Что такое сестринские технологии в профилактической медицине
Тема: Сестринские технологии в профилактической медицине.
Теоретическое занятие №3. (Лекция)
1. Сбор информации о пациенте, анализ и учет факторов риска здоровью и факторов, определяющих здоровье.
2. Методы, технологии и средства укрепления здоровья населения и профилактики его нарушений.
По определению ВОЗ здоровье – это состояние полного физического (телесного), душевного и социального благополучия. Здоровье – способность человека выполнять присущие ему биологические и социальные функции без потерь даже в условиях перегрузок; характеризуется также его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных ощущений.
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого. Какой бы не была совершенной медицина, она не может избавить каждого от болезней. Человек – сам творец своего здоровья.
Здоровье – важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности, активное долголетие, самоутверждение, познание окружающего мира.
Существует 3 вида здоровья:
Физическое –это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех систем и органов человека. Организм человека система саморегулирующаяся.
Нравственное здоровье – определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека в определенном обществе. Отличительные признаки нравственного здоровья:
— сознательное от ношение к труду;
— овладение сокровищами культуры;
— активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни в обществе.
Гармония психофизических сил повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизнедеятельности.
Основные элементы здорового образа жизни:
— рациональный режим труда и отдыха;
— искоренение вредных привычек и пристрастий;
— оптимальный двигательный режим;
— закаливание, личная гигиена и т. д.
Модели здорового образа жизни для различных возрастных групп пациентов: детей, женщин, мужчин, пожилых людей имеют свои особенности. Необходимо учитывать физиологические и психологические особенности организма в разных возрастах.
Давайте определимся, существуют ли методы определения «физического здоровья». «Нормальное» физическое состояние – это прежде всего сравнение с эталоном человека, как вида (кроме это и нормальное функционирование органов и систем). Какими методами можно выявить?
Объективно – уже в период новорожденности ребенок имеет в наличии все присущие человеку признаки.
Далее приводится антропометрия: измеряется рост, вес, окружность груди, головки, соотносятся в формуле и определяется соответствие «норме», выявляется гипо- и гипертрофия, что учитывается при определении исходного состояния здоровья и антропометрические измерения и их соответствии и отклонение от нормы проводятся при всех профосмотрах на протяжении всей жизни. Кроме указанных выше в более зрелом возрасте измеряется окружность талии (ОТ), проводится импедантметрия – определяется уровень жира.
Нормальное функционирование органов и систем организма можно подтвердить лабораторными и инструментальными методами. Это общеизвестно…
И при проведении профилактических мероприятий мы обязательно их проводим в каждой возрастной группе наиболее информативные обследования для выявления нарушений в состоянии здоровья. При продолжении научных исследований будет расширяться, углубляя степень исследований здоровья.
Для определения психического здоровья кроме наблюдения за пациентом в повседневной жизни при стрессовых ситуациях, проводится обследование специалистами с проведением различных тестовых исследований в различные периоды жизни пациента, что также предусмотрено при профилактических осмотрах.
Укрепление здоровья – процесс, позволяющий повысить контроль за своим здоровьем, а также улучшить его.
Состояние здоровья населения – это общественное достояние, залог успешного развития страны по всем направлениям.
Именно поэтому для успешного укрепления здоровья необходимо выявить факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья пациента, так называемых факторов риска!
Факторы риска – это элементысоциальной и природной среды, особенности поведения людей, состояние внутренних систем организма, которые в определенных условиях могут привести к возникновению и развитию заболеваний.
Существует 4 группы факторов риска:
1. генетические – 15-20%;
2. состояние окружающей среды – 20-25%;
3. медицинское обеспечение – 8-10%;
4. условия жизни и образа жизни – 50-55 %.
Факторы риска подразделяются на:
1. МОДИФИЦИРУЕМЫЕ – (видоизменяемые, управляемые):
— поведенческие и социальные (курение, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем, наркотизация, низкая физическая активность, материальный и социальный статус, деторождение);
— биологические, патофизиологические и патобиохимические (повышенный уровень АД, холестерина, глюкозы, ожирение, нарушение системы гемостаза, повышенный уровень мочевой кислоты и др.).
2. ЛИЧНОСТНЫЕ – немодифицированные:
— генетическая предрасположенность к заболеваниям.
Точные сведения о распространенности факторов риска практически недоступны, вследствие отсутствия мониторинга. Но по данным многих исследований в экономически развитых странах наибольшее распространение у лиц в возрасте от 25 до 65 лет имеют следующие основные факторы риска:
1. высокое артериальное давление;
2. повышенный уровень содержания холестерина в крови (гиперхолестеринемия);
4. несбалансированное питание;
5. избыточная масса тела и ожирение;
6. низкая физическая активность;
7. злоупотребление алкоголем;
8. психологические факторы (например, частые стрессы, плохой микроклимат дома и на работе).
Что считается признаками здоровья:
1. Устойчивость к действию повреждающих факторов (реакция Манту, например, имуннограмма, титрантители др. исследования);
2. Показатели роста и развития в пределах средне статистической нормы (например, антропометрия и сравнение по специальным таблицам, импедантметрия и др.).
3. Функциональное состояние всех органов и систем в пределах среднестатистических норм (функциональные методы обследования, инструментальные исследования).
4. Наличие резервных возможностей организма.
5. Отсутствие каких-либо заболеваний или дефектов развития (опрос, осмотр, анамнез).
6. Высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивированных установок (обследование психолога, психиатра, тестирование).
В развитых экономических странах уровень здоровья определяется не только и не столько уровнем заболеваемости – при недостаточной диагностике отмечается низкая заболеваемость, основные показатели – это уровень смертности, инвалидности, количество общественного продукта, произведенного на душу населения.
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?(Определение ВОЗ) Это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до старости охранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Медицинские сестры должны информировать население о здоровом образе жизни, мотивируя пациента соблюдать его для сохранения собственного здоровья.
Методы работы среднего медработника:
1. Информировать население о факторах, наиболее вредно воздействующих на различные составляющие здоровья, какие заболевания они могут вызывать;
2. Информировать о способах, способствующих сохранению здоровья, таких как
— физическая культура, физическая активность, медико-социальная активность;
— гигиена половой жизни.
3. Информировать о мерах по профилактике факторов риска, методах борьбы с ними, а также обучать население этим методам.
Для информированности населения, то есть пропаганды здорового образа жизни используют различные формы:
1) Вербальные формы пропаганды – лекции, беседы, теле и радио выступления.
2) Печатные формы – санитарные бюллетени, газетные и журнальные публикации, брошюры, буклеты, листовки, памятки, социальная реклама, плакаты, рисунки, диаграммы.
3) Наглядные формы – фотографии, слайды, муляжи, макеты.
Медицинские сестры, работая под руководством врача продолжают воспитательную работу с пациентом, определяя тематику и объем информации по здоровому образу жизни, используя указанные формы пропаганды, а также участвуют в выполнении мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики. Но для того, чтобы грамотно участвовать во всей этой работе медицинские работники (в данном случае – медсестры) должны сами знать научно-обоснованные методы профилактики заболеваний и здорового образа жизни.
Методы и способы укрепления здоровья населения многообразны и зависят от вида факторов риска здоровья и какие заболевания из вызывают, от пола и возраста пациента, это будет изложено в общих методах:
2. Проведение социологических опросов и скринингов по выявлению факторов риска.
3. Обучение населения мероприятиям снижения действия или искоренения факторов риска.
4. Проведение всех видов профосмотров.
5. Диспансеризация работающего и неработающего населения.
6. Проведение лечения острых и обострений хронических болезней и реабилитационных мероприятий.
ЗОЖ – это выработка у людей цепочки взаимосвязанных навыков и привычек. В детстве при сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания условий здорового быта и учебы.
Комплекс привычек ЗОЖ вырабатывается легко и закрепляется на всю жизнь. Но в условиях массовой бедности многие элементарные условия, необходимые для поддержания ЗОЖ утрачиваются, становятся недоступными. И добиться автоматического выполнения правил в сфере быта и личной гигиены трудно.
Вот такая трудная задача – формировать мотивированность к ЗОЖ! В настоящее время.
Модели ЗОЖ для каждого возраста различны и связаны они с тем, что наиболее важно для данного возраста, данного пациента с учетом наследственных факторов риска, социального положения, образа быта и жизни.
По итогам профилактических осмотров населения (100%) диспансеризации детей, работающего населения и др. виды профсмотров определяется состояние здоровья.
1. лица, практически здоровые (им рекомендуется соблюдать здоровый образ жизни);
2. лица с наличием риска развития заболеваний (эти пациенты нуждаются в профилактических мероприятиях, предупреждающих вредное воздействие факторов риска или их устранение);
3. лица, нуждающиеся в дообследовании или лечении в амбулаторных условиях;
4. лица, нуждающиеся в дообследовании и лечении в стационарных условиях;
5. лица, нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи. Эти результаты записываются в «Паспорт здоровья».
Методическая разработка: Сестринские технологии в профилактической медицине
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Ставропольского края
«Кисловодский медицинский колледж»
на заседании методического совета
протокол №__________ от
«Сестринские технологии в профилактической медицине»
Для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Методист на заседании _______________ЦМК
М.Б. Григорьян протокол №____ от __________2016 г
_______________подпись председатель ЦМК Байрамукова З.А. «__»___________2016 г _______________________подпись
Выполнила преподаватель ПМ
«___» ____________2016 г.
город-курорт Кисловодск, 2016 г
2. План теоретического занятия
3. Структура теоретического занятия
4. Ход теоретического занятия
5. Тестовые задания
6. Ситуационные задачи
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», профилактическая работа — значимая составляющая деятельности медицинской сестры. Объем и содержание профилактической работы определяются местом работы медицинской сестры, специальностью, должностью. Деятельность медицинской сестры амбулаторно-поликлинической службы по организации и проведению профилактической работы включает различные взаимосвязанные направления.
Формирование информационного банка данных предполагает выделение обслуживаемого контингента в группы здоровья, диспансерные группы, декретированные группы населения на основе результатов скрининга — целенаправленного обследования для выявления лиц с определенной патологией.
Медицинский работник должен уметь оценить состояние здоровья человека и дать квалифицированные рекомендации по его укреплению и сохранению. Материал является необходимым для использования в профилактической работе среднего медицинского персонала при проведении профилактических мероприятий.
Методическая разработка на тему: «Сестринские технологии в профилактической медицине» ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.02 «Основы профилактики» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения и соответствует минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 34.02.01 Сестринское дело. Методическая разработка рассчитана на 2 часа аудиторного занятия.
2. План теоретического занятия
Тема занятия: «Сестринские технологии в профилактической медицине»
Дисциплина: ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.02 «Основы профилактики»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
-дать определение медицинской профилактики,
-знать определение и сущность диспансеризации населения;
— знать факторы риска социально-значимых хронических неинфекционных заболеваний;
-знать методы диагностики (скрининг методики) заболеваний;
-знать направления сестринской деятельности по профилактике заболеваний;
– принципы рационального и диетического питания;
– роль сестринского персонала при работе «школ здоровья».
-развивать навыки клинического мышления, способности к обобщению полученных данных;
-воспитывать добросовестное отношение к выбранной профессии, чуткость и внимание к пациентам;
-воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
1. С дисциплинами, раннее изученными:
анатомия и физиология человека, гигиена и микробиология, сестринское дело.
2. С МДК данного модуля:
МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение- тема: «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста», «Физиология беременности».
Место проведения: 31каб.
Тип занятия — комбинированное (лекция с применением активных методов обучения)
Количество часов: 2 часа.
— презентация к открытому занятию,
— карточки с тестовым контролем, задачами.
2. Лычев В. Г., Карманова Т.Т. — «Сестринское дело в терапии: с курсом первичной медицинской помощи». – М.: Форум, 2010г;
3. Солодовников Ю.Л. «Основы профилактики». Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений СПО. Москва, 2013.
4. Харитонов А.Н. Профилактика — лучший способ сохранения здоровья! [Электронный ресурс: http://profilaktica.ru/ ] (дата обращения 09/2016).
Студент должен уметь:
— осуществлять сестринский уход за пациентом при ХНИЗ,
— осуществлять фармакотерапию по назначению врача при ХНИЗ;
— проводить медицинские профилактические мероприятия.
Студент должен знать:
— причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи при ХНИЗ,
— пути введения лекарственных препаратов, применяемых для лечения ХНИЗ,
— методы исследования пульса, АД, ЧДД.
Студент должен обладать:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения;
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний).
3. СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Этапы и содержание
сообщение темы занятия и мотивации
Мотивация (цели) занятия
Основная часть теоретического занятия
Изучение нового материала
Обобщение нового материала
Самостоятельная аудиторная работа
Заключительная часть занятия:
контроль усвоения материала
4. Ход теоретического занятия
1. Организационный момент. Отметить отсутствующих, проверить санитарное состояние аудитории, наличие сменной обуви, формы, дневников. С целью формирования у студентов стремлению к аккуратности, необходимости ведения документации.
2. Сообщение темы, постановка цели и задач мотивация обучения.
Тема нашей лекции: «Сестринские технологии в профилактической медицине».
Деятельность медицинской сестры по организации и проведению профилактической работы включает различные взаимосвязанные направления.
3. Теоретический материал по теме занятия
Какова же роль среднего медицинского звена в профилактике?
Технологии медицинской профилактики:
1. Организационные технологии (кто и как организует, осуществляет, координирует профилактическую работу, включая профилактические, диспансерные обследования, динамическое наблюдение, профилактические услуги, преемственность и др.).
2. Технологии выявления заболеваний, факторов риска и их коррекции (скрининговые тесты, динамическое наблюдение групп риска, снижение риска развития заболеваний и осложнений, коррекция факторов риска).
3. Информационные и информационно-мотивационные технологии профилактического консультирования (беседы с отдельными пациентами, группами пациентов, «Школы пациентов»).
Основными исполнителями профилактических программ являются медицинские работники первичного звена.
Формирование информационного банка данных предполагает выделение обслуживаемого контингента в группы здоровья, диспансерные группы, декретированные группы населения на основе результатов скрининга — целенаправленного обследования для выявления лиц с определенной патологией.
1) проведение диспансерных медицинских осмотров различных целевых групп населения, распределение осмотренных по группам здоровья и определение индивидуальных уровней здоровья;
2) динамическое медицинское наблюдение за состоянием здоровья, кратность и объемы которого напрямую зависят от результатов диспансерных медицинских осмотров;
3) оздоровление (лечение, реабилитацию).
Цели проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда приведены ниже.
В зависимости от состояния здоровья определяются частота и уровень медицинских наблюдений за динамикой развития процесса, назначаются и контролируются на предмет эффективности проведения все меры оздоровительного и лечебного характера.
Диспансеризация – это активное, динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, взятие групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, периодического наблюдения и комплексного лечения заболевших, оздоровления труда и быта, для предупреждения развития болезни, восстановления трудоспособности и продления периода активной жизнедеятельности. Диспансеризация является основным средством профилактики в системе здравоохранения РФ.
Диспансеризация включает в себя проведение медицинских и немедицинских мероприятий по предупреждению заболеваний и укреплению здоровья населения. Диспансеризация как ведущий метод медицинской профилактики не может не сочетаться с иными современными профилактическими методами, игнорировать современные концепции и стратегии профилактики, которые учитывают влияние факторов риска.
Большинство факторов риска поддается коррекции и представляет наибольший интерес для профилактики.
Проведение профилактических мер, направленных на предупреждение развития и прогрессирования заболеваний, предполагает высокую степень информированности населения о факторах риска и об их влиянии на развитие заболеваний, а также информированность каждого конкретного человека о параметрах своего здоровья. Необходимо изменить отношение каждого человека, государства и всего общества к ответственности за здоровье.
Вакцинация — это стратегическое направление в борьбе с ГВ (гепатитом вирусным), дифтерией и столбняком. Прививая против ГВ (гепатит вирусный), одновременно защищает медиков от гепатита D и первичной гепатоцеллюлярной карциномы. Раз в 10 лет необходимо проводить ревакцинацию медицинского персонала против дифтерии и столбняка. Для многих инфекционных болезней вакцинация является основной и ведущей мерой профилактики. К их числу вполне обоснованно относилась натуральная оспа. Иммунизация является также первейшей мерой для профилактики дифтерии, полиомиелита, столбняка. Близко к ним примыкает корь, коклюш (при наличии эффективной малореактогенной вакцины).
Известно, что для того, чтобы достаточное количество населения согласилось на проведение прививок, необходима большая разъяснительная работа со стороны среднего медицинского звена.
Участие медсестры в организации и проведении конференций, семинаров, как в самой медицинской организации, так и участие в этих мероприятиях в других учреждениях.
Повышение квалификации медицинских работников, то есть планирование усовершенствования.
Медсёстры могут и должны разъяснять пагубные последствия абортов на возможность иметь детей, курения и приёма алкоголя на здоровье детей, обучать беременных женщин целесообразному образу жизни во время беременности, поведению в родах, уходу за новорожденным и грудным ребёнком, созданию безопасной окружающей среды для детей разного возраста, проводить санитарно-гигиеническое обучение в детских садах и школах, проводить дородовые патронажи беременных женщин, знакомясь с
будущей матерью, оценивая состояния здоровья матери и отца, выявление факторов риска, условий работы беременной, наличия профессиональных вредностей, особенностей социально-психологического климата в семье, вредных привычек у супругов. Она участвует в сборе акушерского анамнеза. На основании всех данных медсёстры дают советы по питанию, режиму дня, сна, советуют исключить профессиональные вредности, если таковые имеются, избегать конфликтных ситуаций.
Во время второго дородового патронажа медсестра проводит контроль за выполнением беременной женщины назначение врача женской консультации и рекомендаций, данных на первом патронаже. Прогнозируется состояние здоровья будущего ребенка, возможное развитие гипогалактии. Во время патронажа медсестра рассказывает о подготовке уголка новорожденного, течении послеродового периода, рекомендует перечень предметов, необходимых в уходе за новорожденным, при необходимости оказывает помощь в организации уголка будущего ребенка.
Так как некоторые женщины не встают на учет в женскую консультацию или не проживают по месту регистрации, они выявляются активно, и к ним для проведения патронажа приходит медсестра.
Медсестра проводит патронажи, обучая родителей новорожденных детей, родственников тяжелобольных уходу, а также самих больных самоуходу. новорожденного проводится в первый день после выписки из роддома.
Медсестра осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, факторов риска социально значимых болезней. Медсёстры могут принимать активное участие в первичной профилактике заболевания, а также во вторичной профилактике, принимая участие в организации и работе школ.
Методы и средства гигиенического воспитания и обучения:
1. Устный – лекция, беседа, совет, дискуссия, информационное выступление по радио, вечер вопросов и ответов и др.
3. Наглядный – плакаты, слайды, натуральные объекты, муляжи, фотографии и др.
4. Смешанный – телевидение, кинофильмы, выставки, уголки здоровья, театрализованные постановки.
5. Современные формы работы включают комплекс средств: конференции, праздники здоровья, телефон доверия, горячий телефон, школы здоровья, тренинги.
4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Каким образом медсестра участвует в выявлении факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний?
Диспансерный метод. Что он включает.
Понятие о диспансерном медицинском осмотре.
Назовите цели проведения предварительных медицинских осмотров.
Назовите цели проведения периодических медицинских осмотров.
Что такое динамическое медицинское наблюдение?
Что включает диспансеризация?
Определение фактора риска.
В чем заключается прививочная работа медсестры?
В чем заключается организационно-методическая работа медсестры?
Роль медсестры в осуществлении патронажей.
Мероприятия по охране материнства и детства и охране здоровья детей и подростков.
5. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Студентам предлагаются карточки с тестовыми заданиями.
1. Дайте определение понятия «здоровье»
2. Дайте определение понятия «медицинская помощь»
1) комплекс мероприятий, направленных на поддержание здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг
3. Дайте определение понятия «медицинская услуга»
1) медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение
2) медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, и имеющих самостоятельное законченное значение
4. Дайте определение понятия «медицинское вмешательство»
1) выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности
2) выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности
5. Дайте определение понятия «профилактика»
1) комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания
2) комплекс мероприятий, включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания
6. Дайте определение понятия «качество медицинской помощи»
1) совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата
2) совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, степень достижения запланированного результата
7. Перечислите виды медицинской помощи
1) первичная медико-санитарная помощь
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь
4) паллиативная медицинская помощь
5) все вышеперечисленные
8. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях
1) вне медицинской организации
3) в дневном стационаре
5) все перечисленное верно
9. Формами оказания медицинской помощи являются
4) все перечисленное верно
10. Дайте определение понятия «качество медицинской помощи»
1) совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата
2) совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, степень достижения запланированного результата
Эталоны ответов на тестовые задания:
«Сестринские технологии в профилактической медицине»
6. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Ситуационные задачи демонстрируются на экране
Ситуационная задача №1
Светлана Никифоровна, женщина 44 года, замужем, детей нет, работает продавцом в небольшом магазине. Любит покушать, особенно ей нравится жирная и соленая пища, очень часто покупает выпечку. В выходные обязательно обедает в сети «МакДоналдс». При росте 175 см весит 110 кг.
Вредные привычек не имеет. По вечерам и в выходные дни смотрит телевизор, очень любит телесериалы. Спорт считает бесполезной тратой времени. На работу ездит на общественном транспорте, хотя до места работы всего 300 м. Живет на 3 этаже многоэтажного дома, поднимается к себе на этаж только на лифте. Наследственность отягощена сахарным диабетом 2 типа.
Задание: Укажите на самые основные факторы риска развития ХНИЗ у Светланы Никифоровны и предложите способы их устранения.
Ответ к ситуационной задаче №1
Основные факторы риска развития ХНИЗ и способы их устранения:
Уважаемая Светлана Никифоровна! Контролируйте свой вес. Постарайтесь сбросить лишние килограммы, придерживаясь здорового образа жизни: питание в соответствии с энергетическими потребностями и достаточный уровень физической активности. Снижение рисков ХНИЗ наступает сразу же после избавления от избыточного веса; так, сбросив 7% вашего веса, вы снижаете риск заболевания многих ХНИЗ более чем в два раза. Если у Вас уже развились заболевания, после похудения может наступить значительное улучшение, прогнозы на будущее будут более оптимистичными.
Питайтесь правильно: старайтесь есть большое овощей, фруктов, сложных углеводов (каши, зерновой хлеб), нежирных белков (обезжиренные молочные продукты, нежирная рыба, белое мясо птицы).
Готовьте пищу в пароварке!
Нормализуйте свой рацион: питайтесь в соответствии с энергетическими тратами, употребляйте не более 170 г мяса в день, ограничьте потребление сахара (не больше 6 чайных ложек в день) и соли (не больше 5 г – примерно чайная ложка).
Наиболее вредный в плане влияния на риски развития ХНИЗ рацион питания включает в себя обилие жирных блюд и легкоусвояемых углеводов с высоким содержанием сахара, а также жареного, копченого, соленого, продуктов, повышающих уровень холестерина в вашей крови.
Избегайте слишком соленых блюд, откажитесь от жарки на масле.
Больше двигайтесь. Минимальный уровень физической активности составляет 150 минут любых физических упражнений в неделю, включая прогулки и работу по дому. Ходите на работу пешком. Поднимайтесь на этаж по лестнице.
Если вы не имеете возможности или недостаточно здоровы для того, чтобы заниматься спортом или фитнесом, включите в свое ежедневное расписание пешие прогулки и другие несложные дела, которые повысят ваш уровень физической активности.
Контролируйте артериальное давление. Пройдите обследование, назначенное врачом, в том числе биохимические анализы крови. Если у вас повышенное артериальное давление, тщательно выполняйте все рекомендации своего лечащего врача и регулярно контролируйте уровень давления. Следите за своим самочувствием; при значительном повышении артериального давления принимайте меры, рекомендованные врачом.
Ситуационная задача № 2
Ильясу 18 лет. Он живет в г. Махачкала в Республике Дагестан. С девяти лет у него приступы удушья. Врачи поставили диагноз: бронхиальная астма.
Фактором, провоцирующим приступы удушья, лечащий врач считает частые простудные заболевания у Ильяса и его приверженность к чипсам, газированным сладким напиткам. Приступы у Ильяса на фоне лечения стали реже, но полностью не прошли. Ильяс прошел обучение в астма – школе в поликлинике по месту жительства.
Когда Ильяс был в гостях у бабушки в селе Куруш – самом высокогорном селе Дагестана, он чувствовал себя очень хорошо, приступов удушья не было, он питался продуктами только собственного хозяйства бабушки, часто гулял.
Задание: Как избежать воздействия на организм пациента лекарственных аллергенов? Почему Ильяс чувствовал себя лучше у бабушки?
Ответ к ситуационной задаче № 2
Тщательный сбор аллергологического анамнеза у пациентов и их родителей, обращать внимание на малейшие проявления лекарственной аллергии.
Информировать медработников о наличии лекарственной аллергии при обращении в лечебные учреждения.
В амбулаторной карте и в истории болезни пациента должна быть подробная информация о наличии аллергических реакций у пациента.
При отягощенном аллергологическом анамнезе вводить, вновь назначенные пациенту, препараты только в присутствии врача.
Проводить пробы на переносимость лекарственных средств (если это предусмотрено инструкцией) в присутствии врача и при укомплектованной противошоковой укладкой (адреналин, преднизолон и т.д.).
Обо всех аллергических реакциях пациент и медсестра должны немедленно информировать лечащего врача.
Если медсестра сомневается в том, можно ли ввести тот или иной препарат пациенту, лучше отложить процедуру, до консультации с врачом.
Помните, что повторное введение лекарственных аллергенов всегда опаснее и может привести к тяжелым аллергическим реакциям, вплоть до анафилактического шока.
Ильяс у бабушки питался только натуральными продуктами, без добавок и консервантов, красителей. Дышал свежим разряженным высокогорным воздухом, богатым фитонцидами, отдыхал психологически – все это повлияло на устранение воздействия аллергенов искусственного происхождения на организм юноши.
Критерии оценок различных видов работ на занятии
Критерии оценки решения ситуационной задачи по специальности:
5 «отлично» – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;
4 «хорошо» – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;
3 «удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;
2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.
Критерии оценивания тестового задания: