Что такое сетевой ресивер
Что умеет AV-ресивер и зачем он нужен
Содержание
Содержание
AV-ресивер — это мозг домашней медиасистемы. Он берет сигнал от всех источников в доме (плееры, медиасерверы, игровые приставки и т. п.) и распределяет по каждой части домашнего кинотеатра (ТВ, проектор, колонки). Также ресивер позволяет переключаться между различными входами, усиливать аудиосигнал, обработать его эквалайзером и другими эффектами. Что еще он умеет, как его выбрать и что с ним делать дальше?
Спереди они похожи на плеер Blue-Ray или усилитель, но задняя панель ужасает количеством входов и выходов. Это неслучайно: ресивер объединяет в себе цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП, превращающий нули и единицы в аудио), декодер многоканального звука, процессор для настройки звука в каждом канале и усилители мощности на каждый канал. Современные модели поддерживают Bluetooth и Wi-Fi, позволяющие им общаться с беспроводными колонками и мобильными девайсами.
По сути, ресивер — это связующее звено между всеми домашними медиаустройствами. Он поможет объединить их в сеть, легко переключаться между разными источниками, слушать музыку и смотреть фильмы откуда угодно.
Как выбрать ресивер?
Ресивер — сложный девайс с большим количеством характеристик, но большинство из них пришло из других устройств — усилителей, аудиокарт, видеоплееров и т.п. Ресивер лишь объединяет их под одной крышей, так что разобраться во всем этом несложно.
Количество каналов. Это первое, на что нужно обратить внимание. Если дома уже стоит комплект колонок 5.1, понадобится ресивер на соответствующее количество каналов. Если есть планы добавить в эту схему две колонки сверху, чтобы получилось 5.1.2 с возможностью работы с форматом Dolby Atmos, тогда нужно уже 7 каналов, и смотреть необходимо в сторону ресиверов с поддержкой схемы 7.2 и так далее.
Мощность. Мощность лучше брать с некоторым запасом, иначе на большой громкости усилителю будет не хватать пороха в пороховницах, и сигнал будет клипповать — хрипеть, шипеть, шуршать и различным образом искажаться. К примеру, для двух колонок по 80 Вт стоит брать ресивер с усилителями мощностью около 100 Вт на канал. Помимо мощности, надо смотреть на импеданс усилителя. Более подробный гайд по выбору усилителя можно найти тут.
Декодеры. Важный момент, от которого будет зависеть, какие форматы многоканального звука ресивер сможет воспроизводить (все эти DTS:X, Dolby Atmos и т. п.).
Входы и выходы. От них зависит количество различной техники, которую сможет объединить ресивер. К примеру, несколько HDMI-входов позволят подключить к нему игровую приставку, видеоплеер, спутниковое ТВ и медиасервер, выводить картинку с них на телевизор без лишних телодвижений. Коаксиальные и оптические выходы помогут подключать внешнюю аудиокарту ПК или какой-то из приборов по S/PDIF, сократив количество проводов.
Беспроводные соединения. Bluetooth и Wi-Fi играют важную роль в современной медиатехнике. Беспроводные колонки можно поставить куда угодно, избавившись от головной боли с проводами, а со смартфона или планшета можно управлять домашней медиатекой и запускать фильмы одним пальцем, лежа на диване.
ЦАП. Здесь надо смотреть на максимальную частоту дискретизации и битрейт. Стоит отметить, что актуальные стандарты для многоканального звука: DTS (в версии HD Master Audio) и Dolby Atmos — до 24 бит/192 кГц.
Наконец, стоит глянуть на форматы файлов, которые ресивер умеет воспроизводить. Большинство из них также умеет играть как олдскульное радио в диапазонах FM и AM, так и современное интернет-радио.
Наконец, коэффициент гармонических искажений говорит о том, сколько искажений будет вносить ресивер в конечный сигнал. Искажения, вносимые ресивером, становятся ощутимыми, начиная с 0.1% искажений, так что любая модель с показателем ниже подойдет для домашнего пользования (но, конечно, чем ниже, тем лучше). Чем меньше мощность усилителей ресивера, тем больше вероятность, что он надорвется раскачивать большие мощные колонки, и на высоком уровне громкости появятся искажения.
Дополнительные функции
Последние модели ресиверов часто напичканы современными функциями. К примеру, технология Audyssey позволяет автоматически настроить звучание колонок под особенности помещения, в котором они находятся. Калибровка объемного звука настроит его в зависимости от расположения самих колонок относительно слушателя. Обладателям 4К-телевизоров и проекторов пригодится возможность масштабирования видео — автоматического апскейлинга какого-нибудь 360р, вышедшего из ютуба нулевых, до 4К.
Некоторые ресиверы умеют посылать отдельный сигнал на стереоколонки, установленные в другой комнате, за счет сокращения пары каналов, к примеру, с 7.1 до 5.1. Зато появляется возможность смотреть фильм в одной комнате, пока кто-то слушает музыку в другой.
Бывают и фирменные разработки. К примеру, технология Yamaha MusicCast объединяет все поддерживающие ее устройства по Wi-Fi, что позволяет управлять всей системой со смартфона. Можно воспроизвести любой трек откуда угодно: хоть со стриминговых сервисов, хоть из внутренней памяти смартфона.
Некоторые ресиверы поддерживают технологию AirPlay и на лету умеют сопрягаться с техникой Apple.
AV-ресивер, AV-процессор или проигрыватель BLU-Ray?
Основная проблема ресиверов в том, что их цифровая начинка может дублироваться в нескольких приборах (видеоплеере, медиасервере и т. п.), а самый дорогой их компонент — это усилители, которые не всегда достаточно мощные, и не всегда их так много, как хотелось бы.
К примеру, если дома уже обустроено помещение с домашним кинотеатром и мощными колонками по схеме 7.4.1 (а это три фронтальных, две по бокам, две сзади, четыре сверху и сабвуфер), то понадобится ресивер на 11 каналов. Не всегда удается найти прибор с таким количеством каналов, нужной мощности и за приемлемую цену. В таких случаях обычно используют цифровой процессор аудио.
Многоканальные цифровые процессоры отличаются от ресиверов тем, что не имеют на борту усилителей. Однако они поддерживают больше каналов, обладают передовыми протоколами обработки звука и в целом представляют собой более профессиональные устройства.
Такие ставят в крупных любительских кинозалах, чтобы кормить мощную акустику максимально качественным сигналом. С их помощью можно установить в зале несколько сабвуферов, организовать звук 9.1 и вообще сделать все, чтобы аудио в домашнем кинотеатре было лучше, чем в коммерческом кинозале. Причем это будет выгоднее, чем покупать мощный ресивер на более чем десять каналов.
Стоит также отметить, что некоторые ресиверы умеют играть роль цифровых процессоров и оборудованы выходами с преампов (Pre Out), которые можно подключать к внешнему усилителю в обход встроенных в ресивер.
Также есть один лайфхак. Поскольку самыми мощными должны быть три фронтальные колонки, а их сателлиты требуют уже куда меньше ресурсов, то разумно и кормить их разными приборами. Поэтому связка из усилителя для стереоколонок и ресивера для сателлитов очень популярна и дает возможность закупить все поэтапно.
Блюрэй-проигрыватели обычно имеют собственные декодеры многоканального сигнала и соответствующие аудиовыходы. Все, кроме усилителей. По сути, это процессор и проигрыватель в одном флаконе. К нему подключаются внешние усилители или активная акустика. Такой вариант будет самым компактным и лаконичным, однако проигрыватели уступают процессорам и ресиверам по набору функций и часто не способны декодировать наиболее современные форматы многоканального аудио.
Ресивер для стерео
Хоть AV-ресивер и предназначен для использования главным образом с домашним кинотеатром, многие меломаны подключают его к обычным стереоколонкам. Логика очевидна: не у всех есть возможность выкинуть круглую сумму сразу на 5 колонок, сабвуфер и ресивер, поэтому построить домашний кинотеатр можно поэтапно, начав с необходимого минимума.
Многие ресиверы поддерживают биампинг и триампинг в характеристиках. Это значит, что их можно подключать к стереосистеме и даже установить две колонки и сабвуфер соответственно. Хорошо и то, что ресиверы обычно выдают больше мощности для таких конфигураций, поскольку не нужно питать сателлиты. Таким образом, по мощности и качеству звучания ресивер становится сопоставим с усилителями, а по функциональности и различным фичам легко их превосходит.
Заключение
Ресивер — важная часть многоканальной аудиосистемы. Энтузиасты советуют тратить на ресивер около 30% от стоимости всей аудиосистемы домашнего кинотеатра. При этом, кроме своей основной роли, ресивер может выполнять функции стереоусилителя, аудиокарты, коммутатора устройств и даже радиоприемника. Применений этому прибору великое множество, а поддержка беспроводных соединений и современных форматов аудио и видео делает его не только универсальным, но и актуальным устройством.
Каждому своё: AV ресивер или стереоусилитель?
Сохранить и прочитать потом —
Планируя приобретение тех или иных компонентов домашней аудиосистемы, будущий пользователь сталкивается с большим количеством вопросов, в которых не всегда можно разобраться без специалиста. В результате может получиться набор компонентов, который, может быть и неплохо звучит, но удовольствия своему владельцу не доставляет. Почему так? Всё дело в нюансах, которые порой являются решающими. Например, выбор компонента, отвечающего за коммутацию и усиление звука.
Усилитель или ресивер? Этот вопрос задавал себе чуть ли не каждый, кто планировал покупку новой аудиотехники. Для кого-то это должно было стать новой покупкой, а кто-то апгрейдил уже имеющуюся систему, стараясь привнести в неё больше возможностей и улучшить звучание. И вот на этапе выбора очень многие шли в неверную сторону. Проблема заключается в непонимании принципиальной разницы между этими двумя устройствами. А она есть. Попробуем разобраться…
Итак, начнём с особенностей выбора техники в наши дни. Мы приучены рекламой выбирать то, что обладает максимально возможным набором функций. Естественно, в дальнейшем мы и половиной из этого пользоваться не будем, но на стадии выбора голосуем кошельком именно за обширные возможности. А значит, выбираем AV ресивер. Что такое, в сущности, этот самый ресивер? Если не влезать в технические дебри, то по сути это тоже усилитель, только не стереофонический, а многоканальный. Традиционно в нём не менее пяти каналов усиления. А вместе с ними в одном корпусе находятся система коммутации, декодирования, обработки. То есть, это по умолчанию более сложный по сравнению со стереоусилителем прибор. И, имея какую-то строго определённую сумму на покупку, среднестатистический покупатель выбирает то, в чём больше функций. При этом совершенно игнорируя свои истинные потребности. А выбор этот весьма прост. Если вы большую часть времени работы будущей системы планируете слушать музыку, то вам лучше обратить внимание на стереофонический усилитель. А если вы заядлый киноман, а музыка для вас либо как редкое времяпрепровождение либо как фон, то в этом случае вам нужен AV ресивер.
Почему так? Почему меломану не стоит покупать ресивер? Всё дело в особенностях его конструкции. Как мы уже уяснили выше, при одинаковой стоимости мы можем купить либо простой усилитель либо более сложный AV прибор. Однако, в ресивере у нас функций больше, а значит, где-то нас ждёт компромисс. И он есть. Это аудиотракт. Он более простой и менее требовательный. Во-первых, для стерео используются более качественные элементы. Снова вспомним, что мы располагаем фиксированной суммой на покупку. Отсюда можно сделать логический вывод, что мы купим либо два качественных стереоканала либо пять чуть менее хороших. Не забудем, что в эту стоимость у нас ещё входит процессор, набор декодеров и ещё масса коммутационной электроники. Во-вторых, аудиотракты для музыки и кино создаются по разным принципам. Для музыки важны тонкость, чувствительность к малейшим изменениям, «воздух». В то же время кинофонограмма полна мощными динамическими перепадами звуковых эффектов, яркими и чёткими тембрами, характеризующими ту или иную сцену. Если упростить описание, то музыкальная запись позволяет услышать и представить, тогда как саундртек в кино сопровождает картинку. Да, в обоих случаях звук создаёт определённое настроение, но они принципиально разные.
Против требовательного меломана выступают ещё и особенности схемотехники AV ресивера. Дело в том, что большая часть ресиверов из недорогого и среднебюджетного диапазонов не имеют возможности отключения блока обработки звука: эквалайзера, пространственного процессора, декодеров. И, даже если такой ресивер и оборудован схемой bypass с возможностью обхода процессорной части, то на аналоговый тракт всё равно влияют помехи от работающих микропроцессоров. Многие AV приборы позволяют «хитрость» – подключение стереосигнала непосредственно к многоканальному входу, если ресивер таковым оборудован. В этом случае музыка действительно звучит более естественно и объёмно. Однако, как мы уже говорили выше, конструкция усилителя ресивера такова, что определённая часть музыки так и не достигнет акустических систем, так как затеряется в шумах от наводки электронной части и навеки утихнет в самом аудиотракте. Вряд ли меломан-аудиофил будет рад такому результату.
Так что же делать? Думаем, это уже понято. Техникой необходимо пользоваться строго по её основному назначению. То есть, если вы любите кино, то выбирайте AV ресивер. Однако, если вы меломан, то забудьте о всех дополнительных функциях и многоканальном звуке. Всё равно вы ими не будете регулярно пользоваться. Лучше заплатите эти деньги за более высокое качество звука.
Как выбрать сетевой аудио плеер
Сетевые аудио плееры (стримеры) уже стали основным источником звука в аудио системах по всему миру.
Возможность моментально найти и запустить практически любую фонограмму «из воздуха», познакомиться с новой музыкой и другие функции делают их во многих случаях не просто самыми удобными, а практически безальтернативными.
BlueSound Node 2i (52 900 руб.) – один из лучших на сегодня бюджетных стримеров с идеальным балансом всех характеристик.
LUMIN S1 (950 000 руб.) – сетевой проигрыватель класса High End, один из лучших в мире.
Разновидностью сетевого плеера являются стриминговые предусилители. Это аппараты, которые позвояют еще и коммутировать как цифровые, так и аналоговые источники. Остается только добавить усилитель мощности или активные акустические системы.
2. Сетевой аудио транспорт. По сути, это то же самое, но без встроенного ЦАП. Как правило, это аппараты, предназначенные для работы с очень высококачественными стереосистемами, в составе которых есть отдельный ЦАП. Но такие аппараты можно подключить и к усилителю или ресиверу, оснащенному цифровым входом. Главное, чтобы тип этого входа совпадал – оптический, коаксиальный или USB.
Aurender N10 (8 Тб) (760 000 руб.) – сетевой транспорт аудиофильского класса со встроенным жестким диском для хранения контента. Один из немногих, способный точно преобразовывать DSD поток в PCM в реальном времени.
3. Сетевой ресивер. Он из себя представляет «комбайн», совмещающий усилитель и стример. Вам достаточно просто подключить к нему колонки. У вас получается стереосистема, в которой будет всего один электронный блок, что для многих очень удобно. Но если раньше это были аппараты начального и среднего уровня, то сейчас условно можно назвать сетевым ресивером модели «глубокого» High End. В последнее время все больше производителей выпускают такие универсальные устройства, либо предусматривают модуль сетевого плеера для своих усилителей.
DENON DRA-800h (59 990 руб). Пожалуй, это лучший доступный сетевой ресивер, если учитывать функциональность и качество звучания.
NAIM UNITI NOVA (505 000 руб.). Эта модель сразу привлекает свои дизайном. И качество звучания на очень высоком уровне. Для среднестатистического меломана этот аппарат более чем достаточен в качестве ядра стереосистемы
Dan D’Agostino Progression Integrated с модуем сетевого плеера / ЦАП. В своем интегральном усиителе класса HIGH END инженеры компании применили модуль сетевого плеера (заказывается опционально), функциональности и возможностям которого позавидуют многие узкоспециализированные производители.
ELECTROCOMPANIET ECI 6DX MK II. Как усиитель, он уверенно справляется с колонками, в несколько раз превосходящие его по цене, причем раскрывая все их возможности. Управение сетевыми функциями очень удобное и продуманное. Плюс все сетевые аппараты ELECTROCOMPANIET можно объединять в мультирум систему.
4. Музыкальный центр с функцией сетевого аудио. Это полностью законченная система. Сейчас на рынке очень много таких аппаратов – от простейших колонок до стереосистем класса High End.
DENON HOME 150, 250, 350 (24 990 руб, 49 990 руб, 69 990 руб.). Даже удивительно, откуда в этих музыкальных центрах берется столько звука. А бас просто потрясает! Из двух отдельных аппаратов DENON HOME можно составить беспроводную СТЕРЕО систему.
NAIM MUSO 2nd GEN (139 880 руб.) уже стали культовыми сетевыми музыкальными центрами. При стильном дизайне, качество их звучания вплотную приближается к стереосистемам из отдельных компонентов.
ELECTROCOMPANIET TANA. Эта элегантная АС может выступать отдельно как музыкаьный центр. Но можно добавить вторую «подчиненную» колонку, и тогда получится беспроводная стереосистема очень высокого класса.
LYRAVOX StereoMaster (от 1 890 000 руб). Это единственные настенные стереосистемы класса High End. Они полностью замещают собой громоздкие напольные комплекты аппаратуры.
В нашем салоне сетевому аудио мы с самого начала уделяли особое внимание, создав лучшую в стране инфраструктуру по их тестированию и демонстрации. За несколько лет мы досконально изучили почти все сетевые аудио плееры, присутствующие на нашем рынке, и их софтовые платформы.
Мы оценивали их и с точки зрения обычных непритязательных любителей музыки, и с точки зрения требовательных аудиофилов.
Более того, мы уже несколько лет постоянно получаем обратную связь от наших клиентов, выясняя, как они оценивают используемую технику, что для них оказалось действительно важным, а что нет, с какими проблемами они сталкиваются и т.д.
На основе всей этой обширной информации мы подготовили рекомендации, на что действительно стоит обратить внимание при выборе сетевого аудиоплеера меломанам с разными задачами, требованиями и разным опытом.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ПРИ ВЫБОРЕ АППАРАТА С СЕТЕВЫМ АУДИО
1. Качество звучания. Это, безусловно, важный фактор. Если вы заплатили ооочень большие деньги именно за качество звука своей стереосистемы, т.е. за колонки и усиление, или только хотите собрать систему топ-уровня, то и к источнику звука подход должен быть соответствующий.
В таких системах вы однозначно услышите разницу звучания различных стримеров. Именно это, скорее всего, будет главным, а вес других критериев будет меньше. При выборе сетевого аудиоплеера для HIGH END системы советуем не просто попробовать разные модели, а послушать их в составе именно своего сетапа.
Но с более бюджетной техникой ситуация диаметрально противоположная. Разница в качестве звучания сетевых аудиоплееров начального уровня при работе в составе относительно недорогих стереосистем обычно проявляется не так сильно. По крайней мере акустические системы и усилители гораздо больше определяют характер звука. Это многократно проверено практикой. А вот другие факторы, описанные ниже, выходят на первый план.
В более доступном сегменте, но все же в High End классе особого внимания заслуживают NAD M33 (499 900 руб.) и NAIM NDX 2 (560 000 руб.)
2. Удобство интерфейса. А вот на него стоит обратить первостепенное внимание, особенно начинающим пользователям, а так же тем, кто привык, что техника работает для них, а не они для техники. По опыту можем сказать, что от качественного интерфейса в конечном итоге зависит, будете ли вы с удовольствием пользоваться своим сетевым плеером или нет.
Основой управления функцией сетевого аудио является мобильное приложение для планшета или смартфона.
Интерфейсы приложений некоторых производителей очень логичны и понятны любому пользователю. Но у некоторых, увы, это настоящий ребус, в котором «нужная кнопка» отыскивается в самых неожиданных местах. Даже после длительного использования иногда трудно запомнить, где отыскать ту или иную функцию. Или, например, вы выбираете нужный для воспроизведения трек, но ничего не происходит. Оказывается, нужно нажать еще 3-4 определенные кнопки, чтобы музыка, наконец, зазвучала.
Но разные пользователи воспринимают логику работы по-разному, да и важным является привычка.
У нас вы сможете «поиграться» с приложениями разных производителей и самостоятельно оценить, насколько они удобны для вас.
В конце обзора будут приведены примеры интерфейсов мобильных приложений разных производителей.
3. Стабильность работы стримера. Еще один важный фактор. Некоторые платформы или бренды страдают от того, что соединение аппаратов с сетью периодически «отваливается», техника «глючит» или зависает. Иногда источником проблемы является домашняя ethernet сеть. Особенно много проблем может возникать, если вы подключаете устройство по W—Fi, на котором и так уже «висит» много другой техники, да еще и квартира расположена в многоквартирном доме. Стабильность работы разных устройств в таких неблагоприятных условиях разная. Одни аппараты более уверенно держат соединение и сами легко восстанавливают связь с сетью после обрыва. А в некоторых после каждого такого случая нужно чуть ли не переустанавливать оболочку. И если вы не ИТ специалист, то задача может оказаться неразрешимой. Да и необходимость просто постоянно нажимать «reset» или проводить простые сервисные манипуляции с аппаратом банально раздражают.
Если вам приходится постоянно бороться с такими неудобствами, или каждую минуту ждать, когда подгрузятся данные, то удовольствие от использования техники вы не получите, какой бы замечательной в других отношениях она ни была. Мы накопили статистику стабильности работы различных аппаратов и ИТ платформ и готовы поделиться этой информацией.
ПОТОКОВЫЕ СЕРВИСЫ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ В РОССИИ
Надеемся, что этот обзор был для вас полезным и поможет при выборе аппарата с функцией сетевого аудио. Но описать все тонкости и нюансы подбора стримера непросто.
В нашем салоне представлен огромный ассортимент сетевых аудио плееров всех типов – от самых бюджетных до моделей, претендующих на звание лучших в мире.
Вы можете каждый из них попробовать в деле, чтобы выбрать оптимальную для вас модель. А мы вам с удовольствием в этом поможем.