Что такое сертификация автомобиля
Изменение конструкции транспортного средства: как сделать правильно и не получить штрафы
Все изменения, которые вносятся в конструкцию автомобиля должны проходить проверку соответствия требованиям безопасности. Порядок внесения изменений определен в Постановлении Правительства РФ № 413, которое действует с 1 июля 2019 года.
Что не считается изменением в конструкцию авто
Изменение в конструкцию авто — это установка или замена деталей на запчасти, не предусмотренные изготовителем.
Для каждого автомобиля завод-изготовитель прописывает техническую документацию. В ней обозначено:
Любая замена запчастей, узлов и агрегатов, которые прописаны в эксплуатационной документации производителя, не является внесением изменений в конструкцию. Согласовывать такие работы не нужно.
Допустим, в технической документации на Chevrolet Niva прописано, что устанавливать тягово-сцепные устройства на машину можно. Производитель рекомендует покупать оригинальные детали. Если в паспорте детали указано, что она предназначена для Нивы, устанавливать ее можно без дополнительных согласований.
Деталь предназначена специально для Нивы Шевроле, в паспорте есть соответствующая отметка. Установка этой запчасти на Ниву не считается изменением в конструкцию
Если же владелец ставит на машину фаркоп, который для нее не предназначен, это уже считается изменением в конструкцию. Например, на Ниву из нашего примера нельзя без дополнительных разрешений поставить «самосварный» фаркоп. Перед установкой деталь должна пройти проверку и получить сертификат безопасности.
Какие изменения требуют проверки и оформления документов, а какие — нет
В Приложении 9 Технического регламента Таможенного союза перечислены типовые, самые распространенные изменения в конструкцию:
Все эти изменения необходимо проверять на соответствие требованиям безопасности и вносить в документы отметки о переоборудовании.
Кроме перечисленного, изменением в конструкцию считается установка на машину не предусмотренных изготовителем деталей, которые влияют на безопасность вождения. Например:
Такие изменения также подлежат обязательной проверке и регистрации.
На примерах разберем нюансы двух популярных изменений в конструкцию:
Перевод авто на газ
Переводить авто на газ можно, если эксперты и ГИБДД заключат, что для вашего авто это допустимо.
Обращаться для перевода обязательно нужно в сертифицированные центры. СТО должна провести установку и выдать декларацию производителя работ по установке на транспортное средство оборудования для питания двигателя газообразным топливом.
Тюнинг внедорожника
По общим правилам делать тюнинг можно, если ГИБДД выдает на него разрешение. На практике большую часть изменений запрещают.
Как зарегистрировать изменения в конструкцию
Получить заключение предварительной технической экспертизы
Нужно описать, как вы хотите переоборудовать авто, и привезти автомобиль на диагностику. Комиссия выдаст предварительное заключение, можно ли вносить изменения в его конструкцию.
В среднем экспертиза стоит 3 500-8 000 рублей.
Заключение выдается только на определенные изменения. Если водителю одобрили перевод авто на газ, он не сможет заодно поменять фары. Для этого потребуется отдельное разрешение.
Получить разрешение ГИБДД на изменения в конструкцию
Заявление о внесении изменений в конструкцию можно подать через Гоусуслуги. Это бесплатно.
К заявлению нужно приложить:
ГИБДД проверит документы и историю авто. Если на автомобиль наложен запрет на регистрационные действия, оформить изменения в конструкцию не получится.
Внести нужные изменения
Переоборудовать машину можно и самостоятельно, главное — сохранить сертификаты соответствия на каждую деталь.
Получить протокола проверки безопасности ТС
На этом этапе необходимо снова обратиться в испытательную лабораторию. Там оценят результат изменений и выдадут протокол проверки безопасности конструкции авто. Без протокола внести изменения в ПТС не получится.
Пройти техосмотр
Процедура такая же, как у обычного ТО. Дополнительно с собой нужно взять:
Обычно техосмотр стоит от 500 до 1 500 рублей.
На обратной стороне диагностической карты будет прописано, какие изменения внесены в конструкцию авто.
Получить в ГИБДД свидетельство СКТС
СКТС — это свидетельство о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Получить его можно в отделе технического надзора ГИБДД. Потребуется принести:
Машину обязательно нужно привезти на осмотр. Также перед визитом в ГИБДД нужно оплатить госпошлину — 800 рублей.
Внести изменения в ПТС и СТС
В течение 10 дней после получения СКТС нужно пройти процедуру регистрации автомобиля для внесения изменений в данные транспортного средства. Принести нужно:
ГИБДД внесет информацию о переоборудовании в СТС и ПТС. Госпошлина за замену документов — 850 рублей.
Проверка штрафов для юрлиц
Реестр заключений технической экспертизы
С 1 декабря 2020 года протоколы проверок и заключения технической экспертизы будут заноситься в единый реестр. Это зафиксировано в приказе Минэкономразвития.
Реестр будет содержать список всех разрешенных и запрещенных изменений. Инспектор ГИБДД сможет автоматически проверить, соответствует ли изменение законодательству.
На какие документы ориентироваться
Название документа и ссылка
«Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»
Устанавливает общий порядок внесения изменений в конструкцию
Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»
Прописаны штрафы за управление машиной с незаконными изменениями в конструкции
«Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства»
Прописано, как предоставляется госуслуга по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства
«Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности»
Прописана процедура выдачи свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности
«О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»
В документе прописано, какие изменения в конструкцию вносить нельзя, а какие — можно
Проверка штрафов для юрлиц
Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их?
Какая ответственность предусмотрена за нарушения
Штраф за незаконное изменение в конструкцию — 500 рублей
Если инспектор обнаружит, что в конструкции автомобиля есть незаконные изменения, он выпишет требование об их устранении или регистрации. Информация об этом сохранится в базе ГИБДД. В течение 10 дней водитель обязан исполнить требование, иначе регистрацию авто прекратят.
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
Сертификация автомобилей
Сертификация автомобилей – это процедура, которая проводится в рамках требований, установленных в законодательном порядке. Она необходима предпринимателям для получения сертификата, который даёт им право законно поставлять автомобили на территорию ЕАЭС, либо производить их.
Обязательна ли сертификация автомобилей?
Эта процедура проводится в обязательном порядке практически на все виды авто (в частности, легковые, грузовые и прочие). Регламентирует необходимость получения сертификата такой документ как ТР ТС о безопасности автотранспортных колёсных средств (ТР ТС 018/2011).
Кроме того, этот норматив устанавливает необходимость оформления СБКТС или ОТТС, если авто ввозится в нашу страну и в другие страны ЕАЭС.
Как происходит сертификация автомобилей?
Процесс оформления сертификата на авто и СБКТС различаются. В первом случае процедура состоит из нескольких этапов:
Для проведения сертификации автомобилей предприниматель должен подать следующие документы:
Получение СБКТС
Свидетельство, которое удостоверяет безопасность конструкции автотранспорта, требуется всем без исключения, кто решил ввезти транспорт в ЕАЭС. То есть, физические лица также должны получать СБКТС. Для его оформления необходимо:
Документы должны быть представлены: ПТС (или иностранным паспортом ТС), вин-кодом, наименованием и описанием авто.
Получение СБКТС не занимает много времени. Сертификация автомобилей требует чуть больше временных затрат, так как предполагает испытания образцов транспорта.
Разъяснение ГИБДД России по внесению изменений в конструкцию ТС.
Разъяснение ГИБДД России по внесению изменений в конструкцию ТС.
Из сообщения Госавтоинспекции следует, что вносить изменения в конструкцию можно только в случае соответствия требованиям регламента Таможенного союза, при соблюдении ряда условий, указанных в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС), а также при наличии документов из аккредитованной лаборатории.
— Установка колес большего радиуса, размерность которых не предусмотрена автопроизводителем, должна быть подтверждена испытаниями на устойчивость. В рамках тестов, в том числе проверят тормозные характеристики и показания спидометра. Плюс ко всему шины должны соответствовать характеристикам скорости в ОТТС.
— Установка проставок (лифт подвески) возможна только в том случае, если безопасность автомобиля будет соответствовать требованиям техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
— Установка тягово-сцепного устройства возможна в случае соответствия требованиям техрегламента, в том числе в отношении маркировки. Если в ОТТС на автомобиль указано, что «буксировка прицепа не предусмотрена», то подобная доработка является недопустимой.
— Возможность установки лебедок и холодильно-обогревательного оборудования возможно только по итогам испытаний в специальной лаборатории. Для получения в ГИБДД свидетельства о соответствии конструкции заявитель должен предоставить соответствующую документацию.
— Переоборудование под перевозку грузов связано с установкой бортовых кузовов, цистерн или тентов. Такие доработки возможны только при наличии соответствующих документов из лаборатории.
— Легкосъемные компоненты, такие как, например, крышка грузового отсека для пикапа или багажник на крышу, не требуют оформления специального свидетельства соответствия. При этом такие элементы должны быть установлены в соответствии с инструкцией, а возможность их использования должна быть отражена в эксплуатационной документации транспортного средства.
С фаркопом ситуация следующая: заводские сертифицированные фаркопы в настоящее время разрешены но когда он рассчитан на серьезную нагрузку и требует приварки к силовым агрегатам машины – регистрировать нужно. А если конструкцию не надо соединять с силовыми элементами авто, например, это съемный багажник или крепление для велосипеда – оформление не требуется.
Лебедка требует обязательного оформления, если она не относится к дополнительному оборудованию как у некоторых профессиональных внедорожников.
Что касается спойлеров, обвесов и бамперов – регистрацию нужно проходить, если завод-изготовитель их не предусмотрел. Любители снимать бамперы на наших «Ладах» тоже могут напороться на штраф. Если изготовитель предусмотрел этот элемент – он должен быть, и убирать его нельзя.
Пошаговая инструкция по внесению изменений в конструкцию машины
Изменить конструкцию машины в 2021 году не просто. С июня 2019 года ввели многоэтапный порядок по оформлению переоборудования ТС. Рассмотрим его:
1. Получаем заключение от испытательной лаборатории
Для проведения предварительной техэкспертизы машину предоставляем в испытательную лабораторию. Она выдаст заключение, можно ли произвести запланированное переоборудование.
В заключении указывают:
• полную информацию об испытательной организации, ее аккредитации;
• номер и дату оформления;
• информацию об автомобиле;
• перечень переделок, планируемых к внесению;
• возможность внесения этих переделок;
• перечень работ, необходимых для переоборудования авто;
• информацию о соответствии машины нормам безопасности после внесенных переделок;
• перечень проверок, которым подвергнут машину после переоборудования.
Разрешение выдается на переделки, о которых вы заявили. Например, если возьмете разрешение только на то, чтобы изменить цвет машины, поставить на нее лебедку вы уже не сможете. Для этого потребуется пройти отдельную процедуру регистрации. Поэтому при внесении нескольких изменений конструкции ТС, укажите их все сразу, чтобы не проходить этапы регистрации несколько раз.
2. Получаем разрешение от ГИБДД на изменение конструкции транспортного средства
Заключение лаборатории, предоставляем вместе с заявлением на получение разрешения, паспортом и доверенностью (если машина не ваша).
Отказать могут, если:
• одного из документов не хватает;
• бумаги составлены с ошибками, являются подделкой или утеряны;
• заключение выдано не аккредитованной или не занесенной в реестр лабораторией;
• данные заключения противоречат нормам безопасности;
• заключение не внесли в специальный реестр (требование введено 1 февраля 2021 года);
• машина имеет запрет на регистрацию;
• в заключении оговаривается переоборудование, которое:
— уничтожит VIN-номер на кузове, кабине, раме, шасси;
— приведет к увеличению максимальной разрешенной массы или базы без одобрения типа ТС с данными характеристиками;
— предполагает осуществление замены кузова, шасси или кабины на элементы, не предусмотренные для данной марки авто;
— предполагает установку подъемника на грузовик, когда механизм не оценивался на грузовике этой модели.
3. Вносим изменения в конструкцию ТС
Вы можете сами изменить конструкцию транспортного средства или обратиться в автосервис.
Но если вы устанавливаете газобаллонное оборудование (ГБО), нужно оформить специальную декларацию, выдать которую может только автосервис.
Остальные работы разрешено произвести своими силами, но сертификаты или декларации соответствия на используемые составные части необходимо сохранить.
4. Получаем протокол проверки на соответствие нормам безопасности
Вам нужно вернуться в испытательную лабораторию и проверить, соответствует ли конструкция авто нормам безопасности.
Лаборатория выдаст протокол с указанием:
• своих полных данных и сведений об аккредитации;
• даты и номера оформления;
• данных автомобиля;
• информации, что установленное оборудование сертифицировано или декларировано;
• подтверждения, что требования безопасности исполнены;
• данных из паспортов баллонов при установке ГБО;
• результатов проверки внесенного переоборудования;
• вывода, что машина не нарушает норм безопасности, установленных законом.
5. Проходим техосмотр
Прохождение техосмотра осуществляется по стандартной схеме. Машина отгоняется на станцию техосмотра, где ее осмотрят и выдадут карту диагностики.
Дополняем стандартный набор документов для прохождения ТО, состоящий из удостоверения личности (паспорта или водительских прав, доверенности (если вы не являетесь владельцем) и свидетельства о регистрации (ПТС если авто не зарегистрировано):
• разрешением от ГИБДД на переоборудование, которое вы получили на втором этапе;
• протоколом, который выдала лаборатория.
Чтобы получить свидетельство на соответствие нормам безопасности, машину отгоняем в ГИБДД на осмотр. Набор документов будет состоять из:
• вашего заявления;
• документа, удостоверяющего личность;
• доверенности (если автомобиль принадлежит не вам);
• для устанавливающих ГБО – декларации из автосервиса;
• протокола проверки на соответствие нормам безопасности из лаборатории;
• копии чека, подтверждающего оплату пошлины в размере 800 рублей;
• разрешения, взятого в ГИБДД на втором этапе;
• карты диагностики авто.
В ГИБДД осмотрят машину, проверят документы, и вы получите свидетельство.
Но можно получить и отказ, если:
• не хватает хоть одного документа;
• бумаги составлены с ошибками;
• заключение выдала не аккредитованная или отсутствующая в реестре лаборатория;
• нет сведений о пройденном техосмотре;
• протокола нет в специальном реестре (требование введено 1 февраля 2021 года);
• машина имеет запрет на регистрацию;
• машина не предоставлена к осмотру;
• VIN на кузове или двигателе плохо читаем или заподозрен в подделке;
• Внесенные изменения в конструкцию автомобиля не учтены в разрешении.
Осталось зафиксировать изменения конструкции транспортного средства в ПТС и свидетельстве о регистрации. На эту процедуру отводится 10 дней с момента, как ГИБДД выдало свидетельство о безопасности.
Теперь вы можете не бояться штрафов, переоборудование авто зарегистрировано должным образом.
Штраф за незаконный тюнинг в 2021 году
Санкции за не узаконенное переоборудование авто прописаны в статье 12.5 КоАП – 500 рублей штрафа. Но это только во время первой остановки инспектором. Вторая остановка сотрудником ГИБДД уже грозит штрафом в 5000 рублей или лишением прав на 1-3 месяца. Кроме того, инспектор выпишет предписание, обязывающее вас вернуть машину к заводскому состоянию. Если этого не сделать – регистрация ТС будет аннулирована.
Также, если вы:
• установили на переднюю часть машины фары с красными огнями –лишитесь прав на 4-6 месяцев;
• установили специальные звуковые сигналы и мигалку – лишитесь прав на 1-1,5 года;
• незаконно установили знак «Инвалид» — будете оштрафованы на 5000 рублей;
• установили цветографические схемы оперативных служб – лишитесь прав на 1-1,5 года;
• установили цветографические схемы легкового такси – будете оштрафованы на 5000 рублей.
Предмет правонарушения при этом подлежит конфискации. Например, если установили мигалку – ее заберут.
Многоэтапная процедура регистрации изменений в конструкцию авто кажется очень сложной, но лучше ее пройти, чем платить штрафы.
Начальник РЭО ГИБДД ОМВД по Усманскому району Алексей Антонов
Как проходит процедура сертификации автомобиля: этапы и сложности процесса
Сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС) — это документ установленного единого образца, подтверждающий, что продукция прошла все процедуры оценки и соответствует требованиям ТР ТС. Некоторые виды транспортных средств не позволят выпустить на общественные дороги без этого сертификата.
Рассмотрим подробнее процедуру сертификации соответствия: узнаем, какими нормами регулируется это правило, какие виды транспортных средств попадают под него, как и где сертифицировать автомобиль.
Особенности процедуры сертификации автомобиля
В РФ и на территории Таможенного Союза утверждены технические регламенты на автомобиль, относящиеся к указанной сфере деятельности:
В соответствии с этим сертификат на автомобиль оформляется на основе действующего технического регламента «О безопасности колесных автотранспортных средств». Именно он определяет требования к оформлению специальных разрешений для серийных моделей легковых, грузовых и специальных авто в форме ОТТС (одобрения типа транспортного средства). Заявителем выступает производитель серийного автомобиля или его законный представитель.
Оформить сертификат на автомобиль можно только в центрах сертификации, прошедших государственную аккредитацию и получивших соответствующее разрешение на работу. Чтобы уточнить соответствие машины существующим нормам и стандартам технического регламента, в подобных местах проводят испытания авто. По правилам, это делают в специализированных лабораториях, оборудованных всем необходимым для установления качества.
Важно! Все автомобили, произведенные в России или привезенные из-за рубежа, должны соответствовать не только установленным параметрам качества, но и классу экологической безопасности.
Какие автомобили подлежат обязательной сертификации
Сертификат соответствия в обязательном порядке оформляется на следующие виды транспортных средств:
Как пройти сертификацию
Технический регламент ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» определяет требования по оформлению специальных разрешений для серийных моделей легковых, грузовых и специальных автомобилей в форме ОТТС.
Подать заявку на оформление сертификата вправе производитель серийного автомобиля либо его законный представитель. К заявке прикладывается пакет соответствующей документации.
После подачи заявки и документов в орган сертификации экспертная комиссия проводит всесторонний анализ готовящейся к выпуску модели серийного российского автотранспортного средства (или к первому ввозу в РФ — импортной новой модели автомобиля).
На основе заключения органа о соответствии модели требованиям безопасности конкретного типа на каждый выпускаемый с конвейера автомобиль оформляются соответствующие документы. Орган проводит идентификацию, проверку выполнения всех требований, подготавливает протокол технической экспертизы и оформляет свидетельства о безопасности.
Примечание. Для подтверждения соответствия легковых и грузовых автомобилей органы сертификации рассматривают заявку в течение 3 рабочих дней.
Если автомобиль относится к единичным (в формулировке, указанной в действующем ТР), возможно, придется проводить дополнительные испытания, связанные с исследованием особенностей конструкции конкретного устройства перед его официальным выпуском на дороги РФ. При этом оформляется другой официальный сертификат соответствия — свидетельство БКТС (о безопасности конструкции транспортного средства). Срок действия таких сертификатов, как правило, не превышает 4 лет.
Какие документы требуются для оформления
Чтобы пройти автомобильную сертификацию, подают заявку в сертификационный центр вместе с определенным комплектом документов. Его лучше готовить заранее, поскольку получение этих бумаг отнимает некоторое время (например, оформление протокола испытаний занимает около 7 рабочих дней).
В перечень документов входят:
Требования безопасности
Перечень требований безопасности, которым должен соответствовать автомобиль, указан в ТР ТС 018/2011. Их много, основные такие:
Этапы процедуры
Вся сертификация делится на 3 этапа. Первый называют подготовительным. Он состоит из рассмотрения комиссией заявки, сопутствующих документов и сведений о заявителе. Именно на этом этапе принимают решение о допуске или недопуске к сертификации.
Второй этап основной. В это время проводится полный комплекс оценочных работ по подтверждению соответствия продукции — от идентификации до испытания образцов в аккредитованной лаборатории. Иногда выполняют анализ состояния производства или сертификацию системы менеджмента качества предприятия.
Примечание. Состав основного этапа зависит от схемы сертификации.
Третий этап заключительный. Здесь анализируются результаты, полученные после проведения второго этапа, и выносится вердикт о выдаче сертификата соответствия на продукцию.
Кроме перечисленных этапов, отдельно выделяют одно обязательное мероприятие — инспекционный контроль. Его проводят ежегодно при выдаче сертификата соответствия более чем на 1 год. В задачи инспекционного контроля входит проверка безопасности сертифицированных товаров.
Стоимость прохождения
Стоимость сертификата меняется в зависимости от его вида, региона РФ, в котором проводят оформление, перечня необходимых испытаний и расценок выбранного центра сертификации. В целом цены варьируются примерно от 9 до 18 тыс. руб.
Получение сертификата
После прохождения 2 этапов сертификации экспертная комиссия анализирует выявленные результаты проверок. Если они положительные, орган оформляет сертификат соответствия, регистрирует его и выдает лицензию на право применения знака соответствия. Им маркируется продукция или документация на услуги.
Справка. Если результат испытаний отрицательный, заявителю выдают заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.
После получения документа проводится периодический инспекционный контроль за объектом (если это предусмотрено схемой сертификации). Это делают в течение всего срока действия сертификата, обычно 1 раз в год, в форме периодических проверок.
В случае неудовлетворительного прохождения проверки (при нарушении соответствия продукции установленным требованиям или неправильном применении знака соответствия) орган согласовывает с заявителем перечень корректирующих мероприятий и проводит их. Все результаты отправляются в Федеральную службу по аккредитации.
Экологическая сертификация
Работа автомобилей негативно сказывается на экологической обстановке. Потому, помимо сертификата соответствия, государство требует проведение экологической сертификации для всех видов автотранспорта.
Справка. Самым строгим стандартом считается Евро 5. Его ввели в 2012 году для дизельных транспортных средств и в 2014 году — для машин, работающих на бензине.
При ввозе машины в страну проще всего оформить этот документ на таможенной границе РФ. С помощью сопроводительных документов на авто и официальной базы данных сотрудники таможни на месте определят класс экологической чистоты и сразу выдадут сертификат соответствия формы Евро 5. Позже его используют при постановке автомобиля на учет в органе государственной регистрации.
При вывозе транспортного средства из страны документ международного образца оформляют в официально аккредитованных центрах или органах сертификации.
Сертификат оформляется в соответствии с требованиями ТР ТС 013/2011 об экологическом классе чистоты конкретного двигателя.
Класс указан в следующих документах:
Заключение
В техническом регламенте «О безопасности колесных автотранспортных средств» закреплены требования, согласно которым оформляют сертификат на определенные виды грузовых, легковых и специальных транспортных средств. Получают документ только в органах сертификации либо организациях, имеющих соответствующее разрешение на проведение экспертизы.
Все виды автомобилей, произведенные в России или привезенные из-за рубежа, должны получать сертификат соответствия экологическому классу. Если в ПТС не будет отметки о классе чистоты выбросов вредных веществ в атмосферу, вы не сможете зарегистрировать и использовать авто в РФ.