Что такое сестринская проблема
Общий уход за пациентами
Данное пособие составлено в соответствии с программой подготовки студентов по общему уходу. Предназначено для студентов медицинских университетов лечебного, педиатрического факультетов, а также факультетов спортивной медицины и высшего сестринского образования. В пособии содержатся основные правила ухода за пациентами при различных состояниях.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общий уход за пациентами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Сестринский процесс представляет собой американскую и западноевропейскую модель сестринского дела, которая в настоящее время применяется в 50 странах мира. Эта реформаторская концепция зародилась в США в середине 50-х гг. и за четыре десятилетия полностью доказала свою эффективность.
Сестринский процесс (СП) — это обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта. Сестринский процесс направлен на поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей организма или на обеспечение спокойной смерти.
Сестринский процесс состоит из пяти этапов.
1. Сестринское обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента).
2. Сестринский диагноз (выявление проблем пациента).
3. Планирование (определение целей).
4. Реализация плана ухода за пациентом.
5. Оценка эффективности предоставляемого ухода и коррекция (в случае необходимости).
Сестринский процесс — это своеобразный научный протокол (алгоритм) самостоятельной профессиональной деятельности медсестры. Врач и медсестра выполняют различные задачи, направленные на решение одной цели. Задачи врача — поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач обследует пациента, для того чтобы выявить нарушения функции внутренних органов и систем и установить их причину. Задачи медсестры — обеспечить пациенту максимальный комфорт в пределах своей компетенции, постараться облегчить его страдания при нарушенном удовлетворении потребностей (возникновение проблем, связанных с болезнью).
Абрахам Маслоу в 1943 г. разработал иерархию потребностей, представленную в виде пирамиды (рис. 1).
Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу
Как видно из рис. 1, на низшей ступени данной пирамиды — физиологические потребности. Без удовлетворения потребностей низшего порядка невозможно думать об удовлетворении потребностей высшего уровня.
Потребность с точки зрения ее медицинского обеспечения — это психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. По теории А. Маслоу, их четырнадцать.
7. Поддерживать температуру тела.
8. Спать и отдыхать.
10. Избегать опасности.
12. Иметь жизненные ценности.
13. Работать, играть и учиться.
14. Одеваться и раздеваться.
1-й этап СП. Необходимо выяснить, удовлетворение каких именно потребностей и в какой степени нарушено. То есть проводится идентификация нарушений удовлетворения основных потребностей, что документируется в сестринской истории болезни.
2-й этап СП — постановка сестринского диагноза. Сестринский диагноз — это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние (табл. 1). Понятие «сестринский диагноз» впервые появилось в Америке в середине 1950-х гг. и было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г.
Например, при медицинском диагнозе «острый аппендицит» могут иметь место следующие сестринские проблемы: острая боль в животе, лихорадка, тошнота, рвота, страх перед операцией.
Отличия врачебного диагноза от сестринского
К физиологическим проблемам пациента могут быть отнесены:
— недостаточное или избыточное питание;
— острая или хроническая боль;
— отеки или обезвоживание;
— нарушение речи, памяти, внимания;
Среди психологических и духовных проблем пациента выделяются:
— страх, тревога, беспокойство;
— недоверие к медицинскому персоналу;
— отказ от приема лекарств;
— неэффективная адаптация семьи к наличию заболевания у одного из ее членов;
— конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;
— чувство ложной вины перед близкими из-за своего заболевания и др.
Социальными проблемами пациента могут быть:
— беспокойство о финансовом положении (например, в связи с выходом на инвалидность);
— невозможность купить лекарственные препараты.
Все проблемы пациента можно разделить на имеющиеся (то, что есть сейчас) и потенциальные (то, что может быть). Из имеющихся проблем выделяют приоритетные, т. е. первоочередные проблемы пациента, которые в большей степени тяготят его в настоящий момент. Приоритетных проблем может быть 2 — 3. На них должно быть сконцентрировано основное внимание среднего медицинского персонала.
3-й этап СП — планирование. Во время планирования отдельно для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода.
Требования к целям:
— должны быть реальными, достижимыми;
— должны иметь конкретные сроки достижения;
— должны находиться в пределах сестринской компетенции;
— должны формулироваться понятным для пациента языком (без профессиональной терминологии).
По срокам цели могут быть краткосрочные (меньше недели) и долгосрочные (недели, месяцы после выписки).
Каждая цель включает:
— критерий (дата, время, расстояние);
— условия (с помощью кого-либо / чего-либо).
Пример постановки цели: пациент пройдет с помощью костылей 5 м на 7-й день. То есть здесь присутствует: действие — условие — критерий. После формулирования целей медсестра составляет план ухода за пациентом — письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода. Например, если целью является поддержание боли на уровне терпимой в предоперационный период.
План сестринского ухода может включать следующие действия:
— придание пациенту наиболее удобного положения;
— обеспечение приема болеутоляющих средств каждые 2 ч (в соответствии с назначениями врача);
— обучение пациента технике расслабления;
— словесное внушение и отвлечение внимания.
4-й этап СП — реализация плана ухода за пациентом. Сестринские действия подразумевают 3 типа вмешательств:
Зависимое вмешательство — это такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача (инъекции различных препаратов, смена повязок, промывание желудка). Однако и в этом случае сестра должна не автоматически выполнять указания врача, а учитывать индивидуальные особенности пациента. Независимое вмешательство — это действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе (без указаний врача). Например: обучение пациента приемам ухода за собой, наблюдение за адаптацией пациента к болезни, оказание помощи пациенту в самообслуживании, рекомендации пациенту относительно восстановительной активности и отдыха в течение дня, организация досуга пациента.
Взаимозависимое вмешательство — подразумевает активное сотрудничество с врачом или другим специалистом в области здравоохранения (физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК и др.).
5-й этап СП — оценка эффективности ухода. Он включает:
— оценку степени достижения целей (что позволяет измерить качество ухода);
— изучение ответной реакции пациента на факт пребывания в стационаре;
— активный поиск и оценку новых проблем пациента.
Систематическая оценка эффективности ухода требует от медсестры умения мыслить аналитически, сравнивая ожидаемые результаты с достигнутыми. Когда цель не достигнута, медсестра должна выяснить причину. При этом весь сестринский процесс повторяется заново в поисках допущенной ошибки. Результатом может быть:
— изменение самой цели (с тем, чтобы сделать ее достижимой);
— пересмотр сроков достижения целей;
— внесение необходимых изменений в план сестринской помощи.
Таким образом, сестринский процесс — необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе за пациентом и систематическое внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса — пациент как уникальная личность, активно сотрудничающая с медперсоналом.
Мой сайт
II этап сестринского процесса
Проблема пациента— это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья (то есть сестра делает выводы, которые и становятся проблемами- предметами сестринского ухода).
2-й этап СП: Определение потребностей и выявление проблем:
1. Определение проблем.
2. Установление факторов,способствующих или вызывающих развитие проблем.
3. Выявление сильных и слабых сторон пациента.
4. Сестринская история пациента.
Сестринская проблема появляется тогда, когда пациент в силу тех или иных причин (возраст, болезнь, травма или её последствия, отсутствие необходимых знаний и навыков) не в состоянии самостоятельно справляться с удовлетворением жизненно важных потребностей организма. У такого пациента имеет место дефицит самоухода, в активности повседневной жизни он нуждается в физической или консультативной помощи.
Различие медицинского и сестринского диагнозов.
Врачебный диагноз Сестринский диагноз
заболевания, сущности реакции пациента на наличие
патологического процесса, патологического процесса в
происходящего в организме, организме. Например, одышка
например, воспаление легких. (как одно из проявлений
— в основе – нарушение функций воспаления легких)
причины, то есть удовлетворения основных
патофизиологические и человеческих потребностей как
патологоанатомические резу льтат нарушения функций,
изменения. то есть, представления, главным
— не изменяется (если нет образом, самого пациента о его
врачебной ошибки) состоянии здоровья, его
— формулируется в терминах ощущения и жалобы
— формулируется в терминах
Таким образом, медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на то, что с ним происходит. Эта реакция может быть обусловлена не только заболеванием, но и окружающей пациента средой, лекарственной терапией, условиями ЛПУ, личными обстоятельствами.
Классификация сестринских проблем:
2) психосоциальные (психологические, духовные и социальные)
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:
— недостаточное или избыточное питание,
— снижение защитных функций организма,
— острая или хроническая боль,
— отеки или обезвоживание,
— застой мокроты, влажный или сухой кашель, одышка, удушье, дыхательная недостаточность, кровохарканье,
— запор, диарея, недержание кала, метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике),
— острая или хроническая задержка мочи, недержание мочи,
— нарушение речи, памяти, внимания,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:
-страх, тревога, беспокойство;
— дефицит семейной поддержки;
— отказ от приема лекарства;
— неэффективное исполнение лечебной схемы;
— нарушение представления о своем внешнем облике;
— неэффективная адаптация семьи к факту наличия
заболевания у одного из ее членов;
— дефицит внимания к будущему ребенку;
— конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;
— чувство «ложной вины» перед близкими из-за своего заболевания;
— чувство ложного стыда.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:
— беспокойство о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность.
Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на:
1) НАСТОЯЩИЕ (то, что есть уже сейчас). Например: одышка, отеки, дефицит досуга.
2) ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного сестринского ухода).
Примеры потенциальных сестринских проблем:
— риск возникновения пролежней у неподвижного пациента;
— риск развития обезвоживания у пациента со рвотой и частым жидким стулом;
— риск падений и травм у пациента с головокружением;
— риск ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарственных средств;
— риск суицидальной попытки (самоубийство).
Таким образом, медсестра должна уловить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния пациента и постараться в пределах своей сестринской компетенции ему помочь. Задайте себе вопрос: «Что я, как медицинская сестра, могу сделать для облегчения состояния
Обдумав ситуацию, медсестра выписывает в сестринскую историю болезни все проблемы пациента.
Затем устанавливает приоритеты.
Критерии выбора приоритетов:
1.Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения.
2.Проблемы наиболее тягостные для пациента в настоящий момент, то, что наиболее беспокоит, является для него главным сейчас, самым мучительным.
Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае «одышка» будет являться приоритетной сестринской проблемой.
4.Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.
ВТОРОЙ ЭТАП – ПОСТАНОВКА СЕСТРИНСКИХ ПРОБЛЕМ
Понятие сестринского диагноза, или сестринской проблемы, впервые появилось и Америке, в середине 50-х гг. и было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г. В настоящее время перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает 114 единиц.
Например, при медицинском диагнозе: острый аппендицит, могут иметь место следующие сестринские проблемы: острая боль в животе, лихорадка, тошнота и рвота, страх перед операцией.
Очень важно попять, что в центре любой сестринской проблемы всегда лежит нарушение удовлетворения какой-либо потребности.
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ:
Приведите свои собственные примеры.
Сестринская проблема появляется тогда, когда пациент в силу тех или иных причин (возраст, болезнь, травма или ее последствия, отсутствие необходимых знаний и навыков) не в состоянии самостоятельно справляться с удовлетворением жизненно важных потребностей организма. У такого пациента имеет место дефицит самоухода, в активности повседневной жизни он нуждается в физической или консультативной помощи.
Различие медицинского и сестринского диагнозов:
Таким образом, медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на то, что с ним происходит. Эта реакция может быть обусловленна не только заболеванием, но и окружающей пациента средой, лекарственной терапией, условиями ЛПУ, личными обстоятельствами.
Классификация сестринских проблем:
2) психосоциальные (психологические, духовные и социальные)
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:
— недостаточное или избыточное питание,
— снижение защитных функций организма,
— острая или хроническая боль,
— отеки или обезвоживание,
— застой мокроты, влажный или сухой кашель, одышка, удушье, дыхательная недостаточность, кровохарканье,
— запор, диарея, недержание кала, метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике),
— острая или хроническая задержка мочи, недержание мочи,
— нарушение целостности кожного покрова, нарушение глотания,
— нарушение речи, памяти, внимания,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:
— дефицит знаний (о заболевании, о целесообразном питании, о рациональной схеме приема медикаментов, о здоровом образе жизни. );
— страх, тревога, беспокойство;
— дефицит семейной поддержки;
— отказ от приема лекарства;
— неэффективное исполнение лечебной схемы;
— нарушение представления о споем внешнем облике;
— неэффективная адаптация семьи к факту наличия заболевания у одного из ее членов;
— дефицит внимания к будущему ребенку;
— конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;
— чувство «ложной вины» перед близкими из-за своего заболевания;
— чувство ложного стыда.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:
— беспокойство о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность.
1) НАСТОЯЩИЕ (то, что есть, уже сейчас). Например: одышка, отеки, дефицит досуга.
2) ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного сестринского ухода).
Примеры потенциальных сестринских проблем:
— риск возникновения пролежней у неподвижного пациента;
— риск развития обезвоживания у пациента с рвотой и частым жидким стулом;
— риск падения и травм у пациента с головокружением;
— риск ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарственных средств;
— риск суицидальной попытки (самоубийство).
Таким образом, медсестра должна уловить все настоящие пли возможные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния пациента и постараться в пределах своей сестринской компетенции ему помочь. Задайте себе вопрос: «Что я, как медицинская сестра, могу сделать для облегчения состояния этого больного?»
Обдумав ситуацию, медсестра выписывает в сестринскую историю болезни все проблемы пациента.
Затем устанавливает приоритеты.
Критерии выбора приоритетов:
1. Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развитии легочного кровотечения.
2. Проблемы наиболее тягостные для пациента в настоящий момент, то, что наиболее беспокоит, является него главным сейчас, самым мучительным.
Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку, как на свое главное страдание. В этом случае «одышка» будет являться приоритетной сестринской проблемой.
3. Проблемы, способные принести к различным осложнениям и ухудшению состояния пациента. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента.
4. Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.
Сестринский процесс. Медицинская сестра как равноправный субъект здравоохранения
На протяжении всего обучения в медицинских колледжах и ВУЗах мы изучаем сестринский процесс как неотъемлемую часть своей будущей профессиональной деятельности. Однако после выпуска, начиная работать по специальности, не всегда удается понять, в чем же проявляется сестринский процесс. Попробуем в этом разобраться.
Любой вид деятельности можно усовершенствовать при помощи цикла, разработанного в первой половине XX века двумя американскими учеными — прародителем японского экономического чуда Э. Демингом и консультантом по теории управления качеством У. Шухартом. Совершенство этого цикла строится на научном подходе и человеческом факторе. Этот цикл и положил начало разработки сестринского процесса.
Если изначально сестринский уход был построен только лишь на указаниях врача, где медицинская сестра была лишена всякой самостоятельности и могла быть только «руками» своего врача, то сейчас у них есть собственный четко выстроенный план, по которому ведется вся работа.
Медицинская сестра в своей работе выступает как равноправный субъект системы здравоохранения, который обладает определенными полномочиями и выполняет свои специфические функции, включающие в себя уход за больными и решение их проблем согласно существующим стандартам деятельности медицинской сестры и своей компетенции. В круг сестринских полномочий входят умение выполнять сестринские манипуляции, забота о пациентах, способность нести ответственность за принимаемые решения, непрерывное совершенствование своих навыков и получение новых знаний.
Цели, которые преследует сестринский процесс:
Качество жизни пациента во многом зависит от медицинской сестры и представляет собой ощущение больным согласованности или несогласованности между реальным и желанным уровнем жизни и определяется по следующим критериям:
При реализации модели сестринского процесса повышается качество осуществляемой медицинской помощи и, соответственно, качество жизни пациента. Квалифицированная сестринская работа позволяет сократить сроки госпитализации, снизить показатели смертельных исходов, а также повысить уровень знаний пациентов о профилактике различных заболеваний. Далее мы подробней рассмотрим цикл построения сестринской работы.
Пять этапов сестринского процесса – от знакомства с пациентом к оценке результатов работы
I этап — сестринское обследование (определение нарушенных потребностей)
Обследование построено на сборе информации у больного о его жалобах, образе жизни и профессиональной деятельности и фиксации полученных данных в сестринской истории болезни. На помощь медицинской сестре в определении нарушенных потребностей приходит пирамида Маслоу (спать, пить, принимать пищу, общаться, осуществлять трудовую деятельность и т. п.) и информация о том, что пациент считает для себя нормой в связи с утратой каждой указанной потребности, что поможет пациенту в их удовлетворении.
Обследование пациента
Группы исследуемых параметров:
Источники информации:
Как только медицинская сестра приступила к анализу полученной информации, начинается следующий этап сестринского процесса.
II этап — постановка сестринского диагноза (формулирование настоящих и потенциальных проблем пациента по установленной схеме)
Сестринский диагноз требует клинического мышления для того, чтобы правильно определить проблемы пациента в связи с нарушенными потребностями.
Проблем у пациента, как настоящих, так и потенциальных, как правило может быть несколько, поэтому всегда необходимо определять приоритетную проблему, для решения которой будут определяться цели сестринского процесса.
Приоритетными проблемами являются:
III этап — планирование и программирование сестринского вмешательства, направленное на удовлетворение выявленных потребностей и решение проблем пациента.
Составление плана идет по следующему принципу:
После разработки плана сестринского процесса медицинская сестра должна согласовать его с пациентом или его близкими. Затем она приступает к реализации составленного плана.
IV этап — реализация плана сестринского вмешательства.
Сестринские вмешательства по самостоятельности решения могут быть трех видов:
1. Независимые;
2. Взаимозависимые;
3. Зависимые.
Также их различают по характеру удовлетворения потребностей пациента:
1. Временные;
2. Постоянные;
3. Реабилитирующие.
IV этап сестринского процесса является определяющим для качества медицинской помощи и достигается профессиональным выполнением медицинской сестрой технических действий и манипуляций согласно стандартам профессиональной деятельности.
На данном этапе роль медицинской сестры заключается в своевременной оценке состояния пациента и сведению к минимуму риска развития осложнений во время лечебного процесса.
V этап — итоговая оценка полученных результатов, коррекция выполнения плана сестринского вмешательства.
Если следовать концепции Э. Деминга о непрерывном улучшении качества работы, то основная задача этого этапа — оценка качества реализованного плана ухода за пациентом и его коррекция. Главным в определении степени реализации намеченного плана является соответствие критериев стандартам. Например, если взять критерий «питание пациента», то за стандарт можно принять следующее положение: «пациент сыт и сообщает, что чувствует себя комфортно».
Если в запланированный срок цель сестринских вмешательств достигнута, значит, план сестринского ухода построен правильно и соответствует критериям стандартов деятельности медицинской сестры.
Если в запланированный срок цель сестринских вмешательств не достигнута, необходимо определить причины неэффективности, внести изменения и построить новый план сестринского процесса, начиная с I этапа.
Вывод
На сегодняшний день в России вопрос о необходимости внедрения сестринского процесса в учреждениях здравоохранения остается открытым. Это может позволить медицинским сестрам подняться на новую ступень профессиональной деятельности. Сестринский процесс обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки и предоставить качественный уход пациентам в лечебно-профилактических учреждениях.
Метод сестринского процесса применим к любой области сестринской деятельности и может быть использован в стационарах, поликлиниках, хосписах, домах ребенка, отделениях интенсивной терапии и так далее, а также не только по отношению к каждому отдельному пациенту, но и к группам пациентов, их семьям, обществу в целом.