Что такое сиблинги у людей
Вы могли встретиться с таким понятием, изучая психологическую или антропологическую литературу. Возникает вопрос: кто такие сиблинги? Ответ на него чрезвычайно прост: под термином подразумеваются братья и сестры. В статье мы разберем, почему он был введен, какие сиблинги бывают, как строятся между ними отношения в семье, какие конфликты возможны.
Что такое сиблинги?
Слово произошло от англ. siblings. Это братья и сестры, дети от одних родителей, родственники второй степени родства. Термин широко распространен в этнологии, психологии, социальной антропологии и иных науках, изучающих общество, человека, отношения между людьми.
Теперь вы знаете, кто такие сиблинги. Но зачем вводится такой термин? В основном, чтобы не уточнять пол братьев и сестер индивида.
Применение термина в науке
Что такое сиблинговая система? Имеется ввиду система отношений между братьями и сестрами в какой-либо семье.
Подобный термин имеет место быть и в генетике. Так называются потомки одной пары родителей как человека, так и животного. Однако здесь их чаще называют сибсами.
Какими они могут быть?
Формирование характера
Но это не значит, что сиблинги не влияют на личности друг друга. Для братьев и сестер близкого возраста часто бывает характерна дезидентификация. Сиблинги стараются быть непохожими друг на друга, сознательно или неосознанно. Они развивают собственную идентичность, различные черты характера, выбирают различные хобби и увлечения. К примеру, если старшая сестра увлечена музыкой, то младший брат будет стараться найти себя в совершенной иной сфере. Скажем, в спорте.
То же самое и о чертах характера. Если один ребенок любит спокойный образ жизни, домашнее времяпровождение, то второй растет сорвиголовой, любителем приключений. И любопытный факт. Дезидентификация между старшими и младшими детьми характерна для семей, где два ребенка. В многодетных семействах она наблюдается между сиблингами одного пола.
Коррекция вкусовых привычек
Несмотря на такое явление, как дезидентификация, братьям и сестрам примерно одного возраста свойственно копировать образ жизни, вкусовые привычки друг друга.
Например, экономистами из университета Дьюка было обнаружено, что в семьях, где старший брат или сестра страдают ожирением, риск располнеть у младшего ребенка увеличивается в 5 раз. При этом не имеет значения, есть ли какие-то отклонения веса у родителей. Это подтверждает факт, что сиблингам свойственно копировать вкусовые привычки друг друга.
Но имеет значение и разница в возрасте. Можно взять в пример тот же анализ проблемы излишнего веса у детей. В ходе исследований рабочей группы Университета штата Мичиган (США) во главе с профессором, педиатром Джулией Люминг был выяснен любопытный факт. Если у ребенка до достижения им 5-ти лет появился сиблинг, то это снижает в несколько раз шанс, что у него будут проблемы с лишним весом. Объяснение простое: дети одного возраста растут друг с другом более подвижными, так как у них 24 часа в сутки есть товарищ для игр.
Первые друзья и учителя
Отлично ладящие братья и сестры»делятся» своими друзьями и знакомыми, формируют общие компании. А наличие понимающего, эмоционально восприимчивого брата или сестры способствует формированию когнитивных способностей.
Канадскими психологами вместе с тем проведено интересное исследование в феврале 2014 года (результаты опубликованы в журнале Pediatrics). Было выяснено, что у детей в многодетных семьях гораздо более низкий словарный запас, нежели чем у сверстников. Объясняется это просто: родители физически не успевают растолковать каждое новое слово ребенку, отвечать на все его вопросы. Но если при этом в многодетной семье были когнитивно чувствительные братья и сестры, ситуация изменялась в лучшую сторону. Сиблинги занимались с младшими «почемучками», учили их новым словам.
Спасение брака
Удивительная статистика: мужчины и женщины, родившиеся в больших семьях, меньше разводятся. Тому подтверждение: грандиозное исследование ученых Университета штата Огайо, которое длилось 40 лет. Исследователи выявили конкретные цифры: каждый сиблинг увеличивает вероятность сохранения брака на 2 %.
Психологами такой интересный факт объясняется просто: когда в семье несколько детей, они с ранних лет учатся находить общий язык друг с другом, что делает их более гибкими и толерантными в будущих собственных семейных отношениях.
Сиблинги делают вас счастливее
Негативные моменты.
Термин «сиблинг». Что это? Так в научном мире называют братьев и сестер. Но не секрет, что отношения между ними не всегда благополучно. Нередко и неприятие сиблинга, доходящее порой до открытой вражды.
Поэтому психологи советуют обратить внимание родителей на следующие моменты:
Сиблинг: причины конфликтов, особенности воспитания
Сиблингами в психологии называют братьев и сестер, которые имеют общих родителей. Воспитание в одинаковых условиях делает взаимоотношения сиблингов особенными. Рассмотрим подробнее, что именно влияет на формирование личности каждого из них и с какими проблемами могут столкнуться родители.
Что такое сиблинги у людей
Новые понятия все чаще входят в нашу жизнь, и все больше людей задаются вопросом: что такое сиблинги? Такое название было заимствовано из английского языка «siblings». Кто же такие сиблинги?
Сиблинги – это дети одних родителей, т.е. сиблингами можно назвать братьев и сестер. В случае, когда дети имеют лишь одного общего родителя, применяется термин «полусиблинги».
Понятие получило широкое распространение в психологии, потому что оно позволяет не уточнять пол сиблинга или порядок его рождения (например, учитывается у восточных народов).
Немного истории
В психологию понятие «сиблинги» ввели Фрэнсис Гальтон и Альфред Адлер в XIX веке.
Ф. Гальтон в своем труде «Английские люди науки: их природа и воспитание» отметил, что большая часть выдающихся людей, получивших Нобелевскую премию, являются первыми детьми в семьях. Это позволило ему предположить, что:
А вот А. Адлер сделал несколько выводов, связанных с порядком рождения сиблингов:
К настоящему времени все эти выводы не раз проверялись различными исследованиями. Но однозначных результатов о том, что порядок рождения оказывает определенное психологическое влияние на ребенка, получено не было. Чтобы делать такие выводы, необходимо учитывать еще группу факторов, таких как: размер семьи, социальный статус ее членов, разница в возрасте сиблингов, темперамент, методы воспитания и др.
Поведение ребенка при рождении брата или сестры
Новый ребенок в семье всегда становится для первого стрессом, особенно это касается детей в возрасте от 3 до 5 лет. Часто можно наблюдать, как меняется его поведение: сопровождается агрессией или начинается регрессивный период в развитии. Например, трехлетний ребенок, отвыкший от соски, может начать снова ее требовать или отказываться говорить уже выученные слова и фразы.
Таким способом старшие дети пытаются показать родителям, что они нуждаются в большей любви, ласке и внимании к себе.
Специалисты рекомендуют в это время не напоминать малышу, что он уже большой, и не требовать от него соответствующего поведения. Эмоциональное состояние ребенка само придет в норму тогда, когда он привыкнет к братику или сестричке и своей новой роли.
Если же негативные последствия не проходят в течение 2-3 месяцев, то родителям рекомендуется обратиться за помощью к детскому психологу или педиатру. Особенно важно принять такие меры, если старший ребенок пытается нанести вред младшему.
Отношения сиблингов
Есть несколько уязвимых моментов в отношениях сиблингов, на которые родители должны обращать особое внимание. Рассмотрим каждый из них.
Разница в возрасте
От того, насколько большая разница в возрасте у детей сиблингов, зависит насколько близкими и дружественными будут их отношения.
Если разница составляет менее 3-4 лет, то детям придется соперничать друг с другом за родительское внимание и заботу, ведь даже старший ребенок еще сильно зависит от взрослого.
Кроме того, первенцу всегда тяжело потерять свой статус лидера и «монарха, потерявшего престол», по словам А. Адлера. Особенно остро это проявляется между сиблингами одного пола.
Современные родители все больше задумываются над этим вопросом и пытаются запланировать рождение младших детей так, чтобы избежать негатива и зависти. Считается, что идеальная разница – 4-5 лет, когда кризис 3 лет прошел, а кризис 7 лет еще не начался. Именно в этом возрасте малыш уже более самостоятелен и готов вести разговор со взрослыми.
Вмешательство взрослых
Вмешательство родителей в отношения своих детей – это сложный и деликатный вопрос, подходить к которому нужно в индивидуальном порядке.
Главное, что должны усвоить мама и папа — в большинстве случаев любое участие в спорах между детьми приведет только к еще большему конфликту сиблингов. Тем более, что они подходят к решению с позиции взрослых, а даже подростки еще не всегда умеют улаживать конфликты по-взрослому.
Конфликты сиблингов
Часто отношения сиблингов складываются непросто. Дети могут ссориться и ругаться по самым незначительным поводам. Родителям необходимо научиться сглаживать все острые углы, чтобы разрядить обстановку. Для этого нужно знать, какие причины вызывают такое поведение.
Можно выделить несколько факторов, которые обычно влияют на возникновение конфликтов между сиблингами:
Чего не следует делать родителю в случае сиблингового конфликта
Есть ряд ситуаций, которых взрослые должны избегать, чтобы не провоцировать еще больший конфликт.
Родители не должны:
Воспитание сиблингов
Родители должны подходить к воспитанию сиблингов с большой серьезностью, ведь именно от их поведения и позиции зависит, как сложатся отношения детей.
Рассмотрим, на какие воспитательные моменты рекомендуют обратить внимание психологи.
Соперничество сиблингов
Отношения между сиблингами часто не простые, ведь им приходится соперничать друг с другом. Особенно часто это явление возникает у однополых или близких по возрасту детей. Такое поведение не означает, что они не любят своих братьев и сестер, сиблингам просто трудно усвоить правила семьи и оценить свое поведение.
Поводом для соперничества также может служить ревность. Каждый ребенок занимает свою позицию в семье, но всеми силами пытается показать, как он отличается от остальных сиблингов. Родители пытаются разделить свое внимание поровну между всеми детьми, но каждый из них хочет получить чуть больше, чем другие.
Все это и провоцирует ревность. Случается, что она не проходит и во взрослом возрасте, и отношения сиблингов всю жизнь носят сопернический и отдаленный характер.
Мой опыт работы с сиблингами в школе
Сиблинги, которые учатся вместе в одном классе, — не самое частое явление. Сложность работы с такими детьми зависит, прежде всего, от их воспитания и характера.
Если оба или один из братьев или сестер растут капризными, требовательными и не приученными уважать взрослых, то они могут вести себя в школе так же как дома. Учителю придется решать спорные ситуации, когда у одного из сиблингов лучше раздаточный материал, место за партой или порция в столовой.
Особое внимание стоит обратить на сиблингов, которые соперничают даже тогда, когда сталкиваются с общими трудностями, например, не могут наладить контакт с одноклассниками. Об этом нужно обязательно сообщить родителям и психологу. При необходимости он проведет диагностику привязанности сиблингов и проанализирует их межличностные отношения.
В остальных же случаях стоит предоставить детям возможность самим решать свои проблемы. Если острых ситуаций в семье не возникает или они сразу решаются, то и в школе сиблинги свое соперничество не проявляют.
Заключение
Какими бы сложными не были отношения между сиблингами, каждый из них оказывает на другого огромное влияние. От их взаимодействия и умения решать конфликты зависит становление личности и взаимодействие с окружающими в дальнейшей жизни. Поэтому стоит приложить всевозможные усилия, чтобы братья и сестры дружили и поддерживали друг друга во всем.
Причины конфликтов и особенности воспитания сиблингов
Сиблинги — это дети, у которых общими являются и мать, и отец. Воспитываясь в одной семье, братья и сёстры формируют особые отношения.
Что влияет на становление личности каждого ребёнка, и какие трудности в их взаимодействии могут наблюдаться? Рассмотрим в данном материале.
Как ведут себя дети при рождении брата или сестры?
Ещё один ребёнок — это всегда стресс для старшего. Особенно остро реагируют сиблинги возрастом 3-5 лет.
Нередко появление младшего члена семьи сопровождается агрессивным поведением, умственным регрессом, заметным, но обратимым. К примеру, ребёнок, давно отвыкший от соски, требует её снова, не хочет воспроизводить слова или фразы, которые уже знает.
Такие проявления вызваны стремлением старшего обратить на себя внимание родителей, показать, что он тоже нуждается в ласке, заботе и любви. В желании избавить сына или дочь от негативных последствий стресса не следует говорить ребёнку, что он старший, большой, не настаивать на соответствующем возрасту поведении. Психоэмоциональное состояние малыша нормализуется, когда он привыкнет к младшему сиблингу.
Если по истечении 2-3 месяцев «симптомы» не исчезают, желательно обратиться к педиатру или детскому психологу. Это критически необходимо, если старший ребёнок пробует навредить новорожденному.
Отношения детей
Во взаимодействии сиблингов есть несколько «Ахиллесовых пят». Родителям следует внимательно отнестись к каждой из них.
Разница в возрасте
Характер отношений сиблингов во многом зависит от того, сколько лет их разделяет.
При разнице до 3-4 лет наблюдается тенденция к соперничеству. Поскольку старший ребёнок всё ещё остро нуждается во внимании взрослого, дети активно конкурируют за любовь и заботу родителей. Также на старшего оказывает большое влияние страх, связанный с потерей статуса единственного ребёнка, к которому он привык. По утверждению Альфреда Адлера, изучавшего поведение сиблингов, это особенно актуально для семей с однополыми детьми.
Современные родители довольно часто задумываются, как решить эту проблему. Они стараются запланировать появление младшего таким образом, чтобы разница между детьми составила 4-5 лет. Такой подход обеспечивает золотую середину между кризисами 3 и 7 лет. В обозначенный период старший сиблинг становится более самостоятельным и в большинстве случаев с готовностью идёт на диалог с родителями.
Вмешательство взрослых в конфликтные ситуации
Вовлечение родителей в детские конфликты — деликатный вопрос, ответ на который индивидуален в каждом конкретном случае.
Нередко участие взрослых в спорной ситуации приводит к её усугублению. Некоторые родители хотят, чтобы дети разрешили конфликт по-взрослому, не принимая во внимание особенности возрастной психологии. В случае с малышами такой подход может оказаться неэффективным, ведь даже подростки далеко не всегда приходят к решению проблемы путём, очевидным для мамы и папы.
Подробнее о конфликтах и их причинах
Часто между сиблингами складываются непростые отношения. Дети могут ссориться из-за самых незначительных мелочей. Чтобы своевременно разряжать обстановку, родителям следует научиться аккуратно сглаживать острые углы. В этом им поможет знание причин, провоцирующих конфликты. Среди факторов, обуславливающих конфликтные ситуации:
Сиблинговый конфликт: возможные действия родителей
Существует несколько моделей, вовлечение или невмешательство взрослых в которые провоцирует усугубление конфликта.
Родителям категорически не рекомендуется принимать сторону кого-либо из детей. Также не следует во всеуслышание оценивать поведение ребёнка: «Ты поступаешь плохо».
Мелкие ссоры неизбежны, а потому лучше не реагировать на них слишком.
Ни в коем случае нельзя игнорировать проявления физического или психологического насилия между детьми.
Одна из грубейших ошибок — не позволять каждому из сиблингов высказать свою точку зрения. Также не поспособствует нивелированию конфликта регулярно проговариваемое «Вот вы вырастете и обязательно подружитесь».
Чтобы не провоцировать ещё большей враждебности между сиблингами, не следует обсуждать их конфликты с посторонними, тем более в присутствии детей.
Советы по воспитанию сиблингов
Отношения сиблингов формируются и под влиянием позиции, которую занимают родители. Психологи рекомендуют:
Сколь бы сложными ни были отношения между братьями и сёстрами, дети активно влияют друг на друга. От того, как они научатся справляться с конфликтами, зависит не только микроклимат в семье, но и характер взаимодействия с людьми вне её.
Поэтому родителям следует подойти к воспитанию сиблингов максимально ответственно. Не принуждать их к дружбе, но поощрять хорошие отношения разумной позицией. И в воспитании детей большое значение имеет умение родителей управлять своими эмоциями. Чтобы его развить, следует пройти курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
Сиблинги: как братья и сестры влияют на нашу жизнь
Неважно, как вы близки сейчас, до одиннадцати лет вы проводили вместе примерно треть жизни и участвовали в формировании личности друг друга. Исследования подтверждают влияние сиблингов на шесть аспектов жизни человека. В том числе они могут быть ответственны за лишний вес и депрессию.
1. Они формируют ваш характер
Широко распространено убеждение, что порядок рождения влияет на личность: первенцы, скажем, быстрее взрослеют и чаще становятся лидерами, а младшие — всеобщие любимчики и баловни семьи. Но эти теории не подкреплены наукой. Исследователи пока не смогли найти какие-то особенности характера, четко соответствующие порядку рождения.
С другой стороны, существуют доказательства того, что вы и ваш сиблинг можете влиять друг на друга. Психологами описан феномен «дезидентификации» — это когда сиблинги (обычно близкие по возрасту) осознанно или бессознательно стремятся не быть похожими друг на друга, создают каждый свою собственную, отдельную идентичность. Это проявляется в развитии каждым из братьев и сестер своих определенных способностей и черт характера, в увлечении чем-то особенным.
Например, если ваша старшая сестра делает большие успехи в спорте, вы, вполне вероятно, сконцентрируетесь на интеллектуальных занятиях. Если ваш брат — домосед и тихоня, вы, возможно, предпримете усилия, чтобы стать более компанейским и общительным. Такое «разделение труда» чаще происходит в семьях с двумя детьми, а в многодетных семьях — между сиблингами одного пола.
2. Они корректируют вкусовые привычки
Хорошо известно, что ожирение может передаваться по наследству, но исследования говорят о том, что братья и сестры играют по-своему важную роль в формировании нашей комплекции.
Об этом
«Растим братьев и сестер. Книга для хорошей семьи»
Существует ли оптимальная разница в возрасте между детьми? Как избежать ревности и соперничества? В чем специфика поведения старших, средних и младших детей?
3. Они ваши первые учителя
Братья и сестры помогают друг другу ориентироваться в разных социальных ситуациях. Начнем с того, что их ежедневное общение — это отличная практика понимания мыслей и чувств другого человека. Прочные связи между сиблингами помогают им успешно общаться со своими сверстниками в школе.
А наличие брата у девочки или наоборот, сестры у мальчика дает больше возможностей для знакомства и романтических встреч со сверстниками противоположного пола. В теперь уже классическом исследовании известного психолога Уильяма Икеса, проведенном в 1983 году, было установлено: студенты колледжа, которые имели сиблинга другого пола, быстрее и легче завязывали разговор с потенциальным романтическим партнером. За свои успехи им, безусловно, стоит благодарить своего старшего брата или сестру.
И, между прочим, наличие восприимчивого, понимающего брата или сестры способствует и формированию когнитивных способностей. Исследование канадских психологов, опубликованное в журнале Pediatrics в феврале 2014 года, с одной стороны, подтвердило известный факт: у детей в больших семьях, как правило, низкий словарный запас (возможно, потому что у родителей остается меньше времени на общение с каждым ребенком в отдельности).
Однако выяснилось, что это не относится к тем детям, кому повезло иметь «когнитивно чувствительных» старших братьев и сестер, готовых упрощать свою речь и разъяснять непонятные слова младшим.
Глубинная юнгианская психотерапия
тел. / whatsApp
+7(916)24З-95-0З
Генри Абрамович
Говорят, нет на свете еврейского Эдипа.
Недостаточное внимание к теме сиблингов со стороны глубинной психологии.
Учитывая, что братья и сестры представляют собой фундаментальный аспект человеческого существования, я должен отметить факт пренебрежения этими образами в глубинной психологии. В первой главе я хочу изложить свои мысли о причинах такого избегания темы, а в следующей – перейти к обсуждению архетипа сиблингов.
Раннее разделение сиблингов
Тема братьев и сестер имеет столь высокое значение для человеческого опыта, и недостаточное внимание к ней со стороны глубинной психологии, что поистине достойно удивления. Я подозреваю, что одной из основных причин этого факта является присущее западному обществу заложенное изначально ожидание первичного разделения сиблингов. Чарльз Нуколлс антрополог, изучавший деревенскую культуру в Южной Индии, писал: «От сиблингов в европейском и американском культурном контексте ожидается, что они уйдут из дому и будут жить отдельно. Предполагается, что важные решения об экономической и социальной жизни будут обсуждаться в первую очередь с родителями, супругами, друзьями или коллегами, но не с братьями и сестрами.» Он отметил, что западное безразличие к сиблинговым отношениям воспринимается его индийскими информаторами как нечто из ряда вон выходящее. Жители Южной Азии часто расспрашивают своих посетителей об их братьях или сестрах и, как правило, выражают сильное удивление, когда слышат ответ: «Я не знаю» или «Я не видел моего брата / сестру уже много лет». Китай с его политикой ограничения рождаемости до одного ребенка, является первым обществом, сознательно создающим мир без братьев и сестер, состоящим из одних «маленьких императоров». Я подозреваю, что истинная глубинная психология сиблингов сможет появиться не на Западе, лишенном развитой культуры братьев и сестер, а в развивающихся странах, для которых сиблинговые отношения являются центральными.
Обусловленность порядка рождения
Сиблинговый опыт основателей глубинной психологии, возможно, повлиял на то, что их теория игнорирует важность братьев и сестер. И Фрейд, и Юнг были успешными, чувствующими себя в безопасности первенцами, которые были относительно равнодушны как в отношениях со своими братьями и сестрами, так и к родственным вопросам, в целом. Их теории отражают предвзятость, происходящую от порядка рождения. Фрейд, любимый первенец своей матери, писал: «человек, который был бесспорным любимцем у матери, сохраняет на всю жизнь ощущение победителя, уверенность в успехе, которая часто и приводит к настоящему успеху.» У него, действительно, было много братьев и сестер, но «Первый Фрейд» получил очень специфическое воспитание. Он был единственным ребенком, обладающим своей собственной отдельной комнатой и лампой. Когда он жаловался, что фортепианные упражнения сестры отвлекают его от учебы, мать приказала удалить пианино. Не удивительно, что он интерпретировал образы сна о грызунах как навязчивое присутствие нежелательных младших братьев и сестер.
Тем не менее, Юнг, как и Фрейд, пережил сильную эмоциональную реакцию на рождение своей сестры, опыт, к которому он был совершенно не готов:
Рождение младшего сиблинга вызвали у Юнга чувства, которое он, возможно, никогда полностью не смог изучить. Сестра Юнга, «как будто прирожденная старая дева», никогда не выходила замуж, прожила жизнь с матерью. Незамужние сестры часто осуждены заботиться о стареющих родителях. Сестра Юнга не пережила операцию, казалось бы, вполне безопасную, и ее брат «был глубоко впечатлен», обнаружив, как «она заранее привела в порядок все свои дела, вплоть до последней детали.» Эти отношения с сестрой, возможно, способствовали его пониманию природы различных психологических типов.
В теории нет места для кого-либо еще
Другая причина, пренебрежительного отношения глубинной психологии к вопросу сиблингов – это возрастающая значимость Великой Матери и, в особенности, отношений между матерью и ребенком. Начиная с работ Юнга, психоаналитическая теория переставляет акцент с обеспокоенности Фрейда образом Отца и эдиповым треугольником на усиленное внимание к Матери. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в работах многих ученых. Важный вклад в ее укрепление внесли Рональд Фэйрберн, Мелани Кляйн, Дональд У. Винникотт, Эрих Нойманн, Майкл Фордхэм, Томас Огден, и многие другие. Каждый подчеркивает сложность этапа первичных отношений между матерью и ребенком и его критическое значение для психологического развития личности. Какими бы не были теоретические наработки, начиная с «развивающей среды» (Винникотт), «материнского симбиоза» (Малер), Великой Матери (Нойманн), «процесса де-интеграции» (Фордхэм), ощущения «базового доверия против недоверия» (Эриксон), или шизоидной (Фэрбэрн), параноидальной и депрессивной (Кляйн) или «прилегающей к аутизму » (Огден) позиции, в рамках этих теорий просто нет места для сиблингов. Поэтому они и не получили должного представительства в психической реальности. Они психологически отсутствует, по крайней мере, в теории.
В книге «Примитивный предел опыта» (The Primitive Edge of Experience) Томас Огден продемонстрировал в качестве иллюстрации клиническую историю двадцатитрехлетней выпускницы колледжа, у которой отношения с братом складывались, как если бы это был «просто еще один арендатор в пансионате.» Эта пациентка проходила курс лечения у Огдена, и все же, как ни странно, он никогда концептуально не отмечал ее отсутствие эмоциональной связи с ним в контексте переноса отношений с родным братом. Более того, он признался, что «часто забывал, что у пациентки был брат». Представьте, что аналитик забывает о том, что у пациента была мать! Когда терапевт делает записи о порядке рождения или динамики сиблингов, ему не хватает теории, определяющей роль, которую братья и сестры могут играть в психической жизни.
Винникотт по праву считается одним из самых плодотворных мыслителей, но он, кажется, не может думать о сиблингах, даже когда Пигля настаивает на том, чтобы ее называли по имени ее младшей сестры. По прошествии времени, нам представляется, что Сюзанна, вероятно, сыграла для Пигли роль «теневого сиблинга». Теневой сиблинг получает проекцию всего, что является нежелательным или неприемлемым для самого человека. Ему и завидуют и ненавидят за те же самые качества.
В другом месте, Винникотт действительно обращал внимание на то, как рождение младшего брата или сестры может дать ребенку старшего возраста возможность получить опыт, с помощью которого ненависть к сиблингу может со временем будет преобразована в братскую любовь (а также в понимание того, что родители по-прежнему любят друг друга). Это вполне может быть правдой, но обратите внимание, что Винникотт концептуализирует опыт сиблинга исключительно с точки зрения первенца.
Такое превращение ненависти в любовь, кажется, безусловно, относится и к Пигле-Габриели, чья мать написала в конце лечения: «Габриель очень близка к Сюзанне, держит ее на ручках с большой осторожностью, обхаживает ее, часто бывает посредником между ней и нами. Мы поражены тем, насколько часто она переубеждает ее, отвлекая внимание какой-то выдумкой, а не путем прямого нападения. Хотя иногда она взрывается и беспомощно поддается ревности, а Сюзанна не может ничего понять. На днях, в разгар ожесточенной борьбы, она вдруг поцеловала Сюзанну и сказала: «Но ты мне все равно нравишься.» У Сюзанны совсем другие реакции: она то и дело смотрит на Габриель, горячо и беспощадно стремясь уничтожить ее превосходство».
Когда внутренняя ситуация не является сознательной, снаружи она кажется перстом судьбы. К.Г. Юнг
Юнг о братьях и сестрах
Юнг действительно понимал психологическую важность архетипов братьев и сестер. В «Ответе Иову» (AnswertoJob), он писал: «У Яхве был один хороший сын и один неудачный. Каин и Авель, Иаков и Исав, соответствуют этим прототипам, и так, во все времена и во всех частях мира, существует мотив враждебных братьев, которые в бесчисленных современных вариантах до сих пор вызывают разногласия в современных семьях и доставляют работу психотерапевту».
Глава 2 Архетип сиблинга: континуум сотрудничества-соревнования
Типология отношений между сиблингами
Сплавленные близнецы: «Мы – как единое целое, мы одинаковые. Между нами нет никакой разницы».
Размытое слияние: «Я не уверен, кто я. Может быть, я могу быть таким, как ты».
Поклонение идеальному герою: «Я так тобой восхищаюсь, что я хочу стать таким, как ты».
Взаимозависимость, преданное принятие: «Мы с тобой похожи во многих отношениях. Мы всегда должны и заботиться друг о друге, несмотря на наши различия «.
Динамическая независимость, конструктивная диалектика: «Мы похожи, но разные. Это является сложной задачей и создает возможности роста для нас обоих».
Враждебная зависимость, деструктивная диалектика: «Мы во многом отличаемся. Мы не особо похожи друг на друга, но мы нужны друг другу в любом случае».
Жесткая дифференцированность, поляризованный отказ: «Ты так отличаешься от меня. Я не хочу зависеть от тебя и я никогда не хочу стать таким, как ты».
Современный израильский автор Бенджамин Таммуз описывает крайний случай теневого брата, иллюстрирующий сплавленных близнецов: Я всегда хотел всего того же, что и мой брат, и всю мою жизнь я ему завидовал и пытался ему подражать. Существовал ли я вообще? Возможно ли, что я был всего лишь мечтой о моем брате?
Ранние отношения Льва Толстого с его братом, Сергеем могут служить примером размытого слияния. Толстой писал: «Я копировал его. Я любил его. Я хотел быть им.»
Наши семьи как дома; вы получаете комнату, которая еще не занята.
Семейные ниши, поляризованная идентичность и развенчание.
На мой взгляд, наиболее убедительный ответ на этот вопрос вытекает из работы Франка Сэллоуэя «Рожденные бунтовать: порядок рождения, семейная динамика и творческая жизнь» (Frank Sulloway’s BorntoRebel: BirthOrder, FamilyDynamicsandCreativeLives). Сэллоуэй объясняет поразительные различия между братьями и сестрами, используя аналогию с экологическими нишами в эволюционной биологии, например, подобно зябликам у Дарвина.
Братья и сестры одновременно живут и не живут в одной семье. Первенец в семье имеет возможность выбрать любую нишу и большинство из них выбирают нишу, типичную для первенцев. Второй ребенок входит в семью, когда, по крайней мере, одна ниша уже занята, и он должен искать другую доступную нишу. Если ниша первенца занята, ему придется искать в другом месте. Если по причинам темперамента, инвалидности или болезни, старший сиблинг не занимает нишу первенца, эта ниша становится доступной тому, кто родился позже, который теперь может развивать «командные» характеристики типичного первенца. Отношения между сиблингами будут в значительной степени определяться относительным положением оккупированных ниш в семейной системе. Каждый брат также получает различный набор родителей, которые отличаются по возрасту, опыту, богатству или счастью в момент рождения каждого ребенка. Перефразируя Гераклита: «Вы никогда не можете войти дважды в одну и ту же семью.»
Когда ниши являются взаимоисключающими, каждый сиблинг, разрабатывает «поляризованную идентичность» к другому. Если один плохой, то другой будет хороший; если одна сестра считается красивой, то другая станет прилежной, возможно, чтобы скрыть тот факт, что она чувствует себя некрасивой; если он любимец у матери, то другой будет любимцем отца или ничьим любимцем. Каждый сиблинг формируется в тени другого: личность одного становится негативной идентичностью другого. Бессознательно такое поляризованное тождество принимает вид: «Я не то, что ты есть». Поляризация будет самой экстремальный для «братьев и сестер с высоким уровнем доступа», аналогичных по возрасту и полу, которые имеют наибольшую потребность дифференцироваться друг от друга.
Ниша первенцев размещает их ближе к родительским ценностям, к тому чтобы воплотить и проводить родительские ожидания и, следовательно, к более высоким достижениям. Сэллоуэй объясняет, почему первенцы, более вероятно, проявляют гнев и мстительность:
Поскольку они отождествляются с установленным порядком, первенцы, как правило, более консервативны, более склонны утверждать свою власть, и менее открыты для новых впечатлений. Младшие дети приходят в семью с другими детьми, и поэтому, как правило, имеют лучшие социальные и межличностные навыки. Они более открыты для опыта, путешествий, новых идей и революционных идеологий, которые подразумевают свержение установленного порядка. Младшие дети могут позволить себе роскошь не взрослеть, когда рождается другой ребенок. В то же время, существует опасность того, что они никогда не будут взрослеть или не преодолеют свою идентичность как «ребенка» в глазах старших братьев и сестер.
В отличие от Сэллоуэя, Альфред Адлер утверждал, что при определенных условиях младший ребенок с сильным стремлением к власти, способный проявить себя, может оказаться самым успешным сиблингом. Такие младшие сверхуспевающие дети могут добиться успеха только тогда, когда ниша первенца, традиционно ориентированная на достижения, не достаточно хорошо занята, как это было в случае самого успешного «младшего брата» в Писании царя Давида. Прелюдия к его знаменитой битве с Голиафом (I Царств 17:12-58) предоставляет классический обмен динамики между старшим и младшим братьями. Илия, первенец, неожиданно видит Давида на поле боя и говорит: «Зачем ты пришел сюда? Он сказал. «На чье попечение ты оставил тех немногих овец там в пустыне? Я знаю твою дерзость и твое злое сердце; Ты пришел посмотреть на сражение. «Давид ответил: «Что я сделал? Я даже говорить не имею права? «(I Sam 17:28-9, JB).
Старший брат властный и унижает другого, в то время как младший борется за признание и статус. В библейской сиблинговой психологии, один из центральных конфликтов возникает между фиксированной иерархией сиблингов («Я первый и не забывай об этом!») и гибким сиблинговым равенством («Мы, братья и сестры все равны и мы вместе»). В целом, первенцы получают наибольшую отдачу от иерархии; позже рожденные склонны настаивать на сиблинговом равенстве, или даже свергнуть установленный порядок в семье. Худшие случаи сиблингового насилия возникают вокруг конфликта между иерархией и равенством родных братьев. Если равенство не будет достигнуто, проблема может стать неразрешимой. Хорошим примером является исследование Сэллоуэем биографий пионеров от науки, которое показало, что первенцы, такие как Ньютон и Лейбниц, горько и бесконечно боролись за приоритет, в то время как более поздние дети, такие как Дарвин и Уоллес, почти всегда спокойно шли на компромисс.
Старшие братья и сестры не могут быть единственными обладателями бурных фантазий. Моисей, как и Давид после него, еще один пример успешного младшего брата. В своем сублимированном желании свергнуть установленный египетский порядок, основанный на наследственном праве, Моисей в прямом смысле слова реализует мстительные фантазии младшего брата, когда (с Божьей помощью) все египетские первенцы умирают в десятой и заключительной эпидемии чумы. Символично, это Десятая казнь демонстрирует месть младшего ребенка, обращенную не только на старшего брата, но на сам принцип первородства, в котором старший сын пользовался наибольшим благоприятствованием только из-за их очередности рождения.
Идея ниш также помогает объяснить сиблинговую психологию единственного ребенка. Единственный ребенок воплощает родительские ожидания для обоих полов, и таким образом, символически должен восприниматься и как «сын», и как «дочь». Такой ребенок занимает несколько ниш в одно то же время. В результате такой ребенок, скорее всего, будет отображать как мужские, так и женские характеристики. Единственные дети могут быть одинокими: им не с кем поделиться внутренним миром детства, извлечь уроки из очередности или усмирением агрессии, но это не всегда так. На другом конце жизненного цикла, единственный ребенок в семье часто испытывает трудности при ухаживании за престарелыми родителями, ему не с кем делить это бремя. Но с точки зрения Юнга, ключевым элементом является то, что в отсутствие реальных братьев и сестер, они могут компенсировать и развивать более глубокие отношения со своими внутренними сиблингами, воображаемыми товарищами, которых они встречают в игре, мечтах, активном воображении и т.д. Единственные дети, у которых есть сильная связь с этими внутренними сиблингами никогда не будут чувствовать себя действительно одинокими. Единственные дети, которые не могут воображать себе этого, испытывают экзистенциальное одиночество в мире без братьев и сестер и с чрезмерной привязанностью к родителям. Некоторые из самых мощных снов, которые я когда-либо слышал, были те, в которых присутствует брат или сестра единственного ребенка. Томас Мур рассказывает сон о женщине, собирающейся замуж. Ее брат намеревался разрушить свадьбу, потому что был в нее влюблен. При этом, во внешнем мире у нее не было брата. Хелен Браммер, английский юнгианский аналитик, в настоящее время работающая в Торонто, говорит о том, как эти «ночные братья и сестры» занимают свое место в нашей психической семье. Она также задается вопросом, несут ли братья такую же эмоциональную значимость для женщин как сестры для мужчин.
Ниши могут также помочь объяснить последствия гендерного влияния старших братьев и сестер на младших. Мальчик со старшим братом (братьями) имеет тенденцию быть более «мужественным» (а также, скорее всего, стать геем); девочка со старшей сестрой (сестрами) имеет тенденцию быть более женственной.
Статья дана в сокращении, полностью она тут.