Что такое северное возрождение
Искусство Северного Возрождения
Северным Возрождением мы называем искусство Нидерландов (Голландии), Германии, Франции XV- XVI веков. На севере Европы, в отличие от Италии, художники не знали античного искусства и в своем творчестве скорее продолжали традиции средневековой готики с ее эмоциональностью, глубокой верой. Но с итальянским Возрождением их объединял интерес к человеку и реальной жизни. Я предлагаю вам презентацию и краткий иллюстрированный рассказ о самых известных художниках Северного Возрождения. Ян ван Эйк первым стал применять масляные краски, и его картины поражали насыщенностью цвета и точностью деталей. Иероним Босх писал картины, полные жутких и загадочных изображений, которые должны были заставить современников задуматься о проблемах нравственности, о грехах и наказании за них. Питер Брейгель Старший создавал эпические картины земной жизни, повествуя о трудах человека и радостях, которые он получает на земле. Современник Реформации, возможно, он первым говорил о трудолюбии как одной из главных добродетелей человека. Альбрехт Дюрер был и живописцем, и графиком, блестящим мастером портрета и автопортрета. Он, подобно итальянцам, не уставал изучать природу и раздумывать о сущности человека, его внутреннем мире. В конце поста есть вопросы для учеников художественной школы.
Особенности искусства северного Возрождения. Живопись, скульптура, архитектура
Если на итальянское Возрождение повлияла античность с ее культом красоты телесной, жизни земной, то на северное возрождение оказала воздействие готика с ее мистикой, некоторой даже мрачностью, возвышенностью, интересом к обыденным деталям и загадочным языком символов. У людей на картинах нидерландцев больше одухотворенности и почти детской веры чем у итальянцев. Таковы пастухи на картине «Поклонение пастухов» у Гуго ван дер Гуса. Мы видим, как озаряются их грубоватые лица восхищением от созерцания младенца Христа.
Люди на портретах Рогира ван дер Вейдена углублены в себя, словно пребывают в непрерывном общении с Богом.
На картинах художников Северного Возрождения люди не так красивы, как те, что нарисованы, у Рафаэля, не так сильны, как у Микеланджело, но изображены с уважением к их личности, внутреннему миру. Итальянские художники создают картины все более светского характера. У северян сохраняется религиозный дух средневековья с его законами. Так, если у итальянцев обнаженное тело в искусстве воспринималось спокойно, и Микеланджело написал их множество даже на потолке Сикстинской капеллы, то подобные примеры на севере редки. Так, изображения Адама и Евы на Гентском алтаре ван Эйка и диптихе Дюрера имели сложную судьбу и долго воспринимались как непристойные.
Примерно в одно время были написаны картины «Поклонение волхвов» итальянцем Боттичелли и немцем Хансом Мемлингом. Если второй передает евангельский сюжет в соответствии со средневековыми традициями, то у Боттичелли мы видим вполне светскую сцену, где изображены члены семьи Медичи, другие известные флорентийцы и даже он сам (справа в желтом плаще).
У художников Северного возрождения, кроме умения показать внутренний мир человека, поражает обилие деталей, та тщательность, с которой изображены предметы, находящиеся даже на большом расстоянии. Это было продолжением средневековых традиций, так как те или иные предметы имели символическое значение на языке христианства (роза, лилия связывались с Богоматерью, четки — знак благочестия и т.д.). Но с другой стороны в тонкой проработке деталей ощущался интерес к земному миру.
Скульптура и архитектура
Наибольший интерес в искусстве Северного Возрождения представляет живопись, но надо отметить, что во французской скульптуре XV- XVI веков наряду с готикой ощущается интерес к античной скульптуре, что было характерно и для итальянского Возрождения. Здесь надо назвать скульпторов Ж. Гужона и Ж. Пилона.
В искусстве Нидерландов выделяются скульпторы: Клаус Слютер и его племянник Клаус де Верве. Их работы отличаются портретным сходством и эмоциональностью.
Если говорить об архитектуре северного возрождения, то в Нидерландах это, в основном, готика. Зато во Франции, которая гораздо теснее, чем северные страны взаимодействовала с Италией. В XV-XVI веках строились замки в долине реки Луары, которые до сих пор являются одной из главных достопримечательностей страны. Одним из прославленных архитекторов Франции был Филибер Делорм (XVI в). Он автор дворца Тюильри и замка Шенонсо в долине Луары. К строительству замка Шамбор, который находится неподалеку, как считается, имел отношение Леонардо да Винчи. Он в последние годы жизни жил во Франции по приглашению короля Филиппа I, большого поклонника итальянского Ренессанса.
Ян ван Эйк ( (1385 — 1441).
Ян ван Эйк (1385 — 1441) со своим братом Губертом первым стали писать масляными красками (а кто-то говорит, что они их просто усовершенствовали), и после приглушенных темперных красок их картины ошеломляли современников насыщенностью цветов, ювелирной проработкой деталей. На картине «Мадонна канцлера Ролена» изображена Богоматерь с младенцем — вполне в средневековых традициях царственная, отрешенная, с ног до головы закутанная в мантию. А напротив них — сам заказчик, Николас Ролен, канцлер при дворе герцога Филиппа Доброго. И это уже реальный портрет нового времени, мы видим человека умного, сильного, немного себе на уме, несмотря на его молитвенный вид.
Северяне не заботились о красоте лиц. А вот детали — каждая, как маленькая драгоценность, и наш взгляд от основных фигур перебегает на заросли роз и лилий, городской пейзаж, павлинов и галок, — все они прописаны с удивительной тщательностью, даже если предметы находятся далеко. Кстати, современники ван Эйка понимали, что галки — символ тщеславия, а павлины — гордыни.
Портрет супругов Арнольфини. По крайней мере, так принято думать. Джованни Арнольфини был богатым купцом. Справа его портрет кисти ван Эйка. Похож? Известно, что он был женат на Констанце Трента которая умерла через несколько лет после свадьбы. Так что когда писался портрет, ее уже не было в живых. Тогда кто эта женщина? Как и другие картины ван Эйка, этот портрет вызывает много вопросов.
Если же не думать о тайнах и просто смотреть на картину, то мы видим двух людей, каждый из которых погружен в свой мир. Они некрасивы, но так трогательно держатся за руки, так серьезны и торжественны, что хочется верить в любовь, которая их соединяет. А на задней стене зеркало и в нем отражается вся сцена, но с другой точки. И как ни мелко изображение, мы видим четко 4 людей, а еще религиозные сюжеты, расположенные на раме.
6 мая 1432 года в городе Гент в соборе святого Бавона был освящен Алтарь, одно из самых грандиозных произведений мировой живописи. Столько людей хотели увидеть это чудо ван Эйка, что решили держать его створки закрытыми и открывать лишь по праздникам.
А когда створки открывали, то были видны 12 досок, на которых изображены Адам и Ева, ангелы, Богоматерь и Иоанн Креститель, Бог. Самая большая часть Алтаря — «Поклонение Агнцу». Жертвенный Агнец был одним из символических изображений Христа, тоже принесенного в жертву ради спасения людей. А рядом цари, рыцари, пилигримы. Краски Ван Эйка и сегодня сохраняют свою яркость, а в XV веке, когда масляная живопись была новинкой, пятиметровый алтарь потрясал зрителей. Ван Эйк накладывал краски очень тонкими слоями, и когда они просвечивали друг через друга, казалось, краски светятся.
Но ни одно произведение искусства не претерпело столько приключений, как этот шедевр ван Эйка. Первыми убрали изображения Адама и Евы, потому что в отличие от итальянского Возрождения к обнаженной натуре на севере относились с предубеждением, и австрийский император Иосиф, увидев алтарь во время путешествия, приказал эти доски убрать. С этого начнется разворовывание или продажа отдельных частей алтаря. Частично или полностью его крали 13 раз. И сейчас одна из его досок находится в розыске с 1934 года.
Ад и рай Иеронима Босха (1450-1516).
В конце XV века в Европе в очередной раз ждали конца света. Находили тому множество подтверждений. Тема конца света, Царствия Божьего, где вечно будут благоденствовать праведники и ада, где после Страшного суда будут вечно мучиться грешники, найдет свое отражение и в литературе, и в живописи.
Пожалуй, самые жуткие и загадочные образы рая и ада создал нидерландский художник Иероним Босх. Он писал свои триптихи (произведения из 3 частей) в надежде заставить людей задуматься о греховности их жизни в преддверии Страшного Суда. Увы, никакие адские муки не могут отвлечь нас от тяги к наслаждению земными благами, желанию взять кусок побольше. Об этом и «Воз сена», где обыгрывается нидерландская пословица, которая говорит, что «мир – стог сена, и каждый берет из него то, что удается ухватить». Есть и старинная нидерландская песня, где поется, что Бог все хорошее сложил в одну кучу, чтоб все люди могли им пользоваться, а они стали растаскивать каждый себе.
В центре — жизнь людей, которые, как червячки, пожирают плоды, наслаждаются всеми возможными способами. Сегодня опять много говорят о том, что люди должны получать удовольствие, и все СМИ рассказывают о вкусной еде, красивых домах дорогой одежде, приучая людей к мысли о том, что именно так надо жить.
Босх так не считает, и вкладывает всю свою фантазию в создание жуткой картины ада, которая поражает даже нас, людей XXI века. А на современников художника, которые порой так эмоционально воспринимали проповеди священников о воздаянии за грехи, что падали в обморок, фантастические образы должны были действовать очень сильно.
Босх так не считает, и вкладывает всю свою фантазию в создание жуткой картины ада, которая поражает даже нас, людей XXI века. А на современников художника, которые порой так эмоционально воспринимали проповеди священников о воздаянии за грехи, что падали в обморок, фантастические образы должны были действовать очень сильно.
Тем более, что они куда лучше нас представляли их символическое значение. Вот эти полые дерево и яйцо — символы пьянства. Посмотрите, стволы дерева или ноги обуты в лодки. Качает его. А странное существо с клювом, по разным толкованиям, то ли дьявол, то ли безжалостное время.
Перевернутый стол, карты на полу. Эти грешники — картежники и прочие игроки. А вот почему в аду у Босха так много музыкальных инструментов? Предполагают, что музыка, даже церковная, тогда не приветствовалась. Ну уж это слишком. А вот что значит ухо, пронзенное ножом? Не нашла ответа. Может, муки сплетников?
Порой лица людей у Босха просто страшны. Таковы они ни картине «Несение креста». Почему художник изобразил их такими? Вспомним, они только что предали Христа, которого совсем недавно встречали, бросая под ноги его ослику пальмовые ветви. А теперь единодушно потребовали распять его. И ни в ком нет сочувствия к измученному человеку, который несет свой крест. Так душевная жестокость проступает на лицах.
Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569).
Питер Брейгель Старший или Мужицкий писал картины о том, как люди работают, причем всегда его симпатии именно на стороне трудящихся даже если это вразрез с общепринятыми взглядами. Скажем, в Библии Вавилонская башня — символ людской гордыни: надо же, люди решили добраться до Бога. А Брейгель с особой тщательностью рисует те приспособления, которые люди придумали, чтоб построить такую громаду.
Художник создал цикл «Времена года» о годовом цикле трудов людей. Никто не знает, сколько картин написал художник. Сегодня их известно 6. Художник подробно показывает, чем занимаются люди осенью или в разгар уборки урожая.
Но Брейгель не бытописатель. Его картины — притчи о человеческой жизни. Не зря в картине Тарковского «Солярис» «Охотники на снегу» — образ земной жизни, который может быть понят внеземным разумом. Для художника человек и природа — равнозначные величины. Люди- часть природы, которую он пишет с необычайной тщательностью, даже если предметы находятся очень далеко.
На картине «Слепые» изображена вереница несчастных калек, каких много во времена войн и эпидемий скиталось по дорогам Европы.
Художник изобразил их с беспощадным натурализмом. Но одновременно это обращение к евангельской притче, где Христос спрашивает: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». В Евангелии слепота — отсутствие веры. Но и вне религии тут есть о чем задуматься. Стоит ли бездумно полагаться на чужие суждения? Вообще Брейгель жил в трудное время реформации, религиозных войн. Испанцы жестоко расправлялись с его земляками — протестантами. Порой, чтоб рассказать о трагедии народа. надо было прибегать к иносказаниям. Есть у него картина» Избиение младенцев», евангельский сюжет. Но современники понимали, что это не посланцы Ирода, а испанские солдаты врываются в нидерландский городок. Когда разбирают картину «Две обезьяны», обычно пишут, что эти звери — символы греха и что художник писал об обуздании страстей. Но почему так грустно смотреть на их печальные глаза? Они пленники, закованные в цепи. А за окном — море, родина. Может, художник опять всех обманул и написал наперекор правилам о несвободе, трагедии Нидерландов? А вообще это одно из ранних произведений анималистического жанра. Да и был ли Брейгель таким уж суровым моралистом? О человеческих слабостях он говорит скорее с юмором, как на картине «Страна лентяев».
Великий немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер (1471-1528).
Альбрехт Дюрер, художник из немецкого города Нюрнберга был ближе других художников Северного возрождения к итальянскому искусству. И дело не только в том, что художник несколько раз бывал в Италии, знал с венецианских художников. Интерес к природе Дюрера заставляет вспомнить Леонардо, да и по разнообразию интересов он напоминает гениев итальянского Возрождения. Среди его акварелей удивительные по точности и тонкости зарисовки с натуры: «Заяц», «Кусок дерна».
Дюрер написал 13 автопортретов, первый в 13 лет. На некоторых он молод и красив, не других измучен болезнью. Наверное, для него автопортреты были способом познать себя. Один он написал в 1500 году, когда ждали конца света. Говорят, когда его старый отец увидел эту картину, он посчитал, что это Христос, и лишь приглядевшись, узнал своего сына. Он писал автопортрет даже когда был очень болен, желтое пятно — место, где он чувствует сильную боль. Так он пытался рассказать врачу о своей болезни. Самый известный автопортрет 1497 года, он написал его в 26 лет, вернувшись из своей второй поездки в Италию. Дюрер здесь одет нарядно, так одеваться было не принято среди немецких мастеров живописи. Белые кожаные перчатки, тоже привезенные из Италии, тонкая шелковая рубаха, своего рода вызов: он теперь чувствует себя не ремесленником, но творцом.
Дюрер был не только великим живописцем, но и графиком. Он жил в эпоху больших перемен. В 1455 году Иоганн Гутенберг напечатал первую Библию. Началась эра книгопечатания. Одновременно появилась потребность в иллюстрациях для печатных книг. Искусство гравюры стало очень востребованным, и Дюрер получал очень много заказов на гравюры по дереву и меди. Мартин Лютер, обнародовавший в 1517 году свои 95 тезисов, призвал, среди прочего, к изданию религиозных книг не на устаревшей латыни, а на современных языках. Поэтому Библию перевели на немецкий, и Дюрер был среди ее первых иллюстраторов. Известны его гравюры к «Апокалипсису», книги, которой завершается Евангелие. Он еще называется «Откровения Иоанна Богослова». Это загадочное пророчество опять же о конце света. Одна из гравюр к этой книге — «4 всадника Апокалипсиса». Вот что написано в Евангелии:
Гравюру «Носорог» он сделал по описанию, никогда его не видя. И потом долго об этих животных имели представление по его работе.
На картине «4 апостола» он изобразил людей с разными темпераментами: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Среди живописных работ Дюрера — «Адам и Ева». Никто из художников Северного возрождения не владел так анатомией, как Дюрер, побывавший не один раз в Италии, где видел работы античных мастеров и художников итальянского Ренессанса. Это первое изображение обнаженных людей в немецкой живописи.
Больше картин и гравюр Дюрера можно увидеть в презентации. Посмотреть и скачать презентацию можно по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1ERpQVf0ORW7fRKWXWyJ6GIt0j0l6SBrc/view?usp=sharing
Вопросы для учеников художественной школы
Северное Возрождение
Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающее — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология разделяет немецкое, нидерландское, французское, испанское, английское, польское Возрождение и др.
Содержание
Отличие от итальянского Возрождения
Духовное пробуждение Европы, которое началось в к. XII века, было следствием подъема средневековой городской культуры и выразилось в новых формах деятельности — интеллектуальной и культурной. В частности — расцвет схоластической науки, пробуждение интереса к античности, проявление самосознания личности в религиозной и светской сфере, в искусстве — готический стиль.
Этот процесс духовного пробуждения шел двумя путями (из-за социально-экономических, национальных и культурных особенностей):
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.
Периоды
Истоки: в числе прочих придворное искусство Бургундии. Истоки и первые этапы носят название Ars nova.
Представители
Наиболее выдающиеся образцы искусства Северного Возрождения представлены фламандо-голландской и немецкой живописью
В Нидерландах и Фландрии это, прежде всего, Ян ван Эйк, Хуберт ван Эйк, Робер Кампен, Гуго ван дер Гус, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг. Мастера «второго эшелона» — Гертген тот Синт Янс, Квентин Массейс и Бернар ван Орлей. Образцы более позднего периода — творчество Босха и Брейгеля, а также Иоахима Патинира, Адриана Изенбранта, Яна Провоста, Яна ван Скорела.
В Швейцарии — Ганс Гольбейн (Базельского периода, 1515—1532),Никлаус Мануэль Дёйч, Ханс Леу младший, Ханс Фриз и Урс Граф.
Литература
Kemperdick, S. The Early Portrait from the collection of the Prince of Liechtenstein and the Kunstmuseum Basel. Munich-Berlin-London-New York, 2006.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Северное Возрождение» в других словарях:
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ — принятое в современной искусствоведческой науке обозначение периода в культурном и идейном развитии стран, лежащих к северу от Италии (главным образом Нидерландов, Германии и Франции 1 й трети 15 16 вв.; для отдельных стран существует собственная … Большой Энциклопедический словарь
Северное Возрождение — принятое в современной искусствоведческой науке обозначение периода в культурном и идейном развитии стран, лежащих к северу от Италии (главным образом Нидерландов, Германии и Франции первой трети XV XVI вв.; для отдельных стран существует… … Энциклопедический словарь
Северное Возрождение — см. Возрождение Северное. (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) … Художественная энциклопедия
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) — ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13 16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Роль искусства Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории… … Энциклопедический словарь
Возрождение — Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты антифеодальной в своей основе… … Художественная энциклопедия
Возрождение — Запрос «Возрождение» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Ренессанс» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия
Возрождение Северное — культура европейских стран, расположенных к северу от Альп (Нидерланды, Германия, Франция; отчасти – Англия и Испания), где в 15–16 вв. произошёл расцвет изобразительных искусств и архитектуры во многом под влиянием Италии. Эти страны не обладали … Художественная энциклопедия
Возрождение (значения) — Возрождение: Содержание 1 История 2 Населенные пункты 2.1 Белоруссия 2.2 Россия … Википедия
Ленинское Возрождение — Хутор Ленинское Возрождение Страна РоссияРоссия … Википедия
Юго-Северное сельское поселение — Герб Флаг (описание) … Википедия