Что такое сервис в пятерочке

Все HR-сервисы в телефоне: опыт сотрудников «Пятёрочки»

Многие помнят, как раньше, чтобы получить необходимую справку или оформить отпуск, нужно было пройти несколько кругов бюрократического ада. Всё – обязательно на бумаге и с «живой» подписью. В результате, времени уходило много, скорость оказания сервисов была крайне низкой, а сотрудники – недовольными.

Высокий темп жизни и режим многозадачности обусловили необходимость цифровизации всех процессов – поэтапно, комплексно и повсеместно. О том, как «Пятёрочка» интегрировала все необходимые и актуальные HR-сервисы в смартфон сотрудника, рассказывает директор департамента обеспечения HR-сервисов торговой сети «Пятёрочка» Елена Копытова.

В торговой сети «Пятёрочка» единая точка входа и для линейного персонала, и для руководителей – личный кабинет сотрудника, который помимо традиционной web версии встроен в мобильное приложение «Моя работа». Личный кабинет объединяет более 20 различных HR-сервисов и не только: от формирования справок 2 НДФЛ до мессенджера и ленты новостей.

Персональный логин/пароль для доступа к личному кабинету сотрудники компании получают сразу после трудоустройства. В кабинет можно попасть как с рабочего компьютера, так и с любого другого устройства, имеющего выход в Интернет, – домашнего компьютера, смартфона или планшета. Для удобства входа по отпечатку пальца или PIN-коду, а также для получения PUSH-уведомлений из системы личный кабинет реализован также в виде мобильного приложения «Моя работа». Интерфейс личного кабинета строится по принципу социальных сетей, популярных банковских приложений и мессенджеров, чтобы сотрудники могли самостоятельно разобраться с работой сервисов без инструкций. К тому же команда постоянно модернизирует и улучшает продукт, так как количество сервисов постоянно растёт, появляются новые идеи и для них нужны цифровые решения.

Этот проект облегчил жизнь не только HR-службе, но и самим сотрудникам в первую очередь. В личном кабинете можно посмотреть персональные данные, свой рабочий график, выплаты и начисления (для удобства оформлены в виде диаграммы), запланировать или отменить отпуск, заказать нужные справки, загрузить больничный, ознакомиться и дистанционно подписать с помощью электронной подписи нормативные документы, график удалённой работы. То есть вместо десятка разных кабинетов люди заходят только в один – на своем рабочем столе или экране мобильного телефона. На примере отпусков – сотрудник планирует даты в конце года на будущий год, получает согласование руководителя, вносит данные в свой личный кабинет и всё. Больше никаких бумажек ему оформлять не нужно – за неделю перед началом отпуска придёт письмо-напоминание на почту, а на зарплатную карту – отпускные.

Из новых функций – сотрудники могут читать и лайкать новости компании, писать комментарии к ним, использовать встроенный мессенджер для общения с коллегами. Кроме того, в новой версии есть возможность делать таргетированную рассылку информационных баннеров и отправлять push-уведомления (коммуникация с теми сотрудниками, у кого нет мобильной почты). Например, так мы информируем людей о новых льготах, приближении отпуска и так далее. Это возможно за счёт интеграции личного кабинета с различными системами: SAP, платформой опросов enps, автоматизированной системой массового подбора персонала Skillaz. В личном кабинете можно зарегистрировать «Выручай-карту» со скидкой сотрудника и в дальнейшем пользоваться ею, просто предъявляя на кассе штрихкод карты из мобильного приложения.

Интеграция с системой подбора персонала позволяет директорам магазинов использовать автоматизированную систему Skillaz также через приложение. Кроме того, это создаёт единую точку входа для новых проектов: по созданию кадрового резерва и релокации сотрудников. Пока это пилоты, но в дальнейшем их планируется масштабировать на всю торговую сеть.

Сервис релокации строится по тем же принципам: простота, прозрачность и скорость. Ранее сотрудник, решивший переехать или просто сменить место работы, был вынужден увольняться и искать работу на новом месте самостоятельно. Теперь же он может просто зайти в личный кабинет в раздел «Переводы», указать свой новый адрес и выбрать наиболее удобную вакансию. Здесь же согласуется и проводится удалённое собеседование с директором выбранного магазина, и расстояние больше не препятствие – система позволит выбрать не только личный визит, но также звонок, видео-интервью, общение через мессенджеры. Словом, возможна любая форма взаимодействия, удобная для обоих участников. А самое главное, максимально упрощается кадровый процесс согласования, перевода и документооборота, что, безусловно, делает процедуру комфортной не только для сотрудника, но и для директора магазина.

Кроме того, мы провели большую работу по интеграции личного кабинета с общим центром обслуживания HR, это позволило собирать в приложении все HR-заявки по различным темам, которые могут возникнуть у сотрудников.

Внедрение и использование личного кабинета позволило нам выстроить HR-процессы, упростив взаимодействие сотрудника с компанией и сделав его удобным и комфортным для персонала. Также это помогает повысить конкурентоспособность на рынке, скорость принятия решений и производительность. Кроме того, за счёт комментариев, которые сотрудники оставляют под новостями и постами, личный кабинет выступает ещё и платформой для получения обратной связи. После внедрения «Личного кабинета» мы получили отличные результаты:

● Снизили количество новых кадровых документов на 34%;

● Повысили скорость предоставления HR-сервисов на 200%;

● Более 90% сотрудников, которые участвуют в электронном документообороте, получили электронную подпись;

● Выросла удовлетворённость сервисами в области кадрового администрирования на 80%.

Источник

Что такое сервис в пятерочке

Возможно, мой материал не совсем соответствует тематике сайта, но в блогах присутствует много статей и новостей, еще более далеких. В данном же случае, речь пойдет о мошенничестве с использованием IT-технологий, поэтому считаю правомерным размещение данной статьи на сайте Overclockers.

реклама

Одна из крупнейших сетей продуктового ритейла в России столкнулась с фактами массового мошенничества с баллами по программам лояльности. Из-за дыр в системе безопасности, в последнее время воровство баллов с карт лояльности Пятерочки приняло массовый характер. Пострадали уже тысячи покупателей. Кроме того, мошенники стали создавать карты. накручивать на них баллы с помощью специальных эмуляторов и продавать их за 30-50 процентов от стоимости накрученных баллов.

Необходимо отметить, что за два месяца до этого X5 Retail Group ввела пакеты с подпиской, оплачивая которые можно получать дополнительно кешбэк 5% на все покупки и еще больший кешбэк по акциям, например, кешбэк 100% на один кофе или чай в день, кешбэк 20% на выпечку.

Также, ряду покупателей приходили персональные предложения в виде «целей». Мне, например, в октябре пришло предложение: совершите до 1 ноября покупок на общую сумму 10500 рублей и получите 10500 экспресс-баллов(то есть эквивалент 1050 рублей), а в ноябре «купите на 15500 рублей и получите 11800 баллов».

В их числе оказался и я. Мне магазин закрыл карту, на которой было накоплено 45620 обычных и экспресс-баллов, то есть в переводе на рубли это 4562 рубля. Вот скрин с мобильного приложения на момент когда карту заблокировали

После звонка на горячую линию и активации новой карты взамен заблокированной, как указано правилами программы лояльности, баллы и привилегии вместо того, чтобы перенестись на новую карту, просто исчезли.

Ниже привожу несколько скринов жалоб со страницы пятерочки в контакте от покупателей с такими же проблемами

Модераторы группы активно удаляют неугодные комментарии, а тех, кто наиболее активно выражает неудовольствие, просто вносят в черный список группы.

Техподдержка молчит, горячая линия ничего не знает.

После массового бана карт лояльности, 10 декабря в Пятерочке ввели новые правила, по которым оплатить баллами можно не более 50% от покупки.

Вот такие новогодние подарки от Пятерочки.

Кому интересно, может почитать комментарии здесь.

Источник

Работа «Пятерочки» изнутри: бывшие сотрудники рассказали о просрочке, воровстве и меняющихся ценниках

Что такое сервис в пятерочке. Смотреть фото Что такое сервис в пятерочке. Смотреть картинку Что такое сервис в пятерочке. Картинка про Что такое сервис в пятерочке. Фото Что такое сервис в пятерочке

«Пятерочка» — один из самых популярных сетевых магазинов в России. О работе в этом магазине ходят слухи, а сотрудники соглашаются рассказать о том, что там и как, только после увольнения. Бывшие кассир и заместитель директора рассказали изданию «Зеленоград.ру» о том, сколько они зарабатывали в магазине, продавали ли просрочку и как выстроена работа в магазине. Публикуем самые интересные моменты.

Рабочий график

Смена продавца-кассира длится 10 часов 40 минут, при этом он работает посменно. При графике 2/2 кассиры приходят на работу за полчаса до ее начала. Кассирам положены перерывы в течение смены: два раза по 30 минут. Но второго перерыва, как правило, не бывает, поскольку он попадает на большой поток покупателей, час пик с 17:00 до 21:00 — люди возвращаются с работы. Бывает, что кассиры работают по 13 часов. Но оплачивается смена строго по тарифу 10:40.

Думали, из-за чего возникают очереди в магазине? Всё просто — из-за нехватки кассиров. На просьбы покупателей вызвать еще одного кассира приходится отвечать: «Работать некому — уволились». Фактически в некоторых магазинах работают две кассы вместо положенных четырех. Из-за долгого ожидания покупатели нервничают, бросают тележки и уходят.

Несоответствие цены

В «Пятерочке» также часто конфликтуют из-за несоответствия цены на товар в торговом зале и на кассе, когда покупатель видит пробитый чек. Происходит это по следующей причине. Каждое утро в магазин приходит распечатка — от 400 до 1000 ценников. Продавцы-кассиры должны до 11:00 вырезать каждый чек из распечатки, сверить с каждым выставленным в зале товаром и переклеить (или не переклеить). При нехватке персонала вырезать и выставить ценники в зал до этого времени невозможно.

Проверка ценников не означает, что стоимость товаров меняется каждый день, но кассир всё равно обязан сверить все товары. При этом, если придут с проверкой, за не сверенный вовремя ценник оштрафуют.

Оплата труда

Зарплата сотрудников складывается из тарифа и премий. Час работы стоит 163 рубля. Так называемый пик — 11 копеек. Пик — это количество проданных штук товара, скорость обслуживания. Например, бывает 400-500 чеков за смену. Если скорость обслуживания падает, кассира могут оштрафовать. Состояние кассового оборудования при этом не учитывается. Как рассказывает бывший кассир Мария (имя изменено — прим. ред.), касса иногда может несколько раз отключиться за смену, потому что оборудование старое, а программное обеспечение новое. Кроме того, кассир обязан предлагать покупателям «товары по акции».

Если я не продам в течение смены этот товар, то либо сама должна купить что-либо из акционного, либо уменьшается моя зарплата, — рассказывает девушка.

Премии складываются из нескольких составляющих. Это «пики» + скорость + проданный товар на кассе + выставленные ценники в закрепленном за конкретным сотрудником отделе. Плюс проговаривание кассиром стандартного набора фраз: «Здравствуйте… пакет… товар на кассе… цена вашей покупки… ваша сдача… ждем вас снова».

Решение о премировании сотрудника принимает директор магазина на основе всего упомянутого, а главное, личной оценки его работы. Составляет соответствующую бумагу и направляет в отдел кадров. Премия составляла раньше 4-5,5 тысячи рублей. В целом размер премии зависит от товарооборота конкретного магазина. В миллионнике (магазин, который дает выручку больше миллиона рублей в день) она, соответственно, будет больше. Кроме того, из премий вычитается списанный товар магазина.

В месяц у меня выходило 30-33 тысячи рублей, в последнее время около 25 тысяч. Люди увольняются, — говорит Мария.

Как рассказывают бывшие сотрудники, на оплате труда постоянно экономят. Так, в июле изменились условия труда. В новом договоре были прописаны новые ставки за час работы (меньше, чем было) и новые условия получения премии — упомянутые составляющие и покупка акционного товара кассирами, если он не продается. А если кассир не согласен, то не будет премии. Новый договор уменьшил оплату труда сотрудников на 3-5 тысяч рублей.

Работа в праздничные дни

Работа в праздничные дни должна оплачиваться в двойном размере. Но руководство «Пятерочки» считает, что это накладно, поэтому вместо двойной оплаты дает людям отгулы. Переработки не оплачиваются. Инвентаризация товара (3-4 раза в год), за которую тоже отвечают замы, также не оплачивается.

Просроченные продукты и списание товаров

Магазин нередко списывает товар, вопрос в его количестве. Как рассказывает Мария, раньше в день приходит 9-13 палет (поддон — прим. ред.) с товаром. Для небольшого магазина, в котором работала девушка, это много. Так как складов в некоторых магазинах нет, товар сразу выставлялся в торговый зал, чтобы люди покупали свежие продукты. Сейчас приходит одна-две палеты, то есть общее количество товаров резко уменьшилось. А списать могли, допустим, 2-3 просроченные куры, немного фруктов, банку грибов.

По словам кассира, просроченных товаров нет и ценники со сроком хранения не переклеивают. За три дня до окончания срока хранения продукта делается ценник со снижением на 30%. Магазину проще списать товар, чем платить большие штрафы за просрочку.

Как работают заместители директора?

Марина (имя изменено — прим. ред.) работала заместителем директора в нескольких «Пятерочках». У нее высшее экономическое образование, опыт работы на руководящих должностях. Замдиректора тоже работает посменно, два через два или три дня через один. Смена — 12 часов. А фактически бывает по 16-17 часов: начиная с 7 утра и заканчивая глубокой ночью.

Замдиректора приходит к семи утра, потому что в семь начинают привозить товар. Ему нужно принять поставки, зарядить кассы, проследить за чистотой, то есть подготовить магазин к открытию. В магазине замдиректора делает практически всё. Заменяет директора в его отсутствие, принимает товар в течение дня, сидит на кассе, если нужно (замдиректора одновременно и старший кассир), проверят ценники, отвечает за качество товара. Заодно работает грузчиком — двигает и разгружает палеты, которые бывают рассчитаны на 700 килограммов товара.

Оплата труда — тоже зарплата плюс премии. Надбавки зависят от товарооборота — чем он больше, тем больше и премии. «В месяц выходило около 40 тысяч, в прошлом году прибавили еще 3 тысячи», — говорит Марина.

Кто кого контролирует?

Кассиры-продавцы и аутстаф — сотрудники сторонней компании, которых вызывают, если не хватает людей, — низовые работники. Аутстаф — это в основном приезжие из ближнего зарубежья. Над ними стоит администратор, над ним — замдиректора, который, соответственно, подчиняется директору магазина. Группу магазинов — 10-12 штук — на конкретной территории курирует супервайзер.

Над супервайзерами стоит начальник операционного отдела. Еще выше — директор кластера. Есть еще служба безопасности, призванная следить, чтобы не было краж. Главный отдел кадров, куда уходят трудовые книжки, — в Пензе. Еще один офис — в Санкт-Петербурге. Куда обращаться сотрудникам в случае трудовых конфликтов или с судебным иском, непонятно. Как правило, их посылают в оба города, поскольку на месте ничего решить нельзя.

Воруют ли в «Пятерочке»?

Бывшие сотрудники отвечают однозначно: да, воруют. Во время инвентаризации (она бывает примерно раз в три месяца) обнаруживается большое количество списанного товара. Списанный товар не вывозится, а обнаруживается где-то под столом у директора. Наемный персонал портит упаковку, делает в ней дырки, чтобы товар списали и чтобы потом его забрать.

Списанный товар в торговле всегда был определенной статьей расхода, но в «Пятерочках» пошли по другому пути — убытки из-за списанных, испорченных и пропавших возмещают путем вычитания из премий низшего звена сотрудников. Люди, естественно, увольняются, потому что платят всё меньше. Торговый оборот в магазине падает. На зарплате директоров это не сказывается — за списанные товары у них ничего не вычитают.

Воруют и покупатели. Охраны во многих «Пятерочках» сейчас нет. Следить за покупателями и физически их задерживать, если произошла кража, обязывают опять-таки продавцов-кассиров. Но далеко не всегда они могут что-то сделать.

Источник

Сергей Гончаров: «Мы стремимся, чтобы «Пятёрочка» стала центром местного сообщества, а не просто магазином»

После того как в 2019 г. «Пятёрочка» представила обновленную концепцию своих магазинов, ситуация в мировой и российской экономике принципиальным образом изменилась. Удалось ли в этих условиях реализовать задуманное? Какие результаты показал новый концепт и какие перспективы его дальнейшего развития? На эти и другие вопросы генеральный директор торговой сети «Пятёрочка» Сергей Гончаров ответил в пресс-центре Retail.ru на конференции X5 Dialog 2021.

Что такое сервис в пятерочке. Смотреть фото Что такое сервис в пятерочке. Смотреть картинку Что такое сервис в пятерочке. Картинка про Что такое сервис в пятерочке. Фото Что такое сервис в пятерочке

– «Пятёрочка» продолжает обновляться. Как вы могли бы оценить промежуточные результаты?

– За текущий год была проделана колоссальная работа по развитию нового концепта «Пятёрочки». Старые магазины проходили масштабную реконструкцию в соответствии с требованиями нового концепта. В целом уже можно говорить, что все запланированное мы сумели реализовать. Сегодня уже более 4 тыс. магазинов «Пятёрочка» работают в новом концепте, а это более 20% от общего количества.

NPS нового концепта в 1,5 раза выше, сопоставимые продажи также выше на 8%, и в целом мы видим, что удовлетворенность наших гостей от посещения магазинов обновленного формата находится на очень высоком уровне, а это значит, что мы развиваемся в правильном направлении.

– Сегодня одним из ключевых конкурентных преимуществ является лояльность покупателя. Что помогает сохранять и повышать уровень доверия к сети?

– Доверие со стороны гостей магазинов – наша ключевая ценность. В рамках обновленного концепта мы скорректировали ценностную составляющую нашего бренда и сфокусировались на четырех основных пунктах: свежесть, удобство, низкие цены, забота о сообществе. Если говорить о свежести, то, по последним данным, 70% наших гостей оценивают товары в «Пятёрочке» как соответствующие высокому качеству, причем 40% из них поставили нам наиболее высокие оценки – 9 или 10 баллов по десятибалльной шкале. При этом по ценовому позиционированию мы по-прежнему остаемся доступным магазином у дома, в котором удобно совершать покупки. 2021 год стал не менее, а может быть, даже более сложным, чем 2020 год. В результате пандемии снизились реальные доходы населения, а потребительский спрос сместился в низкий ценовой сегмент. Однако покупатели видят, что при сохранении низких цен качество товаров не снижается, и это, конечно, способствует поддержанию лояльности. При этом магазины нового концепта выглядят совершенно иначе, чем прежняя «Пятёрочка» – в них совершенно другая атмосфера, приятно находиться, они располагают к покупке – и все это тоже повышает доверие покупателей к сети. Причем мы заметили, что новый концепт у некоторых гостей поначалу вызывал настороженность, им казалось, что в таком магазине не может быть низких цен. Но эта настороженность полностью исчезала после первой покупки, когда становилось очевидно, что ценовая политика обновленной «Пятёрочки» не изменилась. В результате индекс удовлетворенности наших гостей сейчас находится на рекордном уровне.

– Вы всегда говорите «гости», а не «покупатели». Почему?

– «Покупатели» пришли в магазин, вы им продали товар, они заплатили и ушли. На этом коммуникация заканчивается, а когда к вам приходят «гости», то это уже долгосрочные отношения. Мы хотим быть не просто магазином у дома, а местом, где приобретается основная часть продуктов питания и где «Пятёрочка» является центром местного сообщества. Именно так мы видим миссию магазина у дома. Наша цель – чтобы «Пятёрочка» удовлетворяла не только потребности в продуктах питания, но и потребности в живом общении и в хорошем настроении.

Что такое сервис в пятерочке. Смотреть фото Что такое сервис в пятерочке. Смотреть картинку Что такое сервис в пятерочке. Картинка про Что такое сервис в пятерочке. Фото Что такое сервис в пятерочке

Что такое сервис в пятерочке. Смотреть фото Что такое сервис в пятерочке. Смотреть картинку Что такое сервис в пятерочке. Картинка про Что такое сервис в пятерочке. Фото Что такое сервис в пятерочке

Фото из магазина «Пятерочки» нового концепта

– Какие цифровые сервисы вы сейчас наиболее активно развиваете?

– У нас два вида цифровых сервисов: внешние, те, что видит наш гость, и внутренние – корпоративные. Из внешних сервисов отмечу в первую очередь экспресс-доставку.

Сегодня мы осуществляем доставку примерно 30 тыс. заказов в день. А начинали в феврале прошлого года с 300 заказов в день. Продукты доставляются из 800 магазинов, которые находятся в 20 регионах страны. Кроме этого, у нас есть дарксторы.

Также большие планы по совершенствованию нашего мобильного приложения, у которого сегодня уже около 8,5 миллиона активных пользователей. С ними налажена хорошая обратная связь и по программе лояльности, и по оценке товаров, и по различного рода маркетинговым мероприятиям. Комплекс аналитических инструментов CVM позволяет нам не проводить масштабные промокомпании, а формировать индивидуальные таргетированные целевые предложения каждому нашему гостю, исходя из его потребностей. И здесь есть очень хорошие перспективы дальнейшего развития.

Что касается внутренней цифровизации «Пятёрочки», то здесь мы делаем акцент на повышение бизнес-показателей с помощью цифровых инструментов, которые позволяют увеличить эффективность ценообразования, ассортиментного планирования, прогнозирования спроса и т.д. Например, до недавнего времени в Москве у нас было несколько ценовых матриц, которые администрировались через таблицы excel. Сегодня в столице более сотни ценовых кластеров, и их администрирование происходит автоматически с минимальным влиянием человеческого фактора.

– Меняются ли процессы взаимодействия c партнерами «Пятёрочки»?

– В первую очередь хотелось бы поблагодарить наших партнеров за высокие оценки, которые они нам поставили в последнем рейтинге компании Advantage, посвященном оценке сотрудничества между компаниями – поставщиками товаров и розничными сетями. Сегодня «Пятёрочка» вышла на второе место в общем рейтинге среди 15 крупнейших продовольственных сетей России. При этом первое место заняли наши друзья из «Перекрёстка». Таким образом, Х5 занимает первые две лидирующие позиции рейтинга. Это стало результатом целенаправленной работы с нашими партнерами по улучшению качества прогнозирования поставок, совместным усилиям по работе над категориями.

– Расскажите о ваших ожиданиях от поставщиков.

– Конечно, мы ждем появления интересных новинок, решения проблемы доступности товаров на полках (здесь, действительно, еще многое нужно сделать). Со своей же стороны мы будем оптимизировать те процессы внутри компании, которые кажутся нашим партнерам излишне забюрократизированными, например, связанные с обновлением ассортимента. Мы доработали и улучшили кабинет поставщика и в целом уже реализовали более 40 инициатив, которые упрощают работу с нами.

– Каковы главные приоритеты в развитии «Пятёрочки» на 2022 год?

– В первую очередь – повышение эффективности бизнеса. Эта задача у нас всегда в приоритете. Дело в том, что рано или поздно наступает момент, когда рост таких крупных торговых сетей, как наша, естественным образом начинает замедляться – становится сложнее находить подходящие локации под магазины, появляются ограничения, связанные с высокой долей рынка, которую мы начинаем занимать в регионе.

Сегодня у нас работает более 17 500 магазинов, и каждая новая открытая торговая точка вносит меньшую долю в общий объем продаж, чем это было раньше. Поэтому для нас очень важен рост сопоставимых продаж. Вот его-то мы и будем стремиться повышать.

Другое, не менее важное направление – повышение эффективности наших сотрудников и их удовлетворенности работой. Это два взаимосвязанных параметра, без их улучшения мы не сможем дальше развиваться.

И, конечно же, наши гости. Благодаря всем нашим инициативам у них должно сохраняться устойчивое чувство удовлетворенности от посещения наших магазинов. Они должны стать частью сообщества «Пятёрочки».

И последнее, на чем я хотел бы остановиться, связано с реализацией принципов ESG – экологического, социального и корпоративного управления. Это соответствует глобальным трендам развития отрасли, и мы не можем оставаться в стороне от этих процессов. Здесь акцент будет делаться на бизнес-практики, которые помогают заботиться об окружающей среде, минимизируют углеродный след, уменьшают использование пластика, используют современные экологически безопасные технологии переработки и утилизации отходов.

Посмотрите видеозапись интервью с Сергеем Гончаровым.

Источник

Магазины на дом: зачем «Пятерочке» сервис доставки продуктов

Что такое сервис в пятерочке. Смотреть фото Что такое сервис в пятерочке. Смотреть картинку Что такое сервис в пятерочке. Картинка про Что такое сервис в пятерочке. Фото Что такое сервис в пятерочке

Как это работает

Сеть «Пятерочка» стала партнером маркетплейса Dostavista.Market, указано на его сайте. В обеих компаниях подтвердили факт сотрудничества.

Как уточнили в X5 Retail Group, в которую входит «Пятерочка», эта сеть с середины февраля тестирует экспресс-доставку продуктов из своих 29 универсамов на юго-западе Москвы жителям ближайших районов. Пилотный проект предполагает доставку продуктов из «Пятерочки» в радиусе около 3 км вокруг универсама. Обеспечивать ее будут пешие курьеры, поэтому общий вес заказа ограничен 15 кг.

Стоимость услуги составляет 99 руб. Средний чек в «Пятерочке» в 2018 году равнялся 349,6 руб., указано в материалах X5 Retail Group.

По результатам тестирования «Пятерочка» намерена оценить интерес к такой услуге и «изучить детали организации процесса в магазинах сети», сообщил представитель X5 Retail Group. Условия сотрудничества с Dostavista он не раскрыл.

Продажи «Пятерочки», на конец 2018 года насчитывавшей 13,5 тыс. магазинов, достигли 1,197 трлн руб., что составляет 78% всей выручки X5 Retail Group. «Пятерочка» может считаться крупнейшей продовольственной сетью России. Выручка около 13,9 тыс. продовольственных магазинов «Магнита» («у дома» и супермаркетов, без учета «Магнит Косметик») в прошлом году равнялась 1,124 трлн руб.

Зачем крупнейшая продовольственная сеть тестирует доставку продуктов на дом и каковы перспективы подобных онлайн-продаж — в обзоре РБК.

Кто стал партнером «Пятерочки»

Компания Dostavista основана Михаилом Александровским в 2012 году в России и сейчас представлена в 11 странах под локальными брендами. В 2018 году общий товарооборот составил 1,9 млрд руб., компания выполнила больше 4 млн доставок по всему миру.

Какими бывают модели интернет-торговли

Из крупных ретейлеров интернет-магазины уже есть у «Ашана» и «Перекрестка», другого формата X5 Retail Group. Эти ретейлеры сами доставляют товары, стоимость доставки зависит от суммы заказа. Например, у «Перекрестка» доставка становится бесплатной при заказе от 2 тыс. руб. Другие сети, в частности «Лента» и Metro Cash & Carry, работают с сервисами доставки. Первая, согласно информации на сайте ретейлера, работает с Instamart, Golama и iGooods, у второй — более 20 партнеров. «Тем самым мы знакомим со своим ассортиментом широкий круг потребителей, сохраняя фокус собственных ресурсов на профессиональных клиентах», — объяснил представитель Metro.

Развитие продаж продуктов через интернет ограничено высокой стоимостью «последней мили», говорила в интервью РБК гендиректор «Магнита» Ольга Наумова. «Не каждый человек готов заплатить 200 или 300 руб. за доставку пакета с продуктами стоимостью в те же 200 или 300 руб., — поясняла Наумова. — Поэтому по-прежнему основной объем [интернет-продаж] обеспечивают большие покупки, тяжелые предметы, но мы все время движемся к снижению себестоимости доставки». По ее мнению, в продовольственной рознице имеет право на существование прежде всего формат сlick & collect (онлайн-заказ с самовывозом).

Существуют три основные модели развития онлайн-канала продаж — это собственная доставка, click & collect и доставка силами сторонней компании. В последнем случае курьер чаще всего берет товары прямо с полок магазина, напоминает эксперт по ретейлу Bain & Company Александр Бородецкий. Он отмечает, что выбранная «Пятерочкой» модель доставки силами сторонней компании привлекательна для ретейлера в первую очередь тем, что не требует капитальных вложений в инфраструктуру для комплектации товара и развития компетенций «последней мили», а сотрудничество с сервисом доставки может сгенерировать дополнительный трафик в магазины.

Две другие модели построения онлайн-продаж, объясняет Бородецкий, требуют высоких затрат — как операционных, так и капитальных: в Европе 3–5% маржи по операционной прибыли могут упасть до минус 2–5% при построении инфраструктуры для click & collect и до минус 5–10% при организации собственной доставки за счет затрат на «последнюю милю». В результате многие компании работают в минус в расчете на повышение лояльности и «доли в кошельке» клиентов, а также на повышение прибыльности в будущем, резюмирует эксперт.

Рентабельность всей X5 Retail Group по операционной прибыли за девять месяцев 2018 года равнялась 3,9%. Финансовые результаты за весь прошлый год группа еще не публиковала.

Каковы перспективы рынка онлайн-торговли продуктами

Объем интернет-торговли продуктами в 2018 году составил 49,4 млрд руб., оценивают аналитики «РБК Исследования рынков». Согласно проведенному ими опросу, доля россиян, заказывающих на дом товары повседневного спроса, и в частности продукты питания, составила 13,2% от общего числа респондентов. О перспективности этого сегмента, по мнению аналитиков «РБК Исследования рынков», свидетельствуют присутствие еды на маркетплейсах «Беру!» и AliExpress, а также в интернет-магазине Wildberries. По данным интернет-платформы Ozon, самой быстроразвивающейся категорией во втором квартале 2018 года оказались «Продукты питания» — ее рост превысил 200% к аналогичному периоду предыдущего года, а в общей структуре продаж доля этого сегмента достигла 5%.

Что такое сервис в пятерочке. Смотреть фото Что такое сервис в пятерочке. Смотреть картинку Что такое сервис в пятерочке. Картинка про Что такое сервис в пятерочке. Фото Что такое сервис в пятерочке

У онлайн-продаж пищевых продуктов огромный потенциал, соглашается Руслан Гафуров, управляющий партнер сервиса Delivery Club (принадлежит Mail.Ru Group). Сам Delivery Club, несмотря на то что его фокус — доставка готовой еды, продукты также развозит, но пока в небольшом объеме: с некоторых рынков, из кондитерских и специализированных магазинов. Однако, признает Гафуров, пока прибыльную экономику построить сложно.

Для «Ленты», по словам ее представителя, сотрудничество с сервисами доставки — это в первую очередь способ «держать руку на пульсе» и мониторить сегмент онлайн-торговли продуктами. Пока «Лента» не видит достаточного объема рынка для запуска собственного интернет-магазина и потенциала, для того чтобы он мог работать эффективно. «Продажи через сервисы доставки, с которыми мы сотрудничаем, едва сравнимы с выручкой одного супермаркета», — сообщил представитель ретейлера, уточнив, что, когда рынок будет готов к такому сервису, компания планирует развивать этот формат и бороться за лидерские позиции.

Та компания, которая построит успешный бизнес в доставке продуктов, может стоить, как два «Яндекса», осталось научиться это делать, заключает Гафуров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *