Что такое семья конспект урока 10 класс
Класс: 10
Презентация к уроку
Форма: урок получения новых знаний.
Тип: урок формирования нового проблемного видения.
Цель урока:
Задачи:
План:
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
Здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычный урок. Темой сегодняшнего нашего урока будет одновременно и социальный институт и первичная малая социальная группа, рассмотрение вопроса затрагивает аспекты трех наук социологию, историю и психологию. Догадались?
(слайд 1 «Определение тема урока»)
— Просмотрите на ряд символов, которые определяют один социальный институт, относятся к одному явлению человеческого общества?
(слайд 2 «Тема урока»)
О чем бы вы хотели узнать? Что мы должны рассмотреть?
(слайд 3 «План урока»)
2. История семьи и брака (игра «Из уст в уста»)
(по ходу рассказа используются ключевые понятия (Приложение 1))
— Сейчас мы с Вами поиграем в игру «Из уст в уста», для этого мне понадобятся 1 участник. Один остается в классе другой выходит за дверь. Сейчас ваша задача как можно лучше запомнить мой рассказ с применением ключевых слов и пересказать его своему другу. Задача классу, слушая рассказ записывать основные понятия, и постараться дополнить рассказ студента и исправить его ошибки.
Система брачных отношений зародилась в животном мире. Существуют 4 формы брачных взаимоотношений:
Таким образом, человечество за свою тысячелетнюю историю не смогло остановиться на какой либо из форм брачных отношений, возможно в этом кроется причина проблем семьи: разводов, измен, ссор.
В социологии семья исследуется как социальный институт и как малая социальная группа.
— Рассмотрим семью как социальный институт.
Семья — особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семья как социальный институт имеет две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи. Вторая особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.
— Какие функции выполняет семья? (Слайд 4-9)
Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции:
— биологическое воспроизводство общества (репродуктивная),
— воспитание и социализация молодого поколения,
— воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи,
— забота о нетрудоспособных членах семьи,
— эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).
(Слайд 10)
Виды семьи
Выделяют три ступени родства: ближайшие, двоюродные и троюродные. Вместе они составляют «фамильное дерево», на котором, теоретически может быть до 200 веток. На пример сноха, брат.
Аукцион
Распределение обязанностей в семье
Нуклеарная семья претерпевает определенную эволюцию. Это связано с изменением ролей внутри семьи. Если в прошлом, в традиционном обществе превалировала однокарьерная, где отец являлся главой семьи, он был занят в общественном производстве, зарабатывал деньги и кормил семью, а мать была занята домашним хозяйством, следила за порядком в доме готовила пищу. В современном обществе для нуклеарной семьи более характерна двукарьерная или двудоходная модель, согласно которой и отец и мать работают поровну делят домашние заботы.
— Давайте сейчас юноши напишут в тетради обязанности жены, а девушки обязанности мужа. (Зачитать)
Теперь давайте подчеркнем обязанности, которые можно выполнить вместе.
— Как мы видим не всегда в семьях обязанности распределяются справедливо и поэтому выделяют семьи: традиционные, где муж приносит основной доход, а жена занимается домашним хозяйством, партнерского типа — муж и жена работают и делят домашние обязанности, и семья эксплуататорского типа — где супруги работают оба, но домашние обязанности остаются на плечах жены
5. Добрачные отношения
Рассмотрим этапы добрачных отношений (Слайд 13)
1. Знакомство
Знакомство юноши и девушки может принимать три основные формы:
Разыграйте 1 или 3 способа знакомства
— Давайте сейчас заглянем в «Брачное агентство» и попытаемся образовать две пары. Для этого мы разделимся на две группы: юношей и девушек.
Итак, задание для девушек Познакомьтесь со словесным «портретом жениха, попытайтесь предложить свой «портрет невесты», с которой этот «жених» сможет создать и сохранить семью. Портрет может состоять из 5-6 основных характеристик (Слайд 14) (Приложение 2):
— По какому принципу вы подбирали партнера? Какие параметры образование, увлечения, темперамент, черты характера должны совпадать, а какие могут или должны быть разными, (должны придти к выводу что не двойник, а собеседник делает общение интересным.)
2. Первое свидание
Опишите первое свидание, составьте рассказ, ответив на вопросы:
3. Ухаживание
(Нарисовать на листке бумаги атрибуты ухаживания, сватовства, помолвки)
Справочная информация для учителя:
Сватовство представляет собой обряд, согласно которому будущий жених «просит руки» своей избранницы у ее родителей. Участвовать может либо он сам, либо посылать сватов (родители жениха, близкие родственники. В назначенный день жених наносит ритуальный визит родителям своей избранницы. По такому случаю полагается надеть костюм и иметь два букета цветов: для девушки и ее матери. Жених говорит родителям невесты о своих чувствах и «просит ее руки». Если родители принимают просьбу жениха, то отец невесты вкладывает правую руку дочери в руку своего будущего зятя. После сватовства будущие молодожены договариваются об объявлении помолвки и определяют его дату.
Задание: Разыграйте сценарий сватовства и помолвки.
6. Проблемы семьи
— Счастливой свадьбой заканчиваются серьезные отношения между влюбленными, так заканчиваются и многие сказки. И действительно сказка заканчивается и начинается семейная жизнь, где мужа и жену подстерегают подводные рифы: непонимание, конфликты, обиды.
— Какие главные проблемы переживает современная семья? (ученики отвечают учитель пишет на доске) (неумение общаться, разводы, квартирный вопрос, бытовые сложности, проблема рождаемости, измены, алкоголизм, наркомания. )
Понятно, что муж, выражающий недовольство по поводу не пришитой вешалки или не глаженой рубашки, в то время как ребенок надрывается от крика или у мамы не ладится с кормлением, вызывается, мягко говоря, не самые добрые чувства. И молодая мама, не выспавшаяся, уставшая, вполне возможно, отреагирует на претензии мужа вовсе не так, как ему самому этого хотелось бы.
7. Обобщение
— Составим коллективный рассказ на тему «Счастливая семья это. »
8. Рефлексия
Список использованной литературы
Использованные материалы и интернет-ресурсы
Конспект урока «Семья — составная часть общества», 10 класс
Конспект урока «Семья — составная часть общества»
Цели и задачи : Раскрыть понятие «семья» : способствовать развитию понятия о взаимоотношениях между членами семьи
2. Развивать мышление, внимание.
1. Актуализация знаний.
— какой закончили изучать раздел?
— о чем вы узнали из этого раздела?
— Что нового для себя открыли?
Тест «Земля – космическое тело»
1. Сколько планет в солнечной системе?
2. Какая планета находится третьей от солнца?
А) Меркурий Б) Земля В) Венера
3. За какое время доходит солнечный луч до земли?
А) за 1 секунду Б) за 4 года В) за 8 минут
4. Кто был первым космонавтом?
А) Гагарин Б) Леонов В) Армстронг
5. Чем является солнце? ___
6. Уменьшенная модель земли называется ___
7. Перечисли материки : ___
8. Воображаемая линия, проходящая на одинаковом расстоянии от полюсов, называется :
А) экватором Б) меридианом В) параллелью
9. Подбери к каждому слову первого столбика соответствующее определение из второго столбика.
1. параллели А) линия, соединяющая два полюса
2. меридианы Б) линии параллельные экватору
10. За какое время Земля делает оборот вокруг своей оси?
Завидовать не смей!
Теперь вот так, точь-в-точь,
— Как вы думаете, какой будет следующий раздел в нашем учебнике?
— Как назвать одним словом группу живущих вместе родственников?
Какой вклад в развитие хозяйства семьи вносит каждый из ее членов?
Новый учебник с. 77 рассмотрите и прочитайте схему.
Работа по учебнику с. 122
— Сравните с помощью кругов Венна общество и семью
Жители Общий Небольшая
Государства быт, группа
Казахстан произ. На кровном
— Что такое семейный бюджет?
— Как он распределяется? Приведите примеры.
— Какие отношения должны быть у родственников?
— Объясните пословицу «Зачем семье клад, коли есть лад?»
Составьте пятистишие к слову СЕМЬЯ
Благополучная, дружная, счастливая
5. Домашнее задание.
Тест «Земля – космическое тело»
1. Сколько планет в солнечной системе?
2. Какая планета находится третьей от солнца?
А) Меркурий Б) Земля В) Венера
3. За какое время доходит солнечный луч до земли?
А) за 1 секунду Б) за 4 года В) за 8 минут
4. Кто был первым космонавтом?
А) Гагарин Б) Леонов В) Армстронг
5. Чем является солнце? ___
6. Уменьшенная модель земли называется ___
7. Перечисли материки : ___
8. Воображаемая линия, проходящая на одинаковом расстоянии от полюсов, называется :
А) экватором Б) меридианом В) параллелью
9. Подбери к каждому слову первого столбика соответствующее определение из второго столбика.
1. параллели А) линия, соединяющая два полюса
2. меридианы Б) линии параллельные экватору
10. За какое время Земля делает оборот вокруг своей оси?
А) за 12 часов Б) за год В) за 24 часа
Тест «Земля – космическое тело»
1. Сколько планет в солнечной системе?
2. Какая планета находится третьей от солнца?
А) Меркурий Б) Земля В) Венера
3. За какое время доходит солнечный луч до земли?
А) за 1 секунду Б) за 4 года В) за 8 минут
4. Кто был первым космонавтом?
А) Гагарин Б) Леонов В) Армстронг
5. Чем является солнце? ___
6. Уменьшенная модель земли называется ___
7. Перечисли материки : ___
8. Воображаемая линия, проходящая на одинаковом расстоянии от полюсов, называется :
А) экватором Б) меридианом В) параллелью
9. Подбери к каждому слову первого столбика соответствующее определение из второго столбика.
3. параллели А) линия, соединяющая два полюса
4. меридианы Б) линии параллельные экватору
10. За какое время Земля делает оборот вокруг своей оси?
А) за 12 часов Б) за год В) за 24 часа
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Блок-модуль урока по обществознанию «Экономика: наука и хозяйство» для самостоятельного изучения темы в 11 классе
Практическая работа по обществознанию для 7 класса «Виды и формы бизнеса»
Презентация по обществознанию для 6 класса на тему «Человек и человечность»
Презентация по обществознанию для 6 класса на тему «Будь смелым»
Презентация по обществознанию для 6 класса на тему «Человек славен добрыми делами»
Презентация по обществознанию для 6 класса на тему «Конфликты в межличностных отношениях»
Презентация по обществознанию для 6 класса на тему «Общение»
Презентация по обществознанию для 6 класса на тему «Человек в группе»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5405318 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по обществознанию «Семья» (10 класс)
Открытый урок по теме «Семья как малая социальная группа».
Образовательная цель : объяснять понятия и термины: «гендер», «гендерное поведение», «семейное воспитание», «многопоколенная семья», «нуклеарная семья», «гендерные различия, «личностные ресурсы семьи», «стиль воспитания»; ознакомить с психологией семейных отношений; выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания; описать особенности гендерного поведения.
Развивающая цель: развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
Воспитательная цель : способствовать формированию отношения к семье для ориентировки в актуальных жизненных вопросах, выработки собственной ответственной позиции.
Тип урока : урок-проблема с элементами ролевой игры.
МО: словесный, наглядный, ассоциативный, частично-поисковый, эвристический.
ФОПД: фронтально-индивидуальная, парная, групповая, творческая, лабораторная
СМУ и средства: доска, компьютер, рабочие листы, печатные учебные материалы, пословицы и высказывания о семье.
Эпиграф урока(на доске): Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Актуализация знаний. Работа по карточкам и устный опрос.
Межличностная совместимость: понятие, факторы, влияющие на межличностную совместимость.
Конформность: понятие, суть, примеры.
Какое совместное дело может увеличивать сплоченность вашего класса?
В один из зимних вечеров исследователи попросили помощников в течение 60 с смотреть вверх, на ничем не примечательное небо. Чем больше помощников смотрели в небо, тем больше прохожих присоединялось к группе. Объясните данный факт, опираясь на понятие конформности.
Герой фильма Э. Рязанова «Гараж», объясняя те или иные свои действия, все время повторял, что он «из большинства». Дайте ему характеристику.
Известно, что настоящий коллектив складывается постепенно. Обсудите, на какой ступени развития находится ваш класс.
Определите автора и название литературного произведения, фрагмент которого вы просмотрели.
Определить тему урока на основании услышанного и увиденного отрывка из сказки.
Пушкина «Сказка о царе Салтане»:
«Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
К милой матушке своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
Выбрал я жену себе,
Дочь, послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Ты детей благослови
Жить в совете и любви!»
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит»
Князь недолго собирался,
На царевне обвенчался,
Стали жить да поживать».
Учащиеся определяют тему урока, называют автора и название сказки.
Связь с предыдущей темой.
К какой социальной группе относится семья? К микрогруппе.
Учащиеся совместно с учителем определяют цель урока.
Цель урока: определить признаки семьи как малой группы и социального института, выявить тенденции развития современной семьи ( её типов, форм и функций).
Какие вопросы мы будем обсуждать? Что мы должны узнать о семье?
Рассказывают, что после того, как к Богу явился мужчина и заявил о своей скуке, Бог задумался:
— Из чего сделать женщину, если весь материал ушел на мужчину.
Но не желая отказывать в просьбе мужчине, Бог сотворил женщину, на что затратил: несколько ярких лучей солнца, все чарующе краски зари, задумчивую грусть луны, красоту лебедя, игривость котенка, грациозность стрекозы, ласковое тепло меха, притягательную силу магнита и все это слепил вместе.
В результате появилась настоящая женщина. Вот эту женщину Бог подарил мужчине, сказав при этом:
-Бери ее такой, какая она получилась, и не пытайся ее переделывать. Любуйся ею всю жизнь, но мучайся одновременно.
Я уверена, ребята, что не найдется на свете человека, которого бы не интересовала тема семьи. Мы с вами не исключение. К сожалению, проблем, связанных с семейной жизнью, очень много. Попытаемся в них вникнуть…
Тема урока: «Семья как малая группа». Мы рассмотрим следующие вопросы:
Особенности семьи как малой группы.
Воспитание в семье.
Изучение нового материала.
Как вы думаете, почему так много наук (этнография, социология, экономика семьи и домохозяйства, семейное право, демография, социальная психология, педагогика) изучают семью?
— расшифруйте интерес каждой науки по отношению к семье. Мы не ученые, но нам тоже интересно определить и обсудить проблемы современной семьи.
1. Особенности семьи как малой группы.
— Как вы думаете, почему семья занимает во многих отношениях особое положение по сравнению с другими социальными группами?
(После обсуждения на доске и в тетрадях у ребят появляются схемы).
Семья – это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Их связывает любовь, взаимовыручка, поддержка, ответственность, забота друг о друге.
А) расширенные (многопоколенные) объединяют два-три поколения людей;
Б) нуклеарные – пары с одним или двумя детьми;
Д) традиционная или патриархальная – предполагает главенство мужчины, такая семья объединяет три поколения, женщина зависит от мужчины;
Е) партнерская или эгалитарная – справедливое распределение семейных обязанностей, эмоциональная насыщенность.
— Как вы считаете, какие функции выполняет семья?
(По ходу обсуждения выстраивается схема.)
Все эти функции тесно связаны между собой, хотя их соотношение и вес могут быть различны.
— Какие ассоциации у вас возникают при слове «женщина»?
— Какие ассоциации у вас возникают при слове «мужчина»?
— А теперь посмотрите, какие черты их объединяют, а какие делают совершенно различными?
— Чего больше: сходства или различий? Сделайте общий вывод.
-Ученые говорят о гендерных ролях. Что они понимают под ними?
1. Биологические отличия.
2. Психологические отличительные свойства.
3. Поведенческие отличительные свойства.
Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли – нормативные предписания и ожидания «правильному мужскому или женскому поведению». Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида.
Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические времена и эпохи.
— Как они развивались на протяжении веков: что изменилось в наши дни? Что осталось неизменным?
На рабочем листе (задание 7) приведены результаты опроса группы выпускников российских вузов. Цель опроса – какие качества нужно воспитывать в современных мальчиках и девочках. (Для мальчиков: 1) самостоятельность, 2) ответственность,3) любознательность. Для девочек: 1) ответственность, 2) хорошие манеры, 3) послушание). Прокомментируйте эти результаты. Изложите свое мнение относительно особенностей гендерного поведения современных мальчиков и девочек.
Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция. Что же понимают современные ученые под словом «воспитание»?
Семейное воспитание – это осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи.
— Какие же факторы влияют на процесс семейного воспитания? (По ходу высказанных предположений на доске и в тетради появляется следующая схема).
Факторы, влияющие на процесс воспитания.
Личностные ресурсы семьи.
Спектр целей семейного воспитания.
— Какой из стилей семейного воспитания вам кажется самым разумным? Почему?
-Покажите сильные и слабые стороны предложенных стилей воспитания.
— Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите? (Увеличилось количество семей с неполным составом; недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей; обострилась социально-экономическая ситуация; прогрессирует тенденция к разрушению нравственных устоев семьи; недостаточное внимание государства к семейным проблемам.)
— Можно ли улучшить ситуацию с семейным воспитанием?
Психология семейных отношений.
Представьте себя в роли семейного психолога, к которому на прием пришла молодая семейная пара и семейная пара с детьми-подростками.
Супруги не знают психологические особенности семейных взаимоотношений. Ваша задача – продумайте советы, которые вы можете дать молодым людям и зрелой семейной паре в их семейной жизни.
Мужу не нравится, когда жена пользуется косметикой. Как быть?
Муж – сторонник здорового образа жизни, ходит дома босиком, и не только дома: на улице тоже босиком, или в сандалиях без носков (в любое время года). Может ли жена настаивать, чтобы он надевал носки?
Муж заботится о своем здоровье и хочет, чтобы жена заботилась о своем – делала зарядку. Жене – лень. Может ли он настаивать на этом?
Супругам надо выходить из квартиры по делам, с ними ребенок, они торопятся. Но тут жена спохватывается: «Давай переоденем маленькому рубашечку! Она не красивая!». Муж: «Нет, это не самое главное, пойдем так». Кто прав?
Муж идет с женой в магазин, берет рюкзак. Жена: «Возьми сумку, с рюкзаком некрасиво!». Как быть?
Мать просит сына вынести мусор. Тот не реагирует, продолжает смотреть телевизор. Когда в дверях появляется отец, сын вскакивает и выносит мусор. Как чувствовала себя мама? Что ребенок думаете в такой момент?
Вечером дочь куда-то собирается.
Мать: «В кино, что ль, собралась? Я-то знаю с кем.»
Мать: «А ты знаешь, чем такие прогулки заканчиваются?»
Как чувствует себя в этот момент дочь? Какой выход из ситуации предложите вы?
Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите?
Разъясните мысль Л.Н.Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
7. Домашнее задание.
Составьте мини-проект «Помощь семье».
Вы получили листочки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:
«Яйца курицу не учат» (родители)
«Молодо-зелено» (старшее поколение)
«Молодым везде у нас дорога» (молодежь)
— Определите, каким группам соответствуют данные выражения.
Задание для группы «Старшее поколение».
У вас большой жизненный опыт. Постарайтесь подумать и выработать «Свод правил семейного воспитания». Сформулируйте и запишите четкие и конкретные положения, которыми должны руководствоваться родители, бабушки, дедушки, принимающие участие в воспитании ребенка в семье. Оформите работу в виде плаката.
Задание для группы «Родители».
Составьте портрет идеального ребенка, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в детях. Самый активный из вас получает звание Мудрого родителя и будет представлять работу группы.
Задание для группы «Молодежь»
Составьте портрет идеального родителя, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в родителях. Оформите свою работу в виде плаката. Самый активный из вас получает звание Мудрого представителя молодежи и будет рассказывать о результатах работы своей группы.
— Представьте, что вы оказались на заседании дискуссионного клуба на тему: «Феминизм: «за» и «против». Выскажите свое мнение относительно проблемы феминизма.
На доске написаны фразы, которые вы должны продолжить.
— «После изучения материала на уроке я хочу…»
— «После изучения материала на уроке я могу…»
Исходя из вышеизложенного, использованные средства способствуют формированию семейных ценностей.
Еще Пий 11 говорил: семья священнее, чем государство, считал семью важнее государства. В одной притче рассказывается о счастливой семье. Секрет счастья заключался в соблюдении трех правил: любовь, терпение, прощение. Если человек постарается соблюдать эти правила то, у него будет счастливая семья. Актуализация семейных ценностей необходима, чтобы дети задумались о своем настоящем и будущем, проанализировали свое поведение, как можно меньше допустили ошибок в своей жизни. Роль школы, которая также является институтом первичной социализации помочь в этом учащимся.