Что такое силлабо тоника

силлабо-тоника

Полезное

Смотреть что такое «силлабо-тоника» в других словарях:

силлабо-тоника — [от греч. syllabe – слог и слова тоника] – система стихосложения, при которой строение стиха определяется количеством слогов и расположением (не количеством). ударений; эта система наиболее принята в русской поэзии с 18 в. (Тредьяковский,… … Словарь иностранных слов русского языка

Силлабо-тоника — … Википедия

силлабо-тоника — … Словарь синонимов

Силлабо-тоническое стихосложение — (греч. συλλαβη слог и τονος ударение) одна из разновидностей тонич. стихосложения, осн. на упорядоч. чередовании сильных и слабых мест в стихе; сильное место в С. Т. С. равно одному слогу, слабое одному или двум слогам, первые преимущ. ударны,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Силлабо-тоническое стихосложение — (от греческого «συλλαβή» «слог» и «τόνος» «ударение») способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например: Науки юношей питают,… … Википедия

СТИХОСЛОЖЕНИЕ — СТИХОСЛОЖЕНИЕ, версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (см. Стих), соотносимые и соизмеримые между… … Литературный энциклопедический словарь

Тоническое стихосложение — (от греч. tоnos ударение) система стихосложения (См. Стихосложение), в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т. с. употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим… … Большая советская энциклопедия

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — (от греч. tónos — ударение), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т. е. полнозначных слов (изотонизм); количество безударных слогов между ударными произвольно. Наряду с силлабическим стихосложением является… … Литературный энциклопедический словарь

СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА — Одним из результатов проникновения точного знания в гуманитарные науки ХХ в. стало продуктиввое развитие теории стихосложения, превращение ее в самостоятельную дисциплину. Первый расцвет теории стиха начался в 1910 1920 е гг. под влиянием… … Энциклопедия культурологии

Тоническое стихосложение — (от греч. τονος ударение) 1) Стихосложение, осн. на соизмеримости строк по числу ударений (полнозначных слов), кол во безударных слогов между ударными относит. произвольно. В тонич. стихе любая гр. слогов, подчиненная одному ударению, равна любой … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Источник

Силлабо-тоническое стихосложение

Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние (от греческого «συλλαβή» — «слог» и «τόνος» — «ударение») — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
М. В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747)

Содержание

Терминология

Стопа

Стопа́ (букв. перевод др.-греч. πους или лат. pes — нога, стопа, ступня; ступень; степень) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).

Стихотворный размер

Стихотворный размер — правило чередования слабых и сильных слогов в стихе. По традиции, пришедшей из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных. Например, приведенное выше стихотворение Ломоносова написано четырехстопным ямбом, то есть имеет следующую метрическую структуру:

__ _́_ · __ _́_ · __ __ · __ _́_

где __ — безударный слог, а _́_ — ударный слог.

Метр и ритм в стихе

Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы. Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

Например, в следующем стихотворении, написанном шестистопным ямбом, в третьей стопе ударение пропущено, а в четвертой — наоборот, добавлено.

Скучна́ мне о́ттепель; во́нь, гря́зь — весно́й я бо́лен.__ _́_ · __ _́_ · __ __ · _́_ _́_ · __ _́_ · __ _́_ __
А.С. Пушкин

Получающаяся последовательность ударных и безударных слогов называется ритмикой стиха, а схема, по правилам которой эта последовательность строится — метрикой стиха

История развития силлаботоники

В европейском стихосложении силлабо-тоническая система формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с тоническим аллитерационным стихом германских языков. Окончательно силлаботоника в Англии устанавливается в XV веке после Дж. Чосера, а в Германии — с начала XVII века в связи с реформой М. Опица.

Применительно к русскому языку правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). Именно Ломоносов создал стройную систему русского стихосложения, в частности, установив метр, опираясь на работу Тредиаковского, а также на опыт новоевропейской литературы.

В XIX веке силлабо-тоническое стихосложение безраздельно господствовало в русской поэзии; выделялись лишь немногочисленные эксперименты с имитацией народных и античных размеров, например, гекзаметр в переводах «Илиады» и «Одиссеи» Гнедича, стих «Песен западных славян» Пушкина.

До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры, трёхсложные размеры стали активно использоваться впервые в поэзии Некрасова.

Как реакция на господство на рубеже XIX—XX веков возникает противоположная тенденция к ослаблению и размыванию рамок стихотворной организации, возрождается тоника.

См. также

Что такое силлабо тоника. Смотреть фото Что такое силлабо тоника. Смотреть картинку Что такое силлабо тоника. Картинка про Что такое силлабо тоника. Фото Что такое силлабо тоника

Полезное

Смотреть что такое «Силлабо-тоническое стихосложение» в других словарях:

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — разновидность тонического стихосложения, основано на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых безударные слоги.… … Большой Энциклопедический словарь

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — СИЛЛАБО ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. На сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически… … Современная энциклопедия

Силлабо-тоническое стихосложение — СИЛЛАБО ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. На сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

силлабо-тоническое стихосложение — разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых безударные слоги.… … Энциклопедический словарь

Силлабо-тоническое стихосложение — (от греч. syllabe слог и tónos ударение) одна из форм тонического стихосложения (См. Тоническое стихосложение), основанное на регулярном чередовании сильных слогов, по которым распределяются ударения, и слабых, на которые ударения не… … Большая советская энциклопедия

силлабо-тоническое стихосложение — СИЛЛАБО ТОНИ´ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ´НИЕ (от греч. συλλαβή слог и τόνος ударение) буквально слогоударное стихосложение, одно из названий системы русского классического стиха, введенной реформой Тредиаковского Ломоносова. Это название утвердилось в… … Поэтический словарь

силлабо-тоническое стихосложение — (от греч. syllabe слог и tonos ударение) система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе; на сильных местах метра располагаются, как правило, ударные, на слабых безударные слоги. Рубрика:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — (от греч. syllabē — слог и tónos — ударение), разновидность тонического стихосложения, основанное на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо тоническом стихе различаются сильные и слабые позиции (икты и … Литературный энциклопедический словарь

Силлабо-тоническое стихосложение — (греч. συλλαβη слог и τονος ударение) одна из разновидностей тонич. стихосложения, осн. на упорядоч. чередовании сильных и слабых мест в стихе; сильное место в С. Т. С. равно одному слогу, слабое одному или двум слогам, первые преимущ. ударны,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

силлабо-тоническое стихосложение — (от греч. syllabe слог и tonos ударение) стихосложение, основанное на правильном чередовании ударных и безударных слогов (см. сильное место и слабое место). Последовательность групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает… … Словарь литературоведческих терминов

Источник

Эволюция стиха. Силлабика и тоника

Оригинал записи тут https://vk.com/wall-120581406_522

Позанудствую. Вдруг кому-то интересно.

*Древнегреческие поэты писали совсем не такие стихи, как мы пишем сейчас. И всё-таки это тоже стихи.
*До Ломоносова в России стихов в их современном понимании не было.
*Большинство современных стихотворений написано в силлабо-тонической системе стихосложения (да, есть такой страшный зверь). А то, что написано не в ней, называется страшным словом «верлибр» и мало похоже на нечто, традиционно называемое стихом.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ. КАК ЭТО БЫЛО.

Не будем грузиться греческими терминами. Будем – английскими. Английский всё-таки знают больше людей на планете. Итак, syllable – это слог. В силлабическом стихосложении нам важен только один показатель – сколько слогов у нас в строчке. И всё. Нам не важно, куда при этом падает ударение. Мы игнорируем все наши любимые ямбы и хореи и уж тем более дактили с антидактилями. Их ещё нет. Потому что у нас нет учёта ударения.

Если строки рифмуются одна за другой попарно, то логично, что в каждой строке одинаковое количество слогов. Если рифмовка сложнее, например:
a
b
a
b,
то допускается, что в строках с разной рифмой может быть разное количество слогов. Например, строки с рифмой a имеют 12 слогов. А строки с рифмой b – 14.

Для современного человека силлабический стих звучит патетично и театрально, поэтому и используется в большинстве случаях для декламационной речи в театрах.

ТОНИКА. УДАРЕНИЕ. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ.

Возникает вопрос – а что, раньше разве не было ударений? Да, вообще-то в той латыни, на которой разговаривали в Древнем Риме, ударений в современном их понимании не было. Та же история и с древнегреческим. Тогда слоги делились на короткие и долгие. Условная «ударность» слога определялась его длительностью. Впоследствии долгий слог стал тем, что мы называем ударным.

Естественно, нет ударения – нет и силлабо-тонической системы. В европейских языках она сформировалась только в 15-17 веках. Так что в России до Ломоносова действительно понятия стихотворения в привычном для нас смысле не было.

ЭВОЛЮЦИЯ СТИХОТВОРНЫХ РАЗМЕРОВ

А как же все эти ямбы с хореями, дактили с антидактилями? Их что, получается, тоже не было? Они очень даже были ещё в Древней Греции. Только понятие ударности было тождественно понятию длительного слога. И пришли эти понятия к нам из греческой драматургии. Почему?

Театр – это не только стих. Это ещё и музыка. И можно сколько угодно сочинять силлабические стихи. Но годиться они будут только для чтения и декламации. А ложиться в ритмический музыкальный рисунок не будут. Поэтому именно греческие поэты-драматурги разработали метрическую систему стихосложения. В ней строки, которые не имели ударения (особенность древнегреческого языка), были чётко выверены по своей длительности.

Из-за особенностей русского языка невозможно применить метрическую систему к нашему стихосложению, хотя такие попытки были. Но из греческой метрической системы к нам пришли такие понятия, как стопа и стихотворные размеры.

Источник

Что такое силлабо тоника

Что такое силлабо тоника. Смотреть фото Что такое силлабо тоника. Смотреть картинку Что такое силлабо тоника. Картинка про Что такое силлабо тоника. Фото Что такое силлабо тоника

Силлабо-тоническая система стихосложения

Заслуга преобразования русского стиха принадлежит В.К.Тредиаковскому и особенно М.В.Ломоносову. Тредиаковский еще в 30-е годы 18-го века выступил со стихами, основанными на отличных от силлабической системы принципах стихосложения. Изучив строение русского народного стиха, он первый пришел к выводу, что для русского стихосложения закономерен тонический принцип.

Итак, основных размеров русского классического стиха пять: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Подробнее о них можно прочесть в разделе размеры стиха.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Силлабо-тоническое стихосложение

Что такое силлабо тоника. Смотреть фото Что такое силлабо тоника. Смотреть картинку Что такое силлабо тоника. Картинка про Что такое силлабо тоника. Фото Что такое силлабо тоника

Силлабо-тоническое стихосложение – система стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. В настоящее время в русской поэзии она наиболее распространена, и все основные метры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест) существуют в рамках силлабо-тонического стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение (от греч. syllabe – слог и tonos – ударение) – разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тоническом стихе различаются сильные и слабые позиции (икты и междуиктовые интервалы), первые преимущественно ударны, вторые преимущественно безударны; ударение, попадающее на слабую позицию, считается сверхсхемным ударением и допускается лишь при некоторых ограничительных условиях; наоборот, пропуски ударения на сильных местах обычно свободны и регулируются лишь естественой длиной слов в языке. Повторяющееся сочетание икта и междуиктового интервала называется стопой; в зависимости от объема интервала различаются двухсложные размеры и трехсложные размеры (…_ / _ / _… и … / _ _ / _ _ …, где «/» – сильное, а «_» – слабое место); при наличии постоянной анакрусы среди первых различаются стопы хорея ( / _ ) и ямба ( _ / ), среди вторых – дактиля ( / _ _ ), амфибрахия ( _ / _ ) и анапеста ( _ _ / ). Эта терминология заимствована из античного метрического стихосложения: с ним силлабо-тоническую систему стихосложения объединяет наличие метра, т. е. сетки сильных и слабых слоговых позиций с их предсказуемым заполнением; само силлабо-тоническое стихосложение в 19 в. часто называлось «силлабо-метрическим» (современный термин утвердился с 1910-х гг.).

С ослаблением строгости метра силлабо-тоническая система дает переходные формы, лежащие на границе с чистым тоническим стихосложением (логаэды, дольник, тактовик – размеры с переменными междуиктовыми интервалами) и с чистым силлабическим стихосложением (стих с обилием синкоп). Обычно в силлабо-тонической системе преобладают стихи равностопные (например, 4-стопный ямб), реже – урегулированные разностопные (например, чередование 4- и 3-стопного ямба) и вольный стих.

В европейском стихосложении силлабо-тоническая система формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с разлагающимся тоническим аллитерационным стихом германских языков. В народной поэзии при этом сложился 4-3-иктный дольник английских и немецких народных баллад; в книжной поэзии сперва допускались колебания в сторону тоники (у английских поэтов 12–14 вв.) и силлабики (у немецких мейстерзингеров); но к 15 в. в Англии (после Дж. Чосера) и с начала 17 в. в Германии (реформа М. Опица) силлабо-тоническое стихосложение устанавливается в строгой форме: господствующие размеры – в Англии 4-стопный ямб (от французского 8-сложника) и 5-стопный ямб (от французского 10- и итальянского 11-сложника), в Германии 4-стопный ямб и 6-стопный ямб (от французского александрийского стиха). В 1735–43 гг. (реформа В.К. Тредиаковского–М.В. Ломоносова) силлабо-тоническое стихосложение входит в русскую поэзию, вытесняя в ней силлабическое стихосложение; в 19 в. под немецким и русским влиянием оно распространяется в польской, чешской, сербохорватской, болгарской, украинской поэзии, сосуществуя в них с силлабическим стихосложением. В русском силлабо-тоническом стихосложении 18 в. господствуют 4- и 6-стопный ямб (по немецкому образцу), в меньшей степени 4-стопный хорей; с начала 19 в. осваиваются 5-стопный ямб и трехсложные размеры; с начала 20 в. − дольник.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *