае может возникать борьба за власть, непонимание, разводы, брошенные дети и т.д.

В нашей российской действительности большинство молодых людей, планируя создание своей семьи, хотели бы жить отдельно от родителей. Однако по разным причинам это сделать удается не всем. Многие из них после установления брачных отношений продолжают жить с родителями мужа или жены. Кроме того, немало встречается случаев, когда на свет появляются так называемые внебрачные дети, многие бездетные семьи усыновляют или удочеряют детей, лишившихся попечительства родителей.

2. Взгляды Фридриха Энгельса в его трудах

Опираясь на материал книги американского этнографа и историка Льюиса Моргана «Древнее общество, или Исследование направлений человеческого развития от дикого состояния к варварству и далее к цивилизации» (англ. Ancient society: or, Researches in the Lines of Human Progress from Savagery through Barbarism to Civilization), а также на работы других учёных, Энгельс в данном произведении исследует основные черты развития первобытнообщинного строя.

В работе раскрыт процесс разложения первобытнообщинного строя и образования классового общества, основанного на частной собственности. Он прослеживает изменение форм брака и семьи в связи с экономическим прогрессом общества, анализирует процесс разложения родового строя (на примере трех народов: древних греков, римлян и германцев) и его экономические причины.

Энгельс показывает далее, что разделение труда и рост производительности труда привели к возникновению обмена частной собственности, к разрушению родового строя и к образованию классов. В работе показаны общие характерные черты этого общества; выяснены особенности развития семейных отношений в различных общественно-экономических формациях; вскрыты происхождение и сущность государства.

Возникновение классовых противоречий, по мнению Ф. Энгельса, вызвало к жизни государство как средство защиты интересов господствующего класса.

Основные выводы, к которым приходит Энгельс в данной работе:

Частная собственность, классы и государство существовали не всегда, а возникли на определенной ступени экономического развития;

Государство в руках господствующих классов всегда является лишь орудием насилия, угнетения широких масс народа;

Классы должны неизбежно исчезнуть, так же как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов неизбежно исчезнет государство.

Современная эволюционная антропология в настоящее время по-новому оценивает некоторые положения выводов Ф. Энгельса Многие современные комментаторы (включая марксистов) сходятся на том, что не все положения книги истинны, однако, существуют и другие точки зрения.

Она основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом. Она отличается от парного брака гораздо большей прочностью брачных уз, которые теперь уже не расторгаются по желанию любой из сторон.

Теперь уже, как правило, только муж может их расторгнуть и отвергнуть свою жену. Право на супружескую неверность остается обеспеченным за ним и теперь, во всяком случае, в силу обычая (Code Napolйon определенно предоставляет такое право мужу, если только он не вводит сожительницу под семейный кров), и по мере дальнейшего общественного развития оно осуществляется все шире; если же жена вспомнит о былой практике половых отношений и захочет возобновить ее, то подвергается более строгой каре, чем когда-либо прежде.

Во всей своей суровости новая форма семьи выступает перед нами у греков. В то время, замечает Маркс4, как положение богинь в мифологии рисует нам более ранний период, когда женщины занимали еще более свободное и почетное положение, в героическую эпоху мы застаем женщину уже приниженной господством мужчины и конкуренцией рабынь. Достаточно прочесть в «Одиссее», как Телемах обрывает свою мать и заставляет ее замолчать.

Захваченные в плен молодые женщины становятся у Гомера жертвой плотской страсти победителей: военачальники по очереди и в соответствии со своим рангом выбирают себе самых красивых из них; все действие «Илиады», как известно, развертывается вокруг спора между Ахиллесом и Агамемноном из-за такой рабыни. При каждом сколько-нибудь значительном гомеровском герое упоминается пленная девушка, с которой он делит палатку и ложе.

Этих девушек берут также с собой на родину и в супружеский дом, как, например, у Эсхила Агамемнон поступает с Кассандрой; рожденные от таких рабынь сыновья получают небольшую долю отцовского наследства и считаются свободными гражданами; Тевкр является таким внебрачным сыном Теламона и может называть себя по отцу. От законной жены требуется, чтобы она мирилась со всем этим, сама же строго соблюдала целомудрие и супружескую верность.

Хотя греческая женщина героической эпохи пользуется большим уважением, чем женщина эпохи цивилизации, все же она, в конце концов, является для мужчины только матерью его рожденных в браке законных наследников, его главной домоправительницей и надсмотрщицей над рабынями, которых он по своему усмотрению может делать, и фактически делает, своими наложницами.

Именно существование рабства рядом с моногамией, наличие молодых красивых рабынь, находящихся в полном распоряжении мужчины, придало моногамии с самого начала ее специфический характер, сделав ее моногамией только для женщины, но не для мужчины. Такой характер она сохраняет и в настоящее время.

У греков более позднего периода следует проводить различие между дорийцами и ионийцами. У первых, классическим образцом которых служит Спарта, брачные отношения во многом еще более архаичны, чем даже те, которые изображены Гомером.

В Спарте существует парный брак, видоизмененный в соответствии с принятыми там воззрениями на государство и во многих отношениях еще напоминающий групповой брак.

Бездетные браки расторгаются: царь Анаксандрид (за 560 лет до н. э.), имевший бездетную жену, взял вторую и вел два хозяйства; около того же времени царь Аристон, у которого были две бесплодные жены, взял третью, но зато отпустил одну из первых. С другой стороны, несколько братьев могли иметь общую жену; человек, которому нравилась жена его друга, мог делить ее с ним, и признавалось приличным предоставлять свою жену в распоряжение, как выразился бы Бисмарк, здорового «жеребца», даже если тот не принадлежал к числу сограждан. Из одного места у Плутарха, где спартанка направляет к своему мужу поклонника, который домогается ее любви, можно заключить, согласно Шману, даже о еще большей свободе нравов.

Естественно, что в силу всех этих условий женщины в Спарте занимали гораздо более почетное положение, чем у остальных греков. Спартанские женщины и лучшая часть афинских гетер были в Греции единственными женщинами, о которых древние говорят с уважением и высказывания которых они признают заслуживающими упоминания.

Именно на почве этой проституции выработались единственные яркие типы греческих женщин, которые так же возвышались над общим уровнем женщин античности своим умом и художественным вкусом, как спартанки своим характером. Но то обстоятельство, что нужно было сначала сделаться гетерой, чтобы стать подлинной женщиной, служит самым суровым осуждением афинской семьи.

Эта афинская семья с течением времени сделалась образцом, по которому устраивали свои домашние порядки не только остальные ионийцы, но постепенно и все греки как внутри страны, так и в колониях. Однако, вопреки всему этому затворничеству и надзору, гречанки довольно часто находили возможность обманывать своих мужей, а последние, стыдившиеся обнаружить хотя бы какое-нибудь чувство любви к своим женам, развлекались всяческими любовными похождениями с гетерами; но унижение женщин мстило за себя и унижало самих мужчин, вплоть до того, что в конце концов они погрязли в противоестественной любви к мальчикам и лишили достоинства своих богов, как и самих себя, мифом о Ганимеде

Таким образом, единобрачие появляется в истории отнюдь не в качестве основанного на согласии союза между мужчиной и женщиной и еще меньше в качестве высшей формы этого союза.

Напротив. Оно появляется как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор во всей предшествующей истории противоречия между полами. В одной старой ненапечатанной рукописи 1846 г., принадлежащей Марксу и мне, я нахожу следующее: «Первое разделение труда было между мужчиной и женщиной для производства детей».

К этому я могу теперь добавить: первая появляющаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским.

Старая относительная свобода половых связей отнюдь не исчезла с победой парного брака или даже единобрачия.

«Старая система брака, введенная в более тесные границы в результате постепенного вымирания пуналуальных групп, все еще служила той средой, в которой развивалась семья, и тормозила ее развитие вплоть до первых проблесков цивилизации. она исчезла, наконец, перейдя в новую форму гетеризма, которая и в период цивилизации следует за людьми, точно мрачная тень, лежащая на семье».

Под гетеризмом Морган понимает существующие наряду с единобрачием внебрачные половые связи мужчин с незамужними женщинами, что, как известно, процветает в самых различных формах на протяжении всего периода цивилизации и все более и более превращается в неприкрытую проституциюь.

Этот гетеризм ведет свое происхождение непосредственно от группового брака, от той жертвы, ценой которой женщины, отдаваясь посторонним, покупали себе право на целомудрие. Отдаваться за деньги было первоначально религиозным актом; это происходило в храме богини любви, и деньги шли в первое время в сокровищницу храма.

С возникновением имущественного неравенства, то есть уже на высшей ступени варварства, наряду с рабским трудом спорадически появляется и наемный труд и одновременно как необходимый его спутник профессиональная проституция свободных женщин наряду с принуждением рабынь отдаваться мужчинам.

Но это осуждение в действительности направляется не против причастных к этому мужчин, а только против женщин; их презирают и выбрасывают из общества, чтобы, таким образом, снова провозгласить, как основной общественный закон, неограниченное господство мужчин над женским полом.

Но вместе с этим развивается второе противоречие внутри самой моногамии. Рядом с мужем, скрашивающим свое существование гетеризмом, стоит покинутая супруга. Одна сторона противоречия так же немыслима без другой, как невозможно иметь в руке целое яблоко после того, как съедена его половина. Однако не таково, по-видимому, было мнение мужчин, пока жены не вразумили их. Вместе с единобрачием появляются два неизменных, ранее неизвестных характерных общественных типа: постоянный любовник жены и муж-рогоносец.

Мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные. Рядом с единобрачием и гетеризмом неустранимым общественным явлением сделалось и прелюбодеяние, запрещенное, строго наказуемое, но неискоренимое. Достоверность происхождения детей от законного отца продолжала, как и раньше, основываться самое большее на нравственном убеждении, и, чтобы разрешить неразрешимое противоречие. Code Napolйon ввел статью 312:

Таков конечный результат трехтысячелетнего существования единобрачия.

Таким образом, в тех случаях, когда индивидуальная семья остается верна своему историческому происхождению и когда в ней в силу исключительного господства мужа противоречие между мужчиной и женщиной приобретает ясно выраженный характер, эта семья дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество, разделенное на классы со времени наступления эпохи цивилизации, и которые оно не способно ни разрешить, ни преодолеть. Я говорю здесь, разумеется, лишь о тех случаях единобрачия, когда супружеская жизнь действительно соответствует установлениям, вытекающим из первоначального характера этого института, но жена при этом восстает против господства мужа.

Что далеко не все браки протекают так, об этом лучше всех знает немецкий филистер, который так же не умеет быть господином в своем доме, как и в государстве; его жена поэтому с полным правом присваивает себе мужскую власть, которой он не достоин. Зато он воображает, что стоит гораздо выше своего французского товарища по несчастью, которому чаще, чем ему самому, приходится куда хуже.

Впрочем, индивидуальная семья отнюдь не везде и не во всякое время принимала такую классически суровую форму, какую она имела у греков. У римлян, которые в качестве будущих завоевателей мира обладали более широким, хотя и менее утонченным взглядом на вещи, чем греки, жена пользовалась большей свободой и большим уважением. Римлянин считал, что супружеская верность достаточно обеспечена предоставленной ему властью над жизнью и смертью его жены.

Кроме того, жена могла здесь наравне с мужем при желании расторгнуть брак. Но наибольший прогресс в развитии единобрачия был достигнут, несомненно, с вступлением на историческую арену германцев и достигнут потому, что у них, вероятно ввиду их бедности, моногамия, по-видимому, в то время еще не вполне развилась из парного брака.

И, в-третьих, женщины у германцев пользовались большим уважением и значительным влиянием на общественные дела, что стоит в прямом противоречии со свойственным моногамии господством мужчин. Почти во всем этом германцы не отличаются от спартанцев, у которых, как мы видели, парный брак также не был еще полностью изжит.

Таким образом, и в этом отношении вместе с германцами приобрел мировое господство совершенно новый элемент. Новая моногамия, развившаяся на развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере, с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала классическая древность.

Этот прогресс, однако, был вызван именно тем обстоятельством, что германцы переживали еще период парной семьи и перенесли в моногамию, насколько это представлялось возможным, положение женщины, соответствующее парной семье; он был вызван отнюдь не каким-то легендарным, чудесным природным предрасположением германцев к чистоте нравов, которое в сущности сводится к тому, что парный брак действительно свободен от резких нравственных противоречий, присущих моногамии.

Напротив, германцы в период их переселений, в особенности на юго-восток, к степным кочевникам Причерноморья, глубоко пали в нравственном отношении и восприняли у последних, кроме их искусства верховой езды, также и гнусные противоестественные пороки, о чем определенно свидетельствует Аммиан относительно тайфалов и Прокопий относительно герулов.

Жители Северной Франции, а равным образом и бравые немцы тоже усвоили этот род поэзии вместе с соответствующей ему манерой рыцарской любви, и наш старый Вольфрам фон Эшенбах оставил на ту же щекотливую тему три чудесные песни, которые мне нравятся больше, чем его три длинные героические поэмы.

Заключение брака в современной нам буржуазной среде происходит двояким образом. В католических странах родители по-прежнему подыскивают юному буржуазному сынку подходящую жену, и, разумеется, результатом этого является наиболее полное развитие присущего моногамии противоречия: пышный расцвет гетеризма со стороны мужа, пышный расцвет супружеской неверности со стороны жены.

Католическая церковь, надо думать, отменила развод, лишь убедившись, что против супружеской неверности, как против смерти, нет никаких средств.

В протестантских странах, напротив, буржуазному сынку, как правило, предоставляется большая или меньшая свобода выбирать себе жену из своего класса; поэтому основой для заключения брака может служить в известной степени любовь, как это, приличия ради, постоянно и предполагается в соответствии с духом протестантского лицемерия. Здесь гетеризм практикуется мужем не столь энергично, а неверность жены встречается не так часто. Но так как при любой форме брака люди остаются такими же, какими были до него, а буржуа в протестантских странах в большинстве своем филистеры, то эта протестантская моногамия, даже если брать в общем лучшие случаи, все же приводит только к невыносимо скучному супружескому сожительству, которое называют семейным счастьем.

3. Социальные проблемы семьи в современной России

Социально-психологические проблемы молодой семьи: Важное место в структуре трудностей молодой семьи занимают психологические проблемы, при этом не всегда супруги способны их осознать и самостоятельно с ними справиться.

Структурируя супружеские проблемы, приводится список проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию:

· различного рода конфликты, взаимное недовольство, связан­ные с распределением супружеских ролей и обязанностей;

· конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения;

· сексуальные проблемы, недовольство одного супруга дру­гим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сек­суальные отношения;

· сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов;

· отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близо­сти и доверительности, проблемы общения;

Психологический климат в молодой семье может существенно осложняться и специфически видоизменяться в том случае, если молодая пара вынуждена жить вместе с родителями. Решение жить совместно с родителями одного из супругов может быть продиктовано не только отсутствием материальной возможности купить квартиру или хотя бы ее снимать, но и другими соображениями. Но независимо от того, живут ли молодожены отдельно или совместно с родителями одного из супругов, выстраивать правила совместной жизни, как-то обозначить границы своей семьи и, наконец, определиться с семейным бюджетом, все-таки приходится.

Если молодые люди, создавая семью, полностью зависят от родителей, не имея собственного бюджета, по мнению некоторых исследователей, вряд ли есть смысл говорить о создании новой семьи как таковой.

В случае если молодожены имеют собственный бюджет, но живут вместе с родителями одного из супругов, у них есть возможность выстроить собственные правила и границы семьи, но эти правила должны быть серьезно скорректированы с тем, что принято в родительской семье. Даже если родители настроены доброжелательно по отношению к вошедшему в их семью зятю или невестке, конфликтные ситуации могут возникать довольно часто по самым ничтожным поводам.

Но есть и гораздо более серьезные причины. В такой расширенной семье, даже если молодая пара попытается выстроить свои правила семейного функционирования, их постоянно придется менять в зависимости от требований старшего поколения, любое свое решение молодые должны будут согласовывать, часто в ущерб собственным желаниям.

Если же молодые станут настаивать на автономности своих семейных отношений, то родители могут посчитать это неуважением или пренебрежением их мнением. Понятно, что семейная атмосфера от этого не улучшится. В случае же подобного конфликта один из молодоженов будет находиться «между двух огней», пытаясь погасить конфликт.

Понятно, что если молодая пара в большей или меньшей степени материально зависима от старших, то возможность контроля или наказания находится в прямой зависимости от «длины материального поводка», на котором держат молодую пару.

Этих наиболее часто встречающихся обстоятельств уже достаточно, чтобы молодая семья приложила максимальные усилия для того, чтобы жить отдельно от родителей.

Таким образом, для формирования собственной семьи человеку необходимо психологически отделиться от своих родителей, достичь определенного уровня психологической зрелости. В противном случае имеет место психологическая неготовность к браку, незрелость супругов, которая и определяет их чрезмерную привязанность к своим родителям (обычно к матери). семья энгельс россия

Существуют в молодых семьях и социально-психологические сложности с умением распределять бюджет, которое формируется обычно трудно, методом проб и ошибок, иногда по схеме «как делает моя мама». Но вся беда в том, что девушка или молодой человек, стремясь опираться на родительский опыт, не осознают с достаточной полнотой, что способ расходования средств, принятый в их семьях, был весьма далек от оптимального, и таковым он кажется только в силу отсутствия знаний об альтернативных вариантах.

Психологическая проблема состоит также в неумении отказаться от чего-либо, необходимого одному из супругов, для удовлетворения общей потребности. Кроме того, причиной конфликтов становится простое неумение договариваться, искать компромиссные варианты решения общей проблемы.

Создает серьезные психологические проблемы и процесс физиологической, сексуальной адаптации молодых партнеров.

Отдельную психологическую проблему представляет собой несовпадение представлений мужа и жены относительно профессиональной карьеры женщины. Как правило, если женщина активно участвует в профессиональной деятельности, она пользуется и большими правами в решении основных семейных проблем. Вопрос о том, в какой степени женщина должна посвятить себя семье или же работе, часто является предметом споров между супругами. По-видимому, мнения на этот счет должны быть согласованы еще до свадьбы.

Для молодых супругов более актуальным является умение разрешить конфликты. Каждый день для супругов встают проблемы, требующие немедленного разрешения: куда пойти, как провести свободное время, как и на что потратить деньги, кого позвать в гости и тому подобное. Умение находить компромиссные решения по таким вопросам ведет к сплочению семьи.

Таким образом, молодая семья имеет ряд проблем. Основными из них являются материально-бытовые и жилищные проблемы; психологические проблемы; проблема трудоустройства молодых супругов. Для того чтобы молодая семья могла осуществлять все свои функции, необходимо комплексное решение этих проблем, на что и должна быть направлена государственная семейная политика в отношении молодой семьи.

Список использованной литературы

1. Антонов А.И. Микросоциология семьи: Методол. исслед. структур и процессов. Антонов А.И. Мнемоза, 2005.

2. Бэтлер А. О любви, семье и государстве: Философско-социологический очерк. М.: КомКнига, 2006.

3. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России) Москва: Ин-т социологии РАН, 2006

4. Лисовский, В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование Авдеев, А.А. Планирование семьи: теория и практика)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Изменения в семье, вызванные системным кризисом. Социально-экономическое состояние семьи. Социально-демографические характеристики семьи. Социально-психологические последствия. Статусно-ролевая и ценностная структура современной семьи.

реферат [35,6 K], добавлен 16.05.2004

Семья как малая социальная группа. Основные типы семьи. Специфика семьи как социального института, ее основные функции. Межличностные отношения между детьми и родителями. Факторы семейной связи, определяющие крепость семьи. Проблемы современной семьи.

контрольная работа [32,0 K], добавлен 27.10.2010

Понятие, сущность и функции семьи. Типы отношений внутри семьи: традиционный и демократический. Социально-экономическое положение семьи в современной России. Учреждения социального обслуживания семьи и детей. Организация социальной защиты семей в Москве.

курсовая работа [94,9 K], добавлен 08.10.2014

Функции и типология семьи как социального института. Современные проблемы неполных семей. Социально-экономические простых (нуклеарных) и многодетных семей. Статистика разводов и браков в России. Показатели, характеризующие уровень жизни населения.

курсовая работа [760,3 K], добавлен 04.09.2011

Групповое качество семейной жизнедеятельности. Брак и семья как социальные институты и их функции. Содержание брачных отношений. Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений. Функции семьи и брака. Перспективы развития.

курсовая работа [77,5 K], добавлен 22.10.2008

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *