Что такое сестринская проблема

Общий уход за пациентами

Что такое сестринская проблема. Смотреть фото Что такое сестринская проблема. Смотреть картинку Что такое сестринская проблема. Картинка про Что такое сестринская проблема. Фото Что такое сестринская проблема

Данное пособие составлено в соответствии с программой подготовки студентов по общему уходу. Предназначено для студентов медицинских университетов лечебного, педиатрического факультетов, а также факультетов спортивной медицины и высшего сестринского образования. В пособии содержатся основные правила ухода за пациентами при различных состояниях.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общий уход за пациентами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Сестринский процесс представляет собой американскую и западноевропейскую модель сестринского дела, которая в настоящее время применяется в 50 странах мира. Эта реформаторская концепция зародилась в США в середине 50-х гг. и за четыре десятилетия полностью доказала свою эффективность.

Сестринский процесс (СП) — это обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта. Сестринский процесс направлен на поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей организма или на обеспечение спокойной смерти.

Сестринский процесс состоит из пяти этапов.

1. Сестринское обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента).

2. Сестринский диагноз (выявление проблем пациента).

3. Планирование (определение целей).

4. Реализация плана ухода за пациентом.

5. Оценка эффективности предоставляемого ухода и коррекция (в случае необходимости).

Сестринский процесс — это своеобразный научный протокол (алгоритм) самостоятельной профессиональной деятельности медсестры. Врач и медсестра выполняют различные задачи, направленные на решение одной цели. Задачи врача — поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач обследует пациента, для того чтобы выявить нарушения функции внутренних органов и систем и установить их причину. Задачи медсестры — обеспечить пациенту максимальный комфорт в пределах своей компетенции, постараться облегчить его страдания при нарушенном удовлетворении потребностей (возникновение проблем, связанных с болезнью).

Абрахам Маслоу в 1943 г. разработал иерархию потребностей, представленную в виде пирамиды (рис. 1).

Что такое сестринская проблема. Смотреть фото Что такое сестринская проблема. Смотреть картинку Что такое сестринская проблема. Картинка про Что такое сестринская проблема. Фото Что такое сестринская проблема

Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Как видно из рис. 1, на низшей ступени данной пирамиды — физиологические потребности. Без удовлетворения потребностей низшего порядка невозможно думать об удовлетворении потребностей высшего уровня.

Потребность с точки зрения ее медицинского обеспечения — это психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. По теории А. Маслоу, их четырнадцать.

7. Поддерживать температуру тела.

8. Спать и отдыхать.

10. Избегать опасности.

12. Иметь жизненные ценности.

13. Работать, играть и учиться.

14. Одеваться и раздеваться.

1-й этап СП. Необходимо выяснить, удовлетворение каких именно потребностей и в какой степени нарушено. То есть проводится идентификация нарушений удовлетворения основных потребностей, что документируется в сестринской истории болезни.

2-й этап СП — постановка сестринского диагноза. Сестринский диагноз — это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние (табл. 1). Понятие «сестринский диагноз» впервые появилось в Америке в середине 1950-х гг. и было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г.

Например, при медицинском диагнозе «острый аппендицит» могут иметь место следующие сестринские проблемы: острая боль в животе, лихорадка, тошнота, рвота, страх перед операцией.

Отличия врачебного диагноза от сестринского

Что такое сестринская проблема. Смотреть фото Что такое сестринская проблема. Смотреть картинку Что такое сестринская проблема. Картинка про Что такое сестринская проблема. Фото Что такое сестринская проблема

К физиологическим проблемам пациента могут быть отнесены:

— недостаточное или избыточное питание;

— острая или хроническая боль;

— отеки или обезвоживание;

— нарушение речи, памяти, внимания;

Среди психологических и духовных проблем пациента выделяются:

— страх, тревога, беспокойство;

— недоверие к медицинскому персоналу;

— отказ от приема лекарств;

— неэффективная адаптация семьи к наличию заболевания у одного из ее членов;

— конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;

— чувство ложной вины перед близкими из-за своего заболевания и др.

Социальными проблемами пациента могут быть:

— беспокойство о финансовом положении (например, в связи с выходом на инвалидность);

— невозможность купить лекарственные препараты.

Все проблемы пациента можно разделить на имеющиеся (то, что есть сейчас) и потенциальные (то, что может быть). Из имеющихся проблем выделяют приоритетные, т. е. первоочередные проблемы пациента, которые в большей степени тяготят его в настоящий момент. Приоритетных проблем может быть 2 — 3. На них должно быть сконцентрировано основное внимание среднего медицинского персонала.

3-й этап СП — планирование. Во время планирования отдельно для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода.

Требования к целям:

— должны быть реальными, достижимыми;

— должны иметь конкретные сроки достижения;

— должны находиться в пределах сестринской компетенции;

— должны формулироваться понятным для пациента языком (без профессиональной терминологии).

По срокам цели могут быть краткосрочные (меньше недели) и долгосрочные (недели, месяцы после выписки).

Каждая цель включает:

— критерий (дата, время, расстояние);

— условия (с помощью кого-либо / чего-либо).

Пример постановки цели: пациент пройдет с помощью костылей 5 м на 7-й день. То есть здесь присутствует: действие — условие — критерий. После формулирования целей медсестра составляет план ухода за пациентом — письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода. Например, если целью является поддержание боли на уровне терпимой в предоперационный период.

План сестринского ухода может включать следующие действия:

— придание пациенту наиболее удобного положения;

— обеспечение приема болеутоляющих средств каждые 2 ч (в соответствии с назначениями врача);

— обучение пациента технике расслабления;

— словесное внушение и отвлечение внимания.

4-й этап СП — реализация плана ухода за пациентом. Сестринские действия подразумевают 3 типа вмешательств:

Зависимое вмешательство — это такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача (инъекции различных препаратов, смена повязок, промывание желудка). Однако и в этом случае сестра должна не автоматически выполнять указания врача, а учитывать индивидуальные особенности пациента. Независимое вмешательство — это действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе (без указаний врача). Например: обучение пациента приемам ухода за собой, наблюдение за адаптацией пациента к болезни, оказание помощи пациенту в самообслуживании, рекомендации пациенту относительно восстановительной активности и отдыха в течение дня, организация досуга пациента.

Взаимозависимое вмешательство — подразумевает активное сотрудничество с врачом или другим специалистом в области здравоохранения (физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК и др.).

5-й этап СП — оценка эффективности ухода. Он включает:

— оценку степени достижения целей (что позволяет измерить качество ухода);

— изучение ответной реакции пациента на факт пребывания в стационаре;

— активный поиск и оценку новых проблем пациента.

Систематическая оценка эффективности ухода требует от медсестры умения мыслить аналитически, сравнивая ожидаемые результаты с достигнутыми. Когда цель не достигнута, медсестра должна выяснить причину. При этом весь сестринский процесс повторяется заново в поисках допущенной ошибки. Результатом может быть:

— изменение самой цели (с тем, чтобы сделать ее достижимой);

— пересмотр сроков достижения целей;

— внесение необходимых изменений в план сестринской помощи.

Таким образом, сестринский процесс — необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе за пациентом и систематическое внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса — пациент как уникальная личность, активно сотрудничающая с медперсоналом.

Источник

Мой сайт

II этап сестринского процесса

Проблема пациента— это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья (то есть сестра делает выводы, которые и становятся проблемами- предметами сестринского ухода).

2-й этап СП: Определение потребностей и выявление проблем:

1. Определение проблем.

2. Установление факторов,способствующих или вызывающих развитие проблем.

3. Выявление сильных и слабых сторон пациента.

4. Сестринская история пациента.

Сестринская проблема появляется тогда, когда пациент в силу тех или иных причин (возраст, болезнь, травма или её последствия, отсутствие необходимых знаний и навыков) не в состоянии самостоятельно справляться с удовлетворением жизненно важных потребностей организма. У такого пациента имеет место дефицит самоухода, в активности повседневной жизни он нуждается в физической или консультативной помощи.

Различие медицинского и сестринского диагнозов.

Врачебный диагноз Сестринский диагноз

заболевания, сущности реакции пациента на наличие

патологического процесса, патологического процесса в

происходящего в организме, организме. Например, одышка

например, воспаление легких. (как одно из проявлений

— в основе – нарушение функций воспаления легких)

причины, то есть удовлетворения основных

патофизиологические и человеческих потребностей как

патологоанатомические резу льтат нарушения функций,

изменения. то есть, представления, главным

— не изменяется (если нет образом, самого пациента о его

врачебной ошибки) состоянии здоровья, его

— формулируется в терминах ощущения и жалобы

— формулируется в терминах

Таким образом, медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на то, что с ним происходит. Эта реакция может быть обусловлена не только заболеванием, но и окружающей пациента средой, лекарственной терапией, условиями ЛПУ, личными обстоятельствами.

Классификация сестринских проблем:

2) психосоциальные (психологические, духовные и социальные)

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

— недостаточное или избыточное питание,

— снижение защитных функций организма,

— острая или хроническая боль,

— отеки или обезвоживание,

— застой мокроты, влажный или сухой кашель, одышка, удушье, дыхательная недостаточность, кровохарканье,

— запор, диарея, недержание кала, метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике),

— острая или хроническая задержка мочи, недержание мочи,

— нарушение речи, памяти, внимания,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

-страх, тревога, беспокойство;

— дефицит семейной поддержки;

— отказ от приема лекарства;

— неэффективное исполнение лечебной схемы;

— нарушение представления о своем внешнем облике;

— неэффективная адаптация семьи к факту наличия

заболевания у одного из ее членов;

— дефицит внимания к будущему ребенку;

— конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;

— чувство «ложной вины» перед близкими из-за своего заболевания;

— чувство ложного стыда.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

— беспокойство о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность.

Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на:

1) НАСТОЯЩИЕ (то, что есть уже сейчас). Например: одышка, отеки, дефицит досуга.

2) ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного сестринского ухода).

Примеры потенциальных сестринских проблем:

— риск возникновения пролежней у неподвижного пациента;

— риск развития обезвоживания у пациента со рвотой и частым жидким стулом;

— риск падений и травм у пациента с головокружением;

— риск ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарственных средств;

— риск суицидальной попытки (самоубийство).

Таким образом, медсестра должна уловить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния пациента и постараться в пределах своей сестринской компетенции ему помочь. Задайте себе вопрос: «Что я, как медицинская сестра, могу сделать для облегчения состояния

Обдумав ситуацию, медсестра выписывает в сестринскую историю болезни все проблемы пациента.

Затем устанавливает приоритеты.

Критерии выбора приоритетов:

1.Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения.

2.Проблемы наиболее тягостные для пациента в настоящий момент, то, что наиболее беспокоит, является для него главным сейчас, самым мучительным.

Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае «одышка» будет являться приоритетной сестринской проблемой.

4.Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

Источник

ВТОРОЙ ЭТАП – ПОСТАНОВКА СЕСТРИНСКИХ ПРОБЛЕМ

Что такое сестринская проблема. Смотреть фото Что такое сестринская проблема. Смотреть картинку Что такое сестринская проблема. Картинка про Что такое сестринская проблема. Фото Что такое сестринская проблема Что такое сестринская проблема. Смотреть фото Что такое сестринская проблема. Смотреть картинку Что такое сестринская проблема. Картинка про Что такое сестринская проблема. Фото Что такое сестринская проблема Что такое сестринская проблема. Смотреть фото Что такое сестринская проблема. Смотреть картинку Что такое сестринская проблема. Картинка про Что такое сестринская проблема. Фото Что такое сестринская проблема Что такое сестринская проблема. Смотреть фото Что такое сестринская проблема. Смотреть картинку Что такое сестринская проблема. Картинка про Что такое сестринская проблема. Фото Что такое сестринская проблема

Что такое сестринская проблема. Смотреть фото Что такое сестринская проблема. Смотреть картинку Что такое сестринская проблема. Картинка про Что такое сестринская проблема. Фото Что такое сестринская проблема

Что такое сестринская проблема. Смотреть фото Что такое сестринская проблема. Смотреть картинку Что такое сестринская проблема. Картинка про Что такое сестринская проблема. Фото Что такое сестринская проблема

Понятие сестринского диагноза, или сестринской проблемы, впервые появилось и Америке, в середине 50-х гг. и было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г. В настоящее время перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает 114 единиц.

Например, при медицинском диагнозе: острый аппендицит, могут иметь место следующие сестринские проблемы: острая боль в животе, лихорадка, тошнота и рвота, страх перед операцией.

Очень важно попять, что в центре любой сестринской проблемы всегда лежит нарушение удовлетворения какой-либо потребности.

НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ:

Приведите свои собственные примеры.

Сестринская проблема появляется тогда, когда пациент в силу тех или иных причин (возраст, болезнь, травма или ее последствия, отсутствие не­обходимых знаний и навыков) не в состоянии самостоятельно справляться с удовлетворением жизненно важных потребностей организма. У такого пациента имеет место дефицит самоухода, в активности повседневной жизни он нуждается в физической или консультативной помощи.

Различие медицинского и сестринского диагнозов:

Таким образом, медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на то, что с ним происходит. Эта реакция может быть обусловленна не только заболеванием, но и окружающей пациента средой, лекарственной терапией, условиями ЛПУ, личными обстоятельствами.

Классификация сестринских проблем:

2) психосоциальные (психологические, духовные и социальные)

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

— недостаточное или избыточное питание,

— снижение защитных функций организма,

— острая или хроническая боль,

— отеки или обезвоживание,

— застой мокроты, влажный или сухой кашель, одышка, удушье, ды­хательная недостаточность, кровохарканье,

— запор, диарея, недержание кала, метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике),

— острая или хроническая задержка мочи, недержание мочи,

— нарушение целостности кожного покрова, нарушение глотания,

— нарушение речи, памяти, внимания,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

— дефицит знаний (о заболевании, о целесообразном питании, о ра­циональной схеме приема медикаментов, о здоровом образе жизни. );

— страх, тревога, беспокойство;

— дефицит семейной поддержки;

— отказ от приема лекарства;

Что такое сестринская проблема. Смотреть фото Что такое сестринская проблема. Смотреть картинку Что такое сестринская проблема. Картинка про Что такое сестринская проблема. Фото Что такое сестринская проблема

— неэффективное исполнение лечебной схемы;

— нарушение представления о споем внешнем облике;

— неэффективная адаптация семьи к факту наличия заболевания у одного из ее членов;

— дефицит внимания к будущему ребенку;

— конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;

— чувство «ложной вины» перед близкими из-за своего заболевания;

— чувство ложного стыда.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

— беспокойство о финансовом положении в связи с выходом на ин­валидность.

1) НАСТОЯЩИЕ (то, что есть, уже сейчас). Например: одышка, оте­ки, дефицит досуга.

2) ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного се­стринского ухода).

Примеры потенциальных сестринских проблем:

— риск возникновения пролежней у неподвижного пациента;

— риск развития обезвоживания у пациента с рвотой и частым жид­ким стулом;

— риск падения и травм у пациента с головокружением;

— риск ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарст­венных средств;

— риск суицидальной попытки (самоубийство).

Таким образом, медсестра должна уловить все настоящие пли воз­можные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния пациента и постараться в пределах своей сестринской компетенции ему помочь. Задайте себе вопрос: «Что я, как медицинская сестра, могу сделать для облегчения состояния этого больного?»

Обдумав ситуацию, медсестра выписывает в сестринскую историю болезни все проблемы пациента.

Затем устанавливает приоритеты.

Критерии выбора приоритетов:

1. Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развитии легочного кровотечения.

2. Проблемы наиболее тягостные для пациента в настоящий момент, то, что наиболее беспокоит, является него главным сейчас, самым му­чительным.

Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку, как на свое главное страдание. В этом случае «одышка» будет являться приоритетной сестринской проблемой.

3. Проблемы, способные принести к различным осложнениям и ухуд­шению состояния пациента. Например, риск развития пролежней у непо­движного пациента.

4. Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улуч­шает сон, аппетит и настроение пациента.

Источник

Сестринский процесс. Медицинская сестра как равноправный субъект здравоохранения

Что такое сестринская проблема. Смотреть фото Что такое сестринская проблема. Смотреть картинку Что такое сестринская проблема. Картинка про Что такое сестринская проблема. Фото Что такое сестринская проблема

На протяжении всего обучения в медицинских колледжах и ВУЗах мы изучаем сестринский процесс как неотъемлемую часть своей будущей профессиональной деятельности. Однако после выпуска, начиная работать по специальности, не всегда удается понять, в чем же проявляется сестринский процесс. Попробуем в этом разобраться.

Любой вид деятельности можно усовершенствовать при помощи цикла, разработанного в первой половине XX века двумя американскими учеными — прародителем японского экономического чуда Э. Демингом и консультантом по теории управления качеством У. Шухартом. Совершенство этого цикла строится на научном подходе и человеческом факторе. Этот цикл и положил начало разработки сестринского процесса.

Если изначально сестринский уход был построен только лишь на указаниях врача, где медицинская сестра была лишена всякой самостоятельности и могла быть только «руками» своего врача, то сейчас у них есть собственный четко выстроенный план, по которому ведется вся работа.

Медицинская сестра в своей работе выступает как равноправный субъект системы здравоохранения, который обладает определенными полномочиями и выполняет свои специфические функции, включающие в себя уход за больными и решение их проблем согласно существующим стандартам деятельности медицинской сестры и своей компетенции. В круг сестринских полномочий входят умение выполнять сестринские манипуляции, забота о пациентах, способность нести ответственность за принимаемые решения, непрерывное совершенствование своих навыков и получение новых знаний.

Цели, которые преследует сестринский процесс:

Качество жизни пациента во многом зависит от медицинской сестры и представляет собой ощущение больным согласованности или несогласованности между реальным и желанным уровнем жизни и определяется по следующим критериям:

При реализации модели сестринского процесса повышается качество осуществляемой медицинской помощи и, соответственно, качество жизни пациента. Квалифицированная сестринская работа позволяет сократить сроки госпитализации, снизить показатели смертельных исходов, а также повысить уровень знаний пациентов о профилактике различных заболеваний. Далее мы подробней рассмотрим цикл построения сестринской работы.

Пять этапов сестринского процесса – от знакомства с пациентом к оценке результатов работы

I этап — сестринское обследование (определение нарушенных потребностей)

Обследование построено на сборе информации у больного о его жалобах, образе жизни и профессиональной деятельности и фиксации полученных данных в сестринской истории болезни. На помощь медицинской сестре в определении нарушенных потребностей приходит пирамида Маслоу (спать, пить, принимать пищу, общаться, осуществлять трудовую деятельность и т. п.) и информация о том, что пациент считает для себя нормой в связи с утратой каждой указанной потребности, что поможет пациенту в их удовлетворении.

Обследование пациента

Группы исследуемых параметров:

Источники информации:

Как только медицинская сестра приступила к анализу полученной информации, начинается следующий этап сестринского процесса.

II этап — постановка сестринского диагноза (формулирование настоящих и потенциальных проблем пациента по установленной схеме)

Сестринский диагноз требует клинического мышления для того, чтобы правильно определить проблемы пациента в связи с нарушенными потребностями.
Проблем у пациента, как настоящих, так и потенциальных, как правило может быть несколько, поэтому всегда необходимо определять приоритетную проблему, для решения которой будут определяться цели сестринского процесса.

Приоритетными проблемами являются:

III этап — планирование и программирование сестринского вмешательства, направленное на удовлетворение выявленных потребностей и решение проблем пациента.

Составление плана идет по следующему принципу:

После разработки плана сестринского процесса медицинская сестра должна согласовать его с пациентом или его близкими. Затем она приступает к реализации составленного плана.

IV этап — реализация плана сестринского вмешательства.

Сестринские вмешательства по самостоятельности решения могут быть трех видов:

1. Независимые;
2. Взаимозависимые;
3. Зависимые.

Также их различают по характеру удовлетворения потребностей пациента:

1. Временные;
2. Постоянные;
3. Реабилитирующие.

IV этап сестринского процесса является определяющим для качества медицинской помощи и достигается профессиональным выполнением медицинской сестрой технических действий и манипуляций согласно стандартам профессиональной деятельности.
На данном этапе роль медицинской сестры заключается в своевременной оценке состояния пациента и сведению к минимуму риска развития осложнений во время лечебного процесса.

V этап — итоговая оценка полученных результатов, коррекция выполнения плана сестринского вмешательства.
Если следовать концепции Э. Деминга о непрерывном улучшении качества работы, то основная задача этого этапа — оценка качества реализованного плана ухода за пациентом и его коррекция. Главным в определении степени реализации намеченного плана является соответствие критериев стандартам. Например, если взять критерий «питание пациента», то за стандарт можно принять следующее положение: «пациент сыт и сообщает, что чувствует себя комфортно».

Если в запланированный срок цель сестринских вмешательств достигнута, значит, план сестринского ухода построен правильно и соответствует критериям стандартов деятельности медицинской сестры.
Если в запланированный срок цель сестринских вмешательств не достигнута, необходимо определить причины неэффективности, внести изменения и построить новый план сестринского процесса, начиная с I этапа.

Вывод

На сегодняшний день в России вопрос о необходимости внедрения сестринского процесса в учреждениях здравоохранения остается открытым. Это может позволить медицинским сестрам подняться на новую ступень профессиональной деятельности. Сестринский процесс обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки и предоставить качественный уход пациентам в лечебно-профилактических учреждениях.

Метод сестринского процесса применим к любой области сестринской деятельности и может быть использован в стационарах, поликлиниках, хосписах, домах ребенка, отделениях интенсивной терапии и так далее, а также не только по отношению к каждому отдельному пациенту, но и к группам пациентов, их семьям, обществу в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *