Что такое семья в понимании гегеля
Семья
Определяя семью как первоначальную, «непосредственную
субстанциальность духа», Гегель выделял в ней следующие три
стороны: брак как таковой, семейную собственность и воспита-
ного и духовного начал, вследствие чего он отвергал трактовку
брака либо лишь как полового отношения, либо лишь как граж-
данского контракта, либо лишь как любви. «Правовая нравствен-
ная любовь» — такое определение брака давал Гегель, заявляя, что
«вступление в состояние брака» является «объективным назначе-
нием и, следовательно, нравственной обязанностью единичных лич-
ностей» и что брак представляет собой «один из тех абсолютных
принципов, на которых зиждется нравственность общественного
союза» в целом. С точки зрения Гегеля, брак по своему существу
является моногамным; вступление в брак должно быть обставлено
торжественной церемонией; «в себе» брак нерасторжим, но развод
дозволителен, причем «законодательства должны в высшей степени
затруднять осуществление этой возможности. ». Собственно нрав-
ственную сторону брака Гегель видел в осознании семейного един-
ства супругов «как субстанциальной цели, следовательно, в любви,
доверии и общности» всего их индивидуального существования. За-
метим, что Гегель обосновывал патриархальную семью, в которой
мужчина представляет собою «сильное и деятельное начало»,
а женщина — «пассивное и субъективное начало». Гегель считал,
что «действительная субстанциальная жизнь мужчины протекает
и проявляется» во вне — «в государстве, в науке и т. п., а затем —
борьбе с внешним миром и с собою, равно как и в работе над ни-
ми», так что лишь пройдя через это «раздвоение» «он отвоевывает
себе самостоятельное единство с собою» и в семье обладает «спо-
койным созерцанием этого единства и чувствующей субъективной
«имеет свое субстанциальное назначение», и в «благоговейной род-
ственной любви находит себе выражение также и ее нравственное
умонастроение». Установка на патриархальную семью дополнялась
у Гегеля философским освящением многовековой неравноправно-
сти положения женщин в обществе по сравнению с «первым по-
лом», как он именовал мужчин. Не отрицая возможности для жен-
щин быть образованными (хотя и полагая, что «женщины
получают свое образование какими-то неведомыми путями и как
бы через атмосферу представления», а не мысли), Гегель утверж-
дал, что все же «для высших наук, как философия, и для некоторых
произведении искусства, требующих всеобщего, они не созданы»,
поскольку-де «идеальным они не обладают». Гегель был вместе
с тем уверен, что «государство подвергается опасности, когда жен-
щины находятся во главе правительства», ибо они, по его мнению,
«действуют не согласно требованию всеобщего, а руководствуясь
случайными склонностями и мнениями» (94. 7. 193, 199, 195,
Необходимой «внешней реальностью» семьи Гегель считал со-
вместное имущество супругов. Улавливая связь моногамной семьи
с установлением института частной собственности, но не понимая
первичности этого института, Гегель обращал внимание на то, что
«в сказаниях об основании государства или, по крайней мере, нрав-
ственно упорядоченной общественной жизни введение прочной соб-
ственности появляется в связи с введением брака». «Право распо-
ряжения и управления семейным имуществом» должно, но Гегелю,
принадлежать мужу, так же как представительство семьи в качестве
правового лица перед другими правовыми лицами. Вместе с тем
к обязанностям преимущественно мужа Гегель относил «добыва-
ние средств вне семьи» и заботу «об удовлетворении ее потребно-
стей». В понимании Гегелем семейного имущества с особой чет-
костью обнаруживалось то, что он выступает с апологией не
моногамной семьи вообще, а буржуазной формы этой семьи, суще-
ственно отличной от семьи в античном обществе и в феодальном
ся более существенной», чем связь супругов с своими родами, так
что именно «супружеская чета и дети образуют подлинное ядро
семьи», в силу чего «имущественные отношения индивидуумов дол-
лее широким кругом кровного родства» (94. 7. 200 — 202).
В детях, по Гегелю, единство брака становится «самостоя-
тельно сущим существованием и предметом», и в них же вопло-
щается существование рода. Считая любовь родителей к детям
прямым следствием взаимной любви супругов, Гегель указывал,
что права детей состоят в том, чтобы получать в семье питание
и воспитание, а обязанности — быть послушными родителям
и оказывать им услуги в семейных заботах. Гегель подчеркивал,
что «дети суть в себе свободные» и потому не должны принадле-
жать «как вещи ни другим, ни родителям», осуждая как вопиющую
безнравственность рабский статус детей по отношению к родите-
лям в римском праве. Сами услуги, которые родители вправе тре-
бовать от детей, могут иметь своей целью лишь воспитание по-
следних. Трактовка Гегелем воспитания заострена против просве-
тительской педагогики, поскольку ориентирована на формирование
верноподданных граждан. Заявляя, что в ходе воспитания нельзя
обойтись добротой и не следует прибегать к убеждению по причи-
не невосприимчивости к нему детской души, Гегель провозгласил
«главным моментом воспитания» строгую дисциплину, «смысл ко-
торой — сломить своеволие детей, чтобы истребить чисто чувствен-
ное и природное». Гегель был уверен, что превращение ребенка
в самостоятельную и свободную личность требует развития в нем
«чувства подчиненности» по отношению к «всеобщему и суще-
ственному», первоначально выступающему в виде воли родителей.
«Играющую педагогику» Гегель осуждал за унизительную по отно-
шению к своему делу, к себе самой и, в сущности, также к детям
«ребячливость», «которую сами дети ставят невысоко»
Признание совершеннолетних детей юридическими лицами,
способными самостоятельно обладать собственностью и основы-
вать собственную семью, Гегель квалифицировал как «нравствен-
ное распадение семьи», образующее переход к гражданскому обще-
Гегелевская философия о семье, государстве и гражданском обществе
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:49, реферат
Краткое описание
Основная задача философии права — научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы, философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, к постижению мыслей, лежащих в основании права.
Файлы: 1 файл
Философия.docx
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831 гг.) — гениальный немецкий философ, оставил заметные вехи во всей истории философской и политико-правовой мысли. Он автор многочисленных трудов по праву, важнейшим из которых является «Философия права» (1820г.).
Философия права — важная составная часть всей гегелевской системы философии. Поставив перед собой задачу построить законченную теорию Вселенной, Гегель создает всеобъемлющую систему
мышления, начальной ступенью которой выступает Абсолютная идея, которая является одновременно и Разумом, и Духом.
Эта Абсолютная идея находится в процессе непрерывного развертывания, при котором проходит через стадии триады: тезиса, антитезиса и синтеза.
Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Таким образом, в рамках Гегелевской философии, философия права представляет собой философию объективного духа.
Основная задача философии права — научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы, философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, к постижению мыслей, лежащих в основании права.
Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:
право как свобода («идея права»);
право как определенная ступень и форма свободы («особое право»);
право как закон («позитивное право»).
Отсюда вытекает следующее:
на ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, «свобода» и «право» выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы;
система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень конкретизации понятия права есть определенное бытие свободы (свободной воли), а значит, и «особое право». Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству;
право как закон является одним из «особых прав». Превращение права в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности.
Различая право и закон, Гегель стремится исключить их противопоставление: закон и право лишь различные определения одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. Содержание права может быть искажено в процессе законодательства, не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно. Закон — это конкретная форма выражения права.
В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и, соответственно, тремя основными ступенями развития понятия права являются: 1-я ступень — абстрактное право, 2-я ступень — мораль, 3-я ступень — нравственность.
Учение об абстрактном праве включает в себя проблемы собственности, договора и неправды;
учение о морали — умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть;
учение о нравственности — семью, гражданское общество и государство.
Абстрактное право — это первая ступень в движении права от абстрактного к конкретному. Это абстрактное право свободной личности. Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. На стадии абстрактного права положительный закон еще не обнаруживает себя. Его эквивалентом является формальная правовая заповедь: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».
Свою реализацию свобода личности, прежде всего, находит в праве частной собственности: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размерах владения собственностью.
Необходимым моментом в осуществлении права является договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица — владельцы частной собственности. Предметом договора может быть лишь единичная
внешняя вещь. Поэтому Гегель отвергает различные версии договорной теории государства. Договор, по Гегелю, исходит от произвола отдельных лиц. Применение же этого договорного отношения, так же как и отношений частной собственности вообще, к государственному отношению привело к величайшей путанице в государственном праве и к величайшим смутам в действительной жизни.
Следующим моментом в учении об абстрактном праве являются суждения о неправде (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление). Преступление — это сознательное нарушение права, и наказание поэтому является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии — поступке свободной личности.
Мораль — вторая ступень, которая проявляется в делах, ибо человек имеет право на свободу поступка. Благодаря моральной свободе он обретает возможность различать добро и зло и сделать свободный выбор. Основными формами моральности Гегель называет умысел, благо, добро и зло. В самом общем виде сфера моральности — это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зло.
Третья степень развития идеи права — нравственность, существующая в формах семьи, гражданского общества и государства.
В семье, считал Гегель, все пронизано нравственностью: брак — это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность зиждется на нравственном интересе.
Под гражданским обществом Гегель понимает социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где каждый для себя — цель, все другие — суть ничто. Субстанцией личности в гражданском обществе является частная собственность.
Гражданское общество, по Гегелю, складывается тогда, когда большинство населения относится к « среднему сословию» с высоким уровнем правосознания. В таком обществе личность полагается на силу закона — значимого для всех и известного всем.
Государство завершает развитие идеи права и является высшей формой нравственности.
Государство представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах наличного бытия.
Диалектический подход Гегеля к анализу государства приводит к тому, что он трактует его как живой организм, в котором существует органически целостная свобода — свобода государственно- организованного народа (нации).
Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование (конкретное право), а различные права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства, гегелевская концепция государства и права представляет собой специфический этатистский вариант буржуазной доктрины «господства права». У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем своей идее.
Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Законодательная власть должна определять и устанавливать всеобщее право. Правительственная власть, к которой относится и судебная, должна «подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщие». Задача правительственной власти — выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений.
Кульминация идеи государства — идеальность суверенитета. Суверенитет государства выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, особенным, конечным.
Недостатки гегелевского этатизма отчетливо проявляются в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности и т.д. Вместе с тем, Гегель восхваляет правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом, функционируют лишь в государственно-правовых формах.
Философское учение Гегеля о государстве
Список использованной литературы:
2.Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. т. 3. Москва, 1977 г.
3. Г.В.Ф. Гегель. Наука логики. т. 3. Москва. 1972 г.
4.А.Т. Дворцов. Гегель. Из-во Наука. Москва. 1972г.
5.Н.О. Лосский. История русской философии. М. “Высшая школа”, 1991 г.
6.Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о государстве и современность. Из-во Наука. М. “Наука”. 1989 г.
Гегель ФИЛОСОФИЯ ПРАВА СЕМЬЯ И БРАК
Семья как непосредственная субстанциальность духа имеет своим определением свое чувствующее себя единство, любовь, так что умонастроение внутри семьи состоит в обладании самосознанием своей индивидуальности в этом единстве как в себе и для себя сущей существенности, чтобы являть себя в ней не как лицо для себя, а как член этого единства.
Прибавление. Любовь означает вообще сознание моего единства с другим, то, что я не изолирован для себя, а обретаю мое самосознание только как отказ от своего для-себя-бытия и посредством знания себя как своего единства с другим и другого со мной. Но любовь есть чувство, другими словами, нравственность природного в форме: в государстве любви уже нет, в нем единство сознается как закон, в нем содержание должно быть разумным, и я должен его знать.
В браке как в непосредственном нравственном отношении содержится, во-первых, момент природной жизненности, а именно как субстанциальное отношение жизненность в ее тотальности, в качестве действительности рода и его процесса. Но во-вторых, в самосознании лишь внутреннее или в себе сущее и тем самым в своем существовании лишь внешнее единство естественных полов преобразуется в духовное единство, в самосознательную любовь.
Прибавление. Брак есть по своему существу нравственное отношение.
Природное назначение полов получает благодаря своей разумности интеллектуальное и нравственное значение.
Прибавление. Женщины могут быть образованными, однако для высших наук, философии и некоторых пpoизведений искусства, требующих всеобщего, они не созданы.
Одним принципом гражданского общества является конкретное лицо, которое есть для себя как особенная цель, как целостность потребностей и смешение природной необходимости и произвола, но особенное лицо как существенно соотносящееся с другой такой особенностью, так что каждое из них утверждает свою значимость и удовлетворяется только как опосредованное другой особенностью и вместе с тем как всецело опосредованное только формой всеобщности, другим принципом гражданского общества.
Прибавление. Несмотря на то что в гражданском обществе особенность и всеобщность распались, они все-таки взаимосвязаны и взаимно обусловлены. Хотя и кажется, что каждая из них делает именно противоположное другой и полагает, что может существовать, лишь держа другую на почтительном расстоянии, обе они обусловливают друг друга. Способствуя осуществлению моей цели, я способствую и осуществлению всеобщего, а оно в свою очередь способствует осуществлению моей цели.
Индивиды в качестве граждан этого государства частные лица, целью которых является их собственный интерес. Поскольку же эта цель опосредована всеобщим, которое тем самым представляется им средством, то она может быть ими достигнута только постольку, поскольку они сами определяют свои желания, воление и действование всеобщим образом и делают себя звеном этой связующей цепи. Интерес идеи, не присутствующий в сознании этих членов гражданского общества как таковых, состоит в процессе, назначение которого состоит в том, чтобы поднять их единичность и природность через естественную необходимость и через произвол потребностей до формальной свободы…
Примечание. Дух обладает своей действительностью лишь посредством того, что раздваивается в себе самом, сообщает себе в естественных потребностях и в связи с этой внешней необходимостью предел и конечность, и именно тем, что он в них встраивается, он преодолевает их и обретает в них свое объективное наличное бытие. Поэтому целью разума не является ни естественная простота нравов, ни удовольствия как таковые, возникающие при развитии особенности и достигаемые посредством роста образования; она заключается в том, чтобы устранить природную простоту, т.е. частью пассивную самоотверженность, частью грубость знания и желания, т.е. непосредственность и единичность, в которые погружен дух, и чтобы прежде всего эта его внешность обрела разумность, на которую она способна, а именно форму всеобщности, рассудочность.
Потребности и средства как реальное наличное бытие становятся бытием для других, потребностями и трудом которых взаимно обусловлено их удовлетворение.
Прибавление. Благодаря тому что я должен ориентироваться на другого, сюда привносится форма всеобщности.
…в общественной потребности как в соединении непосредственной или природной потребности и духовной потребности, созданной представлением, духовная в качестве всеобщего получает перевес, и тем самым в этом общественном моменте находится сторона освобождения, которая заключается в том, что строгая природная необходимость потребности стушевывается, и человек соотносится со своим, являющимся и всеобщим мнением и с созданной им самим необходимостью…
Государство как действительность субстанциальной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть в себе и для себя разумное. Это субстанциальное единство есть абсолютная, неподвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства.
Примечание. …отношение государства к индивиду совсем иное; поскольку оно есть объективный дух, сам индивид обладает объективностью, истиной и нравственностью лишь постольку, поскольку он член государства. Объединение как таковое есть само истинное содержание и цель, и назначение индивидов состоит в том, чтобы вести всеобщую жизнь…
§ 259 (по поводу «вечного мира»)
Прибавление. Государства как таковые независимы друг от друга, и отношение между ними может быть лишь внешним, поэтому над ними должно быть связующее их третье. Это третье есть дух, который во всемирной истории сообщает себе действительность и представляет собой абсолютного судью над нею. Несколько государств, образуя союз, могут, правда, составить суд над другими государствами; но эти союзы всегда только относительны и ограниченны, подобно вечному миру. Единственный абсолютный судья, который всегда выступает, и выступает против особенного, есть в себе и для себя сущий дух…
Государство есть действительность конкретной свободы; конкретная же свобода состоит в том, что личная единичность и ее особенные интересы получают свое полное развитие и признание своего права для себя (в системе семьи и гражданского общества) и вместе с тем посредством самих себя частью переходят в интерес всеобщего, частью своим знанием и волей признают его, причем признают его именно как свой собственный субстанциальный дух и действуют для него как для своей конечной цели; таким образом, ни всеобщее не обладает значимостью и не может быть совершено без особенного интереса, знания и ведения, ни индивиды не живут только для особенного интереса в качестве частных лиц, но водят вместе с тем во всеобщем и для него и действуют, осознавая эту цель.
Прибавление. Сущность государства нового времени состоит в том, что всеобщее связано в нем с полной свободой особенности и с благоденствием индивидов, что, следовательно, интерес семьи и гражданского общества должен концентрироваться в государстве…
§ 262 (само-разделение духа, т.е. нравственной идеи)
Действительная идея, дух, сам себя разделяющий на две идеальные сферы своего понятия, на семью и гражданское общество, как на сферы своей конечности, чтобы, пройдя через их идеальность, быть для себя бесконечным действительным духом, предоставляет тем самым этим сферам материал этой своей конечной действительности, индивидов в качестве множества, таким образом, что в применении к единичному человеку это предоставление являет себя как опосредованное обстоятельствами, произволом и собственным выбором своего назначения.
Прибавление. Государство есть организм, т.е. развитие идеи в свои различия.
Политическое устройство, во-первых, есть организация государства и процесс его органической жизни в соотношении с самим собой, в этом соотношении оно различает свои моменты внутри самого себя и разворачивает их до прочного пребывания.
Во-вторых, оно в качестве индивидуальности есть исключающее единое, которое тем самым относится к другим обращает, следовательно, свое различие вовне и, согласно этому определению, полагает внутри самого себя свои пребывающие различия в их идеальности.
§ 272 (параллель с Гоббсом)
Государственное устройство разумно, поскольку государство различает и определяет внутри себя свою деятельность в соответствии с природой понятия…
Прибавление. В государстве не следует желать ничего, что не есть выражение разумности. Государство – это мир, созданный духом для себя…
Однако не следует думать, что физический мир природы выше, чем мир духа, ибо, насколько дух выше природы, настолько же государство выше физической жизни. Поэтому государство следует почитать как нечто божественное в земном и понимать, что если трудно постигнуть природу, то еще бесконечно более трудно постигнуть государство.
§ 273 (конституционная монархия)
§ 274 (гос. устройство адекватно самосознанию народа)
Так как дух действителен лишь в качестве того, чем он себя знает, и государство в качестве духа народа есть вместе с тем проникающий все его отношения закон, нравы и сознание его индивидов, то государственное устройство определенного народа вообще зависит от характера и развитости его самосознания…
Примечание. Намерение дать народу а priori пусть даже более или менее разумное по своему содержанию государственное устройство упускает из виду именно тот момент, благодаря которому оно есть нечто большее, чем порождение мысли. Поэтому каждый народ имеет то государственное устройство, которое ему соответствует и подходит.
Народ как государство есть дух в своей субстанциальной разумности и непосредственной действительности, поэтому он есть абсолютная власть на земле, следовательно, каждое государство обладает суверенной самостоятельностью по отношению к другому. Быть таковым для другого, т.е. быть признанным им, есть его первое абсолютное право. Но вместе с тем это право лишь формально, и требование государством этого признания только потому, что оно есть государство, абстрактно; есть ли оно в самом деле нечто в себе и для себя сущее, зависит от его содержания, строя, состояния, и признание как содержащее в себе тождество обоих моментов столь же зависит от воззрения и воли другого государства.
§ 340 (народы – государства – духи – мировой дух)
§ 342 (история – развитие моментов разума)
Государства, народы и индивиды выступают в этом деле мирового духа в их особенном определенном начале, находящем свое истолкование и действительность в их строе и во всей широте их состояния; сознавая это истолкование и эту действительность, погруженные в эти интересы, они одновременно служат бессознательными орудиями и органами того внутреннего дела, в котором эти образы преходят, а дух в себе и для себя подготовляет и разрабатывает себе переход на свою следующую, более высокую ступень.