Что такое силлабо тоническая система стихосложения
Системы стихосложения. Силлабо-тоника
В конце существования силлабического стихосложения в русской поэзии на короткое время трудами, в основном, Тредиаковского появились стихи, в отличии от силлабики строящие соотносительность строк не на численности слогов, а на численности ударений. Это направление получило название «Тоника». Вскоре вследствие стихотворных реформ Тредиаковского и Ломоносова эта система преобразовалась в силлабо-тоническую, которая и поныне занимает главенствующее место в русском стихосложении. Однако в конце 18 века в русскую поэзию триумфально возвращается тоника. Сегодня эти две системы практически заполняют всё поле русской поэзии. Из-за краткости первого этапа развития тоники начнём разговор с силлабо-тонической системы стихосложения.
Попробуем сначала описать и научиться «отличать ямб от хорея», чего так и не смог сделать Евгений Онегин, а потом перейдем к более сложным вещам.
Первую группу силлабо-тонических размеров составляют ямб и хорей. Закон их построения таков: в ямбе ударения падают на четные слоги, в хорее же — на нечетные. Когда мы говорим об ударных слогах в стопах, нужно различать грамматические и ритмические ударные слога. Грамматический ударный слог – единственный в слове (здесь не учитываются односложные слова – союзы и местоимения). Ритмических ударных слогов столько, сколько стоп в строке стиха, т.е. их может быть несколько в слове. Возьмём, например, слово лега/лизи/ровАть. Оно состоит из трёх стоп (разделены делительной чертой). Грамматическое ударение падает на букву А, выделенную полужирным шрифтом и увеличенным размером. Ритмические ударные слоги выделены подчёркиванием. Грамматический слог обязательно является и ритмическим слогом.
В качестве примера ямбического стиха возьмем четверостишие О. Мандельштама:
Из полутемной залы, вдруг
Ты выскользнула в легкой шали —
Мы никому не помешали,
Мы не будили спящих слуг.
В первой строке грамматические ударения падают на четвертый, шестой и восьмой слоги; во второй — на второй, шестой и восьмой; в третьей — на четвертый и восьмой; в четвертой — на четвертый, шестой и восьмой. Как нетрудно убедиться, ударения в стихе падают только на четные слоги. При этом последнее ударение обязательно падает на восьмой слог — значит, максимальное количество ударений, которое может быть в этом стихе — четыре. Перед нами четырехстопный ямб, наиболее употребительный размер в русской поэзии.
В зависимости от максимально возможного количества ударений в стихе размер может колебаться по стопности. Вот двустопный ямб:
И колыбель Твою качали.
Аналогично строится и хорей:
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
В первой строке ударения падают на третий, пятый и седьмой слоги, во второй — на третий и седьмой, а в третьей — на третий, пятый и седьмой и, наконец, в четвертой — на третий и седьмой. Как видим, опять та же закономерность — ударения падают на нечетные слоги.
Именно эта закономерность и создает основной принцип выделения так называемых «двусложных размеров » силлабо-тонической системы русского стихосложения.
Дактиль начинается с ударного слога:
Тучки небесные, вечные странники,
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
В амфибрахии чередование ударных и безударных слогов такое: безударный, ударный, безударный, и снова — безударный, ударный, безударный:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
И, наконец, анапест, где ударный слог замыкает группу из двух безударных:
Сжала руки под темной вуалью.
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
«Побочные» ударения в трехсложных размерах встречаются гораздо чаще, где, однако, регулярность ритмообразующих ударений слишком сильна и подчиняет себе все появляющиеся «незаконные» ударения:
Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится.
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.
В этих стихах, написанных пятистопным анапестом, даже не сразу замечаешь, что на слове «тень» во втором стихе, на слове «в небе» (имеется в виду слово фонетическое, а не грамматическое) в третьем и на слове «низко» в четвертом стихе находятся ударения, не вписывающиеся в схему размера — настолько они подчинены ритмической инерции анапеста. В стопе анапеста первый слог потому и называют полуударным.
Силлабо-тоническое стихосложение
Силлабо-тоническое стихосложение – система стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. В настоящее время в русской поэзии она наиболее распространена, и все основные метры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест) существуют в рамках силлабо-тонического стихосложения.
Силлабо-тоническое стихосложение (от греч. syllabe – слог и tonos – ударение) – разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тоническом стихе различаются сильные и слабые позиции (икты и междуиктовые интервалы), первые преимущественно ударны, вторые преимущественно безударны; ударение, попадающее на слабую позицию, считается сверхсхемным ударением и допускается лишь при некоторых ограничительных условиях; наоборот, пропуски ударения на сильных местах обычно свободны и регулируются лишь естественой длиной слов в языке. Повторяющееся сочетание икта и междуиктового интервала называется стопой; в зависимости от объема интервала различаются двухсложные размеры и трехсложные размеры (…_ / _ / _… и … / _ _ / _ _ …, где «/» – сильное, а «_» – слабое место); при наличии постоянной анакрусы среди первых различаются стопы хорея ( / _ ) и ямба ( _ / ), среди вторых – дактиля ( / _ _ ), амфибрахия ( _ / _ ) и анапеста ( _ _ / ). Эта терминология заимствована из античного метрического стихосложения: с ним силлабо-тоническую систему стихосложения объединяет наличие метра, т. е. сетки сильных и слабых слоговых позиций с их предсказуемым заполнением; само силлабо-тоническое стихосложение в 19 в. часто называлось «силлабо-метрическим» (современный термин утвердился с 1910-х гг.).
С ослаблением строгости метра силлабо-тоническая система дает переходные формы, лежащие на границе с чистым тоническим стихосложением (логаэды, дольник, тактовик – размеры с переменными междуиктовыми интервалами) и с чистым силлабическим стихосложением (стих с обилием синкоп). Обычно в силлабо-тонической системе преобладают стихи равностопные (например, 4-стопный ямб), реже – урегулированные разностопные (например, чередование 4- и 3-стопного ямба) и вольный стих.
В европейском стихосложении силлабо-тоническая система формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с разлагающимся тоническим аллитерационным стихом германских языков. В народной поэзии при этом сложился 4-3-иктный дольник английских и немецких народных баллад; в книжной поэзии сперва допускались колебания в сторону тоники (у английских поэтов 12–14 вв.) и силлабики (у немецких мейстерзингеров); но к 15 в. в Англии (после Дж. Чосера) и с начала 17 в. в Германии (реформа М. Опица) силлабо-тоническое стихосложение устанавливается в строгой форме: господствующие размеры – в Англии 4-стопный ямб (от французского 8-сложника) и 5-стопный ямб (от французского 10- и итальянского 11-сложника), в Германии 4-стопный ямб и 6-стопный ямб (от французского александрийского стиха). В 1735–43 гг. (реформа В.К. Тредиаковского–М.В. Ломоносова) силлабо-тоническое стихосложение входит в русскую поэзию, вытесняя в ней силлабическое стихосложение; в 19 в. под немецким и русским влиянием оно распространяется в польской, чешской, сербохорватской, болгарской, украинской поэзии, сосуществуя в них с силлабическим стихосложением. В русском силлабо-тоническом стихосложении 18 в. господствуют 4- и 6-стопный ямб (по немецкому образцу), в меньшей степени 4-стопный хорей; с начала 19 в. осваиваются 5-стопный ямб и трехсложные размеры; с начала 20 в. − дольник.
Разные системы стихосложения
Эта статья – чистая теория, ничего особо важного с точки зрения практики стихосложения вы в ней не найдете, хотя, как мне кажется, некоторые знакомые понятия, на которые я попытаюсь обратить здесь ваше внимание, могут вам открыться с неожиданной стороны.
Итак, начнем с самого начала.
РИТМИКА – это особый раздел стиховедения, посвященный изучению стихотворного ритма. А что же такое ритм, которому посвящен весь этот сборник?
Стихотворный РИТМ – это звуковое строение конкретной стихотворной строки (стиха); общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи.
В ритмику входит изучение звучания речи с точки зрения образования ритма, а также определение ритмической единицы и ее видоизменений в конкретной СИСТЕМЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ.
А какие бывают системы стихосложения? Часто ли вы задумывались над этим вопросом? Я вот, например, как типичный Чайник, раньше об этом не задумывалась и считала, что есть только одна система стихосложения – та самая, в которой мы складываем в рифму наши мысли, украшая их разными «красивостями» поэтического языка!
Почти 90 процентов стихов, которые вы можете прочитать на нашем сайте – это примеры произведений, написанных в СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ. И почти все термины ритмики, которые у всех нас на слуху – тоже имеют отношение именно к этой системе стихосложения. Прежде, чем разобраться с силлабо-тонической системой – самой знакомой нам и наиболее понятной, определимся с такой «простой» вещью, как отличие стихотворения от прозы.
Содержание стихов поступает в наше сознание как бы смысловыми порциями, каждая порция – стих. Наше сознание при чтении стихотворения все время соизмеряет какой стих длиннее, а какой – короче, интуитивно определяет важность и вес каждой порции, ее смысловую нагрузку.
Он подошел ко мне учтиво
С лицом, серьезным ненамеренно,
С улыбкой тонкой на губах.
Сказавши: «будьте терпеливы,
Не всем дано судить уверенно
О чуждых разуму вещах,
Но на земле, как в небесах.
Душа не может быть потеряна».
(А. Беленсон, 1921г)
Соизмеряет какими мерками? Наше сознание может вести счет длине строк:
или СЛОВАМИ,
или СЛОГАМИ,
или (что уже сложнее) ГРУППАМИ СЛОГОВ – стопами.
В зависимости от этих мерок мы и различаем системы стихосложения:
1. ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ определяет стих по количеству ударений значащих слов, (в стихе сколько самостоятельных слов – столько и ударений).
В глубине, в горах
Топчет красный клена лист
Стонущий олень
Слышу плач его… во мне
Вся осенняя печаль
(танка Сарумару- Даю)
Не надо думать, что в силлабическом стихе все строки равносложны, а в тоническом равноударны: они могут быть и разной длины, важно лишь, чтобы эта разница ощущалась в первом случае в числе слогов, а во втором – в числе слов.
В истории русского стихосложения сменялись разные эпохи. Русский народный стих (песенный, речитативный и говорной) – это тонический стих. Ранний литературный стих (XVII – нач. XVIII в.) – силлабический. Классический литературный стих от Ломоносова и до самого конца XIX в. – силлабо-тонический. В стихе XX в. сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический стих.
Итак:
3. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Силлабо-тонический стих развился (не в России, а в Европе) из силлабического. Чтобы легче вести счет слогам, европейцы стали выделять некоторые слоги как опору для голоса и слуха через одинаковые промежутки. Такие выделенные слоги называются ИКТАМИ (лат. «удар») или «сильными местами» стиха (обозначим их 1), а промежуточные между ними – слабыми местами» (обозначаем 0). Сильные места в силлабо-тоническом стихе преимущественно ударны, слабые – преимущественно безударны. В какой степени «преимущественно», это зависит от данных языка. В английском и немецком языках, где слова короткие, сильные места почти всегда ударные; в русском языке, где слова длиннее, состоят из разного количества слогов, на сильных местах фонетические ударения иногда могут пропускаться.
Рассмотрим вышеприведенный пример стихотворения А. Беленсона:
Он подошел ко мне учтиво
С лицом, серьезным ненамеренно,
С улыбкой тонкой на губах.
Сказавши: «будьте терпеливы,
Не всем дано судить уверенно
О чуждых разуму вещах,
Но на земле, как в небесах.
Душа не может быть потеряна».
00 01 01 01 0
01 01 00 01 00
01 01 00 01
01 01 00 01 0
01 01 01 01 00
01 01 00 01
00 01 00 01
01 01 00 01 00
Обратите внимание, что здесь число слогов с строках – разное, число ударений значащих слов – разное, а вот число стоп (однотипных групп слогов) – одинаковое! В данном случае – это 4-х стопный ямб с вставкой безударных стоп на одноименных местах строк. О безударных стопах мы еще поговорим в следующих главах подробнее.
Общаясь с авторами сайта, я заметила, что многие из них проверяют свой ритм количеством слогов в строке. Даже программа изобретена, подсчитывающая для поэтов слоги (глупейшее изобретение!). Такой метод не всегда правилен для силабо-тонической системы. Куда важнее, чем одинаковое количество слогов, правильная последовательность ударных слогов, одинаковое количество стоп (а вовсе не слогов!) в одноименных строках!
А сейчас еще несколько важных определений:
Чередование сильных и слабых мест называется МЕТРОМ. Метр – это частный случай ритма.
Основных метров в силлабо-тонике пять: ямб (его стопа выглядит как 01), хорей (10), дактиль (100), амфибрахий (010) и анапест (001).Неосновных – о которых мы тоже чуть позже поговорим – великое множество! Запоминать их названия не так уж и важно, куда важнее понять и запомнить их структуру (схему построения) и правильно применять эти метры на практике.
В зависимости ОТ ЧИСЛА СТОП в стихотворной строке каждый метр может иметь несколько размеров. Эти стихотворные размеры различаются непосредственно на слух, а зрительно (по схеме) определяются подсчетом одинаковых групп слогов в строке.
В нашем примере (стихотворении А. Беленсона) их 4: четыре раза повторяется группа 01 (00)
РАЗМЕР – это способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Например, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб.
3. Силлабо-тоническое стихосложение
В конце существования силлабического стихосложения в русской поэзии на короткое время трудами, в основном, Тредиаковского появились стихи, в отличии от силлабики строящие соотносительность строк не на численности слогов, а на численности ударений. Это направление получило название «Тоника». Вскоре вследствие стихотворных реформ Тредиаковского и Ломоносова эта система преобразовалась в силлабо-тоническую, которая и поныне занимает главенствующее место в русском стихосложении. Однако в конце 18 века в русскую поэзию триумфально возвращается тоника. Сегодня эти две системы практически заполняют всё поле русской поэзии. Из-за краткости первого этапа развития тоники начнём разговор с силлабо-тонической системы стихосложения.
Попробуем сначала описать и научиться «отличать ямб от хорея», чего так и не смог сделать Евгений Онегин, а потом перейдем к более сложным вещам.
В качестве примера ямбического стиха возьмем четверостишие О. Мандельштама:
Из полутемной залы, вдруг
Ты выскользнула в легкой шали —
Мы никому не помешали,
Мы не будили спящих слуг.
В зависимости от максимально возможного количества ударений в стихе размер может колебаться по стопности. Вот двустопный ямб:
И колыбель Твою качали.
Аналогично строится и хорей:
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
В первой строке ударения падают на третий, пятый и седьмой слоги, во второй — на третий и седьмой, а в третьей — на третий, пятый и седьмой и, наконец, в четвертой — на третий и седьмой. Как видим, опять та же закономерность — ударения падают на нечетные слоги.
Именно эта закономерность и создает основной принцип выделения так называемых «двусложных размеров » силлабо-тонической системы русского стихосложения.
Дактиль начинается с ударного слога:
Тучки небесные, вечные странники,
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
В амфибрахии чередование ударных и безударных слогов такое: безударный, ударный, безударный, и снова — безударный, ударный, безударный:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
И, наконец, анапест, где ударный слог замыкает группу из двух безударных:
Сжала руки под темной вуалью.
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
«Побочные» ударения в трехсложных размерах встречаются гораздо чаще, где, однако, регулярность ритмообразующих ударений слишком сильна и подчиняет себе все появляющиеся «незаконные» ударения:
Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится.
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.
В этих стихах, написанных пятистопным анапестом, даже не сразу замечаешь, что на слове «тень» во втором стихе, на слове «в небе» (имеется в виду слово фонетическое, а не грамматическое) в третьем и на слове «низко» в четвертом стихе находятся ударения, не вписывающиеся в схему размера — настолько они подчинены ритмической инерции анапеста. В стопе анапеста первый слог потому и называют полуударным.
Что такое силлабо тоническая система стихосложения
В классической русской литературе силлабо-тоническая система стихосложения является наиболее распространенной. Причина тому легко объяснима – данный стиль написания стихов сочетает в себе в качестве рифмообразующего элемента и ударение, и количество слогов. До появления данной системы большинство произведений отечественных поэтов сначала писались в тоническом стиле, где главное внимание уделялось интонации, ударениям в словах, рифма же была совсем необязательной. После, под влиянием, главным образом, польской культуры, появилась силлабическая система стихосложения. Ее суть заключалась в использовании в каждом стихе строфы одинакового или периодически повторяющегося количества слогов. Но данный стиль был применим лишь там, где все слова имели фиксированное ударение, что не относится к русскому языку. Так что, уже в начале восемнадцатого века в творчестве многих поэтов начинает формироваться новый стиль — силлабо-тоническая система стихосложения. Одним из его основателей является В.К. Тредиаковский, который делал свои открытия в поэзии на основании изучения русского народного стиха. Именно его перу принадлежат первые произведения, написанные с использованием силлабо-тонической системой стихосложения, среди которых и следующие строки:
Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Ибо все днесь мне её доброты
Мыслить умом есть много охоты!
Учения В.К. Тредиаковского продолжил и довел до совершенства М.Ю. Ломоносов. Именно он определил, что в силлабо-тонической системе стихосложения имеет значение количество слогов, а так же ударения, которые разбивают эти слоги на определенные размеры (стопы) – хорей, ямб, амфибрахий, дактиль и анапест.
Хорей в силлабо-тонической системе стихосложения – это двухсложный слог с ударением на первом слоге. Его часто использовал М.Ю. Лермонтов в своих стихотворениях:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Ещё один двухсложный слог силлабо-тонической системы стихосложения называется ямб. От хорея он отличается тем, что имеет ударение на второй слог, как в произведении Ф.И. Тютчева:
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
Но еще М.Ю. Ломоносову было очевидно, что передать все разнообразие и красоту русского языка с помощью только лишь двухсложных стоп невозможно, поэтому им были определены трехсложные — амфибрахий, дактиль и анапест. Амфибрахий в силлабо-тонической системе стихосложения представляет собой трехсложную стопу с ударением на втором слоге. Каждому известно стихотворение Н.А. Некрасова, написанное в этом стиле:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
Дактиль – трехсложная стопа с ударением на первом слоге, а анапест, соответственно, на последнем, то есть, третьем. Конечно, силлабо-тоническая система стихосложения имеет массу других размеров, появившихся благодаря развитию поэзии в нашей стране и позволяющую в максимально точно передать те мысли и чувства, которые испытывает автор.