Что такое септаккорд второй ступени
Второй септаккорд. Разрешение в тонику и доминанту
Второй септаккорд II7 и его обращения
Септаккорд второй ступени II7 — представляет субдоминантовую группу.
II7 и его обращения могут стоять в любом месте построения. Этот аккорд является усложненной субдоминантой, поэтому перед ним может стоять любая простая субдоминанта (IV53 и обращения, II6, VI53). Разрешаться он может в тонику или доминанту.
Строение Второго септаккорда
II7 объединяет в себе трезвучия 2 и 4 ступеней.
В гармоническом мажоре и миноре — м3+м3+б3
Разрешение второго септаккорда в тонику
При разрешении II7 в аккорды тонической группы следует помнить, что в разрешениях удваивается квинтовый тон.
II 43 → I 64 развернутый
Для примера я написала разрешение второго септа в тонику в Соль мажоре.
разрешение второго септа в тонику
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?fit=300%2C111&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?fit=832%2C308&ssl=1″ src=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D0%BF%D1%82-1024×379.jpg?resize=832%2C308″ alt=»» width=»832″ height=»308″ srcset=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=1024%2C379&ssl=1 1024w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=300%2C111&ssl=1 300w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=768%2C284&ssl=1 768w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?w=1664&ssl=1 1664w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?w=2496&ssl=1 2496w» sizes=»(max-width: 832px) 100vw, 832px» data-recalc-dims=»1″ />
Разрешение второго септаккорда в
доминанту
Второй септ и доминантсептаккорд имеют два общих звука: II и IV ступени. Они остаются на месте, другие два идут по правилу ладового тяготения. Ниже представлена схема разрешения II7 в аккорды доминанты и далее в тонику.
II7 → V43→ I53 развернутое
II43 → V7 → I53 неполное
Например, разрешим второй септаккорд и обращения в Ре миноре. Разрешим его в аккорды доминантсептовой группы и далее в тонику.
Септаккорд второй ступени
Септаккорд II ступени (обозначение II7) ― основной аккорд субдоминантовой функции, объединяющий в себе трезвучия II и IV ступеней.
В натуральном мажоре по структуре малый минорный, в гармоническом мажоре и миноре ― полууменьшенный.
Обращения
Как и любой септаккорд, имеет три обращения: квинтсекстаккорд II ступени, терцквартаккорд II ступени и секундаккорд II ступени (II2). Первые два из них используются на разных участках формы, в том числе нередко в кадансах. Квинтсекстаккорд, благодаря своему положению на IV ступени (функциональный бас субдоминанты) является самой яркой из диатонических субдоминант. Секундаккорд в кадансах не используется, его сфера применения из-за вялости баса (I ступень) ограничивается экспозиционными и дополнительными плагальными оборотами.
Разрешение
II7 и его обращения могут быть разрешены как сразу в тонику (плагальный оборот), так и посредством перевода в обращения доминантсептаккорда с дальнейшим разрешением в тонику, образуя таким образом полный совершенный каданс (кроме II 2 ).
Альтерация
II7 и его обращения допускают разнообразные альтерации с целью усиления тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые и усложнения гармонии.
Смотреть что такое «Септаккорд второй ступени» в других словарях:
Малый минорный септаккорд — Состав аккорда: малая септима чистая квинта малая терция прима Малый минорный септаккорд (или малый септаккорд) септаккорд … Википедия
Септаккорды — Септаккорд[1] аккорд из 4 нот, расположенных по терциям (Аккорд это три или более звуков, которых можно расположить по терциям). Название аккорда вне тональности определяется нижним трезвучием и крайней септой между звуками. 4 вида септаккордов:… … Википедия
Модуляция — (лат. modulatio) перемена ладов. Модулируют, т. е. меняют лад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно указывающих на новый лад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды доминантовой группы. После одного из них следует тоническое… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев. Существует несколько классификаций аккордов, каждая из которых имеет смысл в контексте категорий той или иной музыкальной теории, либо же музыкального… … Википедия
Модуляция* — (лат. modulatio) перемена ладов. Модулируют, т. е. меняют лад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно указывающих на новый лад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды доминантовой группы. После одного из них следует тоническое… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Натуральная гамма — Н. гамма есть тот ряд звуков, который получается при колебании тела, издающего звук, или столба воздуха. Звуки Н. гаммы, или так называемые гармонические звуки, идут в известном порядке: от данного нижнего или первого звука второй отстоит на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Русская песня — Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как Р. народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
Септаккорд II ступени (II7)
Базовый курс гармонии. Содержание
Септаккорд II ступени (II7) — главный септаккорд субдоминантовой группы. По аналогии с доминантсептаккордом (D7) его также называют субдоминантсептаккордом.
По звучанию II7 — это малый минорный септаккорд на II ступени мажора и малый с уменьшенной квинтой септаккорд на II ступени минора и гармонического мажора.
Как и любой другой септаккорд, II7 имеет три обращения: II65 (квинтсекстаккорд) на 4-й ступени, II43 (терцквартаккорд) на 6-й ступени и II2 (секундаккорд) на 1-й ступени лада.
II7 также может перейти в D43 на том же басу и в VII 65 в условиях гармонического соединения:
II7 может употребляться в качестве субдоминантовой гармонии в начале, середине построения и в каденции. В каденции он незаменим при гармонизации нисходящего секундового хода в сопрано от 4-й к 3-й ступени. В этом случае II7 разрешается в K64 со скачком в басу со 2-й на 5-ю ступень:
Задание: Транспонируйте на фортепиано приведенные выше (в нотных примерах) гармонические обороты в тональности квинтового круга либо секвенцируйте их по родственным тональностям.
Септаккорд
Аккорды имеют разное строение: трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д. В ранних статьях была раскрыта тема трезвучий. Здесь же, затронем тему септаккордов.
Септаккорды в классической и современной гармонии
Септаккорд в классической гармонии –созвучие из 4-х звуков расположенных по терциям,
в современной гармонии – созвучие из 3-х звуков, расположенных по квартам (квартсептаккордом).
Например, вот так будет выглядеть Большой мажорный септаккорд (Бмаж.):
Виды и обращения септаккордов
Различают 7 видов септаккордов:
Каждый имеет по три обращения, их названия отражают соотношение между тонами значимой гармонии:
Единственное исключение составляет Уменьшенный септаккорд, его обращение можно определить только при разрешении в какую-либо тональность.
Обратимся к современной гармонии. Септаккорды с квартовым строением бывают малые и большие( это значение определяется по септиме). Малые состоят только из чистых кварт, а большие из чистой и увеличенной кварт.
Квартсептаккорды имеют по два обращения:
В классической гармонии септаккорды играют важную роль в тональности, благодаря своим функциональным и фоническим («как звучит») свойствам.
Строение септаккордов
Основные септаккорды лада строятся на II, V, VII ступенях.
Самый важный септаккорд, который строится на V ступени- доминантовый (D7). Он звучит, как Ммаж7,соединяет в себе характерные признаки доминантовых тяготений.
Ярким выразителем субдоминантовой сферы является септаккорд II ступени (II7). Может звучать, как Ммин7,так и Мум7 в зависимости от вида мажора или минора.
И, септаккорд, имеющий комплекс мелодических неустоев — это септаккод VII ступени (VII7). Имеет две фонические разновидности: Ммин7 и Ум7.Это созвучие вбирает в себя признаки и субдоминантовой и доминантовой сфер.
Септаккорды могут быть использоваться полными или неполными (исключается квинтовый тон аккорда), но кроме уменьшенного септаккорда ввиду его уникальной функции (имеет два тритона) — он может использоваться только в полном виде.
Что такое септаккорд второй ступени
ГЛАВА 22. СЕПТАККОРД II СТУПЕНИ (II7)
II7 может перейти в D43 на том же басу и в S265 (VII65) в гармоническом соединении (на картинке ниже).
Разными цветами показаны выдержанные тоны в гармоническом соединении. Голосоведение предельно плавное. В соединении II7-D43 общий бас (Ре)
II7 может употребляться как субдоминантовая гармония в начале, середине построения и в кадансе (завершающем построении). В кадансе он незаменим при гармонизации нисходящего секундового хода в сопрано от IV к III ступени. Тут II7 разрешается в K64 со скачком в басу со II на V ступень (на картинке ниже).
Разными цветами показаны выдержанные тоны в гармоническом соединении. В соединении II7-К64 бас идёт скачком со II ступени лада (Ре) на V ступень (Соль).
ГЛАВА 23. ОБРАЩЕНИЯ II7.
Это КВИНТСЕКСТАККОРД II65 на IV ступени лада, ТЕРЦКВАРТАККОРД II43 на VI ступени и СЕКУНДАККОРД II2 на I ступени. Они применяются как субдоминантовая гармония. На примере Dm7 в C-dur: