Что такое сетевое обучение в университете

О сетевых образовательных программах федеральных вузов

Уважаемые коллеги! Позвольте представить результат объединенных усилий федеральных университетов по разработке представляемого материала – это САФ, Северо-Кавказский и Балтийский университеты. Приятно было осознавать, что все мы работали в одном направлении. В разработке подходов сетевых образовательных программ мы ориентировались на определение, обозначенное в ст. 273 в законе об образовании, где дана интерпретация этого понятия.

Координационное ядро, как я уже сказала, составляли 3 университета. Модели и механизмы взаимодействия сетевых образовательных программ разрабатывал САФУ, сетевые программы бакалавриата – Балтийский ФУ, а сетевые программы магистратуры – Северо-Кавказский. Мы оставили обсуждение сетевых образовательных программ открытым, не ограничиваясь только федеральными вузами. Продолжая добрую традицию, начинаю презентацию с дорожной карты. Рассматривая этапы дорожной карты, мы поставили себя в очень жесткие временные рамки.

Мы стараемся не отставать, и целый ряд этапов уже завершен. Это разработка моделей сетевых образовательных программ, разработка нормативно-методического обеспечения СОП (сетевые образовательные программы) формирования базы и возможных реестров, согласование сетевых магистерских программ уже произошло. Мы сейчас находимся на этапе разработки механизмов реализации СОП, согласования и предварительного утверждения на совете СОП, надеемся к декабрю завершить разработку сетевых учебных планов. И начать информационную кампанию для абитуриентов, чтобы набор произошел на сетевые программы в сентябре 2014г.

Перейду к моделям сетевого взаимодействия. Здесь нам надо было сформировать общее видение, на каких уровнях мы можем взаимодействовать. Поэтому мы для себя прописали уровни различных сетевых событий, в рамках которых мы будем работать.

Первая модель – модель горизонтального взаимодействия.Модель «горизонтальное взаимодействие» направлена на удовлетворение потребностей вузов-участников сети посредством ресурсного обмена с целью повышения качества реализации образовательной программы. Эта модель может быть и не оформлена как сетевая образовательная программа, а представляет собой подготовку определенных образовательных программ. Это тоже очень серьезное взаимодействие в рамках сетевых образовательных программ.

Вторая модель получила название «партнерская сеть» №1. Здесь обучение осуществляется вузом самостоятельно по базовым модулям.

А формирование индивидуальной траектории обучения осуществляется путем выбора вариативных модулей вузов-участников сети.

В этой модели требуется полное или частичное согласование учебных планов. Согласование сетевых учебных планов необходимо в рамках базовой части, трудоемкости и компетенций сетевых вариативных модулей.

«Партнерская сеть №2» не очень сильно отличается от первой.Обучение здесь по базовым модулям осуществляется вузом самостоятельно. Определены сетевые вариативные модули, их трудоемкость и последовательность изучения в вузах-партнерах. Необходима 100% согласованность учебных планов.

Следующий модуль – получил название «ресурсный центр». Когда один из университетов выступает очень серьезным центром компетенции, а другие университеты подтягиваются. Интеграция вузов-участников сети на базе одного, обладающего наибольшим материальным и кадровым потенциалом. Обучение по базовым модулям, как правило, осуществляется вузом самостоятельно. Обучение по вариативным модулям осуществляет вуз, являющийся ресурсным центром для данной сетевой образовательной программы. Необходима 100% согласованность учебных планов.

Чичерина Н.В. – проректор по учебной работе и академическому развитию САФУ

Источник

Сетевое обучение

Сетевое (взаимное) обучение (англ. networked learning, peer-to-peer learning ) — относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников.

Содержание

Общая характеристика

Концептуальные основы сетевого обучения

Определение термина

На сегодняшний день нет устоявшегося определения сетевого обучения.

Сетевое и совместное обучение

В этой связи возникает вопрос о том, как соотносятся сетевое и совместное (коллаборативное) обучение. Чёткого разграничение между этими видами обучения нет.

Совместное обучение основывается на ряде важных принципов и представлений об учащихся и о процессе обучения [7] :

Педагогика сетевого (взаимного) обучения

Концепция взаимного обучения на основе модели «равный равному» отнюдь не являются чем-то новым. Несмотря на то, что подобные принципы до сих пор не стали решающими в современной культуре образования, эти идеи достаточно глубоко осмысленны в педагогической мысли, а некоторые из них реализованы на практике.

Корреспондентская сеть и учебные объекты в педагогике Селестина Френе

Кооперация основывалась на целом ряде принципов организации учебного процесса:

Инструментальная педагогика Джона Дьюи

Таким образом, определяющим является не только совместная деятельность, но и взаимодействие (общение, коммуникация, диалог) по поводу этого общего дела. При этом каждое сообщество имеет определённую культуру и обладает своими механизмами социализации, обеспечивающими устойчивость существования сообщества. Благодаря этим двум элементам, существуют сообщества, члены которых почти не имеют непосредственных контактов друг с другом: художники, литературный и ученый мир. Эти люди разбросаны по миру, но каждый из них принадлежит к определенному сообществу, поскольку имеет общие цели и в своей деятельности ориентируется на созданное другими его членами.

Связь с идеями конструкционизма

Положения конструктивизма об обучении как об активном процессе перестройки опыта были дополнены и развиты в подходе Сеймура Пейперта, получившем название конструкционизм. Сеймур Пейперт говорил о важности создания учебной среды в сообществах, в которых новички становятся значимыми участниками совместной деятельности или получают возможность создать что-то важное для них самих или их окружающих. В этих условиях учащиеся создают новое знание особенно эффективно.

Таким образом, в методических разработка Пейперта акцент смещается на поиск объектов (продуктов-моделей), работа над которыми позволяет учащимся проверить личные «гипотезы» на практике, осуществляя конструктивные действия и осмысляя их.

Идея сообществ, в которых участники обмениваются результатами своей деятельности и обсуждают их, является ключевой для конструкционизма.

«Учебная паутина» Ивана Иллича

Идеи отказа от диктата сертифицированных педагогов и жёстких институциональных структур лежали в основе разработок Ивана Иллича об учебной сети. В «учебной паутине» Иллич видел воплощение идеальной образовательной системы, которая: (1) обеспечивает всем желающим доступ к имеющимся ресурсам в любое время и независимо от их возраста; (2) поддерживает усилия всех, кто хочет поделиться своими знаниями и умения, в поиске тех, кто хочет у них научиться; (3) предоставляет всем желающим возможность публиковать, представлять на обсуждение общественности результаты своего обучения.

Под «паутиной возможностей» Иллич понимал «сетчатую структуру взаимного доступа» к каждому из четырех «различных каналов учения или полей обмена знаниями». Этим каналами являются:

1. Служба рекомендации образовательных объектов, которая облегчает доступ к предметам или процессам, используемым для формального учения. Этими образовательными объектами могут быть носители данных и информации, оборудование и техника, посредством которых может происходить обучение. Важной задачей при создании учебной сети Иллич считает именно расширение доступа к такого рода образовательным ресурсам, которые должны стать «подлинной общественной собственностью» именно в целях расширения возможностей обучения.

2. Служба обмена навыками, которая позволяет людям перечислить имеющиеся у них навыки, условия, на которых они согласны служить моделью для тех, кто хочет этим навыкам научиться, и адрес, по которому их можно найти. Для её функционирования необходимы институты, обеспечивающих свободное и недорогое использование информации и справочной службы, осуществляющих тестирования и сертификацию, помогающих созданию законодательства и защите от монополистической практики.

«Образец навыка» — это человек, который обладает навыком и готов продемонстрировать его на практике. При этом сертификация выступает вовсе как не обязательное требование, поскольку учащиеся с высокой мотивацией, часто не нуждается ни в какой помощи, «кроме показа того, чему он хочет научиться». Диагностика трудностей в учении также должна быть делом самих учащихся. Преграду на пути развития «рынка» навыков как раз и возводит требование сертификации носителей навыков. Подобного рода дефицит создаётся и множеством корыстных интересов, в том числе и самих носителей навыков. Поэтому для них должны быть созданы побудительные мотивы. Иллич видит следующий путь преодоления этих затруднений: — Создания свободных и открытых центров навыков, в которых будет доступно приобретение «фундаментальных» навыков, то есть тех, которые составляют основу для овладения ремеслом («чтение, печатание, счетоводство, иностранные языки, программирование на компьютере и численные вычисления, специальные навыки, такие, как язык электрических цепей, работа на определенных машинах и т. д.»). — Введение образовательной валюты, пригодной для посещения центров приобретения навыков. Минимальный базовый кредит на получение «фундаментальных» навыков может быть дополнен теми, кто зарабатывает распространением навыков. («Только те, кто передавал навык другим, будут иметь право быть более продвинутыми учителями. Так будет создаваться новая элита, элита тех, кто зарабатывает свое образование, делясь им с другими»).

3. Служба подбора партнеров — коммуникационная сеть, которая позволяет людям описать учебную деятельность, в которой они хотят участвовать, и найти партнера для совместного исследования. Эта служба должна функционировать подобно клубам, сводя вместе людей имеющих общие интересы и возможности, стремящихся вместе упражняться и улучшать имеющиеся навыки.

В традиционной образовательной системе человека также окружают партнёры-сверстники, которые иногда помогают друг другу овладевать основами определённой предметной области. «Группа сверстников всегда формируется вокруг цели учителя. Однако хорошая образовательная система должна позволять каждому человеку самому определять вид деятельности, для которой он ищет партнера». Такой выход за пределы мест проживания и учебных заведений потребует от учащихся особого типа грамотности: умения искать, встречать и оценивать «новых партнеров для новых усилий».

4. Служба рекомендации преподавателей, которые могут быть перечислены в справочнике, дающем адреса и резюме профессионалов с высшим образованием, профессионалов без высшего образования и «свободных художников» вместе с условиями доступа к их услугам. По мнению, Иллича с увеличением автономности учащихся побудит их искать «независимых» наставников, основная задача которых «поддержать новичка в его образовательном предприятии».

Коннективизм

Коннективизм (англ. Connectivism) — относительно молодая теория, рассматривающая существенные характеристики и специфику процесса обучения в эпоху цифровых технологий. Основы теории разработаны Джорджем Сименсом (Канада).

Дж. Сименс исходит из того, что экспоненциальный рост знаний требует нелинейных моделей для учёбы (процесс) и знания (состояние). Расширение доступа к знаниям в век сетевых технологий требует пересмотра того, как мы учим, учимся, и приходим к знанию. Для коннективизма, характерно несколько основных взглядов на процесс обучения и учения, в отличие от традиционных представлений:

Дж. Сименс также сформулировал ряд принципов коннективизма:

Источник

Сетевые образовательные программы

Система высшего профессионального образования не стоит на месте, придумывая новые формы обучения. Одна из таких – сетевая форма получения образования, довольно популярная на Западе и совсем недавно появившаяся у нас в России.

Что значит сетевая форма обучения?

Сетевая форма образования дает возможность студенту одного вуза пользоваться образовательными ресурсами другого: ведущими преподавателями, лабораториями и научными центрами, парком суперсовременного и дорогого оборудования, информационно-библиотечным банком.

В России сетевое обучение стало возможным благодаря союзу федеральных университетов. Осенью 2013 года было подписано соглашение между девятью федеральными вузами о реализации сетевых образовательных программ – был создан так называемый «Клуб девяти». И уже с 2014-2015 учебного года Балтийский федеральный университет им. Канта одним из первых объявил набор на сетевые образовательные программы. В БФУ им. И. Канта прибыли студенты программы «Реклама и связи с общественностью» из САФУ им. М.В. Ломоносова и СВФУ им. М.К. Аммосова для изучения модуля по геобрендингу. В качестве преподавателей Балтийский федеральный университет привлек ведущих европейских и российских экспертов в области коммуникации.

Приятно отметить, что первым опытом реальной реализации сетевого взаимодействия федеральных вузов стал проект БФУ им. И. Канта. Его важность заключается в том, что он сможет помочь апробировать организационные механизмы взаимодействия: оформление документов, прием делегаций, интеграцию с вузовским учебным процессом. Когда вместе с ректорами федеральных вузов мы продумывали цели и задачи сетевого взаимодействия, нам очень важным представлялось объединение наших собственных усилий, обмен ресурсами. Но в реальной практике мы пошли еще дальше: наши студенты получили уникальную возможность учиться у практиков и экспертов международного уровня.

– Андрей Клемешев, ректор БФУ им. И. Канта

В 2015-2016 учебном году БФУ им. И. Канта по сетевому соглашению объявляет набор на пять программ бакалавриата, а также участвует в четырех сетевых программах подготовки магистров.

Сетевые программы, в которых принимает участие БФУ им. И. Канта

Сетевые программы особенно привлекательны для студентов, решивших продолжить образование в магистратуре.

Новая форма подготовки магистров предоставляет обучающимся максимум возможностей в освоении уникальных профессиональных компетенций, получение которых, наверно, было бы невозможно в пределах отдельно взятого региона. В рамках сетевой программы студенты смогут не только изучать отдельные дисциплины в других университетах, но и принять участие в научно-исследовательской работе наряду с учёными этих вузов. Помимо того, планируется также совместное руководство научно-исследовательскими и выпускными работами магистрантов.

– Ирина Кукса, первый проректор по образовательной деятельности БФУ им. И. Канта

АБИТУРИЕНТ! Поступление на сетевые образовательные программы ничем не отличается от обычного приёма. Дополнительные испытания не предусмотрены. Учебные дисциплины, освоенные в любом из вузов сети, будут засчитаны бакалавру и магистранту, а в дипломе выпускника будет указано, в каком из университетов пройден тот или иной учебный модуль.

Мне кажется, это потрясающая идея – ездить для учёбы в другие университеты. Во-первых, это новые преподаватели, с другим опытом, с другими подходами. Во-вторых, это личный контакт с будущими коллегами по всей России. В-третьих, это прекрасная возможность познакомиться с самой Россией. И сетевое взаимодействие между федеральными университетами позволяет нам всё это увидеть и понять.

– Мария Слепцова, студентка СВФУ им. М.К. Аммосова по специальности «Реклама и связи с общественностью», прошла учебный модуль по геобрендингу в БФУ им. И. Канта

Источник

10 образовательных организаций начнут обучать студентов по сетевым программам

План мероприятий по расширению образовательных программ в сетевой форме утвержден Минобрнауки России по поручению Президента Владимира Путина.

С 1 сентября 2021 года в девяти российских вузах и одном колледже начнется обучение по новым программам в сетевой форме. Под сетевой формой реализации образовательных программ подразумевается организация обучения с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, в том числе иностранных, а также компаний и предприятий. Это позволяет образовательным организациями повысить качество подготовки кадров.

В Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (СпбГМТУ) и Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) будут обучать по программам «Кораблестроение и техническая эксплуатация судов» (бакалавриат), а также «Проектирование, конструкция и техническая эксплуатация судов и объектов океанотехники», «Проектирование сварных судовых конструкций» и «Конструкторско-технологическое обеспечение судового машиностроения» (магистратура). Кроме того, в СпбГМТУ и Уфимском государственном авиационном техническом университете (УГАТУ) начнут готовить магистров по программе «Машиностроение».

Специалистов по программе «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» будут обучать при сотрудничестве Амурского государственного университета (АГУ) с Московским авиационным институтом (МАИ). Также в МАИ совместно с Восточно-Сибирским государственным университетом технологий и управления (ВСГУТУ) будет осуществляться подготовка студентов по специальности «Самолето- и вертолетостроение».

В Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова (РЭУ) и Подмосковном колледже «Энергия» в сетевой форме будут обучать бакалавров по направлению «Прикладная информатика», а в Курском государственном университете (КГУ) и Российском государственном университете туризма и сервиса (РГУТУ) ― по программе «Туризм».

Реализация сетевых программ предусматривает участие соответствующих индустриальных партнеров, в том числе Объединенной судостроительной компании, нефтяной компании «Роснефть», филиала Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры — Космического центра «Восточный».

Всего по новым программам сетевой формы в 2021/2022 учебном году будут обучаться порядка 180 студентов.

По результатам реализации программы Минобрнауки будут подготовлены и направлены в вузы методические материалы для дальнейшего ее развития.

Источник

Приложение N 1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации
и Министерства просвещения
Российской Федерации
от 5 августа 2020 г. N 882/391

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ

Сетевая образовательная программа может включать в себя части, предусмотренные образовательными программами различных видов, уровней и (или) направленностей.

4. Сторонами договора о сетевой форме являются:

Сторонами договора о сетевой форме могут являться несколько организаций-участников.

5. Образовательная организация-участник (за исключением иностранных образовательных организаций) реализует часть сетевой образовательной программы на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующему виду образования, по уровню образования, по профессии, специальности, направлению подготовки (для профессионального образования), по подвиду дополнительного образования, к которым относится соответствующая часть сетевой образовательной программы.

6. Сетевая образовательная программа в соответствии с договором о сетевой форме утверждается базовой организацией самостоятельно либо совместно с образовательной организацией-участником (образовательными организациями-участниками).

В случае, когда сетевая образовательная программа утверждается базовой организацией самостоятельно, образовательная организация-участник разрабатывает, утверждает и направляет базовой организации для включения в сетевую образовательную программу рабочие программы реализуемых ею частей (учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов), а также необходимые оценочные и методические материалы.

Рабочие программы реализуемых иностранной образовательной организацией частей сетевой образовательной программы включаются в нее на соответствующем языке обучения.

7. Использование сетевой формы предусматривается образовательной программой, на которую осуществляется прием на обучение обучающихся, либо осуществляется переход к использованию сетевой формы в период реализации образовательной программы с внесением изменений в образовательную программу в порядке, установленном локальными нормативными актами базовой организации.

8. При приеме на обучение по сетевой образовательной программе обучающийся зачисляется в базовую организацию на обучение по указанной программе.

9. Зачисление в образовательную организацию-участника при реализации в сетевой форме основных образовательных программ и дополнительных образовательных программ осуществляется путем перевода в указанную организацию без отчисления из базовой организации в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации.

Зачисление обучающихся в организацию, обладающую ресурсами, не производится.

На период реализации части сетевой образовательной программы в образовательной организации-участнике обучающиеся не отчисляются из базовой организации.

11. Выплата обучающимся по сетевой образовательной программе стипендий и других денежных выплат, предоставление иных мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством об образовании, осуществляется базовой организацией в течение всего срока реализации сетевой образовательной программы.

По решению организации-участника обучающимся может быть назначена дополнительная стипендия, иные денежные выплаты, предоставлены дополнительные меры социальной поддержки в порядке, определяемом указанной организацией. Установление указанных стипендий или иных денежных выплат, предоставление дополнительных мер социальной поддержки не является основанием для отмены либо приостановления базовой организацией выплаты стипендий, иных денежных выплат или предоставления установленных мер социальной поддержки.

12. Освоение части сетевой образовательной программы в образовательной организации-участнике сопровождается текущим контролем и промежуточной аттестацией, проводимой в формах, определенных учебным планом сетевой образовательной программы, и в порядке, установленном образовательной организацией-участником.

Результаты промежуточной аттестации, проводимой образовательной организацией-участником, являются результатами промежуточной аттестации по сетевой образовательной программе и не требуют зачета в базовой организации.

13. По завершению освоения в полном объеме части сетевой образовательной программы обучающиеся отчисляются из образовательной организации-участника в связи с завершением обучения.

В случае, если сетевой образовательной программой предусматривается проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся совместно базовой организацией и образовательной организацией-участником, отчисление обучающихся осуществляется после проведения итоговой (государственной итоговой) аттестации.

Выдача документов об обучении по сетевым образовательным программам, не предусматривающим проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации, осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных договором о сетевой форме.

15. Финансовое обеспечение реализации сетевой образовательной программы, в том числе использования ресурсов организаций-участников, определяются договором о сетевой форме.

Организации-участники не вправе взимать плату с обучающихся за реализацию части сетевой образовательной программы и (или) предоставление ресурсов для ее реализации.

16. В случае невозможности участия организации-участника в реализации сетевой образовательной программы (в том числе в связи с прекращением ее деятельности, приостановлением действия или аннулированием лицензии на осуществление образовательной деятельности образовательной организации-участника) договор о сетевой форме подлежит изменению и (или) расторжению, а реализация оставшихся частей сетевой образовательной программы осуществляется базовой организацией без использования сетевой формы после внесения изменений в образовательную программу в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации.

17. При наличии обучающихся, не завершивших освоение сетевой образовательной программы в установленный срок (в том числе в связи с академическим отпуском, отпуском по беременности и родам, отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет), по истечении срока договора о сетевой форме указанный договор может быть продлен, либо реализация оставшихся частей образовательной программы осуществляется базовой организацией без использования сетевой формы. С согласия указанных обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, не имеющих основного общего образования, может быть осуществлен переход на другую сетевую образовательную программу, реализуемую в соответствии с иным договором о сетевой форме.

1 Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962).

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *