Что такое серебряный век русской поэзии

Понятие Серебряного века в русской поэзии: представители, особенности

Серебряный век русской поэзии — основное понятие

Серебряный век – это образное обозначение русской поэзии на рубеже XIX–XX вв. Данный период характеризуют расцветом литературы. Появились новые течения, поэзия стала насыщеннее.

Предпосылкой этому стали естественнонаучные открытия, полностью изменившие представление о понятном мире. Появилось чувство хрупкости прежних ценностей, возникла потребность их переосмысления. Следствием стало рождение модернистского направления в культуре, которое наиболее ярко проявилось в поэзии.

Кто автор термина «Серебряный век»

Понятие «серебряный век» появилось по аналогии с «золотым веком», совпавшим с пушкинской эпохой русской литературы XIX века.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Авторство термина «серебряный век» приписывают философу Николаю Бердяеву. Однако метафора не встречается ни в одном из его трудов. Основанием полагать, что именно Бердяев впервые употребил рассматриваемое понятие относительно литературного положения на стыке веков, является цитата из мемуаров критика Сергея Маковского:

«… «Серебряный век» (так называл его Бердяев, противополагая пушкинскому — «Золотому»)…».

«На Парнасе Серебряного века», 1962.

Основные литературные направления, характерные черты

На стыке веков реализм изжил себя, и на смену ему пришел модернизм со своим разнообразием направлений.

Символизм

Символизм был основным направлением в литературе серебряного века. Для творчества авторов этого течения характерна двойственность мира. В произведениях символистов существовали идеальный и материальный мир, первый из которых считался действительным. Стихотворные труды наделялись скрытыми смыслами и недосказанностью.

Наиболее яркие поэты-символисты: Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Андрей Белый.

Кризис символизма в 1910 году ознаменовал появление новых течений – акмеизма и футуризма.

Акмеизм

Акмеизм – течение в литературе, возникшее на основе символизма, но вступающее в полемику с ним. Авторы направления объединились в «Цех поэтов», образованный Николаем Гумилевым. Название творческого объединения указывало на взгляд акмеистов на поэтическое ремесло. Представители течения считали, что поэт – это, прежде всего, мастер своего дела. В отличие от символистов акмеисты описывали земную жизнь, не отрицая при этом духовную. Это сделало акмеистские произведения более понятными для аудитории.

Яркие авторы-акмеисты: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич.

Спад акмеизма наблюдается в 1914 году.

Футуризм

Футуризм возник одновременно с акмеистским течением. Характерной особенностью футуристов был эпатаж их произведений и выступлений. Смысл отходил на второй план, более важно было слово. Футуристические произведения отличались новыми стихотворными формами.

Существовало четыре футуристических ветви:

При всех различиях существовала одна идея, объединяющая перечисленные течения. Все они считали, что культурное наследие – это пережиток прошлого, от которого нужно отказаться ради урбанистического будущего.

Знаковые представители: Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Владимир Хлебников, Алексей Крученых, Борис Пастернак.

Имажинизм

В 1915 году на смену футуризму пришло хоть и небольшое, но новое течение со своими особенностями – имажинизм. Представители этого течения уделяли большое внимание образности слова, избегали избитых фраз. Основным художественным приемом в произведениях авторов-имажинистов стала метафора. Творчество поэтов направления не было объединено общей темой. Авторы писали патриотические стихи, а также творения, наполненные пессимизмом.

Наиболее известные поэты-имажинисты: Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершневич.

Главные представители эпохи

Александр Блок (1880–1921)

Произведения Александра Блока представляют собой поиск гармонии между синтезом собственного «я», окружающего и мистического мира.

Сквозным образом в произведениях автора является родина, представленная в виде женщины, жены. В это понятие поэт вкладывает Россию не как страну, а как историю народа и его судьбу. Согласно Блоку, родина – единственное, что вселяет надежду в непростые времена.

Наиболее значимым произведением Александра Блока литературоведы считают поэму «Двенадцать», написанную летописно в 1918 году. Как утверждал автор, в произведении он отразил голос революции. Поэма описывает свержение старого уклада ради нового и указывает на жертвы, на которые приходится идти.

Также среди наиболее значимых трудов поэта стихотворения «Незнакомка» (1906), «Русь» (1906), «О доблестях, о подвигах, о славе. » (1908), «Россия» (1908), циклы «Снежная маска» (1907) и «Через двенадцать лет» (1909-1910), поэмы «Двенадцать», «Скифы», «Соловьиный сад».

Марина Цветаева (1892–1941)

Марина Цветаева особенно выделяется среди поэтов своей эпохи. Поэтесса не относилась ни к одному из литературных течений того времени. Цветаева жила в своей реальности и вдохновлялась глубинами своей души, потому и лирическая героиня ее произведений тождественна с личностью поэтессы.

Для лирики Цветаевой характерно наличие противопоставлений: творец противопоставлен миру, русское – чужому, поэт – черни. Отсюда напрашивается вывод, что сама поэтесса была вынуждена в одиночку противостоять окружающему ее обществу.

Художественными особенностями творчества Марины Цветаевой являются смешение разных стилей – разговорной речи и фольклора, иноязычеств, архаизмов и новых слов. Все это создавало контрастную языковую палитру произведений поэтессы.

Среди наиболее употребляемых Цветаевой средств выразительности:

Марина Цветаева явила собой отдельное течение в русской поэзии, обнажающее душу женщины. На многие стихотворения поэтессы написаны песни. Наиболее известная из них – «Мне нравится, что Вы больны не мной. » – знакома аудитории по фильму Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Анна Ахматова (1889–1966)

Анна Ахматова была акмеистом, но особенно ярко влияние этого течения отразилось лишь в ранних стихах поэтессы. Позднее творчество Ахматовой отличалось зрелостью, но признаки акмеистского направления чувствовались и здесь.

Широкому читателю Ахматова стала известна благодаря сборникам «Вечер» (1912) и «Чётки» (1914). Включенные в них стихотворения острые и емкие. В начале своего творческого пути поэтесса посвящала стихи отношениям между мужчиной и женщиной.

Краткая характеристика стиля Анны Ахматовой:

Одно из значимых произведений Анны Ахматовой создавалось более лет. «Поэма без героя», написанная в 1940–1962 гг., сочетает в себе исторические данные, культуру и тему бессмертия человека. В основе произведения лежат мотивы поэмы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Ключевой работой в творчестве Ахматовой выступает поэма «Реквием», над которой поэтесса трудилась 15 лет. Это автобиографическое произведение современницы сталинских репрессий. Сама Анна Ахматова пострадала от того режима: были арестованы ее муж Николай Пунин и сын Лев Гумилев. Именно по причине напряженных отношений с властью поэтесса знакомит читателя с поэмой лишь в 1962 году.

Иван Бунин (1870–1953)

Подобно Марине Цветаевой, Иван Алексеевич Бунин творил вне существующих литературных течений Серебряного века. Основными темами в лирике поэта была природа, философия и любовь.

В стихотворениях, посвященных окружающему пейзажу, Бунин использовал яркие эпитеты и описывал маленькие детали. Благодаря этому природа в произведениях поэта гармонична.

Философская лирика Бунина поднимала вопросы о жизни и смерти, добре и зле, предназначении человека в этом мире. Особенностью стихов на эту тему была тишина.

Любовная тематика в произведениях поэта всегда была трагичной, герои подвергались страданиям из-за своего чувства.

Сергей Есенин (1895–1925)

Сергей Есенин в начале своего творческого пути писал в направлении новокрестьянской поэзии. Позднее творчество поэта принято относить к имажинизму.

Поскольку Есенин был родом из деревни, неудивителен выбор темы для стихотворений. Поэт перекладывал в стихи неброскую красоту пейзажей родного края, описывал крестьянский труд и то, какими усилиями на столе появляется хлеб.

Есенин прошел путь от поддержания идей Октябрьской революции, до разочарования в них. Сомнения в мыслях и творчестве поэта возникли после увиденной разрухи в крестьянстве. Новое промышленное государство было чужим для Есенина, поэтому в этот период в лирике поэта преобладает любовная тема.

В последние два года своей жизни Есенин пережил расцвет творчества. За это время он написал около 100 произведений. Характерными особенностями стихотворений этого этапа являются краткость, содержательность, глубокий смысл. Есенин, словно чувствуя свою кончину, в последних произведениях отразил трагическое настроение.

Владимир Маяковский (1893–1930)

Одной из крупнейших фигур русской поэзии Серебряного века считается представитель течения кубофутуристов Владимир Маяковский. На протяжении всего творчества Маяковский стремился к контакту с читателем. Несмотря на осуждающие выкрики «для кого вы пишите?», произведения его нашли отклик в сердцах широкой аудитории.

Творческий путь Маяковского неоднозначен. Он выбирал для себя участь одинокого борца против капиталистического строя ради истинной революции пролетариата. В дореволюционной лирике Маяковского основной темой выступает растерянность человека перед капитализмом.

В одиночный протест вступает поэт и с империалистической войной 1914 года. Свое отношение он отражает в антивоенной поэме «Война и мир»: «Никто не просил, чтоб была победа».

Постреволюционные произведения Маяковского становятся понятнее широкому читателю. Наиболее выразительную оценку революционным событиями автор дает в «Левом марше». Здесь духовно-нравственное противостояние сменяется политическим. Условное «мы» противопоставляется условному «они». Динамичное «Левой! Левой! Левой!» служит командой идущим и выражает бодрое настроение поэта.

Наиболее известные произведения Маяковского: поэмы «Облако в штанах», «Во весь голос», «Флейта-позвоночник»; стихотворения «Лиличка!», «Послушайте!», «Нате!», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Паспорт», «Письмо Татьяне Яковлевой», «А вы смогли бы?».

Примеры произведения эпохи

Александр Блок, отрывок из поэмы «Двенадцать

. И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

. Так идут державным шагом —
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

Анна Ахматова, отрывок из поэмы «Реквием»:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает,
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь.
1939

Владимир Маяковский, отрывок из поэмы «Облако в штанах»:

Я раньше думал —
книги делаются так:
пришел поэт,
легко разжал уста,
и сразу запел вдохновенный простак —
пожалуйста!
А оказывается —
прежде чем начнет петься,
долго ходят, размозолев от брожения,
и тихо барахтается в тине сердца
глупая вобла воображения.
Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьев какое-то варево,
улица корчится безъязыкая —
ей нечем кричать и разговаривать.
Городов вавилонские башни,
возгордясь, возносим снова,
а бог
города на пашни
рушит,
мешая слово.

Источник

Серебряный век русской поэзии

Что такое серебряный век русской поэзии. Смотреть фото Что такое серебряный век русской поэзии. Смотреть картинку Что такое серебряный век русской поэзии. Картинка про Что такое серебряный век русской поэзии. Фото Что такое серебряный век русской поэзии

Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедующих новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. «Серебряный век» протекал с 1880 до 1920 годов.

Содержание

История

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «Серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России. Наконец, существует точка зрения, что концом «Серебряного века» можно считать рубеж 1920 — 1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой. Таким образом, временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет.

Литературные течения и объединения

Символизм

— французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

Старшие символисты

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

Младшие символисты

А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.

Акмеизм

Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.

Футуризм

Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.

Кубофутуризм

В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Эгофутуризм

Новокрестьянская поэзия

Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Как жанр «крестьянская поэзия» сформировалась в середине XIX века. Её крупнейшими представителями были Алексей Васильевич Кольцов, Иван Саввич Никитин и Иван Захарович Суриков. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.

Имажинизм

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.

Авторы

Что такое серебряный век русской поэзии. Смотреть фото Что такое серебряный век русской поэзии. Смотреть картинку Что такое серебряный век русской поэзии. Картинка про Что такое серебряный век русской поэзии. Фото Что такое серебряный век русской поэзии

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Серебряный век русской поэзии» в других словарях:

Серебряный век — Серебряный век[1] период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма. Это время также имеет и французское наименование fin de siècle («конец века»). Подробней см. Серебряный век… … Википедия

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК — СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК, условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца 1950 х – начала 1960 х гг. Генезис Выражение «Серебряный век» восходит к античной традиции (деление истории… … Энциклопедический словарь

«Серебряный век» — период в истории русской культуры с 1890 х гг. по нач. 1920 х гг. Традиционно считалось, что первым употребил выражение «серебряный век» поэт и литературный критик русской эмиграции Н. А. Оцуп в 1930 х гг. Но широкую известность это выражение… … Литературная энциклопедия

серебряный век — устойчивое сочетание (определение С. в. принадлежит Н. Оцупу), получившее в литературоведении терминологическое значение и обозначающее (по аналогии с золотым веком русской литературы XIX в.) самобытный и исключительно продуктивный период… … Словарь литературоведческих терминов

серебряный — прил., употр. часто Морфология: нар. серебряно 1. Серебряным называют то, что связано с добычей серебра. Серебряный слиток. | Серебряная руда. | Серебряные прииски. 2. Серебряным называют то, что сделано из серебра или покрыто серебром.… … Толковый словарь Дмитриева

Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

недельные меню домашнего стола русской буржуазной интеллигенции (адвокаты, артисты, писатели, художники, музыканты, врачи) (1905—1913 годы) — Зимний сезон В рождественские дни (два дня послерождественский и крещенский) 1. Британский суп (суп с телятиной, говядиной и овощами), к бульону которого добавлена мадера. 2. Пирожки из слоеного теста с… … Большая энциклопедия кулинарного искусства

Дмитренко, Сергей Фёдорович — Сергей Фёдорович Дмитренко Дата рождения: 17 ноября 1953(1953 11 17) (59 лет) Место рождения: Дзауджикау, Северо Осетинская АССР, СССР Гражданство … Википедия

Парнок, София Яковлевна — София Парнок … Википедия

Источник

Серебряный век русской литературы

Вы будете перенаправлены на Автор24

О Серебряном веке

Поэты и писатели XIX века дали российской литературе большой толчок в развитии: они вывели её на мировой уровень и создали произведения, по сей день считающиеся самыми основными в истории русской литературы. Этот век называли Золотым веком; он закончился к началу XX столетия. Однако сама литература продолжала стремиться вперёд и принимала всё новые и новые формы, и за Золотым веком последовал Серебряный.

Важно понимать, что если понятие Золотого века применимо как к поэзии, так и к прозе, то говоря о Серебряном веке, мы говорим исключительно о поэзии. Название «Серебряный век» данная эпоха получила по аналогии с названием своего предшественника.

Готовые работы на аналогичную тему

Поэты данной эпохи смело экспериментировали с литературными формами и жанрами, создавая абсолютно уникальные, не имеющие аналогов в истории русской литературы произведения. Творчество этих авторов образовало такие направления поэзии, как символизм, футуризм, акмеизм, имаджинизм и новокрестьянская поэзия. Многие исследователи говорят, что поэзию Серебряного века, ввиду исторических событий, разворачивающихся в то время в России, отличали острый кризис веры и недостаток внутренней гармонии.

Самыми известными поэтами Серебряного века являются Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок, Марина Цветаева, Иван Бунин.

Символизм

Русские символисты, ужасаясь при виде крушения народничества в своей стране, отказалась от тенденции поэтов пушкинского круга поднимать в своих произведениях остросоциальные вопросы. Символисты обратились к проблемам философским. На первых порах русский символизм подражал символизму французскому, однако очень скоро приобрёл свои уникальные черты.

Русский символизм отличало отсутствие какой-либо единой поэтической школы. Даже во французском символизме не найти такого огромного разнообразия стилей и концепций, каким отличался символизм в России.

Все последующие направления так или иначе находились под влиянием символизма. Кто-то напрямую унаследовал его постулаты, а кто-то, критикуя и отрицая символизм, в любом случае начинал своё развитие с обращения к нему.

У истоков русского символизма стояли так называемые «старшие символисты»: Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Александр Добролюбов, Константин Бальмонт. Их последователями, «младшими символистами», стали Александр Блок, Андрей Белый и другие.

Акмеизм

Акмеизм как направление стал прямым наследником символизма, он выделился из него и стал отдельным течением, противостоящим своему прародителю.

Становление акмеизма связывают с деятельностью поэтической организации «Цех поэтов», а основателем данного направления считается Николай Гумилёв.

Акмеистами были Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич и другие.

Акмеисты считали, что назначением искусство является облагораживание человека. По их мнению, поэзия должна была художественно перерабатывать несовершенные явления окружающей действительности и преобразовывать их в нечто лучшее.

Для акмеистов искусство было самоценно (искусство ради искусства).

Футуризм

Несмотря на всю эксцентричность и яркость поэзии символизма и акмеизма, именно футуризм считается своеобразной квинтэссенцией новизны и оригинальности Серебряного века.

Футуристов интересовало не столько содержание стихотворений, сколько их форма. Поэты-футуристы предлагали не беречь сложившиеся литературные традиции и культурные стереотипы, а разрушать их. Русский футуризм отличали бунтарство, анархичность, выражение настроений толпы, эксперименты с рифмой и ритмом.

Создателями русского футуризма считаются участники литературно-художественного объединения «Гилея», в которое входили Велимир Хлебников, Елена Гуро, Василий Каменский, Владимир Маяковский и другие. Именно «Гилея» в 1912 году выпустила манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором призывала отказаться от привязанности к творениям прошлого.

Внутри себя футуризм разделялся на несколько групп, параллельно друг с другом развивающих данное направление:

Новокрестьянская поэзия

Жанр крестьянской поэзии сформировался ещё в середине XIX века. Некоторые поэты Серебряного века развили и преобразовали данное направление, создав «новокрестьянскую поэзию».

Самым известным представителем данного направления является Сергей Есенин.

Поэты, относящиеся к данному направлению, не образовывали какого-то литературного объединения, лишь позже они были определены в эту категорию литературоведами, поскольку все эти поэты в своём творчестве обращались к теме деревенской России и связи с природой.

Имаджинизм

Поэты-имаджинисты считали, что цель художественного творчеств состоит в создании образа. Имаджинистов, как и практически всех поэтов Серебряного века, отличали бунтарство и эпатажность.

Большое влияние на формирование имаджинизма оказал футуризм. Отправной точкой имаджинизма считается 1918 год, в котором была создана организация «Орден имаджинистов».

Основателями имаджинизма считаются Анатолий Мариенгов и Вадим Шершеневич.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 01 12 2021

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *