Что такое сетикет и рекомендации
Что такое сетикет и рекомендации
«И по сетям бушуют страсти,
И друга друг заносит в блэк.
И, чтобы избежать напасти,
Решил однажды человек:
Чтоб нервы сохранить и дружбу,
Желательно и даже нужно,
Ну хоть какой-то этикет. »
(Леонид Ивонин. «Сетевой этикет по А.С. Пушкину»)
За последние 10-15 лет жизнь россиян круто изменилась: общение, история взаимоотношений, связи – всё хранится в «облаках» и в маленьких персональных устройствах.
Мало кто из наших современников может представить себе хотя бы день без телефонов, ноутбуков, планшетов. И ещё меньше – без интернета. Мировая Сеть поглотила жизнь каждого: знакомства, отношения, финансы, учёба, работа – всё опутано мировой паутиной. Проверка почты, сообщений в социальных сетях, чтение новостей, публикация фотографий или постов – именно этим наполнена жизнь большинства россиян.
Решение многих организационных вопросов зависит от информационных технологий: от записи детей в детский сад через портал «Госуслуги.рф» до проверки дневника ребёнка на специальных сайтах, от организации учебного процесса в университете – до контроля за начислением пенсии. Освоение человеком новой среды обитания требует соблюдения правил взаимосвязи и взаимодействия в ней. Отсюда – такой большой интерес к сетевому этикету или сетикету.
На запрос о сетевом этикете поисковая система находит порядка 22 тысяч ответов. Первый же источник – «Википедия» – даёт этому понятию определение.
В материале «Что такое сетикет?» (газета «Заря молодёжи», Саратов) в 2010 году Владимир Болотин определил сетикет как «правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство. Это понятие появилось в середине 80-х годов XX века в эхоконференциях сети FIDO».
В большинстве источников отсутствует глубокая теория вопроса, но предлагаются разнообразные «правила» сетикета.
Первый кодекс компьютерной этики появился в профессиональной IT-сфере в 1979 году в Институте инженеров электроники и электротехники (Institute of Electrical and Electronics Engineers). Как сообщает infopedia.ru, «принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, учёные и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе».
Первый труд о сетевом этикете, обращённый к массовой аудитории, появился в 1994 году.
Вирджиния Ши в книге «Netiquette» сформулировала десять правил поведения в интернете. Эти правила были направлены на формирование уважительной сетевой коммуникации, в которой каждый пользователь должен сознавать, что общается с такими же людьми, как и он, и что это виртуальное общение никак не должно отличаться от реального.
В 2007 году сторонник сообщества Open Source и один из главных идеологов направления Web 2.0 Тим О’Райли и создатель Wikipedia Джимми Уэйлс занялись разработкой кодекса чести блогера. О’Райли считал, что кодекс этики повысит качество блогов.
Как сообщала lenta.ru, члены сообщества предполагали создать три кодекса чести блогера с разными сводами правил. Во главу угла при создании кодекса этики ставилось сохранение свободы слова и недопущение цензуры под видом удаления информации как неэтичной. Черновик кодекса чести блогеров был опубликован на сайтах разработчиков. Однако спустя 11 лет в Сети найти этот кодекс невозможно. По всей видимости, идея его создания так и осталась в далёком уже 2007 году.
Сетикет изучается и учёными. Преподаватель Краснодарского информационно-технологического техникума Татьяна Землянка написала работу «Сетевой этикет. Агрессия в Интернете», в которой определила основные сетевые понятия, такие как флуд, спам, чат, топик, офтопик, сформулировала принципы сетевого этикета и указала, что, по её мнению, нельзя делать в интернете.
Что такое сетевой этикет
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Сетевой этикет — это система правил, созданная людьми для общения друг с другом в сети Интернет. Этикет общения в Интернете рекомендуется соблюдать новичкам и опытным пользователям для комфорта. Однозначно сказать, что такое сетевой этикет невозможно, но в большинстве случаев нетикет — это правила хорошего тона, общепринятые среди людей. Соблюдение правил хорошего тона повышает авторитет собеседника и привлекает внимание.
Чего не стоит делать в Интернете с позиции сетевого этикета?
Чтобы ответить на вопрос, как общаться в Интернете, следует узнать, чего не рекомендуется делать. Сетевой этикет подразумевает отказ от следующих действий:
Начиная рассылку писем не стоит забывать о правилах общения в сети.
Базовые правила сетевого этикета
Существует несколько принципов сетевого этикета, которые стоит соблюдать:
Сетевой этикет и электронная почта
Сетевой этикет электронной почты тоже состоит из ряда рекомендаций, которые стоит соблюдать:
Соблюдая правила сетевого маркетинга в переписке, можно произвести на собеседника самое лучшее впечатление.
Сетевой этикет основные правила и нормы
Понятие сетевого этикета, который еще называют нетикетом, пришло в жизнь современного человека относительно недавно – с появлением Всемирной паутины.
Теперь в Интернете сконцентрирована внушительная часть нашей жизни. Здесь реализуют различные товары, предлагают услуги, проводят конференции, приходят за помощью и простым общением. Но негативная сторона такого вида коммуникации: рассылка скандальных сообщений и оскорбительных посланий, навязывание идей и т.д.
Ввиду этого и возникла необходимость регулирования общения в Интернете.
Сетевой этикет в обществе
Сетевая коммуникация имеет свои особенности и сложности. Из-за того, что она является своего рода обезличенной, мы можем забывать, что имеем дело не с машиной, а живыми людьми.
Иногда установление прочного контакта может быть под угрозой. Кроме того, вы не всегда защищены от недобропорядочных лиц. Поэтому сообщение на тему сетевого этикета сегодня интересует людей.
С помощью соблюдения правил нетикета есть возможность наладить общение и обезопасить себя от виртуальных мошенников.
Какое основное правило сетевого этикета? Все просто: соблюдайте те же нормы и рамки приличия, которых вы стараетесь придерживаться в жизни.
Цель такая же, как и у обычных этикетных предписаний.
Основные правила поведения в интернете
Как научиться соблюдать сетевой etiquette? Просто руководствуйтесь здравым смыслом! Ведите себя так, как будто вы оказались в незнакомом мире, который очень похож на реальный. Присматривайтесь, обдумывайте свои действия наперед.
В общем, ведите себя так, как вы бы вели себя в обычном мире и не забывайте об уважении прав других людей.
Памятка правил сетевого этикета включает 10 основных рекомендаций:
Эта памятка – основа основ этикета в сети. Есть и некоторые специфические правила, относящиеся к определенным областям Интернет-пространства.
Чего не стоит делать в Интернете
После того, как мы рассмотрели правила поведения и общения в сети, пора указать, чего не нужно делать в Интернете:
В общем, не делайте того, что не поощряется в обычном цивилизованном мире. Это не просто показатель вашей культурности и воспитанности, но и возможность по максимуму обезопасить себя от разных неблагоприятных ситуаций.
Правила этикета в интернете: форумы и чаты
Сетевое коллективное взаимодействие, имеющее место в различных пабликах, форумах, группах и конференциях предполагает соблюдение ряда правил этикета:
В случае общения на форумах и в чатах также не забывайте об уважении к собеседникам и соблюдайте правила деловой переписки. Обдумывайте каждый ответ, не вступайте в перепалки. Если кто-то вам досаждает оскорблениями или угрозами, включите пользователя в черный список или пожалуйтесь администраторам на него.
Этикет интернет переписки по электронной почте
Электронная почта есть у многих пользователей сети. При общении с ее помощью также нужно придерживаться определенных правил этикета:
Правила etiquette в сети призваны помогать устанавливать и поддерживать контакт с виртуальными собеседниками, соблюдать порядок и уважение друг к другу.
Придерживаясь его норм, мы делаем наше общение приятным и продуктивным.
Жду ваши оценки по статье, комментарии и вопросы, уважаемые читатели.
Оцените пожалуйста мой пост
Кликните на звезду от 1 до 5 для оценки поста
Средний рейтинг 4.6 / 5. Количество оценок 73
Правила написания электронного письма или этикет электронной почты
Сегодня довольно сложно найти компанию, которая в своей практике межличностных коммуникаций не использовала бы электронную почту. Следует отметить, что в обычной деловой переписке посредством e-mail существуют общепринятые правила, которые необходимо знать и которыми следует руководствоваться. Остановимся подробно на наиболее значимых.
Правило 1. При оформлении электронного письма в обязательном порядке заполняйте все поля. В общем виде структуру делового электронного письма можно представить в следующем виде:
Адрес и имя отправителя.
Адрес получателя (или адреса получателей, когда существует необходимость отправить письмо с одним текстом нескольким получателям).
Важность письма (это при необходимости).
Письмо, состоящее из приветствия; основного текста письма; заключения; и подписи.
Правило 4. Используйте пиктограмму («Re:») только для ответа. Используя пиктограмму
, размещенную в поле адреса письма, на которое отвечаете, открываем форму для составления ответа. Данная форма уже содержит адрес вашего собеседника, текст его письма и Тему. Пиктограмма (Re)
является аббревиатурой английского слова «Reply:» или «Response:» и означает «Мой ответ на:». Поэтому если тема письма меняется, изменения темы необходимо вносить, используя стрелочку вниз, размещенную справа от пиктограммы Rе. В открывшемся ниспадающем списке выбираем команду «изменить тему».
Если отвечая на чье-либо электронное письмо, вы меняете основную мысль диалога, изменяйте соответственно и Тему, а лучше начинать обсуждение нового вопроса созданием нового письма.
Правило 5. Во избежание преждевременной отправки адрес получателя вставляйте только тогда, когда письмо дописано, проверено и готово к отправке. Будьте внимательней с кнопкой «Отправить»: убедитесь, что посылаете письмо тому, кому хотели.
Правило 6. Обязательно пишите приветствие, состоящее из приветственного слова и имени получателя, перед основным текстом письма. Некоторые пользователи считают, что приветствие в электронном письме не нужно писать, поскольку это якобы бессмысленный пережиток бумажной почты, что оно не несёт в себе никакой значимой информации и содержит лишь дежурные слова.
Приветствие несёт в себе информацию о воспитанности того, кто составляет письмо. В качестве приветствия используйте следующую форму обращения: «Добрый день, уважаемый (уважаемая) + имя, отчество адресата!» или «Уважаемый (уважаемая) + имя, отчество адресата, здравствуйте!» и только после этого переходите к цели Вашего сообщения.
В Европе принято всегда обращаться «Dear Sir/Madam» или менее формально, особенно, если Вы знакомы с адресатом, «Dear + имя». В США, где темп жизни и переписки более интенсивный, электронное письмо начинается с обращения, состоящего из имени и короткого «Hi + имя». В русском языке восклицательный знак ставится после обращения в письменной форме в любом жанре переписки: деловой, частной, официальной и т. д., в то время как в английском языке во всех этих жанрах ставится запятая.
Правило 7. Правильно структурируйте свое письмо. Поскольку чтение c экрана монитора гораздо сложнее, чем чтение бумажного носителя. Разбивайте текст письма на логические абзацы. Старайтесь, чтобы предложения содержали не более 15-20 слов. Отделяйте абзацы друг от друга отступом или пустой строкой.
Правило 8. Будьте краткими и выражайте мысли по существу. Основной текст письма с первого абзаца должен притягивать внимание читателя не меньше, чем его Тема. Помните об ограниченном времени потенциального читателя. Начните с цели письма, она должна быть четко сформулирована в первом предложении. Если первые предложения сформулированы правильно, то существует очень большая вероятность, что получатель письма прочтёт его до конца. Электронное письмо предназначено для быстрой передачи информации. Если необходимо переслать важную информацию, содержащую большой объем, лучше составить краткий сопроводительный текст в электронном письме, а саму информацию оформить в виде вложения.
Правило 9. Прежде чем приступить к написанию письма, присоедините вложение. Сколько раз приходилось получать письмо, целью которого была пересылка вложения, без этого самого вложения?! Такая беспечность может не лучшим образом отразиться на Вашей деловой репутации.
Правило 10. Когда Вы пишите кому-либо в первый раз, не прикрепляйте никаких вложений. Если Вы всё же посылаете какое-то вложение без согласования с получателем, то обязательно напишите в тексте письма, что это за файл. Не присоединяйте вложения размером более 5Мбайт, так как возможна такая неприятная ситуация: Вы перешлёте свой файл на почтовый сервер за секунду, а Ваш адресат будет скачивать его целый час.
Правило 11. Составляя ответное письмо, отвечайте на ВСЕ заданные Вам вопросы. Если Вы затрудняетесь ответить, то так прямо и напишите.
Правило 14. Не запрашивайте уведомление о прочтении. Можно после текста основного письма и перед Вашей подписью написать следующую фразу: «Прошу подтвердить получение письма ответным письмом или по указанным ниже телефонам».
Правило 15. В тексте сообщения никогда не надо использовать прописные буквы. ТЕКСТ, ВЫДЕЛЕННЫЙ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, рассматривается как крик. В лучшем случае его относят к неграмотности в вопросах сетевого этикета. Это может вызвать раздражение или другую нежелательную реакцию у Вашего читателя.
Правило 16. Никогда не сообщайте конфиденциальную информацию посредством электронной почты. Будьте очень осторожны при пересылке номеров своих банковских карт или другой конфиденциальной информации в тексте электронного письма. Электронная почта при пересылке может быть перехвачена и использована в корыстных целях. Кроме того, посланное Вами электронное письмо навсегда остается в памяти компьютера.
Правило 17. Не злоупотребляйте аббревиатурами и эмоциональным оформлением. В деловой электронной почте старайтесь не использовать такие аббревиатуры как BTW (by the way) или LOL (laugh out loud), также так называемые смайлики («улыбающиеся лица»). Они неуместны в деловой переписке, тем более что получатель письма может не знать их значение.
По материалам статей:
1. 32 most important email etiquette tips.Emailetiquette. [Электронный ресурс] http://www.emailreplies.com/ Проверено 19.09.2015.
2. Top 26 Most Important Rules of Email Etiquette. [Электронный ресурс] http://email.about.com/od/emailnetiquette/tp/core_netiquette.htm Проверено 20.09.2015.
Материал подготовлен Шутилиной Л.А., методистом ГМЦ ДОгМ
Сегодня довольно сложно найти компанию, которая в своей практике межличностных коммуникаций не использовала достижения НТП: электронную почту, ICQ, факс, мобильную связь. И если, мы в большей степени имеем представление о правилах деловой переписки, телефонного разговора, то о том, как вести себя в сети Интернет, мало кто имеет представление. А ведь, и здесь существуют определенные правила этикета, которые регламентируются «Сетикетом» (Netiquette).
В своей статье «50 практических правил Бизнес-сетикета (Сетевого Этикета)» Чак Мартин, Президент американской консалтинговой компании «The Digital Estate Group», пишет:«Сетикет (сетевой этикет) означает совокупность правил поведения и обхождения, принятых при использовании компьютерных сетей. Соблюдение этих правил особенно важны по причине электронности среды невозможно разделить положение бизнеса и клиента. «Правила бизнес-сетикета» появились как руководство для установления и поддержки здоровых и счастливых взаимоотношений между коммерческой деятельностью и ее клиентами».
В данном разделе мы не будем рассматривать правила поведения на форумах, блогах и чатах, а лишь расскажем как вести деловую переписку посредством электронной почты, чтобы сделать общение с партнерами, коллегами и друзьями более удобным и эффективным.
Стиль общения.
При переписке через электронную почту можно опускать обращения и приветствия и сразу переходить к делу. Но, если вы хотите, чтобы ваше электронное письмо носило более официальных характер, автор рекомендует использует следующую формулу обращения: «Добрый день, уважаемый (уважаемая) + имя отчество адреса». И только после этого следует переходить к цели вашего обращения.
Необходимо использовать пропуски (пустые строки) или многоточие для отделения одной мысли от другой, так как в электронном письме они, как правило, играют роль абзаца.
Оформление электронного письма.
Во многих компаниях существует единый корпоративный стандарт оформления электронных писем, включающих в себя структуру самого письма, правила обращения к клиенту, реквизиты подписи (ФИО, должность, рабочие телефоны, адрес электронной почты и ссылку на сайт компании). Кроме того, в этом стандарте может быть прописан запрет на использование смайлов, не относящихся к деловой сфере.
В общем виде структуру делового электронного письма можно представить в следующем виде:
1. «Шапка» в корпоративном стиле.
3. Содержание, цель обращения
5. Личная подпись с указанием контактов.
6.Ссылка на сайт компании.
7. Логотип, если это необходимо.
При оформления электронного письма в обязательном порядке должны быть заполнены поля:
В некоторых почтовых программах можно указать степень важности сообщения. Это просто необходимо, если адресат получает ежедневно большое количество писем. С пометкой «Важное» письмо получает приоритет при проверке почты. Но злоупотреблять этой функцией не стоит. Важное постепенно потеряет это качество.
Размер электронного письма.
Правилами сетикета размер определяется точно: электронное письмо должно быть в два раза короче, чем написанное на бумаге. Если вам необходимо переслать важную информацию, содержащую большой объем, то лучше составить краткий сопроводительный текст в электронном письме, а саму информацию оформить в виде вложения.
Готовя пересылку большого вложения, превышающую 200-500 килобайт, обязательно предупредите об этом своего респондента. Лучше все же не пересылать больших вложений в письмах. Существует много других способов передать большие тексты, фото или звук, минуя электронную почту. Например, через ftp-сервера или через веб-интерфейс.
Адресная книга.
Когда электронное письмо придет от респондента, занесенного в вашу «Адресную книгу», вы всегда будете знать от кого именно получили электронное сообщение, так как зафиксированный контакт отразиться в поле «От» (« From»).
Ответ на электронное сообщение.
Для ответа на полученное письмо достаточно нажать на кнопку «Ответить»(«Reply») в почтовой программе. При этом появляется форма для нового сообщения, в которой в поле «Кому» («To») автоматически уже вписан адрес получателя, а в поле «Тема»: будет приведена тема первоначального письма с пометкой «Re:» в начале строки. По этой пометке ваш адресат поймет, что вы прислали ему ответ на письмо по конкретной теме. Таким образом, получатель сможет легко восстановить в памяти смысл переписки.
Если вы пишете друзьям и хотите, чтобы ваше письмо соответствовало правилам Сетикета, то отредактируйте текст первоначального сообщения, оставив только те строки, которые важны для понимания вашего ответа (цитаты). После обычных приветствий и вступительных слов напечатайте под каждой такой цитатой ваш ответ на данное предложение или вопрос.
Если же это ответ на деловое письмо, то оставьте весь прежний текст без изменений, а сверху напишите свой ответ.
Цитирование – приведение в сообщении фрагментов исходного текста (в данном случае, письма) с целью восстановления сути содержания. Обратите внимание: в большинстве почтовых программ цитируемый фрагмент выделяется знаком «больше» (>).
Смайлики ( Smileys ).
При обычном общении на собеседников не только и не столько воздействуют слова, сколько голос, интонации, мимика, жесты. В этом минус общения через электронную почту – она лишает возможности обмениваться эмоциями. Но всё же удалось частично преодолеть этот недостаток. В настоящее время в виртуальном общении, в том числе и через электронную почту, широко используются так называемые «смайлики» (графическое изображение ваших чувств) – рожицы, составленные из точек, запятых, дефисов и других символов. Они способны хоть как-то эмоционально окрашивать тексты. Использование смайликов делает переписку более живой – автор передает не только свои мысли, но и чувства. Вот наиболее распространенные смайлики:
Есть очень много смайликов для обозначения как эмоций, так и состояний человека или его внешности. Классические смайлы:
Но не стоит увлекаться смайлами при составление делового письма, в противном случае вы можете приобрести репутацию несерьезного человека.
Электронная подпись.
Электронная подпись – это специально созданный файл ( signature ), который представляет собой текстовую подпись. Наличие электронной подписи в сообщениях является правилом хорошего тона для деловой переписки. Электронная подпись к тому же является ненавязчивой рекламой бизнеса. Прямая реклама в письмах от незнакомых и малознакомых людей, как правило, воспринимается негативно, а несколько строк подписи будут приняты лояльно.
Всегда используйте подпись – она поможет вашему респонденту однозначно идентифицировать вас. И обязательно включайте в нее несколько возможных способов связи с вами. Обычно это номера телефона, адрес электронной почты, факс, ICQ
Основные правила составления электронной подписи:
Итак, вы отправили электронное письмо и очень волнуетесь, дошло ли оно до адресата. И в следующий раз ради собственного спокойствия вы уже отправляете письмо с уведомлением о получении. Но по правилам Сетикета такая отметка является признаком неуважения и недоверия к своему партнеру. Лучше после отправки своего сообщения по электронной почте, позвонить адресату и уточнить дошло ваше письмо или нет. Довольно часто для подтверждения используется следующая формулировка: после текста основного письма, перед вашей электронной подписью пишется фраза: «Получение письма просим подтвердить ответным письмом или по указанным ниже телефонам»
По правилам Сетикета на электронные письма обязательно нужно отвечать. А время ответа на e-mail не должно превышать двух суток. Если вам необходимо более длительное время для ответа на письмо, стоит объяснить причины задержки. Необходимо отвечать на письма с испорченной кодировкой. В этом случае лучше присоединить вложение с пояснениями, чтобы ваш корреспондент его обязательно сумел прочесть. И обязательно нужно отвечать и на письма, содержащие вложение: вы должны подтвердить, что вложение дошло и нормально открылось.
Сеанс электронного диалога заканчивается по правилам телефонного этикета: кто первый начал переписку, тот первый ее и заканчивает.
Имейте ввиду, что если вы, не отвечаете на электронное письмо в течение 7 дней – это явный отказ от общения. Поэтому при желании сохранить деловые отношения вам нужно обязательно через 2-3 дня после отправки электронного письма позвонить или направить повторное письмо своему деловому партнеру для уточнения: дошла до него информация или нет.
Помните, что в деловом мире следует всегда отвечать на письма, в независимости от того бумажные они или электронные. Иначе вам могут посчитать безответственным и легкомысленным человек, что конечно не лучшим образом отразиться на вашей деловой репутации.
Фрагмент книги «Международный этикет. Особенности делового этикета разных стран». Книга готовиться к выходу ИД «Феникс», Ростов-Дон в 2008 году.
Примечания автора:
Спам (англ. spam) — сообщения, массово рассылаемые людям, не дававшим согласие на их получение. Нежелательная реклама. Прим.Автора.
Википедия – Свободная энциклопедия, http://ru.wikipedia.org
ICQ — название клиентской программы для сети обмена мгновенными сообщениями по протоколу OSCAR, разработанной компанией Mirabilis. Аббревиатура «ICQ» созвучна английской фразе «I seek you» (я ищу тебя), в русском компьютерном сленге ICQ называют «аськой» или «асей». Прим.Автора
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина