Что такое семья с юридической точки зрения

Что такое семья с юридической точки зрения

СК РФ Статья 1. Основные начала семейного законодательства

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

П. 2 ст. 1 не применяется к бракам, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях бывшего СССР в период ВОВ, до восстановления на этих территориях органов ЗАГС.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Источник

Семья. Виды, правовые статусы и меры поддержки от государства

Часть конституционных поправок 2020 года была посвящена сферам семьи и детства. Теперь дети стали важнейшим приоритетом проводимой госполитики, а государство обеспечивает приоритет семейного воспитания. Как поправки в основной закон повлияют на статус и положение российских семей, и какие изменения планируется принять в законодательство, регулирующее семейные отношения?

👨‍👩‍👧 Что такое семья, с точки зрения законодательства РФ

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим положение российских семей, является Семейный кодекс (СК) Российской Федерации. Он был принят в 1995 году, но регулярно обновляется и дополняется новыми положениями. Последние поправки в него датируются 6 февраля 2020 годом.

Семья – это круг лиц, которые связаны между собой определенными правами и обязанностями, вытекающими из заключенного брака, родственных связей, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.

В российской обновленной Конституции брачные отношения были закреплены исключительно, как союз мужчины и женщины (без вариантов), а приоритетным направлением государственной политики стало воспитание ребенка в семье.

Кто является членом семьи

Понятие члена семьи неоднозначно трактуется российским законодательством. Так, согласно п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса (ЖК) Российской Федерации, к членам семьи относят всех проживающих на одной территории с собственником лиц, его детей, супруга и родителей. На основании ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации в состав семьи включены:

Факт совместного проживания значения не имеет. При этом, например, бабушка членом семьи для внука не является, хотя и относится к его близким родственникам.

Дети остаются членами семьи даже после своего совершеннолетия. Но есть некоторые нюансы: например, дети в семье военных старше 18 лет в большинстве своем по закону «О статусе военнослужащих» уже не входят в состав членов семьи.

Братья и сестры входят в состав семьи, но признаются близкими родственниками.

Бывшие жена или муж, сожители (так называемые гражданские супруги) не являются членами семьи.

Характерные особенности семейных правоотношений

Характерными особенностями семейных отношений являются:

💸 Какие бывают семьи. Льготы, выплаты или соцпомощь для каждого из вариантов

Малоимущая

Малоимущие – это семьи с недостаточными доходами. Их среднедушевой заработок ниже регионального прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.

Малоимущая семья вправе получать единовременные и ежемесячные выплаты, бесплатное питание в школе и в возрасте до полутора лет ребенка или пособие на кормление в денежной форме, социальные доплаты к пенсии, льготы на оплату коммунальных услуг (если на них приходится более 22% от семейных доходов).

На усмотрение регионов может вводиться материальная помощь семьям с низким достатком и ежемесячные доплаты. Например, в Москве действует ежемесячная доплата на возмещение расходов из-за роста стоимости жизни, выплата на детские товары, на оплату телефонной связи, компенсация ЖКУ, возмещение стоимости продуктов, выплаты к праздникам – Дню семьи или Дню знаний.

Малообеспеченная

Малообеспеченную семью часто путают с малоимущей, но на самом деле эти понятии различаются. Малообеспеченной является семья, проживающая в стесненных жилищных условиях, но имеющихся у нее финансовых возможностей не хватает для покупки более просторного жилья. При этом доходы такой семьи могут превышать действующий прожиточный минимум.

По госпрограмме государство оплачивает молодой малообеспеченной семье до 30% от стоимости недвижимости или до 35% – при наличии детей. Для этого должно одновременно соблюдаться несколько условий:

В регионах отличаются как нормативы по жилплощади, которые учитываются для признания семьи малообеспеченной, так и размер субсидии.

Неполная

Матери-одиночки или одинокие отцы имеют право рассчитывать на следующие льготы:

Даже после развода родители обязаны содержать своих детей, и с одного из них взыскиваются алименты. При уклонении родителя от алиментов временно содержать ребенка может государство и выплачивать ему пенсию по утрате кормильца.

В феврале 2020 года в силу вступила поправка, согласно которой, родители обязаны обеспечить ребенка пригодным жильем. По новой версии ст. 86 Семейного кодекса каждого из родителей (в том числе бывшего супруга) могут привлечь к участию в расходах на покупку жилья, включая ипотечный кредит и оплату съемного жилья. Указанные средства взыскиваются, помимо алиментов, ежемесячно в твердой денежной сумме с учетом материального положения семьи. Ранее на бывшего супруга могли возложить обязанность только по оплате ухода или лекарств для больных и нетрудоспособных детей.

Многодетная

Многодетная семья – это та семья, где воспитывается три и более несовершеннолетних ребенка. В некоторых регионах в число детей включают всех не достигших 23 лет при условии их обучения в вузе на очной форме.

Многодетные семьи могут поддерживать с помощью разнообразных льгот и дополнительной материальной помощи:

Дополнительные меры поддержки многодетных семей определяются на уровне субъектов РФ: в частности, выделение бесплатных земельных участков, коммунальные субсидии, бесплатные музеи и театры, дополнительные выплаты (во многих регионах предусмотрено пособие в размере прожиточного минимума на третьего ребенка, областные единовременные выплаты) и пр.

Неблагополучная

Неблагополучная – это та семья, которая отличается низким социальным статусом в одной или нескольких отраслях. Неблагополучная семья не справляется с возложенными на нее обязанностями по воспитанию детей и транслирует им неправильные ценности. Неблагополучные семьи подразделяются на две группы:

Единая федеральная программа помощи неблагополучным семьям отсутствует.

Муниципальные органы власти разрабатывают собственные проекты по оказанию помощи неблагополучной семье и борьбе с беспризорностью. Меры направлены на своевременное выявление и профилактику негативного влияния семьи на личность ребенка.

Государственные органы власти могут оказывать психологическую помощь и коррекцию поведения детей. Для несовершеннолетних, оказавших в сложной ситуации, действуют кризисные центры.

Приемная

Приемная семья — это форма устройства государством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Переход ребенка в приемную семью происходит на основании договора между органами опеки и родителями.

Приемные семьи вправе получить как общие для всех родителей, так и дополнительные выплаты от государства при усыновлении:

Также законодательство содержит ряд дополнительных преференций для родителей:

В последнее время законодатели решили ограничить права на усыновление в интересах детей. Теперь усыновителями могут стать не все родители. С января 2020 года, согласно поправкам в Семейный кодекс и ФЗ «О государственном банке. », законодатели создали реестр недобросовестных опекунов и приемных родителей, а также лишенных родительских прав лиц. Теперь суды обязаны передавать Постановление о лишении родительских прав в органы опеки, ЗАГС и МФЦ в течение 3 дней. Затем эти сведения поступают в единую базу данных. Указанные лица в дальнейшем лишены права усыновления и возможности взять ребенка под опеку.

💡 Новые законодательные инициативы о семье

Вступившие в июле 2020 года конституционные поправки потребуют изменений в Семейный кодекс и другие подзаконные акты. Так, согласно ст. 67.1 Конституции, дети признаны важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия для их всестороннего развития в духовном, интеллектуальном и физическом планах.

Согласно конституционным поправкам, государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения, но приоритетным остается семейное воспитание.

Для того чтобы привести в соответствие конституционные поправки и семейное законодательство, российские сенаторы под руководством Е. Мизулиной вынесли на суд законодателей предложения об изменении норм Семейного кодекса. Согласно законопроекту, документ предполагает 112 поправок в 69 статей.

Так, в Семейном кодексе планируется закрепить понятие «родная семья» и «родители». Родителями смогут стать только кровные родственники: мать и отец ребенка.

Законодательно предлагается закрепить право на заключение брака только между мужчиной и женщиной, а также закрыть последнюю легальную возможность для однополых браков: ввести запрет на брак после смены пола. Лицам, сменившим пол, также планируется запретить усыновлять детей.

Документ предполагает целый ряд изменений в работе органов опеки:

Источник

Понятие и предмет семейного права и семейного законодательства

Словосочетание (термин) «семейное право» используется для обозначения различного рода понятий.

Во-первых, о семейном праве говорят как о совокупности (системе) норм, регулирующих семейные отношения.

Во-вторых, иногда семейным правом называют совокупность (систему) нормативных актов, содержащих семейно-правовые нормы, т.е. семейное законодательство.

В-третьих, семейным правом именуют совокупность (систему) знаний о семейно-правовых явлениях, т.е. науку (семейное право как наука).

И наконец, в-четвертых, в учебных заведениях преподается учебная дисциплина «Семейное право».

Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. С. 483.

Обзор мнений см.: Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. М., 1999. С. 2 — 6.

Как представляется, с точки зрения юридической понятие «семья» не имеет и не может иметь четкого и незыблемого содержания. Иное дело — определение круга членов семьи. Закон, «отталкиваясь» от обыденного понимания семьи, преследуя определенные цели, указывает, кого следует относить к числу членов семьи. При этом нельзя отрицать наличия изрядной доли субъективизма.

Конечно, при сотворении закона нет и не может быть ничем не ограниченного произвола (потому и сказано, что закон «отталкивается» от обыденного понимания семьи). Но меняется наше представление о семье, меняется и закон. При этом нельзя не учитывать и усмотрение законодателя.

См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 406.

Понятие семьи осознается скорее инстинктивно. Закон, с одной стороны, отражает это понятие, а с другой — регулирует отдельные участки социальных связей, примыкающих к собственно семейным отношениям, а иногда в реальной жизни являющихся ими. Будучи урегулированными нормами семейного права, все эти социальные связи условно именуются семейными отношениями.

Если верить Г.Ф. Шершеневичу, семья — «основная ячейка государственного организма» (Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407). По Г.В. Плеханову семья представляет собой естественную ячейку общества (см.: Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. М., 1949. С. 146).

Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1982. С. 5 (автор главы — В.Ф. Яковлев).

Поэтому, думается, следует признать, что закон, не давая определения семьи, не стремясь урегулировать «все и вся», касающееся семьи, определяет права и обязанности членов семьи (и некоторых иных лиц). На большее право не способно.

Очень важно, что отношения, регулируемые семейным правом, возникают на основе брака, родства, усыновления, опеки и попечительства, принятия детей на воспитание.

Отношения, входящие в предмет семейного права, характеризуются тем, что их субъектами являются лица физические. Вместе с тем семейное законодательство содержит ряд норм, «адресованных» иным лицам (например, органам опеки и попечительства).

Семейные отношения являются длящимися и, как правило, носят личный характер.

Семейное право регулирует неимущественные и имущественные отношения, складывающиеся между членами семьи и — в предусмотренных законом случаях — между иными лицами.

См. об этом: Пчелинцева Л.М. Указ. соч. С. 8. Противоположной точки зрения придерживается Н.Д. Егоров (см.: Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 3. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2004. С. 296 и сл.).

См.: Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Категории науки гражданского права: Избранные труды. В 2 т. Т. 1. М.: Статут, 2005. С. 45.

Итак, метод семейного права может быть охарактеризован как императивный.

Безусловно, в семейном праве присутствуют и диспозитивные нормы, т.е. правила, допускающие возможность своей волей определять свое поведение, выбирать вариант поведения. Новейшее семейное законодательство отмечено усилением диспозитивного начала. Так, появилась возможность заключить брачный договор, соглашение об уплате алиментов и пр. Однако диспозитивность в семейном праве достаточно существенно отличается от обычного понимания диспозитивности. К примеру, диспозитивность в нормах обязательственного права проявляется в определении варианта поведения и допущении сторонам установить иное своим соглашением, либо в предоставлении возможности урегулировать отношения по усмотрению сторон, либо в указании ряда вариантов поведения, из которых можно осуществить выбор. Диспозитивность ограничена рамками, очерченными императивными нормами. И не более того. В семейном праве императивность имеет большее значение. И дело не только в количестве императивных норм. В семейном праве диспозитивность существует не только в пределах, определенных императивными нормами, но и под «контролем». Закон, допуская регулирование семейных отношений соглашением сторон (разрешая выбирать варианты поведения), опасается злоупотреблений (всех или отдельных участников соответствующих отношений), ущемления прав «слабого» участника семейных отношений (например, ребенка). Поэтому всякий раз предусматривается возможность игнорировать проявление диспозитивности. Так, брачным договором можно определить имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения ( ст. 40 СК). Однако суд может признать брачный договор недействительным не только по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для недействительности сделок, но и «по требованию одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в крайне неблагоприятное положение» ( ст. 44 СК). Допускается заключение соглашения об уплате алиментов ( ст. 99 СК). Но соглашение может быть признано недействительным, если его условия существенно нарушают интересы получателя алиментов ( ст. 102 СК). Таким образом, закон, допуская диспозитивность в регулировании семейных отношений, позволяет с учетом конкретных обстоятельств каждого конкретного дела игнорировать волю участников соответствующих отношений.

В результате оказывается, что диспозитивность в семейном праве «находится в подчинении» не только закона, но и судебного усмотрения (допускается последующий судебный контроль).

Вопрос о методе семейного права относится к числу дискуссионных. Так, Е.М. Ворожейкин указывал, что советское семейное право характеризуется императивностью большинства норм, но не отвергал целесообразность применения диспозитивных правил (см.: Белякова А.М., Ворожейкин Е.М. Советское семейное право. М.: Юрид. лит., 1974. С. 12); В.Ф. Яковлев полагал, что метод семейного права по содержанию воздействия на отношения является дозволительным, а по форме предписаний — императивным (см.: Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. С. 11. См. также: Пчелинцева Л.М. Указ. соч. С. 12 — 15), а М.В. Антокольская считает, что метод семейного права может быть охарактеризован в целом как диспозитивный и ситуационный (см.: Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 21 — 31).

Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.

Источник

Основные начала семейного законодательства

Семейное законодательство представляет собой систему нормативных актов. Кроме прочего системность обеспечивается единством принципов правового регулирования семейных отношений, которые закреплены в ст. 1 СК РФ.

Основные начала семейного законодательства, или, что то же самое, принципы семейного права представляют собой определенные руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений.

Нормы, определяющие принципы правового регулирования семейных отношений, находятся в основании всех прочих семейно-правовых норм. Все нормы семейного законодательства подчинены основным началам, изложенным в ст. 1 СК РФ. Их необходимо учитывать при уяснении содержания всех правил, сформулированных в данном Кодексе, при толковании семейно-правовых норм, применении к семейным отношениям гражданского законодательства, применении семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии и т.д. и т.п.

См.: Советское гражданское право. Т. II / Под ред. С.Н. Братуся. М., 1951. С. 366 — 367.

См.: Свердлов Г.М. Советское семейное право. М., 1958. С. 38 — 45.

См.: Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. С. 16 — 20.

См.: Матвеев Г.К. Советское семейное право: Учебник. М., 1985. С. 20 — 22.

Обращение к указанным (и подобным) точкам зрения, высказанным в разные периоды истории российского государства, отличающиеся социально-политической обстановкой, представляется оправданным, более того — необходимым. Рассматривать основные начала (принципы) семейного права и семейное законодательство нельзя в отрыве от того, что было ранее. Наше современное законодательство освободилось от необходимых в те времена идеологических наслоений. Но, как представляется, сегодняшнее семейное законодательство есть результат развития русского, советского, российского семейного права.

В качестве своеобразного вступления изложение основных начал семейного законодательства предваряет воспроизведение в несколько модифицированном виде конституционных положений. Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Во-вторых, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В этих случаях о поддержке и защите говорится в самом широком смысле. Имеется в виду комплекс мер экономического (в том числе финансового), организационного, правового характера. Правовые меры находят закрепление в законодательстве различной отраслевой природы (гражданском, трудовом, жилищном, о здравоохранении и т.д.).

Среди основных начал семейного законодательства названы:

1) необходимость укрепления семьи;

2) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

3) обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;

4) обеспечение возможности судебной защиты семейных прав;

5) добровольность брачного союза мужчины и женщины;

6) признание только гражданского светского брака;

7) равенство прав супругов в семье;

8) приоритет семейного воспитания детей;

9) обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

К сожалению, форма подачи основных начал семейного законодательства лишена должной четкости. Вероятно, по этой причине в юридической литературе нет единства при решении вопросов о том, какие положения ст. 1 СК РФ являются основными началами и, соответственно, о количестве таких начал (см., например: Пчелинцева Л.М. Указ. соч. С. 20 — 25; Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 2000. С. 26 — 35; Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 310 — 315).

На первый взгляд к числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов ( п. 1 ст. 1 СК). Кроме того, как одно из основных начал указано разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407.

Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 311.

Включение в закон рассматриваемых положений, наверное, нельзя оценивать отрицательно, быть может, следует даже приветствовать. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что «перевести на юридический язык» такие понятия, как любовь и уважение (в семье), еще никогда не удавалось и вряд ли когда-нибудь удастся.

Синайский В.И. Указ. соч. С. 485.

Невозможно принудить к исполнению в натуре обязательства любить и уважать других членов семьи, как невозможно обеспечить данное обязательство санкциями или создать (придумать) обязанности (и соответствующие права), исполнение (реализация) которых приведет к цели — взаимной любви и уважению. Практически в данном случае мы имеем дело с призывом, лишенным правового содержания.

Что касается упоминания о взаимопомощи, то и здесь право бессильно. Будучи «вмонтированным» в юридическую материю, требование о необходимости взаимопомощи трансформируется, приобретая форму обязанности по содержанию одними членами семьи других.

См., например: Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства. Свердловск, 1981. С. 18 — 19; Королев Ю.А. Семья как субъект права // Журнал российского права. 2000. N 10. С. 61 — 66.

Среди принципов семейного права в п. 3 ст. 1 СК РФ упоминается разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Как представляется, это тоже только пожелание. По-видимому, следует констатировать, что речь идет об идеале, к которому надо стремиться, понимая его недостижимость. А с правовой точки зрения обеспечить торжество взаимного согласия попросту невозможно. Конечно, можно вменить в обязанность всех членов семьи решение определенного рода вопросов (и дать их перечень) только «единогласием». Но, во-первых, не будет ли это произвольным вмешательством в семейные дела? Не противоречит ли это сути семейных отношений? Не приведет ли к тому, что ряд решений попросту невозможно будет принять из-за разногласий между членами семьи или нежелания кого-либо из членов семьи участвовать в принятии решения? Во-вторых, право не обладает и не может обладать средствами, которые могли бы обеспечить реализацию такого рода норм.

Следует заметить, что укреплению семьи призваны способствовать и нормы иных отраслей законодательства (например, жилищного законодательства).

Недопустимо произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи. Это означает, что члены семьи свободны в принятии каких бы то ни было решений, затрагивающих интересы семьи. Никто не вправе «диктовать» свою волю членам семьи или осуществлять вмешательство в дела семьи иным образом (например, родители одного из супругов, оказывая семье материальную поддержку, пытаются навязать нравящийся им образ жизни).

Вместе с тем, рассматривая содержание данного принципа, важно обратить внимание на то, что недопустимо только произвольное вмешательство. В ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства ( п. 3 ст. 56 СК).

Допущение законом случаев вмешательства в дела семьи продиктовано стремлением обеспечить интересы «слабого» участника семейных отношений (например, несовершеннолетнего гражданина) или не допустить отступлений от основных положений государственной семейной политики и т.п.

Право в целом (в том числе семейное) должно стремиться к обеспечению возможности беспрепятственного осуществления субъективных прав. В соответствующей части ст. 1 СК РФ по сути воспроизводится общеправовой принцип. Его торжество есть свидетельство торжества права. Для его достижения правовые нормы предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных прав, в том числе устанавливают порядок реализации прав, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям прав, и т.д.

Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (далее — загс). Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния ( ст. 10 СК). Таким образом, можно констатировать существование постулата: нет регистрации — нет брака. Заменить государственную регистрацию каким-либо иным актом невозможно. Церковный брак законом не признается. При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов. В быту гражданским браком часто называют союз мужчины и женщины, проживающих совместно без регистрации брака (юристы обычно именуют таких граждан сожителями). Такая терминология представляется неприемлемой. Дело в том, что само понятие «гражданский брак» появилось, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке. Сегодня закон связывает правовые последствия только с браком, зарегистрированным в загсе. С этой точки зрения других браков, кроме гражданских (т.е. зарегистрированных), вообще не существует. Иногда лиц, совместно проживающих без регистрации брака, именуют «фактическими супругами». Следуя этой логике, можно говорить и о «юридических супругах» (состоящих в зарегистрированном браке). Но не бывает брака незарегистрированного. Нельзя стать супругом («фактическим», «юридическим»), если брак не зарегистрирован.

Говоря о равенстве супругов как об одном из принципов семейного законодательства, надо иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, под равенством иногда понимают равноправие, т.е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объему).

Во-вторых, в гражданском праве под равенством субъектов понимается отсутствие власти и подчинения, т.е. один субъект не может повелевать другим.

См., например: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407.

Муж и жена равны в том смысле, что не подчинены друг другу; один супруг не может повелевать другим.

Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно и исходя из принципа равенства супругов ( п. 2 ст. 31 СК): супруги равны в правах (и обязанностях) — равноправны.

Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей Семейного кодекса ( ст. 31 — 39 и др.).

Необходимость приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи обусловлена тем, что эти лица обычно являются наиболее «слабыми» участниками семейных отношений. Этим лицам обычно сложнее, чем другим членам семьи, «постоять за себя». Они наиболее уязвимы.

К числу «источников» рассматриваемого принципа следует отнести также Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (здесь впервые дети провозглашены объектами особой защиты и заботы), Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях от 3 декабря 1986 г. (ООН), Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ООН), Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. (Совет Европы).

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Соответственно в семейном законодательстве запрещены любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности ( п. 4 ст. 1 СК).

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан ( п. 4 ст. 1 СК). «Истоки» данного правила находятся в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *