Что такое сестринский диагноз
Сестринский диагноз
Вы будете перенаправлены на Автор24
Компоненты сестринского диагноза и требования к нему
Сестринский и врачебный диагнозы являются абсолютно разными понятиями. Если врачебный диагноз подразумевает определение патологического процесса с отражением его локализации, тяжести течения и причины появления, то сестринский диагноз заключается в описании внешних реакций пациента на этот патологический процесс.
Сестринский диагноз является этапом сестринского процесса, выполнение всех элементов которого в совокупности способствует более быстрому восстановлению больного и освобождает лечащего врача от некоторых обязанностей.
Этапы сестринского процесса:
Готовые работы на аналогичную тему
Сестринский диагноз включает в себя три компонента: собственно формулировка болезненной реакции адаптации, причина проблемы и проявления болезненной реакции.
Сестринский диагноз должен соответствовать нескольким условиям:
Классификация проблем пациента, определяющих сестринский диагноз
Существуют несколько классификаций проблем пациента в зависимости от определяющего критерия.
Так, в зависимости от срочности решения и важности проблемы могут быть приоритетными, или первоочередными, и второстепенными.
Приоритетные проблемы – это проблемы пациента, представляющие опасность для жизни больного или угрозу жизни окружающим людям, а также способствующие ухудшению течения заболевания или являющиеся факторами риска развития осложнений.
К второстепенным проблемам относятся социальные вопросы, не требующие немедленного разрешения.
В зависимости от лица, определяющего проблемы, они подразделяются на объективные (определяемые медицинской сестрой) и субъективные (выдвигаемые самим пациентом).
В зависимости от временного периода, в котором проблемы возникают, они бывают настоящими (фактическими, актуальными, действительными, имеющимися на момент осмотра) и потенциальными, возникновение которых вероятно в ближайшем будущем.
Примерами потенциальных проблем могут служить: риск появления пролежней у малоподвижного или неподвижного пациента; риск травм и падений в связи с головокружением; риск обезвоживания у пациентов с частым жидким стулом и рвотой; риск самоубийства и суицидальных попыток в связи с особенностями психического состояния пациента; риск ухудшения течения болезни вследствие неправильного приема лекарственных препаратов и др.
В зависимости от типа реакции пациента на заболевание, связанные с ним проблемы подразделяются на следующие категории:
Три последние группы сестринских проблем (диагнозов) иногда объединяют в одну группу (психосоциальную).
Материалы конгрессов и конференций
VI РОССИЙСКАЯ ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ВНЕДРЕНИЕ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНСКУЮ ПРАКТИКУ
Медицинское училище, Сергиев Посад
К причинам, породившим необходимость реформирования сестринского дела в России, можно отнести низкий уровень качества медицинской помощи населению, низкий престиж профессии, низкий социальный статус медицинских сестер, отсутствие перспективы профессионального роста, несоответствие уровня сестринского образования требованиям времени, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела и незнание зарубежного опыта. Поэтому реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях. Это сестринское образование; сестринская практика; научные исследования в сестринском деле; самоуправление и консолидация сестринской профессии; международное сотрудничество.
Во многих развивающихся странах медицинские сестры активно пытаются определить самостоятельность, уникальность и принципиальное отличие своей профессии от деятельности других специалистов в сфере здравоохранении. Сейчас в профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс»,цель которого заключается в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы и трудности, возникающие у пациента. На наш взгляд, это понятие, как никакое другое объединяет все направления реформирования сестринского дела. Став результатом научных исследований, через международное сотрудничество пришедший сначала в сестринское образование, а затем и в сестринскую практику, сестринский процесс является одновременно связующим звеном, индикатором и результатом реформ.
Сестринский процесс включает обследование пациента, диагностирование его состояния, планирование помощи, осуществление плана сестринских вмешательств, оценку полученных результатов. Центральное место в сестринском процессе занимает сестринская диагностика. Сестринский диагноз— состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры.
В медицинской практике существует международная классификация врачебных диагнозов. Каждый диагноз имеет свой код, название и дефиницию, которые универсальны. То же сейчас происходит и в сестринской практике.
Основные отличия диагнозов:
Впервые классификация из 86 сестринских диагнозов, расположенных в алфавитном порядке, была предложена в 1973 г. В 1982 г. была утверждена Североамериканская диагностическая ассоциация медсестер (NANDA), которая должна была проводить клинические испытания имеющихся сестринских диагнозов и поиски новых. На сегодняшний день классификация NANDA включает 155 сестринских диагнозов с таксономией, дефинициями, симптомами, факторами риска.
В 1989 г. Международный совет медсестер (МСМ) принял решение о проведении исследований по подготовке международной классификации сестринской практики с привлечением ведущих ученых, научных центров университетов и сестринских ассоциаций различных стран. В 1996 г. коллектив исследователей представил на широкое обсуждение первую версию Международного классификатора сестринской практики (МКСП), а в 1999 г. на юбилейной конференции, посвященной столетию МСМ, была представлена вторая редакция документа (International classification for Nursing Practice (ICNP).
В соответствии с принятыми МСМ положениями сестринскую практику описывают три основные компонента: сестринский феномен, сестринское действие (вмешательство), результат действия сестры. МКСП включает классификации по трем основным компонентам сестринской практики, определяет и стандартизирует структуру каждого компонента, устанавливает систему их кодирования, вводит четкие дефиниции для всех терминов и понятий.
Согласно МКСП, сестринский феномен состоит из составных элементов и в контексте МКСП означает явление, связанное со здоровьем или социальным процессом, на которое направлены профессиональные действия сестры. Под сестринским диагнозомв контексте МКСП понимают профессиональное суждение сестры о феномене, представляющем объект сестринских вмешательств.
Объектом деятельности медсестры могут быть все стороны жизни человека: его физиологическая сторонаи выполняемые им функции дыхания, кровообращения, питания, репродукции и т.д.; психологические свойстваи состояния его личности: сформированность знаний и умений, память, эмоции, работоспособность, убеждения, самооценка; действия, зависящие от человека, например, уход за собой, и взаимозависимые действия. Объектом деятельности медсестры может быть также группа людей: семья, коллектив, жители района, города. Медсестра может ставить диагноз окружающей физической среде: атмосфере, радиации, шуму; биологической окружающей среде: животным и растениям; искусственной окружающей среде: транспортным маршрутам, жилищному строительству, системам снабжения, землепользованию, услугам, нормам и отношениям, сложившимся в обществе и т.д.
Выбрав объект, медсестра описывает интенсивность его проявлений, частоту повторений в интервале времени, продолжительность, локализацию, топографию, вероятность возникновения и распространенность. В рамках МКСП сестринский диагноз будет выглядеть следующим образом:
Мы полагаем, что классификаторы сестринской практики могут стать документами, которые российские сестры используют в своей практической деятельности. Ведь это инструменты эффективного профессионального общения. Это престиж, успех и социальный статус сестринской профессии.
Понятие о сестринском процессе
Цель сестринского процесса
Термин «сестринский процесс» впервые введен в США сестрой Лидией Холл в 1955 году. Слово «процесс» означает ход событий. В данном случае – последовательность действий, предпринятые сестрой при оказании помощи.
Сестринский процесс – это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.
Цель СП – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных человеческих потребностей через квалифицированный сестринский уход. Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:
Значение сестринского процесса
Значение внедрения сестринского процесса в следующем:
Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом «манипуляционной техники». Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным связующим звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие отношения устанавливаются между медицинской сестрой и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.
Этапы сестринского процесса
Источниками информации могут быть:
Различают субъективное и объективное сестринское обследование.
Объективное обследование – непосредственный осмотр и дополнительные методы –данные лабораторных и инструментальных исследований (например, анализы крови и мочи, рентгенологические исследования) и специальные измерения (например: измерение роста и массы тела).
Проблема пациента – это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья. Кроме того, это – обдуманный вывод, основанный на анализе информации. В некоторых странах называют проблему «сестринским диагнозом». В нашей стране эта формулировка не совсем оправдана, поскольку диагностикой занимается врач.
Проблема отличается от врачебного диагноза:
Врачебный диагноз | Проблемы |
---|---|
Определяет болезнь (острый гастрит) | Определяют ответные реакции организма в связи с болезнью (изжога, боль в области эпигастрия, рвота…) |
Может оставаться неизменным в течение всей болезни | Могут меняться каждый день или даже в течение дня |
Предполагает лечение в рамках врачебной практики | Предполагают сестринские вмешательства в пределах её компетенции и практики |
Как правило, связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организме | Часто связаны с представлениями пациента о состоянии его здоровья |
Виды сестринских диагнозов (проблем)
По характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние:
По времени появления:
По серьёзности (приоритетности)
Сестринский процесс. Медицинская сестра как равноправный субъект здравоохранения
На протяжении всего обучения в медицинских колледжах и ВУЗах мы изучаем сестринский процесс как неотъемлемую часть своей будущей профессиональной деятельности. Однако после выпуска, начиная работать по специальности, не всегда удается понять, в чем же проявляется сестринский процесс. Попробуем в этом разобраться.
Любой вид деятельности можно усовершенствовать при помощи цикла, разработанного в первой половине XX века двумя американскими учеными — прародителем японского экономического чуда Э. Демингом и консультантом по теории управления качеством У. Шухартом. Совершенство этого цикла строится на научном подходе и человеческом факторе. Этот цикл и положил начало разработки сестринского процесса.
Если изначально сестринский уход был построен только лишь на указаниях врача, где медицинская сестра была лишена всякой самостоятельности и могла быть только «руками» своего врача, то сейчас у них есть собственный четко выстроенный план, по которому ведется вся работа.
Медицинская сестра в своей работе выступает как равноправный субъект системы здравоохранения, который обладает определенными полномочиями и выполняет свои специфические функции, включающие в себя уход за больными и решение их проблем согласно существующим стандартам деятельности медицинской сестры и своей компетенции. В круг сестринских полномочий входят умение выполнять сестринские манипуляции, забота о пациентах, способность нести ответственность за принимаемые решения, непрерывное совершенствование своих навыков и получение новых знаний.
Цели, которые преследует сестринский процесс:
Качество жизни пациента во многом зависит от медицинской сестры и представляет собой ощущение больным согласованности или несогласованности между реальным и желанным уровнем жизни и определяется по следующим критериям:
При реализации модели сестринского процесса повышается качество осуществляемой медицинской помощи и, соответственно, качество жизни пациента. Квалифицированная сестринская работа позволяет сократить сроки госпитализации, снизить показатели смертельных исходов, а также повысить уровень знаний пациентов о профилактике различных заболеваний. Далее мы подробней рассмотрим цикл построения сестринской работы.
Пять этапов сестринского процесса – от знакомства с пациентом к оценке результатов работы
I этап — сестринское обследование (определение нарушенных потребностей)
Обследование построено на сборе информации у больного о его жалобах, образе жизни и профессиональной деятельности и фиксации полученных данных в сестринской истории болезни. На помощь медицинской сестре в определении нарушенных потребностей приходит пирамида Маслоу (спать, пить, принимать пищу, общаться, осуществлять трудовую деятельность и т. п.) и информация о том, что пациент считает для себя нормой в связи с утратой каждой указанной потребности, что поможет пациенту в их удовлетворении.
Обследование пациента
Группы исследуемых параметров:
Источники информации:
Как только медицинская сестра приступила к анализу полученной информации, начинается следующий этап сестринского процесса.
II этап — постановка сестринского диагноза (формулирование настоящих и потенциальных проблем пациента по установленной схеме)
Сестринский диагноз требует клинического мышления для того, чтобы правильно определить проблемы пациента в связи с нарушенными потребностями.
Проблем у пациента, как настоящих, так и потенциальных, как правило может быть несколько, поэтому всегда необходимо определять приоритетную проблему, для решения которой будут определяться цели сестринского процесса.
Приоритетными проблемами являются:
III этап — планирование и программирование сестринского вмешательства, направленное на удовлетворение выявленных потребностей и решение проблем пациента.
Составление плана идет по следующему принципу:
После разработки плана сестринского процесса медицинская сестра должна согласовать его с пациентом или его близкими. Затем она приступает к реализации составленного плана.
IV этап — реализация плана сестринского вмешательства.
Сестринские вмешательства по самостоятельности решения могут быть трех видов:
1. Независимые;
2. Взаимозависимые;
3. Зависимые.
Также их различают по характеру удовлетворения потребностей пациента:
1. Временные;
2. Постоянные;
3. Реабилитирующие.
IV этап сестринского процесса является определяющим для качества медицинской помощи и достигается профессиональным выполнением медицинской сестрой технических действий и манипуляций согласно стандартам профессиональной деятельности.
На данном этапе роль медицинской сестры заключается в своевременной оценке состояния пациента и сведению к минимуму риска развития осложнений во время лечебного процесса.
V этап — итоговая оценка полученных результатов, коррекция выполнения плана сестринского вмешательства.
Если следовать концепции Э. Деминга о непрерывном улучшении качества работы, то основная задача этого этапа — оценка качества реализованного плана ухода за пациентом и его коррекция. Главным в определении степени реализации намеченного плана является соответствие критериев стандартам. Например, если взять критерий «питание пациента», то за стандарт можно принять следующее положение: «пациент сыт и сообщает, что чувствует себя комфортно».
Если в запланированный срок цель сестринских вмешательств достигнута, значит, план сестринского ухода построен правильно и соответствует критериям стандартов деятельности медицинской сестры.
Если в запланированный срок цель сестринских вмешательств не достигнута, необходимо определить причины неэффективности, внести изменения и построить новый план сестринского процесса, начиная с I этапа.
Вывод
На сегодняшний день в России вопрос о необходимости внедрения сестринского процесса в учреждениях здравоохранения остается открытым. Это может позволить медицинским сестрам подняться на новую ступень профессиональной деятельности. Сестринский процесс обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки и предоставить качественный уход пациентам в лечебно-профилактических учреждениях.
Метод сестринского процесса применим к любой области сестринской деятельности и может быть использован в стационарах, поликлиниках, хосписах, домах ребенка, отделениях интенсивной терапии и так далее, а также не только по отношению к каждому отдельному пациенту, но и к группам пациентов, их семьям, обществу в целом.