Что такое серебряная экономика
Серебряные нити российской экономики
Не просто опека
Общение, туризм и «обмен бабушками»
Доступно и экологично
Ответственный подход
Профессиональный подход в решении повседневных проблем нередко требуется и при работе с активной и здоровой частью пожилого населения. Так, например, предприниматель Ольга Камалова занялась обеспечением доступности фитнеса для людей старшего возраста. Получив от Фонда «Наше будущее» беспроцентный займ в размере 3,5 млн. рублей на закупку оборудования и ремонт помещения, она смогла открыть в Казани спортивно-оздоровительный центр для пожилых женщин. Программа занятий в центре «Инновация» ориентирована сразу на две возрастные группы: вечернее время отводится коммерческим клиентам, дневное – тем, кто официально вышел на пенсию. Занятия для второй группы клиентов проводятся в центре абсолютно бесплатно. Помимо традиционных групповых тренировок и занятий в тренажерном зале, которые подходят не всем клиентам, для женщин старше 55 лет в «Инновации» разработаны уроки по дыхательной гимнастике и основам самомассажа.
На грани жизни и смерти
Несмотря на появление подобных информационных ресурсов, а также развитие гериатрических центров и пансионатов, тысячи российских пенсионеров все еще не могут решить свои проблемы, даже самые экстренные. Большинство из них живут совершенно одни, не знают, как пользоваться современными гаджетами и Интернет-ресурсами, и нередко чувствуют незащищенность и беспокойство за свое здоровье. Сергей Купцов, основатель проекта «Кнопка жизни», решил создать для слабозащищённых слоев населения систему вызова помощи в экстренных ситуациях. Идея создания такого сервиса родилась из статистики: сегодня, по оценкам предприятия, 30% пожилых людей старше 65 лет падают один раз в год или чаще, и более половины из них не могут самостоятельно подняться и позвать на помощь. Именно в таких случаях, когда человек не в состоянии самостоятельно набрать номер телефона, «Кнопка Жизни» особенно необходима. Созданные на базе последних технологий устройства моментально отправляют SOS-сигнал в круглосуточный диспетчерский центр, где на линии постоянно дежурит врач. Современные системы мониторинга, приема и обработки данных позволяют операторам быстро выявить причину вызова и направить необходимую помощь: скорую, полицию, МЧС и другие службы, а также незамедлительно оповестить о случившемся соседей и родственников.
В болезни и здравии
Сделать ставку на решение этой социальной проблемы решил и Константин Лившиц, реализовавший проект «Система Забота», также созданный на базе технологии «тревожной кнопки». Но помимо создания инфраструктуры для оказания экстренной помощи, соцпредприниматель из Санкт-Петербурга решил обеспечить своих клиентов круглосуточной помощью и тогда, когда ситуация далека от критической. Действующее на территории всей России предприятие оказывает социально-медицинскую помощь людям пожилого возраста и инвалидам. За 670 рублей в месяц «Система Забота» в круглосуточном режиме позволяет пожилым людям вести активный образ жизни. Предприятие взаимодействует с партнерскими организациями в Москве, Санкт-Петербурге и регионах. Это позволяет ему не только принимать экстренные вызовы и оказывать психологическую помощь клиентам, но и решать их медицинские, социальные и бытовые проблемы. Пользователи системы могут нажатием всего одной кнопки на мобильном телефоне связаться с опытными операторами специализированного call-центра. Эксперты на другом конце провода 24 часа в сутки 365 дней в году готовы ответить на все вопросы и обеспечить квалифицированную помощь, от которой нередко может зависеть самое ценное – жизнь.
Какие возможности для инвестиций открывает старение мирового населения
Доля пожилого населения растет во всем мире, оказывая все больше давления на системы здравоохранения, страхования и социального обеспечения. Согласно отчету ООН, к 2030 г. количество людей старше 60 лет впервые в истории человечества превысит количество детей до 10 лет. Это в основном объясняется переходом к низкой рождаемости, снижением смертности во всех возрастных группах, развитием медицины, изменениями в образе жизни и диете.
Обсуждая старение населения и его последствия для рынка труда, мы чаще всего вспоминаем Японию и Западную Европу. Однако в абсолютных цифрах быстро развивающиеся страны показывают более значительные демографические изменения. В Китае и Индии проживает наибольшее число пожилых людей в мире, намного больше, чем в более развитых экономиках, таких как США, Япония и Германия. По состоянию на 2018 г. на развивающиеся страны приходилось около двух третей мирового населения старше 60 лет, а к 2050 г. их доля вырастет до 80%.
Наряду с расхожим представлением о «демографической бомбе замедленного действия» рост продолжительности жизни имеет и положительные аспекты. Если люди смогут вести более долгую, счастливую и полноценную жизнь, занимаясь хобби, досугом и финансовым планированием, их вклад в экономику будет несомненно выше, чем это было возможно для предыдущих поколений.
Инвестиции в «серебряную» экономику требуют сегментированного подхода, поскольку пожилые люди нуждаются в широком спектре услуг и продуктов для поддержания своего образа жизни. Учитывая, что с возрастом здоровье, как правило, становится менее крепким, а предпочтения и привычки меняются, мы выделяем пять ключевых сегментов для инвестирования в этом секторе.
Здравоохранение
Уход за пожилыми людьми
Основные направления, заслуживающие внимания в этой инвестиционной категории: 1) проживание с уходом (от установки поручней в ванной и электрических подъемников в туалетах до сооружения пандусов и лифтов для инвалидных кресел); 2) услуги питания для пожилых (в первую очередь каналы дистрибуции, включая дома престарелых, больницы, онлайн-сервисы и рестораны, а также продукты, включая упаковку для еды и сопроводительные товары); 3) подгузники для взрослых (в Японии продается больше подгузников для взрослых, чем для детей; их потребление в Китае и Индии будет расти).
Как Финляндия пытается решить проблему старения населения
Досуг
Потребительские товары
Вопросы эстетики волнуют не только женскую часть «серебряного» населения. Мужчины все больше пользуются косметикой по ряду причин, связанных с (1) карьерой, поскольку молодая внешность ассоциируется с энергичностью и большей продуктивностью; (2) личной жизнью – на рынке онлайн-свиданий категория 50–65-летних клиентов растет быстрее всего; (3) здоровьем, поскольку фитнес и процедуры по уходу за телом могут повлиять не только на внешность, но и на самочувствие.
Финансовое планирование
Рост продолжительности жизни оказывает сильное влияние на государственный сектор и сектор страхования. Государственных пенсий будет не хватать, поэтому в ближайшие 50 лет риск долгожительства, вероятнее всего, станет большим вызовом для пенсионных систем по всему миру. Уже сейчас в мире примерно два человека из пяти частично полагаются на собственные накопления, которые в среднем обеспечивают около 30% их дохода в старости.
Решение самостоятельно откладывать на старость будет становиться все популярнее, спрос на персональные инвестиции и обучение в этой сфере растет, населению становятся доступны все более совершенные инвестиционные продукты. Мы видим большие возможности роста для страховых компаний, которые предлагают услуги по сохранению и защите капитала клиентам на развивающихся рынках. Это в особенности касается Китая и Индии, поскольку их экономики продолжают быстро расти, а жители переходят от низкого к среднему достатку, что делает их потенциальными потребителями страховых продуктов.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Экономисты предлагают сделать ставку на стариков
Население мира стареет. В Западной Европе уже через 10 лет каждый пятый житель будет старше 65 лет, в Северной Америке – каждый шестой: продолжительность жизни увеличивается, а рождаемость снижается. Но вопреки расхожему мнению, седеющее население – не проблема экономики, а мощный ресурс, говорится в исследовании Accenture «Новые волны роста».
Посткризисный мир ищет новые источники роста, и один из них – «серебряная экономика», считает директор Institute for High Performance компании Accenture Марк Спэлман: население старшего возраста становится все более значимым с точки зрения и потребления, и предложения. Из этого надо извлекать пользу. Увеличение продолжительности жизни в сочетании с инвестициями в человеческий капитал, повышающими производительность, может вывести экономику на новый цикл развития.
Важно не только и не столько создание новых рабочих мест, сколько обеспечение более длительного периода работы людей, подчеркивает Спэлман: «Имея возможность больше работать, люди и потребляют больше, их вклад в экономику возрастает».
Необходимо адаптировать рабочие места с учетом потребностей людей старшего возраста, чтобы они могли продолжать работать, не снижая производительности, и передавать опыт. «Третий возраст» тоже нужно обучать, например, применять технические новинки. Структура потребления стареющей экономики меняется: растет спрос на медицинские и социальные услуги, организацию досуга; для развития сектора услуг, требующего новых знаний (например, электронных медицинских технологий), надо обеспечить «поставку рук и умов».
Некоторые компании уже выстраивают стратегии с учетом новых демографических реалий. Фармацевтический концерн Novartis в начале 2010 г. получил контроль над компанией Alcon для доступа на быстро растущий офтальмологический рынок. Pfizer занялась продукцией из стволовых клеток, нацеленной на борьбу с 20 возрастными болезнями. На перспективный рынок телемедицины и удаленного контроля за состоянием здоровья активно выходят IT-гиганты – Cisco, Intel, Microsoft; Google и IBM, например, разработали систему электронной передачи данных с глюкометра и контролирующих уровень давления манжет. Индийский Bank of Maharashtra объявил об установке биометрических банкоматов, где вместо пин-кода используется отпечаток пальца – старые люди обычно недоверчивы к системам защиты и их нередко подводит память. «Мегафон» специально для пожилых выпустил мобильный телефон с большими кнопками и громким звонком. «Серебряная экономика» может фундаментально изменить маркетинговые и продуктовые стратегии IT-, медиа-, финансовых и страховых компаний, считает глава практики управленческого консалтинга Accenture в Москве Дмитрий Зайцев, в том числе и в России, где население тоже быстро стареет (см. врез).
Пожилые могут быть нетрудоспособными, но долго живущими, тогда для экономики это нагрузка, а можно увеличивать период их активной жизни, но для этого необходимо создавать условия и стимулы, согласен руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Старение населения – это еще и возможность для бизнеса расширять предложение услуг и товаров, но надо помнить, что в России у большинства пенсионеров доход крайне низок, указывает партнер московского офиса BCG Филипп Питерс.
Стареющее население – серьезная проблема, связанная с бюджетными диспропорциями, с другой стороны – это большая возможность, поскольку растет спрос на определенные секторы услуг, отмечал президент Сбербанка Герман Греф. Перенастройка экономики на новую структуру спроса предполагает, что она на это способна, говорит директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон, а российская экономика не способна по ряду причин, в том числе институциональных. «Серебряная экономика» требует коренной смены инфраструктуры всей жизни государства, считает ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау. Государство тогда должно инвестировать не столько в обеспечение пожилых, сколько в увеличение продолжительности жизни, стимулировать создание рабочих мест, поясняет он, придется отменять пенсионный возраст, так как он становится предметом индивидуального выбора, а сами пенсии – приватизировать, поскольку выбор предполагает, что человек решает сам, во что лучше инвестировать, государство же страхует только бедность и инвалидность. «Потребуется абсолютно по-новому взглянуть на многие проблемы. Но это неизбежно», – заключает Мау.
Серебряная экономика
Резюме
Контекст
Во Франции
Стартапы и серебряная экономика
Поколение серебра и цифровой
В то время, когда цифровые технологии стремительно развиваются и все больше и больше присутствуют в нашем обществе, пожилые люди сталкиваются с новыми инструментами.
Вот как мы можем увидеть 2 разных профиля:
Выделяются четыре основных применения:
Сегодняшние цифровые компании рассматривают пожилых людей как реальную цель, которую следует учитывать, в результате мы видим новые сайты, социальные сети и т. Д. посвящен тем, кто может пробудить их любопытство.
Но пожилые люди, прибегающие к NT, часто подталкиваются своими родственниками, и им будет оказана техническая поддержка, чтобы поддержать и укрепить уже существующие отношения. Требуется большая решимость, чтобы противостоять членам семьи и профессионалам и отказаться от установки этих технологий.
В своем исследовании Кэтрин Гучер предложила 60 пожилым людям установить цифровое устройство (компьютер, система обмена сообщениями, система видеотелефонной связи), позволяющее укрепить социальные связи и повысить безопасность. На вопрос, согласны ли они с этой установкой, которая может облегчить их жизнь, подавляющее большинство отказывается.
Поэтому она составила бы список препятствий на пути внедрения новых технологий.
Вообще говоря, препятствия на пути использования являются социально-экономическими детерминантами.
Одной из причин отказа со стороны пожилых людей также является зависимый аспект, вызванный использованием этих инструментов, что порождает эффект обесценивания. Чтобы преобразовать их, вы должны заставить их принять клеймо зависимости и относительной бедности этих инструментов, оставаясь при этом связанными с миром. Пожилые люди очень привязаны к физическим социальным отношениям, что является для них лучшим способом поддерживать с кем-то связь.
Поэтому новые технологии считаются важным средством, но их принятие пожилыми людьми предполагает наличие навыков и смелости, которых, по их мнению, им не хватает.
Производство серебра и финансы
В 2018 году размер дивидендов достиг рекордного уровня, будь то в мире или во Франции (основные средства массовой информации во Франции тронуты выплатой 51 миллиарда долларов в виде дивидендов в эти фонды). Доля, представленная огромными суммами, необходимыми для финансирования пенсий в англосаксонском мире, вероятно, объясняет эти рекордные уровни. В этой гонке Франция позиционируется как чемпион, потому что она не взимает с иностранцев налога на выплачиваемые дивиденды, а банковский сектор занимает лидирующую позицию с рекордной доходностью (соотношение между дивидендами и ценой на фондовом рынке).
Что такое серебряная экономика
Что такое серебряная экономика?
Спасибо, Ваш голос учтён
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Что такое серебряная экономика?
Взять к примеру Китай. Вы только подумайте, что в 2050 году практически 1/2 миллиарда населения Китая будут пожилыми. И тут крупный бизнес понял, что и тут можно заработать, если во время пересмотреть свое производство, переориентировать его на пожилое население. В КНР сообразили, что пенсионерам также нужны финансовые консультанты, новые модели кресел-каталок, домработницы, медицинский персонал, более удобные авто в управлении, услуги туризма.
Самое важно в сервисной экономике это повышать качество жизни в связи с тем, что ее продолжительность увеличивается. На сегодняшний день наиболее заинтересованными странами в развитии серебряной экономики являются: Япония, Китай, США, ЕС, Сингапур. В Европе вообще ожидается, что каждый третий европеец к 2060 году будет пожилым человеком за 65 лет.
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Серебряная экономика — это ниша, в которой работают бизнес-проекты, обслуживающие потребности пожилых людей. Серебряная экономика включает такие аспекты потребностей пенсионеров, как здоровье, досуг, транспорт, финансы, домостроительство, страхование, образование, трудоустройство и помощь по дому.
Развитие серебряной экономики достаточно актуально, так как во многих странах наблюдается тенденция стремительного старения человечества, когда рождаемость падает, а продолжительность жизни увеличивается. Такое явление, как стремительное старение, грозит дестабилизировать социальную политику многих стран.
Серебряная экономика направлена на то, чтоб обеспечить достаточный уровень комфорта для тех людей, которые стремятся вести активную жизнь в течение долгих лет.
Несмотря на то, что пожилых людей в мире становится больше, всё же бизнес ориентируется больше на молодежь, а потребности стариков игнорируются. Однако некоторые более предусмотрительные предприниматели уже разрабатывают и реализуют проекты, удовлетворяющие потребностям пожилых людей. На сегодняшний день такие проекты более реализуются в западных странах, чем в России. Это можно объяснить тем, что на западе пожилые люди платежеспособнее.
Потребности пожилых людей необходимо учитывать и предприниматели должны работать в этом направлении, ведь доля пожилых россиян увеличивается с каждым годом. Постепенно структура спроса будет меняться, и пожилые люди станут значимым потребительским сегментом.
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Что такое серебряная экономика?
Серебряная экономика – это условное наименование рыночного сегмента, который направлен на выпуск продуктов/услуг и обслуживание всех потребностей старшего поколения.
Почему такой сегмент обособили и уделяют ему много внимания?
Старение населения – проблема и вопрос в том числе и экономики. Согласно статистическим данным в 2015 году число людей на планете, достигших 60-летнего возраста составляло 901 миллион человек. К 2030 году, например, эта цифра предположительно возрастет до 1,4 миллиардов человек. Безусловно, рост этого показателя означает непременный рост экономической нагрузки на более молодую категорию населения, что может привести к подрыву социальной политики отдельных государств и мира в целом.
В разных странах сегмент серебряной экономики развивается с разной скоростью и интенсивностью. Интересен факт, что множество перспективных бизнесменов и предпринимателей начинают понимать всю перспективность так называемого «рынка бабушек и дедушек». Так, к примеру, в Америке существует множество сервисов и стартапов, направленных именно на обслуживание и удовлетворение потребностей пожилых людей. Создан специальный сервис, где можно найти подходящую сиделку (с определенной квалификацией, знанием языка и т.д.). И, к слову, достаточное количество бизнесменов Кремниевой долины решили инвестироваться в этот сервис. Сегмент рынка в США, охватывающий уход за пожилыми людьми примерно оценивают в 93 миллиарда долларов.
Старшее поколение – широкий потребительский сегмент и российского рынка. На сегодняшний день предприниматели и там активно начинают создавать новые продукты, специальные услуги, которые учитывают потребности людей пожилого возраста. Так, во многих туристических агентствах, парикмахерских, всевозможных салонах предоставляются дополнительные скидки на обслуживание по предъявлению пенсионного удостоверения. Фитнес-клубы начинают вводить специализированные программы с тренировками и занятиями именно для людей пенсионного возраста. От включения в развитие серебряной экономики выиграют практически все сегменты рынка:
Кроме того к сектору серебряной экономики относят и проблему занятости пожилых людей. Старшее поколение также нужно чем-то занимать. В этой связи серебряная экономика характеризуется наличием:
• льгот пожилым предпринимателям;
• специальных образовательных программ/курсов для людей старшего возраста;
• позиции по продлению активного возраста по отношению к труду;
• более лояльного отношения работодателей к людям предпенсионного и пенсионного возрастов.
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Что такое серебряная экономика?
Серебряная экономика – это любая экономическая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей стареющего населения.
Рынок серебряной экономики представлен товарами и услугами, предназначенными для людей старше 50 лет, а также специальными решениями в торговле между хозяйствующими субъектами, позволяющими им адаптироваться к стареющей рабочей силе. Традиционно для большинства типичных экономических субъектов целевой группой являются потребители в возрасте 15-40 лет, и только для некоторых услуг и товаров люди старше 40-60 лет (высококачественный автомобильный рынок, предметы роскоши, туризм, медицинские услуги).
Серебряная экономика начинается с момента восприятия хозяйствующими субъектами пожилых людей как потенциальных клиентов, численность которых быстро растет, имеет значительную покупательную способность и характеризуется постоянными покупательскими предпочтениями. Затем компании начинают модифицировать существующие продукты, адаптируя характеристики к особым требованиям пожилых людей для повышения полезности для этой возрастной группы. Позднее появляются идеи по внедрению продуктов, специально разработанных для пожилых людей с учётом их специфических потребностей. Таким образом, меняется отношение к пожилым людям от пассивных потребителей к активным покупателям.
Началом серебряной экономики считается 15 сентября 1973 года. В то время Японские национальные железные дороги предложили «серебряные места» для пожилых граждан, которые через некоторое время были переименованы в «привилегированные места», а серебряными с тех пор стали называть все учреждения, товары и виды деятельности, предназначенные для пожилых людей.
Вопреки распространенному мнению, серебряная экономика состоит не только из маркетинговых продуктов для пожилых людей, но и включает в себя идеи универсального и межпоколенческого дизайна, направленные на адаптацию товаров и услуг к потребностям людей разного возраста, физического состояния и когнитивных способностей для улучшения социальной интеграции потребителей.
К некоторым рыночным сегментам серебряной экономики относятся:
• использование информационных технологий в стационарном и амбулаторном лечении;
• адаптация жилищных условий и услуг, облегчающих жизнь, в значительной степени основанных на внедрении информационных технологий;
• области геронтологии, имеющие отношение к экономике здравоохранения;
• образование при возникающей потребности повышения образовательного уровня;
• роботизация услуг в сочетании с продвижением самостоятельной жизни пожилых людей с серьезными нарушениями здоровья;
• досуг, путешествия, культура, общение и развлечения;
• одежда и мода в соответствии со стремлением к социальной интеграции;
• услуги, облегчающие повседневную жизнь и другие домашние дела;
• страхование, в основном относящееся к формам риска, присущим старости;
• финансовые услуги в области сохранения капитала, поддержания благосостояния и предотвращения потери сбережений.
Ядром серебряной экономики является концепция геронтехнологии с использованием знаний о биологическом и умственном функционировании человека для улучшения повседневной жизни пожилых людей. На основе геронтехнологии вносятся соответствующие изменения в товары и услуги. Например, пожилые люди нередко жалуются на слишком маленькие кнопки, буквы, иностранные термины, символы, сложные инструкции, размытые цвета, коды доступа, пароли и др. С помощью геронтехнологии в качестве ответа на запросы созданы: специальные мобильные телефоны и планшеты для пожилых людей; системы для быстрого вызова помощи и детекторы дыма, адаптированные для домов одиноких престарелых людей; инструменты, улучшающие слух и обоняние; выключатели света; противоскользящие напольные покрытия; лестничные подъемники; решения, повышающие безопасность автомобилей и многое другое.
В стратегиях Европейского Союза серебряная экономика считается одним из приоритетов, позволяющих создавать рабочие места. Следовательно, в ближайшие годы в неё будет направлен значительный поток финансовых ресурсов с целью превращения демографических проблем в возможности.
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Что такое серебряная экономика?
Что такое серебряная экономика?
В России серебряная экономика развивается не так быстро, как на Западе. Во многом это связано с отсутствием платежеспособности пенсионеров. Как правило, после выхода на пенсию у человека резко сокращаются финансовые возможности и он не может себе позволить пользоваться какими-либо продуктами кроме тех, которые жизненно важны. А население в России при этом стареет тоже увеличенными темпами, как и во всем мире:
Так или иначе, в России движение в сторону серебряной экономики тоже есть. Некоторые эксперты отмечают, что люди в возрасте 50-60 лет более платежеспособны, чем 10 лет назад, и заинтересованы в соответствующих своему возрасту продуктах. Плюс ко всему интернет активно входит в жизнь пенсионеров. Во-первых, все современные молодые люди и люди среднего возраста в старости будут активными пользователями интернета. Во-вторых, уже сейчас многие пожилые люди осваивают современные технологии коммуникации. Теперь осталось направлять эту заинтересованность в правильное русло.
Помимо потребления развиваются и направления, связанные с занятостью пожилых людей. По прогнозам, к 2050 году каждый третий работник в мире в развитых странах будет старше 70 лет.
Таким образом, серебряная экономика — это не только наше будущее, это уже сегодняшнее время.
Спасибо, Ваш голос учтён
Комментарий
Что такое серебряная экономика?
Серебряная экономика объединяет все виды деятельности, имеющие прямое или косвенное экономическое значение, нацеленные на пожилых людей. Это экономика, которая с верху до низу объединяет разнообразие действий, нацеленных на пожилых людей и оптимизации, для этой категории населения, всего. В этот список включены такие отрасли, как жилищное строительство и архитектура, адаптированные к потребностям пожилых людей. Умный город, движение и транспорт, еда, безопасность, здоровье, отдых, туризм, инвестиции и страхование, юридические консультации, спорт, культура, предпринимательство и список остается открытым.
Во всех этих реалиях постоянным и не маловажным вектором является человек. Точнее, их количество, а также демографическая структура общества, которое они составляют. И если первая промышленная революция была в основном связана с ростом населения и перемещением из сельской местности в города, то революция, которую мы наблюдаем сегодня, является результатом изменения структуры населения, а именно значительного увеличения доли пожилых людей в общей численности населения и увеличение продолжительности жизни сверстников.
Явление, известное как демографическое старение, уже открыло новые возможности для изменения конфигурации общества, а серебряная экономика это формула, которая прекрасно описывает начало новой революции.
То, что дела обстоят чрезвычайно серьезно, подтверждается включением этой концепции в стратегии нескольких западноевропейских правительств. Удовлетворение потребностей пожилых людей, отнюдь не воспринимаемое как социальный балласт, приравнивается к рычагу территориального развития, поскольку развивает предложение услуг и продуктов некоторых предприятий. Нельзя упускать из виду, что серебряная экономика во Франции была определена как одна из семи осей развития, включенных в отчет Комиссии по инновациям 2030 года, комиссии с предполагаемой ролью, подчиненной президенту Франции с 2013 года.
Срок жизни человека растет, новость конечно же радостная, хотя на постсоветском пространстве он ниже чем в западноевропейских странах. Вместе с увеличением срока жизни, растет и средний возраст работающих граждан. Так же на рост среднего возраста работающих влияет и низкая рождаемость, этим озабочены правительства всех стран и держат эту ситуация на контроле, создают условия и финансовые поощрения для повышения рождаемости. Не смотря, на все усилия, количество граждан в возрасте, с серебром на висках растет на много быстрее чем рождаемость. Португалия, Греция, Италия и Испания входят в десятку стран мира с самыми низкими показателями рождаемости. Неуверенность в плохих перспективах трудоустройства, ожиданиях относительно низкой заработной платы и негибкости рынка труда заставляет молодых женщин рожать меньше детей или рожать детей в старшем возрасте.
Серебряная экономика открывает новый рынок труда
Поиск хорошей работы для людей старше 50 положительно влияет на экономику и может создавать новые рынки труда. Необходимо создать инструменты поддержки занятости, помощи людям в поиске лучшей работы и обеспечения более справедливых возможностей трудоустройства. Первыми планированием создания серебряной экономики занялись Европейские страны, не сложно догадаться почему. Ожидается, что средний возраст рабочих в ЕС увеличится почти на 4 года до почти 47 лет в 2050 году. Фактически, на Кипре, Мальте, в Польше и Словакии он должен увеличиться на восемь лет. Люди старше 50 лет обычно не являются целевой группой для большинства работодателей. Для спроса на работников старше 50 лет, необходимо изменить рынок и условия труда.
В основном над созданием серебряной экономики работают страны с развитой экономикой. К сожалению страны в которых экономика находится всего лишь на начальных стадиях развития, вопросом трудоустройства людей старше 50, занимаются в меньшей степени, по принципу не до жиру, быть бы живу.
В России существует рейтинг регионов с благоприятным рынком труда для старшего поколения. По информации информагенства НОВОСТИ НИЖНЕКАМСКА
Названы регионы России с благоприятным рынком труда для людей пенсионного возраста. Татарстан в этом рейтинге занял 8-е место.
Исследование по оценке трудоустройства пенсионеров провело РИА «Новости». Для этого в регионах был рассчитан индекс привлекательности рынка труда. Рассматривались возможности для пенсионеров найти достойную работу, их общая экономическая активность, абсолютный и относительный уровни зарплаты пожилых людей, а также здоровье и долголетие.
В ходе исследования выяснилось, что самые благоприятные условия труда для пенсионеров в Москве и Санкт-Петербурге. Также в топ-10 рейтинга вошли Ленинградская область, Подмосковье, Белгородская, Курская, Калужская области, Татарстан, Воронежская область и Севастополь.